12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мещерякова Галина Викторовна677
Россия, Воронежская обл., Аннинский р-он, с. Новый Курлак

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новокурлакская средняя общеобразовательная школа

Аннинского района Воронежской области














Программа

детского пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»



Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: июнь 2019 г.

 





Составитель программы:

Мещерякова Г.В.,

воспитатель лагеря













С.Новый Курлак, 2019 г.

Пояснительная записка


В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

модернизацией старых форм работы и введением новых;

необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.


Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают 20 обучающихся.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7-12 лет.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.

Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.


Цель:

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина.

Задачи:

Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.

Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.

Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.

Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, овладение навыками исследовательской деятельности;

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Изучение исторического прошлого села Новый Курлак, формирование чувства гордости, любви к родному краю;

Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря «Солнышко».

Итак, девиз нашего школьного оздоровительного лагеря:

«Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!»


Принципы:

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

Активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Безусловная безопасность всех мероприятий

Учет особенностей каждой личности

Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.


Функциональные обязанности сотрудников лагеря.

Начальник лагеря:

Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;

Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.

Воспитатель:

Обеспечивает реализацию плана работы;

Обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;

Несёт материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Физ. руководитель:

Проводит оздоровительную утреннюю зарядку;

Организовывает и проводит спортивно – массовые мероприятия: спартакиада, личные первенства, весёлые старты,

Основные формы реализации программы

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни.

В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.




Механизм реализации программы

I этап: подготовительный – май

Этот этап характеризуется тем, что за месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;

разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Солнышко»;

подготовка методического материала для работников лагеря;

отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап: организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

запуск программы «Солнышко»;

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

сплочение отряда;

формирование законов и условий совместной работы;

подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

III этап: основной этап включает реализацию основных положений программы - июнь.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

познают, отдыхают, трудятся;

делают открытия в себе, в окружающем мире;

помогают в проведении мероприятий;

учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

развивают способность доверять себе и другим;

укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

IV. Заключительный этап – июнь

Основной идеей этого этапа является:

подведение итогов смены;

выработка перспектив деятельности организации;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.


Сведения об участниках (социальный состав воспитанников)


Всего детей – 20

Из них:

из многодетных семей – 5

малообеспеченных семей – 10

из семей беженцев, переселенцев – 1,

из числа детей-сирот – нет,

из числа детей (опекаемых) – 1,

из семей чернобыльцев – нет,

из семей одиноких родителей – 3

из семей участников межнациональных конфликтов – нет,

детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) – нет

детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – нет,

состоящих на учете в милиции – нет,

состоящих на учете в школе – нет.


Сроки и условия пребывания.

Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования и местного бюджета.


Условия реализации программы.

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

Устав МКОУ «Новокурлакская СОШ»

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Приказы Управления образования.

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Заявления от родителей.

Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

Акт приемки лагеря.

Планы работы.


Материально-технические условия предусматривают:



Применение

Источник финансирования и материальная база


Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классные кабинеты

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, линейка

(в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

ФАП (Фельдшерско-акушерский пункт)

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинские работники ФАП.

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед.

Фонд социального страхования, местный бюджет

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Воспитатели

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал


Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

начальник лагеря,

заместитель директора по ВР

Кураторы отрядов:

воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

Методические условия предусматривают:

наличие необходимой документации, программы, плана;

проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

коллективные творческие дела

творческие мастерские;

индивидуальная работа;

тренинги;

деловые и ролевые игры





Диагностика


Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря и воспитателей.


Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.


Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

Цветопись

























Основное содержание программы


п/п

Название блока


Краткое описание


Здоровым быть модно

Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения. алкоголизма;

проведение утренней зарядки, спортивные соревнования;

С-витаминизация, сбор и сушка растений.

Необычное в обычном

Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей.

Необычное в обычном

Художественно – творческая деятельность

Конкурсные мероприятия, посещение музеев, организация концертов, участие в мероприятиях.

Экологическая работа

Выпуск газеты, экологические рейды-защита муравейников, уборка территорий школы и села, изучение растений своей местности.

Туристско – краеведческая работа

Посещение исторических мест Новокурлакского сельского поселения, походы и экскурсии

Работа на пришкольном участке

Полив, рыхление, прополка участка и клумб, сбор и сушка зелени.


Отражение работы в средствах массовой информации

Создание лагерной странички в сайте школы, публикация заметок на страницах выпуск летнего номера школьной газеты.

Ритуалы лагеря

Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня, подъём и спуск государственного флага РФ отличившимися воспитанниками.

Физкультурно– оздоровительная работа


Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работ;

Выработка и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья

Эстетическое направление

Пробуждать в детях чувство прекрасного;

Формировать навыки культурного поведения и общения;

Прививать детям эстетический вкус.

Физкультурно – оздоровительная работа

Основные формы организации:

Утренняя гимнастика (зарядка).

Спортивная игры на стадионе, спортивной площадке.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Эстафеты (спортивная игра «Спорт любить – сильным и здоровым быть» «Веселые старты»).

Тематический день «День здоровья».

Соревнования «Красный, жёлтый, зелёный».

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.


Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

Посещение музеев, выставок, концертных программ;

Конкурсы: загадок, рисунков, поделок;

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»;


Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

Конкурсные программы («В мире загадок», «Радуга»)

Творческие конкурсы (Конкурс рисунков, «Чудеса природы»)

Игровые творческие программы («В кругу друзей», «В гостях у Берендея»)

Творческие игры («Суперхозяюшка»)

Праздники «Праздник детства», «Фольклор и мы», «Моя любимая Россия»

Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.


Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период

Список используемой литературы:


Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.

Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008


































Приложение 1

План мероприятий

ДОЛ «Солнышко» при МКОУ Новокурлакская СОШ



01.06

02.06

03.06

04.06

День открытия лагеря

1. Торжественная линейка, посвящённая открытию лагеря.

2.Праздник «Здравствуй, лето!»

3. Рисунки на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

4. Инструктажа по ТБ и поведению в лагере.

День рождения детства

1.Праздничная программа в СДК «Волшебный мир детства»

2. Весёлые сказочные эстафеты.

3. Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес».

4. «Наша визитная карточка».Оформление уголков

День знатоков


1. Конкурсная программа «В мире загадок»

2.Экскурсия на луг. Разнообразие цветов в природе.

3.Знание ППД – основа безопасности на дороге.

4. Игра «Крестики-нолики»

День здоровья


1. Развлекательная программа «Летние забавы»

2. Игра «Поле Чудес в стране Здоровья»

3. Изготовление коллажа «Мы за здоровый образ жизни!»

4. Шахматный турнир.

05.06

06.06

07.06

08.06

День окружающей среды

1. Правила поведения в лесу.

2. Поход в лес. Акция «Порядок»

3.Лесной турнир.

4.Конкурс рисунков «Береги лес»

День сказок


1. Спортивный час.

2.Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

3.Конкурсы и п/игры по сказкам.

4.Карнавал сказочных героев.

День друзей


1.Игровая программа «В кругу друзей»

2. Исполнение песен о дружбе.

3. Составление памятки «Законы дружбы»

4. Час спорта.

День приключений


1. Игры с мячами и шарами.

2. Весёлое путешествие с пиратами.

3.Просмотр мультфильмов

4. Игра «Казаки-разбойники»

9.06

10.06

11.06

12.06

День творчества


1.Занятия в творческой мастерской.

2.Спортивные игры на стадионе.

2. Конкурс поделок из природного материала

3. Конкурс «Супер хозяюшка»

День игр и развлечений

1. Игра «Казаки-разбойники»

2.Игра «Поле чудес»

3.«Раз, два, три, четыре, пять … начинаем мы играть»

4.Шахматно-шашечный турнир

День старины


1. Час в музее

2. Развлечение «Фольклор и мы»

3.Народные игры и хороводы.

4. Викторина «Люби и знай родной край»

День России


1. Флешмоб «Вперёд, Россия»

2. Рисунки на асфальте «Россия – Родина моя»

3.Весёлые старты.

4. Викторина «Моя любимая Россия»

13.06.

14.06

15.06

16.06

День воды


1.Игровая программа «Вода, вода, кругом вода».

2. Рыбалка на пруду.

3. Подарки для Нептуна

(изготовление поделок)

4.Спортивные игры

День животных


1. Акция «Защита муравейников»

2. Зооэстафета

3.Игра «Зоопарк»

4.Посещение библиотеки, работа с энциклопедиями

День безопасности


1.Игра-путешествие «Знатоки дорожной азбуки».

2. Мультфильм «Про котёнка Женю и правила движения».

3. Правила поведения на улице (беседа)

4. П/игры на улице

День экскурсий


1. Правила безопасности во время экскурсий

2.Экскурсия в Анну

Посещение памятных мест, связанных с войной

Отдых в парке «Солнышко»

17.06

18.06

19.06

20.06

День загадок и испытаний

1.Ребусы и шарады.

2. «Звёздные тайны» Экскурсия в планетарий

3.Игра «Поиск сокровищ»

4. Просмотр мультфильмов


День музыки


1.Час творчества. Разучивание танцев.

2. Игра «Угадай мелодию»

3. Русские народные хороводы

4. Настольные игры

День радуги


1. Почему радуга разноцветная.

2.Игровая программа «Радуга»

3. Радуга на асфальте (конкурс рисунков)

4. Подготовка к закрытию лагерной смены

День спорта


1. Минута здоровья «Мы за ЗОЖ!»

2.Малые Олимпийские игры.

3. Шахматно-шашечный турнир

4.Спортивные танцы

21.06

День расставания


1. Просмотр слайдов о прошедших днях, анкетирование.

2. Праздничная программа, посвящённая закрытию лагеря. Подведение итогов.

3.Операция «Порядок»

4.Игры, танцы.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.