Программа дополнительного образования
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2025 г. Рук. МО___О. А. Савицкая | Согласовано ЗД по УВР ________А. Ю. Васильева «_____» _________2025 г. | Утверждаю директор ________ Н. В. Сухарь «_____» _________2025 г.
Приказ № ____от «___» ____2025 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу коррекционно-развивающей области «Мир открытий»
Уровень образования (класс): начальный 2
Количество часов 67
Педагог дополнительного образования/педагог – психолог Шереметьева Наталья Боймуродовна
Программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 1 этап.
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
- Основное содержание:
- Цели и задачи программы психолого-педагогическое сопровождение «Мир открытий»;
- Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Мир открытий» в плане общеобразовательной программы;
Планируемые результаты освоения;
Систему оценки достижения планируемых результатов;
II. Содержательный раздел
2.1 Направление работы;
2.2 Методы работы;
- Организационные условия проведения занятий;
- Ожидаемые результаты;
- Сроки выполнения
2.3 Содержание программы;
- Форма отчета.
III. Организационный раздел
3.1 Календарно-тематический план занятий
IV. Теоретическое обоснование
Список литературы.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу для составления программы сопровождения составляют:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития основного образования 1-4 класс (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития основного образования 5-9 класс (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (Гигиенические нормативы);
Санитарных правил СП 2.4.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
Программа направленна на формирование:
- личностного отношения младшего школьника к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил поровну);
- доброжелательных взаимоотношений между детьми, обучение коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;
- социально-культурных норм (необходимость здороваться, прощаться, называть работников школьного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу);
- опрятности у детей, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком;
- умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать);
- положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других.
Основное содержание:
Категория участников: обучающиеся с умеренными интеллектуальными нарушениями.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс формирования способностей ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, строить позитивные отношения, выражать собственные мысли и чувства, понимать эмоциональные состояния других, решать конфликты мирным путем и адаптироваться к различным социальным ситуациям.
Основные аспекты социально-коммуникативного развития:
1. Эмоциональная сфера
Развитие способности распознавать эмоции окружающих и осознавать собственные переживания, умение контролировать свое поведение и реагировать адекватно ситуации.
2. Коммуникационные навыки
Овладение речью, невербальной коммуникацией (жесты, мимика), способность устанавливать контакт с разными людьми, обмениваться информацией и поддерживать диалог.
3. Навыки взаимодействия и сотрудничества
Умение играть вместе, учитывать интересы других детей, сотрудничать в совместной деятельности, помогать другим, делиться игрушками и материалами.
4. Развитие нравственных качеств
Формирование представлений о добре и зле, справедливости, честности, уважении к старшим и сверстникам, ответственности за свои поступки.
5. Адаптация к социальной среде
Способность адаптироваться к новым условиям жизни, следовать правилам поведения в обществе, соблюдать нормы этикета и общепринятые правила общения.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие является основой успешного функционирования ребенка в социуме, залогом гармоничного личностного роста и дальнейшего благополучного взросления.
Цель настоящей программы: формирование умения общаться друг с другом и взрослыми. Освоение правил поведения в социуме.
Задачи программы:
• Формирование навыков освоения школьных правил;
• Формирование коммуникативной мотивации;
• Закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
• Коррекция нежелательных форм поведения.
Основные направления работы:
Социальная-коммуникативная адаптация, а именно:
- Создание условий для формирования дружелюбия и сотрудничества между детьми;
- Овладение элементарными правилами общения.
Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Мир открытий» в плане общеобразовательной программы.
Настоящая Программа является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта основного образования 1-4 класса (вариант 1) КГКОУ ШИ 11 начального общего образования и состоит из:
‒ планируемых результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения;
‒ содержания программы психолого-педагогического сопровождения;
‒ календарно-тематического планирования.
1.2 Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Сформированность навыков освоения школьных правил;
Сформированность коммуникативной мотивации;
Сформированность коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
Сформированность нежелательных форм поведения.
1.3 Оценка личностных результатов
Личностные адаптационные результаты включают овладение второклассниками учебными правилами и социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Основой оценки служит анализ адаптации ребенка к школьной среде. Критериальным аппаратом служит классификатор освоенных первоклассником правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Результаты анализа представлены в условных единицах:
0 баллов - представление (навык, действие) отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - имеется элементарное представление, смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно применяет знание (действие) по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен применить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно применять знания (действия) в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять знания (действие), но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет знания (действия) в любой ситуации.
ФИ | Формирование навыков освоения школьных правил работы по образцу и т.д.) | Формирование коммуникативной мотивации правил | Закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях | Коррекция нежелательных форм поведения |
II. Содержательный раздел
2.1 Направление работы
Программа социально-коммуникативного развития направлена на формирование следующих компетенций: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности школьника.
2.2 Методы работы
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техника и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры. На занятиях используются различные формы работы с обучающимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать правила школы и пространство класса. Занятия содержат развивающие, коррекционные и диагностические задания. Использование сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию социальных ролей.
Таким образом, программа коммуникативного развития помогает детям осваивать социальные нормы и эффективно взаимодействовать в классе, закладывая основы успешной социализации и адаптации в обществе.
Организационные условия проведения занятий
Программа дает возможность второкласснику освоить новую социально-коммуникативную роль ученика и успешно освоить школьные нормы поведения.
Форма проведения занятия: наблюдение, беседа, практическое занятие, занятие-игра.
Срок освоения программы: 1 год. Режим занятий: 2 занятия в неделю. Общая продолжительность занятия - 40 минут.
Этапы реализации программы:
В каждое занятие включены упражнения, направленные на социально-коммуникативное. Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощание.
I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик: Наблюдение. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»; методика «Метаморфозы» при исследовании личностных мотивов, потребностей, опасений у детей. Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи». Методика А.И Баркана «Рисунок школы».
II этап. Коррекционный. Развивающие занятия проводятся с обучающими в рамках целостного подхода реализации программы. Коррекционная работа направленна на развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков обучающихся. Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач. Коррекционный этап включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков
Раздел 4. Заключительная часть.
III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.
Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 1 раз в неделю по 40 минут. Программа является частью психологического сопровождения психокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программа может варьироваться и пролонгироваться.
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Занятия по форме напоминают учебно-игровую структуру, включают в себя: диагностические методики; ролевые игры; дискуссии; рисуночная арт-терапия; моделирование образцов поведения; метафорические истории и притчи.
Занятия проводятся в подготовленном кабинете. Необходимые условия для занятий такие же, как для любого стандартного тренинга: безопасное, достаточно просторное помещение. Наличие необходимого технического оснащения.
Ресурсы необходимые для реализации программы:
- учебные и методические материалы;
- материально – техническое оснащение для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий);
- информационное обеспечение программы (библиотека, Интернет и др.).
Программа коррекционно-развивающей деятельности может быть дополнена вариативным компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную деятельность обучающихся, тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные игры; консультации педагога, родителей.
Ожидаемые результаты
• Сформированность навыков освоения школьных правил;
• Сформированность коммуникативной мотивации;
• Сформированность коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
• Сформированность нежелательных форм поведения.
Сроки выполнения
Срок реализации программы: 2025 – 2026 учебный год.
2.3 Содержание программы
№ п/п | Наименование | Содержание | Количество часов |
1 четверть (16занятий) | |||
1. | Социальные нормы и поведение | Усвоение норм поведения в обществе, понимание правил хорошего тона, этикета и безопасности | 16 ч. |
2 четверть (16 занятий) | |||
2. | Коммуникативные умения | Формирование навыков общения, умение вести диалог, слушания и понимания речи собеседника | 16 ч. |
3 четверть (22 занятий) | |||
3. | Эмоциональное развитие | Научиться распознавать собственные эмоции и понимать чувства окружающих. | 22ч. |
4 четверть (14 занятий) | |||
4. | Межличностные отношения | Развивать навыки сотрудничества, дружбу, взаимопомощь и разрешение конфликтов. | 13 ч. |
III. Организационный раздел
3.1 Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 четверть (16 занятий) | |||
1 | Приветствие. Нормы поведения дома и в гостях. | 1 | 03.09.2025 |
2 | Понятие хороших манер. | 1 | 05.09.2025 |
3 | Зачем нужны правила поведения? | 1 | 10.09.2025 |
4 | Табу и запреты в поведении. | 1 | 12.09.2025 |
5 | Этикет приёма пищи. | 1 | 17.09.2025 |
6 | Внешний вид и аккуратность. | 1 | 19.09.2025 |
7 | Безопасность в общественных местах. | 1 | 24.09.2025 |
8 | Посещение театра, музея, библиотеки. | 1 | 26.09.2025 |
9 | Почему важно соблюдать очередь? | 1 | 01.10.2025 |
10 | Соблюдение порядка и чистоты вокруг себя. | 1 | 03.10.2025 |
11 | Экология и бережное отношение к природе. | 1 | 08.10.2025 |
12 | Необычные случаи нарушения правил и последствия. | 1 | 10.10.2025 |
13 | Детская безопасность на улице и транспорте. | 1 | 15.10.2025 |
14 | Проблемы агрессии и способы реагирования. | 1 | 17.10.2025 |
15 | Чистота закон здоровья. | 1 | 22.10.2025 |
16 | Подведение итогов: игра-путешествие по правилам поведения. | 1 | 24.10.2025 |
| 2 четверть (16 занятий) | | |
17 | Что такое эмоции? Какие бывают эмоции? | 1 | 05.11.2025 |
18 | Радость и удовольствие. | 1 | 07.11.2025 |
19 | Гнев и раздражение. | 1 | 12.11.2025 |
20 | Страх и тревога. | 1 | 14.11.2025 |
21 | Печаль и грусть. | 1 | 19.11.2025 |
22 | Удивление и интерес. | 1 | 21.11.2025 |
23 | Игры на выражение эмоций мимикой и жестами. | 1 | 26.11.2025 |
24 | Понимание чувств другого человека. | 1 | 28.11.2025 |
25 | Мои желания и потребности. | 1 | 03.12.2025 |
26 | Контроль собственных эмоций. | 1 | 05.12.2025 |
27 | Как выразить свои чувства словами. | 1 | 10.12.2025 |
28 | Играем роли - передача эмоциональных состояний. | 1 | 12.12.2025 |
29 | Изучение сказочных персонажей и их переживаний. | 1 | 17.12.2025 |
30 | Учимся сопереживать другим людям. | 1 | 19.12.2025 |
31 | Кто Я? Особенности моей личности. | 1 | 24.12.2025 |
32 | Признание достоинств и талантов каждого ребенка. | 1 | 26.12.2025 |
3 четверть (22 занятия) | |||
33 | Основные правила общения. | 1 | 14.01.2026 |
34 | Важность приветствия и прощания. | 1 | 16.01.2026 |
35 | Правила обращения друг к другу | 1 | 21.01.2026 |
36 | Культура ведения беседы. | 1 | 23.01.2026 |
37 | Активное слушание. | 1 | 28.01.2026 |
38 | Правильное использование слов благодарности. | 1 | 30.01.2026 |
39 | О чём мы говорим с друзьями? | 1 | 04.02.2026 |
40 | Общение с взрослыми людьми. | 1 | 07.02.2026 |
41 | Упражнения на постановку вопросов. | 1 | 11.02.2026 |
42 | Ролевые игры в ситуации знакомства. | 1 | 13.02.2026 |
43 | Деловое общение и телефонные разговоры. | 1 | 18.02.2026 |
44 | Умение делиться впечатлениями. | 1 | 20.02.2026 |
45 | Проявления вежливости и воспитанности. | 1 | 25.02.2026 |
46 | Проявления вежливости и воспитанности. | 1 | 27.02.2026 |
47 | Практическое занятие по разыгрыванию ситуаций взаимодействия. | 1 | 04.03.2026 |
48 | Я учусь решать конфликты. | 1 | 06.03.2026 |
49 | Создание коллажей «Я и моя семья». | 1 | 11.03.2026 |
50 | Представляем своё творческое достижение перед группой. | 1 | 13.03.2026 |
51 | Рассказываем о любимых занятиях и увлечениях. | 1 | 18.03.2026 |
52 | Моя мечта и платы на будущее. | 1 | 20.03.2026 |
53 | Как стать хорошим человеком? | 1 | 25.03.2026 |
54 | Закрепление изученного материала через ролевые игры. | 1 | 27.03.2026 |
4 четверть (13 занятий) | |||
55 | Дружба и её значение. | 1 | 08.04.2026 |
56 | Качества настоящего друга. | 1 | 10.04.2026 |
57 | Совместная деятельность и сотрудничество. | 1 | 15.04.2026 |
58 | Решение конфликтных ситуаций мирным путём. | 1 | 17.04.2026 |
59 | Поддержка друзей в трудную минуту | 1 | 22.04.2026 |
60 | Играем вместе: совместное творчество. | 1 | 24.04.2026 |
61 | Работа в команде. | 1 | 29.04.2026 |
62 | Что значит заботиться о другом человеке? | 1 | 06.05.2026 |
63 | Давай поделимся! | 1 | 08.05.2026 |
67 | Если случилась ссора? | 1 | 13.05.2026 |
65 | Учимся договариваться и уступать. | 1 | 15.05.2026 |
66 | Презентация своего имени и истории семьи. | 1 | 20.05.2026 |
67 | Итоговая викторина по межличностному взаимодействию. | 1 | 22.05.2026 |
| | | |
IV. Теоретическое обоснование
Список литературы
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с
детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 – 120 с.
Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Павлова Л. Ю. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1 – 4)»: Генезис; Москва; 2016.
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 5-6 лет: материалы для родителей / А. В. Макарчук, Е. В. Горинова. - Москва, 2020. - с. 60