Материал на проверке

Программа дополнительного образования

0
0
Материал опубликован Сегодня в 05:45

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 11»





Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2025 г. Рук. МО___О. А. Савицкая


Согласовано ЗД по УВР

________А. Ю. Васильева


«_____» _________2025 г.



Утверждаю директор

________ Н. В. Сухарь

«_____» _________2025 г.

Приказ № ____от «___» ____2025 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По­ курсу коррекционно-развивающей области «Мир открытий»

Уровень образования (класс): начальный 2

Количество часов 67

Педагог дополнительного образования/педагог – психолог Шереметьева Наталья Боймуродовна

Программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 1 этап.











2025 г. п. Ванино


Содержание


Целевой раздел

Пояснительная записка

- Основное содержание:

- Цели и задачи программы психолого-педагогическое сопровождение «Мир открытий»;

- Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Мир открытий» в плане общеобразовательной программы;

Планируемые результаты освоения;

Систему оценки достижения планируемых результатов;

II. Содержательный раздел

2.1 Направление работы;

2.2 Методы работы;

- Организационные условия проведения занятий;

- Ожидаемые результаты;

- Сроки выполнения

2.3 Содержание программы;

- Форма отчета.

III. Организационный раздел

3.1 Календарно-тематический план занятий

IV. Теоретическое обоснование

Список литературы.

























I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка


Нормативно-правовую базу для составления программы сопровождения составляют:

Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития основного образования 1-4 класс (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.

АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития основного образования 5-9 класс (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (Гигиенические нормативы);

Санитарных правил СП 2.4.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.


Программа направленна на формирование:

- личностного отношения младшего школьника к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил поровну);

- доброжелательных взаимоотношений между детьми, обучение коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;

- социально-культурных норм (необходимость здороваться, прощаться, называть работников школьного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу);

- опрятности у детей, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком;

- умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать);

- положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других.


Основное содержание:

Категория участников: обучающиеся с умеренными интеллектуальными нарушениями.

Социально-коммуникативное развитие - это процесс формирования способностей ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, строить позитивные отношения, выражать собственные мысли и чувства, понимать эмоциональные состояния других, решать конфликты мирным путем и адаптироваться к различным социальным ситуациям.

Основные аспекты социально-коммуникативного развития:

1. Эмоциональная сфера

Развитие способности распознавать эмоции окружающих и осознавать собственные переживания, умение контролировать свое поведение и реагировать адекватно ситуации.

2. Коммуникационные навыки

Овладение речью, невербальной коммуникацией (жесты, мимика), способность устанавливать контакт с разными людьми, обмениваться информацией и поддерживать диалог.

3. Навыки взаимодействия и сотрудничества

Умение играть вместе, учитывать интересы других детей, сотрудничать в совместной деятельности, помогать другим, делиться игрушками и материалами.

4. Развитие нравственных качеств

Формирование представлений о добре и зле, справедливости, честности, уважении к старшим и сверстникам, ответственности за свои поступки.

5. Адаптация к социальной среде

Способность адаптироваться к новым условиям жизни, следовать правилам поведения в обществе, соблюдать нормы этикета и общепринятые правила общения.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие является основой успешного функционирования ребенка в социуме, залогом гармоничного личностного роста и дальнейшего благополучного взросления.


Цель настоящей программы: формирование умения общаться друг с другом и взрослыми. Освоение правил поведения в социуме.

Задачи программы:

Формирование навыков освоения школьных правил;

Формирование коммуникативной мотивации;

Закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;

Коррекция нежелательных форм поведения.

Основные направления работы:

Социальная-коммуникативная адаптация, а именно:

- Создание условий для формирования дружелюбия и сотрудничества между детьми;

- Овладение элементарными правилами общения.


Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Мир открытий» в плане общеобразовательной программы.

Настоящая Программа является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта основного образования 1-4 класса (вариант 1) КГКОУ ШИ 11 начального общего образования и состоит из:

планируемых результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения;

содержания программы психолого-педагогического сопровождения;

календарно-тематического планирования.


1.2 Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Сформированность навыков освоения школьных правил;

Сформированность коммуникативной мотивации;

Сформированность коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;

Сформированность нежелательных форм поведения.

1.3 Оценка личностных результатов

Личностные адаптационные результаты включают овладение второклассниками учебными правилами и социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Основой оценки служит анализ адаптации ребенка к школьной среде. Критериальным аппаратом служит классификатор освоенных первоклассником правил школьной жизни и себя в роли учеников.

Результаты анализа представлены в условных единицах:

0 баллов - представление (навык, действие) отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - имеется элементарное представление, смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно применяет знание (действие) по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен применить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно применять знания (действия) в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять знания (действие), но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет знания (действия) в любой ситуации.

ФИ

Формирование навыков освоения школьных правил работы по образцу и т.д.)

Формирование коммуникативной мотивации правил

Закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях

Коррекция нежелательных форм поведения



II. Содержательный раздел

2.1 Направление работы

Программа социально-коммуникативного развития направлена на формирование следующих компетенций: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности школьника.


2.2 Методы работы

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техника и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры. На занятиях используются различные формы работы с обучающимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать правила школы и пространство класса. Занятия содержат развивающие, коррекционные и диагностические задания. Использование сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию социальных ролей.

Таким образом, программа коммуникативного развития помогает детям осваивать социальные нормы и эффективно взаимодействовать в классе, закладывая основы успешной социализации и адаптации в обществе.


Организационные условия проведения занятий

Программа дает возможность второкласснику освоить новую социально-коммуникативную роль ученика и успешно освоить школьные нормы поведения.

Форма проведения занятия: наблюдение, беседа, практическое занятие, занятие-игра.

Срок освоения программы: 1 год. Режим занятий: 2 занятия в неделю. Общая продолжительность занятия - 40 минут.


Этапы реализации программы:

В каждое занятие включены упражнения, направленные на социально-коммуникативное. Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощание.

I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик: Наблюдение. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»; методика «Метаморфозы» при исследовании личностных мотивов, потребностей, опасений у детей. Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи». Методика А.И Баркана «Рисунок школы».

II этап. Коррекционный. Развивающие занятия проводятся с обучающими в рамках целостного подхода реализации программы. Коррекционная работа направленна на развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков обучающихся. Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач. Коррекционный этап включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Раздел 4. Заключительная часть.

III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.

Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 1 раз в неделю по 40 минут. Программа является частью психологического сопровождения психокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программа может варьироваться и пролонгироваться.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Занятия по форме напоминают учебно-игровую структуру, включают в себя: диагностические методики; ролевые игры; дискуссии; рисуночная арт-терапия; моделирование образцов поведения; метафорические истории и притчи.

Занятия проводятся в подготовленном кабинете. Необходимые условия для занятий такие же, как для любого стандартного тренинга: безопасное, достаточно просторное помещение. Наличие необходимого технического оснащения.

Ресурсы необходимые для реализации программы:

- учебные и методические материалы;

- материально – техническое оснащение для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий);

- информационное обеспечение программы (библиотека, Интернет и др.).

Программа коррекционно-развивающей деятельности может быть дополнена вариативным компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную деятельность обучающихся, тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные игры; консультации педагога, родителей.



Ожидаемые результаты

Сформированность навыков освоения школьных правил;

Сформированность коммуникативной мотивации;

Сформированность коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;

Сформированность нежелательных форм поведения.


Сроки выполнения

Срок реализации программы: 2025 – 2026 учебный год.


2.3 Содержание программы

п/п

Наименование

Содержание

Количество часов

1 четверть (16занятий)

1.

Социальные нормы и поведение

Усвоение норм поведения в обществе, понимание правил хорошего тона, этикета и безопасности

16 ч.

2 четверть (16 занятий)

2.

Коммуникативные умения

Формирование навыков общения, умение вести диалог, слушания и понимания речи собеседника

16 ч.

3 четверть (22 занятий)

3.

Эмоциональное развитие

Научиться распознавать собственные эмоции и понимать чувства окружающих.

22ч.

4 четверть (14 занятий)

4.

Межличностные отношения

Развивать навыки сотрудничества, дружбу, взаимопомощь и разрешение конфликтов.


13 ч.


III. Организационный раздел


3.1 Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1 четверть (16 занятий)

1

Приветствие. Нормы поведения дома и в гостях.

1

03.09.2025

2

Понятие хороших манер.

1

05.09.2025

3

Зачем нужны правила поведения?

1

10.09.2025

4

Табу и запреты в поведении.

1

12.09.2025

5

Этикет приёма пищи.

1

17.09.2025

6

Внешний вид и аккуратность.

1

19.09.2025

7

Безопасность в общественных местах.

1

24.09.2025

8

Посещение театра, музея, библиотеки.

1

26.09.2025

9

Почему важно соблюдать очередь?

1

01.10.2025

10

Соблюдение порядка и чистоты вокруг себя.

1

03.10.2025

11

Экология и бережное отношение к природе.

1

08.10.2025

12

Необычные случаи нарушения правил и последствия.

1

10.10.2025

13

Детская безопасность на улице и транспорте.

1

15.10.2025

14

Проблемы агрессии и способы реагирования.

1

17.10.2025

15

Чистота закон здоровья.

1

22.10.2025

16

Подведение итогов: игра-путешествие по правилам поведения.

1

24.10.2025


2 четверть (16 занятий)



17

Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?

1

05.11.2025

18

Радость и удовольствие.

1

07.11.2025

19

Гнев и раздражение.

1

12.11.2025

20

Страх и тревога.

1

14.11.2025

21

Печаль и грусть.

1

19.11.2025

22

Удивление и интерес.

1

21.11.2025

23

Игры на выражение эмоций мимикой и жестами.

1

26.11.2025

24

Понимание чувств другого человека.

1

28.11.2025

25

Мои желания и потребности.

1

03.12.2025

26

Контроль собственных эмоций.

1

05.12.2025

27

Как выразить свои чувства словами.

1

10.12.2025

28

Играем роли - передача эмоциональных состояний.

1

12.12.2025

29

Изучение сказочных персонажей и их переживаний.

1

17.12.2025

30

Учимся сопереживать другим людям.

1

19.12.2025

31

Кто Я? Особенности моей личности.

1

24.12.2025

32

Признание достоинств и талантов каждого ребенка.

1

26.12.2025

3 четверть (22 занятия)

33

Основные правила общения.

1

14.01.2026

34

Важность приветствия и прощания.

1

16.01.2026

35

Правила обращения друг к другу

1

21.01.2026

36

Культура ведения беседы.

1

23.01.2026

37

Активное слушание.

1

28.01.2026

38

Правильное использование слов благодарности.

1

30.01.2026

39

О чём мы говорим с друзьями?

1

04.02.2026

40

Общение с взрослыми людьми.

1

07.02.2026

41

Упражнения на постановку вопросов.

1

11.02.2026

42

Ролевые игры в ситуации знакомства.

1

13.02.2026

43

Деловое общение и телефонные разговоры.

1

18.02.2026

44

Умение делиться впечатлениями.

1

20.02.2026

45

Проявления вежливости и воспитанности.

1

25.02.2026

46

Проявления вежливости и воспитанности.

1

27.02.2026

47

Практическое занятие по разыгрыванию ситуаций взаимодействия.

1

04.03.2026

48

Я учусь решать конфликты.

1

06.03.2026

49

Создание коллажей «Я и моя семья».

1

11.03.2026

50

Представляем своё творческое достижение перед группой.

1

13.03.2026

51

Рассказываем о любимых занятиях и увлечениях.

1

18.03.2026

52

Моя мечта и платы на будущее.

1

20.03.2026

53

Как стать хорошим человеком?

1

25.03.2026

54

Закрепление изученного материала через ролевые игры.

1

27.03.2026

4 четверть (13 занятий)

55

Дружба и её значение.

1

08.04.2026

56

Качества настоящего друга.

1

10.04.2026

57

Совместная деятельность и сотрудничество.

1

15.04.2026

58

Решение конфликтных ситуаций мирным путём.

1

17.04.2026

59

Поддержка друзей в трудную минуту

1

22.04.2026

60

Играем вместе: совместное творчество.

1

24.04.2026

61

Работа в команде.

1

29.04.2026

62

Что значит заботиться о другом человеке?

1

06.05.2026

63

Давай поделимся!

1

08.05.2026

67

Если случилась ссора?

1

13.05.2026

65

Учимся договариваться и уступать.

1

15.05.2026

66

Презентация своего имени и истории семьи.

1

20.05.2026

67

Итоговая викторина по межличностному взаимодействию.

1

22.05.2026







IV. Теоретическое обоснование

Список литературы


Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с

детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 – 120 с.

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Павлова Л. Ю. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1 – 4)»: Генезис; Москва; 2016.

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 5-6 лет: материалы для родителей / А. В. Макарчук, Е. В. Горинова. - Москва, 2020. - с. 60




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.