12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина74
В школе работаю уже 16 лет, имею 1 квалификационную категорию, увлекаюсь цветоводством, организацией праздников, вокалом. Моя профессия мне нравится, я учу детей, а они учат меня....
Россия, Калужская обл., Ферзиковский район, с. Авчурино

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Образовательная программа дополнительного образования кружка детей

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

Программа рассчитана на детей 10 – 16 лет.

Срок реализации 1 год


Автор программы:

Гурова Галина Николаевна

учитель начальных классов

2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать, полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность". Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

Туристический поход, трасса соревнований по ориентированию - это не только километры, пройденные от пункта "А" до пункта "Б", что само по себе очень важно, на приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

В предлагаемой программе туристско – краеведческой направленности представлено содержание туристско – краеведческое деятельности с учащимися школы.

Туристско – краеведческое направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.

3

1.1.Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально - культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах. Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность.

4

1.2. Цель программы: развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих задач:

развить определённый набор навыков и умений;

развивать ребёнка физически;

прививать здоровый образ жизни;

оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды;

развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом;

воспитывать полноценного гражданина своей страны;

формировать чувство коллективизма.

Характерной особенностью работы туристско-краеведческого кружка является постоянная связь с широким кругом учреждений и общественных организаций: это краеведческие музеи, архивы, клубы ветеранов войны и труда, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры и т.д.
Важное значение имеет работа с родителями кружковцев. Необходимо ознакомить родителей с программой занятий, с графиком и маршрутом туристских путешествий.
​​​​​​​

5

1.3. Отличительные особенности данной программы от других программ в том, что каждый педагог, в зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество времени на изучение каждой темы.

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Туристско – краеведческая деятельность нашего села, района и области позволила сформировать интересную сеть данной работы.

Состав туристско – краеведческого кружка может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Программа рассчитана на учащихся возраста: 10-16 лет, именно в этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно – нравственной культуры личности. В юности при наличии условий возникает готовность к постановке целей перед собой, вырабатывается умение планировать и организовывать свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее.



















6

Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 1 года

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап: 1. Обсуждение и утверждение программы совместной

работы школы и ЦДТ.

2. Определение контингента участников программы.

3. Создание группы педагогов единомышленников.

4. Проведение инструктажей по охране труда.

Основной этап: 1. Занятия кружка согласно расписанию (4 раза в неделю).

2. Организация экскурсий в г. Калуга по историческим местам,

посещение краеведческого музея.

4. Пешие походы по родному краю.

5. Участие в районных краеведческих мероприятиях.

Заключительный этап: 1.Оформление фотовыставки.

2.Оформление фотоальбома.

3. Проведение народных праздников.

4. Участие в районных и областных туристических слетах.

Данная программа составляет единое образовательное пространство, в котором развивается, обучается и самореализуется человек.

В работе данного кружка используются следующие формы работы, такие как:

беседы, викторины,

- конференции, выставки, праздники.

экскурсии по селу, в музеи,

однодневные, двухдневные походы

спортивные соревнования

туристические семинары, слеты

встречи с интересными людьми старожилами села

оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.

- защита проектов.








7

1.5.Режим занятий кружка построены на принципах открытости, добровольности, сотрудничества. Каждый участник представляет реальную цель, конкретную пользу, которую он принесет родному краю, работая в этом направлении, реализуя эту работу через походы, путешествия, экскурсии и другие виды туристско – краеведческой деятельности. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории к практике». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно применить на практике для выработки двигательного навыка.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» рассчитана на 34 рабочих недели, 4 часа в неделю всего 136 часов. Занятия проходят в кабинете, спортзале. Походы и экскурсии совершаются по разработанным маршрутам, за окрестности села.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В. В. Давыдова).

Содержание программы опирается на концепцию детско-юношеского туризма «Школа жизни – окружающий мир» (А. А. Остапец – Свешников, М. И. Богатов, О. И. Мотков) и предполагает активное участие детей в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности

1.6.Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических знаний, умений, навыков.

Формы контроля: тестирование, зачет, защита проекта, поход и т.д.

Необходимо, чтобы дети знали историю, обычаи и культуру родного села, чтобы они могли решить простейшие экологические проблемы.

Чтобы дети приобрели навыки:

- умения ориентироваться на местности;
- преодолевать простейшие препятствия;
- умели оказать первую медицинскую помощь.

Чтобы бережно относились к природе, были дружными, могли прийти на помощь друг к другу.

Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и

развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и

духовного состояния.

Высокий уровень коммуникативности учащихся.

Результаты побед на районных туристических слетах.

Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родителей и

руководителей туристических кружков.



8

1.7. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.

Вот примерная анкета для разбора похода:

Что понравилось и не понравилось в походе?

Было ли трудно в походе? Когда?

Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?

Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?

Какие недостатки в снаряжении ты заметил?

Кто показал себя настоящим туристом?

Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?

Как отнеслись родители к твоему участию в походе?

Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования, историю родного края и его особенности, памятники истории, музеи области, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм.

УМЕТЬ:

Выбирать место для бивуака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, читать и изображать топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние на

9

карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать краеведческий материал, выполнять краеведческие задания на маршруте, изучать интересные места родного края, подбирать состав медицинской аптечки для похода, участвовать в исследовательских фестивалях и проектах.

В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов — умелых и трудолюбивых. Поэтому главное внимание руководитель должен уделять практической работе коллектива по подготовке каждого учебно-тренировочного похода.

Подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. Маршруты походов должны быть построены так, чтобы группа могла познакомиться с местами революционной, боевой, трудовой славы края, наиболее типичными формами рельефа, рекой, озером. Желательно, чтобы во время походов ребята посетили места добычи полезных ископаемых, побывали на карьере, на обогатительной фабрике, на гидросооружениях и т. п. Маршруты должны знакомить кружковцев с наиболее характерными по природным условиям уголками области (посещение заповедника, охотохозяйства, биостанции, лесничества и т. п.). В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры. Руководитель должен быть готов привести интересные факты, рассказать легенды, связанные с местами, где проходят маршруты. Сами кружковцы делают сообщения или небольшие доклады о достопримечательных местах района похода, знакомятся с литературой, картографическим материалом.

Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!»

Летний зачетный поход готовится в течение всего года. Во время этого похода кружковцы выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д. Зачетный поход —завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, переход через реку по бревну и вброд, ориентирование по карте, компасу и звездам, ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью, подъемы и спуски по залесенным склонам, определение сторон горизонта по местным признакам и по Солнцу. За время похода кружковцами должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.


10

Основные принципы обучения, предусмотренные программой

Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится  работа на местности.

Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.

Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).

Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.

Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы:  фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.

Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.

Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.

Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).

Для реализации Программы «Юный турист» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Словесные методы:

- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;


11

- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;

- беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;

разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися  после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;

лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;

инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания;

- распоряжения, команды,  указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.

Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:

- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;

- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью  предметного изображения;

Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных занятиях с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом занятие и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.







12

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Т Е М А


Количество часов

Всего

В том числе



Теория

Практика


1

Основы туристской подготовки


51

24

27

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда

2

2


1.2.

Воспитательная роль туризма

1

1


1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

3

1

2

1.4.

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

6

2

4

1.5.

Подготовка к походу, путешествию.

8

4

4

1.6.

Питание в туристическом походе.

4

2

2

1.7.

Туристические должности в группе.

6

2

4

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

5

2

3

1.9.

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

4

4


1.10.

Туристические слеты и соревнования.

8

2

6

1.11.

Подведение итогов туристического путешествия.

4

2

2

2

Топография и ориентирование

34

17

16

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

5

3

2

2.2.

Условные знаки

4

2

2

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимуту

5

2

3

2.4.

Компас. Работа с компасом

3

2

1

2.5.

Измерение расстояний

4

2

2

2.6.

Способы ориентирования

4

2

2

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

4

2

2

2.8.

Соревнования по ориентированию.

4

2

2

3

Краеведение.

20

12

8

3.1.

Родной край, его природные особенности.

5

3

2

3.2.

Туристические возможности родного края. Культурное наследие.

5

3

2

3.3.

Изучение района путешествия.

5

3

2

3.4.

Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны.

5

3

2

4

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

21

8

13

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

3

2

1

4.2.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

6

2

4

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

6

2

4

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего.

6

2

4

5

Общая и специальная физическая подготовка туриста

10

5

5

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

3

1

2

5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

4

2

2

5.3.

Общая физическая и специальная подготовка туриста

3

2

1


ИТОГО за период обучения

136

68

68
























14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 раздел: Основы туристической подготовки - 51ч.


ТЕМА №1: Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда – 2 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России» т.д.

Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда (вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)

ТЕМА №2: Воспитательная роль туризма - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1 ч.

Значение туристско – краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение – 3 ч.

ТЕОРИЯ – 1 ч.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Привал и бивак.

Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним и ремонт. Практическое занятие по теме: "Узелок".

Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).

ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги – 6 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

15

Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды, умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.

ПРАКТИКА – 4ч.

Определение мест для привала, установка палатки, разжигание костра.

ТЕМА № 5: Подготовка к походу, путешествию – 8 ч.

ТЕОРИЯ – 4 ч.

Изучение района похода, составление плана, маршрута, составление графика движения.

ПРАКТИКА – 4 ч.

Подготовка личного и общественного снаряжения, составление плана похода.

ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Составление меню и списка продуктов для похода, приготовление пищи на костре.

ТЕМА № 7: Туристические должности в группе – 6 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.

ПРАКТИКА – 4 ч.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения похода, Подведение итогов.

ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий – 5 ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.

ПРАКТИКА – 3ч.

Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.

ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 4 ч.

Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.


16

ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования – 8 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.

ПРАКТИКА – 6 ч.

Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.

ТЕМА № 11: Подведение итогов похода – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.

2 раздел: Топография и ориентирование – 34ч.


ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 5 ч.

ТЕОРИЯ – 3 ч.

Виды карт, масштаб, оформление. Топографическая и географическая карта. Обращение с картой в походе. Виды масштаба. Чтение рельефа по топографической карте. Изображение рельефа на картах. Типы рельефа: пойменный, овражно – болотный, горный, равнинный. Влияние рельефа на пути движения. Определение азимутов, линий по карте.

ПРАКТИКА – 2ч.

Рисовка топографических карт, плана холма, равнины.

ТЕМА № 2: Условные знаки – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности. Простейшие условные знаки. Местные предметы на аэрофотосъемке участка земной поверхности. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам (65 знаков). Объяснение знаков и незнакомых местных предметов.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Овладение навыком составления легенды и движение группы по легенде, выполненной условными знаками. Топографический диктант. Определение на карте элементов, менее других подверженных изменением. Составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений.

ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 5 ч.


17

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.

ПРАКТИКА – 3 ч.

Отработка навыков и умений в походе.

ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Правила пользования компасом. Типы компасов. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута и движение по азимуту. Ориентирование карты и компаса. Взятие азимута на предмет. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение через контрольные пункты по азимуту. Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки. Построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (СВ, Ю, ЮЗ и т.д.) и показать дугой величину азимута. Выполнить на глаз без транспортира. Определить обратный азимут по данному. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Тренировка глазомера.

ТЕМА № 5: Измерение расстояний – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Способы измерения расстояний на карте и на местности с помощью обычной нитки и курвиметра. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета.

ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию.


18

ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Упражнения по определению своего места нахождения. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

3 раздел: Краеведение – 20 ч.


Тема№1. Родной край и его природные особенности – 5 ч.

ТЕОРИЯ – 3 ч.

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений. Экскурсия за пределы села.

ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки.

История края – 5 ч.

ТЕОРИЯ – 3 ч.

Географическое положение родного края. Рельеф, полезные ископаемые, растительность, гидрография. Климат и его влияние на возможности занятий туризмом. Характеристика населения. История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Край в период ВОВ. Настоящее и будущее родного края. Памятные места, музеи.

ПРАКТИКА – 2 ч.

19

Экскурсии в музеи г. Калуга. Встречи с представителями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 5 ч.

ТЕОРИЯ – 3 ч.

Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».

ПРАКТИКА – 2 ч.

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.

ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 5 ч.

ТЕОРИЯ – 3 ч.

Методика краеведческих наблюдений по истории , географии , биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.

ПРАКТИКА – 2 ч.

Выполнение заданий, опрос местного населения: концерты, спортивные соревнования, практическая помощь. Подведение итогов.

4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 21 ч.

ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 3 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека. Питьевой режим, гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристического похода. Оказание доврачебной помощи.

ПРАКТИКА – 1 ч.

Отработка простейших умений и навыков при закаливании организма водой и солнцем. Оказание первой медицинской помощи.

ТЕМА № 2: Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 6 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.



20

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

ПРАКТИКА – 4 ч.

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.

ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 6 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

ПРАКТИКА – 4 ч.

Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 6 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.

ПРАКТИКА – 4 ч.

Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.

5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 10 ч.

ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма

человека – 3 ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.

ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 4 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

ПРАКТИКА – 2 ч.

21

Оказание первой помощи при спортивных травмах.

ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 3 ч.

ТЕОРИЯ – 2 ч.

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.

ПРАКТИКА – 1 ч.

Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.
























22


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕЧНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.).

2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Палатки- 2шт., компас- 2шт, рюкзаки, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, 4.Карты, условные топографические знаки.

5.Таблицы ориентирования на местности.

Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной литературой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка палатки в любых погодных условиях, укладка рюкзаков, вязка узлов, подготовка и проведение похода.

Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, конференций, защиты проектов, праздников, организация посещения музеев, (по выбранным направлениям)

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при несложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстремальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значение правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу (сила, выносливость, быстрота)

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.












23

ЛИТЕРАТУРА.


Болотникова Н.В. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.-3-е изд., перераб. И доп./ Авт. кол.; под общ. Ред В.А.Брылева.-М.;Глобус,2010г.

Болотникова Н.В. География Волгоградской области. Практикум. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учереждений.-М.:Глобус,2007г.

Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по Волгоградской области.- М.: Глобус,2009 г.

Волович В.Г. Методические рекомендации по проведению туристических путешествий.- М.: ЦРИБ «Турист», 1997 г.

Гомотчук А.И.Основы медицинских знаний.- Волгоград:Перемена,2009г.

Оданович М.В. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области.- М.: Глобус, 2008 г.

Пашкович А.П. Символы Волгоградской области. Учебное пособие. – М.: Глобус 2008 г.

Шкенёв В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации, 8-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009 г.

Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие.- М.: Глобус 2009 г.

Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:,Глобус 2010 г.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.