12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галимова Алена Валерьевна339
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут

Дополнительная программа

«Охрана природы» для учащихся 9-11 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Охрана природы»  естественно-научной направленности с элементами исследовательской деятельности  является модифицированной и адаптированной рассчитана для учащихся младшего школьного возраста (9-11 лет).

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона « Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской федерации «Об охране окружающей среды» 2002 г., в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что в конечном итоге, является основой устойчивого развития России. Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

Цель программы: создание условий для формирования экологической культуры и ответственности обучающихся, их вовлечение в практическую деятельность по улучшению и охране окружающей среды.

Задачи программы:

1. Образовательная:

- способствовать освоению обучающимися основных натуралистических знаний;

- способствовать приобретению прикладных знаний, а так же умений и навыков.

2. Воспитательная:

- способствовать формированию коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремлению к взаимопомощи;

- воспитывать трудолюбие, внимание, сосредоточенность и работоспособность;

- приобщать детей к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь и ответственность к малой Родине;

- расширять представления учащихся о глобальных экологических проблемах.

3. Развивающая:

- мотивировать развитие познавательной активности;

- способствовать развитию образного мышления и творческих способностей учащихся;

- формировать у воспитанников способность к самореализации.

Дополнительная программа «Охрана природы» строится с учетом приобретенных базовых знаний по «Окружающему миру». Предполагаемая структура материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, развивает познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Формы организации учебных занятий фронтальная, групповая и индивидуальная, выбор форм организации учебного процесса обусловлен содержанием дополнительной общеразвивающей программы. В ходе работы используются следующие формы: беседы, экскурсии, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

При реализации программы используются коммуникативные методы, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими.

После изучения тем, разделов или курса в целом проводятся промежуточная и итоговая аттестация обучающихся в форме, выбранной педагогом. Формы и методы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы многочисленны, а именно:

тестирование,

выставки,

акции,

конкурсы плакатов и рисунков,

викторины,

праздники,

творческий отчет,

научно-исследовательская работа учащихся,

защита проектов.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Год обучения рассчитан на 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа каждое.

В программе указано количество часов на изучение каждого раздела. Часы могут распределяться с учетом подготовленности учащихся и условий работы с данными детьми. Последовательность изучения тем устанавливается на усмотрение педагога. Время проведения экологических акций и операций может быть изменено в зависимости от сезонных условий и календаря экологических дат.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Охрана природы - дело каждого (всего 14 часов, из них 4 часа практические)

История охраны природы в России. Охрана редких и исчезающих биологических видов. Охрана природы в России. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды». Байкал – объект Всемирного природного наследия. Календарь экологических дат 2014-2015 года.

Игра-викторина «День Байкала».

Красная книга. Страницы Красной книги России. Красная книга Иркутской области. Правила поведения в лесу. Природоохранные знаки.

Проект (краткосрочный) «Страницы книги «Лесные правила».

Заповедное дело. Охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. Баргузинский заповедник - первый заповедник в России. Охраняемые территории Ленского бассейна. Виртуальная экскурсия в Государственный природный заказник регионального значения «Таюрский».

Сообщения об охраняемых территориях Иркутской области. Встреча с егерем Государственного природного заказника регионального значения «Таюрский».

Природоохранные организации. Международные экологические организации: ЮНЕП (от англ. UNEP  United Nations Enviromental Program – Программа ООН по окружающей среде); Международный союз по охране природы МСОП (от англ. ICN International Onion for the Conservation of Nature); Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF – Word Wide Fund for Nature); Гринпис (Greenpeace – «Зеленый мир»; Международный Зеленый Крест (Green Cross International, GCI) и др. Экологические организации России. Общероссийская общественная организация «Зеленый Патруль»; Конструктивно-экологическое движение России «Кедр»; Российское экологическое движение "Зеленые"; Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского и др. Всероссийское общество охраны природы (ВООП).

 «Зеленая планета» - Общероссийское детское экологическое движение

Организация фенологических наблюдений (всего 20 часов, из них 12 часов практические, 2 часа экскурсии)

Способы познания природы. Наблюдения в природе. Наука фенология. Дневник наблюдений. Правила проведения наблюдений в природе и ведения Календаря природы. Наблюдения за погодой. Условные обозначения погодных явлений. Приборы, используемые в экологических исследованиях. Прогноз погоды. Суточные и сезонные изменения в природе. Феносигналы в природе.

Научный эксперимент. Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование.

Оформление дневников наблюдений.

Свойства объектов природы. Свойства объектов неживой природы (воздуха, воды, почвы, минералов): физические и химические свойства. Признаки живого. Использование человеком полезных свойств объектов природы.

Опыты по изучению свойств воды, воздуха, минералов.

Осенний лес. Осенние феносигналы. Характеристика осеннего сезона. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для зимней подкормки птиц.

Экскурсия в природу с целью ознакомления с осенними изменениями в природе. Участие в операции «Кормушка». Сбор кормов для зимней подкормки птиц. Изготовление кормушек. Развешивание кормушек для птиц. Наблюдения за поведением птиц, за появление у жилья воробьев, ворон. Праздник «Синичкин день».

 

Мой дом и наука о нём (всего 24 часов, из них 8 часов практические)

Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Экосистемы. Природные и созданные человеком экосистемы.

Квартира как экосистема. Домашние животные. История одомашнивания животных. Сельскохозяйственные животные. Животные - компаньоны. Селекция. Бездомные животные.

Проект «Мой лучший друг - домашний питомец».

Участие в конкурсе «Мяу-шоу», «Хомка года»

Комнатные растения. Классификация комнатных растений. Уход за растениями. Размножение растений. Вредители и болезни комнатных растений. Фитонциды.

Игра-путешествие «Карта мира на окне».

Охрана здоровья. Здоровый образ жизни. Влияние вредных привычек на организм человека. «Движение – жизнь!». Здоровое питание. Витамины.

Игра «Азбука Витаминов». Выпуск листовок «Здоровым быть модно!»

Мусор. Состав мусора. Утилизация мусора. Вторичное использование материалов. «Вторая жизнь вещей».

Изготовление поделок из бросового материала.

Охрана лесов и иной естественной растительности (всего 30 часов, из них 16 часов практические, 6 часов экскурсии)

Сибирская тайга. «Жизнь замечательных деревьев»: Хвойный лес. Растения и животные сибирской тайги. Ярусы леса. Цепи питания.

Работа с гербарием, описание растений.

Участие в областном конкурсе «Берегите лесную красавицу»

Составление схем цепей питания в зимний период в тайге.

Зимний лес. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Зимние феносигналы.

Экскурсия «В зимнем лесу – на лыжне» (знакомство с зимними изменениями жизни растений, зверей, птиц, насекомых). Игра «Следопыты».

Восстановление лесов. Посадка деревьев. Защита леса от пожаров. Работа лесничества. Усть-Кутское лесничество.

Экскурсия в Усть-Кутское лесничество. Участие в акции «Внимание ель»

Растения Сибири в Красной книге. Меры по защите растений Красной книги.

Составление кроссворда «Растения тайги».

Лес - кладовая природы. Лес – источник древесины. Лекарственные растения тайги. Макулатура.

Участие в акции по сбору макулатуры.

Охрана недр и земель (всего 16 часов, из них 6 часов практические)

Полезные ископаемые. Ресурсообеспеченность. Значение полезных ископаемых для экономики страны. Как производят металлы. Истощение запасов и проблема рационального использования полезных ископаемых. Охрана недр – государственная задача.

Эрозия почв. Плодородие – важнейшее свойство почвы для человека. Удобрения. Эрозия почв. Овраги. Опустынивание.

Изготовление макета «Как образуется овраг».

Скала «Мир» – памятник природы.

Виртуальная экскурсия «Скала «Мир»».

Охрана животного мира (всего 20 часов, из них 12 часов практические, )

Животные, уничтоженные человеком. «Черные страницы» Красной книги. Основные виды животных, обитающих в Иркутской области и Усть-Кутском районе.

Просмотр видеофильмов из серии «Ребятам о зверятах».

WWF - Всемирный фонд охраны дикой природы.

Экологическая игра «Поможем белому медведю»

Живой уголок ДЮЦ. Животные живого уголка. Правила ухода за животными Живого уголка.

Проект «Паспорт животного».

Охрана вод (всего 10часов, из них 4 часов практические, 2 часа экскурсии)

Реки и озера России. Значение воды и водоемов в жизни человека. Проблема чистой воды. Мировые запасы пресной воды. Отчего мелеют реки. Охрана водоемов от загрязнения. Река Лена – сибирская красавица.

Конкурс рисунков «Берегите воду». Экскурсия к водоему (изучение родника). Конкурс кроссвордов «Реки и озера Сибири». Конкурс фотографий «Лена – сибирская красавица». Экскурсия на очистные сооружения.

Рыбы Сибири. Охрана рыб. «Голубой патруль». Рыборазведение.

Подготовка работ к выставке детского творчества, посвященной Дню воды.

Охрана воздуха (всего 8 часов, из них 4 часов практические, 2 часа экскурсии)

Источники загрязнения. Вещества, загрязняющие воздух и их источники. Смог. Озоновый экран и его роль в природе. «Озоновые дыры». Кислотные дожди.

Выявление источников загрязнения воздуха в городе.

«Парниковый эффект». Углекислый газ: роль в природе, источники. Альтернативные источники энергии. Энергосбережение.

Опыт по сравнению содержания углекислого газа в душных проветриваемых помещениях.

Чистый воздух – залог здоровья. Правила гигиены воздуха в помещении. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения.

Метеостанция. Наблюдения за погодой на метеостанции. Прогноз погоды.

Экскурсия на метеостанцию с целью оз акомления с ее работой.

Итоговое занятие «Земля – наш дом!» (2 часа)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятий

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип занятия

Календарные сроки

Фактические сроки

Примечание

(причины корректировки дат)

1

2

3

4

5

6

7

ОХРАНА ПРИРОДЫ - ДЕЛО КАЖДОГО.

14

 

1

Вводное занятие.  

2

Инструктаж. Беседа

     

2

День Байкала (викторина)

2

Игра

     

3

Календарь экологических дат

2

Беседа с игровыми элементами

     

4

Охраны природы в России. Природоохранные организации. Заповедное дело.

2

Беседа с игровыми элементами.

     

5

Государственный природный заказник регионального значения «Таюрский». Встреча с егерем.

2

Виртуальная экскурсия Пресс-конференция

     

6

Красная книга.

2

Беседа с игровыми элементами

     

7

«Лесные правила»

2

Практическое занятие

     

ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

20

 

8

Способы познания природы.

2

Беседа

     

9

Осенний лес.

2

Экскурсия

     

10

Дневник наблюдений. Правила оформления и условные знаки.

2

Практическое занятие

     

11

Дневник наблюдений. Как вести наблюдения. Приборы для наблюдений за погодой.

2

Практическое занятие

     

12

Осенние феносигналы.

2

Беседа с игровыми элементами

     

13

Заготовка кормов для птиц. Изготовление кормушек.

2

Практическое занятие

     

14

Праздник «Синичкин день»

2

Интерактивное занятие

     

15

Свойства объектов неживой природы. Физические и химические свойства воды

2

Практическое занятие

     

16

Свойства объектов неживой природы. Физические и химические свойства  воздуха..

2

Практическое занятие

     

17

Свойства объектов неживой природы. Физические и химические свойства минералов и почвы.

2

Практическое занятие

     

МОЙ ДОМ И НАУКА О НЕМ.

24

 

18

Экология наука о доме.

2

Беседа

     

19

Среда обитания.

2

Практическое занятие

     

20

Экосистемы.

2

Беседа

     

21

Квартира как экосистема.

2

Практическое занятие

     

22

Экологические опасности в доме.

2

Практическое занятие

     

23

Мусор. «Вторая жизнь вещей»

2

Практическое занятие

     

24

Мой лучший друг – домашний питомец

2

Защита проектов

     

25

Участие в конкурсе «Рождественский подарок»

2

Беседа

     

26

Комнатные растения.

2

Беседа с игровыми элементами

     

27

«Карта мира на окне»

2

Игра

     

28

Охрана здоровья.

2

Беседа

     

29

Азбука витаминов

2

Игра

     

ОХРАНА ЛЕСОВ И ИНОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

30

 

30

«Берегите лесную красавицу» (подготовка работ на областной конкурс)

2

Практическое занятие

     

31-32

Зимний лес - на лыжне. Следопыты.

4

Экскурсия.

Игра

     

33

«Жизнь замечательных деревьев» (работа с гербарием, описание древесных растений тайги)

2

Практическое занятие

     

34

Этажи леса.

2

Практическое занятие

     

35

Цепи питания. Составление схем цепей питания в зимний период в тайге.

2

Практическое занятие

     

36

Восстановление лесов.

2

Беседа

     

37

Лесные пожары.

2

Беседа

     

38

Усть-Кутское лесничество

2

Экскурсия

     

39

Растения Сибири и Иркутской области в Красной книге.

2

Практическое занятие

     

40

Лес - источник древесины.

2

Беседа

     

41

День без бумаги.

2

Практическое занятие

     

42

Макулатура.

2

Практическое занятие

     

43

Лесная аптека.

2

Беседа с игровыми элементами

     

44

Лекарственные растения Сибири.

2

Практическое занятие

     

ОХРАНА НЕДР И ЗЕМЕЛЬ

16

 

45

Полезные ископаемые.

2

Беседа

     

46

На сколько лет хватит земных богатств

2

Практическое занятие

     

47

Как выплавляют металлы

2

Беседа

     

48

Плодородие - важнейшее свойство почвы для человека.

2

Практическое занятие

     

49

Станет ли Земля пустыней?

2

Беседа

     

50

Как образуются овраги.

2

Практическое занятие

     

51

Скала «Мир» - памятник природы.

2

Виртуальная экскурсия

     

52

Свободная тема

2

       

ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

20

 

53

«Черные» страницы красной книги

2

Беседа

     

54

Ребятам о зверятах. Редкие животные.

2

Практическое занятие

     

55

Ребятам о зверятах. Редкие животные.

2

Просмотр видеофильма

     

56

Животные Иркутской области, занесенные в Красную книгу.

2

Беседа

     

57

Птицы нашего края.

2

Беседа с игровыми элементами

     

58

Операция кормушка

2

Практическое занятие

     

59

WWF. «Поможем белому медведю»

2

Игра

     

60

Живой уголок ДЮЦ

2

Практическое занятие

     

61

Паспорт животного

2

Практическое занятие

     

62

Паспорт животного

2

Защита проектов

     

ОХРАНА ВОД

10

 

63

Реки и озера России.

2

Беседа

     

64

Проблема чистой воды.

2

Практическое занятие

     

65

Лена – сибирская красавица. Операция «Чистый берег»

2

Экскурсия

     

66

Рыбы Сибири. «Голубой патруль»

2

Практическое занятие

     

67

Свободная тема

2

Беседа

     

ОХРАНА ВОЗДУХА

8

 

68

Источники загрязнения

2

Практическое занятие

     

69

«Парниковый эффект»

2

Практическое занятие

     

70

Чистый воздух – залог здоровья

2

Беседа с игровыми элементами

     

71

Метеостанция

2

Экскурсия

     

72

Итоговое занятие «Земля – наш дом!»

2

Интерактивное занятие

     
                 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Содержание рабочей дополнительной  программы «Охрана природы», формы и методы работы позволят достичь следующие результаты:

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- установление причинно-следственных связей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(ОСНОВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ).

Методические разработки

Викторина «День Байкала»

Дидактическая игра «Азбука витаминов»

Дидактическая настольная игра «Следопыты»

Игра-путешествие «Карта мира на окне»

Итоговое занятие «Земля – наш дом!»

Методические указания для практических занятий

Проект «Мой лучший друг - домашний питомец»

Проект «Паспорт животного»

Сценарий праздника «Синичкин день»

Экологическая игра «Поможем белому медведю»

Технические средства обучения

Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Экспозиционный экран.

Экранно-звуковые пособия

Диски с фильмами о природе из серии «Ребятам о зверятах»,

Мультимедийные презентации:

«Байкал», «Зимующие птицы нашего леса», «Лесная аптека», «Скала «Мир» - памятник природы», «Лена – сибирская красавица», «Черные» страницы Красной книги», «Этажи леса».

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

Голоса птиц

Оборудование кабинета

Ученические столы,

Ученические стулья,

Стол для учителя.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения:

Лупа

Флюгер,

Компас,

Термометры для измерения температуры воды и воздуха

Термометр медицинский

Барометр,

Гигрометр, и другие измерительные приборы.

Микроскоп,

Предметные и покровные стекла,

Фильтры, красители пищевые, индикаторы,

Пробирки,

Штатив.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели: равнина, холм, гора, овраг.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Натуральные объекты

Коллекция полезных ископаемых

Коллекция плодов и семян растений

Гербарий культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книга Иркутской области. Официальное справочное издание.- Иркутск,2010

Захлебный А.Н, Зубарев А.Е. Полевой экологический практикум: проект «Влияние человека на экосистему леса»/рабочая тетрадь. М.,2003.

Мой мир. Пособие для учителя/пер.с англ.- Иркутск: «Байкальская Экологическая Волна»,2002.

Мы изучаем лес. Составитель В.М Самкова/под Ред. И.Т.Суравегиной.-М.: Центр «Экология и образование», 1993.

Наумов В.М. Организация внеурочного экологического образования школьников. Методические рекомендации в помощь учителю.- Иркутск,1995.

Новый атлас. Времена года. Флора и фауна России. Автор текста В.Свечников.- М.: «Махаон»

Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.-М.: Просвещение, 2012г.

Плешаков А.А.От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012г.

Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Уроки для родителей, или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь-М.,2000

Ушакова О.Д. Красная книга России: Растения/Словарик-справочник школьника.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2009.

Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/Словарик-справочник школьника.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.

Феоктистова Н.Ю. Ядовитые животные России: справочное пособие.- М: Чистые пруды, 2006.

Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы/Словарик-справочник школьника.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2009.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.