12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Постаногова Ольга Николаевна38
1

Программа дополнительного образования детей эколого–биологической направленности «Азбука природы», (для детей 5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №50 "Огонёк"

г. Норильск

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

эколого – биологической направленности

«АЗБУКА ПРИРОДЫ»

(для детей 5-6 лет)

Воспитатель:

Постаногова О.Н.

Норильск 2017


 

Пояснительная записка

«Азбука природы» - программа эколого-биологической направленности для дошкольников основана на трех типовых программах:

«Юный эколог» - Николаева С. Н.;

«Тропинка в природу» - Смирнова В. В. и др.;

«Мы. Программа экологического образования детей» - Кондратьева Н. Н и др.

Программа актуальна, ибо экологическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что в современном мире экологическая проблема выходит на первый план. Будущее человечества сейчас как никогда, зависит от уровня экологической культуры каждого человека.

Педагогическая целесообразность работы в данном направлении в том, что именно в дошкольном возрасте в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного воз­раста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (ро­дителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Основная цель программы – формирование у детей ответственного отношения к природе.

Задачи:

Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

Сформировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

Способствовать развитию познавательных умений детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

Способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры;

Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

Педагогические принципы:

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность,на основе сведений об окружающей природе родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка об экологии в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Экологическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Наглядность. Наличие дидактических материалов.

Последовательность. Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;

Занимательность. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.

Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

Условия реализации программы

Создание образовательной среды, способствующей экологическому воспитанию детей.

Образовательное сотрудничество детей и взрослых.

Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Планируемые результаты программы

- создана экологически благоприятная среда на территории ДОУ;

- повысится уровень знаний по экологии у детей;

- усовершенствуется уровень знаний, экологическая компетентность родителей по теме; 

- собрана коллекция семян, камней, листьев;

- изготовлены макеты силами родителей и детей (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

- организована выставка рисунков детей и родителей;

- оформлены альбомы «Хлеб всему голова», «Животные Заполярья»

- оформлен альбом «Лекарственные растения»

К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Описание опыта работы.

Содержание рабочей программы реализуется через работу кружка эколого-биологической направленности во второй половине дня один раз в неделю.
На занятиях кружка я использую интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.


 

Содержание работы

Октябрь

«Природа – наш дом »

Тема

Задачи

Формы работы

«Понятие о природе»

Обогатить представления детей о природе, о значении природы в жизни человека. Формировать умения осмысленно различать и называть объекты природы и объекты труда человека.

Иллюстрированная беседа, игры на закрепление полученных знаний.

«Объекты живой и неживой природы»

Дать понятие о природе: живая и неживая; признаки живого объекта: рождается, растёт, дышит, питается, умирает. Учить детей находить и называть признаки живого объекта. Закрепить умения называть и различать объекты живой и неживой природы и объектами, сделанные человеком.

Занятие – игра


 

Ноябрь

«Таинственное лесное царство»

Тема недели

Задачи

Формы работы

«Что мы сажаем, сажая леса?»

Обогатить представления детей о   значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса,   систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Ввести   в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

Воспитывать экологически грамотное   поведение в лесу.

Беседа. Отгадывание загадок о деревьях,   чтение пословиц о лесе.

«Удивительный лес. Кора дерева»

Уточнить с детьми понятие «кора»,   для чего она служит дереву.

Развивать у детей познавательный   интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении   рассказов с подбором эпитетов.

Воспитывать эстетический вкус,   бережное отношение к лесу.

Рассматривание иллюстраций,   сравнение кусочков коры, проведение опыта.

Игра-путешествие

«Что было бы, если…»

Расширить представления детей о   лесе, как об экосистеме.

Ввести   в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

Воспитывать бережное отношение к   лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и   стихов о лесе.

Экологическая игра

«Растения и животные леса»

Уточнить знания детей о растениях   (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

Развивать память, быстроту реакции; связную речь   через умение рассказывать об особенностях растений.

Воспитывать уважительное отношение   к живой природе.

Рассматривание репродукций картин   русских художников, посвященных лесу.

Викторина


 

Декабрь

«Экология родного края»

Тема недели

Задачи

Формы работы

«Красная книга нашего региона»

Выявить какие растения и животные   являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона.

Формировать представления о Красной книге   Заполярья.

Воспитывать   гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой Заполярья.

Экологический проект

«По заповедным местам природы Заполярья»

Формировать представления об охранных   природных территориях (местах) – заповедниках.

Развивать познавательную активность детей,   экологическое мышление на основе представлений о заповедниках Заполярья.

Воспитывать   бережное отношение к природе.

Мастерская по изготовлению   атрибутов к игре: эмблемы заповедников, карты-маршрута.

Игра-путешествие

«Город, в котором хотел бы я жить»

Формировать представления детей о   городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.

Развивать творческие способности.

Воспитывать   ценностное отношение к природе родного города.

Экскурсия по городу, беседа «Мой город», различные строительные игры.

Экологическая игра

«Твой город – твое здоровье»

Расширить представления детей о   городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой.

Развивать творческое воображение,   любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность.

Воспитывать   любовь к родному городу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Экскурсия по городу, беседа о роли   воздуха в жизни человека.

Конкурс по созданию творческих   композиций


 

Январь

«Царица – водица»

Тема

Задачи

Формы работы

«Путешествие по глобусу»

Расширить   знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники,   реки, моря, озера, океаны…).

Развивать экологическую культуру; обогатить   словарь: круговорот.

Воспитывать бережное отношение к   воде, как основному природному ресурсу.

Рассматривание иллюстраций   (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки».Беседа

«Свойства воды»

Расширить знания детей о воде и ее   свойствах.

Развивать мышление, любознательность;   формировать умение делать умозаключения.

Воспитывать экономное отношение к   воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов   о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

Проведение опытов

«В гостях у жителей подводного   царства»

Углубить представления детей об   обитателях морей и океанов.

Развивать любознательность, умение   видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Воспитывать доброту, отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций, предметных   картинок.

Сюжетно-ролевая игра

«Источники загрязнения воды. Меры   охраны»

Дать представление об основных источниках   загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению   загрязнения.

Способствовать развитию речи, активизировать   словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не   было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Экологическая игра


 

Февраль

«Загадочные явления в природе»

Тема

Задачи

Формы работы

«Что такое снег?»

Расширить представления детей о   снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои   свойства.

Развивать интерес к зимним   явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать   речь словами: тает, замерзает.

Воспитывать   чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом,   рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.

Беседа о снеге и его свойствах   (Загадки Деда Мороза).

«Зимние явления в природе»

Закрепить знания о зимних   явлениях.

Развивать игровой замысел.

Развивать   творческую фантазию и воображение.

Воспитывать бережное отношение к   природе

Исследовательская деятельность   (встреча со Снеговиком)

«Тайна воздушного пузырька»

Расширить знания детей о воздухе, его   свойствах.

Познакомить детей с природным   явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к   экспериментальной работе.

Воспитывать усидчивость, умение работать в   коллективе.

Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком

«Летунчиком»)

«Рисунок на бархатной бумаге»   (мукой, ватой)

Вызвать у детей желание заниматься   творчеством.

Развивать творческое воображение, эстетический   вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья»,   «снегопад».

Воспитывать   желание любоваться зимней природой.

Наблюдения в природе.

Изобразительное творчество

Март

«В царстве комнатных растений»

Тема недели

Задачи

Формы работы

«Комнатные растения в уголке   природы»

Расширить знания детей о комнатных   растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Развивать   умение рассказывать об особенностях строения растений, составлять загадки-описания.

Воспитывать   у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом   растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о   потребностях растений), игра «Угадай растение».

Исследовательская деятельность   (встреча с Кузей)

«Изучаем строение цветка»

Учить   детей определять части цветка.

Учить описывать растения, опираясь на   модели.

Воспитывать   бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке   природы.

Моделирование (создание моделей   цветка)

«Что будет, если…»

Формировать   представления детей об отношениях         различных комнатных растений к воде, теплу и свету.

Развивать понимание того, как важен   правильный уход за комнатными растениями.

Воспитывать желание ухаживать за комнатными   растениями.

Знакомство с моделями «Потребности   растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».

Экспериментальная деятельность

«Посадка комнатных растений»

Учить правильной посадке комнатных   растений.

Развивать   у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о   выполнении своих действий, о предметах труда и действиях с ними.

Воспитывать желание самостоятельно   выращивать растения.

Моделирование трудового процесса.

Практическая деятельность «Мы –   цветоводы»

Апрель

«Защитим природу!»

Тема недели

Задачи

Формы работы

«Человек – верный сын природы»

Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на   основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не   навреди»

Развивать у детей творческие способности.

Воспитывать   бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей   на природе; чтение произведений литературы.

Дидактическая игра с элементами   драматизации

«Разработка экологических знаков»

Продолжать знакомство детей с   природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при   помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей   природе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к   природе.

Экскурсия –путешествие по территории   ДОУ, игра «Угадай знак».

Проект

«Юные спасатели»

Закрепить правила поведения людей   в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Способствовать развитию основ экологического   сознания детей.

Формировать   навыки правильного поведения в природе через игру.

Воспитывать экологическую культуру.

Чтение познавательных рассказов о   лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Сюжетно-ролевая игра

«Сказа ложь, да в ней намек»

Познакомить детей с экологическими   сказками.

Развивать у детей познавательную активность,   экологическое мышление.

Воспитывать любовь к природе.

Чтение природоведческой   литературы, рассматривание иллюстраций.

Чтение экологических сказок


 

Май

«В царстве лекарственных растений»

Тема недели

Задачи

Формы работы

«Лекарственные растения – средства   оздоровления организма человека»

Формирование   представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и   применения.

Развивать   познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитывать   желание вести здоровый образ жизни.

Изготовление атрибутов к игре. Эколого-природоведческая игра

«Удивительное рядом»

Продолжать учить детей называть   лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в   природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Заучивание стихов об объектах   природы, изготовление атрибутов.

«Лесная аптека на страже человека»

Формировать умение узнавать и   правильно называть лекарственные травы.

Пополнить словарный запас (отвар, настой)

Воспитывать   бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах.

     

Итоговое.

Праздник для детей и родителей.

"Что нам подарила "Азбука природы"

Способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Подготовка и проведение праздника

     

Основные формы и методы работы:

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой



 


 

Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности


 

Добровольное участие детей.

Наполняемость кружка: 10-12 детей старшего дошкольного возраста .

Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.

Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности –1 раз в неделю, во второй половине дня.

Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

В программе обучения задействованы: дети, родители воспитанников, воспитатели группы. 


 

Список литературы для реализации данной программы

1. Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического   воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва: Мозаика - синтез, 2010

3. Меремьянина О.В., Суворова С.А. «Давайте сохраним…» учебно-методическое пособие по краеведению. – Барнаул: АКИПКРО, 2007.

4. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2008 №6.

5. «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240с.

6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005.

7. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336с.

8. С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», - Москва: Новая школа, 1995 г.

20

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.