Программа дополнительного образования «Уличные танцы» (5–11 классы)
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучения детей в группах дополнительного образования по предмету «Уличные танцы». Предполагается, что она будет применяться педагогами дополнительного образования, работающими с детьми школьного возраста на базе средней школы. Программа рассчитана на 3 года прохождения курса.
Педагог не ставит целью выучить и натренировать занимающихся для участия в рейтинговых и международных конкурсах, так как это в условиях общего среднего образования достаточно сложно. Но открыть перед учащимися мир танца, приобщить их к прекрасному, научить элементарным основам танца, то есть создать фундамент для более серьезного увлечения, представляется необходимым.
Уже через несколько лет учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках.
Танцуя коллективные танцы, ребенок многом учиться и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, контроль над собой, но и культура общения в танце со зрителем, преподавателем и одногруппниками. Мы рассматриваем уличные танцы как органическую часть системы образования, воспитания и развития личности ребенка в средней школе.
Цель обучения - научить занимающихся определенным танцевальным приемам, связкам движений в различных танцах, самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
Цель программы:
Формирование личности ребенка через развитие и совершенствование физических и художественных способностей ребенка посредством обучения уличному танцу.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение основам актерского мастерства;
- Обучение основам музыкальной грамоты, ритмики, музыкальной выразительности;
Развивающие:
- Развитие личностных самообразований: внимание, память, мышление, воображение, активность, самостоятельность.
Мотивационные:
- Создание комфортной обстановки в коллективе: атмосфера доброжелательности, сотрудничество педагога с родителями
Социально – педагогические:
- Воспитание уважения к коллективу, формирование чувства товарищества и взаимопомощи;
- Воспитание нравственно – этических норм, стремления к самореализации социально – адекватными способами, умения вести себя достойно в любой ситуации;
- Привитие художественного вкуса;
Воспитательные:
- Воспитание навыков общения и культуры поведения в обществе и организации своей деятельности;
- Воспитание трудолюбия и стремление к преодолению препятствий;
Эстетическая:
- Воспитание любви к творчеству;
- Воспитание опрятности и аккуратности;
- Активизация желания видеть красоту в своих движениях, радоваться своим успехам и успехам окружающих.
Оздоровительные:
- Воспитание стремления к здоровому образу жизни;
- Развитие физического здоровья посредством специальных упражнений.
Режим занятий.
понедельник:13.30-15.30.(мл.группа).
среда:13.30-15.30.(мл.группа).
вторник,четверг:16.00-18.00 (старш.группа)
Прогнозируемые результаты:
1. Теоретические знания (соблюдение техники безопасности на занятиях современными танцами и акробатики)
2. Теоретические знания по технике выполнения современных танцев
3. Знания конкурсных танцев
4. Выполнение основных шагов «Хип-хопа» (Hip-hop), «Флэш» (Flash), Брейка (Break dance)
5. Выполнение акробатических упражнений (Переворот вперед, назад, боком)
6. Выполнение основных элементов классического танца.
Проверка результатов:
Участие в показательных выступлениях, фестивалях и конкурсах
Выполнение контрольных упражнений
Выполнение тестов на ритмичность, гибкость, ловкость и выносливость.
ЗНАТЬ:
- историческое развитие брейка, особенности развития избранного вида танца;
- физиологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, приоритетные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями, а также возможности развития и совершенствования мышц посредством занятий по “нижнему брейк – дансу”;
- возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий “нижним брейк - дансем”;
- способы организации самостоятельных занятий по тренировке и выполнению брейк-элементов, правила использования спортивного инвентаря, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок для брейк-данса;
УМЕТЬ:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного стиля “нижнего брейка”, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях нижнего “брейк – данса”;
ДЕМОНСТРИРОВАТЬ:
Практически все брейк-элементы представленные в тематическом плане и описанные в содержании. А также уверенность исполнения и актёрские навыки в танце.
Методическое обеспечение.
Основные формы и методы работы
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
метод сенсорного восприятия- просмотры видеофильмов о школах уличного танца, прослушивание аудиозаписей.словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.наглядный метод- личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр выступлений профессиональных коллективовпрактический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.
Организационно- педагогическая деятельность с родителями.
Проведение родительских собраний
-организационное (сентябрь);
-итоговое (апрель).
· Проведение открытых занятий для родителей: декабрь, апрель-май.
· Участие родителей в совместных мероприятиях учреждения и коллектива.
· Индивидуальные беседы с родителями:
· индивидуальные способности и достижения;
· анализ образовательной деятельности.
· Индивидуальное консультирование:
· состояние здоровья обучающегося;
· местоположение в коллективе;
· Работа по формированию фонда внебюджетных средств для улучшения материальной базы объединения, организации поездок на фестивали.
· Анкетирование
Сентябрь: Сведения об обучающихся и их родителях.
Цель: получить информацию
Май: Результаты деятельности педагогов, коллектива и обучающихся за учебный год
Цель: получить оценку деятельности объединения за учебный год;
корректировка образовательной программы.
Содержание программы. 1.Вводное занятие(2).
2.Повторение пройденного материала за первый год обучения (.4).
Развитие ритма и координации .
Повторение пройденного материала за первый год обучения .
.Постановка корпуса.
Выполнение элементов в темпе и характере народных танцев .
3.Основа уличного стиля Хип – хоп.(.20.
Основатели стиля хип-хоп.
Разновидности базы хип-хопа.
старая школа (oldschool) - 80е годы,
средняя школа (middle school) - 90е годы,
новая школа (newschool) - после 2000 года.
старая школа :Smurf, The Prep, Fila (The Rambo), Happy Feet, Cabbage Patch, Reebok и
средней школа:: Running Man, Roger Rabbit, Party Machine, Bart Simpson, Steve Martin и другие.
новая школа: Tone-Whop, Monestary, Harlem Shake, Walk it out, ATL Stomp и т.д.
Специфика Hip-hop в искусстве танца.
4.Развитие ритма и координации (4ч.)
Упражнения, развивающие чувство ритм.
Музыкально-ритмические упражнения
5. Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов.8
Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.
Хореографический текст (танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы
Логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке.
.Разбор танца по записи.
Сочинение простого рисунка
Отработка отдельных элементов танца.
6. Усложнение материала первого года обучения (виды элементов) (10ч.).
Разминка – обучение качу: Bounce, Time Bounce, Body Rock, Flow, Orby, Roll;
Benetton и вариации с ним;
Игра «Мячик»;
Шаги по площадке через предметы;
Упражнение на точку, представление предмета в пространстве.
7. Выполнение элементов в темпе и характере уличных танцев (9ч)
Темп и основной ритм.
Ритмическая интерпретация (чь на музыку, артистичность)
Понятия «темп» и «ритметкая выразительность внутри такта, эмоциональная отзывчивост.Танцевальный шаг.
8. . Элементы других современных стилей хореографии в постановочных номерах.4
Подпрыгивания.
Скольжения, «слайды»
Изолированные движения отдельными частями тела
Волнообразные движения
Связки танцевальных элементов движений, данного танцевального направ ления.
9. Разнообразие видов современных танцев, их особенности (4ч.).
The Krump
Ø Характеристика направления The Krump.
Практическая работа:
Подпрыгивания.
Скольжения, «слайды».
Изолированные движения отдельными частями тела. Движения, передающие эмоции.
Комбинации широких шагов, наклонов.
Простые поддержки.
«Контактные» комбинации движений.
Связки танцевальных элементов движений данного танцевального направления.
10. Развитие и особенности стиля Хип - хоп (4ч.).
Girl Hip-Hop.
Характеристика направления Girl Hip-hop.
11. История развития современных видов танцев (4ч.).
Street-dance
Характеристика направления Street-dance
12. Техника импровизации (20ч.).
Сольная импровизация движений.
Парная и групповая синхронная импровизация движений.
Выполнение упражнения «Музыкальная комедия».
Упражнения для подготовки к импровизации.Упражнения для подготовки к импровизации.
«Парные этюды».
13. Экспериментальный танец (6 ч.).
Особенности.
соло и дуэты.
Техника исполнения
14. Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей (4ч.).
|
Основные черты стиля джаз-фанк |
15. Отработка композиции танцев.(18).
Соединения базовых элементов Crip Walk или C-Walk, Electricboogie,Krump, Girl Hip-Hop, Hip-hop,R'n'B в один взаимосвязанный танец.
16. Итоговые занятия и досуговые мероприятия.(8).
17. Индивидуальная работа.(7).
Hip-Hop:
Кач на шагах по площадке через предметы;
Упражнение на точку в движении;
Подготовка к Monastery;
Изоляция;
Упражнение на развитие координации;
C-walk;
Wap
Shuffle;
18. Повышение уровня исполнит.
Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности ельского мастерства и эмоциональной выразительности(.2)
19. Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом (7ч.)
линии рук,
линии спины,
линии плеч,
линии бедер (положение таза),
линии ног,
линии головы и шеи,
левой и правой боковой линии
20. . Итоговые занятия и досуговые мероприятия.(3).
18. Выступления(14).
Учебно-тематический план 2 –го года обучения
Тема |
Общее количество часов |
Теоретические (час) |
Практические (час) |
Основа уличного стиля Хип - хоп
|
2 |
2 |
- |
Развитие ритма и координации . |
4 |
- |
4 |
Повторение пройденного материала за первый год обучения.
|
4 |
- |
4 |
. Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов.
|
8 |
- |
8 |
Усложнение материала первого года обучения (виды элементов) .
|
10 |
- |
10 |
Выполнение элементов в темпе и характере уличных танцев .
|
9 |
- |
9 |
.4. Элементы других современных стилей хореографии в постановочных номерах. |
4 |
- |
4 |
Разнообразие видов современных танцев, их особенности .
|
4 |
2 |
2 |
Развитие и особенности стиля Хип - хоп .
|
4 |
- |
4 |
История развития современных видов танцев .
|
4 |
4 |
- |
. Техника импровизации .
|
20 |
2 |
18 |
Экспериментальный танец .
|
6 |
2 |
4 |
Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей .
|
4 |
2 |
2 |
. Отработка композиции танцев. |
18 |
2 |
16 |
Итоговые занятия и досуговые мероприятия |
8 |
2 |
6 |
Индивидуальная работа.
|
7 |
- |
7 |
Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности.
|
2 |
2 |
- |
Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом . |
7 |
2 |
5 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
17. Итоговые занятия и досуговые мероприятия |
3 |
2 |
1 |
18. Выступления |
14 |
|
14 |
Итого: |
144 ч. |
22 |
122 |
1.Вводное занятие(2).
2.Повторение пройденного материала за первый год обучения (.4).
Развитие ритма и координации .
Повторение пройденного материала за первый год обучения .
.Постановка корпуса.
Выполнение элементов в темпе и характере народных танцев .
3.Основа уличного стиля Хип – хоп.(.20.
Основатели стиля хип-хоп.
Разновидности базы хип-хопа.
старая школа (oldschool) - 80е годы,
средняя школа (middle school) - 90е годы,
новая школа (newschool) - после 2000 года.
старая школа :Smurf, The Prep, Fila (The Rambo), Happy Feet, Cabbage Patch, Reebok и
средней школа:: Running Man, Roger Rabbit, Party Machine, Bart Simpson, Steve Martin и другие.
новая школа: Tone-Whop, Monestary, Harlem Shake, Walk it out, ATL Stomp и т.д.
Специфика Hip-hop в искусстве танца.
4.Развитие ритма и координации (4ч.)
Упражнения, развивающие чувство ритм.
Музыкально-ритмические упражнения
5. Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов.8
Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.
Хореографический текст (танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы
Логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке.
.Разбор танца по записи.
Сочинение простого рисунка
Отработка отдельных элементов танца.
6. Усложнение материала первого года обучения (виды элементов) (10ч.).
Разминка – обучение качу: Bounce, Time Bounce, Body Rock, Flow, Orby, Roll;
Benetton и вариации с ним;
Игра «Мячик»;
Шаги по площадке через предметы;
Упражнение на точку, представление предмета в пространстве.
7. Выполнение элементов в темпе и характере уличных танцев (9ч)
Темп и основной ритм.
Ритмическая интерпретация (чь на музыку, артистичность)
Понятия «темп» и «ритметкая выразительность внутри такта, эмоциональная отзывчивост.Танцевальный шаг.
8. . Элементы других современных стилей хореографии в постановочных номерах.4
Подпрыгивания.
Скольжения, «слайды»
Изолированные движения отдельными частями тела
Волнообразные движения
Связки танцевальных элементов движений, данного танцевального направ ления.
9. Разнообразие видов современных танцев, их особенности (4ч.).
The Krump
Ø Характеристика направления The Krump.
Практическая работа:
Подпрыгивания.
Скольжения, «слайды».
Изолированные движения отдельными частями тела. Движения, передающие эмоции.
Комбинации широких шагов, наклонов.
Простые поддержки.
«Контактные» комбинации движений.
Связки танцевальных элементов движений данного танцевального направления.
10. Развитие и особенности стиля Хип - хоп (4ч.).
Girl Hip-Hop.
Характеристика направления Girl Hip-hop.
11. История развития современных видов танцев (4ч.).
Street-dance
Характеристика направления Street-dance
12. Техника импровизации (20ч.).
Сольная импровизация движений.
Парная и групповая синхронная импровизация движений.
Выполнение упражнения «Музыкальная комедия».
Упражнения для подготовки к импровизации.Упражнения для подготовки к импровизации.
«Парные этюды».
13. Экспериментальный танец (6 ч.).
Особенности.
соло и дуэты.
Техника исполнения
14. Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей (4ч.).
|
История джаз-фанка Основные черты стиля джаз-фанк Джаз-фанк: откуда такая популярность? Музыка для хореографии в стиле джаз-фанк |
15. Отработка композиции танцев.(18).
Соединения базовых элементов Crip Walk или C-Walk, Electricboogie,Krump, Girl Hip-Hop, Hip-hop,R'n'B в один взаимосвязанный танец.
16. Итоговые занятия и досуговые мероприятия.(8).
17. Индивидуальная работа.(7).
Hip-Hop:
Кач на шагах по площадке через предметы;
Упражнение на точку в движении;
Подготовка к Monastery;
Изоляция;
Упражнение на развитие координации;
C-walk;
Wap
Shuffle;
18. Повышение уровня исполнит.
Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности ельского мастерства и эмоциональной выразительности(.2)
19. Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом (7ч.)
линии рук,
линии спины,
линии плеч,
линии бедер (положение таза),
линии ног,
линии головы и шеи,
левой и правой боковой линии
20. . Итоговые занятия и досуговые мероприятия.(3).
18. Выступления(14).
Методическое обеспечение программы
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
метод сенсорного восприятия- просмотры видеофильмов о балетных школах, прослушивание аудиозаписей.
словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.
наглядный метод- личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр выступлений профессиональных коллективов
практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.
метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.
Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.
Типы учебных занятий в коллективе «Престиж»:
Усвоение новых знаний – теоретическая часть занятия, практическое занятие, занятие-беседа, занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятие-игра.
Применение усвоенных знаний – практическое занятие, занятие-игра, репетиция, импровизация, концерт.
Программно-методическое обеспечение.
Методические разработки, литература по хореографическому искусству;
Литература по педагогике и психологии;
Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.
Список литературы для педагога:
· Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
· Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.
· Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986.
· Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.
· Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.-М.: Искусство, 1968.
· Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964.
Организационно- педагогическая деятельность с родителями.
Проведение родительских собраний
· организационное (сентябрь);
· итоговое (апрель).
· Проведение открытых уроков для родителей: декабрь, апрель-май.
· Участие родителей в совместных мероприятиях учреждения и коллектива.
· Индивидуальные беседы с родителями:
· индивидуальные способности и достижения;
· анализ образовательной деятельности.
· Индивидуальное консультирование:
· состояние здоровья обучающегося;
· местоположение в коллективе;
· Работа по формированию фонда внебюджетных средств для улучшения материальной базы объединения, организации поездок на фестивали.
· Анкетирование
Сентябрь: Сведения об обучающихся и их родителях.
Цель: получить информацию
Май: Результаты деятельности педагогов, коллектива и обучающихся за учебный год
Цель: получить оценку деятельности объединения за учебный год;
корректировка образовательной программы.
Программно-методическое обеспечение
· Методические разработки, литература по хореографическому искусству;
· Литература по педагогике и психологии;
· Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
· Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
· Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - М. : Айрис-Пресс : Рольф, 1999. – 262с.
· Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Диалог культур, 2007. - 511, с.
· Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей : Учеб. пособие для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 "Педагогика доп. образования" / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Владос, 2002. - 348, с.
· Ерохина, О. В. Школа танцев для детей : [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 223 с. :
· Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец : История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М. : ГИТИС, 2000. - 438с.