Рабочая программа дополнительного образования «В мире мультимедиа» (3–5 классы)

0
0
Материал опубликован 3 October 2018 в группе

21

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка по информатике

«В мире мультимедиа»

Количество часов в год: 128 часов

В неделю: 3 час.

Возраст детей 9-12 лет (3-5кл.)

Количественный состав детей: не более 10 чел.

Автор: Коробова Екатерина Николаевна

педагог дополнительного образования


 

Содержание

Введение…………………………………………………………..… 3

Пояснительная записка…………………………………………..… 5

Цели и задачи…………………………………………………….…. 6

Ожидаемые результаты…………………………………………….. 8

Тематический план…………………………………….…………….9

Учебно-тематический план…………………………………….……9

Содержание программы……………………………………………14

Программное обеспечение…………………………………………15

Список источников информации для учителя………..……….…16

 

Введение

Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных технологий во многих сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования. Рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными информационными и компьютерными технологиями (ИКТ) является одним из возможных путей решения задачи модернизации образования. Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств личности, вариативности и индивидуализации школьного образования. Современные ИКТ обеспечивают активное, творческое овладение учащимся изучаемого предмета, позволяют изложить материал на новом качественно более высоком уровне. Их применение открывает принципиально новые возможности в организации учебного процесса.

Что же такое мультимедиа? Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Другими словами, мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.

Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.

Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей среднего возраста количества знаний по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс составления ярких презентаций, слайд фильмов процесс творческий и интересный именно для учащихся среднего возраста 11 -14 лет. Составление самопрезентации способствует самоанализу собственной деятельности, стремление обогатить большим количеством информации свою презентацию, что имеет большое воспитательное значение. Знакомство с презентациями ровесников способствует расширению кругозора детей, их представление о возможностях досуговой деятельности.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так, согласно Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Приказом Министерства образования и науки от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся и школы.

Каковы особенности детального изучения данной программы и использования знаний на практике?

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Главными из них стали доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий).

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

Главная задача мультимедиа-презентации – удивить слушателя, заинтересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные мысли до слушателя.

Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, присущая сугубо дидактическому компьютерному средству и отличающая его от традиционных информационных экранных средств, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства

Кружок по информатике «В Мире мультимедиа» - это творческое объединение учащихся по интересам.

Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ, учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах.

Программа имеет практическую направленность.

Цели:

Данный кружок создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на его базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств.

Задачи:

*​ развивать интерес детей к овладению ИКТ - технологиями;

*​ развивать медиакультуру учащихся;

*​ формировать ИКТ - компетентности учащихся;

*​ развивать умения анализировать и оценивать полученную информацию, необходимую для выполнения различных задач;

*​ формировать умения создавать цифровую информацию для эффективного общения;

*​ формировать умения использовать технические средства для облегчения работы с аудиторией;

*​ формировать умения передачи результатов своей работы в электронном виде с помощью различных средств.

Основные формы организации занятий: лекционно-практические занятия, практикум, самостоятельные и групповые работы. Методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы по практическому созданию презентаций. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средствКроме индивидуальной работы, применяется и групповая работа. Предлагаемые занятия составляются таким образом, чтобы обучающиеся изучили теоретический материал, который применяется на практических занятиях. Применение на практике полученных теоретических знаний позволяет обучающимся овладеть умением создавать собственные презентации. Задания должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию активизации творческих способностей; заданиям должно быть найдено применение.

При проведении занятий курса предлагается использовать следующие формы работы:

- демонстрационная - ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном;        
- фронтальная - ученики работают под управлением учителя;   
- самостоятельная - ученики выполняют творческие задания в течение части занятия или в свободное от занятий время;
- практическая - ученики выполняют задания в течение занятия;  
- индивидуальная – ученики самостоятельно выполняют задания;
- проектная - ученики выполняют индивидуальные работы по тематике изучаемого курса. 

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. 

Проектная деятельность позволяет развивать исследовательские и творческие способности обучающихся. Метод проектов дает возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем  действительности в совместной деятельности школьников.

Срок реализации программы. Программа разработана на 128 часов обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа. 

Программа курса «В мире мультимедиа» учитывает возрастные и психологические особенности детей 9-12 лет. 

Количественный состав группы – не более 10 человек. 

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения. 
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности

Ожидаемые результаты:

развитие коммуникативных способностей и культуры устной и письменной речи.

разработка и выпуск медиа-продуктов;

активизация межшкольных и меж возрастных связей;

формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности;

развитие информационного пространства.

В течение года проводятся 2 аттестации: промежуточная аттестация - в конце февраля и итоговая аттестация – в конце мая.

Содержание программы


 

Создание презентаций в среде PowerPoint (27 ч.)

Возможности и область использования приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Технология создания презентации. Вставка звука и видеоклипов в презентацию. Настройка анимации. Создание нескольких слайдов согласно сценарию.

Компьютерная графика (39 ч.)

Назначение графических редакторов. Растровая графика. Объекты растрового редактора. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Сканирование рисунков, фотографий. Изучение инструментов редакторов. Обработка изображений с помощью программы Paint и Adobe Photoshop. Создание фотомонтажей и коллажей в программе Adobe Photoshop.

Основы мультипликации. Работа в программах Movie Maker,

IPhoto (62 ч.).

История фотографирования. Современные фотокамеры. Устройство фотокамеры.

Начальные навыки фотографирования. Рекомендации по технике фото съемки. Фотокамера, элементы управления. Сюжетные программы, установка размеров изображения, форматы файлов. Подсоединение к компьютеру.

Работа в программе iPhoto. Интерфейс программы. Создание альбома, удаление фото, архив, корзина, варианты просмотра. Импорт фото. Просмотр и сортировка. Редактирование изображений. Обрезка. Преобразование в черно-белую фотографию. Создание альбома. Параметры и варианты альбомов. Оформление. Публикация. Сохранение, передача, запись фото.

Создание мультфильма из фотографий. Выбор темы мультфильма, разработка сценария. Подготовка цифровых фотографий для мультфильма в соответствии со сценарием. Размещение фотографий в проекте, вставка титров, эффектов, наложение музыкального сопровождения. Экспорт. Размещение мультфильма на Youtube.com.

Создание видеоролика. Обсуждение сюжета и разработка сценария видеоролика. Работа в программах iMovie, MovieMaker. Съемка видеосюжета. Интерфейс программы. Линейки прокрутки, кнопки, панель клипов. Импорт клипов. Редактирование клипов. Маркеры обрезки, создание фото. Размещение клипов на линейке монтажа. Добавление титров, эффектов, переходов, фото. Настройки изображения. Наложение звука. Запись голоса. Просмотр получившегося фильма. Сохранение в различных форматах. Экспорт фильма. Вставка видеоролика в презентацию.


 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов

Из них

Теория

Практика

Форма промежуточной итоговой аттестации

1

Создание презентаций

27

8

19

Конкурс слайд фильмов.

2

Компьютерная графика. Работа в программах Paint, Adobe Photoshop

39

7

32

Защита проекта

3

Основы мультипликации. Работа в программах Movie Maker, i Movie, iPhoto

62

18

44

Повторение и закрепление пройденного материала (итоговое тестирование)

 

Итого

128

33

95

 


 

Учебно-тематический план (128 часов)

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

В том числе

Форма промежуточной итоговой аттестации

Теория

Практика

Создание презентаций в среде PowerPoint (27 ч.)

 

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

 

2

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов.

2

1

1

 

3

Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации.

2

1

1

 

4

Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации.

3

1

2

 

5

Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).

6

2

4

 

6

Защита самопрезентации

2

-

2

 

7

Теория создания слайд фильмов.

2

2

-

 

8

Создание слайдов мультфильма.

6

-

6

 

9

Промежуточная аттестация

2

-

2

Конкурс слайд фильмов.

Компьютерная графика. Работа в программах Paint, Adobe Photoshop (39 ч.)

 
 

Введение в компьютерную графику. Редакторы

2

1

1

 
 

Основы сканирования.

1

 

1

 
 

Графический редактор Paint, инструменты.

4

1

3

 
 

Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop

1

1

   
 

Выбор цвета. Палитры цветов.

2

 

2

 
 

Способы определения цвета. Инструменты

2

 

2

 
 

Инструмент графические объекты

2

 

2

 
 

Инструмент обработки изображений

2

 

2

 
 

Инструменты Кисть, Заливка

1

 

1

 
 

Работа со соями

4

1

3

 
 

Вставка, копирование, поворот

1

 

1

 
 

Фильтры, способы их применения.

2

1

1

 
 

Виды фильтров

2

1

1

 
 

Работа с фрагментами рисунка

1

 

1

 
 

Подписывание рисунков. Некоторые эффекты

1

 

1

 
 

Фотомонтаж

2

1

1

 
 

Коллаж

2

 

2

 
 

Создание проекта

6

 

6

 
 

Промежуточная аттестация

1

 

1

Защита проекта

Основы мультипликации. Работа в программах Movie Maker, IMovie, IPhoto (62 ч.)

 
 

Виды мультипликационных фильмов

1

1

   
 

Программa Movie Maker

3

1

2

 
 

Наш первый мультфильм Продумывание декораций для мультфильма, их изготовление

6

2

4

 
 

Герои мультфильма

2

 

2

 
 

История фотографии.

1

1

   
 

Устройство фото камеры. Обзор программ для обработки фото.

2

1

1

 
 

Начальные навыки фотографирования. Рекомендации по технике фото съемки.

1

1

   
 

Фотографирование сюжетов сказки

1

 

1

 
 

Копирование фотографий в папку компьютера, в программу Movie Maker

2

 

2

 
 

Вставка фотографий на ленту времени в программу Movie Maker

1

 

1

 
 

Озвучивание мультфильма

4

1

3

 
 

Видеопереходы и видеоэффекты.

2

2

   
 

Монтирование и запись мультфильма

2

 

2

 
 

Размещение мультфильма на Youtube.com. и показ мультфильма

1

 

1

 
 

Устройство фото камеры. Программа для обработки фото iPhoto

2

1

1

 
 

Начальные навыки фотографирования. Рекомендации по технике фото съемки.

1

 

1

 
 

Фотографирование сюжетов сказки

2

 

2

 
 

Копирование фотографий в программу IMovie

1

 

1

 
 

Вставка фотографий на ленту времени в программы IMovie

1

 

1

 
 

Правила записи звука в программу IMovie

2

1

1

 
 

Видеопереходы и видеоэффекты, монтирование мультфильма

1

 

1

 
 

Сохранение и размещение мультфильма на Youtube.com.

2

1

1

 
 

Работа над своим мультфильмом

12

3

9

 
 

Создание и разработка сценария видеоролика «Как мы создаём мультфильмы»

1

 

1

 
 

Съемка видеосюжета.

1

 

1

 
 

Работа с программами iMovie, MovieMaker

2

 

2

 
 

Наложение звука. Запись голоса.

1

 

1

 
 

Просмотр получившегося фильма. Сохранение в различных форматах

1

 

1

 
 

Представление и обсуждение работы.

1

 

1

 
 

Итоговая аттестация

2

2

 

Повторение и закрепление пройденного материала (итоговое тестирование)

Итого:

128

33

95

 


 

План индивидуальных занятий

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

В том числе

Форма промежуточной итоговой аттестации

Теория

Практика

Создание презентаций в среде PowerPoint (6 ч.)

 

2

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов.

1

-

1

 

5

Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).

1

-

1

 

7

Теория создания слайд фильмов.

1

1

-

 

8

Создание слайдов мультфильма.

2

-

2

 

9

Промежуточная аттестация

1

-

1

Конкурс слайд фильмов.

Компьютерная графика. Работа в программах Paint, Adobe Photoshop (8 ч.)

 
 

Графический редактор Paint, инструменты.

1

-

1

 
 

Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop

1

1

-

 
 

Работа со соями

1

-

1

 
 

Фильтры, способы их применения.

1

-

1

 
 

Фотомонтаж, коллаж

1

 

1

 
 

Создание проекта

2

 

2

 
 

Промежуточная аттестация

1

 

1

Защита проекта

Основы мультипликации. Работа в программах Movie Maker, IMovie, IPhoto (18 ч.)

 
 

Программa Movie Maker

1

 

1

 
 

Наш первый мультфильм Продумывание декораций для мультфильма, их изготовление

1

-

1

 
 

Озвучивание мультфильма

2

-

2

 
 

Монтирование и запись мультфильма

1

 

1

 
 

Начальные навыки фотографирования. Рекомендации по технике фото съемки.

1

 

1

 
 

Фотографирование сюжетов сказки

2

 

2

 
 

Работа над своим мультфильмом

5

1

4

 
 

Съемка видеосюжета.

2

 

2

 
 

Работа с программами iMovie, MovieMaker

1

 

1

 
 

Наложение звука. Запись голоса.

1

 

1

 
 

Итоговая аттестация

1

1

 

Повторение и закрепление пройденного материала (итоговое тестирование)

Итого:

32

4

28

 


 

Календарный учебный график

Раздел/месяц

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Создание презентаций в среде Power Point

18 ч

9 ч

           

Компьютерная графика. Работа в программах Paint, Adobe Photoshop

 

7 ч

18 ч

12 ч

2 ч

     

Основы мультипликации. Работа в программах Movie Maker, IMovie, IPhoto

       

12 ч

20 ч

16 ч

14 ч

Промежуточная аттестация

       

Защита проекта

   

Повторение и закрепление пройденного материала (итоговое тестирование)

Всего

18 ч

16 ч

18 ч

12 ч

14 ч

20 ч

16 ч

14 ч

Оценочные материалы

Карта личностного роста

ФИ учащегося______________________________________Класс____________

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

Критерии оценивания промежуточной (итоговой) аттестации

Защита проекта

Критерий оценки проекта:

Критерий «Постановка цели,

планирование путей ее достижения» (мах 3 балла)

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (мах 3 балла)

Критерий «Разнообразие источников информации,

целесообразность их использования» (мах 3 балла)

Критерий «Творческий подход к работе» (мах 3 балла)

Критерий «Качество выступления» (мах 3 балла)

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе

(в таблице проставляются баллы от 0-5)

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Возраст________________

Вид и название детского объединения___________________________________________

Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________

Дата начала

наблюдения________________________________________________

Показатели/сроки диагностики

Конец февраля

Конец учебного года

I.Теоретическая подготовка обучающегося

1.1.Теоретические знания:

a) Создание презентаций в среде Power Point

b) Компьютерная графика.

c) Основы мультипликации.

1.2.Владение специальной

терминологией

   

II. Обще учебные умения и навыки

2.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а) соблюдать правила Техники Безопасности

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

2.2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение выступать перед аудиторией

2.3. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать свое рабочее (учебное) место

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

в) умение аккуратно выполнять работу

   

III.Предметные достижения обучающегося:

На уровне детского объединения (кружка)

На уровне школы (по линии дополнительного образования)

На уровне района, города

На региональном, федеральном уровне

   

Оборудование

освещенный компьютерный класс

компьютеры с процессором Corel i5 или выше, оперативной памятью 4 Гб, видеокартой AMD Radeon HD 6450 или выше – 15 шт

проектор

видеокамера

цифровой фотоаппарат

микрофоны

постоянный доступ в сеть Интернет

программное обеспечение (операционная система Windows; графический редактор Paint, Photoshop; программа презентаций PowerPoint; Windows Movie Maker, iMovie – стандартные программы Windows)


 

Список источников информации для учителя

Учебник (руководство) по html скачан с сайта www.instructing.ru

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru

Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.

Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.

Материалы скачаны с сайта http://media-pedagogics.ru/article2.html

Егорова Ю.Н. «Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе»

Клемешова Н.В. «Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы» //Автореф.дисс.канд.пед.наук – Калининград, 1999.

Ресурсы интернета:

www.klyaksa.net

www.metod-kopilka.ru

www.intel.r

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации