12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Катюша276
Мой педагогический стаж работы в дошкольном учреждении более 10 лет. Педагогическое кредо: Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.
Россия, Пермь

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности

Страна «Мукосолье»

(лепка из соленого теста)

Перевалова Е.С.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 411» г. ПЕРМИ


 

ПРИНЯТО

 

Педагогический совет МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад

411 г.» Перми

Протокол № _______

От _______________

УТВЕРЖДЕНО

 

Заведующий МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад

411 г.» Перми

_____________ Н.В. Ситникова

Приказ № _______ от __________________

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественной направленности

Страна «Мукосолье»

(лепка из соленого теста)



 

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года


 

Автор составитель

Перевалова Екатерина Сергеевна

воспитатель старшей группы

МАДОУ «Центр развития

ребенка – детский сад № 411»

г. Перми

 

Пермь, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

I

Пояснительная записка

1

I.I

Направленность программы и новизна

1

I.II

Актуальность и педагогическая целесообразность

1

I.III

Цель и задачи программы

1-2

I.IV

Отличительная особенность программы

3

I.V

Организация учебного процесса

3

I.VI

Условия реализации программы

3-4

I.VII

Ожидаемые результаты

4-5

I.VIII

Методы и формы оценки результатов

5-6

II

Учебно-тематический план занятий первого года обучения

7

II.I

Содержание программы дополнительного образования детей

7-10

II.II

Учебно тематическое планирование

10-11

III

Учебно-тематический план занятий второго года обучения

12

III.I

Содержание программы дополнительного образования детей

12-14

III.II

Учебно тематическое планирование

14-15

IV

Методическое обеспечение

16-18

V

Литература

19-20

 

Приложение

21-31

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

 

I.I Направленность программы и новизна

 

Программа кружка «Фантазёры» (Тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Новизна программы кружка заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.

 

I.II Актуальность и педагогическая целесообразность

 

Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Деятельность детей в кружке Тестопластика даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

I.III Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи

Обучающие

Познакомить учащихся с праздниками народного календаря, традициями этих праздников;

Формировать у учащихся основы знаний в области декоративно-прикладного искусства;

Знакомить учащихся с истоками народного творчества, традициями и культурой;

Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

Формировать представления об основах техники безопасности;

Создавать условия для творческой самостоятельности.

Развивающие:

Формировать и развивать осознанное научно-художественное видение окружающего мира природы и использования его в творчестве;

Развивать интеллектуальные и творческие способности;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать эмоционально- волевую сферу детей (самодисциплину, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца);

Развивать сотрудничество и соавторство учащихся разного возраста;

Развивать и закреплять на практике умения и навыки в работе с соленым тестом;

Сформировать умения использовать дополнительные приспособления, применять различные эффекты (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста);

Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

Воспитательные:

Воспитать способности к самореализации и саморазвитию

Сформировать и развивать эстетический вкус;

Воспитать трудолюбие, усидчивость, аккуратность;

Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов учащихся;

Воспитать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество.

Воспитать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

Воспитать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;

Воспитать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой.

 

I.IV Отличительная особенность программы

 

Отличительной особенностью программы является использование нестандартного материала для работы, кроме этого программа «Фантазёры» дает возможность применять этот материал для разработки оригинальных интерьерных решений.

 

I.V Организация учебного процесса

 

Программа дополнительного образования «Фантазеры» организуется в форме занятия художественно-эстетической направленности. Реализация программы рассчитана на 2 года начального образования, объёмом в 18 часов. Занятия проводятся 1раз в неделю, день недели вторник, во второй половине дня по одному академическому часу, продолжительностью в соответствии возраста детей. (старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут) Программа предназначена для занятий с детьми старшего подготовительного дошкольного возраста 5/7 лет. Место проведения занятий: учебный холл МАДОУ «ЦРР Детский сад №411».

 

Количество часов курса рассчитано по формуле:

 

Количество часов в неделю с одной группой 25 мин.

 

*

Количество учебных недель в году 36 н, 1 занятие в неделю = 36 занятий

 

=

Количество часов курса в год 9 ч

 

I.VI Условия реализации программы

 

Программа «Оригами» составлена в соответствии со следующими документами:

Закон «Об образовании»;

Устав МАДОУ «ЦРР Детский сад №411»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от

11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Для обеспечения реализации программы используется различный методический и дидактический материал (игры, загадки, конкурсы, рассказы о представителях флоры и фауны). Широко используются возможности Интернета, методического кабинета, методические пособия по оригами.

Используются компьютер, проектор, принтер. Занятия оригами не требуют материальных затрат со стороны обучающихся, все необходимые материалы и инструменты предоставляет учреждение.

Для успешного освоения программы рекомендуется использование

различных форм организации деятельности с обучающимися:

групповая,

индивидуальная.

А также различные методы:

Объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

 

I.VII Ожидаемые результаты и способы определения их результатив­ности

Обучающие будут знать:

виды и назначение изделий из соленого теста;

необходимые инструменты и материалы;

основные этапы изготовления изделий;

основные приемы лепки, технологию выполнения;

композиционные основы построения изделия;

законы сочетания цветов;

требования к качеству и отделке изделий;

правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Обучающие научатся:

изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

приготавливать тесто для лепки;

использовать инструменты для работы;

изготовлять отдельные детали;

соединять детали в готовое изделие;

составлять композицию из отдельных элементов;

сушить изделие;

гармонично сочетать цвета;

проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

выполнять правила безопасной работы;

организовывать рабочее место;

определять качество готового изделия.

 

I.VIII Методы и формы оценки результатов:

1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ обучающихся.

3. Диагностика степени усвоения обучающимися учебного материала. (Приложение № «Оценка результатов освоения программы»).

 

Способы определения результативности: Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

- предварительного

Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.

- текущего

В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

-итогового

Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Формы контроля: творческие конкурсы, тематические выставки. Такой подход позволяет выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам, повысить самооценку учащихся.

Завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия отбираются для участия в городских и областных конкурсах, выставках, фестивалях.

Отслеживаются следующие показатели:

- Точность совмещения частей;

- Передерживание совмещенных сторон одной рукой;

- Оптимальность нажима на тесто;

- Создание объемных фигур;

- Фиксация склеивания;

- Украшение поделки (приемы вырезания по трафарету из теста, рисования);

- Знание основных понятий, используемых в тестопластике;

- Уровень удовлетворенности потребностей в процессе занятий изделий из теста;

- Творческая активность;

- Умение работать в коллективе. - Аккуратность изготовления поделок



 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2018-2019 ГОД

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1

Вводное занятие «Технология выполнения изделий из соленого теста»

1

0.5

0.5

Раздел 2 «Творческая работа детей»

33

5.5

27.5

Раздел 3 «Выставочная деятельность»

2

1

1

ИТОГО:

36

7

29


 

II.I СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1 год обучения


 

Раздел 1. Вводное занятие «Технология выполнения изделий из соленого теста»

Тема 1. Вводное занятие

Описание занятия: Набор материалов и инструментов. Рецепт солёного теста. Подготовка солёного теста. Скрепление деталей между собой. Хранение теста. Цветное тесто. Порядок работы. Организация рабочего места. Культура труда. Правила безопасности во время работы.

Тема 2. «Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов» 1час

Описание занятия: Познакомить с различными видами промыслов основанных на лепке.


 

Раздел 2. «Творческая работа детей. Выставочная деятельность»

Тема 3. Способы создания простых деталей Фигурки животных

«Гусеничка».

Описание занятия: «Гусеница», Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. Учить соединять детали «промазыванием». Вырезание по трафарету.

 

Тема 4. Фигурки животных «Бабочка»

Описание занятия: Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. Учить соединять детали «промазыванием». Вырезание по трафарету.

 

Тема 5. Грибы «Боровик»

Описание занятия: «Боровик». Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов. Приемы лепки (раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы.

Тема 6. Фигурки животных «Мышка на сыре».

Описание занятия: Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. Учить соединять детали «промазыванием». Вырезание по трафарету.

 

Тема 7. «Ежик»

Описание занятия: Учить соединять детали «промазыванием». Вырезание по трафарету.

 

Тема 8. Способы создания простых деталей «Солнце» «месяц и звезды» Описание занятия: Способы лепки: вырезание готовыми формочками, конструктивный, пластический, комбинированный, основные приемы лепки, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, расческа, ткань).

 

Тема 9. Ягоды фрукты и овощи «Корзина с фруктами»

Описание занятия: Использование знакомых приёмов: оттягивание, сглаживание и др. Уточнение знание форм: шар, цилиндр и др

Тема 10. Ягоды фрукты и овощи «Панно груши»

Описание работы: Передача формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использование знакомых приёмов: оттягивание, сглаживание и др. Уточнение знание форм: шар, цилиндр и др

Тема 11. Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников» Описание работы: Разнообразие форм и материалов для отделки. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия.

 

Тема 12. «Ёлочные украшения» 4часа

Описание занятия: Народные праздники, атрибуты. Приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Фантазии из колбасок и ленточек. Сочетание между собой различных заготовок. Разнообразие форм и материалов для отделки. Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Изготовление элементов декора из соленого теста. Изготовление вырезанием по шаблону. Отделка готовых шаблонов объемными элементами.

Тема 13. Панно «Клубничка»

Описание занятия:

 

Тема 14. «Панно «Ромашки в корзинке»

Описание занятия: Цветы – составные части больших композиций. Технология изготовления разных частей цветов и листьев. Правила безопасности.

Тема 15. «Подарок маме»

Описание занятия: Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.

 

Тема 16. Любимые мультики «Чебурашка»

Описание занятия: Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы.

 

Тема 17. Коллективное панно «Божья коровка»

Описание занятия: Насекомые – составные части больших композиций. Технология изготовления разных частей основных и дополнительных. Правила безопасности.

Тема 18. Праздники «Игрушки на палочке»

Описание занятия: Передача формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использование знакомых приёмов: оттягивание, сглаживание и др. Уточнение знание форм: шар, цилиндр и др.

 

Тема 19. Панно «Пчелка»

Описание занятия: Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук.


 

Тема 20. Самостоятельная работа на закрепление «Мини ваза с цветами»

Описание занятия: Цветы – составные части больших композиций. Технология изготовления разных частей цветов и листьев. Правила безопасности.

 

Раздел 3. «Выставочная деятельность»

Тема 21. « Подготовка изделий к выставке» 1час

Описание занятия: Объединение предметов в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

 

Тема22. «Оформление выставки» 1час

Описание занятия: Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.

 

II.II Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации контроля

Теория

Практика

Количество часов

 

Раздел. Вводное занятие «Технология выполнения изделий из соленого теста»

 

1.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста

0.5

0.5

1

опрос

2.

Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов

0.5

0.5

1

кроссворд

 

Раздел «Творческая работа детей. Выставочная деятельность.

 

3.

Способы создания простых деталей Фигурки животных

«Гусеничка»

0.5

0.5

1

Выставка

4.

Фигурки животных

«Бабочка»

0.5

0.5

1

Выставка

5.

Грибы «Боровик»

0.5

0.5

1

Выставка

6.

Фигурки животных

«Мышка на сыре»

0.5

0.5

1

Выставка

7.

«Ежик»

0.5

0.5

1

Выставка

8.

«Солнце» и «месяц со звездами»

0.5

1.5

2

 

9.

Ягоды фрукты и овощи

«Корзина с яфруктами»

0.5

2.5

3

Выставка

10.

Ягоды фрукты и овощи

«Панно груши»

0.5

2.5

3

Выставка

11.

Лесные красавицы ёлки

«Ёлка из треугольников»

0.5

0.5

1

Беседа

12.

Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек

0.5

0.5

1

Выставка

13.

Панно «Клубничка»

0.5

2.5

3

Выставка

14.

Панно «Ромашки в корзинке»

0.5

2.5

3

Выставка

15.

«Подарок маме»

0.5

0.5

1

Беседа

16.

Любимые мультики

«Чебурашка»

0.5

1.5

2

Выставка

17.

Колективное панно «Божья кровка»

0.5

2.5

3

Выставка

18.

Праздники

«Игрушки на палочке»

0.5

1.5

2

Беседа

19.

Панно «Пчелка»

0.5

1.5

2

Выставка

20.

Самостоятельная работа на закрепление

«Мини ваза с цветами»

0.5

0.5

1

 

 

Раздел «Выставочная деятельность»

 

21.

Подготовка изделий к выставке

0.5

0.5

1

 

 

 

 

 

 

 

22.

Оформление выставки

0.5

0.5

1

 

итого

36 ч

 

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2019-2020

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел. Вводное занятие «Технология выполнения изделий из соленого теста»

2

0.5

1.5

Раздел «Творческая работа детей.

33

6.5

28.5

Раздел «Выставочная деятельность»

1

1

3

ИТОГО:

36

8

29

 


 

III.I СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2 год обучения

Раздел. Вводное занятие «Технология выполнения изделий из соленого теста»

Тема 1. « Секреты лепки сложных элементов» 2часа

Описание занятия: Декор изделий. Сборка и склеивание.

Познакомить детей с правилами составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания.

 

Тема 2. «Фрукты на тарелке» 2часа

Описание занятия: Передача формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использование знакомых приёмов: оттягивание, сглаживание и др. Уточнение знание форм: шар, цилиндр и др.

 

Тема 3. «Корзинка с грибами» 2часа

Описание занятия: Закрепление умения лепить корзинку, уточнить знание формы - диск.

 

Тема 4. «Декоративная пластина» 1час

Описание занятия: Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Планирование работы по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

 

Тема 5. «Пляшущие человечки» 4часа

Описание занятия: Фигуру человека в движении. Расположение фигуры на подставке. Планирование работы по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

 

Тема 6. «Змея на ветке» 3часа

Описание занятия: Упражнять в синхронизированной работе обеих рук.

Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

 

Тема 7. «Птичий двор» 3часа

Описание занятия: Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук.

 

Тема 8. «Елочка» 1час

Описание занятия: Ёлочка модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера. Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему. Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику.

 

Тема 9. «Зверушки на Новогоднем празднике» 5 часов

Описание занятия: Развивать связную речь. Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки.

 

Тема 10. «Снеговик» 1час

Описание занятия: Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом.

 

Тема 11. «Хлебный магазин» 4часа

Описание занятия: Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин». Закрепить знания по теме «Откуда хлеб пришёл».

 

Тема 12. «Подарок маме» 2часа

Описание занятия: Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.

 

Тема 13. «Персонаж любимой сказки» 2часа

Описание занятия: Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы.

 

Раздел «Выставочная деятельность»

Тема 14. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов 1час

Описание занятия: Расширять знания детей о различных видах промыслов основанных на лепке

Тема 15. Подготовка изделий к выставке 1час

Описание занятия: Оформление выставки. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей

 

III.II Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

 

Практика

(

Количество

часов

 

Раздел. Вводное занятие «Технология выполнения изделий из соленого теста»

 

 

 

1.

Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. Повторение.

0.5

1.5

2

 

Раздел «Творческая работа детей.

 

 

 

2.

«Фрукты на тарелке»

0.5

1.5

2

3.

«Корзинка с грибами»

0.5

1.5

2

4.

«Декоративная пластина»

0.5

2.5

3

5.

«Пляшущие человечки»

0.5

3.5

4

6.

«Змея на ветке»

0.5

2.5

3

7.

«Птичий двор»

0.5

2.5

4

8.

«Елочка»

0.5

1.5

1

9.

«Зверушки на Новогоднем празднике»

1

4

5

10.

«Снеговик»

0.5

1.5

1

11.

«Хлебный магазин»

0.5

3.5

4

12.

«Подарок маме»

0.5

2.5

3

13.

«Персонаж любимой сказки»

0.5

1.5

2

 

Раздел «Выставочная деятельность»

 

 

 

14.

Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов

0.5

1.5

1

15.

Подготовка изделий к выставке Оформление выставки

0.5

1.5

1

Итого

36

 


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОМОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1.Формы и методы работы.

 

Методы, применяемые при подготовке к занятиям:

Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);

Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

Ведущим методом обучения является иллюстрированный рассказ руководителя.

Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим видам деятельности. Используются разные виды инструктажа: вводный, текущий, заключительный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:

1. Организационная часть

2. Повторение пройденного материала

3. Изложение нового материала

4. Подготовка к практической работе

5. Практическое выполнение задания

6. Заключительная беседа.

7. Подведение итогов

8. Уборка рабочих мест.

Большая роль должна отводиться овладению обучающимися технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Надо, чтобы дети научились вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Для развития творческих способностей следует использовать задания с творческим характером. Работы детей следует использовать в оформлении выставок.

Дидактический материал

Образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ.

Техническое оснащение

Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;

Рабочие столы и стулья по количеству учащихся;

Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, зубочистки, кисти, краска гуашь, шаблоны.

Материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, скрепки, природные материалы. Компьютер.

Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.

2. Способы проверки результативности

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности обучающихся на основе собеседований.

Результативность деятельности оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности непосредственного контакта с детьми, на каждом занятии наблюдается состояние знаний обучающихся и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов.

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

Постоянно действующая выставка;

Творческие конкурсы

Отчетная выставка

Выпуск газет

Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

уровень воспитанности обучающихся;

микроклимат в детском объединении;

взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения: эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.

А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить

через педагогическую диагностику, изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

Мотивацию к образовательной деятельности;

Отношения в коллективе;

Уровень творческой активности;

Организаторские способности обучающихся;

Сформированности культурно-гигиенических навыков.

 


 

Y. ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога

 

Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007

Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002

Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.

Лыкова И.А. Лепим с мамой.

Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004

Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.

Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.

Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011

Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.

 

Литература для детей

 

Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.

Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».

Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,

Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.

Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000

Лыкова И.А. Лепим с мамой.

Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».

Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006

Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006

Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.

 

 

Информационное обеспечение

 

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru/

http://www.shkola.net.ua/

http://testoplastica.ru/

http://stranamasterov.ru/

http://www.detskiepodelki.ru/

 


 


 

Приложение 1

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения

Фамилия Имя ребёнка___________________________________________________

Возраст ___________________________________________________

Сроки диагностики

1 год обучения

Показатели

Начало года

Конец года

Результат обучения

 

1. Теоретическая подготовка ребёнка

теоретические знания

владение специальной терминологией

 

 

2. Практическая подготовка:

практические умения и навыки

владение специальным оборудованием и оснащением

творческие навыки

 

 

3. Общеучебные умения и навыки:

учебно-интеллектуальные умения

подбирать и анализировать литературу

выступать перед аудиторией

вести полемику и участвовать дискуссии

учебно-организационные умения и навыки

умение организовать своё рабочее место

навыки соблюдения правил безопасности

умение аккуратно выполнять работу

 

 

4. Предметные достижения учащихся:

на уровне детского объединения

на уровне школы

на уровне посёлка

на обласном уровне

 

 


 

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения

Фамилия Имя ребёнка___________________________________________________

Возраст ___________________________________________________

Сроки диагностики

2 год обучения

Показатели

Начало года

Конец года

Результат обучения

 

1. Теоретическая подготовка ребёнка

теоретические знания

владение специальной терминологией

 

 

2. Практическая подготовка:

практические умения и навыки

владение специальным оборудованием и оснащением

творческие навыки

 

 

3. Общеучебные умения и навыки:

учебно-интеллектуальные умения

подбирать и анализировать литературу

выступать перед аудиторией

вести полемику и участвовать дискуссии

учебно-организационные умения и навыки

умение организовать своё рабочее место

навыки соблюдения правил безопасности

умение аккуратно выполнять работу

 

 

4. Предметные достижения учащихся:

на уровне детского объединения

на уровне школы

на уровне посёлка

на обласном уровне

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Правила работы с соленым тестом ДЛЯ ДЕТЕЙ

Перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение);

Соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте;

Ни в коем случае не бери тесто в рот;

Соленое тесто есть нельзя;

Не облизывай пальцы;

Не три грязными руками глаза;

Аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления;

После работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.

 

Рецепты соленого теста.

 

Приготовление солёного теста:
тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Учтите, что один и тот же объём различных продуктов весит по разному:
• 1 чашка муки весит около 100 грамм;
• 1 чашка соли весит около 200 грамм.


Основной рецепт солёного теста из пшеничной муки:
2 чашки (около 200г.) муки
1 чашка (около 200г.) соли

(около 125 мл.) воды


Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымесить и размять, пока оно не станет эластичным. Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки клея ПВА.

 

 

 

Рекомендации.

 

При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немногу. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.

Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.

 

Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.

 

Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.

 

Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.

 

Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.

 

Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.

 

Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.

 

Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.

 

Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.


 

Правила при работе с кистью.

Во время рисования кисточку держат тремя пальцами чуть выше металлической оправы;

Набирай на кисть нужное количество краски, если тебе нужно получить эффект прозрачности набирай краски поменьше, а если достаточно плотный насыщенный цвет – побольше;

Хорошенько мой кисть перед тем, как макать ее в другую краску, а то новая краска смешается с прежней и потеряет свою яркость;

Не используй кисточку для других целей: если это кисть для краски, то не применяй ее для клея;

Не оставляй кисточку в воде;

После окончания работы нужно хорошо вымыть кисточку и промокнуть чистой тряпочкой, чтобы ворсинки сложились острием;

Хранить кисточки лучше в банке ворсом вверх.


 

Лепка основных элементов

Шарик

Отщипните кусок теста, хорошо помните его и придайте шарообразную форму. Потом положите заготовку на раскрытую ладонь, с верху накройте тесто другой рукой и круговыми движениями скатайте шарик. Обязательно проверьте, ровный ли он получился. При образовании трещин или складочек лучше скатать шарик заново. Деталь должна получиться ровной и гладкой формы. Если не обращать внимания на дефекты, то в дальнейшем при сушке и раскрашивание изделия это может стать еще заметнее и даже привести к разлому изделия. Шарик можно скатать и одной рукой. Для этого положите заготовку на ровную поверхность и катайте ладонью.

 

Яйцо

 

Скатайте шарик, затем зажмите его между ладонями так, чтобы ладони образовывали прямой угол и прокатайте шарик. Если прокатать шарик между ладонями подольше можно получить конус.

 

 

Капля

 

Скатайте маленький шарик, затем прокрутите его указательным и средним на большом пальце, так чтобы деталь приняла форму слезинки или капли. Если слегка расплющить деталь получится лепесточек.

 

Колбаска

 

Отщипните кусок теста и предайте ему вытянутую форму. Положите на стол заготовку и начните раскатывать движением вперед-назад. Длинную колбаску нужно катать двумя руками от середины к краям. Можно катать частями, следя за одинаковой толщиной. Если колбаска начала рваться, сожмите ее по всей длине подушечками пальцев и прокатайте еще. Если постараться колбаску можно сделать очень длинной или очень тонкой. Чтобы изготовить острый хвостик нужно катать колбаску с увеличенным давлением на край. При скручивании двух колбасок получаем жгутик, а если взять три и более можно заплести косичку.

 

Ленточка

 

Слепите колбаску одинаковую по всей длине. Надавливающими движениями подушечек пальцев раздавите колбаску, затем перевертите ее и раздавите с обратной стороны. Можно также использовать и скалку, но помните, что нажим должен быть равномерным, иначе ленточка получится разной толщины и ширины. Из ленточки можно сделать много интересных деталей. Например, скрутить из нее улиточку, спираль или собрать в рюшечку.

 

Лепёшка

 

Отщипните кусок теста и предайте ему форму шара. Положите шар на одну ладонь, а другой раздавите. Или же, если лепешка нужна большая и ровная, можно раскатать тесто на столе при помощи скалки.

 

Весёлые фигурки

 

Чтобы получить плоские фигурки можно использовать формочки для выпечки, лучше, если они будут пластмассовые, так как это более безопасно. Раскатайте лепёшку нужной толщины и слегка прижмите формочку. Убедитесь в том, что она отрезала лепёшку, если покачайте формочку из стороны в сторону.

Весёлые фигурки можно также изготовить и с помощью пластмассового ножа или стека. Для этого необходимо нанести рисунок кончиком ножа, а потом вырезать его по контору.

Можно так же изготовить шаблоны или использовать готовый трафарет, в этом случае наносить рисунок на пласт теста не нужно и можно изготовить сразу несколько фигурок не опасаясь, что они получатся разными.

 

Оформление работы

 

Для того чтобы изменить общий вид работы можно использовать различные инструменты и приспособления. Тесто достаточно мягкий и послушный материал, поэтому при работе с ним появляется возможность применения различных штампов. Для выполнения отпечатков можно использовать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы и многое другое. Для имитации шероховатой поверхности, меха, выполнения волос разной длины прекрасно подойдут чесноковыжималка и сито.

 


 

Приложение 3.

Система знаний

Сначала была лепёшка.
Когда то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигурки людей и животных и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. В это же время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день, такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяли людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена. Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко-окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь для туристов умельцы пекут всё что угодно. 
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.
Хотя поделки из солёного теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие.

Обработка солёного теста
Старайтесь лепить или вырезать изделия сразу на противне, при этом сторона изделия остаётся ровной и не возникает повреждений при переносе его к месту сушки и обжига. 
Перед началом работы смочите противень водой с помощью кисти, для того чтобы между тестом и противнем не образовались воздушные пузырьки. Чем лучше тесто прилегает к противню, тем ровнее получится обратная сторона изделия после сушки или обжига.


Сушка и обжиг
Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Положим, вы задумали и сотворили нечто замечательное. И вдруг – в результате поспешного или неправильного обжига - изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование. 
При сушке в духовом шкафу сначала включите верхний огонь и просушите изделие на нём до тех пор, пока его поверхность не начнёт подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется.
Затем установите противень на среднем уровне духовки. Если вы хотите придать изделию бежевый цвет, используйте верхний огонь чуть дольше. Если на изделии появляется лёгкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура слишком высокая, и если вы её не убавите, то на обратной стороне могут образоваться трещины.
Как определить полностью ли высохло изделие? Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит изделие высушено.


Существует несколько способов сушки:
• Воздушная сушка – занимает много времени; на обратной стороне изделия образуется углубление;
• Сушка в духовом шкафу – 1 час на каждые ½ см. толщины теста;
• Комбинированная сушка – сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Более подходит для больших объёмных изделий;
• Сушка горячим воздухом в гриле. 
Микроволновая печь не применима для сушки изделий из солёного теста.


 


 

Раскрашивание. 
Чтобы краски были сочными и ложились ровно, изделия перед раскрашиванием грунтуют. Для этого можно использовать белую водорастворимую краску, которую наносят кистью. Далее использовать любую краску-акварель, масляную, гуашь. Предпочтение гуашевым краскам, так как изделия получаются ровно окрашенными и яркими.

Окрашивание.
Чтобы окрасить готовое вымешанное тесто, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое вымешанное тесто делят на части по количеству цветов. Затем лепят шарики, в середине которых продавливают углубления. Далее в эти углубления капают краску, после чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено. Обычно достаточно 2-3 капель красителя на 100 гр. теста, чтобы получить нужный оттенок.

Вырезание по шаблону.
Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием. Обычный картон может прилипнуть к тесту. 
Раскатайте тесто до толщины ½ см. на рабочей доске или противне. Наложите подготовленный шаблон на тесто и тонкой острой стекой вырежьте фигурку по краю шаблона. Затем осторожно отделите шаблон, а края фигурки смочите водой при помощи кисточки и подровняйте деревянной палочкой.

Склеивание.
Чтобы соединить части изделия в одно целое, заранее смочите их мокрой кисточкой, и они склеятся, благодаря клейким свойствам муки. Если вам нужно наложить детали друг на друга, смажьте водой обратную сторону накладываемой части, иначе при сушке растёкшиеся водяные пятна изменят цвет. А чтобы вы не сомневались в хорошем результате, смажьте смоченной в воде кистью всё изделие целиком, прежде чем оно попадёт в духовой шкаф.
Обработка подручными средствами.
Обработка теста предметами домашнего обихода часто даёт впечатляющий эффект. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи пуговиц поверхность изделия можно сделать рельефной. Тестом, пропущенным через чайное ситечко можно украсить веночки, ёлочку, а через чесноковыжималку, сделать кудряшки для барашка. Можно сделать специальный валик, на котором вы заранее вырежете декоративный узор, а потом напечатаете его на тесто. Для оттиска можно использовать засушенные травы.

Лакировка.
Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть жидкими и густыми. Жидкие лаки плохо защищают изделия из солёного теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И всё же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим.
Густые лаки, напротив, надёжно защищают изделия от влаги, и ими тщательно покрывают изделия со всех сторон. Получается красивый ровный блеск.


Процесс лепки
1. Цилиндрическая форма (колбаска, валик), получается при движении ладошками рук вверх- вниз, можно раскатать кусочек теста по твердой поверхности прямыми движениями. Можно раскатать длинные и короткие валики, толстые и тонкие. Преобразовывая их получить бублик, баранку, улитку, змею, цветок, листок, морковку, косу, стебелек растения, сплющить в ленту.
2. Шарообразная форма (шар, колобок) получается, если раскатать кусочек теста круговыми движениями между ладошек или одной ладонью на твердой поверхности. При преобразовании можно получить яичко, воздушный шарик, грушу, матрешку, банан, огурец, колесо, лепешку, пирамидку, мороженое, шляпка гриба и т.д.
3.Вспомогательный способ:
• вытягивание от основной формы мелких деталей (клювик, ушки, хвостик и т.д.) и придание им необходимой формы и положения (заостряя или сплющивая);
• загибание края формы заготовки – горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - усиливающие сходство образов с реальными предметами и передающие их функциональность;
• использование стеки и других приспособлений: колпачков фломастеров, крышек, палочек, пластмассовых вилок и т.д.
Можно дополнять вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, ракушки, бижутерия, пуговицы, перышки и стружки и т.д.)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.