Программа дополнительного образования детей 6–7 лет «Эврика»

2
0
Материал опубликован 19 September 2023 в группе

Рабочая программа

по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

«Эврика»

 

Автор-составитель:

Педагог-психолог

Панкратова Н.Н.


Содержание


1. Пояснительная записка.

  • Актуальность 
  • Цели и задачи кружка 
  • Комплектование группы 
  • Этапы реализации программы 
  • Содержание программы 
  • Ожидаемые результаты 

2. Перспективно-календарный план работы кружка

3. Диагностическая программа изучения логического мышления детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)

4. Информационные ресурсы


1. Пояснительная записка

По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

Одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.


1.1. Актуальность

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.


Характеристика мышления

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.


Возрастные особенности мышления у дошкольников

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.

Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.

Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.


Рабочая программа кружка «Эврика» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает развитие логического мышления воспитанников.

Социальными заказчиками деятельности кружка «Эврика» являются родители воспитанников, администрация ДОУ.

Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей: Интеллектуальное развитие детей

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 учебный год.

Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц. Продолжительность занятий 30 минут.



1.2. Цели, задачи программы

Цель программы: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.


Задачи программы:

Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей

Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, отрицание, классификация, систематизация, ограничение, обобщение, умозаключения

Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать

Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику


1.3. Комплектование группы

Программа рассчитана на детей 6-7 лет

Наполняемость группы – 6-8 человек

Группа комплектуется с согласия родителей (законных представителей).

Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:

  • Индивидуальная самостоятельная работа детей.
  • Работа в парах.
  • Групповые формы работы.
  • Дифференцированная.
  • Фронтальная проверка и контроль.
  • Самооценка выполненной работы.


Формы работы с детьми

  • Игра
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Интегративная деятельность
  • Проблемная ситуация


Методы работы с детьми

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.


1.4. Этапы реализации программы

Технология деятельности строится по этапам:

  1. Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
  2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
  3. Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
  4. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
  5. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
  6. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
  7. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).


1.5. Содержание программы

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):

1. Анализ – синтез.

Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

2. Сравнение.

Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

3. Ограничение.

Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

4. Обобщение.

Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

5. Систематизация.

Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

6. Классификация.

Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

7. Умозаключения.

Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.


Каждое занятие имеет определенную структуру:

Вводная часть – ритуал приветствия

Основная часть

  • Кинезиологическое упражнение
  • Игра по разделу
  • Логическая загадка
  • Задание на листе по разделу

Заключительная часть – подведение итогов, ритуал прощания


По окончанию изучения каждого раздела проводится итоговое занятие по всему пройденному материалу в виде викторины.


1.6. Ожидаемые результаты

Планируемые результаты:

Дети должны знать:

  • принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
  • принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
  • антонимы и синонимы;
  • названия геометрических фигур и их свойства;
  • принцип программирования и составления алгоритма действий.


Дети должны уметь:

  • определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  • путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
  • быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
  • выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
  • выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
  • уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.


К концу работы по программе кружка «Эврика» у детей сформировано:

• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

• произвольная память

• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».


Дети умеют:

1. выделять самое существенное в предметах;

2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

3. пользоваться различными схемами и планами;

4. рассуждать,

5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.




2. Перспективно-календарный план работы кружка

Месяц

Раздел

Неделя

Содержание


октябрь

Анализ-синтез

1

Упражнение «Колечко»

Игра в противоположности

Загадка

Задание на листе 1

Палочки

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Игра «Соедини картинки»

Загадка «Противоположное слово»

Задание на листе 2

Палочки

2

Упражнение «Колечко»

Игра «Что для чего»

Загадка «Противоположное слово»

Задание на листе 3

Геометрика

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Игра – презентация «Найди маму»

Загадка «Противоположное слово»

Задание на листе 4

Геометрика

3

Упражнение «Колечко»

Игра с блоками Дьенеша «Художники»

Загадка

Задание на листе 5

Палочки

Упражнение «Рубим капусту»

Игра «Найди пару»

Загадка

Задание на листе 6

Палочки

4

Упражнение «Рубим капусту»

Игра с блоками Дьенеша «Магазин»

Загадка

Задание на листе 7

Целое из частей


Викторина


ноябрь

Сравнение

1

Упражнение «Рисующий слон»

Игра «Найди такую же»

Сравнение по 1 признаку (Шевелев)

Задание на листе 8

Упражнение «Рисующий слон»

Игра «Найди пару»

Сравнение по 1 признаку (Шевелев)

Задание на листе 9


2

Упражнение «Барабан»

Игра «Сравни предметы»

Сравнение по 2 признакам (Шевелев)

Задание на листе 10

Задание «Сходство и различие»

Упражнение «Рисующий слон»

Игра «Сравни картинки»

Сравнение по 2 признакам (Шевелев)

Задание на листе 11

Задание «Сходство и различие»

3

Упражнение «Не урони»

Игра «Угощение медвежатам» (Дьенеш)

Сравнение по 3 признакам (Шевелев)

Задание на листе 12

Задание «Сходство и различие»

Упражнение «Не урони»

Игра «Найди различия»

Сравнение по 3 признакам (Шевелев)

Задание на листе 13

4

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Игра «Найди различия»

Задание на листе 14


Викторина


декабрь

Ограничение

1

Упражнение с шариками Су-Джок

Игра «Раздели предметы на 3 группы»

Загадка

Задание на листе 15

Упражнение с шариками Су-Джок

Игра «Разложи по конвертам»

Загадка

Задание на листе 16

2

Упражнение с шариками Су-Джок

Игра «Раздели предметы по свойствам»

Загадка

Задание на листе 17

Упражнение с шариками Су-Джок

Игра «Покупки сказочных героев»

Загадка

Задание на листе 18

3

Упражнение с шариками Су-Джок

Игра «Раздели предметы на 4 группы»

Загадка

Задание на листе 19

Упражнение с шариками Су-Джок

Игра «Раздели предметы на 5 групп»

Загадка

Задание на листе 20

4

Упражнение с шариками Су-Джок

Игра «Раздели предметы на 6 групп»

Загадка

Задание на листе 21



Викторина


январь

Обобщение

2

Упражнение «Массаж ушных раковин»

Игра «Назови одним словом» (стандартные, простые обобщения)

Загадка

Задание на листе 22

Упражнение «Массаж ушных раковин»

Игра «Что это» (дифференцированные, сложные обобщения)

Загадка

Задание на листе 23

3

Упражнение «Ухо-нос»

Игра «Назови одним словом» (все возможные варианты)

Загадка

Задание на листе 24

Упражнение «Ухо-нос»

Игра «Мяч бросай и … называй»

Загадка

Задание на листе 25

4

Упражнение «Ухо-нос»

Игра «Я знаю 3 названия» (с мячом)

Загадка

Задание на листе 26


Викторина


февраль

Систематизация

1

Упражнение «Лезгинка»

Игра «Короткие истории»

Загадка

Задание на листе 27

Расскажи по картинке

Упражнение «Лезгинка»

Игра «Думай в квадрате»

Загадка

Задание на листе 28

Расскажи по картинке

2

Упражнение «Велосипед»

Игра «Расскажи сказку»

Загадка

Задание на листе 29

Игра «Сказки»

Упражнение «Велосипед»

Игра-презентация «Чего не хватает?»

Загадка

Задание на листе 30

Пересказ коротких рассказов по цепочке

3

Упражнение «Змейка»

Игра-презентация «Что сначала, что потом»

Загадка

Задание на листе 31

Игра с прищепками «Чего не хватает?»

Упражнение «Змейка»

Игра-презентация «Найди фигуру»

Загадка

Задание на листе 32

Игра «Расскажи по картинке»

4

Упражнение «Змейка»

Игра «Что сначала, что потом»

Загадка

Задание на листе 33

Игра «Сказки»


Викторина»


март

Классификация

1

Упражнение «Водолазы»

Игра «4 лишний» (стандартные, простые обобщения)

Загадка

Задание на листе 34

Упражнение «Водолазы»

Игра «4 лишний» (дифференцированные, сложные обобщения)

Загадка

Задание на листе 35

2

Упражнение «Дерево»

Игра «Исключение предметов» (развернутые обобщения, два возможных решения)

Загадка

Задание на листе 36

Упражнение «Волны шипят»

Игра «Исключение предметов» (с провокацией)

Загадка

Задание на листе 37

3

Упражнение «Дерево»

Игра-презентация «4 лишний»

Игра «Исключение предметов» (все возможные варианты)

Задание на листе 38

Упражнение «Волны шипят»

Игра «Лишнее слово»

Игра «Придумай загадку»

Задание на листе 39

4

Упражнение «Дерево»

Игра «Лишнее слово»

Игра «Придумай загадку»

Задание на листе 40


Викторина


апрель

Умозаключения

1

Упражнение «Лентяй-работяга»

Игра «Верю-неверю»

Игра 3 «Спасатели» (Дьенеш)

Задание на листе 41

Упражнение «Лентяй-работяга»

Игра «Проблемные ситуации»

Игра 3 «Спасатели» (Дьенеш)

Задание на листе 42

Игра «Где живет паук?»


2

Упражнение «Зажимы»

Логическая задача

Игра 4 «Спасатели» (Дьенеш)

Задание на листе 43

Игра «Где живет паук?»

Упражнение «Зажимы»

Логическая задача

Игра 5 «Спасатели» (Дьенеш)

Задание на листе 44

Игра «Где живет паук?»

3

Упражнение «Покажи загадку»

Логическая задача

Игра 6 «Спасатели» (Дьенеш)

Задание на листе 45

Упражнение «Покажи загадку»

Логическая задача

Игра 7 «Спасатели» (Дьенеш)

Задание на листе 46

4

Упражнение «Покажи загадку»

Логическая задача

Игра 7 «Спасатели» (Дьенеш)

Задание на листе 47


Викторина


май


1


Итоговая викторина по всем разделам



3. Диагностическая программа изучения логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностических обследования уровня усвоения операций логического мышления: начальная (сентябрь) и итоговая (май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Эврика».

Изучение логического мышления дошкольников состоит из нескольких субтестов:

  • Беседа «Степень психосоциальной зрелости (кругозор» Банков С.А.
  • Методика «Назови одним словом» Ермолоева Н.В., Ерофеева И.Г.
  • Методика «4 лишний» Ермолоева Н.В., Ерофеева И.Г.
  • Изучение наглядно-образного мышления Ермолоева Н.В., Ерофеева И.Г.


4. Информационные ресурсы

  1. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (четвертый лишний): модифицированная психодиагностическая методика.-М.: Когито-центр, 2006
  2. Развивающая игра для дошкольников «Найди четвертый лишний»
  3. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша.-СПб.: Корвет, 2000
  4. Спасатели приходят на помощь.-СПб.: Корвет, 2000 (серия Блоки Дьенеша для старших (5-8лет))
  5. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики.-М.: Институт практической психологии, 1998.- 64с.
  6. Захарова А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем!.- М.: Книголюб, 2004.-32с.
  7. Серия «Папка дошкольника» (4 лишний, логика, пройди лабиринты»
  8. Мои первые тетрадки: система упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Ч.2.- Киров: Кировская областная типография, 2003
  9. Развивающая логическая игра «Где живет паук?».- М.: Радуга, 2002
  10. Альбом для детей 5-7 лет «Скоро в школу»
  11. Развивающие задания для детей дошкольного возраста «Учимся думать»
  12. Развиваем логику. Рабочая тетрадь.- Киров: Вятка, 2014
  13. Серия «Умный малыш»: Сравниваем предметы.- Киров: Вятка, 2013
  14. Бушмелева И. Тестовые задания для детей. Логика.-М.: Хатбер-Пресс, 2007
  15. Развивающая игра «Готов ли ты к школе?». Мышление.- Киров: Бурдина, 2014
  16. Игра «Короткие истории».- Киров: Радуга, 2001
  17. Пазл «Расскажи сказку».- М.: РИКО, 2012
  18. Развивающая игра «Найди 4 лишний1, 2».- Киров: Бурдина, 2011
  19. Генов Г. Игра «Сказки».- М.: Малыш, 1981




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации