12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
юскина наталья павловна74

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии.

Отдел образования администрации Нагайбакского

муниципального района.

Мы –

нагайбаки.

Программа приобщения детей дошкольного возраста

к культуре и истории нагайбакского народа.

Магнитогорск

2008

Мы- нагайбаки: Программа приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории нагайбакского народа.

Составители:

Н. П. Юскина, музыкальный руководитель I категории

Г. Б. Аюбашева, воспитатель I категории.

 

Аннотация.

Программа «Мы- нагайбаки» рассчитана на детей 4- 7-летнего возраста и является попыткой научить молодое поколение в первую очередь понимать и любить свой язык, любить свою культуру, свой край, знать свои корни, свою историю. Подготовительный период реализации программы может быть начат в более ранние сроки.

Представленный материал освещает опыт работы дошкольных учреждений Нагайбакского района.

Программа реализует национально- региональный компонент содержания

дошкольного образования, технологию социокультурного образования.

Ответственный научный редактор:

Е. С. Бабунова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии;

Рецензенты:

Л. В. Градусова, кандидат педагогических наук, доцент;

Е. Ф. Корсакова, ведущий специалист по дошкольному образованию Отдела образования администрации Нагайбакского муниципального района.

 

 

 

«В каждой отдельной жизни даже

самого простого человека, момент обращения

к миру предков оставляет неизгладимый след в

его душе. Именно это и есть время пробуждения

в личности особой всечеловеческой культуры-

от веточки своего рода к ветви, кроне, стволу древа жизни всего человечества.»

Максим Глухов- Ногайбек

                                                                                «Судьба гвардейцев Сеюмбеки.»

                                         Пояснительная записка.

В настоящее время в теории и практике наблюдается интерес к культурно- историческому наследию народов. Проблема приобщения детей к этнокультурному опыту воспитания и обучения детей актуальна и своевременна. Сложившийся опыт воспитания у нагайбакского народа является духовным наследием, к которому необходимо приобщать детей дошкольного возраста.

Данная программа раскрывает становление этнического самосознания через призму овладения детьми нагайбакским языком как духовной сокровищницей народа, постоянно обновляющейся и развивающейся.

Цель этнокультурной образовательной программы заключается в формировании эмоционально- положительного отношения у детей дошкольного возраста к культуре и истории нагайбакского народа.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Формировать представления детей о нагайбакском народе.

Воспитывать у детей активное эмоционально- положительное отношение к нагайбакскому народу.

Развивать у детей чувство национального самосознания, уважения к культуре других народов.

Реализация цели и задач осуществляется с опорой на следующие

принципы:

- регионализации – районирования, что предполагает учёт специфики природы, географии, истории, культуры, экономики Нагайбакского района;

- взаимосвязь культуросообразности и природосообразности с принципом дополнительности, что создаёт возможность учитывать возрастные, индивидуальные и личностные качества при формировании этнического самосознания;

- диалога культур в поликультурном образовательном пространстве, что направлено на создание этнокультурной среды как условия взаимосвязи внешних и внутренних факторов;

- взаимодействия всех участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги и родители), направленного на согласование этнопедагогических установок как механизма этнической социализации;

- интеграции разнообразных средств, условий, форм, методов и приёмов, задействующих специфические виды детской деятельности;

- педагогической направленности на личностное общение детей, что позволяет реализовать ценность общения как социокультурную практику.

Условия реализации программы:

- т наличие блочно- тематического плана;

- долговременный характер реализации содержания программы;

- разнообразие содержания тематического плана;

- определение стержневого направления в приобщении детей к культуре

нагайбакского народа- языковой компонент;

- организация событийности, как яркого запоминающегося явления

(«День общения на нагайбакском языке»);

- задействование различных видов традиций, отражающих своеобразие

нагайбакской культуры;

- создание игрового дидактического пространства, включающего

словарные тренинги, игровую мотивацию, разнообразные виды игр;

- повышение этнокультурной компетентности педагогов и родителей, с

целью активного освоения культуры и истории нагайбакского народа;

- использование образовательной возможности комплексирования

программы «Мы- нагайбаки» с областной образовательной программой

«Наш дом- Южный Урал» (составитель Е.С.Бабунова);

- овладение педагогами технологией этнокультурного образования

дошкольников.

Данная программа обобщает накопленный педагогический опыт по приобщению детей к культуре и истории нагайбакского народа. Наш опыт позволяет говорить о целесообразности и результативности разработанной программы.

Результат программы- развитие у дошкольников эмоционально- положительного отношения к нагайбакскому народу, знания культуры и истории своего народа, становление личности ребёнка в целом.

Мы будем благодарны всем, кто заинтересуется нашей программой и будет использовать её в работе с детьми дошкольного возраста.

Научный редактор программы Е.С.Бабунова, кандидат

педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики

и психологии Магнитогорского государственного университета.

Краткие сведения о нагайбаках и Нагайбакском районе.

Нагайбаки, нагайбәклер (самоназв.), этнограф. группа (субэтнос) крещённых татар Волго-Уральского региона, в прошлом часть оренбургских казаков, живут в Нагайбакском, Чебаркульском районах Челябинской области. Согласно материалам переписи 2002 года их численность составляет 10000 человек.

Язык нагайбаков- говор в составе среднего диалекта татарского языка.Многочисленные особенности нагайбакского говора, отличающие его от литературного татарского языка, находят параллели в большинстве говоров среднего диалекта, особенно в говоре заказанских крешен. Верующие нагайбаки исповедуют православие и относятся к «старокрещённым», т.е. принявшим христианство в XVI- XVII вв.

Слово «нагайбак» восходит к 16 веку. И напрямую связано с Ногайской ордой (ногай –бэк, т.е. ногайский князь). Этому не противоречит гипотеза о происхождении нагайбаков от Арских татар, в число которых, согласно преданию, влилось несколько сот ногайских воинов – охранников Суйембике – жены казанского хана Жангарея.

«Ногаи» - тюркоязычная народность, относящаяся к кыпчакской группе, сложившаяся в XIV-XV вв. в результате смешения различных тюркских племен (половцев и преимущественно мангытов и кунгратов) на южной части Орды, на территории бывшего владения темника Ногая, правнука Чингисхана, который предположительно родился в канун решительного наступления татаро-монгол на Восточную Европу в 30-х годах XIII в., умер в 1300г. Не владея ханским троном, Ногай был фактическим правителем всей западной и юго-западной части Золотой Орды. От его решений зависели судьбы как самих ханов, так и всех великих и удельных русских князей. В тюркской среде параллельно существовал и этноним «казак» в сословном значении, но в XIII-XV вв. более употребительным стал термин «ногай», эти термины по сути неразрывны. После падения Казани Арские татары были крещены и переселены на территорию Башкирии.

Нагайбакские казаки участвовали во всех крупных сражениях в составе Российского войска. В связи с образованием новой оборонительной линии и в соответствии с высочайшим повелением Николая I нагайбаки в 1842г. из Нагайбакской крепости были переселены во вновь образованные поселки, которым в честь завоеваний и побед нагайбаков, во славу Русского оружия присвоены названия: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси.

В декабре 1927г. был образован Нагайбакский район с центром в селе Фершмапенуаз. Таким образом, нагайбаки, на протяжении 450 лет ведя упорную борьбу за выживание, сумели утвердиться как самостоятельная этническая группа, с 24 марта 2000г. официально получили статус малочисленного народа.

Нагайбаки считались довольно зажиточными, этому способствовало многоземелье, развитое товарное земледелие и животноводство.

Агрокультура нагайбаков отличалась от земледельческой практики других групп, базировалась на смешанной, залежно- паровой системе земледелия. Что касается овощеводства, то до недавнего времени оно было развито слабо. Выращивали в основном картофель, в поле выращивали репу, в небольших огородах тыкву и огурцы. Чаще овощи покупались на рынке.

Садоводства у нагайбаков не было, вместо этого они собирали дикорастущие травы и ягоды: крапиву, дикий лук, землянику, дикую вишню.

Важную роль в структуре хозяйства нагайбаков играло животноводство, особенно разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Прибыльной отраслью было птицеводство.

Станичники довольно активно участвовали в извозе -доставляли в уездный центр хлеб, рубили лес, занимались мелкой и средней торговлей. Были свои плотники, кузнецы, гончары. Изготавливали транспортные средства и их детали: телеги, сани, колёса -на заказ и на рынок.

Довольно развитым был промысел по добыче дикого строительного камня.

Степной характер местности обусловил особенности содержания скота и агротехники. Хозяйство нагайбаков отличалось отсутствием летне-зимнего кочевья, отсутствием активной охоты, слабо развитым кустарным промыслом.

Поселения (аул)-приречные, с поквартальной планировкой. Жилища- зимние (срубные), и летние (саманные), в основном двукамерные. Стены домов обмазывались и белились. Внутренняя планировка жилищ соответствует восточному варианту южнорус. типа, хотя бытовала и среднерус. планировка. Интерьер состоял из нар, широких лавок, деревянных кроватей, иногда полатей и т.д. Очень характерны были матерчатые украшения (занавески, подзоры, полотенца, скатерти и т.д.). Нагайбачки владели различными способами вышивок, золотошвейным искусством, славились непревзойдённым мастерством вязания пуховых платков, изготовления тканей путём ткачества из овечьей шерсти, конопли, льна.

До начала xxв. верхняя нижняя одежда нагайбаков шилась из тканей домашнего производства. Покрой женской одежды (кулмек) был туникообразным с нижней оборкой. Рубаха шилась обычно из тёмно- красной пестряди в мелкую чёрно-белую или сине-чёрную клетку. Поверх рубахи непременно надевался передник (алчупрак), с узкой грудкой, в более крупную клетку. Нижняя поясная одежда (штаны) кроились с широким шагом из полосатой пестряди. Верхняя одежда нагайбаков- зиляны (жилэн) из цветного плиса, бархата, кашемира. Поверх зиляна надевался домотканый пояс (бильбау). Шубы (тун) дублёные, либо крытые фабричной материей. Девичий головной убор- ак калфак, надевался с накосными украшениями (чач кап). Этот головной убор у женщин сменялся на комплекс под названием сурэкэ. Распространённым украшением был нагрудник (муенса), чешуеобразно ушитый монетами. Мужской костюм составляла стандартная казачья одежда оренбургских казаков.

Праздники годового цикла нагайбаков приурочены к христианскому календарю и бытуют под христианскими названиями. Имеются и свои назва-

ния, н.п. рождественский цикл называется «нардуган», пасхальный цикл вклю-

чает «вербную кашу» (барманчек буткасы), сабантуй (эсерэн). Сохранились до сих пор и традиции ряжения нардуганов, и подворный сбор денег и подарков детьми на рождество, и сбор яиц с угощеньями на пасху, и многие другие.

Песни нагайбаков- самобытный и исключительно яркий в художественном отношении пласт фольклора. Народная песенная культура нагайбаков содержит образцы сложного, развитого многоголосия. Поют нагайбаки необычайно свободно, эмоционально, темпераментно. Для их исполнительской манеры характерны резкая, сильная подача звука, волевое, напористое звучание.

В традиционной системе питания нагайбаков животноводческие продукты занимают почётное место, что обусловилось природно- географическими условиями, направленностью хозяйственной деятельности, социально- экономическим статусом населения ( каймак, сузме, катык , чиели- май, көрт- молочные продукты), наряду с этими кушаниями готовятся излюбленные мучные изделия (кыстыбый, баурсаки, дурычмак и др.).

На территории Нагайбакского района находятся удивительные памятники природы: озеро «Кара- Чура» с нетронутым царством водяной птицы, Ольховая роща с родниковым колодцем в окрестностях Парижа, Яр Батыр-тау- археологический памятник и множество других красивейших уголков природы.

  

      Блочно- тематический перспективный план приобщения

                   дошкольников к культуре и истории

                                нагайбакского народа.

С р е д н я я г р у п п а

Неделя

Месяц

 

1 - ая

2 -ая

3 - яя

4 - ая

Сентябрь

Октябрь

Блок занятий « Моя семья ».

Ноябрь

Блок занятий « Наш дом ».

Декабрь

«Кухня»

(экскурсия)

«Посуда»

(табак – саут)

«Покормим куклу»

(сюжетно - ролевая игра)

Январь

_

«Прачечная»

(экскурсия)

«Постираем»

 

(сюжетно - ролевая игра)

 

Февраль

«Одежда»

(кеем)

«Оденем куклу»

(сюжетно-

ролевая игра)

«Кукла нагайбакская и русская-

две подружки»

(о национальных одеждах)

Март

Слушание живой

нагайбакской му- зыки в исполн. народного ансамб-

ля «Сарашлы»

«Мир бесконечно

разный».

(село, город, стра-

на, мир)

Спортивный тренаж

 

(выполни под музыку)

Апрель

«Природы пробуждение»

(беседы)

Рисование

« Кап – кап»

(Там –там,

тамче там).

Итоговое по

теме

«Природы

пробуждение».

Май

«Курочка Ряба»

(слушание нагайбакского перевода, беседа)

 

Помогаем рассказать сказку «Курочка Ряба»

 

 

Настольный театр

«Курочка Ряба»

в исполнении детей.

                                              Б л о ч н о - т е м а т и ч е с к и й  п е р с п е к т и в н ы й

 

                                                                                          к к у л ь т у р е  и  и с т о р и и

 

                                                                                                                     С т а р ш а я

Неделя

Месяц

1 - ая

2 -ая

сентябрь

 

«В саду и ого-

роде»

(беседа, игра)

«Большие и

маленькие»

(беседа, слова-

определения)

Нагайбакская

сказка «Шалкан»

(Репка)

(слушание,беседа)

Занятие № 1.

Инсценирование

сказки «Шалкан»

с помощью

взрослого

Занятие № 2.

октябрь

«Животный

мир»

«Заячьи шубки»

(Куяннарның

туннары)

(театр мягкой

игрушки)

 

«Покров»

«Көз җитте»

(беседа об осени)

«Два котёнка»

(Ике песей

баласы)

(театр мягкой

игрушки)

ноябрь

Игра «Ныряет ут-

ка, ныряет гусь»

(Чума урдәк, чума

каз) – слушание

Занятие № 1.

Репетиция игры

Занятие № 2.

Исполнение деть-

ми «Чума урдәк,

чума каз»

Занятие № 3.

«День из

жизни малыша»

(обыгрывание)

декабрь

«Зима пришла»

(Кыш житте)

(беседа о зиме)

Концерт, посвящен-

ный Дню рождения

Нагайбакского района (4 декабря)

Рисование на тему

«Кыш

житте»

Игра «Слепая

овца»

(Сукыр тәкә)

Занятие № 1.

январь

«Праздник

нардуганов»

(беседа, инсценирование)

Знакомство с твор-чеством местных

поэтов (В.Савченков,

М.Сычкина, П.Минеев,

Е. Мещерякова и др.)

«Красивая рыбка»(Слу балык)(коллективная аппликация)

Игра «Платок»

(Җаулык)

 

Занятие № 1

февраль

Игра «Девочки

и мальчики»

(Кызлар белән ма-

лайлар) Занятие № 1

№ 2.

№ 3.

Прогулка по селу (беседа,

комментарий)

март

«Весна пришла»

(Яз җитте)

Праздник

«Наши мамы-

молодцы!»

(беседа о професси-

ях, заботах)

Слушание живой

музыки в исп.

ансамбля

«Сарашлы»

Рисование

«Первые

цветочки»

апрель

 

«Пасха»

(Өле кун)

«Весёлый счёт»

«Мы красим яйца»

(до 10-ти, закрепл)

Занятие № 3.

Лепка «Пасхаль-

ные яйца»

(цвета,слова-опре-

деления)

«Козлята и

волк»

(пальчиковый

театр)

май

Беседа о явлени-

ях природы, чтение стихов.

«Как война приш-

ла на родную землю» (рассказ,

чтение стихов)

Экскурсия в

Остроленский

музей.

«Бабушка, рас-

скажи мне про

войну» (рассказ

С.Вдовиной)

п л а н   п р и о б щ е н и я д о ш к о л ь н и к о в

 

н а г а йб а к с к о г о   н а р о д а.

г р у п п а

3 - яя

4 - ая

«Весёлый счёт»

Занятие № 1

«Нагайбакское

жилище»

(с походом в сельский музей)

 

Рисование

«Уральские узоры»

«Цепочка слов»

(дидактическая

игра)

Муз-ое занятие

«Нагайбакская

плясовая песня»

«Почему коты умываются после еды» С.Вдовиной

Игра «Подбери слово» (догадайся о чём идёт речь)

«Весёлый счёт»

(до 10-ти)

Занятие № 2.

«Обидчивая

корова»

С. Вдовиной

(чтение, беседа)

«Хромая курица»

(Аксак таук) (спорт. игра с инсценировкой)

Занятие № 1

№ 2.

№ 3.

№ 2.

№ 3.

«В гостях у бабушки Пидуч»

(аналог занятия «На

бабушкином дворе»)

Составление рассказа «Что нам нравится зимой?»

№ 2.

№ 3.

Встреча с местным композитором Николаем Бегашевым

«Цветик-Семицветик» (по цветам)

Рисование «Моя любимая игрушка»

«Мир бесконечно разный»

Комплексное занятие «Край наш Уральский –сказочный дом»

«Теремок» (Театр кукол би-ба-бо, показ детьми)

Тематическое занятие «Здесь мы родились»

Составление рассказа по картинкам «Утро, день, вечер, ночь»

Экскурсия в читальный зал сельской библиотеки

«На весенней полянке» (музыкальное развлечение)

«Про булатку и Каурку»

С. Вдовиной

Спортивный тренаж

Игра-упражнение «Парные карточки» (по цветам)

«Земляничка» (театр на фланелеграфе)

Составление рассказа «Почему я жду лето?»

Подготовка к предстоящему празднику

Праздник уральского лета (совместно с подготов. группой, д/в №7 за 2000г.)

Исполнение полюбившихся песен, стихов, постановок.

 

                                                 Б л о ч н о - т е м а т и ч е с к и й  п е р с п е к т и в н ы й

 

                                                                                   к к у л ь т у р е  и  и с т о р и и

                                                                                               П о д г о т о в и т е л ь н а я

Неделя

Месяц

1 - ая

2 -ая

сентябрь

«Утро в деревне»

(музыка из про-граммы «Орфей»

иллюстрации)

Красная шапочка на нагайбакский лад.

Занятие №1

№ 2.

№ 3.

октябрь

«Моя семья» (сюжетно-ролевая игра)

«Хромая овца» (Аксак тәкә) (театрал. игра)

Занятие №1

 

№ 2.

№ 3.

ноябрь

«Дудочка» (Ку-

кольный театр)

Занятие №1

№ 2.

Занятие «Кул эше» (Ручная работа)

Составление рассказа «Мой день»

декабрь

«Зима пришла»

«Кыш җитте»

Концерт, посвящен-

ный Дню рождения

Нагайбакского района (4 декабря)

«Чьи башмачки?» (Театр на фланелеграфе)

№2

январь

«Праздник

нардуганов»

(беседа, инсценирование)

«Что такое краса ненаглядная?»

(о декорат-приклад. искусстве наг. мастер)

Рисование «Нагайбакский

костюм»

(Женский)

Прогулка по селу

февраль

«В столовой» (сюжетно-ролевая игра)

«Бабушка и вор» «Әбей белән карак»

Занятие №1

 

№ 2.

№ 3.

март

Нагайбакские блюда (беседа по иллюстрациям)

Нагайбакские блюда (чаепитие с приглашением мам)

Слушание живой

музыки в исп.

ансамбля

«Сарашлы»

Составление рассказа «Моя семья»

апрель

«Пасха»

(Өле кун)

Посещение районного музея и музея камня.

«Мир бесконечно разный»

Игра «Отгадай картинку»

май

«Проводы» - «Казак озату»

(слушание стихов, песен, беседа)

Рассказ о Герое Сов Союза- остроленце Бикбове Е.А.

Эксурсия в Остроленский музей.

«Сабантуй» (беседа)

п л а н п р и о б щ е н и я д о ш к о л ь н и к о в

н а г а й б а к с к о г о н а р о д а.

г р у п п а

3 - яя

4 - ая

«Сарашлы –Остро- ленка» С Вдовиной (чтение, беседа)

«Осенний лес»

(беседа по иллюстрациям)

Аппликация «Грибы»

Командный конкурс на знание нагайбак. языка

Встреча с храни-

тельницей музея Васильевой З. А.

Аппликация «Листья разноцветные»

Составление рассказа « Как мы убирали урожай»

Лепка « Овощи и фрукты»

Три сказки для Машеньки

С. Вдовиной

«Весёлый счет»

(до 15-ти)

Занятие №4.

Игра « Подбери слово» (о чём говорю)

«В магазине»

(сюжетно-ролевая игра)

№3

Составление рассказа «Идет-спешит Дед Мороз»

«В гостях у бабушки Пидуч»

(аналог занятия «На

бабушкином дворе»)

Рисование «Ново-годние игрушки» (поговорить какого цвета, размера и т.д.)

Коллективное рисование «Сара- шлы урамнары»

(Остроленские улицы)

Спортивный тренаж

Встреча с местным композитором Николаем Бегашевым

Игра «Отгадай картинку» (о какой из картин идёт речь)

«Мы с папой большие друзья» (спорт. эстафета, концерт для пап)

Чтение «Алпамыш-богатырь»

С. Вдовиной

«Весёлый счёт»

(до 20-ти)

Занятие №5

«В гостях у бабу-

шки Загадушки»

(в уголке наг. быта)

Чтение «Радужная дорожка»

С. Вдовиной

Физкультурное занятие «Радужная дорожка»

Экскурсия в читальный зал сельской библиотеки

Тематическое занятие «Наш любимый Нагайбакский край»

Составление рассказа «Скотный двор»

Спортивный тренаж

Конкурс «Знатоки родного языка»

«В библиотеке» (сюжетно-ролевая игра)

«Весёлый счёт»

(до 20-ти, закрепление)

Занятие №6

Репетиция к предстоящему празднику

«Праздник уральского лета»

Исполнение полюбившегося материала

 

Конспект занятия в подготовительной группе

«Кул эше» (ручная работа)

(проводится в комнате нагайбакского быта).

Программное содержание:

1). Продолжать знакомить детей с особенностями быта нагайбаков.

2). Закреплять представления детей об отдельных элементах внутреннего интерьера ( өй эчен җәмнәу).

3). Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям нагайбакского народа.

Материал: вышитые и вязаные полотенца, скатерти, занавески, одежда, уголки для кроватей, угол с иконы, шторы, подзоры кроватные.

Ход занятия.

У каждого из нас есть свой дом, где мы живем, отдыхаем, проводим свободное время, учимся чему-то и просто развлекаемся. Также в доме должна быть мебель, шторы, растения, фотографии, бытовая техника. Но наш дом обязательно должен быть уютным и красивым. И для этого не обязательно бежать в магазин, наши с вами бабушки своими руками украшали свой дом. Посмотрите какие красивые вещи есть в нашей избе: полотенца (бистәр), занавески (шаршау), скатерть (ашҗаулык), покрывало (бөркәу), кроватные подзоры (койкы аягы), кроватные уголки (койкы башы), угол с иконы (тәре алды), покрывало вышитое (чигешле бөркәу).

Уже с пяти лет девочек начинали обучать женскому ремеслу – прясть, ткать, вышивать, плести кружева, вязать крючком. К 13-15 годам девушка должна была приготовить себе красивое и нарядное приданое. И если у девушки не было этого приданого, она считалась ленивой. Девушки с любовью и старанием выполняли кропотливую работу. Приходилось работать даже при керосиновых лампах, отчего лица становились чёрными от сажи.

Вышивка (чиккән)-это узоры, выполненные на ткани цветной нитью с помощью иголки (рассматривают вышитые изделия). Вышивали в основном крестиком и гладью. Вышивали не только полотенца, скатерти, занавески, но и одежду. Посмотрите какая вышивка на этой мужской рубашке. Сейчас вышивкой мало кто занимается, но сохранилось вязание крючком. Вязание (чәльтәр) крючком было одним из важнейших видов рукоделия казачек, которые согласно поговорке умели искусно «разговор вести да кружева плести».

Я знаю ребята, что у многих из вас дома сохранились старинные вязаные и вышитые изделия, вы поинтересуйтесь и попросите вам показать их и убедитесь ещё раз какие мастерицы жили и живут до сих пор в нашем селе.

 

 

Конспект музыкального занятия в старшей группе

«Нагайбакская плясовая песня» .

Программное содержание:

1). Воспитывать духовно- нравственные традиции своего народа.

2). Воспитывать коммуникативные навыки.

3). Закреплять умение понимать смысл звучащих нагайбакских текстов ,вы- сказываться о содержании песни, о характере музыки.

4). Активизировать творческие способности, получить эмоциональный заряд, радость и удовольствие.

Предварительная работа:

1). Повторение танцевальных движений: топающий шаг, шаг с приседанием, характерного народного танц. элемента: переменное притопывание ступнями на чуть согнутых ногах, руки полусогнуты, прижаты к груди.

2). Беседа о жанрах в музыке (проверить знания по этой теме)

3). Разучивание нагайбакской песни и различных частушек.

Словарная работа: җәмне җырыу (весёлая песня), гармун (гармонь), көслә (гусли), кыңгырау (колокольчик), агач кашыклар (деревянные ложки), кул җаулык (платочек).

Материал: гармошка детская для инсценировки, ложки, колокольчики, платочки.

Ход занятия.

Муз. рук-тель исполняет частушку, подыгрывая себе на гармони:

Тпр- тпр- тпртыик (топ- топ -потопаем)

Бырге басыек эль (вместе ступаем)

Уйнап, көлеп, җырлап, бееп (играя, смеясь, запевая, танцуя)

Куңель ачеек эль (настроенье поднимаем)

В этом задорном куплете отразилась вся любовь нагайбакского народа к весёлой плясовой песне (җәмне җырыу). Темы этих песен – самые разные. Мы

сейчас послушаем с вами песню, в которой одновременно поётся о красивой природе и любви.

(слушают нагайбакскую народную песню «Талы- талы» (Ивы-Ивы) в записи, беседуют о характере музыки)

Это весёлая, жизнерадостная песня, в которой нет места горестям и печалям, у

героини этой песни в жизни складывается всё хорошо (эйбет бытэ). Музыка заряжает энергией, создаёт бодрое настроение.

Плясовой куплет у нагайбаков обычно исполняется под гармошку (гармун) или балалайку (думбра). А исполнение таких куплетов называлось такмак эйтәу. Существовал у нагайбаков свой народный муз. инструмент. К сожалению его давно никто не делает и он не сохранился. Это көсле (гусли). Выпиливался из сосны, инструмент большого размера цилиндрической формы, натягивалось 15 струн.

Сейчас мы тоже будем играть на муз. инструментах: я на гармони, а вы на колокольчиках (кыңгырау) и ложках (кашыклар). Предлагаю исполнить наг. весёлую песню «Ак куяннын ак баласы» (У белого зайца белый зайчонок). Первую часть куплета сопровождают колокольчики, вторую часть весь оркестр.

Ребята, вы давно знакомы с коротенькими плясовыми песенками, подумайте, как они называются? Да. Частушки. Каждый народ называл их по -разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть частой, скорой песенкой (кыска көй). Поэтому скорая, частая песня стала называться частушкой. Послушайте несколько частушек.

Исполняются частушки на нагайбакском языке.

А как вы думаете, где исполнялись и исполняются сейчас частушки? Да, на свадьбах, гуляньях, посиделках. Очень много частушек о любви, поэтому главными героями являются парень и девушка.

Инсценирование детьми следующих частушек:

(выходит мальчик с гармошкой, поёт)

1.Уйныйбыз да, җырлыйбыз да (Играем и поём)

Гармун кулларыбызда (Гармонь у нас в руках)

Сылу гөллер чечке атсын (Пусть цветут красивые цветы)

Җөрген юлларыбызда (На нашем пути)

(выходит хлопая и топая девочка, приглашает всех в пляску)

2.Беек эль, беек эль, (Потанцуем, потанцуем)

Курсетыик эль бееп (Покажем свой пляс)

Беей быльмегеннәр төрсын (Пусть стоят, кто не умеет плясать)

«Вот булдыралар»-дееп! («Вот дают»-пусть говорят!)

(другая девочка раздаёт всем платочки, все свободно пляшут)

3.Сылу-сылу яулыклар (Красивые-красивые платочки)

Сатып алмассыз микен? (Не приобретёте?)

Дусларым бееп бирселер (Если мои гости потанцуют)

Ачуланмассыз микен? (Не рассердитесь?)

А сейчас прозвучит современная частушка (җаңа көй) на русском языке, я не ошиблась, ведь нагайбаки , т.е мы, хорошо говорим на русском языке, также любим его , поём по- русски (всё новое у нагайбаков ассоциируется с русским языком):

1.Как у наших у ребят

Голова из трёх частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.

Большинство плясок нагайбаки исполняли в паре. Я предлагаю сплясать нашу любимую парную пляску «Там-там, тамче там» (Капай-капай , капель капай). И не забывайте, мальчики, что вы настоящие мужчины – вежливо пригласите партнершу, выведите её в круг и по окончании пляски не забудьте проводить и поклониться.

Нагайбаки вечером устраивали вечерние посиделки (кишкуин). Всегда в моде была и остаётся знаменитая «Сербиянка», конечно на нагайбакский лад.

Раздайся народ, Сербиянка зовет!

Пойду, попляшу, себя людям покажу.

(Дети свободно пляшут)

Конспект интегрированного занятия в средней группе

«У тёти Кати» ( Кәтук тутыйдә).

(блок занятий «Наш дом»)

Программное содержание:

1). Продолжая знакомить детей с предметами быта, приусадебным хозяйством, подводить к пониманию их функций, отдельных художественных средств (форма, цвет, размер)

2). Расширять словарный запас новыми нагайбакскими словами.

3). Развивать чувство сопереживания, желания помочь.

4). Воспитывать трудолюбие.

Предварительная работа:

1). Беседа о современных предметах быта, окружающих детей дома и в детском саду, об их функциях.

2). Прослушивание песни «Кәтук тутый» в записи, обсуждение содержания песни (объяснение нагайбакского текста).

3). Разучивание нагайбакской поговорки о благополучии в доме.

Словарная работа: өй (дом), йорт (хозяйство), бакча (огород), абзар (хлев), ишек алды (двор) и др.

Материал: макет дома ( в разрезе), настольный театр: кукла Катя в нац. одежде, огород, хлев, маленький домик – баня, пластилин.

Ход занятия.

Нигде пожалуй нет столь аккуратных домов как у нагайбаков. Брёвнышко к брёвнышку, венцы беленые, крыши под жестью. Крашеные, узорчатые наличники на каждом окошке. И палисаднички сплошь из штакетника, крашены-голубые или зелёные, а макушки белые. В палисадниках для красы сирень или яблоньки. Любят нагайбаки своё жильё. Везде бы так! Ворота крепкие, рядышком лавочки.

Знакомьтесь,ребята,это Кәтук тутый (тётя Катя). Живёт она вот в этом доме (өй). А это её хозяйство - йорт. В хозяйстве (йортта) имеется (бар) огород (бакча), баня (муча), сарай (абзар), двор (ишек алды).

(все слова проговариваются детьми, вос-тель «водит» куклу по хозяйству, рассказывает о нём , словосочетания также повторяются хором чётко):

Бакчада усә тәмне кыяр (в огороде растут вкусные огурцы), ешель суган (зелёный лук), мыкты шалкан (крупная репка). Мучада тутей җыуна ( в бане тётя моется), муча әйбәт (баня хорошая). Абзарда карт сыер ( в хлеву старая корова), сыер бирә сөт (корова даёт молока),бар симез чучка (есть жирная свинья). Сыер ,сарык, бәрәннәр, таук, куркә, урдәкләр (корова, овца, бараны, курица, индюк, утки). Ишек алдында усә чәчкә (во дворе растут цветы), чәчкә бик сылу (цветы очень красивые).

А теперь пройдём в дом (өйге): стол (өстәл), стул (урындык), сундук (сандык), пол( идән), на полу коврик (идәндә җеймә), печь (мич), на печи стоит чугунок (мич өстөндә чульмек), окно (тәрәзә), скамья (сәке).

У тёти Кати есть маленькая дочка (кызбала). Представляете сколько работы по дому у тёти Кати? Ей приходится и воду носить, и печь зимой топить, скотину накормить, огород посадить, всё пожалуй и не перечислишь!

Однажды с тётей Катей вот что случилось:

(звучит в записи песня «Кәтук тутый», зная содержание песни, дети смотрят

мини - спектакль).

Бедная тётя Катя! Унас для неё есть доброе пожелание:

Тирә ягың тыныч булсын, өй өчең сау булсын. (Спокойной жизни и здоровья).

А давайте поможем тёте Кате по хозяйству, подойдите поближе, посмотрите:

стол не накрыт, курочки разбежались и в огороде овощей маловато (обсуждают чем можно помочь, лепка «Поможем тёте Кате», по окончании раскладывают в макет готовые изделия, называя их при этом по- нагайбакски

при помощи педагога).

 

Конспект занятия в средней группе

«Жәмәгәтләр» (близкие, родные люди, семья)

(блок занятий «Моя семья»).

Программное содержание:

1).Воспитывать бережное отношение к семье, доброе отношение к членам семьи.

2).Формировать представления о составе семьи

3).Развивать познавательный интерес, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Словарная работа: иней (мать), атай (отец), әбей (бабушка), бабай (дедушка) и т.д , арумысыз («здоровы ли вы?» или «здравствуйте»), ару быз (мы здоровы)

Материал: ширма; куклы би- ба- бо в нац. одеждах; плоскостной домик; игрушки: коса, книга, кастрюля, лапти; аудиозапись «плач ребёнка».

Ход занятия.

Вос-тель обращает внимание детей на домик, в котором живёт нагайбакская семья. Спрашивает, хотели бы дети познакомиться с членами семьи? А вот кто-то вышел (появляется кукла – мальчик Микулай).

Микулай: Арумы сыз?

Дети: Ару быз.

Микулай: Мин малай Микулай. (Я мальчик Коля)

Вос-тель: Ару быз малай Микулай. Давайте и мы представимся.

Дети (по очереди): Мин малай Данила, мин кыз Света и т.д. (вос-ль помогает)

Микулай: Мына минәм инәм, мына минәм атам (вот моя мать, вот мой отец)-(появляются куклы мать и отец, также здороваются). Әбей, бабай, килегез мында! (бабушка, дедушка, идите сюда)

Вос-тель: Кого это зовёт Микулай? (дети отвечают). Бабушка с дедушкой ведь старенькие, они плохо слышат, давайте поможем Микулаю позвать их.

Дети: Әбей, бабай! (появляется кукла- бабушка).

Бабушка: Картайдым балалар, көчке җореп җатам. Бабай, эйдә, чык мында! (Состарилась я дети, кое-как хожу. Дед, айда, выходи сюда!)

Дед: Киләм әбей, киләм! (Иду бабка, иду!)

(звучит фонограмма детского плача)

Вос-тель: А это ещё кто?

Мама: Бу минәм беләкәй балам җылый (Это мой маленький ребёнок плачет).

(качает ребёнка, поёт колыбельную):

Җокла балам, җом кузең, (Спи, дитя моё, закрой глазки,

Җом, җом кузең җолдызым Закрой, закрой глазки,звёздочка моя.

Туннә җокың туймый да Если ночью не высыпаешься, весь

Җылап уза көңдезең день плачешь- капризничаешь.

Тыныч җокла былбылым, Спи спокойно, перепёлочка моя,

Минем матур куз нурым. Зеница, око моё красивое.

Җокла, җокла, җокла. Засыпай, спи, спи).

Вос-тель: Тихо, ребята, мама усыпляет ребёнка- бала җоклата (куклы мама и дитя исчезают). А чем занят сейчас папа? (Атай ный эшлей?)

Папа(с косой): Мин печән чабам (Я сено кошу).

Бабушка: Мин чумар кайнатам(«Я клёцки кипячу»,можно проще «Я суп варю»)

Дедушка: Мин чабата ясыем (Я лапти плету).

Микулай (поёт песню): Бабай ясый чабата

Әбей чумар кайната

Тутей орчык җырлата (тётя веретено крутит)

Инәй бала җоклата.

Вос-тель: А ты, Микулай, чем занят? (Ней ясыйсың?)

Микулай: Ә мин сезгә бееп ташлыем (А я для вас спляшу). Тутей, киль бергә бееик! (Тётя, айда вместе спляшем).

(звучат в записи весёлые куплеты «Ой сад- виноград» в исполнении народного ансамбля «Сарашлы»).

Микулай: Атай, инәй, тутей, сеңнем (сестрёнка), бабай, әбей- минем җәмәгәтләрем. .Мин аларны бик яратам. (Я их очень люблю). Ә сезнең нейдей җәмәгәтләрыгыз бар? (А у вас какие родные люди есть?)

(дети рассказывают о членах своих семей, вос-тель помогает назвать их по- нагайбакски)

Микулай: Ярар ,балалар, тату торыгыз, ә мин киттем атайга печән ташырга булышам. (Ладно, дети, дружно живите, а я пойду отцу сено таскать помогу).

Сау булыгыз балалар! (До свидания, дети!)

Дети: Сау бул, Микулай! (До свиданья, Микулай!)

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе.

«Сарашлы урамнары» (Остроленские улицы).

Программное содержание:

1). Расширить знания детей об особенностях нагайбакского народного жилища.

2). Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

3). Закрепить навыки коллективной работы в стиле коллаж, композиционно освоить пространство большого листа бумаги.

Предварительная работа:

1). Экскурсии по улицам родного посёлка.

2). Беседы с детьми об особенностях нагайбакской избы.

3). Рисование красками рисунков- заготовок.

Словарная работа: урам (улица), өй (дом), куршәләр (соседи), җул (дорога), капка (ворота).

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, заготовки.

Задание: выполнить коллективную работу «Улицы родного посёлка» в технике коллаж.

Ход занятия.

Вос-тель: На прошлом занятии каждый из нас рисовал свой дом, давайте рассмотрим ваши работы (проводится беседа- диалог)

Чей дом?

На какой улице он находится?

Кто его построил?

У вас красивый крепкий дом!

А сейчас я предлагаю сначала построить улицу из ваших домов, а затем и посёлок. Для этого нужно сначала вырезать изображения домов и другие подходящие фрагменты (вырезают). Как же нам всё это расположить? Рядом с нашим селом протекает речка. Какая? Правильно, Гумбейка. Вдоль неё-то мы и начнём выстраивать улицу Набережную.

У Гумбейки у реки выстроились терема,

Все как на подбор красивы Остроленские дома.

Люблю выйти погулять в село моё красивое,

До чего же всё родное, до чего ж любимое!

Заготовки наклеиваем по очереди на заранее приготовленный фон, составляем единую композицию (в процессе работы закрепляются слова- определения, звучат названия улиц, коллаж дополняется изображениями основных культурных и хозяйственных объектов села, например школы, Дома Культуры, детского сада, зернотока и др. Учитываются все творческие находки и пожелания детей.)

Теперь посмотрим, что у нас получилось (повторение на нагайбакском языке ключевых слов детьми, слушание словосочетаний и целых предложений, произносимых воспитателем).

(дети читают стихи ):

Есть на Урале село небольшое, к нему мы относимся с чистой душою.

Село Остроленка! Гордимся тобою, мы любим тебя и зимой, и весною.

И лучшего места мы вряд ли отыщем,

Нигде Остроленки такой мы не сыщем.

Пусть растёт, цветёт она, славится всегда,

Уральская земля, Родина моя!

(готовая картина вывешивается в групповой комнате).

 

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной

группы «Радужная дорожка»

Программное содержание:

1).Продолжить учить детей правильно и чётко выполнять физ. упражнения, закрепить виды ходьбы: на носочках, на согнутых коленях и др.

2).Развивать внимание, память, воображение.

3).Совершенствовать общение на родном языке в игровой деятельности.

4).Создать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения посредством соприкосновения с нагайбакской сказкой.

Предварительная работа:

1).Чтение, обсуждение нагайбакской сказки в обработке С. Вдовиной «Радужная дорожка».

2).Коллективное разучивание стих-ия «Беек, беек» (Высоко- высоко).

3).Знакомство с наг. игрой «Сукыр тәңкә».

Материал: оборудование физкультурного зала, полотна темной материи.

Ход занятия.

( физ-ое оборудование прикрыто материей, свет выключен)

Дети входят маршем под мелодию нагайбакской песни – марша «Солдат».

Вос-ль: 1,2,3,4 (по-нагайбакски).

Проходят целый круг.

Вос-ль: Что случилось с нашим залом? (включает свет).

Появляется Убырлы-Әбей ( баба-Яга) в помятом зашитом сарафане.

Убырлы-Әбей: Не люблю я света дневного! Кто вы такие? Зачем пожаловали в моё царство?

Дети: Это наш зал! Мы пришли сюда заниматься и играть!

Убырлы-Әбей: Как бы не так! Я терпеть не могу веселья, а люблю слабых, больных, беззащитных детей.

Вос-ль: Знаем, знаем мы про тебя, читали, правда, ребята?

Вспоминают коротко о проделках бабы-Яги в сказке «Радужная дорожка».

Вос-ль: Ребята, а вы боитесь Убырлы-Әбейдән?

Дети: Нет, не боимся.

Вос-ль: Ты, Убырлы-Әбей нам не страшна, потому что все наши дети ловкие, весёлые и здоровые.

Убырлы-Әбей: Легко сказать. Я сейчас проверю, испытаю вас.

Проводится спорт. тренаж. Звучит музыка «Прятки» из программы И. Галянт «Орфей»:

Убырлы-Әбий: Пройдите гуськом через болото (дети проходят через сухой бассейн, прикрытый большим тёмным, плотным покрывалом). А теперь тише, здесь много нечистой силы (идут друг за другом на носочках). Впереди длинная, низкая пещера (идут полуприсев). На пути - кочки! (прыжки на одной и двух ногах). На вашем пути поперёк бревно! (прыжок в высоту с приземлением на мягкий мат).

Ну что ж, действительно дети ловкие. А что, думаете, Машенька и Алёшенька из нашей сказки так не умели? Да вы не видели, как они на лошадях скакали! Из ноздрей лошадей вырывался огонь, они копытами так били землю, что земля содрогалась, нужно было быть сильным и смелым, чтобы управлять этими лошадями.

Вос-ль: В старину, чтобы превратить напарника в резвую лошадку использовали пояски от платьев, запрягали двух ребят, а третий был возницей. Остальные шалуны весело бежали, прицокивая и прищелкивая языком.

Звучит музыка М. Красева «Лошадки», дети бегут, высоко поднимая колени.

Убырлы-Әбей сидит на пеньке задумавшись, взявшись руками за голову.

Вос-ль: Что с тобой Убырлы-Әбей?

Убырлы-Әбей: Что, что? Вы сказку читали?

Дети: Читали.

Убырлы-Әбей: Сказка хорошо кончается?

Дети: Хорошо.

Убырлы-Әбей: Вот я и думаю, чего вы в мое царство-то пришли? Мою сказку чего нашли?

Дети: Это наш зал.

Убырлы-Әбей: Ну ладно, пусть будет ваш, я уже на всё согласна (убирает всю материю, под ней спрятана полоса препятствий, декорированная цветными разноцветными лентами).

Вос-ль: Ребята, а ведь это очень похоже на радужную дорожку.

Убырлы-Әбей: Похоже?! Так это она и есть!

Вос-ль: У нагайбаков бытует мнение - кто сможет пройти по радужной дорожке, тот полностью меняется, становится краше, сильнее и мудрее. Пройдем по дорожке?

Дети: Да.

Убырлы-Әбей: Не пущу!

Вос-ль: Опять вредничаешь, проказничаешь?

Убырлы-Әбей: А я вот хочу узнать, понимают ли ваши детки нагайбакский язык, я-то ведь бабушка из нагайбакской сказки. Дети, язык знаете?

Дети: Знаем.

Вос-ль: Можешь проверить.

Вновь проводится спортивный тренаж. Дети стоят в кругу.

Убырлы-Әбей: Куллар әскә (руки вверх)

Куллар аска (руки вниз)

Башны артка, алга (голову назад, вперед).

Җөгерегез (бегите)

Идәнгә утырыгыз (на пол сядьте),

Тиз-тиз торыгыз (быстро встаньте).

Сикерегез (прыгайте),

Җай, җай кулларны кутәрәгыз, аска төшерәгыз (медленно, медленно руки поднимите, вниз опустите).

Тын алабыз, тын алабыз (дышим, дышим).

Ух! Арыдым!

Вос-ль: Ребята, что говорит бабушка?

Дети: Устала.

Убырлы-Әбей: Ней эшләсәгез дә эшләгез, мин киттем (делайте что хотите, а я пошла).

Вос-ль: Утомили мы Убырлы-Әбей. Снова зло побеждено и теперь мы можем спокойно пройти по радужной дорожке.

Дети гуськом, не спеша, проходят по ребристой доске, по скамейке, по лестнице и т.д.

Вос-ль: Беек-беек бураларны (Высокие-высокие срубы

Без бурамый- кем бурар? Если не мы, то кто срубит?

Җәмне ауыл Сарашлыда В красивом селе Остроленко

Без уйнамый кем уйнар? Если не мы, то кто поиграет?)

Повторяют стихотворение хором.

Вос-ль: А играть мы будем в нагайб. игру « Сукыр тәңкә», что в переводе означает «Слепой рубль» (аналог игры «Жмурки»).

После игры вос-ль подводит итог занятия. Дети спокойным шагом покидают зал.

Конспект праздника для старших дошкольников

«Яз життә» (Весна пришла).

Программное содержание:

1).Продолжать вызывать у детей интерес и прививать любовь к природе родного края.

2).Обогатить словарный запас новыми нагайбакскими словами.

3). Приобщать детей к муз. фольклору нагайбаков.

4). Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам, истории и

культуре своего народа.

Предварительная работа:

1). Беседа об окружающей нас природе , о явлениях в природе (находясь с детьми на прогулке).

2) Разучивание стихов, пословиц, песен, танцев.

3).Рассматривание картин с изображением весны.

Словарная работа: җәй (лето), көз (осень), кыш (зима), яз (весна),

Материал: берёзка в центре зала со скворечником, под ней травка, мелкие цветочки; муз. инструменты для шумового оркестра.

Ход праздника.

(дети входят под музыку хороводным шагом, взявшись за руки)

Вед: Печәннәр ускәч, җиләкләр пешкәч- (Если сено выросло, ягоды поспели)

Килеп җитте безгә…Дети: җәй. (Значит, пришло к нам… лето).

Вед: Жапраклар саргайгач, көннәр кыскаргач (Если листья пожелтели, дни

стали короче)

Килеп җитте безгә…Дети: көз. (Значит, пришла к нам… осень)

Вед: Сыуклар башлаңгач, карлар төшкәч (Если холода начались, снега

выпали)

Килеп җитте безгә…Дети: кыш. (Значит, пришла к нам… зима)

Вед: Уләннәр чыккач, кошлар кайтып җиткәч (Если травка появилась, птицы прилетели)

Башланды җәмне язлар. ( Началась красивая весна).

(входит Весна- Яз)

Яз: Карагыз тегендә, (Посмотрите туда)

Карагыз мында, (Посмотрите сюда)

Бөтен җирдә яз кильде. (Повсюду весна пришла).

Яз килеп җитте, көннәр җылынды, (Весна пришла, дни потеплели)

Бала- чагага кыуаныч булды. (Детям радостно стало).

Исполняется хоровод «Усә, усә ак каен» . (Растёт, растёт белая берёза).

(дети садятся, звучит фонограмма «Пение птиц»).

Яз: Прилетели вместе со мной птицы в родные края. Запел соловей (демонстрирует иллюстрацию с изображением соловья).

А вот и он сам.

(вбегает Соловей - Сандугач взрослый).

Вед: Сайра, сайра сандугач… (читает стих-е о соловье)

Сандугач: Скучал я очень по деревне

И по звенящему ручью

По скворечне, по деревьям,

По соседу- воробью.

(дети играют в игру «Тает снег» вместе с соловьём, в конце появляется чёрный кот- ребёнок, ловит скворушек).

Сандугач: Гнёзда вы не разоряйте,

Птичьих гнёзд не трогайте,

Яиц тёплых не берите,

Нас, друзья, вы берегите (улетает).

Вед: Уже улетел, наверное торопится к своим маленьким скворчатам. Ребята, а какие ещё птицы прилетают в наши края весной? (Перепёлки, грачи, дикие гуси и др.). А какие остаются зимовать? (Синицы, вороны, воробьи, снегири, голуби и др.).

Реб: Как птицы б мы потанцевали, мы их очень, очень ждали.

Вед: Балалар, курсетеек әле язга кошлар очканны (Дети, давайте покажем Весне полёт птиц).

Исполняется танец«Журавлиный клин»- программа Суворовой «Танцевальная ритмика».

Яз(хлопает): Бик әйбәт беейсез. Булдырасыз. (Очень хорошо танцуете)

Молодцы!

(выходят 3 ребёнка: март, апрель, май).

Март: Март, март солнцу рад!

Апрель: Апрель, апрель открой дверь!

Май: Май, май, сколько хошь гуляй!

(Весна берёт за руку Март, выводит вперёд).

Яз: Мартта бозлар ярыла Гумбәйдә. Кояш карны эретә башлый (В марте лёд трескается на Гумбейке. Солнце снег растапливать начинает).

(вед., не перебивая Весну переводит, ключевые фразы повторяются хором)

(Весна выводит вперёд Апрель).

Яз: Уленнер чыга башлый, кошлар жьлы яклардан кайта, кар эреп бетә, куннәр жылыта (Травка появляется, птицы прилетают из тёплых краёв, снег исчезает, дни становятся теплее).

(Весна выводит вперёд Май).

Яз: Чәчкә ата, каеннар яшель җапрак яра башлыйлар, коннәр кояшлы, җылы, якты, җылы җаңгырлар җауп китәләр, май артыннан җей башлана (Цветы цветут, листочки на деревьях появляются, дни солнечные, тёплые, светлые, тёплые дожди идут, за маем лето начинается).

Реб: Җаңгыркаем җау, җау... (дети читают стих-е о дожде).

Исполняется танец «Там- там, тамче там» (Капай, капай, капель капай).

Вед: Вся природа радуется дождю. А как же быть растениям, если долго нет дождя?

Реб: Лейки в руки мы возьмём, все растения польём.

Исполняется наг. детская песня «Бакчалар» (Огороды).

Яз: Булдырдыгыз балалар! ( Справились дети). Молодцы!

Алып кильдем мин сезгә кучтәнәч (Принесла я вам гостинцы)

(отдаёт вос-лю корзину со сладостями).

Яз: Балалар, минем бик куп әшләрем калды, сау булыгыз, тату торыгыз! (Дети, у меня очень много дел осталось, здоровы будьте, дружно живите!)

Дети: Рәхмет! (Спасибо).

Вед: Сау бул, Яз, рәхмет сәя! (Здорова будь, Весна, спасибо тебе!).

(весна уходит)

Вед: А сейчас вспомним ещё об одном событии, которое случается весной. Речь пойдёт о нашей любимой речке. О какой же реке я говорю, как она называется? Правильно, Гумбейка.

Реб: Немало в мире существует По краю Нагайбакскому

Великих рек, морей, озёр, Течёт уж много лет

На карте их найти мы можем Речушка та прекрасная

В пустынях и в долинах гор. И краше её нет!

Но вряд ли среди тех названий Гумбейка- главная река

Есть то,что ближе и родней – На всей большой земле…

Не обозначено на карте Возможно мой прослушав стих

Название реки моей. Вы возразите мне.

Вед: А каждой весной во время паводка мы все идём смотреть на огромные льдины, на большую воду. Я предлагаю сейчас исполнить всем вместе весёлую песню о нашей родной реке, о нашем родном крае. Я буду петь и играть на гармони, а вы мне подпоёте и подыграете в припеве на муз. инструментах.

Исполняется песня «Гумбей буйлары».

Вед: Наш праздник заканчивается, и подошло время посмотреть какие гостинцы принесла нам Весна.

(раздача подарков)

Под мелодию песни «Ак каен» дети покидают зал.

Литературно- фольклорный материал.

Потешки

* * *

Ку – ку- чыпчык, ( Кукушка- печушка,

Тәрәзәдән очып чык, Вылети в окошко,

Ваня ның башына май сөрт, Мажь Ване на голову масло,

Света ның башына бал сөрт . Мажь Свете на голову мёд.)

* * *

Эдык- дудык- дудкәсе. (Эдык- дудык- дудочка

Пешер арыш буткасы. Свари ржаную кашку

Ашасын да кикерсен, Пусть ест что есть мочи-

Кызын бызгә китерсен. Приведёт нам дочку.

Китермәсә китермәсен , Если он не приведёт,

Кәзә сөзөп утырсын. Пусть коза их задерёт.)

* * *

Кызыл- мызыл курынә (Красным- красно видется-

Кызлар микен абзарда? Может в хлеву девицы?

Кызлар диеп барганыим, Подумав так туда пошёл,

Кызыл сыер абзарда. Корову красную нашёл.)

* * *

Бәзнәң аул - зур аул, (Наше село- большое село,

Капка саен караул. Охрана на каждых воротах его

Аш артыннан чәй эчмәгәч- Если после супа чай не

наливаешь, зачем покупать

Ник алдырдың самаур? самовар заставляешь?)

* * *

- Песеем, песеем! Кайда бардың? - (Киска, киска моя! Куда

ходила?

- Әбейләргә. - К бабушке.

- Ней ашадың? - Что ела?

- Май ашадым. - Масло ела.

- Пресь, пресь, пресь! - Брысь, брысь, брысь!)

Плясовые куплеты (Такмак)

* * *

Барма дустым сыу читенә- (Не ходи на край воды-

Сыу чәчерәр битеңә. Недалеко так до беды.

Сыу чәчерәсә битеңә- Как плеснёт в лицо вода!

Мин төшөрөм исеңә. Тогда вспомнишь ты меня!)

* * *

Тук, тук, тукыран (Тук, тук, дятел

Тукылтатып утырам, Сижу, стучу.

Агачтагы кортларны На деревьях червяков

Барында ашап коям. Всех я съем, найду.)

* * *

Сыер сауасымда бар, (Корову нужно подоить,

Бозау ябасымда бар, Телёнка надо мне закрыть,

Кич уенга чакыралар Ну а вечером играть

Шунда барасымда бар. Обязательно сходить.)

Загадки

* * *

Көннө, төннө өй саклыем, (Днём и ночью дом сторожу,

Өйәмдә мин җөклыем. В домике своём я сплю.)

(әт) (собака)

* * *

Му-му- му дип мин әйтәм, (Му да му я говорю,

Балаларга сөт бирәм. Детям молока даю.)

(сыер) (корова)

 

* * *

Өзөн колак, кыска койрык, (Длинные уши, короткий хвост

Җәйгә сары, кышка ак. Летом серый, зимой белый.)

(куян) (заяц)

* * *

Пешергәнне яратам , (Вариться люблю,

Әрчегәндә җылатам Почистят меня- реветь велю.)

(суган) (лук)

* * *

Ишектән керер - (В дверь войдёт-

Тургә җөгерер. В передний угол пройдёт.)

(сыук) (холод)

* * *

Җир астында кызыл этэс. (Под землёй красный петух.)

(чөгөндәр) (свекла)

 

* * *

Бәләкәй генә бөкере (Маленький да горбатенький

Бөтөн кырны бетерә. Всё поле перешёл.)

(урак) (серп)

 

Скороговорка

* * *

Аттым карга, (Стрельнул ворону,

төштө карга. упала ворона.

Кара карга ак карга. Чёрная ворона на белый снег.

Ул карганы карарга Посмотреть на эту ворону

Җыелгды карга карга. Собрались на снег вороны.)

 

Пословицы

* * *

Айда килгән (Кто приходит редко

Алтын чумечтән эчкән, Пьёт из золотого ковша,

Көндә килгән Кто часто -

Көл чумеченнән эчкән. Из савка для золы.)

* * *

Кәзәсе төгель- мәзәсе. (Не каприз-а должное.)

* * *

Таук төшенә тары керә. (Курице просо снится.)

* * *

Ат дурт аякта да абына. (И конь на четырёх ногах

спотыкается.)

* * *

Барның барлыгы тые, (Где достаток, там

благополучие,

Җукның тарлыгы тые. Где его нет- бедность)

* * *

Биресә кильген кулыма (Если хотят мне в руки что-то

дать

Чәгарып салыр җулыңа. На моей дорожке меня будут

искать.)

Дразнилки

* * *

Миша- шишара (Миша- шишара

Коймак ашарга бара. Хочет ладушки поесть

Коймогының майе җук, Ладушки без маслица,

Тормышының җайе җук. Миши жизнь не ладится.)

* * *

Иван, Иван, Ивашка (Иван, Иван, Ивашка

Артын куйган көяшка- Спину подставил к солнцу

Көяш чыгып кыздырган, Жара вышла- запекла,

Буран чыгып туздырган. Вьюга вышла- прогнала.)

* * *

Супья суган ашаган- (Софья лук едала-

Кабыгын җиргә ташлаган. На землю шелуху бросала

Эле генә бишектәе Только в люльке лежала,

Җөгреп җөрей башлаган. Уже ногами побежала.)

Считалки

* * *

Берәү, икәү, өчәү, дуртәү, (1, 2, 3, 4,

Бишәү, алтау, җидәү, сигез, 5, 6, 7, 8,

Тугыз, ун- 9, 10-

Без киебыз төлке тун. Мы оденем лисью шубу.)

* * *

Бер, ике, өч, (1, 2, 3,

Сиңа көч, Тебе силу,

Син миннән күч! Ты от меня сдвинься!)

 

* * *

Ипей, тоз, матур кыз, (Хлеб, соль, красавица,

Гөрләсең кимәсә, чыгып сыз. Уходи, коль ворковать не

нравится!)

Докучная сказка.

Төрганнар дей әбей белән бабай. Салганнар дый өйне таштан. Башлыем мы баштан?

(Жили – были бабка и дед. Построили каменный дом. Начать сначала?)

Иллюстрация из альбома «Нагайбакские блюда»

 

Макет нагайбакского жилища

Уголок нагайбакского быта в Д/С

 

Комната нагайбакского быта в Остроленском сельском музее.

Женский национальный нагайбакский костюм.

Выступление детского ансамбля «Кучтәнәч» (Подарок)

Краткий словарь .

песей- кошка бит- лицо кызыл- красный

ат- конь кузләр- глаза кара- чёрный

сыер- корова танау- нос кук- синий

аю- медведь колак- ухо ешель- зелёный

буре- волк ауз- рот сары- жёлтый

төлке- лиса чәч- волос ак- белый

куян- заяц муен- шея көрән- коричневый

тычкан- мышь бармак- палец төс- цвет

бака- лягушка тырнак- ноготь

ипей- хлеб тәрелкә- тарелка уен- игра

ит- мясо кашык- ложка уенчык- игрушка

сыу- вода пычак- нож туп- мяч

шикәр- сахар чәнечке- вилка сикергеч- скакалка

бутка- каша таба- сковорода курчак- кукла

урман- лес кагаз- бумага сөек- кость

тау- гора агач- дерево таш- камень

тимер- железо

 

Информационное обеспечение программы.

А.М. Маметьев, А.П. Моисеев «Край нагайбакский.»

М.Глухов «Судьба гвардейцев Сеюмбеки.»

Е.С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал.»

«Без бер тамырдан.» Казань, 2002г.

«Крешен җырыу.» Чаллы, 1999г.

Т. Валиахметова «Кто такие нагайбаки?»

С. Герасимов «Хозяйственная культура нагайбаков.»

Р. Ишимова «Филейно-гипюрная вышивка уральских мастериц.»

 

Убедительно просим Вас соблюдать закон об авторских правах.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Любовь Витальевна, 02.04.19 в 19:54 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа!
Кузнецова Оксана Владимировна, 25.05.19 в 19:49 0Ответить Пожаловаться
Вы действительно - АВТОРЫ, всё прочитала (кроме текста на вашем языке), грамотно составлена программа, а какие у Вас рецензенты?!
юскина наталья павловна, 17.07.19 в 22:58 0Ответить Пожаловаться
Преподаватели Магнитогорского педуниверситета.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.