Программа дополнительного образования «Молодые ветра»
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Балахнинский технический техникум»
Утверждаю
Зам. директора по ВР
________Исаичкина О.Ю.
Дополнительная общеразвивающая программа
волонтёрского объединения «Молодые ветра»
(возраст обучающихся – с 15-19 лет
количество часов – 120 часов)
Автор программы:
Шитова Ольга Вячеславовна
педагог дополнительного образования
г. Балахна 2018 год
Сведения об авторе
Ф.И.О.: Шитова Ольга Вячеславовна.
Образование: Среднее – специальное.
Должность: Воспитатель общежития.
Стаж педагогический: 12 лет.
Место работы: ГБПОУ«Балахнпинский технический техникум»
центр социальной адаптации детей-сирот (ЦСАДС)
Пояснительная записка.
В современном мире «волонтерство» приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высокоразвитое и цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности.
Как свидетельствует мировой опыт, волонтеры и добровольческие организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач. Понятия «добровольчество» и «волонтерство», т.е. стремление людей оказать вклад в благополучие отдельных нуждающихся в помощи людей или, социальных групп или общества в целом прочно вошли в современный лексикон политиков и представителей органов государственного управления, а также ученых и общественных деятелей. «Волонтерство» является важным видом формирования современной личности молодого человека, отличающегося готовностью принимать участие в социально ценных проектах и видах деятельности. Участие в волонтерской деятельности любого направления активизирует мотивацию гражданского сознания у молодежи, способствует формированию навыков социального сотрудничества, качеств милосердия, творческого отношения к выполняемой деятельности. Создавая специальные условия для развития волонтерского движения на основе осознанной мотивации участия в нем, мы достигаем повышения у молодых людей уровня их социальной активности, расширения возможностей их успешной самореализации.
Главная идея при создании объединения «Молодые ветра»— объединить детей в единый творческий коллектив единомышленников, вместе работать и помогать людям, интересно и активно жить в центре, проводить с пользой свободное время, принимать активное участие в общественной жизни техникума, города. Причем, каждый может найти себе работу по вкусу. Это и участие в экологических акциях, восстановительных и реставрационных проектах совместно с библиотекой города, помощь в организации праздников для детей из детского дома и пожилых людей в доме ветеранов, подготовке городских выставок, участие на проф. площадках, участие в мероприятиях техникума, организация различных мероприятий внутри центра. Главное условие - должно быть интересно и увлекательно!
Программа предусматривает развитие у обучающихся таких качеств как уважение и забота к нуждающимся, энтузиазм и альтруизм. Это означает представление волонтерского движения как силы, воздействующей на процессы развития подростка, превращающей его в толерантного милосердного человека. Тем самым волонтерское движение гарантирует внимательное и теплое отношение волонтеров ко всем категориям граждан нашего государства, города, района.
Традиционно основными мотивами для участия в добровольческих самоуправленческих движениях принято считать следующее:
*желание помогать другим людям;
* самореализация и потребность быть социально полезным обществу;
*желание работать в коллективе единомышленников, интересно проодить досуг;
*желание участвовать в деятельности, приносящей радость и удовлетворение;
Осознание данных мотивов является основополагающим фактором участия обучающихся в деятельности творческого объединения «Молодые ветра».
Каждый участник программы должен обладать следующим набором личностных качеств и умений: доброжелательность; толерантность; коммуникабельность; умение работать в команде; лидерство и организаторские способности; широкий кругозор; стрессоустойчивость; высокий уровень мотивации; культурой самопрезентации; владением речевой культурой.
Несмотря на то, что деятельность объединения должна в первую очередь приносить пользу другим людям, данная деятельность не исключает поддержку и самих участников на основе применения средств стимулирования, повышающих личную заинтересованность в выполнении волонтерских действий.
Цель программы:
создание условий для всестороннего развития обучающихся в различных сферах общественной-полезной деятельности, формирования активной жизненной позиции, раскрытия и реализации их личностного потенциала.
Задачи программы:
определение и поддержка социально-значимых инициатив обучающихся,
организация разработка и реализация различных программ, направленных на удовлетворение культурных, досуговых потребностей обучающихся.
привлечение максимального количества обучающихся к работе,
формирование системы жизненных ценностей подростков, на принципах демократии, взаимного доверия, исторических и общечеловеческих норм морали и этики;
развитие у обучающихся чувство ответственности, взаимовыручки. Привитие навыков работы и общения в трудовом коллективе;
развитие интереса обучающихся к получению дополнительных знаний, умений и навыков, к самообразованию, привлечение подростков к занятиям в объединениях дополнительного образования;
снижение уровня преступности в среде обучающихся, количества проступков асоциального характера, благодаря системе контроля, самоконтроля, мониторинга.
Направления работы:
Формирование знаний, умений и навыков социально – активной творческой личности волонтёра.
Информационная деятельность.
Социально – исследовательская работа.
Профилактическая деятельность.
Добровольческая деятельность.
Формы проведения занятий:
Теория: лекция – беседа, социальная игра, дискуссия, диспут, «круглый стол».
Практика: проведение социального исследования, профилактические мероприятия, волонтёрские мероприятия на базе учреждений в подшефных организациях , участие в различных конкурсах.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы имеет 2 уровня: личностный и социальный.
Первый уровень – личностный, или уровень Личности, представляет собой формирование личностных характеристик волонтёра, разработку и реализацию личностной стратегии развития.
Второй уровень – социальный, или уровень Социума, представляет собой систему волонтёрской деятельности волонтёрского объединения.
Кроме того, внутри каждого уровня имеются несколько ступеней освоения программы: внутриучрежденческий, городской, районный.
Программа рассчитана на обучающихся – активистов 1 – 4 курсов, она составлена на 1 год обучения из расчёта 4 часа в неделю: 2 занятия по 2 часа и составляет 120 часов.
Педагогические принципы программы.
Педагог осуществляет демократичное, свободное, стимулирующее руководство обучающимися, создает атмосферу делового творчества, сотрудничества в коллективе участников, опирается на следующие принципы:
Принцип альтернативности: обеспечение многообразия типов и форм самореализации обучающихся.
Принцип гуманизма: обеспечение благоприятных условий для освоения общечеловеческих социально–культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, образования, труда и отдыха обучающихся.
Принцип приоритетности: выбор приоритетных направлений деятельности.
Принцип саморазвития – создание условий для саморазвития и самообразования обучающихся.
Принцип добровольности – инициативность и активность всех участников, максимальная включенность обучающихся в процесс самоуправления.
Принцип коммуникативности - неформальный и комфортный характер взаимоотношений участников самоуправления во внеурочное время.
Принцип гармонизации личности и среды - ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности.
Тематическое планирование
№ п/п |
Направление деятельности, мероприятия |
Содержание деятельности |
Кол-во часов |
1.1 |
Проведение инструктажа по т/ безопасности |
Заполнение журнала т/безопасности |
1 |
1.2 |
Цели, задачи объединения |
Обсуждение программы, мероприятий |
1 |
1 |
Трудовой десант в доме ветеранов |
Уборки парковой зоны дома ветеранов от листьев и мусора |
2 |
1.3 |
Субботник в детском доме НиГРЭС |
Уборка парковой зоны детского дома |
2 |
1.4 |
Выступление агит- бригады в детском доме НиГРЭС «Вы слышате…» |
Подготовка и выступление агит-бригады среди воспитанников детского дома |
10 |
1.5. |
Акция «Дети детям» |
Изготовление и оформление новогодних подарков для детей-сирот |
6 |
1.6. |
Новогодний концерт в доме ветеранов |
Подготовка и проведение концерта в доме ветеранов |
10 |
1.7. |
Новогодний спектакль для детей-инвалидов «Волшебный ключ». |
Подготовка и выступление среди воспитанников интерната. |
20 |
1.8. |
Стен-газета «СПИД-СТОП» |
Разработка, выпуск и размещение стен - газеты в общежитии техникума |
2 |
1.9. |
Городская акция «Бросай курить» |
Подготовка и проведение акции на пл. НиГРЭС |
6 |
2. |
Маленький спектакль «Сказка о капусте» |
Подготовка и проведение спектакля в Детском Доме |
6 |
2.1 |
Конкурс рисунков «Спасибо не курю и вам не советую» |
Выпуск и размещение рисунков в общежитии техникума |
2 |
2.2 |
Кл. час «Бесценный дар- речь» |
Проведение кл. часа среди студентов, проживающих в общежитии |
2 |
2.3 |
Праздничный концерт «23 февраля» |
Подготовка и проведение концерта в доме ветеранов |
10 |
2.4 |
Праздничный концерт «Женский день» |
Подготовка и проведение концерта в доме ветеранов |
8 |
2.5 |
Городская акция «Белые цветы» |
Подготовка и проведение акции на пл. НиГРЭС |
6 |
2.6 |
Мастер- класс «Пасхальное яйцо» |
Подготовка и проведение мастер- класса в доме ветеранов. |
4 |
2.7 |
Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке» известная история на спортивный лад. |
Подготовка и проведение сказки в Доме — интернате. |
4 |
3. |
Конкурс рисунков к 9 мая. |
Выпуск и размещение рисунков в общежитии техникума |
2 |
3.1 |
Уборка вокруг территории общежития техникума |
Уборка территории вокруг территории общежития |
8 |
3.2 |
Трудовой десант |
Уборка и очистка от мусора лесопарковой зоны около общежития. Размещение информационных табличек. |
8 |
итого |
120 |
Техническое оснащение
При реализации программы используется следующее оборудование:
1. Ноутбук 1 шт.
2. Радио микрофоны 2 шт.
3. Флеш - накопитель, диски с фонограммами.
4. Экран 1 шт.
5. Проектор 1 шт.
6. Музыкальный центр 1 шт.
7. ДВД - караоке 1 шт.
8.Телевизор 1 шт.
К концу обучения по программе обучающиеся
- должны знать:
основы добровольческой деятельности, структуру исследовательской работы, особенности работы с различными возрастными группами и социальными категориями людей; основы организации социального мероприятия; способы изучения общественного мнения; особенности профилактической работы с обучающимися;
-должны уметь:
осуществлять добровольческую деятельность на различных возрастных группах и социальных категориях; организовать, провести и обработать информацию социального исследования; организовать и провести социально – значимое мероприятие.
Формы контроля:
самоконтроль знаний и умений, взаимоконтроль, оценка деятельности членами педагогического и ученического коллектива, педагогическое наблюдение, выставка работ (статьи, социальная реклама), участие в конкурсах.
Прогнозируемый результат:
В результате реализации программы обучающиеся получают знания в области социологии, психологии, этики и культуры общения, информационных технологий, а также овладевают умениями и навыками поиска, организации и проведения социально – значимой деятельности.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
№ |
разделы |
содержание |
1. |
Вводный |
Выявление активистов среди учащихся, определение целей и задач волонтёрского объединения. |
2. |
Благотворительный |
|
2.1 |
Проведение инструктажа по технике безопасности. |
Заполнение протоколов по т/б, оформление необходимой информации. |
2.2 |
Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке» известная история на спортивный лад. |
Подготовка и проведение кукольного театра в Доме — интернате. |
2.3 |
Маленький спектакль «Сказка о капусте». |
Разработка сценария для проведения мероприятия. Подбор необходимого оборудования определение даты и времени. |
2.4 |
Новогодний спектакль для детей-инвалидов («Волшебный ключ») |
Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения спектакля. |
2.5 |
Акция «Дети детям» |
Проведение волонтёрского актива, определение цели и задачи мероприятия, организация и планирование мероприятия, выбор ответственных. |
2.6 |
Новогодний концерт в доме ветеранов |
Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения концерта. |
2.7 |
Праздничный концерт «23 февраля» |
Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения концерта. |
2.8 |
Праздничный концерт «Женский день» |
Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения концерта. |
2.9 |
Мастер- класс «Пасхальное яйцо » |
Разработка материала для проведения мероприятия. Подбор необходимого оборудования определение даты и времени. |
3. |
Профилактическая |
|
3.1 |
Стен-газета «СПИД-СТОП» |
Изучение данной тематики, подбор материала, оформление и выпуск, размещение стенгазеты |
3.2 |
Конкурс рисунков к 9 мая. |
Изучение данной тематики, подбор материала, оформление и выпуск рисунков. |
3.3 |
Конкурс рисунков «Спасибо не курю и вам не советую» |
Изучение данной тематики, подбор материала, оформление и выпуск рисунков. |
3.4 |
Городская акция «Бросай курить» |
Изучение данной тематики, подбор материала для буклетов и листовок, выпуск печатного материала, проведение акции. |
3.5 |
Выступление агид- бригады в детском доме НиГРЭС «Вы слышате…» |
Определение цели и задачи, разработка сценария, подготовка реквизита, репетиции, выступление. |
3.6 |
Городская акция «Белые цветы» |
Изучение данной тематики, подбор материала для буклетов и листовок, выпуск печатного материала, проведение акции на площади ПЗРА. |
3.7 |
Кл. час «Бесценный дар- речь» |
Разработка и проведение классного часа со студентами в общежитии |
4. |
Трудовая |
|
4.1 |
Трудовой десант в доме ветеранов |
Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных. |
4.2 |
Субботник в детском доме НиГРЭС |
Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных. |
4.3 |
Уборка вокруг территории общежития техникума |
Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных. |
4.4 |
Трудовой десант |
Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных. Уборка и очистка от мусора лесопарковой зоны около общежития. Размещение информационных табличек. |
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
Год обучения |
месяц |
Всего учебных недель/ часов |
Всего часов по программе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый год обучения |
09 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
все-го недель |
все-гоча-сов |
тео-рия |
прак-тика |
итого |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недели |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
240 |
40 |
240 |
|||||||||||||||
Кол-во часов |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Год обучения |
месяц |
Всего учебных недель/ часов |
Всего часов по программе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый год обучения |
09 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
все-го недель |
все-гоча-сов |
тео-рия |
прак-тика |
итого |
|||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Литература
«Я и мы» Программа в помощь организаторам и лидерам организаций и объединений, педагогам и родителям. 1996г.
« Дети ради детей» Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. 1996г.
«Воспитание в современной школе» Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений ,Москва«Просвещение» 2004г.
Л. Пегеева, Л.А.Наумов. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений « Этикет» 2003г.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков Москва, «Просвещение»2002г.