Программа дополнительного образования «Молодые ветра»

0
0
Материал опубликован 28 March 2019

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Балахнинский технический техникум»

Утверждаю

Зам. директора по ВР

­­­­­­­­­­­­­­­­­­________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Исаичкина О.Ю.

 

Дополнительная общеразвивающая программа

волонтёрского объединения «Молодые ветра»

(возраст обучающихся – с 15-19 лет

количество часов – 120 часов)

 

Автор программы:

Шитова Ольга Вячеславовна

педагог дополнительного образования

г. Балахна 2018 год


 

Сведения об авторе

Ф.И.О.: Шитова Ольга Вячеславовна.

Образование: Среднее – специальное.

Должность: Воспитатель общежития.

Стаж педагогический: 12 лет.

Место работы: ГБПОУ«Балахнпинский технический техникум»

центр социальной адаптации детей-сирот (ЦСАДС)
 

Пояснительная записка.

В современном мире «волонтерство» приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высокоразвитое и цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности.

Как свидетельствует мировой опыт, волонтеры и добровольческие организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач. Понятия «добровольчество» и «волонтерство», т.е. стремление людей оказать вклад в благополучие отдельных нуждающихся в помощи людей или, социальных групп или общества в целом прочно вошли в современный лексикон политиков и представителей органов государственного управления, а также ученых и общественных деятелей. «Волонтерство» является важным видом формирования современной личности молодого человека, отличающегося готовностью принимать участие в социально ценных проектах и видах деятельности. Участие в волонтерской деятельности любого направления активизирует мотивацию гражданского сознания у молодежи, способствует формированию навыков социального сотрудничества, качеств милосердия, творческого отношения к выполняемой деятельности. Создавая специальные условия для развития волонтерского движения на основе осознанной мотивации участия в нем, мы достигаем повышения у молодых людей уровня их социальной активности, расширения возможностей их успешной самореализации.

Главная идея при создании объединения «Молодые ветра»— объединить детей в единый творческий коллектив единомышленников, вместе работать и помогать людям, интересно и активно жить в центре, проводить с пользой свободное время, принимать активное участие в общественной жизни техникума, города. Причем, каждый может найти себе работу по вкусу. Это и участие в экологических акциях, восстановительных и реставрационных проектах совместно с библиотекой города, помощь в организации праздников для детей из детского дома и пожилых людей в доме ветеранов, подготовке городских выставок, участие на проф. площадках, участие в мероприятиях техникума, организация различных мероприятий внутри центра. Главное условие - должно быть интересно и увлекательно!

Программа предусматривает развитие у обучающихся таких качеств как уважение и забота к нуждающимся, энтузиазм и альтруизм. Это означает представление волонтерского движения как силы, воздействующей на процессы развития подростка, превращающей его в толерантного милосердного человека. Тем самым волонтерское движение гарантирует внимательное и теплое отношение волонтеров ко всем категориям граждан нашего государства, города, района.

Традиционно основными мотивами для участия в добровольческих самоуправленческих движениях принято считать следующее:

*желание помогать другим людям;

* самореализация и потребность быть социально полезным обществу;

*желание работать в коллективе единомышленников, интересно проодить досуг;

*желание участвовать в деятельности, приносящей радость и удовлетворение;

Осознание данных мотивов является основополагающим фактором участия обучающихся в деятельности творческого объединения «Молодые ветра».

Каждый участник программы должен обладать следующим набором личностных качеств и умений: доброжелательность; толерантность; коммуникабельность; умение работать в команде; лидерство и организаторские способности; широкий кругозор; стрессоустойчивость; высокий уровень мотивации; культурой самопрезентации; владением речевой культурой.

Несмотря на то, что деятельность объединения должна в первую очередь приносить пользу другим людям, данная деятельность не исключает поддержку и самих участников на основе применения средств стимулирования, повышающих личную заинтересованность в выполнении волонтерских действий.

Цель программы:

создание условий для всестороннего развития обучающихся в различных сферах общественной-полезной деятельности, формирования активной жизненной позиции, раскрытия и реализации их личностного потенциала.

Задачи программы:

определение и поддержка социально-значимых инициатив обучающихся,

организация разработка и реализация различных программ, направленных на удовлетворение культурных, досуговых потребностей обучающихся.

привлечение максимального количества обучающихся к работе,

формирование системы жизненных ценностей подростков, на принципах демократии, взаимного доверия, исторических и общечеловеческих норм морали и этики;

развитие у обучающихся чувство ответственности, взаимовыручки. Привитие навыков работы и общения в трудовом коллективе;

развитие интереса обучающихся к получению дополнительных знаний, умений и навыков, к самообразованию, привлечение подростков к занятиям в объединениях дополнительного образования;

снижение уровня преступности в среде обучающихся, количества проступков асоциального характера, благодаря системе контроля, самоконтроля, мониторинга.

Направления работы:

Формирование знаний, умений и навыков социально – активной творческой личности волонтёра.

Информационная деятельность.

Социально – исследовательская работа.

Профилактическая деятельность.

Добровольческая деятельность.

Формы проведения занятий:

Теория: лекция – беседа, социальная игра, дискуссия, диспут, «круглый стол».

Практика: проведение социального исследования, профилактические мероприятия, волонтёрские мероприятия на базе учреждений в подшефных организациях , участие в различных конкурсах.

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы имеет 2 уровня: личностный и социальный.

Первый уровень – личностный, или уровень Личности, представляет собой формирование личностных характеристик волонтёра, разработку и реализацию личностной стратегии развития.

Второй уровень – социальный, или уровень Социума, представляет собой систему волонтёрской деятельности волонтёрского объединения.

Кроме того, внутри каждого уровня имеются несколько ступеней освоения программы: внутриучрежденческий, городской, районный.

Программа рассчитана на обучающихся – активистов 1 – 4 курсов, она составлена на 1 год обучения из расчёта 4 часа в неделю: 2 занятия по 2 часа и составляет 120 часов.

 

Педагогические принципы программы.

Педагог осуществляет демократичное, свободное, стимулирующее руководство обучающимися, создает атмосферу делового творчества, сотрудничества в коллективе участников, опирается на следующие принципы:

Принцип альтернативности: обеспечение многообразия типов и форм самореализации обучающихся.

Принцип гуманизма: обеспечение благоприятных условий для освоения общечеловеческих социально–культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, образования, труда и отдыха обучающихся.

Принцип приоритетности: выбор приоритетных направлений деятельности.

Принцип саморазвития – создание условий для саморазвития и самообразования обучающихся.

Принцип добровольности – инициативность и активность всех участников, максимальная включенность обучающихся в процесс самоуправления.

Принцип коммуникативности - неформальный и комфортный характер взаимоотношений участников самоуправления во внеурочное время.

Принцип гармонизации личности и среды - ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование

п/п

Направление деятельности,

мероприятия

Содержание деятельности

Кол-во часов

1.1

Проведение инструктажа по т/ безопасности

Заполнение журнала т/безопасности

1

1.2

Цели, задачи объединения

Обсуждение программы, мероприятий

1

1

Трудовой десант в доме ветеранов

Уборки парковой зоны дома ветеранов от листьев и мусора

2

1.3

Субботник в детском доме НиГРЭС

Уборка парковой зоны детского дома

2

1.4

Выступление агит- бригады в детском доме НиГРЭС «Вы слышате…»

Подготовка и выступление агит-бригады среди воспитанников детского дома

10

1.5.

Акция «Дети детям»

Изготовление и оформление новогодних подарков для детей-сирот

6

1.6.

Новогодний концерт в доме ветеранов

Подготовка и проведение концерта в доме ветеранов

10

1.7.

Новогодний спектакль для детей-инвалидов «Волшебный ключ».

Подготовка и выступление среди воспитанников интерната.

20

1.8.

Стен-газета «СПИД-СТОП»

Разработка, выпуск и размещение стен - газеты в общежитии техникума

2

1.9.

Городская акция «Бросай курить»

Подготовка и проведение акции на пл. НиГРЭС

6

2.

Маленький спектакль «Сказка о капусте»

Подготовка и проведение спектакля в Детском Доме

6

2.1

Конкурс рисунков «Спасибо не курю и вам не советую»

Выпуск и размещение рисунков в общежитии техникума

2

2.2

Кл. час «Бесценный дар- речь»

Проведение кл. часа среди студентов, проживающих в общежитии

2

2.3

Праздничный концерт «23 февраля»

Подготовка и проведение концерта в доме ветеранов

10

2.4

Праздничный концерт «Женский день»

Подготовка и проведение концерта в доме ветеранов

8

2.5

Городская акция «Белые цветы»

Подготовка и проведение акции на пл. НиГРЭС

6

2.6

Мастер- класс «Пасхальное яйцо»

Подготовка и проведение мастер- класса в доме ветеранов.

4

2.7

Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке» известная история на спортивный лад.

Подготовка и проведение сказки в Доме — интернате.

4

3.

Конкурс рисунков к 9 мая.

Выпуск и размещение рисунков в общежитии техникума

2

3.1

Уборка вокруг территории общежития техникума

Уборка территории вокруг территории общежития

8

3.2

Трудовой десант

Уборка и очистка от мусора лесопарковой зоны около общежития. Размещение информационных табличек.

8

итого

120

Техническое оснащение

При реализации программы используется следующее оборудование:

1. Ноутбук 1 шт.

2. Радио микрофоны 2 шт.

3. Флеш - накопитель, диски с фонограммами.

4. Экран 1 шт.

5. Проектор 1 шт.

6. Музыкальный центр 1 шт.

7. ДВД - караоке 1 шт.

8.Телевизор 1 шт.
 

К концу обучения по программе обучающиеся

- должны знать:

основы добровольческой деятельности, структуру исследовательской работы, особенности работы с различными возрастными группами и социальными категориями людей; основы организации социального мероприятия; способы изучения общественного мнения; особенности профилактической работы с обучающимися;

-должны уметь:

осуществлять добровольческую деятельность на различных возрастных группах и социальных категориях; организовать, провести и обработать информацию социального исследования; организовать и провести социально – значимое мероприятие.

Формы контроля:

самоконтроль знаний и умений, взаимоконтроль, оценка деятельности членами педагогического и ученического коллектива, педагогическое наблюдение, выставка работ (статьи, социальная реклама), участие в конкурсах.

Прогнозируемый результат:

В результате реализации программы обучающиеся получают знания в области социологии, психологии, этики и культуры общения, информационных технологий, а также овладевают умениями и навыками поиска, организации и проведения социально – значимой деятельности.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

разделы

содержание

1.

Вводный

Выявление активистов среди учащихся, определение целей и задач волонтёрского объединения.

2.

Благотворительный

 

2.1

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Заполнение протоколов по т/б, оформление необходимой информации.

2.2

Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке» известная история на спортивный лад.

Подготовка и проведение кукольного театра в Доме — интернате.

2.3

Маленький спектакль «Сказка о капусте».

Разработка сценария для проведения мероприятия. Подбор необходимого оборудования определение даты и времени.

2.4

Новогодний спектакль для детей-инвалидов

(«Волшебный ключ»)

Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения спектакля.

2.5

Акция «Дети детям»

Проведение волонтёрского актива, определение цели и задачи мероприятия, организация и планирование мероприятия, выбор ответственных.

2.6

Новогодний концерт в доме ветеранов

Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения концерта.

2.7

Праздничный концерт «23 февраля»

Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения концерта.

2.8

Праздничный концерт «Женский день»

Заседания волонтёрского актива, выбор ответственных, разработка сценария, репетиции, подготовка костюмов, дата и время определения концерта.

2.9

Мастер- класс «Пасхальное яйцо »

Разработка материала для проведения мероприятия. Подбор необходимого оборудования определение даты и времени.

3.

Профилактическая

 

3.1

Стен-газета «СПИД-СТОП»

Изучение данной тематики, подбор материала, оформление и выпуск, размещение стенгазеты

3.2

Конкурс рисунков к 9 мая.

Изучение данной тематики, подбор материала, оформление и выпуск рисунков.

3.3

Конкурс рисунков «Спасибо не курю и вам не советую»

Изучение данной тематики, подбор материала, оформление и выпуск рисунков.

3.4

Городская акция «Бросай курить»

Изучение данной тематики, подбор материала для буклетов и листовок, выпуск печатного материала, проведение акции.

3.5

Выступление агид- бригады в детском доме НиГРЭС «Вы слышате…»

Определение цели и задачи, разработка сценария, подготовка реквизита, репетиции, выступление.

3.6

Городская акция «Белые цветы»

Изучение данной тематики, подбор материала для буклетов и листовок, выпуск печатного материала, проведение акции на площади ПЗРА.

3.7

Кл. час «Бесценный дар- речь»

Разработка и проведение классного часа со студентами в общежитии

4.

Трудовая

 

4.1

Трудовой десант в доме ветеранов

Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных.

4.2

Субботник в детском доме НиГРЭС

Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных.

4.3

Уборка вокруг территории общежития техникума

Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных.

4.4

Трудовой десант

Проведение собрания, определение территории уборки, назначение ответственных. Уборка и очистка от мусора лесопарковой зоны около общежития. Размещение информационных табличек.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей программы

Год обучения

месяц

Всего учебных недель/

часов

Всего часов по программе

   

Первый год обучения

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

все-го недель

все-гоча-сов

тео-рия

прак-тика

итого

   

Недели

3

4

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

3

4

40

240

40

200

240

Кол-во часов

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

Год обучения

месяц

Всего учебных недель/

часов

Всего часов по программе

   

Первый год обучения

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

все-го недель

все-гоча-сов

тео-рия

прак-тика

итого

   
 

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

                   


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

«Я и мы» Программа в помощь организаторам и лидерам организаций и объединений, педагогам и родителям. 1996г.

« Дети ради детей» Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. 1996г.

«Воспитание в современной школе» Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений ,Москва«Просвещение» 2004г.

Л. Пегеева, Л.А.Наумов. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений « Этикет» 2003г.

Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков Москва, «Просвещение»2002г.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.