12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Понкратова Наталия Юрьевна364
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»



СОДЕРЖАНИЕ:


Раздел 1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………...4

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса……….4

1.4. Возрастные особенности детей 3-4 лет…………………………………......4

1.5. Целевые ориентиры освоения программы…………………………..….….5

1.6. Система оценки результатов освоения программы………….…………….5


Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Объем образовательной нагрузки дополнительной платной

образовательной услуги «Обучение рисованию»……........................................6

2.2. Примерное годовое планирование…………………………..……...………6

2.3. Календарно-тематическое планирование………………………………......7

2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы…………..17


Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Организация дополнительной образовательной услуги.............................

3.2. Материально- техническое обеспечение реализации программы……....18

3.3. Учебно-методическое обеспечение программы...…………………..........18


Приложение........…………….………………………………………………….19

 





Целевой раздел


1.1. Пояснительная записка

Образовательная программа по дополнительной развивающей услуге «Обучение рисованию» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе методического пособия А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого изобразительное искусство.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому возникает необходимость применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования разработана для детей 3-4 лет.

В процессе реализации программы раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие  у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.


1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Уважительного отношения к результатам детского творчества.

Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.


1.4. Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.


1.5. Целевые ориентиры освоения программы

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

Развивает уверенность в своих силах.

Учит детей свободно выражать свой замысел.

Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами .

Развивает мелкую моторику рук.

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Реализация программы  поможет детям 3-4 лет  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.


1.6. Система оценки результатов освоения программы

Для достижения планируемых результатов поводится мониторинг два раза в год в сентябре и мае месяце (диагностический инструментарий в приложении).







Содержательный раздел


В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

монотипия;

рисование по мокрой бумаге;

оттиски штампов различных видов;

рисование жесткой кистью (тычок).


2.1. Объем образовательной нагрузки дополнительной платной образовательной услуги «Обучение рисованию»

Возраст

Количество НОД в неделю

Количество НОД

в месяц

Количество НОД

в год

3-4 года

2 (10-15 минут)

Сентябрь-май-8

Январь-7

71


2.2. Примерное годовое планирование

п/п

Программное содержание

Количество занятий

1

Рисование восковыми мелками

2

2

Оттиски штампов различных видов

8

3

Рисование кистью

2

4

Рисование пальчиками

23

5

Рисование ладошкой

14

6

Рисование жесткой кистью (тычкование)

6

7

Экспериментирование с материалом

16

Всего: 71


2.3. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия/ Дата

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Сентябрь

1. "Мой любимый дождик»

03.09

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Пальчиковые краски (голубой цвет),

салфетки, альбомный лист (заготовка тучка)

2.«Солнышко»

5.09

Рисование  ладошками.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – печатание ладошками. Вызывать эстетические чувства к природе, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы голубой бумаги с кругом  жёлтого цвета, пальчиковые краски (жёлтый цвет).


3. «Компоты и варенье в баночках»

10.09

Отпечаток яблоками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – оттиск. Продолжать учить наносить ритмично отпечатка на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

 Лист бумаги, гуашь, половинки яблок (заготовка банка).

4. «Астры в вазе» (цветы)

12.09


тампонирование

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – тампонирование. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги, гуашь розового и фиолетового цвета. Коктейльные трубочки с одной стороны разрезанные.

5.«Астры в вазе» (Ваза)

17.09


Рисование пальчиками

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги (заготовка ваза), пальчиковые краски.

6. «Осеннее дерево» (1 занятие)

19.09

Рисование ладошкой

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование ладошкой. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги. Пальчиковые краски (коричневый)

7. «Осеннее дерево» (2 занятие)

24.09

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчиками. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции.

Предыдущая работа +. пальчиковые краски (жёлтый, коричневый, оранжевый, красный).

8. «Осенний лес»

26.09

Отпечаток листьев

Продолжать знакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь

Лист бумаги. Сухие листья. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.

октябрь

1.«Подсолнух»

1.10

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий, используя точку и линию как средство выразительности.

Альбомный листы (заготовка подсолнух), пальчиковые краски (черная, желтая), салфетки.

 

2.«Весёлые мухоморы»

(1 занятие)

3.10

 

Рисование пальчиками

 

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь красная, белая, салфетки.

3.«Весёлые мухоморы»

(2 занятие)

08.10

Рисование пальчиками

 

Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

С предыдущего занятия + сухие листья.

 

4.«Опята - дружные ребята»

(рисование грибочков)

10.10

Рисование пальчиками

 

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Бумага размером 1\2 альбомного листа (заготовка пенёк), пальчиковые краски (коричневая)

5.«Жёлтые листья летят».

15.10

Рисование по мокрому

 

Познакомить с техникой рисования – по мокрому. Развивать умение равномерно наносить краску на заготовку. Развивать цветовое восприятие.

Бумага размером 1\2 альбомного листа с нанесением изображения листика восковым карандашом, гуашь жёлтая, красная.

6.«Осеннее дерево» (коллективная работа).

17.10

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Бумага А3. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.

7. «Ягоды в корзине».

22.10

Рисование пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы (заготовка корзинка), пальчиковые краски (красного цвета).


8. «Зонтик»

24.10


Рисование пальчиками

 Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость.

Заготовка с изображением зонтик, пальчиковые краски.

ноябрь

1.«Птички клюют ягоды».

5.11

Рисование пальчиками.

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.

2.«Свитер для друзей».

7.11

 

Рисование  ладошкой и пальчиками.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить   составлять элементарный узор.

Две куклы – мальчик   девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

3. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

12.11

Оттиск смятой бумагой, Рисование вилкой

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая, вилка пластиковая.

4.«В гостях у жирафа»

14.11

 

Рисование пальчиками

Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость

изображение  жирафа, пальчиковые краски

5.«Пятнистая черепаха».

19.11

Оттиск пузырчатой бумагой

Продолжать знакомство с техникой рисования – оттиск. Учить рисовать животных способом оттиск пузырчатой бумагой. Дорисовывать детали образа черепахи пальчиком.

Изображение черепахи. Пальчиковые краски. Пузырчатая бумага.

6.«Лиса»

21.11


Тычок жесткой кистью

Продолжать знакомство с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Воспитывать аккуратность.

Изображение лисы, гуашь в мисочках, салфетки.

7. «Зайчик»

26.11


Тычок жесткой кистью

Продолжать знакомство с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Воспитывать аккуратность.

Изображение зайца, гуашь в мисочках (серый цвет).

8. «Мишка»

28.11

Тычок жесткой кистью

Продолжать знакомство с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Воспитывать аккуратность.

Изображение медведя, гуашь в мисочках, салфетки.

декабрь

«Снеговик»

3.12

 

Рисование мятой бумагой.

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Цветная бумага темных тонов, гуашь белого цвета. Старая бумага для скатывания.

«Шишка»

5.12

Рисование пальчиками

Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость.

Заготовка шишка, пальчиковые краски.

3.«Зимний лес»

(1 занятие)

10.12

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов. Закреплять умение наносить длинные и короткие штрихи.

Бумага, пальчиковые краски (зелёный)

4.«Зимний лес» (2 занятие)

12.12

 

Рисование пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

 Предыдущая работа + пальчиковые краски (голубой). Прорисовывание снежка.

5.«Красивые шары на еловой ветке»

(занятие 1)

17.12

 

Комбинированная

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги (заготовка новогодний шар), пальчиковые краски, салфетки.

 

6. «Красивые шары на еловой ветке»

(занятие 2)

19.12

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов. Закреплять умение наносить длинные и короткие штрихи.

Предыдущая работа + пальчиковые краски (зелёная), прорисовывание еловой ветки.

7. «Украсим ёлочку» (занятие 1) 24.12


Комбинированнная

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов. Закреплять умение наносить длинные и короткие штрихи.

Заготовка ёлочка, кисть, гуашь зелёного цвета

8.«Украсим ёлочку» (занятие 2).

26.12

 

Комбинированная

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).).

Заготовка ёлочка, пальчиковые краски, ватные палочки, губки.

январь

1. «Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

09.01

Рисование техникой тычкования

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая

2. «Вот зима, кругом бело»

14.01

оттиск

Продолжать знакомство с новым способом рисования – оттиск. Учить рисовать деревья способом оттиск китайской капустой. Воспитывать аккуратность.

Тонированный лист, капустный лист, гуашь.

3. «Снег кружится».

16.01

Комбинированная

Закреплять умение рисовать   пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик

Тонированный лист синего цвета, пальчиковые краски, ватные палочки.

4.«Деревья в снегу»

21.01

Восковые мелки + акварель

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

5.«Мои рукавички»

23.01

Оттиск  пробкой

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета

6. «Снежинки».

28.01


Свеча + акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.


7.«Маленькой ёлочке холодно зимой...»

30.01

Комбинированная

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая





февраль

1.«Красивая салфеточка».

4.02

Рисование пальчиками.

 

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Белая бумага размером 50*50.Пальчиковые краски.

2.«Весёлый снеговик»

6.02

 

Рисование пальчиками.

 

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.

3. «Шарики воздушные, ветерку послушные...»

11.02

Рисование пальчиками.

 

Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками..

Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета. 

4. «Кактус»

13.02

Рисование  ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять     изображение деталями.

Бумага, пальчиковые краски.

5.«Автомобиль для папы».

18.02

Оттиск

 

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек. Воспитывать аккуратность.

Заготовка автомобиль, пальчиковые краски, салфетки.

 

6.«Кораблик для папы» (занятие 1-е).

20.02

оттиск

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, гуашь.

7.«Кораблик для папы» (занятие 2-е).

25.02

оттиск

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек. Воспитывать аккуратность

Салфетки, изображение кораблика, гуашь.

8.«Украшение чайного сервиза»

27.02

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная   пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

март

1.«Цветы для мамы» (занятие 1)

3.03

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Пальчиковые краски, плотные цветные листы, салфетки.

2.«Цветы для мамы» (занятие 2).

5.03

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность

Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки.

3. «Ветка мимозы»

10.03

Рисование пальчиками.

 

Упражнять в рисовании с помощью пальчиков. Закреплять умение дорисовывать. Развивать  творческое воображение и чувство композиции.

Листы с изображением ветки,  пальчиковые краски, ветка мимозы.

4.«Весёлый осьминог».

12.03

Рисование ладошками.

 

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.

 

5. «Медуза».

17.03

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании с помощью пальчиков. Закреплять умение дорисовывать. Развивать  творческое воображение и чувство композиции.

Листы белой бумаги     размером 20*20. Восковые мелки. Пальчиковые краски  разных цветов.

6. «Рыбки в аквариуме»

19.03

Тычками жесткой кистью. Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

7. Оформление коллажа  «Подводное царство».

24.03

 комбинированная

Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. 

Ватман. Пальчиковые краски

8.«Нарядные матрешки»

26.03

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

апрель

1. «Клоун»

2.04


Рисование восковыми мелками

Учить технике работы с графическими материалами, развивать  чувство ритма

Контур предмета, восковые мелки, белая бумага

2.«Ракета»

7.04

Рисование по мокрому

Продолжать учить выполнять рисунок в технике по мокрому.

Картон с изображением ракеты восковыми мелками, кисти, акварель.

3.«Ночь и звезды»

09.04

Рисование манкой

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Картон тёмного цвета с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа

4. «Закат»

14.04

Рисование пальчиками

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

5. «Жили у бабуси два веселых гуся»

16.04

рисование ладошкой

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали

Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей

6. «Мое любимое животное»

21.04

Тычок жёсткой кистью

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное.

Готовые формы животных

7. «Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа) 23.04

Рисование ладошками

Продолжать упражнять в рисовании ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Силуэт петушка, пальчиковые краски, салфетки.

8. «Яблоня в цвету»

28.04

оттиск

Продолжать закреплять умение наносить печать при помощи различных штампов. Развивать творческое воображение.

Лист с изображением ветки. Штампы (цветочки), гуашь розового цвета. Пальчиковые краски зелёного цвета.

май

1-2. «Салют»

6.05-7.05

Рисование восковыми мелками

Учить технике работы с графическими материалами, развивать  чувство ритма

Плотный картон, восковые мелки, акварель.

3. «Бабочка»

12.05

 Рисование ватными пальчиками, тампонирование

 Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

4. « Красивые цветы для пчелки»

14.05

Рисование ладошкой

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки

5 .«Травка»

19.05

комбинированная

Упражнять в технике печатанья ладошкой, печатания штампиками. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

Листы белой бумаги, пальчиковые краски.

6. «Одуванчик»

21.05

Рисование пальчиком.

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.

 

7. «Божьи коровки на лужайке».

26.05

Рисование пальчиками.


Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

8. «Сиреневый букет»

28.05

оттиск

Упражнять в работе данной техникой.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки скатывания бумаги.

Изображение ветки сирени, бумага для скатывания, гуашь.



2.4.Формы, способы и методы реализации программы

Игровые упражнения

Игры дидактические

Показ

Беседы

Рассматривание

Упражнения

Используемые методы:

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.



3. Организационный раздел

3.1. Организация дополнительной развивающей услуги.

Программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет.

Основной формой работы по программе являются групповые игровые занятия, которые проводятся два раза в неделю, продолжительностью 10 - 15 минут.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (10 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.


3.2. Материально- техническое обеспечение реализации программы

Помещение для занятий: групповая комната.

Технические средства: мультимедийные презентации, СD и аудио материалы.

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, гуашь, акварель, кисти беличьи, щетинистые, баночки для воды, салфетки, бумага разного формата.


3.2. Учебно-методическое обеспечение

Волшебный мир народного творчества”/ под ред. Шпикаловой Т.Я. – М.: Просвещение, 2015 г.

Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей” – М.: Просвещение, 2014 г.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.

Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.

Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. «Издательство КАРО», 2010



Приложение

Диагностическая карта для определения уровня освоения материала по образовательной программе дополнительного образования

«Обучение рисованию»

Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.

По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой.

Задание №1


Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.

Задание №2


«Полетели мыльные пузыри» (пальчиками, ватными палочками и т.д). Предлагает педагог нарисовать, как летят мыльные пузыри. Сначала ребенок показывает пальцем в воздухе, как он будет рисовать кругленькие пузыри.

Задание №3


Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Задание №4


Ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник.


Уровни овладения навыками и умениями в рисовании
с использованием нетрадиционных техник


Низкий (1 балл)

Средний (2 балла)

Высокий (3 балла)

интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен

эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого

ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности

узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке

основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет

ребёнок рисует только при активной помощи взрослого

знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими

не достаточно освоены технические навыки и умения

у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем

он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний

знает способы изображения некоторых предметов и явлений

правильно пользуется материалами и инструментами

владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого

проявляет интерес к освоению новых техник

проявляет самостоятельность

ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки

быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках

владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования

передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом

обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках

умеет создать яркий нарядный узор

может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками

может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей младшего дошкольного возраста)

Таблица обследование навыков рисования
с использованием нетрадиционных техник


Ф, имя ребёнка

Цветовое восприятие ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков

Рисование


предметное ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов

сюжетное ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

декоративное ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Итоговый показатель

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.












2.












3.














18


Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.