Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет
СОДЕРЖАНИЕ: |
|
Раздел 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………...4 1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса……….4 1.4. Возрастные особенности детей 3-4 лет…………………………………......4 1.5. Целевые ориентиры освоения программы…………………………..….….5 1.6. Система оценки результатов освоения программы………….…………….5 |
Раздел 2. Содержательный раздел 2.1. Объем образовательной нагрузки дополнительной платной образовательной услуги «Обучение рисованию»……........................................6 2.2. Примерное годовое планирование…………………………..……...………6 2.3. Календарно-тематическое планирование………………………………......7 2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы…………..17 |
Раздел 3. Организационный раздел 3.1. Организация дополнительной образовательной услуги............................. 3.2. Материально- техническое обеспечение реализации программы……....18 3.3. Учебно-методическое обеспечение программы...…………………..........18 |
Приложение........…………….………………………………………………….19
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа по дополнительной развивающей услуге «Обучение рисованию» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе методического пособия А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого изобразительное искусство.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому возникает необходимость применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования разработана для детей 3-4 лет.
В процессе реализации программы раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Уважительного отношения к результатам детского творчества.
Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
1.4. Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
1.5. Целевые ориентиры освоения программы
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами .
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Реализация программы поможет детям 3-4 лет творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
1.6. Система оценки результатов освоения программы
Для достижения планируемых результатов поводится мониторинг два раза в год в сентябре и мае месяце (диагностический инструментарий в приложении).
Содержательный раздел
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
монотипия;
рисование по мокрой бумаге;
оттиски штампов различных видов;
рисование жесткой кистью (тычок).
2.1. Объем образовательной нагрузки дополнительной платной образовательной услуги «Обучение рисованию»
Возраст | Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
3-4 года | 2 (10-15 минут) | Сентябрь-май-8 Январь-7 | 71 |
2.2. Примерное годовое планирование
№п/п | Программное содержание | Количество занятий |
1 | Рисование восковыми мелками | 2 |
2 | Оттиски штампов различных видов | 8 |
3 | Рисование кистью | 2 |
4 | Рисование пальчиками | 23 |
5 | Рисование ладошкой | 14 |
6 | Рисование жесткой кистью (тычкование) | 6 |
7 | Экспериментирование с материалом | 16 |
Всего: 71 |
2.3. Календарно-тематическое планирование
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.4.Формы, способы и методы реализации программы
Игровые упражнения
Игры дидактические
Показ
Беседы
Рассматривание
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
3. Организационный раздел
3.1. Организация дополнительной развивающей услуги.
Программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет.
Основной формой работы по программе являются групповые игровые занятия, которые проводятся два раза в неделю, продолжительностью 10 - 15 минут.
Структура занятия:
1. Вступительная беседа (2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.
2. Выполнение задания (10 мин).
3. Заключительная часть (2-3 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
3.2. Материально- техническое обеспечение реализации программы
Помещение для занятий: групповая комната.
Технические средства: мультимедийные презентации, СD и аудио материалы.
Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, гуашь, акварель, кисти беличьи, щетинистые, баночки для воды, салфетки, бумага разного формата.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
“Волшебный мир народного творчества”/ под ред. Шпикаловой Т.Я. – М.: Просвещение, 2015 г.
Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей” – М.: Просвещение, 2014 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. «Издательство КАРО», 2010
Диагностическая карта для определения уровня освоения материала по образовательной программе дополнительного образования
«Обучение рисованию»
Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.
По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой.
Задание №1 | Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет. |
Задание №2 | «Полетели мыльные пузыри» (пальчиками, ватными палочками и т.д). Предлагает педагог нарисовать, как летят мыльные пузыри. Сначала ребенок показывает пальцем в воздухе, как он будет рисовать кругленькие пузыри. |
Задание №3 | Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему. Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал. |
Задание №4 | Ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник. |
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании
с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл) | Средний (2 балла) | Высокий (3 балла) |
интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет ребёнок рисует только при активной помощи взрослого знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими не достаточно освоены технические навыки и умения | у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний знает способы изображения некоторых предметов и явлений правильно пользуется материалами и инструментами владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого проявляет интерес к освоению новых техник проявляет самостоятельность | ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках умеет создать яркий нарядный узор может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей младшего дошкольного возраста) |
Таблица обследование навыков рисования
с использованием нетрадиционных техник
№ | Ф, имя ребёнка | Цветовое восприятие ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков | Рисование | | |||||||||
предметное ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов | сюжетное ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники | декоративное ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник | Итоговый показатель | ||||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||||
1. | | | | | | | | | | | | ||
2. | | | | | | | | | | | | ||
3. | | | | | | | | | | | |
18