12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Алексеевна Паршукова43967
Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии, географии и экологии в МОУ Тимшерской СОШ, Усть-Куломского района, Республики Коми,по совместительству педагог дополнительного образования МУ ДО «Районный Дом детского творчества» с.Усть-Кулом.
Россия, Коми респ., Тимшер

Программа

экологического образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Тимшерской средней общеобразовательной школе.

 

Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы и действия по её реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на формирование общей экологической культуры личности обучающихся, более глубокое ознакомление с экологическими проблемами мира, страны и родного края, приобщение к исследовательской работе.

Законодательная база для разработки программы развития экологического образования

1. Конституция Российской Федерации. Закон РФ «Об охране окружающей природной Среды».

2. Указ Президента Российской Федерации от 1.04.96 г. № 440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

3. Постановление Правительства РФ от 3.11.94 г. № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения».
4. Указ Владимир Путин №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»

В соответствии с Концепцией развития школы определенное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании обучающихся.

Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

формирование экологического мышления и экологической культуры обучающихся;

развитие таланта и способностей как особой ценности;

формирование здорового образа жизни обучающихся.

Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой:

экологическая ответственность;

прочные знания, повышенный уровень естественно - научных знаний;

осознание общественно – значимых проблем и готовность к их решению;

осознание обще – человеческих ценностей: Человек, Здоровье, Культура, Природа, Земля, Отечество;

готовность к продолжению образования.

Анализ экологического образования и воспитания в школе: концептуальные основания программы развития экологического образования.

Актуальность экологического образования


Вопрос об экологическом образовании и воспитании обучающихся актуален давно. Последние годы проблема формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:
- ученики искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение, без включения обучающихся в активный процесс познания природы, с каждым годом снижает интерес к учёбе;
- учитель ориентирован на то, чтобы передать ученику определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить.

Изначально требуемое взаимодействие школьника и преподавателя как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира.
Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется рано, в младшем школьном возрасте, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.

Основная концепция программы: развитие мышления школьников, готовности обучающихся участвовать в решении экологических проблем родного края.

Необходимость совершенствования экологического воспитания обучающихся.

В процессе формирования личности экологическое воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как способствует выработке основных социальных, нравственных и культурных ценностей, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Акцент на экологических проблемах, который делается только на уроках, часто рождает отстраненное отношение ученика к глобальным проблемам Земли. Эта проблема отчуждения снимается, если каждый предполагает некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, анализируя), обучающийся осознаёт свою собственную (чаще всего потребительскую или равнодушную) позицию, сталкивается как с отношением сверстников, поставленных в ту же активную позицию, так и со взглядами учёных-экологов, гуманистов, носителей новой этики. Внеклассная работа рождает внутренний стимул для самообразования – интерес.

В основе воспитательной работы, направленной на экологизацию обучающихся, лежит ряд принципов:
- приоритетность личностных потребностей учащегося;

- создания поддерживающей атмосферы и условий для самопознания;

- саморазвития обучающихся, осознания ими необходимости нового экологического мышления и новой экологической этики гражданина планеты;
- соответствие мероприятий модели человек-природа-человек;
- обязательности рефлексии;
- вероятностного результата.

Осознанному поиску места человека в современном динамичном мире способствует обучение в активных формах, таких как технология критического мышления, дебаты, имитационные игры, технология позиционного обучения, тренинги.
Экология должна быть интересна, поэтому именно достижению этой цели способствует воспитательная работа. Именно она позволяет использовать активные формы, которые выводят учащихся на уровень субъект - субъектных отношений в системах ученик-ученик. Ученик-учитель, человек-человек, человек-природа.


Состояние экологического образования и воспитания на современном этапе.

Вопросам экологического образования и воспитания в школе уделяется большое внимание на уроках и во внеурочной деятельности. Педагоги помогают обучающимся осознать роль человека как этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания.

В начальной школе на уроках чтения, окружающего мира, обучащиеся получают первые представления об охране природы. Эти вопросы рассматриваются при чтении рассказов В. Чаплиной «Погляди в окно», В. Воронковой «Зимой», М. Пришвина «Синички» и других, при проведении практических уроков: «Уход за комнатными растениями», «Работа на пришкольном участке», «Сбор семян для зимней подкормки птиц», при постановке опытов «Проращивание семян», «Влияние густоты посевов на урожайность» и других. Кроме бесед на уроках чтения и окружающего мира проводятся такие мероприятия, как «Природа в опасности», «Природа ищет друзей», «Красная книга» , «Во что букет обходится природе», «Среда обитания и здоровье человека». «Что такое шумовое загрязнение» и другие; все они воспитывают бережное отношение к природе. Ежегодно в начальной школе проводятся такие праздники как «Лесной детектив», «Птицы наши друзья», «Охранять природу – значит, охранять Родину». Поддерживают искренний интерес ребёнка к окружающему миру разнообразные викторины: «Растения Республики Коми», «По лесной тропинке», «Загадки нашего леса» и многие другие.
При изучении многих тем курса биологии и географии в среднем и старшем звене также рассматриваются экологические вопросы: воздействие человека на природный комплекс, охрана океана, поверхностных вод, атмосферы; изучаются экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, проблемы металлургии, и других отраслей хозяйства и другие. Большое значение уделяется экологической обстановке в родном крае, и его окрестностях. На уроках химии, посвященных производству кислот, синтезу белка, производству и использованию металлов также поднимаются вопросы влияния этих веществ на окружающую природу.

Обучающиеся школы участвуют в проведении экологических праздников, декад. На основе проведённого анализа работы по экологическому просвещению обучающихся, результатов посещения уроков и мероприятий, выявлены проблемы, решение которых позволит создать в школе воспитательно-образовательную среду, формирующую экологическую культуру личности ребёнка. Анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением, обеспечить единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация о состоянии окружающего мира, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них позиции субъекта собственно познавательной деятельности. Программа развития экологического образования должна сделать процесс обучения осознанным, знание действенным, позволит применять экологические методы изучения и исследования на практике, овладеть навыками проектной деятельности в области экологии.

Необходимо разработать мероприятия по следующим направлениям:
- новшества, формирующие экологическую культуру, в условиях организации образовательного процесса;
- новшества в технологиях обучения, воспитания и развития с экологической направленностью (активное использование ИКТ);
- изучить влияние способа организации образовательного процесса на повышение экологической культуры обучающихся.
- создать такие условия, при которых школьники сами смогут прийти к мысли, что выход из экологического тупика существует.


Совершенствование системы управления школой в связи развитием экологического образования
Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, развитие экологического образования и новых его технологий требует усиление методической работы с учителями. Увеличение объемов исследовательской экологической деятельности требует специальной работы по её координации и мониторингу.
Главными задачами управленческой деятельности, направленной на развитие экологического образования, являются:

прогнозирование результатов своей работы;

формирование у учителей мотивации к исследовательской экологической деятельности, к работе в творческих группах;

качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный и воспитательный процесс, направленный на экологизацию школьников и обладает стимулирующим характером.


  Содержание программы экологического образования и воспитания.

Программа экологического образования и воспитания школьников включает следующие   направления: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение обучающихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека; развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде; воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем; формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности.
Природоохранительные акции «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Каждой печушке – по кормушке», «Чистый двор, чистая улица».
Тематические линейки «Родной уголок».
Конкурс экологических сказок.

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Обследование флоры и фауны местной территории.

Экологический мониторинг.

Исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.

«По лесным тропинкам»

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

«По лесным тропинкам»

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение обучающихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку обучающихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки обучающихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Акция «Выбери жизнь»

Акция «Запишись в спортивную школу»

Кросс нации

Акция «Здоровье детей - неприкосновенный запас нации»

Акция «Подзарядка – 14»

Формы работы с классом

Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе

Подвижные игры на переменах.

«Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?».

Спортивно-развлекательные игры.

Тренинги «Сам себе психолог». Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы трудовых бригад, ЛТО.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой»,

«В гостях у Мойдодыра»,

«Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку»,

«О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой».

«Здоровье нации. Как его сохранить?»,

«Нет наркотикам – интернет урок»,

«Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность дополнительного образования

Спортивные секции: баскетбол, волейбол, лыжи, подвижные игры, стрелковый спорт.
 

Работа с семьей

Родительский всеобуч: «Закаливание ребенка дома», «Вредные привычки у родителей: курение, употребление алкоголя – и их влияние на детей», «Пропаганда ЗОЖ в семье», «Профилактика простудных заболеваний», «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Акция «Выбери жизнь» (Общешкольное родительское собрание)

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание обучающихся значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья школьников, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

Подросток
(5–8 классы)

Старшеклассник
(9–11 классы)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность обучающихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальные конкурсы. Предметные олимпиады. 

Рассвет Победы. Праздник «Юбилей школы».

Деятельность органов детского самоуправления.

Субботник по оказанию помощи пожилым людям.

Осенний бал.

Формы работы с классом

Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

«Олимпийский и параолимпийский урок».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

«Олимпийский и параолимпийский урок».

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные.

«Олимпийский и пара олимпийский урок».

Деятельность дополнительного образования

Кружки: «Этикет поведения и общения»

«Планета загадок»

.

Работа с семьей

День открытых дверей «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.