12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Нестеренко Марианна Александровна90 Материал размещён в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР» |
Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района
Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа № 6
Программа элективного курса
по русскому языку
«Подготовка к ЕГЭ»
Автор:
Нестеренко М.А.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Настоящий элективный курс предназначен для обучающихся 10 - 11 классов. Программа рассчитана на 70 ч., по 2 ч. в неделю.
Актуальность данного курса заключается в необходимости подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Элективный курс ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций выпускников в области речеведения.
Содержание курса
Курс основан на пошаговой системе подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Необходимый теоретический материал представлен в сжатой и оптимально структурированной форме. К каждому занятию подготовлена презентация с теоретическими и тренировочными материалами. В виде алгоритмов предлагается логически выстроенная последовательность действий для выбора правильного ответа. Рассматриваются типичные ошибки при выполнении заданий экзаменационной работы.
Комментарий к каждому из заданий построен по следующему плану:
Формулировка задания.
Что следует знать для правильного выполнения задания.
Алгоритм выполнения задания.
От 10 до 40 вариантов выполнения каждого задания.
Помимо разбора заданий ЕГЭ по русскому языку и комментариев к их выполнению, программа курса включает в себя подробные рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Этот раздел содержит следующие материалы:
критерии оценивания творческого задания
примерный план написания сочинения-рассуждения
алгоритм подготовки к написанию экзаменационного сочинения:
а) практические советы по написанию каждой из частей сочинения-рассуждения;
б) анализ типичных ошибок, допускаемых выпускниками при формулировке проблемы, написании комментария, приведении аргументов;
в) набор клишированных фраз, помогающих вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать своё согласие или несогласие с автором;
г) перечень проблем, часто встречающихся в текстах ЕГЭ по русскому языку;
д) знакомство с классификацией речевых и грамматических ошибок;
е) образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку.
Планируемые результаты
Данный курс позволит выпускникам повысить свою речевую культуру, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность и успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.
Цель: подготовка к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.
Основными задачами элективного курса являются:
1. Обобщить, расширить и углубить знания обучающихся о различных разделах языкознания, нормах русского языка, тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах.
2. Закрепить умения и навыки, связанные с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности.
3. Совершенствовать навыки информационной переработки текстов и создавать собственные речевые произведения.
4. Обогащать лексический запас учащихся, закреплять и расширять навыки речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка).
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- самостоятельные и диагностические работы;
-тренировочные упражнения;
-конспекты лекций;
-наблюдения над текстом;
-работа со справочниками;
-тесты
-творческие задания
-комплексный анализ текстов
Фиксирование результата: тренировочные, самостоятельные (тестирование) и диагностические работы.
Тематическое планирование
Всего: 70 часов
№ п/п. | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
1. | ЕГЭ по русскому языку. Содержание и структура работы. | Содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
2. | Орфоэпические нормы. Задание №4 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
3. | Самостоятельная работа по теме «Орфоэпия» | Решение задания 4 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
4. | Употребление паронимов. Задание №5 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
5. | Самостоятельная работа по теме «Паронимы» | Решение задания 5 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
6. | Лексические нормы. Задание №6 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
7. | Самостоятельная работа по теме «Лексические нормы» | Решение задания 6 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
8. | Морфологические нормы (образование форм слова) Задание 7 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
9. | Самостоятельная работа по теме «Морфологические нормы» | Решение задания 7 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
10. | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Задание №8 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
11. | Самостоятельная работа по теме «Синтаксические нормы» | Решение задания 8 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
12. | Правописание корней. Задание №9 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
13. | Самостоятельная работа по теме «Правописание корней» | Решение задания 9 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
14. | Правописание приставок. Задание 10 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
15. | Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок». | Решение задания 10 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
16. | Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) Задание 11 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
17. | Самостоятельная работа по теме «Правописание суффиксов» | Решение задания 11 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
18. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Задание 12 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
19. | Самостоятельная работа по теме «Правописание окончаний и суффиксов» | Решение задания 11 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
20. | Правописание НЕ и НИ. Задание 13 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
21. | Самостоятельная работа по теме «Правописание НЕ и НИ» | Решение задания 12 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
22. | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Задание 14 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
23. | Самостоятельная работа по теме «Слитное, дефисное, раздельное написание слов». | Решение задания 14 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
24. | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Задание 15 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
25. | Самостоятельная работа по теме «Н и НН в суффиксах». | Решение задания 15 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
26. | Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами. Задание 16 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
27. | Самостоятельная работа по теме «ССП и ПП с однородными членами» | Решение задания 16 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
28. | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Задание 17 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
29. | Самостоятельная работа по теме «Предложения с обособленными членами» | Решение задания 17 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
30. | Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Задание 18 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
31. | Самостоятельная работа по теме «Слова и конструкции, не связанные с членами предложения» | Решение задания 18 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
32. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание 19 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
33. | Самостоятельная работа по теме «СПП» | Решение задания 19 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
34. | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Задание 20 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
35. | Самостоятельная работа по теме «СП с разными видами связи» | Решение задания 20 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
36. | Постановка знаков препинания в различных случаях. Задание 21 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
37. | Самостоятельная работа по теме «Постановка знаков препинания в различных случаях» | Решение задания 21 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
38. | Определение главной информации текста. Задание 1 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
39. | Самостоятельная работа по теме «Главная информация в тексте» | Решение задания 1 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
40. | Средства связи предложений в тексте. Задание 2 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
41. | Самостоятельная работа по теме «Средства связи предложений в тексте». | Решение задания 2 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
42. | Определение лексического значения слова. Задание 3 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
43. | Самостоятельная работа по теме «Лексическое значение слова». | Решение задания 3 в формате ЕГЭ. | |
44. | Смысловая и композиционная целостность текста. Задание 22 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
45. | Самостоятельная работа по теме «Определение содержания текста». | Решение задания 22 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
46. | Функционально-смысловые типы речи. Задание 23 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
47. | Самостоятельная работа по теме «Типы речи». | Решение задания 23 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
48. | Лексическое значение слова. Задание 24 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
49. | Самостоятельная работа по теме «Лексическое значение слова». | Решение задания 24 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
50. | Средства связи предложений в тексте. Задание 25 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
51. | Самостоятельная работа по теме «Средства связи предложений в тексте». | Решение задания 25 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
52. | Языковые средства выразительности. Задание 26 | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
53. | Самостоятельная работа по теме «Средства художественной выразительности» | Решение задания 26 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
54. | Диагностическая работа | Решение заданий 1 – 26 в формате ЕГЭ. | 1 ч. |
55. | Анализ диагностической работы. Работа над ошибками. | Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. | 1 ч. |
56. | Сочинение. Задание 27 | Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. План написания сочинения-рассуждения. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
57. | Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания. Вступление. | Развёрнутый план сочинения-рассуждения. Проблематика текстов. Образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
58. | Комментарий проблемы. | Анализ текстов и подбор комментариев. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
59. | Позиция автора. | Анализ текстов. Определение позиции автора. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
60. | Формулирование собственного мнения. | Анализ текстов. Образцы формулировки собственной позиции. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
61. | Доказательства (аргументы). | Анализ текстов. Поиск и оформление аргументов. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
62. | Заключение. Речевые клише, помогающие вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать своё согласие или несогласие с автором. | Составление словарика клишированных фраз. ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1 ч. |
63. | Самостоятельная работа. Сочинение. | Решение задания 27 в формате ЕГЭ. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту и плану. | 2 ч. |
64. | Самостоятельная работа. Сочинение. | ||
65. | Анализ сочинений. | Разбор орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. | 1 ч. |
66. | Диагностическая работа | Решение заданий 1 – 27 в формате ЕГЭ. | 4 ч. |
67. | Диагностическая работа | ||
68. | Диагностическая работа | ||
69. | Диагностическая работа | ||
70. | Анализ итоговой диагностической работы. | Разбор ошибок, допущенных в итоговой диагностической работе. Рекомендации к экзамену. | 1 ч. |
Методическое обеспечение курса
1. Тренировочные и диагностические работы по русскому языку СТАТГРАД.
Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Москва, 2003.
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен. Учебное пособие. – Москва, 2015.
Сенина Н.А. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». – Ростов-на-Дону, 2011.
Васильевах И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. – Москва, 2015.
Влодлавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену. – Москва, 2009.
Васильевах И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – Москва, 2015 (электронная книга).
РЕШУ ЕГЭ. Образовательный портал при подготовке к экзаменам.
Открытый банк заданий.
-
Авторские презентации к тренинговым занятиям.
Печатные материалы для выполнения самостоятельных и диагностических работ.