Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» (10–11 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района
Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа № 6
Программа элективного курса
по русскому языку
«Подготовка к ЕГЭ»
Автор:
Нестеренко М.А.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Настоящий элективный курс предназначен для обучающихся 10 - 11 классов. Программа рассчитана на 70 ч., по 2 ч. в неделю.
Актуальность данного курса заключается в необходимости подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Элективный курс ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций выпускников в области речеведения.
Содержание курса
Курс основан на пошаговой системе подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Необходимый теоретический материал представлен в сжатой и оптимально структурированной форме. К каждому занятию подготовлена презентация с теоретическими и тренировочными материалами. В виде алгоритмов предлагается логически выстроенная последовательность действий для выбора правильного ответа. Рассматриваются типичные ошибки при выполнении заданий экзаменационной работы.
Комментарий к каждому из заданий построен по следующему плану:
Формулировка задания.
Что следует знать для правильного выполнения задания.
Алгоритм выполнения задания.
От 10 до 40 вариантов выполнения каждого задания.
Помимо разбора заданий ЕГЭ по русскому языку и комментариев к их выполнению, программа курса включает в себя подробные рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Этот раздел содержит следующие материалы:
критерии оценивания творческого задания
примерный план написания сочинения-рассуждения
алгоритм подготовки к написанию экзаменационного сочинения:
а) практические советы по написанию каждой из частей сочинения-рассуждения;
б) анализ типичных ошибок, допускаемых выпускниками при формулировке проблемы, написании комментария, приведении аргументов;
в) набор клишированных фраз, помогающих вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать своё согласие или несогласие с автором;
г) перечень проблем, часто встречающихся в текстах ЕГЭ по русскому языку;
д) знакомство с классификацией речевых и грамматических ошибок;
е) образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку.
Планируемые результаты
Данный курс позволит выпускникам повысить свою речевую культуру, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность и успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.
Цель: подготовка к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.
Основными задачами элективного курса являются:
1. Обобщить, расширить и углубить знания обучающихся о различных разделах языкознания, нормах русского языка, тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах.
2. Закрепить умения и навыки, связанные с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности.
3. Совершенствовать навыки информационной переработки текстов и создавать собственные речевые произведения.
4. Обогащать лексический запас учащихся, закреплять и расширять навыки речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка).
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- самостоятельные и диагностические работы;
-тренировочные упражнения;
-конспекты лекций;
-наблюдения над текстом;
-работа со справочниками;
-тесты
-творческие задания
-комплексный анализ текстов
Фиксирование результата: тренировочные, самостоятельные (тестирование) и диагностические работы.
Тематическое планирование
Всего: 70 часов
№ п/п. |
Тема занятия |
Содержание |
Количество часов |
1. |
ЕГЭ по русскому языку. Содержание и структура работы. |
Содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
2. |
Орфоэпические нормы. Задание №4 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
3. |
Самостоятельная работа по теме «Орфоэпия» |
Решение задания 4 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
4. |
Употребление паронимов. Задание №5 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
5. |
Самостоятельная работа по теме «Паронимы» |
Решение задания 5 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
6. |
Лексические нормы. Задание №6 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
7. |
Самостоятельная работа по теме «Лексические нормы» |
Решение задания 6 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
8. |
Морфологические нормы (образование форм слова) Задание 7 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
9. |
Самостоятельная работа по теме «Морфологические нормы» |
Решение задания 7 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
10. |
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Задание №8 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
11. |
Самостоятельная работа по теме «Синтаксические нормы» |
Решение задания 8 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
12. |
Правописание корней. Задание №9 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
13. |
Самостоятельная работа по теме «Правописание корней» |
Решение задания 9 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
14. |
Правописание приставок. Задание 10 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
15. |
Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок». |
Решение задания 10 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
16. |
Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) Задание 11 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
17. |
Самостоятельная работа по теме «Правописание суффиксов» |
Решение задания 11 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
18. |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Задание 12 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
19. |
Самостоятельная работа по теме «Правописание окончаний и суффиксов» |
Решение задания 11 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
20. |
Правописание НЕ и НИ. Задание 13 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
21. |
Самостоятельная работа по теме «Правописание НЕ и НИ» |
Решение задания 12 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
22. |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Задание 14 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
23. |
Самостоятельная работа по теме «Слитное, дефисное, раздельное написание слов». |
Решение задания 14 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
24. |
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Задание 15 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
25. |
Самостоятельная работа по теме «Н и НН в суффиксах». |
Решение задания 15 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
26. |
Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами. Задание 16 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
27. |
Самостоятельная работа по теме «ССП и ПП с однородными членами» |
Решение задания 16 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
28. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Задание 17 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
29. |
Самостоятельная работа по теме «Предложения с обособленными членами» |
Решение задания 17 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
30. |
Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Задание 18 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
31. |
Самостоятельная работа по теме «Слова и конструкции, не связанные с членами предложения» |
Решение задания 18 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
32. |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание 19 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
33. |
Самостоятельная работа по теме «СПП» |
Решение задания 19 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
34. |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Задание 20 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
35. |
Самостоятельная работа по теме «СП с разными видами связи» |
Решение задания 20 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
36. |
Постановка знаков препинания в различных случаях. Задание 21 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
37. |
Самостоятельная работа по теме «Постановка знаков препинания в различных случаях» |
Решение задания 21 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
38. |
Определение главной информации текста. Задание 1 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
39. |
Самостоятельная работа по теме «Главная информация в тексте» |
Решение задания 1 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
40. |
Средства связи предложений в тексте. Задание 2 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
41. |
Самостоятельная работа по теме «Средства связи предложений в тексте». |
Решение задания 2 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
42. |
Определение лексического значения слова. Задание 3 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
43. |
Самостоятельная работа по теме «Лексическое значение слова». |
Решение задания 3 в формате ЕГЭ. |
|
44. |
Смысловая и композиционная целостность текста. Задание 22 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
45. |
Самостоятельная работа по теме «Определение содержания текста». |
Решение задания 22 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
46. |
Функционально-смысловые типы речи. Задание 23 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
47. |
Самостоятельная работа по теме «Типы речи». |
Решение задания 23 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
48. |
Лексическое значение слова. Задание 24 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
49. |
Самостоятельная работа по теме «Лексическое значение слова». |
Решение задания 24 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
50. |
Средства связи предложений в тексте. Задание 25 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
51. |
Самостоятельная работа по теме «Средства связи предложений в тексте». |
Решение задания 25 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
52. |
Языковые средства выразительности. Задание 26 |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
53. |
Самостоятельная работа по теме «Средства художественной выразительности» |
Решение задания 26 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
54. |
Диагностическая работа |
Решение заданий 1 – 26 в формате ЕГЭ. |
1 ч. |
55. |
Анализ диагностической работы. Работа над ошибками. |
Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий. |
1 ч. |
56. |
Сочинение. Задание 27 |
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. План написания сочинения-рассуждения. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
57. |
Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания. Вступление. |
Развёрнутый план сочинения-рассуждения. Проблематика текстов. Образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
58. |
Комментарий проблемы. |
Анализ текстов и подбор комментариев. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
59. |
Позиция автора. |
Анализ текстов. Определение позиции автора. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
60. |
Формулирование собственного мнения. |
Анализ текстов. Образцы формулировки собственной позиции. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
61. |
Доказательства (аргументы). |
Анализ текстов. Поиск и оформление аргументов. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
62. |
Заключение. Речевые клише, помогающие вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать своё согласие или несогласие с автором. |
Составление словарика клишированных фраз. ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
1 ч. |
63. |
Самостоятельная работа. Сочинение. |
Решение задания 27 в формате ЕГЭ. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту и плану. |
2 ч. |
64. |
Самостоятельная работа. Сочинение. |
||
65. |
Анализ сочинений. |
Разбор орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. |
1 ч. |
66. |
Диагностическая работа |
Решение заданий 1 – 27 в формате ЕГЭ. |
4 ч. |
67. |
Диагностическая работа |
||
68. |
Диагностическая работа |
||
69. |
Диагностическая работа |
||
70. |
Анализ итоговой диагностической работы. |
Разбор ошибок, допущенных в итоговой диагностической работе. Рекомендации к экзамену. |
1 ч. |
Методическое обеспечение курса
1. Тренировочные и диагностические работы по русскому языку СТАТГРАД.
Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Москва, 2003.
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен. Учебное пособие. – Москва, 2015.
Сенина Н.А. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». – Ростов-на-Дону, 2011.
Васильевах И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. – Москва, 2015.
Влодлавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену. – Москва, 2009.
Васильевах И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – Москва, 2015 (электронная книга).
РЕШУ ЕГЭ. Образовательный портал при подготовке к экзаменам.
Открытый банк заданий. http://www.fipi.ru/
-
Авторские презентации к тренинговым занятиям.
Печатные материалы для выполнения самостоятельных и диагностических работ.