Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» (10–11 класс)

3
0
Материал опубликован 16 February 2019 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района

Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 6

Программа элективного курса

по русскому языку

«Подготовка к ЕГЭ»

                                                                                                                         

                                                                                                                       Автор:

Нестеренко М.А.,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Настоящий элективный курс предназначен для обучающихся 10 - 11 классов. Программа рассчитана на 70 ч., по 2 ч. в неделю.

Актуальность данного курса заключается в необходимости подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Элективный курс ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций выпускников в области речеведения.

Содержание курса

Курс основан на пошаговой системе подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Необходимый теоретический материал представлен в сжатой и оптимально структурированной форме. К каждому занятию подготовлена презентация с теоретическими и тренировочными материалами. В виде алгоритмов предлагается логически выстроенная последовательность действий для выбора правильного ответа. Рассматриваются типичные ошибки при выполнении заданий экзаменационной работы.

Комментарий к каждому из заданий построен по следующему плану:

Формулировка задания.

Что следует знать для правильного выполнения задания.

Алгоритм выполнения задания.

От 10 до 40 вариантов выполнения каждого задания.

Помимо разбора заданий ЕГЭ по русскому языку и комментариев к их выполнению, программа курса включает в себя подробные рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Этот раздел содержит следующие материалы:

критерии оценивания творческого задания

примерный план написания сочинения-рассуждения

алгоритм подготовки к написанию экзаменационного сочинения:

а) практические советы по написанию каждой из частей сочинения-рассуждения;

б) анализ типичных ошибок, допускаемых выпускниками при формулировке проблемы, написании комментария, приведении аргументов;

в) набор клишированных фраз, помогающих вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать своё согласие или несогласие с автором;

г) перечень проблем, часто встречающихся в текстах ЕГЭ по русскому языку;

д) знакомство с классификацией речевых и грамматических ошибок;

е) образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку.

Планируемые результаты

Данный курс позволит выпускникам повысить свою речевую культуру, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность и успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.

Цель: подготовка к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Основными задачами элективного курса являются:

1. Обобщить, расширить и углубить знания обучающихся о различных разделах языкознания, нормах русского языка, тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах.

2. Закрепить умения и навыки, связанные с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности.

3. Совершенствовать навыки информационной переработки текстов и создавать собственные речевые произведения.

4. Обогащать лексический запас учащихся, закреплять и расширять навыки речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка).

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

- самостоятельные и диагностические работы;

-тренировочные упражнения;

-конспекты лекций;

-наблюдения над текстом;

-работа со справочниками;

-тесты

-творческие задания

-комплексный анализ текстов

Фиксирование результата: тренировочные, самостоятельные (тестирование) и диагностические работы.

Тематическое планирование

Всего: 70 часов

№ п/п.

Тема занятия

Содержание

Количество часов

1.

ЕГЭ по русскому языку. Содержание и структура работы.

Содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

2.

Орфоэпические нормы. Задание №4

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

3.

Самостоятельная работа по теме «Орфоэпия»

Решение задания 4 в формате ЕГЭ.

1 ч.

4.

Употребление паронимов.

Задание №5

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

5.

Самостоятельная работа по теме «Паронимы»

Решение задания 5 в формате ЕГЭ.

1 ч.

6.

Лексические нормы.

Задание №6

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

7.

Самостоятельная работа по теме «Лексические нормы»

Решение задания 6 в формате ЕГЭ.

1 ч.

8.

Морфологические нормы (образование форм слова)

Задание 7

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

9.

Самостоятельная работа по теме «Морфологические нормы»

Решение задания 7 в формате ЕГЭ.

1 ч.

10.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

Задание №8

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

11.

Самостоятельная работа по теме «Синтаксические нормы»

Решение задания 8 в формате ЕГЭ.

1 ч.

12.

Правописание корней.

Задание №9

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

13.

Самостоятельная работа по теме «Правописание корней»

Решение задания 9 в формате ЕГЭ.

1 ч.

14.

Правописание приставок.

Задание 10

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

15.

Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок».

Решение задания 10 в формате ЕГЭ.

1 ч.

16.

Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)

Задание 11

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

17.

Самостоятельная работа по теме «Правописание суффиксов»

Решение задания 11 в формате ЕГЭ.

1 ч.

18.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Задание 12

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

19.

Самостоятельная работа по теме «Правописание окончаний и суффиксов»

Решение задания 11 в формате ЕГЭ.

1 ч.

20.

Правописание НЕ и НИ.

Задание 13

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

21.

Самостоятельная работа по теме «Правописание НЕ и НИ»

Решение задания 12 в формате ЕГЭ.

1 ч.

22.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Задание 14

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

23.

Самостоятельная работа по теме «Слитное, дефисное, раздельное написание слов».

Решение задания 14 в формате ЕГЭ.

1 ч.

24.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах.

Задание 15

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

25.

Самостоятельная работа по теме «Н и НН в суффиксах».

Решение задания 15 в формате ЕГЭ.

1 ч.

26.

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами.

Задание 16

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

27.

Самостоятельная работа по теме «ССП и ПП с однородными членами»

Решение задания 16 в формате ЕГЭ.

1 ч.

28.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Задание 17

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

29.

Самостоятельная работа по теме «Предложения с обособленными членами»

Решение задания 17 в формате ЕГЭ.

1 ч.

30.

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.

Задание 18

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

31.

Самостоятельная работа по теме «Слова и конструкции, не связанные с членами предложения»

Решение задания 18 в формате ЕГЭ.

1 ч.

32.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задание 19

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

33.

Самостоятельная работа по теме «СПП»

Решение задания 19 в формате ЕГЭ.

1 ч.

34.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Задание 20

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

35.

Самостоятельная работа по теме «СП с разными видами связи»

Решение задания 20 в формате ЕГЭ.

1 ч.

36.

Постановка знаков препинания в различных случаях.

Задание 21

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

37.

Самостоятельная работа по теме «Постановка знаков препинания в различных случаях»

Решение задания 21 в формате ЕГЭ.

1 ч.

38.

Определение главной информации текста.

Задание 1

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

39.

Самостоятельная работа по теме «Главная информация в тексте»

Решение задания 1 в формате ЕГЭ.

1 ч.

40.

Средства связи предложений в тексте.

Задание 2

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

41.

Самостоятельная работа по теме «Средства связи предложений в тексте».

Решение задания 2 в формате ЕГЭ.

1 ч.

42.

Определение лексического значения слова.

Задание 3

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

43.

Самостоятельная работа по теме «Лексическое значение слова».

Решение задания 3 в формате ЕГЭ.

 

44.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Задание 22

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

45.

Самостоятельная работа по теме «Определение содержания текста».

Решение задания 22 в формате ЕГЭ.

1 ч.

46.

Функционально-смысловые типы речи.

Задание 23

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

47.

Самостоятельная работа по теме «Типы речи».

Решение задания 23 в формате ЕГЭ.

1 ч.

48.

Лексическое значение слова.

Задание 24

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

49.

Самостоятельная работа по теме «Лексическое значение слова».

Решение задания 24 в формате ЕГЭ.

1 ч.

50.

Средства связи предложений в тексте.

Задание 25

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

51.

Самостоятельная работа по теме «Средства связи предложений в тексте».

Решение задания 25 в формате ЕГЭ.

1 ч.

52.

Языковые средства выразительности.

Задание 26

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

53.

Самостоятельная работа по теме «Средства художественной выразительности»

Решение задания 26

в формате ЕГЭ.

1 ч.

54.

Диагностическая работа

Решение заданий

1 – 26 в формате ЕГЭ.

1 ч.

55.

Анализ диагностической работы. Работа над ошибками.

Тестовые задания, их формулировка, алгоритмы их решения и выполнение тренировочных заданий.

1 ч.

56.

Сочинение.

Задание 27

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. План написания сочинения-рассуждения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

57.

Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания. Вступление.

Развёрнутый план сочинения-рассуждения. Проблематика текстов. Образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

58.

Комментарий проблемы.

Анализ текстов и подбор комментариев.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

59.

Позиция автора.

Анализ текстов. Определение позиции автора.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

60.

Формулирование собственного мнения.

Анализ текстов. Образцы формулировки собственной позиции.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

61.

Доказательства (аргументы).

Анализ текстов. Поиск и оформление аргументов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

62.

Заключение.

Речевые клише, помогающие вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать своё согласие или несогласие с автором.

Составление словарика клишированных фраз.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 ч.

63.

Самостоятельная работа.

Сочинение.

Решение задания 27 в формате ЕГЭ.

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту и плану.

2 ч.

64.

Самостоятельная работа.

Сочинение.

65.

Анализ сочинений.

Разбор орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок.

1 ч.

66.

Диагностическая работа

Решение заданий

1 – 27 в формате ЕГЭ.

4 ч.

67.

Диагностическая работа

68.

Диагностическая работа

69.

Диагностическая работа

70.

Анализ итоговой диагностической работы.

Разбор ошибок, допущенных в итоговой диагностической работе. Рекомендации к экзамену.

1 ч.

Методическое обеспечение курса

1. Тренировочные и диагностические работы по русскому языку СТАТГРАД.

Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Москва, 2003.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен. Учебное пособие. – Москва, 2015.

Сенина Н.А. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». – Ростов-на-Дону, 2011.

Васильевах И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. – Москва, 2015.

Влодлавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену. – Москва, 2009.

Васильевах И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – Москва, 2015 (электронная книга).

РЕШУ ЕГЭ. Образовательный портал при подготовке к экзаменам.

http://rus.reshuege.ru/

Открытый банк заданий. http://www.fipi.ru/

  1. Авторские презентации к тренинговым занятиям.

    Печатные материалы для выполнения самостоятельных и диагностических работ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации