12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Никулина Татьяна Геннадьевна107
Кандидат педагогических наук, учитель русского языка высшей категории
Россия, Самарская обл., Самара
10-11 классы

2016 – 2017 уч.г.

Разработала: Никулина Т.Г., учитель русского языка

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по русскому языку «Русская словесность. От слова к словесности», созданной Альбетковой Р.И..1 Программа элективного курса составлена согласно положению, разработанному в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002г. №2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Актуальность. Одним из необходимых средств сохранения и развития русского языка и возрождения интереса к чтению может стать наряду с совершенствованием преподавания русского языка и литературы изучение в единстве с этими предметами связующего звена между ними — предмета «Русская словесность». Обращение к словесности поможет выявить главное в языке и литературе: то, что язык существует для его употребления, в том числе и в художественных произведениях, а художественное содержание произведения может быть понято только через его языковую форму, так как это искусство слова.

Словесность имеет три значения. Это словесное творчество, способность человека выражать словами свои мысли и чувства. Это все, что выражено в слове, в том числе художественные произведения. Это совокупность наук о языке и литературе.

Благодаря словесности человек осваивает действительность и понимает других людей, через письменные и устные тексты имеет возможность увидеть весь мир, культуру и быт народов в их историческом развитии, постичь духовные основы бытия.

Практическая значимость. Старшеклассники способны глубоко вникнуть в текст, почувствовать его эстетические свойства, заметить семантику языковых средств и воспринять произведение как целостность. Изучение словесности в старших классах носит обобщающий характер, позволит школьникам углубить, расширить з н а н и я, полученные на уроках русского языка, литературы и словесности, и привести их в единую стройную с и с т е м у. На этой основе будут совершенствоваться у м е н и я учащихся: творческое владение языком, способность точно и ярко выражать свои мысли и чувства, а также воспринимать художественное произведение как явление словесного искусства.

Предлагаемая программа «Уроки словесности» составляет органическое единство с теми знаниями и умениями, которые были заложены в программы и учебники для 5—9 классов, это их дальнейшее развитие, доступное старшеклассникам. Например, одна из важнейших проблем курса словесности — язык художественного произведения. В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о специфике языка художественного произведения, в каждом из последующих классов эти знания углубляются, и в 11 классе дается соответствующее возрасту старшеклассников понятие об эстетической функции языка художественной словесности. И если в 9 классе было дано лишь первоначальное представление о словесном художественном образе, то в 10—11 классах это понятие не просто углубляется, оно составит центр изучения художественного произведения, где все имеет образную форму.

От класса к классу развивается и умение учащихся анализировать художественное произведение, завершаясь в старших классах не только теоретическим пониманием цели, методов и принципов филологического анализа, но и освоением практики такого анализа как системы. Это необходимо потому, что о б р а з н ы й а н а л и з — необходимое свойство вдумчивого чтения, позволяющего проникнуть в смысл произведения, а это требует многократных упражнений. И еще потому, что это дело творческое, требующее увидеть, как в конкретном произведении получают своеобразное воплощение общие принципы.

Таким образом, изучение словесности явится е д и н ы м курсом от 5 до 11 класса. В соответствии с возрастными возможностями учащиеся на каждом этапе смогут осваивать основные законы словесности и вырабатывать определенные умения творческого употребления языка в собственных письменных и устных высказываниях и квалифицированного чтения и понимания художественного произведения как явления искусства.

Программа «Уроки словесности» тесно с в я з а н а с курсами русского языка и литературы. Изучение словесности послужит развитию умений восприятия художественного произведения как явления искусства и использования выразительных возможностей языка в собственной речевой практике учащихся. Уроки словесности позволят учащимся овладеть знаниями о языке как материале словесности и его выразительных возможностях, о художественном произведении как явлении искусства, выработать необходимые читательские и речевые умения. Курс «Уроки словесности» не только даст возможность школьникам лучше подготовиться к сдаче выпускных экзаменов по русскому языку и литературе, но и послужит активизации творческого начала, эстетическому развитию учащихся, формированию культуры чтения, мышления и речи, освоению духовных богатств, выработанных человечеством, — т.е. полноценному развитию личности. Все это поможет выпускникам найти свое место в обществе.

Новизна. Содержание «Уроков словесности» опирается на известный учащимся материал, зафиксированный в программах по русскому языку и литературе, и вместе с тем отличается от содержания программ традиционных предметов. Специфику программы можно определить следующим образом: «От слова к словесности». Это определяет не только последовательность изучения материала (сначала выразительные средства языка, потом — свойства произведения), но и сообщает о рассмотрении языка и литературы в их е д и н с т в е, о проникновении в смысл текста через его я з ы к о в у ю ф о р м у.

Если программы по русскому языку нацеливают на освоение строя языка, то программа по словесности рассматривает язык как материал словесности, из которого создаются все высказывания, все произнесенное и написанное, обращают главное внимание на у п о т р е б л е н и е языка. Понятия, с которыми школьники знакомились на уроках русского языка (например, «разговорный и литературный язык», «текст»), рассматриваются в курсе словесности как компоненты с и с т е м ы в ы р а з и т е л ь н ы х с р е д с т в материала словесности. Виды, время, наклонение глагола, краткость или полнота прилагательных интересуют нас на уроках словесности как средства выразительности, возможности ярко передать языковыми средствами содержание текста. Рассматривая выразительные ресурсы языка, школьники овладевают его богатствами и умением употреблять его в соответствии со сферой и условиями общения. Изучая язык художественных произведений как наиболее совершенное использование языка, учащиеся на уроках словесности учатся непосредственно во время чтения видеть красоту поэтического слова и любить его, а также использовать выразительные возможности языка в собственной речевой практике.

Если курс литературы в старших классах направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, о художественном мире того или иного писателя, то программа по словесности главную цель видит в формировании системы знаний школьников о произведении как единстве художественного содержания и я з ы к о в о й ф о р м ы его воплощения, как о явлении искусства слова. Так, знакомые учащимся по урокам литературы понятия басня, рассказ, поэма предстают в курсе словесности как компоненты системы родов, видов и жанров, что помогает освоить произведение в его жанрово родовой специфике. Понятия о метафоре и метонимии, градации и инверсии рассматриваются с точки зрения их значения в раскрытии эстетического смысла произведения. Это служит формированию читательской компетенции, без которой невозможно воспитательное воздействие художественного произведения. Уроки словесности нацелены на то, чтобы учащиеся не только сопереживали героям и воспроизводили в воображении нарисованную в произведении картину, но учились понимать мысль автора. Ведь именно эстетическое восприятие открывает читателям важнейшие истины, воплощенный в художественном произведении эстетический идеал помогает человеку стремиться к совершенству.

Таким образом, «Уроки словесности» в единстве с обязательными филологическими предметами призваны способствовать максимальному раскрытию индивидуальных способностей личности выпускника средней школы.

Цель – освоение обучающимися выразительных возможностей русского языка для обретения умения творчески использовать их при создании собственных высказываний, точного выражения своих мыслей и чувств, придания словам наибольшей выразительности.

Задачи:

1) дать представление о нормированной русской литературной речи;

2) познакомить учащихся с основными базовыми речеведческими понятиями, необходимыми для анализа текста;

3) сформировать навыки работы с текстом (чтение, восприятие, анализ);

4) научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста, давать эмоциональную, фонетическую, лексическую, морфемную, морфологическую, синтаксическую, ценностную, речеведческую и культурологическую его характеристику;

6) выработать умение сознательно отбирать лексические и грамматические языковые средства для выражения своих мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;

7) научить извлекать из текста источника необходимую информацию и создавать на их основе тексты определенных жанров в устной и письменной форме в соответствии с заданной темой и с учетом стилевого единства текста.

Структура программы соответствует конкретным задачам изучения словесности. В ней определяются основные понятия каждой темы, а также знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при ее изучении. П е р в а я часть курса называется «Материал словесности» и посвящена выработке знаний о законах употребления языка. Здесь на основе системы теоретических сведений о языке с его несметными богатствами совершенствуются умения учащихся понимать значение словесных средств для достижения наибольшей выразительности высказывания и применять эти знания в собственной читательской и речевой практике.

В т о р а я часть курса — «Произведение словесности» — посвящена выработке системы знаний учащихся об эстетической природе словесного художественного произведения и совершенствованию умений его восприятия. В ней даются сведения о законах филологического анализа художественного произведения как явления исторического и эстетического, в его жанрово-родовой природе. Важно, чтобы школьники учились непосредственно в процессе чтения проникать в смысл произведения через его языковую ткань, понимали объективный и личностный смысл прочитанного и полюбили великий русский язык и литературу.

В первой части курса 10 класса раскрываются понятия о словесности, о языке как материале словесности, о слове и высказывании, о стиле и стилистических ресурсах языка, о системе выразительных средств языка и о тексте. Эти знания в их системе служат обогащению языка учащихся, помогают им сделать свою речь не только правильной и точной, но и выразительной. Они учат ценить выразительность высказываний как в нехудожественных, так и в художественных произведениях, способствуют воспитанию вкуса.

Во второй части курса сообщаются сведения об эстетической природе художественного произведения, об эстетическом идеале, о специфике словесного художественного образа и художественного текста, об особенностях лирики как рода словесности и о языковых средствах выражения художественного содержания лирических и лиро-эпических произведений. Эти знания необходимы для формирования умения эстетически воспринимать художественное произведение в его родовой и жанровой специфике.

Выработке умений анализа художественного произведения посвящена информация о цели, методах и приемах анализа художественного произведения. Так десятиклассники учатся использовать богатства языка в собственной речи и самостоятельно проникать в содержание лирического и лиро-эпического произведения через их языковую ткань.

В 11 классе изучение предмета начинается с углубления и систематизации знаний школьников о языке художественной словесности, затем рассматриваются проблемы расширения выразительных возможностей языка в процессе развития словесности, потому что воспринять глубоко произведение можно, только учитывая его место в истории словесности. Важнейшими являются сведения об эстетической функции языка художественной словесности и о том, что такое художественная правда. Все эти знания способствуют формированию умения ценить красоту языка, творчески использовать его богатства.

Вторая часть курса обращает учащихся к произведению словесности. Здесь даются понятия о произведении как единстве художественного содержания и словесной формы его воплощения, о художественном образе автора и словесных средствах его воплощения. Раскрываются специфика эпического и драматического произведений и языковые средства выражения в них художественного содержания.

Углубление понимания целей и принципов филологического анализа художественного произведения помогает полноценному восприятию произведений и умению их самостоятельного анализа.

Виды деятельности и формы работы: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях обучающиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений.

Программа предполагает использование следующих видов контроля: предварительный (входящий), текущий, тематический, промежуточный, итоговый.

Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения.

В результате обучающиеся должны

знать/понимать:

- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

- совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание программы

10 класс

Материал словесности

Словесность, язык, слово. Словесность как словесное творчество, способность человека облекать в словесную форму свои мысли и чувства, общаться, передавать информацию, побуждать к чему либо. Словесность как совокупность словесных произведений, в том числе художественных.

Словесность как единство всех наук о языке и литературе — филология.

Интеграционный подход к изучению языка в его употреблении и литературы как результата употребления языка, рассмотрение произведения от «исследования его языка к смыслу».

Язык как материал словесности (определение А. С. Пушкина). Своеобразие этого материала, являющегося результатом деятельности человеческого сознания.

Слово: единица языка и высказывание. Высказывание: произведение словесного творчества, созданное из языка и мыслей и чувств человека. Смысл высказывания — выражение оценки предмета и отношения к собеседнику, диалогичность высказывания (М.М.Бахтин).

Понятие о словесности, об ее интеграционном характере. Понятие о языке как материале словесности. Понятие о слове и творческом и диалогическом характере высказывания. Развитие умения использовать в практике речевого общения знания о словесности, языке, слове и высказывании. Развитие умения понимать смысл чужого высказывания и создавать собственные выказывания.

Стилистика и стили языка. Стилистика — наука о законах употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, о нормах литературного языка и свойствах разновидностей языка — стилей.

Разговорное и книжное употребление языка.

Разговорный язык и его свойства. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, — сфера их употребления, фонетические, лексические и грамматические особенности. Выразительные возможности разговорного языка.

Литературный язык и его свойства. Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический, — сфера их употребления, особенности языковых средств. Выразительные возможности стилей литературного языка.

Стиль как исторически сложившаяся разновидность употребления языка, обладающая определенными особенностями отбора и организации языковых средств выражения смысла высказывания.

Понятие о разновидностях и стилях языка. Развитие умения различать стили языка и видеть их выразительные возможности, понимать высказывание с его стилистической окраской. Развитие умения употреблять язык в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Создание разговорного диалога и монолога, текстов в официально деловом, научном и публицистическом стилях.

Стилистическое богатство языка. Стилистические возможности языка, способность его служить средством выражения содержания. Стилистическая и эмоциональная окраска высказывания. Значение фонетических средств языка — интонации и звуковой организации текста.

Стилистические ресурсы лексики: роль слов общеупотребительных, однозначных и многозначных, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, слов устаревших, новых и заимствованных. Выразительность фразеологизмов и крылатых слов.

Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов падежных окончаний и формы рода существительных, краткой и полной форм и степеней сравнения прилагательных, вида, времени и наклонения глагола.

Выразительные возможности синтаксиса: значение употребления разных видов предложения для воплощения содержания.

Понятие о системе стилистических средств языка и их выразительных возможностях. Развитие умения видеть в тексте стилистические ресурсы языка и понимать их значение. Развитие умения употреблять выразительные средства языка в собственной речи для точного и выразительного воплощения содержания высказывания.

Средства художественной изобразительности. Средства художественной изобразительности как результат творчества автора, как система особых приемов употребления языка для выражения мысли и придания тексту изобразительности.

Значение эпитета и сравнения для изображения предмета и выражения отношения к нему автора.

Выразительные возможности тропов — слов, употребленных в переносном значении: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии.

Выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, этимологизации и игры слов.

Понятие о системе средств художественной изобразительности языка. Развитие умения видеть эти средства в тексте и понимать их значение для воплощения смысла данного произведения. Развитие умения создавать эти средства в собственных высказываниях для точного и выразительного воплощения смысла.

Текст, его свойства и качества. Текст: устное или письменное высказывание, созданное для выражения определенного содержания. Единство содержания и словесной формы его выражения в тексте.

Свойства текста: выраженность в устной или письменной форме, границы — наличие начала и конца, упорядоченность (структурность), диалогичность, целостность. Отбор и организация языковых средств выражения содержания. Тема и идея текста.

Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность (соответствие нормам языка), точность (соответствие значения слова предмету), последовательность (логическая непротиворечивость, отсутствие нарушений смыслового сочетания слов, наличие в тексте необходимого и достаточного языкового материала для выражения смысла), уместность (соответствие стилистической окраски сфере и ситуации языкового общения).

Понятия о тексте, его свойствах и качествах, содержании и форме, теме и идее текста. Развитие умения определять тему и идею текста, оценивать его качества в соответствии с требованиями, редактировать текст, создавать рецензию, отзыв, аннотацию. Развитие умения создавать высказывание в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Произведение словесности

Искусство слова. Эстетическое освоение действительности: открытие объективной сущности явления в его целостности и духовной ценности для нас.

Виды эстетической оценки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.

Искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Искусство слова, его отличие от других видов искусства. Эстетический идеал. Изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала.

Художественный образ в словесности: результат словесного творчества; единство конкретной картины жизни, нарисованной благодаря лексическому значению слов с их стилистической и эмоциональной окраской, и оценки изображаемого в свете эстетического идеала, которая возникает в этих же словах, соединенных в текст.

Виды словесного художественного образа: образ-слово (в том числе тропы), картина (портрет, пейзаж, интерьер), литературный герой (его речь, характер, поступки в эпических и драматических про изведениях, лирический герой в лирике), деталь (повествовательная, описательная, психологическая), художественное пространство, художественное время, образ переживание в лирике, сюжет и образ рассказчика в эпическом и лиро-эпическом произведении, образ автора.

Художественная действительность: целостная картина жизни, изображенная средствами языка в свете эстетического идеала.

Понятия об эстетической природе искусства слова и эстетическом идеале, о словесном художественном образе, его свойствах и видах, о художественной действительности. Формирование умения воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, различать виды эстетической оценки изображаемого и видеть средства ее выражения. Развитие умения проникать в смысл художественного образа через языковую форму. Развитие умения раскрыть смысл произведения в выразительном чтении, пересказе, сочинении, рецензии. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.

Художественный текст. Художественный текст: органическое единство художественного содержания и словесной формы его выражения. Границы художественного текста: «рамка», внутри которой сохраняется единство эстетической оценки и стиля.

Структура художественного текста: иерархия «уровней». Тема и идея художественного текста.

Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык.

Значение внетекстовых взаимосвязей произведения с эпохой и личностью автора. Значение межтекстовых связей произведения: принадлежность к определенному этапу развития словесности, использование того или иного рода, вида, жанра, стиля и метода для воплощения идеи.

Значение эпиграфа, пословиц, цитат, реминисценции, стилизации, повторяющихся образов.

Понятия о художественном тексте, художественном содержании, структуре художественного текста, о теме, идее, литературном герое, характере, образе героя, сюжете, композиции и ее единице.

Сведения о специфике языка художественного произведения. Развитие умения воспринимать при чтении тему и идею художественного текста, проникая в них через языковые средства, композицию, систему образов. Развитие умения анализировать художественное произведение как явление искусства.

Создание сочинений, эссе, раскрывающих смысл художественного текста.

Лирическое произведение. Своеобразие лирики как рода словесности. Образ переживание: целостное и конкретное состояние человека, изображенное средствами языка в свете эстетического идеала. Лирический герой как художественный образ. Раскрытие в лирике через отдельное переживание всего многообразия мира.

Виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности: песня и частушка. Виды и жанры книжной лирики: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня (в том числе массовая и авторская).

Понятия о лирике, образе переживании, лирическом герое, видах и жанрах лирики в устной народной словесности и литературе. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в его жанрово родовой специфике и в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения.

Создание реферата о своеобразии лирики.

Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения. Стих как способ выражения художественного содержания в лирике. Взаимодействие слов, строк, строф в стихах.

Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа переживания.

Системы стиха: силлабическая, силлабо-тоническая с ее размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест), тоническая (акцентная). Свободный стих — верлибр.

Композиция лирического произведения: строка как единица композиции, роль рифмы и строфы в сопоставлении и противопоставлении фрагментов. Слово в стихах, активизация его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств.

Понятия о стихе и его свойствах, о своеобразии образа переживания, о композиции и языке лирики. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в единстве его языковых средств и особенностей стиха. Развитие умения анализировать лирическое произведение, передавать в выразительном чтении его смысл. Создание рецензии и эссе о лирическом произведении. Осмысление значения лирики в докладе, сообщении.

Лиро-эпическое произведение. Лиро-эпическое произведение: единство свойств лирики и эпоса, наличие героя и сюжета и непосредственного выражения мыслей и чувств автора — образа переживания.

Виды лиро-эпических произведений: баллада в устной народной словесности и литературе, поэма, роман в стихах, очерк в стихах, стихотворения в прозе, лирико философские прозаические миниатюры.

Языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения. Роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога. Особенности сюжета и композиции. Роль рассказчика: действующего лица и лирического героя.

Понятия о лиро-эпических произведениях и их видах в устной народной словесности и литературе, об особенностях сюжета, героя, композиции и языка лиро-эпических произведений. Развитие умения воспринимать лиро-эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Развитие умения видеть значение сюжета, героя (в том числе рассказчика), композиции, языка и стиха. Сочинение — раскрытие смысла лиро-эпического произведения.

Анализ лирического и лиро-эпического произведений. Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста: определить, как отбор и организация словесного материала служит воплощению эстетического смысла произведения, и проникнуть в этот смысл через словесную ткань.

Путь филологического анализа произведения: рассмотрение произведения как иерархии всех его внутренних структурных уровней во взаимосвязи с внетекстовыми и межтекстовыми уровнями с целью постижения эстетического смысла.

Методы анализа: семантико-стилистический — выявление семантики всех уровней текста в их взаимоотношении с внетекстовыми и межтекстовыми связями, сопоставительно стилистический — выявление типологических свойств явлений словесности и их особенностей у конкретного автора, в конкретном произведении.

Приемы анализа: погружение в текст, замедленное чтение, сопоставление произведений одного автора или разных авторов, стилистический эксперимент, комментирование.

Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения: выявление роли стиха, образа переживания, лирического героя. Примеры анализа лирического и лиро-эпического произведений.

Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о методах и приемах анализа. Самостоятельный анализ лирического и лиро-эпического произведений.

11 класс

Материал словесности

Язык художественной словесности. Язык художественной словесности: система словесно художественных средств воплощения художественного содержания произведения, возникающая на основе синтеза коммуникативной и эстетической функций языка.

Свойства языка художественной словесности: его связь с реальностью и направленность на создание художественной действительности. Образность слова — обогащение его значения в художественном тексте вследствие взаимодействия языковых единиц. Язык художественного произведения как результат творчества, соединение в нем предметно логического и субъективно авторского начал. Язык как средство осуществления замысла автора. Выразительность языка художественной словесности: соответствие принципов отбора и организации словесного материала замыслу автора. Точность художественного слова, его емкость, ассоциативность, способность вызывать реминисценции.

Понятия о языке художественной словесности, его свойствах и качествах — выразительности, точности, емкости, ассоциативности. Развитие умения воспринимать художественное произведение через его языковую форму, оценивать художественное произведение с точки зрения выразительности его языка. Создание рассуждения о специфике языка художественной словесности при сопоставлении художественного и нехудожественного текстов.

Эстетическая функция языка. Язык как средство выражения эстетического чувства. Эстетическое переживание: осознание смысла явлений действительности в свете эстетического идеала.

Эстетическая функция языка художественной словесности: направленность языка на создание у читателя эстетического переживания, эстетическая оценка как изображенного в художественном произведении явления, так и самого языка.

Свойства языка в его эстетической функции. Эстетическая значимость языка в художественном произведении, мотивированность использования различных языковых средств. Стремление к совершенству языка, его «общая образность». Художественная правда, совершенство произведения. Самоценность языка художественной словесности.

Понятия об эстетической природе художественной словесности и эстетической функции ее языка, о художественной правде. Развитие умения эстетически воспринимать произведение, понимать роль языковых средств выражения художественного содержания, видеть художественную правду как в жизнеподобном, так и в условном образах, оценивать произведение, составить рецензию, аннотацию, рек ламу художественного произведения.

Историческое развитие языка русской художественной словесности. Возникновение русского литературного языка и его уникальные свойства. Развитие языка художественной словесности в связи с историей народа, эволюцией общенародного языка и внутренними законами словесности.

Язык художественной словесности Древней Руси как средство воплощения христианского эстетического идеала. Стремление передать средствами языка знаки духовного, вечного, проявляющиеся в жизни. Канон и принцип абстрагирования.

Развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка.

Возникновение представления о стилях. Значение языковой реформы Ломоносова. Принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения. Своеобразие языка произведений Державина: конкретность, зависимость от предмета изображения и его эстетической авторской оценки.

Расширение лексики и изменение синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков.

Пушкинская реформа языка художественной словесности: синтез всех разновидностей общенародного языка в художественной словесности, зависимость отбора и организации словесного материала от авторского замысла, открытие эстетического значения стилистической окраски языковых средств.

Новые принципы употребления языка в искусстве реализма: использование социально речевых стилей изображаемой общественной среды, ее быта, культуры, истории и воспроизведение социальных характеров с помощью их собственных голосов. Обогащение словаря и возникновение индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической литературы.

Пути развития словесности в XX веке. Открытие новых ресурсов языка в творчестве поэтов Серебряного века: символистов, акмеистов, футуристов.

Понятия о важнейших законах развития русского языка, о расширении его выразительных возможностей в процессе эволюции. Формирование умения полноценного восприятия произведений разных эпох через их языковую форму, умения понять и передать в выразительном чтении и сочинении идейно художественное значение текстов. Сочинение рассуждение или тезисы о современном значении произведений прошлого и о языке современного произведения.

Произведение словесности

Художественное произведение и его автор. Художественное произведение как органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения. Художественная действительность.

Основа единства произведения — образ автора: созданный писателем обобщенный образ создателя художественного мира, концентрированное воплощение смысла произведения. Диалогическая природа образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю. Образ автора и биографический автор. Образ автора и лирический герой. Воплощение образа автора в эстетической оценке изображаемого, в отборе и организации языковых средств создания художественной действительности.

Понятия о художественном произведении как единстве художественного содержания и словесной формы его выражения, об образе автора художественного произведения, о художественной действительности. Развитие умения эстетически воспринимать произведение словесности, проникать в художественную мысль, раскрываемую словесными средствами, понимать значение образа автора как носителя идеи произведения.

Эпос как род словесности и его виды. Эпос как род словесности: повествование о событии и герое.

Виды и жанры эпических произведений устной народной словесности: миф, былина, сказка, небылица, легенда, предание, историческая песня, духовный стих, пословица, поговорка, загадка, анекдот. Реальность и вымысел, роль фантастики. Воплощение эстетической оценки изображаемого средствами языка.

Виды и жанры литературных эпических произведений: литературная сказка и небылица, загадка, басня, притча, повесть, роман, рассказ, новелла. Воплощение смысла литературных эпических произведений средствами языка.

Понятие об эпосе как роде словесности и о его видах и жанрах в устной народной словесности и в литературе. Формирование умения воспринимать эпические произведения в их жанрово родовой специфике.

Автор и повествователь в эпическом произведении. Своеобразие воплощения образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя и соотношение его с речью героев, диалогичность и полифонизм.

Авторское повествование в эпическом произведении. Автор повествователь как художественный образ, его «всеведение», изображение картины жизни объективно, как бы извне. Образ повествователя и образ автора. Языковые средства создания авторского повествования: употребление глаголов и местоимений в третьем лице.

Повествование от лица рассказчика в эпическом произведении. Художественный образ рассказчика, его роль в композиции и отношение к образу автора.

Языковые средства создания повествования рассказчика: употребление глаголов и местоимений в первом лице.

Образ автора в повествовании, где используется «чужое» слово. Стилизация: воспроизведение какого либо стиля — народной словесности, другой эпохи, иной национальной культуры — с целью изображения картины жизни. Пародия: воспроизведение стиля какого либо автора или произведения с целью его оценки. Сказ: повествование от лица, обладающего особенным характером, собственным взглядом на происходящее, выражаемым в языке. Понятия об образе автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении, об изобразительных и выразительных возможностях авторского повествования и повествования рассказчика, о стилизации, пародии и сказе. Развитие умения воспринимать образ автора в разных видах повествования. Создание сочинения, рецензии, отзыва о произведении.

Автор, герой и событие в эпическом произведении. Образ героя эпического произведения и языковые средства его изображения: описание — портрет, характеристика, пейзаж, интерьер; повествование о поступках; диалог и монолог — прямая, косвенная, несобственно прямая речь. Способы выражения эстетической оценки характера героя. Соотношение языка повествователя и языка героя. Образ героя и образ автора.

Раскрытие образов автора и героя в созданных средствами языка сюжете и композиции эпического произведения. Значение хронотопа, смены точек зрения, сопоставления эпизодов, системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и характеров в свете эстетического идеала.

Понятия об образе автора, литературном герое, характере героя, образе героя в эпическом произведении. Развитие умения воспринимать эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения, понимать эстетическую мысль автора, воплощенную в характерах, в развитии сюжета, в композиции. Создание тезисов, сочинения, сообщения о выражении художественного содержания языковыми средствами в художественном произведении.

Драматическое произведение. Драма как род словесности. Виды и жанры драматических произведений в устной народной словесности и в литературе.

Трагедия, комедия и драма.

Специфика образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. Значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Роль диалога и монолога в раскрытии характеров персонажей и образа автора. Своеобразие сюжета и композиции, драматического конфликта, образов пространства и времени. Значение художественной детали и подтекста для выражения художественного содержания драматического произведения.

Понятия о драматическом произведении, о его видах и жанрах, о своеобразии воплощения образа автора в драматическом произведении, о способах изображения средствами языка характеров персонажей, о значении сюжета и композиции. Развитие умения эстетически воспринимать драматическое произведение, раскрыть смысл драматического произведения в чтении по ролям, в сочинении, докладе.

Анализ эпического и драматического произведения. Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста: проникнуть в эстетический смысл произведения через словесную ткань, открыть личностный смысл прочитанного.

Эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения.

Пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.

Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о принципах и приемах анализа. Самостоятельный анализ эпического произведения. Самостоятельный анализ драматического произведения.

Тематическое планирование

10 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Материал словесности

Словесность, язык, слово

1

Словесность, язык, слово.

1

Усваивают понятие «словесность», разграничивают значение словесности как способности человека облекать в словесную форму свои мысли, общаться, передавать информацию, побуждать к чему либо и чувства и как совокупности словесных произведений. Характеризуют интеграционный подход к изучению языка и литературы как результата употребления языка, рассмотрение произведения от «исследования его языка к смыслу». Осмысливают язык как материал словесности (определение А. С. Пушкина) и результат деятельности человеческого сознания. Записывают выводы в тетрадь.

2

Слово как единица языка и высказывание

1

Характеризуют слово как единицу языка и высказывание. Определяют высказывание как произведение словесного творчества, созданное из языка и мыслей и чувств человека. Осмысливают, что смысл высказывания заключается в выражении оценки предмета и отношения к собеседнику (М.М.Бахтин). Пишут миниатюру о словесности, языке, слове и высказывании.

Стилистика и стили языка

3

Стилистика и стили языка. Разговорное и книжное употребление языка.

1

Структурируют и систематизируют знания о стилистике — науке о законах употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, о нормах литературного языка и свойствах разновидностей языка — стилей. Анализируют особенности разговорного и книжного употребления языка. Усваивают свойства разговорного языка и его разновидности: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, — сферу их употребления, фонетические, лексические и грамматические особенности. Оценивают выразительные возможности разговорного языка.

4

Литературный язык и его свойства. Функциональные стили литературного языка. Выразительные возможности стилей литературного языка.

1

Усваивают понятие «литературный язык» и его свойства. Характеризуют функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический, — сфера их употребления, особенности языковых средств. Оценивают выразительные возможности стилей литературного языка.

5

Стиль как исторически сложившаяся разновидность употребления языка.

1

Структурируют и систематизируют знания о стилях речи, его признаках; анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, делят текст на смысловые части и составляют план, определяют средства и способы связи предложений в тексте; анализируют текст с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Создают тексты различных функциональных стилей и жанров; готовят сочинение-рассуждение в публицистическом стиле. Создают разговорный диалог и монолог, тексты в официально- деловом, научном и публицистическом стилях.

Стилистическое богатство языка

6

Стилистические возможности языка. Стилистическая и эмоциональная окраска высказывания.

1

Оценивают стилистические возможности языка, способность его служить средством выражения содержания. Анализируют текст с точки зрения стилистической и эмоциональной окраски высказывания.

7

Фонетические средства языка

1

Определяют значение фонетических средств языка — интонации и звуковой организации текста. Усваивают понятие системы стилистических средств языка, анализируют их выразительные возможности. Оценивают в тексте стилистические ресурсы языка и анализируют их значение. Употребляют выразительные средства языка в собственной речи для точного и выразительного воплощения содержания

8

Стилистические ресурсы лексики. Выразительность фразеологизмов и крылатых слов.

1

Оценивают стилистические ресурсы лексики: роль слов общеупотребительных, однозначных и многозначных, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, слов устаревших, новых и заимствованных. Характеризуют выразительность фразеологизмов и крылатых слов.

9

Стилистические ресурсы морфологии.

1

Оценивают стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов падежных окончаний и формы рода существительных, краткой и полной форм и степеней сравнения прилагательных, вида, времени и наклонения глагола.

10

Выразительные возможности синтаксиса.

1

Оценивают выразительные возможности синтаксиса: значение употребления разных видов предложения для воплощения содержания.

Средства художественной изобразительности

11

Средства художественной изобразительности.

Эпитеты, сравнение.

1

Оценивают средства художественной изобразительности как результат творчества автора, как система особых приемов употребления языка для выражения мысли и придания тексту изобразительности. Усваивают понятие системы средств художественной изобразительности языка. Характеризуют эти средства в тексте и понимают их значение для воплощения смысла данного произведения. Воспроизводят эти средства в собственных высказываниях для точного и выразительного воплощения смысла.

12

Выразительные возможности тропов: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии.

1

Оценивают значение эпитета и сравнения для изображения предмета и выражения отношения к нему автора. Характеризуют выразительные возможности тропов — слов, употребленных в переносном значении: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии.

13

Выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания.

1

Оценивают выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, этимологизации и игры слов.

Опознают в тексте основные единицы синтаксиса и их виды, определяют их функцию в тексте; употребляют синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; используют синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике.

Текст, его свойства и качества

14

Текст, его свойства и качества. Свойства текста. Отбор и организация языковых средств выражения содержания. Тема и идея текста.

1

Характеризуют текст как устное или письменное высказывание, созданное для выражения определенного содержания. Рассматривают единство содержания и словесной формы его выражения в тексте. Усваивают понятия о тексте, его свойствах и качествах, содержании и форме, теме и идее текста. Определяют тему и идею текста, оценивают его качества в соответствии с требованиями, редактируют текст. Создают рецензию, отзыв, аннотацию в соответствии со сферой и ситуацией общения. Определяют свойства текста: выраженность в устной или письменной форме, границы — наличие начала и конца, упорядоченность (структурность), диалогичность, целостность.

15

Основные требования к художественному и нехудожественному тексту.

1

Усваивают основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность (соответствие нормам языка), точность (соответствие значения слова предмету), последовательность (логическая непротиворечивость, отсутствие нарушений смыслового сочетания слов, наличие в тексте необходимого и достаточного языкового материала для выражения смысла), уместность (соответствие стилистической окраски сфере и ситуации языкового общения).

Произведение словесности

Искусство слова

16

Эстетическое освоение действительности.

Искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Искусство слова, его отличие от других видов искусства. Эстетический идеал. Изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала.

1

Структурируют и систематизируют знания об эстетическом освоении действительности: открытии объективной сущности явления в его целостности и духовной ценности для нас. Усваивают виды эстетической оценки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Определяют искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Анализируют понятие «искусство слова», его отличие от других видов искусства. Усваивают понятие «эстетический идеал». Оценивают изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала

Художественный образ в словесности.

Структурируют и систематизируют знания о художественном образе в словесности: результате словесного творчества; единстве конкретной картины жизни, нарисованной благодаря лексическому значению слов с их стилистической и эмоциональной окраской, и оценки изображаемого в свете эстетического идеала, которая возникает в этих же словах, соединенных в текст.

17

Виды словесного художественного образа.

1

Усваивают виды словесного художественного образа: образ-слово (в том числе тропы), картина (портрет, пейзаж, интерьер), литературный герой (его речь, характер, поступки в эпических и драматических произведениях, лирический герой в лирике), деталь (повествовательная, описательная, психологическая), художественное пространство, художественное время, образ переживание в лирике, сюжет и образ рассказчика в эпическом и лиро-эпическом произведении, образ автора.

18

Художественная действительность. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.

1

Структурируют и систематизируют знания о художественной действительности: целостной картине жизни, изображенной средствами языка в свете эстетического идеала. Усваивают понятия об эстетической природе искусства слова и эстетическом идеале, о словесном художественном образе, его свойствах и видах, о художественной действительности. Учатся воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, различать виды эстетической оценки изображаемого и видеть средства ее выражения, проникая в смысл художественного образа через языковую форму. Раскрывают смысл произведения в выразительном чтении, пересказе, сочинении, рецензии. Создают собственного произведения по жизненным впечатлениям.

Художественный текст

19

Художественный текст. Границы художественного текста.

1

Структурируют и систематизируют знания о художественном тексте: органическом единстве художественного содержания и словесной формы его выражения. Определяют границы художественного текста: «рамка», внутри которой сохраняется единство эстетической оценки и стиля. Усваивают понятия о художественном тексте, художественном содержании, структуре художественного текста, о теме, идее, литературном герое, характере, образе героя, сюжете, композиции и ее единице. Усваивают сведения о специфике языка художественного произведения. Воспринимают при чтении тему и идею художественного текста, проникая в них через языковые средства, композицию, систему образов. Анализировать художественное произведение как явление искусства.

20

Структура художественного текста. Тема и идея художественного текста. Средства воплощения идеи произведения.Внетекстовые взаимосвязи. Эпиграф, пословицы, цитаты, реминисценция, стилизация, повторяющиеся образы.

1

Структурируют и систематизируют знания о значении внетекстовых взаимосвязей произведения с эпохой и личностью автора, о значении межтекстовых связей произведения: принадлежность к определенному этапу развития словесности, использование того или иного рода, вида, жанра, стиля и метода для воплощения идеи. Оценивают значение эпиграфа, пословиц, цитат, реминисценции, стилизации, повторяющихся образов.

Лирическое произведение

21

Лирическое произведение. Своеобразие лирики как рода словесности. Образ-переживание. Лирический герой. Виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности, книжной лирики.

1

Структурируют и систематизируют знания о своеобразии лирики как рода словесности. Характеризуют образ-переживание: целостное и конкретное состояние человека, изображенное средствами языка в свете эстетического идеала. Усваивают понятие «лирический герой» как художественный образ. Раскрытие в лирике через отдельное переживание всего многообразия мира. Характеризуют виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности: песня и частушка. Усваивают виды и жанры книжной лирики: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня (в том числе массовая и авторская).Усваивают понятия о лирике, образе переживании, лирическом герое, видах и жанрах лирики в устной народной словесности и литературе. Воспринимают лирическое произведение в его жанрово родовой специфике и в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения.

Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения

22

Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения. Стих. Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания. Системы стиха. Свободный стих — верлибр. Композиция лирического произведения.

Слово в стихах, активизация его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств.

1

Структурируют и систематизируют знания о стихе как способе выражения художественного содержания в лирике. Характеризуют взаимодействие слов, строк, строф в стихах. Усваивают роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа переживания.

Характеризуют системы стиха: силлабическая, силлабо-тоническая с ее размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест), тоническая (акцентная). Усваивают понятие «свободный стих — верлибр». Усваивают композицию лирического произведения: строку как единица композиции, роль рифмы и строфы в сопоставлении и противопоставлении фрагментов. Оценивают слово в стихах, активизацию его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств.

23

Стих, его свойства, своеобразие образа переживания, композиция и язык лирики. Рецензия и эссе о лирическом произведении.

1

Усваивают понятия о стихе и его свойствах, о своеобразии образа переживания, о композиции и языке лирики. Воспринимают лирическое произведение в единстве его языковых средств и особенностей стиха. Анализируют лирическое произведение, передают в выразительном чтении его смысл. Создают рецензии и эссе о лирическом произведении. Осмысливают значения лирики в докладе, сообщении

Лиро-эпическое произведение

24

Лиро-эпическое произведение

1

Усваивают понятия о лиро-эпических произведениях и их видах в устной народной словесности и литературе, об особенностях сюжета, героя, композиции и языка лиро-эпических произведений. Воспринимают лиро-эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Оценивают значение сюжета, героя (в том числе рассказчика), композиции, языка и стиха. Пишут сочинение — раскрытие смысла лиро-эпического произведения.

25

Виды лиро-эпических произведений

1

Характеризуют виды лиро-эпических произведений: баллада в устной народной словесности и литературе, поэма, роман в стихах, очерк в стихах, стихотворения в прозе, лирико- философские прозаические миниатюры.

26-27

Языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения. Роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога. Особенности сюжета и композиции. Роль рассказчика.

2

Оценивают языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения. Определяют роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога. Характеризуют особенности сюжета и композиции. Определяют роль рассказчика: действующего лица и лирического героя.

Анализ лирического и лиро-эпического произведений

28

Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста. Путь филологического анализа произведения.

1

Оценивают значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Определяют цель филологического анализа художественного текста: определяют, как отбор и организация словесного материала служит воплощению эстетического смысла произведения, и проникнуть в этот смысл через словесную ткань. Определяют путь филологического анализа произведения: рассмотрение произведения как иерархии всех его внутренних структурных уровней во взаимосвязи с внетекстовыми и межтекстовыми уровнями с целью постижения эстетического смысла.

29-30

Методы анализа. Приемы анализа.

1

Оценивают методы анализа: семантико- стилистический — выявление семантики всех уровней текста в их взаимоотношении с внетекстовыми и межтекстовыми связями, сопоставительно стилистический — выявление типологических свойств явлений словесности и их особенностей у конкретного автора, в конкретном произведении. Характеризуют приемы анализа: погружение в текст, замедленное чтение, сопоставление произведений одного автора или разных авторов, стилистический эксперимент, комментирование.

31-34

Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения. Примеры анализа лирического и лиро-эпического произведений.

3

Анализируют лирическое и лиро-эпическое произведение: выявление роли стиха, образа переживания, лирического героя. Усваивают понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о методах и приемах анализа.


 

11 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Язык художественной словесности.

Свойства языка художественной словесности. Образность слова. Язык художественного произведения как результат творчества. Язык как средство осуществления замысла автора. Выразительность языка художественной словесности. Точность художественного слова, его емкость, ассоциативность, способность вызывать реминисценции.

1

Структурируют и систематизируют знания о языке художественной словесности: системе словесно- художественных средств воплощения художественного содержания произведения, возникающей на основе синтеза коммуникативной и эстетической функций языка. Характеризуют свойства языка художественной словесности: его связь с реальностью и направленность на создание художественной действительности. Усваивают понятие «образность слова» как обогащение его значения в художественном тексте вследствие взаимодействия языковых единиц. Характеризуют язык художественного произведения как результат творчества, соединение в нем предметно логического и субъективно авторского начал. Анализируют язык как средство осуществления замысла автора. Осмысливают выразительность языка художественной словесности: соответствие принципов отбора и организации словесного материала замыслу автора. Оценивают точность художественного слова, его емкость, ассоциативность, способность вызывать реминисценции.

2

Язык как средство выражения эстетического чувства. Эстетическое переживание.

Эстетическая функция языка художественной словесности.

Свойства языка в его эстетической функции.

1

Структурируют и систематизируют знания о языке как средстве выражения эстетического чувства. Усваивают понятие «эстетическое переживание» как осознание смысла явлений действительности в свете эстетического идеала. Определяют эстетическую функцию языка художественной словесности как направленность языка на создание у читателя эстетического переживания, эстетическая оценка как изображенного в художественном произведении явления, так и самого языка. Характеризуют свойства языка в его эстетической функции. Усваивают понятие «эстетическая значимость языка в художественном произведении», «мотивированность использования различных языковых средств», «удожественная правда», «совершенство произведения». Оценивают самоценность языка художественной словесности.

3

Возникновение русского литературного языка и его уникальные свойства. Язык художественной словесности Древней Руси. Канон и принцип абстрагирования.

1

Извлекают необходимую информацию о возникновении русского литературного языка и его уникальных свойствах. Оценивают развитие языка художественной словесности в связи с историей народа, эволюцией общенародного языка и внутренними законами словесности. Определяют язык художественной словесности Древней Руси как средство воплощения христианского эстетического идеала, стремление передать средствами языка знаки духовного, вечного, проявляющиеся в жизни. Усваивают понятия «канон и принцип абстрагирования».

4

Развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка.

1

Оценивают развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка.

5

Возникновение представления о стилях. Значение языковой реформы Ломоносова. Принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения. Своеобразие языка произведений Державина.

1

Извлекают необходимую информацию о возникновении представлений о стилях. Оценивают значение языковой реформы Ломоносова. Характеризуют принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения. Анализируют своеобразие языка произведений Державина: конкретность, зависимость от предмета изображения и его эстетической авторской оценки.

6

Расширение лексики и изменение синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков.

1

Характеризуют расширение лексики и изменение синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков.

7

Пушкинская реформа языка художественной словесности.

1

Извлекают необходимую информацию о проведении Пушкинской реформы языка художественной словесности: синтез всех разновидностей общенародного языка в художественной словесности, зависимость отбора и организации словесного материала от авторского замысла, открытие эстетического значения стилистической окраски языковых средств.

8-9

Новые принципы употребления языка в искусстве реализма. Обогащение словаря и возникновение индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической литературы.

Пути развития словесности в XX веке. Открытие новых ресурсов языка в творчестве поэтов Серебряного века.

2

Усваивают новые принципы употребления языка в искусстве реализма: использование социально речевых стилей изображаемой общественной среды, ее быта, культуры, истории и воспроизведение социальных характеров с помощью их собственных голосов. Характеризуют обогащение словаря и возникновение индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической литературы.

Анализируют пути развития словесности в XX веке. Оценивают открытие новых ресурсов языка в творчестве поэтов Серебряного века: символистов, акмеистов, футуристов.

10-11

Художественное произведение как органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения. Художественная действительность.

Основа единства произведения — образ автора. Диалогическая природа образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю. Образ автора, биографический автор, лирический герой.

2

Извлекают необходимую информацию о художественном произведении как органическом единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Усваивают понятие «художественная действительность». Усваивают, что основа единства произведения — образ автора: созданный писателем обобщенный образ создателя художественного мира, концентрированное воплощение смысла произведения. Оценивают диалогическую природу образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю. Усваивают понятия «образ автора», «лирический герой», «биографический автор». Оценивают воплощение образа автора в эстетической оценке изображаемого, в отборе и организации языковых средств создания художественной действительности.

12-13

Эпос как род словесности.

Виды и жанры эпических произведений устной народной словесности. Реальность, вымысел, роль фантастики. Воплощение эстетической оценки изображаемого средствами языка.

2

Структурируют и систематизируют знания об эпосе как роде словесности: повествование о событии и герое. Усваивают виды и жанры эпических произведений устной народной словесности: миф, былина, сказка, небылица, легенда, предание, историческая песня, духовный стих, пословица, поговорка, загадка, анекдот. Разграничивают понятия «реальность и вымысел», характеризуют роль фантастики. Характеризуют воплощение эстетической оценки изображаемого средствами языка.

14-15

Виды и жанры литературных эпических произведений. Воплощение смысла литературных эпических произведений средствами языка.

2

Усваивают виды и жанры литературных эпических произведений: литературная сказка и небылица, загадка, басня, притча, повесть, роман, рассказ, новелла. Характеризуют воплощение смысла литературных эпических произведений средствами языка.

16-17

Своеобразие воплощения образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя.

Образ повествователя и образ автора.

2

Характеризуют своеобразие воплощения образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя и соотношение его с речью героев, диалогичность и полифонизм.

Анализируют понятие «авторское повествование в эпическом произведении». Характеризуют роль автора-повествователя как художественного образа, его «всеведение», изображение картины жизни объективно, как бы извне. Разграничивают понятия «образ повествователя и образ автора».

18-19

Языковые средства создания авторского повествования. Повествование от лица рассказчика в эпическом произведении. Языковые средства создания повествования рассказчика.

Стилизация. Пародия. Сказ. Создание сочинения, рецензии, отзыва о произведении.

2

Структурируют и систематизируют знания о языковых средствах создания авторского повествования: употреблении глаголов и местоимений в третьем лице. Характеризуют повествование от лица рассказчика в эпическом произведении. Оценивают художественный образ рассказчика, его роль в композиции и отношение к образу автора.

Анализируют языковые средства создания повествования рассказчика: употребление глаголов и местоимений в первом лице. Определяют роль образа автора в повествовании, где используется «чужое» слово. Усваивают понятие «стилизация» как воспроизведение какого либо стиля — народной словесности, другой эпохи, иной национальной культуры — с целью изображения картины жизни. Усваивают понятие «пародия» как воспроизведение стиля какого либо автора или произведения с целью его оценки. Усваивают понятие «сказ» как повествование от лица, обладающего особенным характером, собственным взглядом на происходящее, выражаемым в языке. Усваивают понятия об образе автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении, об изобразительных и выразительных возможностях авторского повествования и повествования рассказчика, о стилизации, пародии и сказе. Воспринимают образ автора в разных видах повествования. Пишут сочинения, рецензии, отзыв о произведении.

20-21

Образ героя эпического произведения и языковые средства его изображения. Способы выражения эстетической оценки характера героя. Соотношение языка повествователя и языка героя. Образ героя и образ автора.

2

Анализируют образ героя эпического произведения и языковые средства его изображения: описание — портрет, характеристика, пейзаж, интерьер; повествование о поступках; диалог и монолог — прямая, косвенная, несобственно прямая речь. Характеризуют способы выражения эстетической оценки характера героя. Анализируют соотношение языка повествователя и языка героя. Сравнивают понятия «образ героя» и «образ автора».

22-23

Раскрытие образов автора и героя в сюжете и композиции. Значение хронотопа, смены точек зрения, сопоставления эпизодов, системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и характеров в свете эстетического идеала.

2

Раскрывают образы автора и героя в созданных средствами языка сюжете и композиции эпического произведения. Оценивают значение хронотопа, смены точек зрения, сопоставления эпизодов, системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и характеров в свете эстетического идеала.

24-25

Понятия об образе автора, литературном герое, характере героя, образе героя в эпическом произведении. Создание тезисов, сочинения, сообщения о выражении художественного содержания языковыми средствами в художественном произведении.

2

Усваивают понятия об образе автора, литературном герое, характере героя, образе героя в эпическом произведении. Воспринимают эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения, понимают эстетическую мысль автора, воплощенную в характерах, в развитии сюжета, в композиции. Создают тезисы, пишут сочинение, сообщение о выражении художественного содержания языковыми средствами в художественном произведении.

26-27

Драма как род словесности. Виды и жанры драматических произведений в устной народной словесности и в литературе.

Трагедия, комедия и драма.

2

Усваивают понятие «драма» как род словесности. Характеризуют виды и жанры драматических произведений в устной народной словесности и в литературе. Усваивают понятия: трагедия, комедия и драма.

28-29

Специфика образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. Значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Роль диалога и монолога в раскрытии характеров персонажей и образа автора. Сюжет, композиция, драматический конфликт, образ пространства и времени. Художественная деталь, подтекст.

2

Оценивают специфику образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. Значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Анализируют роль диалога и монолога в раскрытии характеров персонажей и образа автора. Характеризуют своеобразие сюжета и композиции, драматического конфликта, образов пространства и времени. Определяют значение художественной детали и подтекста для выражения художественного содержания драматического

30-32

Анализ художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста.

3

Оценивают значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Определяют цель филологического анализа художественного текста: проникнуть в эстетический смысл произведения через словесную ткань, открыть личностный смысл прочитанного.

Усваивают эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения. Характеризуют пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.

33-34

Эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения.

Пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.

2

Характеризуют эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения. Анализируют пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.

 

Список литературы

для учителя:

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – С. 95122.

2. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс: Учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений. — М: Дрофа, 2008.

3. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие / Н.С. Валгина. М.: Логос, 2003. 280 с.

4. Горшков А.И. Русская словесность 10-11 классы: Методические рекомендации к учебнику и сборнику задач и упражнений. — М.: Просвещение, 2006. — 96 с.

5. Горшков А. И. Русская словесность. Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. - М.: Просвещение, 2010. – 496 с.

6. Дейкина А.Д. Обучение в 10-11 классах по учебнику "Русский язык. 10-11 классы"/ А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. – М.: АСТ, 2012. – 384 с.

7. Кудрявцева Т.С. Тайны текста / Т.С. Кудрявцева, Ю.В. Ванников // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – С. 143–153.

8. Пахнова Т.М. Текст как основа изучения языка / Т.М. Пахнова // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – С. 134–142.

9. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи / Т.Л. Служевская. СПб.: Издательство «Тускарора», 2003. – 245 с.

для учащихся:

1. Бунеева Е.В. Русский язык. 10 класс (базовый и профильный уровни) / Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, О.В. Чиндилова. М.: Баласс, 2013. – 320 с.

2. Дейкина А.Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. — 6-е изд., испр. — М.: Вербум-М, 2011. – 415 с.

3. Дейкина А.Д. Русский язык. 10—11 классы. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. Часть 1 / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. — М.: Астрель, 2014. – 265 с.

4. Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка / Н. А. Еськова, С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова. – М.: АСТ, 2015. – 1008 с.

5. Ефремова Т.Ф. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный. Словари русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: АСТ, 2010. – 714 с.

6. Круковер В. И. Школьный словообразовательный словарь русского языка / В.И. Круковер. – М.: Виктория плюс, 2015. – 288 с.

7. Кудрявцева Т.С. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 класс. Учебник для национальных общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Т.С. Кудрявцева, Р.А. Арзуманова, Н.Б. Васева. – М.: Дрофа, 2010. – 272 с.

8. Новейший школьный словарь синонимов и антонимов / сост. Н.И. Шильнова. – М.: Славянский Дом Книги, 2014. – 640 с.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2010. – 736 с.

10. Розенталь Д.Э. Фразеологический словарь русского языка / Д.Э. Розенталь. – М.: Мир и образование, 2015. – 416 с.

11. Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопедический словарь-справочник / А.П. Сковородников. - М.: Флинта, 2009. — 480 с.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программных средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. Сковородников А.П. Стилистический энциклопедический словарь русского языка

http://enc-dic.com/stylistic/eA/

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь

http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=244

3. Евгеньева А.П. Словарь русского языка (МАС)

http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=240

4. Абрамов Н.М. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений

http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=237

5. Семантический словарь / под общей ред. Н. Ю. Шведовой

http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=235


 

1 Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – С. 95–122.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.