Программа элективного курса «Мой выбор» (9 класс)
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № _____________ от «____»_______________2016г. Руководитель МО _______________/Тараканчикова О.Г.// |
«Согласовано» «_____»__________________2016г. Зам. директора по УВР _______________/Анфиногенова И.А. / |
«Утверждаю» Приказ №___от_____________ Директор МОУ «Ерышовская СОШ» ______________/Л.А. Березкина/ |
Программа
элективного курса
« Мой выбор»
9 класс
классный руководитель : Оркиш Е.Г.
2016- 2017 учебный год
2.Пояснительная записка.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 13-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 2 раза в неделю.
Общее количество часов – 17
Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
3. Планируемые результаты освоения курса «Мой выбор»
1. Осознанное профессиональное самоопределение учащихся
2. Знание своих психологических и психофизических особенностей
3. Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону
4. Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации
5. Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
4.Содержание курса
№ п/п |
Раздел |
Количество часов на изучение темы |
1 |
Многообразие мира профессий |
2 |
2 |
Теоретические основы выбора профессии |
7 |
3 |
Знакомство с профессиями |
8 |
5.Календарно -тематический план элективного курса «Мой выбор»
Тема занятия |
Количество часов |
Многообразие мира профессий. |
2 |
Выбор и моделирование профессии. |
1 |
Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо» |
1 |
Интересы и выбор профессии («хочу») |
1 |
Классификация профессий по Е.А. Климову. |
1 |
Склонности и профессиональная направленность («могу»). |
1 |
Социальные проблемы труда («надо»). |
1 |
Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. |
1 |
Профессии «человек-человек». |
1 |
Профессии «человек – знаковая система». |
1 |
Профессии «человек – техника». |
1 |
Профессии «человек – художественный образ». |
1 |
Профессии «человек – природа». |
1 |
Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу. |
1 |
Профориентационная игра «Вакансия». |
1 |
Заключительное занятие. |
1 |
Общее количество часов |
17 |
Литература
1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.
2. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;
4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;
5. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
8. Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;
9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
10. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
11. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;
13. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков” М, 2000 г.
Лист
корректировки программы
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
Кушнарева Татьяна Николаевна
Пугачева Анжела Андреевна