Программа элективного курса «Краеведение» (9 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
«Согласовано» Руководитель школьной творческой группы учителей истории и обществознания _________ И.Н.Аборкина Протокол № ___ от «____»___________2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ Тумская СОШ № 46 ___________ Е.А. Бахарева « » _________ 20 г. |
«Утверждаю» И.о.директора МОУ Тумская СОШ № 46 __________ Н.А.Тарасова Приказ №______ от « » ____________ 20 г. |
Программа элективного курса
«Краеведение»
для 9 класса
(35 ч. - 1 час в неделю)
Составитель:
Егорова Оксана Александровна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Тума
Пояснительная записка
Программа предназначена для 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Тумская средняя общеобразовательная школа № 46.
Программа составлена на основе учебного пособия по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязань, 2006 г. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 урок в неделю).
Назначение учебного предмета «Краеведение».
Цели учебного предмета «Краеведение»:
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом.
Воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, традициям своего народа, приобщение к ценностям культуры Российского государства.
Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс краеведения на ступени основного общего образования является региональным компонентом исторического образования. Данный учебный предмет изучается в 9 классе и является этапом изучения Истории России.
Изучая Краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края.
Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по истории.
Задачи курса «Краеведение»:
в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как Клепиковского края, так и нашей страны в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Клепиковского края и судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях;
формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.
Цели курса «Краеведение»:
сформировать знания у учащихся об основных этапах истории родного края;
показать место и роль Рязанской губернии и Клепиковского края в отечественной истории;
выявить специфику родного края как региона, включающего в себя различные нации и народности, конфессии, государственные образования;
пользоваться приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей) - применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта людей в прошлом и настоящем;
уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Сроки реализации программы 1 год.
Структура курса «Краеведение»:
№ |
Разделы |
Количество часов |
1 . |
Введение |
1 |
2. |
Клепиковская земля в XVI-XVII веках |
2 |
3. |
Клепиковский край в XVIII веке |
2 |
4. |
Клепиковский край в первой половине и в середине XIX века |
4 |
5. |
Клепиковский край во второй половине XIX века. |
4 |
6. |
Клепиковский край в начале XX века. |
6 |
7. |
Наш край в период НЭПа |
3 |
8. |
Клепиковский и Тумские районы в годы Великой Отечественной войны. |
3 |
9. |
Послевоенное строительство в крае |
3 |
10 |
Клепиковский район в 1964-1985 гг. |
2 |
11. |
Клепиковский район с 1985 года до наших дней. |
5 |
Итого: |
35 |
Общая характеристика учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами, с историческими картами, заполнение сравнительных таблиц, решение проблемных задач, работа по вопросам, практическая работа.
Исходя из специфики учебного курса, в учебный план могут быть включены экскурсии, посещение музеев, кино-уроки.
Исследовательская работа с краеведческой литературой: работа над рефератами, докладами, творческие работы, проектная деятельность, написание эссе.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по истории являются фронтальный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа с историческими документами, тест.
А также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, зачетов, защиты проекта, подготовки рефератов.
Изучение каждого раздела завершается повторительно-обобщающими уроками, акцент при этом делается на большую самостоятельную работу учащихся при подготовке опережающего задания.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования в 9 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа по курсу «Краеведение» рассчитана на 35 часов.
Предполагаемые результаты освоения программы
В ходе изучения курса «Краеведение» у учащихся должны сформироваться:
знания основных дат и событий истории Клепиковского края;
знания об истории основания Спас-Клепиков, Тумы и Рязанской губернии;
знания о развитии края с древности до наших дней;
знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Клепиковского края;
умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Клепиковского края;
умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Клепиковского края в общении с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности;
умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Основное содержание курса
Введение: Что изучает Краеведение? Роль региона в истории страны (1 ч.)
Тема 1 Клепиковская земля в XVI-XVII веках (2 ч.): Первые упоминания о селах Спас-Клепики и Тума. Административно-территориальная принадлежность Клепиковского края. Происхождение названий «Клепики», «Тума» (1 ч.), Экономическое развитие (1 ч.)
Тема 2 Клепиковский край в XVIII веке (2 ч.): Административное устройство. Сельское хозяйство и промышленность края. Волнения на Клепиковской мануфактуре 1776 г. Судостроение. Промыслы и ремесла. (1 ч.), Выступления крестьян (1 ч.)
Тема 3 Клепиковский край в первой половине и в середине XIX века (3 ч.): Административно-территориальное устройство Клепиковской и Тумской округ. Население. (1 ч.), Отечественная война 1812 года и Клепиковский край (1 ч.), Развитие сельского хозяйства и промышленности. Кустарные промыслы. Отходничество (1 ч.).
Урок повторения (1 ч.)
Тема 4 Клепиковский край во второй половине XIX века (4 ч.): Административно-территориальное устройство. Крестьянская реформа 1861 года. Земская реформа и самоуправление (1 ч.), Развитие промышленности. Пути сообщений и торговля. Узкоколейка. Купечество. Экспедиция генерала И.И.Жилинского в 1876-1885 гг. (1 ч.), Тумская Троицкая церковь. Просвещение. Спас-Клепиковская второклассная церковно-учительская и Тумская церковно-приходская школы. Братство Святого Николая Миликийского (1 ч.), Состояние здравоохранения в Спас-Клепиковском и Тумском станах. Тумский врач Владимир Клевезаль (1 ч.)
Тема 5 Клепиковский край в начале XX века (6 ч.): Территория и население. Города губернии. Села Спас-Клепики и Тума (1 ч.), Экономическое развитие губернии и края. Железная дорога (1 ч.), Революция 1905 -1907 годов и Клепиковский край. (1 ч.), Две войны и Клепиковский край (1 ч.), Установление советской власти в губернии и крае Алексей Сазанов (1 ч.), На фронтах гражданской войны (1 ч.)
Тема 6 Наш край в период НЭПа (2 ч.): Социалистическое строительство в губернии Изменения административно-территориального устройства Клепиковского края (1 ч.), Успехи культурной революции (1 ч.)
Урок повторения (1 ч.)
Тема 7 Клепиковский и Тумские районы в годы Великой Отечественной войны (3 ч.): Рязанцы и Клепиковцы на фронтах войны (1 ч.), Военные действия на территории Рязанской области (1 ч.), Рязанская область, Клепиковский и Тумский районы – часть тыла Красной Армии (1 ч.)
Тема 8 Послевоенное строительство в крае (3 ч.): К мирной жизни (1 ч.), Промышленность и сельское хозяйство (1 ч.), Образование, здравоохранение и культура (1 ч.)
Тема 9 Клепиковский район в 1964-1985 гг. (2 ч.): Территория и население Экономика: промышленность и сельское хозяйство (1 ч.), Культура и быт (1 ч.)
Тема 10 Клепиковский район с 1985 года до наших дней (4 ч.) Общая характеристика развитие региона в период «перестройки» (1 ч.), Период «радикальных» реформ в области (1 ч.), Экология и национальный парк. Памятники природы Клепиковского края (1 ч.), Выдающиеся клепиковцы XX столетия (1 ч.)
Итоговое повторение 1 ч.
Учебно-тематический план
№ |
Дата |
Тема в соответствии с программой |
Использование ИКТ |
Введение |
|||
1 |
Что изучает Краеведение? Роль региона в истории страны |
||
Клепиковская земля в XVI-XVII веках |
|||
2 |
Первые упоминания о селах Спас-Клепики и Тума. Происхождение названий |
||
3 |
Экономическое развитие |
CD “Из вечной памяти страницы» |
|
Клепиковский край в XVIII веке |
|||
4 |
Административное устройство. Сельское хозяйство и промышленность края |
||
5 |
Выступления крестьян |
||
Клепиковский край в первой половине и в середине XIX века |
|||
6 |
Административно-территориальное устройство Клепиковской и Тумской округ. |
||
7 |
Отечественная война 1812 года и Клепиковский край |
||
8 |
Развитие сельского хозяйства и промышленности. Кустарные промыслы |
CD “Из вечной памяти страницы» |
|
9 |
Урок повторения по темам «Клепиковский край с XVI века до середины XIX века» |
||
Клепиковский край во второй половине XIX века. |
|||
10 |
Крестьянская реформа 1861 года. Либеральные реформы. |
||
11 |
Развитие промышленности. Узкоколейка. |
Видеофильм «Провинция» (об узкоколейке) |
|
12 |
Тумская Троицкая церковь Просвещение. Спас-Клепиковская второклассная церковно-учительская и Тумская церковно-приходская школы |
Презентация «Тумский храм Святой Троицы» |
|
13 |
Состояние здравоохранения в Спас-Клепиковском и Тумском станах |
||
Клепиковский край в начале XX века. |
|||
14 |
Территория и население. Города губернии. Села Спас-Клепики и Тума |
||
15 |
Экономическое развитие губернии и края |
видеофильм |
|
16 |
Революция 1905 -1907 годов и Клепиковский край |
||
17 |
Две войны и Клепиковский край |
||
18 |
Установление советской власти в губернии и крае |
Презентация «Установление советской власти в Клепиковском крае» |
|
19 |
На фронтах гражданской войны |
||
Наш край в период НЭПа |
|||
20 |
Социалистическое строительство в губернии Изменения административно-территориального устройства Клепиковского края |
||
21 |
Успехи культурной революции |
||
22 |
Урок повторения по темам «Клепиковский край с середины XIX века до Великой Отечественной войны»». Защита проектов |
||
Клепиковский и Тумские районы в годы Великой Отечественной войны. |
|||
23 |
Рязанцы и Клепиковцы на фронтах войны |
Презентация «Клепиковцы – участники Великой Отечественной войны» |
|
24 |
Военные действия на территории Рязанской области |
||
25 |
Рязанская область, Клепиковский и Тумский районы – часть тыла Красной Армии |
||
Послевоенное строительство в крае |
|||
26 |
К мирной жизни |
||
27 |
Промышленность и сельское хозяйство |
||
28 |
Образование, здравоохранение и культура. |
||
Клепиковский район в 1964-1985 гг. |
|||
29 |
Территория и население Экономика: промышленность и сельское хозяйство |
Видеофильм |
|
30 |
Культура и быт |
||
Клепиковский район с 1985 года до наших дней. |
|||
31 |
Общая характеристика развитие региона в период «перестройки» |
||
32 |
Период «радикальных» реформ в области |
||
33 |
Экология и национальный парк. Памятники природы Клепиковского края |
Видеофильм «Окский заповедник» |
|
34 |
Выдающиеся клепиковцы XX столетия |
Презентация «Выдающиеся клепиковцы XX столетия» |
|
35 |
Итоговое повторение |
Литература
- Учебное пособие по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязань, 2006 г.
- «Солдаты Победы» 1941-1945 гг. , т.3, Рязань, 2011 г.
- И.П.Попов, Е.С.Степанова и др. « Два века Рязанской истории», Рязань, 1991 г.
- М.Сахаров «Бойцы вспоминают…», Рязань, 2004 г.
- Г.К.Вагнер, С.В.Чугунов «Рязанские достопамятности», Москва «Искусство», 1989 г.
- В.Панков «Иду Мещерой», «Московский рабочий», 1984 г.
- Материалы и исследования по Рязанскому краеведению, сборник научных работ, Рязань, из-во «Поверенный», тома 5,7,8,9
- Материалы районной краеведческой конференции школьников с 2006 года