Программа элективного курса «Математика в профессиях» (9 класс)
9
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….......... 3
Учебно – тематическое планирование………………………………………………. 7
Содержание программы………………………………………………………………. 8
Список литературы……………………………………………………………………. 9
Пояснительная записка
Предлагаемая здесь программа по выбору «Математика в профессиях» рассчитана на 20 часов, 2 часа в неделю.
Настоящий курс является предметно – ориентированным.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Данный курс является вводным курсом в предпрофильную подготовку учеников, имеет социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся. Курс способствует социализации и адаптации учащихся, предоставляет возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения. Элективный курс «Математика в твоей профессии» поможет учащимся и их родителям в выборе условий для построения успешной профессиональной карьеры и подготовки к будущей профессиональной деятельности. Необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, поможет повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ.
Материал курса предназначен для развития у учащихся определенного интереса к математике и использования полученных знаний ими в дальнейшем обучении, а также в сознательном выборе профессии.
Содержание курса направлено в оказании помощи, учащимся в осознании своих личностных данных, лучшему пониманию своих психических и психологических возможностей, на развитие заложенных возможностей каждого, формирование уверенности при решении поставленных задач.
Курс способствует развитию личной ориентации учащихся в современном образовательном процессе, создает положительную мотивацию обучения.
Цель курса: Формирование гражданского мировоззрения, осознание того, что теоретические знания являются фундаментом любых последующих знаний, касающихся не только выбора профессии, но комфортного пребывания в повседневной жизни.
Задачи курса:
Создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;
обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявленных к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе;
подготовить учеников сознательному выбору будущей профессии.
Общая характеристика учебной деятельности учащихся:
самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;
обзорные и установочные беседы;
информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернета и др.;
групповые: анкетирование, тестировании;
беседы с представителями центра занятости населения, дискуссии, творческие встречи и др.;
формы отчетности учеников: проведение творческих курсов, публичных защит проектов;
в ходе данного курса учащимся предоставляется возможность проявить свою самостоятельность, творчество как индивидуально, так и в микрогруппах. Ученики в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания, по ходу которых организуется обсуждение результатов работы. При обсуждении необходимо представлять аргументы, защищать точку зрения, доказывать, прогнозировать;
изучение курса завершается выполнением индивидуальной работы. По ходу изучения курса, учащиеся не только решают предложенные задачи, но и придумывают свои задания.
Ученики в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания, по ходу которых организуется обсуждение результатов работы. При обсуждении необходимо представлять аргументы, защищать точку зрения, доказывать, прогнозировать; изучение курса завершается выполнением индивидуальной работы. По ходу изучения курса, учащиеся не только решают предложенные задачи, но и придумывают свои задания.
Содержание курса
Выбор профессии, основные ориентиры при выборе профессии. Мотив.
Мотив выбора профессии;
Понятие о профессиях, специальностях, должности, квалификации;
Типы, классы, отделы, группы профессий, цель труда. Средства и условия труда;
Особенности различных типов профессий;
Человек – Природа, Человек – Человек, Человек – знаковая система, Человек – художественный образ;
Пирамида классификаций профессий. Формулы профессий;
Правила выбора профессии «Хочу, могу, надо», типичные ошибки в выборе профессии;
Математика и жизнь, «Пифагор - формулы нотных знаков».
Планируемые результаты
Знать, что такое «могу, хочу, надо»;
Знать определение профессии, уметь оценить свой выбор;
Осознать, что с выбором профессии приходиться мириться всю жизнь;
Уметь разделить представленный список на профессии, специальности, должности;
Уметь различать понятия, тестирование, анкетирование;
Уметь определять к какому типу относится профессия;
Знать о возможных решениях, ошибках в выборе профессии;
Выяснить в каких профессиях математика - основное средство деятельности.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
|||
Лекция |
Практика |
Семинар |
|||||
1. |
Выбор профессии. |
1 |
1 |
Участие в лекции |
|||
2. |
Математика и транспорт. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
3. |
Математика и сельское хозяйство. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
4. |
Математика строительство и архитектура. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
5. |
Математика промышленность и энергетика |
3 |
0,5 |
2,5 |
Участие в лекции |
||
6. |
Математика радио- и телесвязь |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
7. |
Математика и искусство |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
8. |
Предприятия пищевой промышленности |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
9. |
Математика и экономика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
10. |
Задачи с практическим содержанием. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Участие в лекции |
||
Итого: |
20 |
Содержание программы
Выбор профессии. (1 час)
Понятие о профессиях. Классификация профессий. Правильный выбор профессии. Тестирование.
Математика и транспорт. (2 часа)
Задачи на движение.
Математика и сельское хозяйство. (2 часа)
Задачи биологического содержания. Задачи технического уровня.
Математика строительство и архитектура. (2 часа)
Расчет строительных материалов, необходимых для ремонта. Понятие- «золотое сечение». Решение прямоугольных треугольников. Решение уравнений.
Математика промышленность и энергетика. (3 часа)
Решение задач на смеси и сплавы. Расчет производительности труда. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.). «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Математика радио- и телесвязь (2 часа)
Расчет массы и сечения проводов. Решение задач на работу.
Математика и искусство (2 часа)
Решение задач на симметрию. Арифметическая и геометрическая прогрессия.
Предприятия пищевой промышленности (2 часа)
Задачи на проценты. Задачи на части и пропорцию.
Математика и экономика. (2 часа)
Определение себестоимости. Задачи экономического характера. Задачи на определение наилучшего и наихудшего результата
Задачи с практическим содержанием. ( 2 часа)
Диаграммы — наглядный способ передачи информации. Математическое моделирование с помощью системы линейных уравнений. Квадратное уравнение.
Список литературы
Апасанов П.Т., Апасанов П.Сборник математических задач с практическим содержанием –М.: Просвещение, 1987
Беляева Э.С., Монахов В.М. Экспериментальные задачи. – М.: Просвещение, 1977
Пухначев Ю.В., Ю.П. Учитесь применять математику. –М.: Знание, 1977 Вахрушева И. Г. ,Шакирова Д. М. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи : Учебно-методическое пособие - Казань: Центр инновационных технологий, 2004 - 204 с.