Программа элективного курса по математике для 11 класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами»
Пояснительная записка
Программа по математике в 11 классе по теме «Технология работы с контрольно – измерительными материалами» разработана на основе примерной программы по математике для 10 – 11 классов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их готовность к дальнейшему математическому образованию. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для учеников профильного класса. Она рассчитана на 35 часов.
В основе программы - углубленное практическое применение изученного теоретического материала с использованием открытой базы заданий ЕГЭ. Курс рассчитан на учащихся, желающих основательно подготовиться к итоговой аттестации. В ходе изучения этого курса используются приемы групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цель курса: на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование поисково-исследовательского метода.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Курсу отводится 1 час в неделю.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Включенный в программу материал предполагает изучение и углубление следующих разделов математики:
Уравнения и неравенства.
Формулы тригонометрии.
Тригонометрические функции и их графики.
Тригонометрические уравнения и неравенства.
Производная. Геометрический и механический смысл производной.
Задачи планиметрии и стереометрии.
Текстовые задачи.
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций.
Исследование функций.
Формы организации учебных занятий Формы проведения занятий включают в себя мини лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После повторения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
-
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
№ |
Тема занятия |
Дата (план) |
Дата (факт) |
|
Знакомство с демоверсией ЕГЭ |
8.09 |
|
|
Неравенства |
15.09 |
|
|
Решение квадратных неравенств |
22.09 |
|
|
Решение рациональных неравенств |
29.09 |
|
|
Решение систем неравенств |
6.10 |
|
|
Модуль числа |
13.10 |
|
|
Преобразование выражений с модулем |
20.10 |
|
|
Преобразование числовых выражений |
27.10 |
|
|
Решение неравенств типа С3 без логарифмов и производных |
3.11 |
|
|
Преобразование тригонометрических выражений |
17.11 |
|
|
Решение заданий типа В6, В7 |
24.11 |
|
|
Преобразование графиков тригонометрических функций |
1.12 |
|
|
Обратные тригонометрические функции |
8.12 |
|
|
Тригонометрические уравнения |
15.12 |
|
|
Тригонометрические неравенства |
22.12 |
|
|
Методы решения тригонометрических уравнений. Задание С1 |
29.12 |
|
|
Формулы суммы и разности аргументов тригонометрических функций. |
12.01 |
|
|
Формулы приведения. |
19.01 |
|
|
Формулы двойного угла. |
26.01 |
|
|
Решение тригонометрических уравнений С1. |
2.02 |
|
|
Решение уравнений С1. |
9.02 |
|
|
Задачи на движение. |
16.02 |
|
|
Задачи на производительность труда |
2.03 |
|
|
Задачи на проценты. |
9.03 |
|
|
Геометрические задачи планиметрии. Площади фигур. |
16.03 |
|
|
Геометрические задачи стереометрии. Угол между прямой и плоскостью. |
23.03 |
|
|
Геометрические задачи стереометрии. Расстояние между прямыми. |
6.04 |
|
|
Производная сложной функции. |
16.04 |
|
|
Геометрический смысл производной. |
23.04 |
|
|
Механический смысл производной. |
30.04 |
|
|
Решение заданий В8. |
4.05 |
|
|
Наибольшее и наименьшее значения функций. |
11.05 |
|
|
Решение заданий В14. |
18.05 |
|
|
Решение КИМов. 1 часть. |
25.05 |
|
|
Решение КИМов. 2 часть. |
31.05 |
Учебно-тематический план
Тема 1. Уравнения. Неравенства.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных, рациональных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Тема 2. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Тема 3. Формулы тригонометрии.
Формулы приведения, сложения, двойных углов и их применение. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
Тема 4. Тригонометрические функции и их графики.
Обобщить понятие тригонометрических функций; свойства функций и умение строить графики.
Тема 5. Тригонометрические уравнения.
Сформировать умения решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Тема 6. Геометрические задачи.
Обобщить умения решать задачи планиметрии и стереометрии; находить площади фигур; расстояния между прямыми; угол между прямой и плоскостью.
Тема 7. Производная. Применение производной.
Обобщить понятие производной; применение производной при исследовании функций; нахождение наибольшего и наименьшего значений функций; точек максимума и минимума; геометрический и механический смысл производной.
Список литературы:
Ф.Ф. Лысенко. и др. Подготовка к ЕГЭ – 2016,»Легион», Ростов-на- Дону, 2016.
Мордкович А.Г. Алгебра. Учебник. 10-11 класс. Профильный уровень. М.: «Мнемозина», 2007
Сайты: mathege.ru, alexlarin.net, reshuege.ru, gorkunova.ucoz.ru