Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики», 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Даровской Кировской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании школьного Зам. директора по УВР Директор школы
методического объединения ________/ Боброва В.В./ ______/Гребенева О.В./
«__»___________20___г. «___»_________20___г. «__»_______20__г.
Руководитель ШМО
____________/Костина Н.Л./
Рабочая программа элективного курса
по математике
«Избранные вопросы математики»
11 класс
Разработана
Мансуровой Натальей Юрьевной, учителем математики первой
квалификационной категории
пгт Даровской
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка
Элективный курс для учащихся 11-го класса тесно связан с курсом математики основной и средней школы. Содержание курса расширяет спектр задач, посильных для учащихся. Составлен на основе программы подготовительного факультатива для 10-11 классов Л.В. Кавардаковой, опубликованного в методическом пособии «Факультатив по математике», составитель Маркова В.И., изд-во ИУУ, 2002. Данная программа рассчитана на 68 часов, но в связи с выделенными 34 часами взят не весь материал. Материал подобран таким образом, чтобы в нем реализовались задачи курса. Имеется достаточное количество упражнений различной сложности, есть задания для самостоятельной работы. В начале каждой темы рассматривается необходимый теоретический материал, дополнительные вопросы рассматриваются лекционно и закрепляются в ходе решения задач.
Важнейшей задачей курса является: подготовка учащихся к ЕГЭ по математике за курс средней школы и повышение математической культуры.
В содержание курса включены задачи разного уровня сложности. Тематика задач не выходит за рамки программы средней школы, но превышает обязательный уровень.
Цель курса:
Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся и базовых математических понятий, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ; способствовать созданию целостной системы знаний и способов их получения; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой деятельности.
Задачи курса:
Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике за курс средней школы.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать.
Воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.
Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают основные приемы решения уравнений, понимают теоретические основы способов решения уравнений;
умеют решать уравнения различными методами;
умеют решать задачи на основные темы: задачи на проценты, на движение, на работу;
знают основные виды функций, их графики, свойства;
знают и умеют применять формулы производных, первообразных, решать задачи с применением производной и первообразной;
умеют соотносить разные формулировки заданий со способами их выполнения;
умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;
умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата;
умеют правильно оформлять бланки ЕГЭ.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание материала |
Кол-во часов |
1 |
Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и неравенства |
7 |
2 |
Показательная и логарифмическая функции. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства |
7 |
3 |
Применение производной и первообразной |
7 |
4 |
Решение задач |
7 |
5 |
Решение тренировочных заданий ЕГЭ Итого
|
6 34
|
№ п/п |
Тематическое планирование материала Содержание материала |
Кол-во часов |
Форма Занятия |
1-2 |
Отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений |
2 |
Практикум, беседа |
3-4 |
Виды и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств, иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем |
2 |
Практикум, беседа |
5-6 |
Основные принципы решения систем уравнений и неравенств |
2 |
Беседа, практикум |
7 |
Нестандартные тригонометрические уравнения |
1 |
Лекция, практикум |
8 |
Основные принципы и методы решения показательных уравнений |
1 |
Беседа, практикум |
9-10 |
Показательно-степенные уравнения |
2 |
Практикум |
11-12 |
Показательные и логарифмические неравенства |
2 |
Практикум, беседа |
13-14 |
Уравнения и системы уравнений, неравенства смешанных типов |
2 |
Лекция, практикум |
15-16 |
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы |
2 |
Беседа, практикум |
17-18 |
Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин |
2 |
Практикум |
19-20 |
Нахождение площадей фигур с помощью первообразной |
2 |
Беседа, практикум |
21 |
Решение задач с применением первообразной и производной |
1 |
Практикум |
22-23 |
Задачи, решаемые с помощью уравнений |
2 |
Практикум |
24-25 |
Задачи на проценты и пропорции, смеси и сплавы |
2 |
Практикум |
26-27 |
Задачи на движение и работу |
2 |
Практикум |
28 |
Нестандартные текстовые задачи |
1 |
Практикум |
29-34 |
Решение тренировочных упражнений ЕГЭ |
6 |
Практикум |
Содержание материала
1. Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и неравенства
Основные методы решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена неизвестного, равносильность уравнений. Виды и способы решения тригонометрических уравнений, отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений. Нестандартные тригонометрические уравнения - уравнения, решаемые оценкой левой и правой частей. Тригонометрические уравнения и неравенства с модулем. Иррациональные тригонометрические уравнения и неравенства. Основные методы и принципы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа.
2. Показательная и логарифмическая функции. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
Вычисление и сравнение значений показательных и логарифмических функций. Основные принципы и методы решения показательных и логарифмических уравнений. Показательно-степенные уравнения. Показательные уравнения, содержащие модуль в показателе степени. Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения. Уравнения и системы уравнений смешанных типов.
3. Применение производной и первообразной
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы, для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Задачи на отыскание оптимальных значений. Применение первообразной для нахождения площадей фигур.
4. Текстовые задачи
Основные типы текстовых задач: числовые, на движение, работу, смеси и сплавы, коммерция, комбинаторные задачи. Этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнений, решение, проверка и анализ решения. Арифметические текстовые задачи
5. Решение тренировочных заданий ЕГЭ
Повторение различных тем, входящих в экзамен, разбор заданий части С.
Литература:
Факультатив по математике: Методические рекомендации.-Киров:Изд-во ИУУ, 2002, составитель Маркова В. И. Программа Л.В. Кавардаковой «Подготовительный факультатив. 11 класс»
С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов.- М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 1998
Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. Г.И.Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка.- Волгоград: Учитель, 2009
ЕГЭ 2017. Математика: Сборник заданий/ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина.- М.: Эксмо, 2016
Интернет-ресурсы: сайт ФИПИ, открытый банк заданий по ЕГЭ, сайт Гущина «Решу ЕГЭ» и др.
Елена Вениаминовна Чурина