Авторская программа элективного курса «Практикум по математике» (11 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО Руководитель школьного методического объединения _________ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ |
УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ»
11 КЛАСС
__________________учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Гайдашова Елена Анатольевна, учитель первой квалификационной категории
г. Армянск – 20____ г.
пояснительная записка
Адресность программы:
Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» для 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) (составитель Т.А. Бурмистрова. М.: «Просвещение» 2009.), учебника «Алгебра и начала математического анализа 11 класс»:автор Никольский С.М., Потапов М.К. и др. – М.: Просвещение, 2014 г. и «Геометрия: 10 – 11 кл.» / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014., Письма «Методические рекомендации об особенностях преподавания математики в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017/2018 учебном году», и с учетом требований федерального компонента государственного стандарта.
Программа элективного курса предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему образованию.
Объём программы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса и рассчитана на 35 ч в год (1ч в неделю).
Место учебного предмета, курса в учебном плане школы
К какой образовательной области относится учебный предмет, курс:
Элективный курс «Практикум по математике» относится к предметной области «Математика и информатика».
в течение какого времени изучается:
Программа элективного курса предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации и рассчитанная на 1 год.
за счет каких часов реализуется (инвариантная или вариативная часть);
Реализуется за счёт вариативной части базисного учебного плана – 1 час.
недельное и годовое кол-во часов, отведённых на изучение учебного предмета, курса
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса и рассчитана на 35 ч в год (1ч в неделю).
Новизна программы (внесённые изменения в примерную (авторскую)
программу и их обоснование)
Изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ и Республики Крым.
УМК
1. Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа 10 – 11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. /М. «Просвещение», 2009
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике /Математика в школе.– 2004г, №4, с.9.
3. Алгебра и начала математического анализа 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Никольский С.М., Потапов М.К. и др., 2014 г. – М.: Просвещение
4. Учебник. Геометрия: 10 – 11 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
5. Математика. Повторение курса в форме ЕГЭ. Рабочая программа: учебно – методическое пособие/под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С,Ю, Колабухова - Ростов -на –Дону: Легион-М, 2014.
Цели и задачи учебного курса:
Цели курса:
- оказание индивидуальной и систематической помощи по основным разделам математики;
- обучение учащихся некоторым методам и приемам решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики.
- подготовить к успешной сдаче государственной итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ и ГВЭ.
Задачи курса:
- развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
- формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
- развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.
Планируемые результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
должны уметь:
-проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических, алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства;
- решать прикладные задачи с применением производных;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов;
- пользоваться справочной литературой и таблицами;
- решать задания по типу приближенных к заданиям ЕГЭ.
Предметные результаты и общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе ученик должен
Знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и в практике; широту и, в то же время, ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функции их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных, в том числе социально-экономических и физических, задач на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
составлять уравнения по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
для анализа информации статистического характера.
Содержание учебного курса
Перечень и название разделов и тем курса
Числа, корни, степени (4 часа)
Числа и выражения. Все действия с действительными числами. Свойства действий. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения. Тождественные преобразования выражений, содержащих корни натуральной степени
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении задач с целыми, действительными, рациональными и иррациональными числами, степенями с целым и рациональным показателем, задач с дробями, модулями и на проценты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Текстовые задачи (4 часа)
Тестовые задачи и задачи на «проценты»
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения задач ЕГЭ.
Уравнения и неравенства (8 часов)
Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Системы уравнений. Рациональные неравенства и системы неравенств. Модули. Уравнения и неравенства с модулем. Логарифмические уравнения. Показательные уравнения. Показательные и логарифмические неравенства. Тригонометрические уравнения.
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнениях и неравенствах, системах уравнений, уравнениях с модулем, рациональных неравенствах и системах неравенств, об использовании свойств графиков функций при решении уравнений и неравенств. Ознакомить с применением математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики, с использованием показательных и логарифмических уравнений.
Функции (4 часа)
Свойства функций. Тригонометрические, показательные, логарифмические, степенные функции.
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить умения вычислять значения тригонометрических, показательных, логарифмических, степенных функций и выполнять преобразования тригонометрических, логарифмических выражений.
Производные и интегралы (3 часа)
Интегралы и производные. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций Производная. Исследование функций с помощью производной.
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о производной и первообразной функции. Ознакомить с применением производной для нахождения скорости для процесса, заданного формулой или графиком, с использованием производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических задачах.
Планиметрия (3 часа)
Свойства многоугольников. Площади
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах.
Стереометрия (3 часа)
Объёмы. Площади поверхности геометрических тел.
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о прямых, плоскостях , многогранниках, телах вращения. Ознакомить с приемами решения стереометрических задач повышенной сложности.
Работа с контрольно-измерительными материалами (5 ч)
Итоговое занятие
содержание учебной темы:
Содержание учебной темы |
Основные изучаемые вопросы |
Числа, корни, степени 4 часа |
|
Числа и выражения. Алгебраические выражения. Степень. Корень натуральной степени. |
Все действия с действительными числами. Свойства действий. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения. Тождественные преобразования выражений, содержащих корни натуральной степени. |
Тест |
|
Текстовые задачи (4 часа) |
|
Тестовые задачи и задачи на «проценты». |
Математическая модель, понятие процент, методы решения задач. |
Тест |
|
Уравнения и неравенства (8 часов) |
|
Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Системы уравнений. Рациональные неравенства и системы неравенств. Модули. Уравнения и неравенства с модулем. Логарифмические уравнения. Показательные уравнения. Показательные и логарифмические неравенства. Тригонометрические уравнения. |
Обобщить, систематизировать и углубить знания о рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнениях и неравенствах, системах уравнений, уравнениях с модулем, рациональных неравенствах и системах неравенств, об использовании свойств графиков функций при решении уравнений и неравенств. Ознакомить с применением математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики, с использованием показательных и логарифмических уравнений. |
Самостоятельная работа |
|
Функции (4 часа) |
|
Свойства функций. Тригонометрические, показательные, логарифмические, степенные функции. |
Поясняет смысл понятия «функция» , знать виды функций ;использовать их при решении уравнений и неравенств; Рассмотреть свойства и графики тригонометрических, показательных, логарифмических, степенных функций. Выполнять преобразования тригонометрических, логарифмических выражений. |
Тест |
|
Производные и интегралы (3 часа) |
|
Интегралы и производные. Производная. |
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций. Исследование функций с помощью производной. |
Тест |
|
Планиметрия (3 часа) |
|
Свойства многоугольников. Площади. |
Треугольник, четырехугольник, окружность, круг, многоугольник, координаты и векторы. |
Стереометрия (3 часа) |
|
Объёмы. Площади поверхности геометрических тел. |
Параллельность прямых, перпендикулярность прямых, параллельность и перпендикулярность плоскостей, многогранники, тела вращения. |
Тест |
|
Работа с контрольно-измерительными материалами (5 ч) |
|
Тест, самостоятельная работа. |
|
Итоговое занятие |
|
Самостоятельная работа |
Тематическое планирование
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
С. р, тесты |
1 |
Числа, корни, степени. |
4 |
1 |
2 |
Текстовые задачи и задачи на проценты |
4 |
1 |
3 |
Уравнения и неравенства |
8 |
1 |
4 |
Функции |
4 |
1 |
5 |
Производные и интегралы |
3 |
1 |
6 |
Планиметрия |
3 |
- |
7 |
Стереометрия |
3 |
1 |
8 |
Работа с контрольно-измерительными материалами |
5 |
2 |
9 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Итого: |
35 |
9 |
Календарно-тематическое планирование
11 КЛАСС
№ урока |
Дата проведения урока |
Название раздела (кол-во часов), темы урока |
Кол-во часов |
Повторение (Подготовка к ГИА) |
||||
По плану |
По факту |
|||||||
Числа, корни, степени (4 ч) |
||||||||
1 |
Числа и выражения. Все действия с действительными числами. Свойства действий. |
1 |
Действия с дробями |
|||||
2 |
Тождественные преобразования алгебраических выражений. |
1 |
Действия с дробями |
|||||
3 |
Формулы сокращенного умножения. |
1 |
Одночлены и многочлены |
|||||
4 |
Тождественные преобразования выражений, содержащих корни натуральной степени |
Степени и корни |
||||||
Текстовые задачи (4 ч) |
||||||||
5 |
Задачи на движение |
1 |
Работа с формулами |
|||||
6 |
Задачи на работу |
1 |
Понятие производительности |
|||||
7-8 |
Задачи на проценты |
2 |
Понятие процент |
|||||
Уравнения и неравенства (8 ч) |
||||||||
9 |
Рациональные уравнения. Системы уравнений. |
1 |
Уравнения |
|||||
10 |
Иррациональные уравнения. |
1 |
Уравнения |
|||||
11 |
Рациональные неравенства и системы неравенств. |
1 |
Системы уравнений |
|||||
12 |
Модули. Уравнения и неравенства с модулем. |
1 |
Понятия модуля |
|||||
13 |
Логарифмические уравнения. Показательные уравнения. |
1 |
Уравнения |
|||||
14 |
Показательные и логарифмические неравенства. |
1 |
Метод интервалов |
|||||
15-16 |
Тригонометрические уравнения. |
2 |
Формулы тригонометрии |
|||||
Функции (4 ч) |
||||||||
17 |
Свойства степенных функций |
1 |
Функции |
|||||
18 |
Свойства показательных функций |
1 |
Свойства функций |
|||||
19 |
Свойства логарифмических функций |
1 |
Неравенства |
|||||
20 |
Свойства тригонометрических функций |
1 |
Неравенства |
|||||
Производные и интегралы (3 ч) |
||||||||
21 |
Интегралы и производные |
1 |
Первообразная, производная функции |
|||||
22 |
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций |
1 |
Уравнения |
|||||
23 |
Исследование функций с помощью производной. |
1 |
Свойства функций |
|||||
Планиметрия (3 ч) |
||||||||
24 |
Свойства многоугольников |
1 |
Свойства параллелограмма, трапеции |
|||||
25-26 |
Площади |
2 |
Правильные многоугольники |
|||||
Стереометрия (3 ч) |
||||||||
27 |
Площади поверхности геометрических тел. |
1 |
Призма, пирамида |
|||||
28-29 |
Объёмы. |
2 |
Конус, цилиндр, сфера |
|||||
Работа с контрольно-измерительными материалами (5 ч) |
||||||||
30-34 |
Работа с контрольно-измерительными материалами |
5 |
||||||
35 |
Итоговое занятие |
ВСЕГО ЗАПЛАНИРОВАННО – 34 ЧАСа
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная и методическая литература (основная и дополнительная);
-
Алгебра и начала математического анализа 11 класс. Книга для учителя. Базовый и профильный уровни», - М. Просвещение, 2008. Авторы: М.К.Потапов и А.В. Шевкин.
Учебник. Геометрия: 10 – 11 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
3. ЕГЭ практикум по математике. Решение уравнений и неравенств. Преобразование алгебраических выражений./Ю. В. Садовничий. – М.: Экзамен, 2015.
4. ЕГЭ: Практикум по математике. Подготовка к выполнению части С./ И. Н. Сергеев, В. С. Паферов. – М.: Экзамен, 2014.
5. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. / А. В. Семенов, А. С. Трепалин. – М.: Интелект-Центр, 2015.
6. Математика. Повторение курса в форме ЕГЭ. Рабочая программа: учебно – методическое пособие/под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С,Ю, Колабухова - Ростов -на –Дону: Легион-М, 2014.
перечень учебно-практического оборудования;
Комплект инструментов классных (линейка, транспортир, треугольники(30º;60º), циркуль, угольник (45º; 45º));
цифровые образовательные ресурсы;
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).
www.mccme.ru (сайт Московского центра непрерывного математического образования).
www.it-n.ru (сеть творческих учителей)
www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)
http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»)
http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).
www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).
kvant.mccme.ru (электронная версия журнала «Квант».
www.math.ru/lib (электронная математическая библиотека).
http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).
http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).
www.uic.ssu.samara.ru (путеводитель «В мире науки» для школьников).
http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).
http://www.rubricon.ru, http://www.encyclopedia.ru (сайты «Энциклопедий»).
информационно-коммуникационные и технические средства обучения.
Технические средства персональный компьютер и мультимедийный проектор с интерактивной доской.