Авторская программа факультативного курса для 8 класса «Географическое краеведение Волгоградской области»

0
0
Материал опубликован 30 October 2016 в группе

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ"

8 КЛАСС

17 ЧАСОВ (ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ)

Составил: учитель географии

МОУ "Средняя школа №125 г. Волгограда"

Новратюк Виктор Александрович

Волгоград 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2009.

Авторской программы «Практикум по географии. 6 класс» под редакцией Болотниковой Н.В., Волгоград Издательство «Учитель», 2006г

Примерной программы по учебным предметам: География. 6-9 классы: - 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2009.

Общая характеристика учебного предмета:

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Данная программа факультативного курса «Географическое краеведение Волгоградской области» рассчитана на изучение учащимися 8 классов общеобразовательных учреждений и служит для формирования целостного представления о природе родного края (краеведческий компонент) и служит вспомогательным материалом для изучения географии в 8 классе, где рассматриваются особенности природы России. Данный спецкурс позволяет увеличить количество часов на освоение основного учебного предмета, исключив из рабочей программы в теме «Природа России» до 5 часов, которые отводятся на региональный компонент, и увеличить тем самым изучение тем «Население России» и «Первичный сектор экономики: сельское хозяйство». На данный факультатив отводится 17 часов (1 час в неделю), изучение курса рассчитано на второе полугодие в 8 классе.

Содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения регионального курса географии для человека.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Учебное пособие: География и экология Волгоградской области / авт. кол.; под общ. ред. проф. В. А. Брылева. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Волгоград: Перемена, 2005.

Географический атлас-справочник Волгоградской области / Под ред. В. А. Брылёва. 2012.

Брылев В.А. (ред.) География Волгоградской области. Природа. Экономика. Рабочая тетрадь. 8-9 класс, М.: Планета, 2010

География Волгоградской области. Рабочая тетрадь.8-9 класс. «Глобус» с 2006г. (составитель Болотникова Н.В.)

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Российской Федерации отводится 2 учебных часа в неделю для обязательного изучения географии в 8-ом классе. Таким образом, предполагается выделить 34 часа на основное изучение предмета; программа факультатива вспомогательная, и рассчитана на 17 часов (1 час в неделю), вводится во втором полугодие дополняя, основную программу курса географии 8 класса (отражает региональный компонент).

Цель:

Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своей местности во всём её географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;

Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к своей Родине;

Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизни человека.

Задачами изучения курса являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание, на примерах своего региона, многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве региона и страны в целом;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах региона и страны.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса «Географического краеведения» ученик должен:

Знать/понимать:

значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,

 результаты и значение географических открытий в нашем регионе,

основные источники географической информации,

 методы изучения Земли,

как происходило освоение территории Земли и преобразование природной среды,

состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,

изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,

географическую номенклатуру.

Уметь:

 показывать по физической карте Волгоградской области географические объекты предусмотренные номенклатурой,

обозначать и подписывать их на контурной карте,

давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,

 находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,

 приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,

составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,

описание образа природных объектов,

описание природных объектов по типовому плану,

 описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,

определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород своего региона (в коллекциях),

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы,

представлять результаты измерений в разной форме,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Содержание курса

Раздел: Введение (4 часа)

Содержание раздела: Волгоградская область на карте мира. Волгоградская область на карте России. Герб региона. Флаг региона. Административно-территориальное устройство. Муниципальные районы. Города. Областной центр. Областной центр. ЭГП региона. Административно-территориальное деление города.

Учебные понятия: государственная граница, административно-территориальное деление, государственные символы, гимн, герб, флаг, муниципальный район, экономико-географическое положение, город, сельское поселение, хутор, село, деревня, станица.

Номенклатура:

Границы: Саратовская, Воронежская, Ростовская, Астраханская области, республика Калмыкия, республика Казахстан

Административно-территориальное деление:

Муниципальные районы: Алексеевский (станица Алексеевская), Быковский (р.п. Быково), Городищенский (р.п. Городище), Даниловский (р.п. Даниловка), Дубовский (г. Дубовка), Еланский (п.г.т. Елань), Жирновский (г. Жирновск), Иловлинский (р.п. Иловля), Калачёвский (г. Калач-на-Дону), Камышинский (г. Камышин), Киквидзенский (станица Преображенская), Клетский (станица Клетская), Котельниковский (г. Котельниково), Котовский (г. Котово), Кумылженский (станица Кумылженская), Ленинский (г. Ленинск), Михайловский (г. Михайловка), Нехаевский (станица Нехаевская), Николаевский (г. Николаевск), Новоаннинский (г. Новоаннинский), Новониколаевский (р.п. Новониколаевский), Октябрьский (р.п. Октябрьский), Ольховский (с. Ольховка), Палласовский (г. Палласовка), Руднянский (р.п. Рудня), Светлоярский (р.п. Светлый Яр), Серафимовичский (г. Серафимович), Среднеахтубинский (р.п. Средняя Ахтуба), Старополтавский (с. Старая Полтавка), Суровикинский (г. Суровикино), Урюпинский (г. Урюпинск), Фроловский (г. Фролово), Чернышковский (р.п. Чернышковский).

Города: Волгоград (Дзержинский, Тракторозаводской, Краснооктябрьский, Центральный, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский районы), Волжский, Камышин, Урюпинск, Жирновск, Фролово, Котельниково.

Основные образовательные идеи:

Волгоградская область имеет богатое историческое прошлое, которое нашло отражение в символике региона;

Волгоград – один из ключевых городов развития юга России

Практические работы:

1. Место Волгоградской области на карте мира

2. Картосхема АТУ Волгоградской области

Раздел: История исследования и выдающиеся исследователи земли волгоградской (2 часа)

Содержание раздела: Жизнь и научные труды выходцев из Волгоградской области, посвятивших свою жизнь географической науки. Основные направления освоения волгоградских земель до 19 века. Исследования, проводимые в 19-20 веках. Современные геоэкологические исследования.

Учебные понятия: палеогеграфия, палеонтология, геология, геоэкология, экспедиция.

Персоналии: П. А. Православлев, Н. А. Бегичев, Л. А. Зенкевич, П. С. Палас, Д. Архангельский, Н. Н. Баранский, Р. И. Мурчисон, А. Н. Краснов, И. В. Палибин, Е. Е. Милановский, А. Н. Северцов.

Основные образовательные идеи:

Исследователей привлекали необычные артефакты, относимые к палеогену, благодаря им удалось доказать, что территория области была дном теплого тропического моря.

Исследовать палеофлору приезжали не только известные отечественные академики и ученые, но и зарубежные корифеи науки.

Среди выходцев из Волгоградской области, есть те, кто внес большой вклад в развитие географических знаний.

Раздел: Физико-географическая характеристика региона (4 часа)

Содержание раздела: Геологическое прошлое региона. Палеонтологические памятники природы. Артефакты. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Параметры микроклимата. Реки и озера. Подземные источники.

Учебные понятия: геохронологическая таблица, памятники природы, палеонтология, артефакт, палеофлора, рельеф, ландшафт, овраг, балка, возвышенность, низменность, полезные ископаемые, климат, река, озеро, старица, подземные воды.

Персоналии: А. Н. Северцов, А. А. Ярков.

Номенклатура:

Возвышенности: Приволжская, Калачская, Медведицкие Яры, Доно-Медведицкая гряда, Ергенинская.

Низменности: Хоперско-Бузулукская, Приволжская.

Реки: Волга, Дон, Медведица, Иловля, Хопер, Еруслан, Торгун, Хара, Аксай Есауловский, Аксай Курмоярский, Тишанка, Бердия, Паника, Терса, Щелкан, Куртлак, Бузулук, Ахтуба, Мышкова, Цимла, Камышинка, Кумылга, Балыклейка.

Озера: Боткуль, Эльтон, Большое и Малое Бабинское, Большой Лиман.

Водохранилища: Волгоградское, Цимлянское, Карповское, Варваровское, Береславское.

Основные образовательные идеи:

Волгоградская область – регион природных контрастов, определенных геологическим прошлым региона.

Геологическое прошлое нашло отражение в разнообразии полезных ископаемых на территории области.

Волгоградская область делится на водообеспеченное Поволжье и вододефицитное Заволжье.

Практические работы:

1. Картосхема крупных форм рельефа

2. Картосхема гидрологической сети Волгоградской области

Раздел: Охрана окружающей среды (7 часов)

Содержание раздела: Волгоградское водохранилище: история создания, эксплуатация. Изменение природы, связанные с созданием водохранилища. Виды почв. Чернозем южный. Каштановые почвы. Деградация почв. Виды охраны природы на территории России, региона. Природные парки. Памятники природы: классификация и условия образования. Экологические проблемы региона.

Учебные понятия: водохранилище, деградация, эрозия, опустынивание, суховеи, почва, гумус, почвенный профиль, природный парк, заказник, заповедник, ООПТ, памятник природы, Красная книга Волгоградской области, полигон для захоронения отходов.

Номенклатура:

Природные парки: Цимлянские пески, Щербаковский, Волго-Ахтубинская пойма, Нижнехоперский, Усть-Медведицкий, Эльтонский, Донской.

Заказники: Дрофиный, Куланинский

Памятники природы:

Геолого-геоморфологические: Ураков бугор, Столбичи, Камышинские Уши, Александровский грабен, глыбы Караваи, Большой Каменный овраг, меловые горы Малой излучины Дона.

Палеонтологические: Полунинский, Шохин.

Астрономический: место падение метеорита близ х. Царев.

Гидрологические: Шенбрунские родники, родник Параскевы Пятницы, Песковатский родник, Сморогдинский минеральный источник, родник Карчи, Карпунинский родник.

Биологические: тополь на могиле Р. Ибабури, зеленое кольцо г. Волгограда, Арчединский лесхоз, Камышинский пункт ВНИАЛМИ, урочище «Грязи», дуб-патриарх, дубы-великаны.

Основные образовательные идеи:

На территории Волгоградской области имеется большое количество уникальных природных объектов.

На территории Волгоградской области широко представлены разные природоохранные системы.

Экологическая обстановка на территории области считается как удовлетворительная. Основная проблема региона – захоронение бытовых отходов.

Практические работы:

1. Картосхема особо охраняемых природных территорий

Дополнительная литература:

1.БрылевВ.А,СамусьН.А.,СлавгородскаяЕ.Н. Родники и реки Волгоградскойобласти. Учебное пособие для средней школы. — 2-е изд., перераб. и доп. — Волгоград: Перемена, 2005.

2. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области / В. А. Брылев [и др.]. – Волгоград : Альянс, 2006.

3. Брылев, В. А. География и экология Волгоградской области / В. А. Брылев. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2005. 

4. Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области / Сост. В.А. Брылеев. — Волгоград: Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992.

5. Красная книга Волгоградской области / отв. за вып. Н. С. Калюжная ; Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области. — Волгоград: Волгоград, 2004. — Т. 1. Животные.

6. Красная книга Волгоградской области / Комитет охраны природы Администрации Волгоградской области. — Волгоград: Волгоград, 2006. — Т. 2. Растения и грибы.

7. «Редкие и исчезающие почвы природных парков Волгоградской области»/.К. Н. Кулик, В. М. Кретинин, В. В. Брагин, В. М. Шишкунов/ ВНИАЛМИ. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.

Календарно-тематическое планирование для факультативных занятий по «Географическому краеведению»

Раздел

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание и подробности урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Форма контроля

план

факт

Введение

   

Общая характеристика Волгоградской области.

1

Волгоградская область на карте мира. Волгоградская область на карте России. Пр./р: Место Волгоградской области на карте мира

Знать общие положения по территории нашего региона. Уметь показывать Волгоградскую область на картах России и мира.

Выучить конспект, выполнить задания в р.т.

Индив. опрос

     

Государственные символы Волгоградской области.

1

Герб региона. Флаг региона.

Знать государственные символы региона. Уметь объяснять значение геральдических элементов.

Подготовить сообщение на тему: Значение государственной символики региона

Индив. опрос

     

Административно-территориальное деление региона.

1

Административно-территориальное устройство. Муниципальные районы. Города. Областной центр.

Пр./р: Картосхема АТУ Волгоградской области

Знать особенности административно-территориального деления региона. Уметь показывать муниципальные районы.

Доделать картосхему

Индив. опрос

     

Волгоград – сердце региона.

1

Областной центр. ЭГП региона. Административно-территориальное деление города.

Знать историю областного центра. Уметь объяснять путь развития Волгограда.

Подготовить презентацию о жизни современного города Волгограда

Индив. опрос

История исследования и выдающиеся исследователи земли волгоградской

   

Земляки-географы.

1

Жизнь и научные труды выходцев из Волгоградской области, посвятивших свою жизнь географической науки.

Знать имена и судьбы земляков-географов.

Подготовить сообщение о работе географов-земляков

Индив. опрос

     

История исследования Волгоградской области

1

Основные направления освоения волгоградских земель до 19 века.

Исследования, проводимые в 19-20 веках. Современные геоэкологические исследования.

Знать историю исследования региона.

подготовить доклад о жизни одного из исследователей тестирование

Физико-географическая характеристика региона

   

Геологическая история развития региона. Палеонтологические памятники природы Волгоградской области

1

Геологическое прошлое региона. Палеонтологические памятники природы. Артефакты.

Знать особенности геологического прошлого региона. Уметь показывать палеонтологические памятники природы.

Выучить конспект

Индив. опрос

     

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

1

Рельеф. Полезные ископаемые.

Пр./р: Картосхема крупных форм рельефа

Знать особенности рельефа региона. Уметь показывать месторождения полезных ископаемых.

Выполнить задания в р.т.

Индив. опрос

     

Климатические особенности региона.

1

Климат. Параметры микроклимата.

Знать климатические особенности региона. Уметь прогнозировать и анализировать климатические данные.

Выполнить задания в р.т.

Индив. опрос

     

Реки и озера. Подземные воды.

1

Реки и озера. Подземные источники.

Пр./р: Картосхема гидрологической сети Волгоградской области

Знать главные реки и озера области. Уметь показывать их на карте области.

Выполнить картосхему

Индив. опрос

Охрана окружающей среды

   

История создания Волгоградского водохранилища. Экологические проблемы, связанные со строительством водохранилища.

1

Волгоградское водохранилище: история создания, эксплуатация. Изменение природы, связанные с созданием водохранилища.

Знать историю создания Волгоградского водохранилища, и экологические проблемы, связанную с его созданием. Уметь оценивать экологическую обстановку в регионе.

Подготовить сообщение об экологических проблемах, связанных с созданием водохранилища

Индив. опрос

     

Виды почв. Деградация почв.

1

Виды почв. Чернозем южный. Каштановые почвы. Деградация почв

Знать разновидности почв региона, их свойства и состав. Уметь давать оценку плодородия почвы.

Выучить конспект

Индив. опрос

     

Охрана природы. Природные парки.

2

Виды охраны природы на территории России, региона. Природные парки.

Знать систему охраны природы региона. Уметь показывать природоохранные зоны.

Выучить конспект. Сделать презентацию одного из природных парков

Индив. опрос

     

Классификация памятников природы Волгоградской области.

2

Памятники природы: классификация и условия образования.

Пр./р: Картосхема особо охраняемых природных территорий

Знать особенности классификации памятников природы. Уметь объяснять природу образования уникальных объектов.

Выполнить картосхему

Индив. опрос

     

Экологические проблемы региона.

1

Экологические проблемы региона.

Знать экологические проблемы региона. Уметь прогнозировать развитие региона.

без д-з

тестирование

Комментарии
Комментариев пока нет.