Программа факультатива «Основы здорового образа жизни» (8 класс)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района
Костромской области
Методический конкурс педагогов образовательных учреждений
Костромской области
Программа факультатива
«Основы здорового образа жизни»
8 класс
Автор программы: Смирнова Татьяна Валерьевна,
учитель биологии и географии
1 квалификационной категории
п. Октябрьский
2015
Пояснительная записка
Согласно действующему учебному плану, программа факультатива для 8 класса предусматривает обучение в объёме 0,5 час в неделю (общее количество часов – 17 ч.)
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни
Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.
Актуальность и практическая значимость. Необходимость введения факультативного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становятся потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Увеличивается число подростков, вовлекаемых в потребление наркотических веществ.
Вследствие истощения душевных и физических сил подростков повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, проблемах «отцов и детей», росту взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.
Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать рост агрессивности и жестокости. Это убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения и т.д.
Крайние проявления кризисного состояния личности можно увидеть в росте количества самоубийств.
Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу. Тем более, что становление личности у подрастающего поколения происходит в рамках деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.
Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.
Главная цель: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;
- развитие знаний о гигиене;
- воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
Программой курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.
Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,
При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы и методы учебной деятельности учащихся.
Ведущие методы:
словесный (лекция, беседа, дискуссия);
наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц);
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
практический (выполнение практических работ, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
коллективные (лекция, беседа, дискуссия и т.п.);
групповые (обсуждение проблемы в группах и т.п.);
индивидуальные (тестирование, анкетирование и др.)
Основные средства обучения:
электронные учебные пособия;
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
презентации;
видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
Содержание программы
Программа курса предусматривает теоретическое и практическое обучение по следующим разделам:
Введение (1 час)
Что изучает валеология. Проблема здорового образа жизни. Понятие здоровья и его критерии. Понятие о здоровом образе жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.
Тест «Мой образ жизни». (Приложение I).
Раздел 1.Факторы здоровья (1 час)
Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, выделение факторов и их воздействия на организм человека. Образ жизни. Генетика, биология человека. Внешняя среда, природно – климатические условия. Здравоохранение.
Тест - анкета «Ориентация учащихся на здоровый образ жизни» (Приложение II)
Раздел 2. Опорно- двигательная система и ЗОЖ (2 часа)
Значение физических упражнений для формирования организма человека. (Приложение III). Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление и предупреждение.
Лабораторная работа № 1 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (Приложение IV)
Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ (2 часа)
Значение пищи и пищеварения. Экологически чистые продукты. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
Культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки.
Анкета «Правильно ли вы питаетесь?» (Приложение V)
Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ (2 часа)
Витамины в нашей жизни. Витамины А, В, С, Д. Переизбыток и недостаток витаминов в организме человека. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторная работа №2 «Обнаружение витаминов» (Приложение VI)
Лабораторная работа № 3 «Расчёт калорийности пищи» (Приложение VII)
Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ (2 часа)
Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.
Стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации. Из какого материала выбирать одежду? Виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды. Одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Закаливание.
Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ (2 часа)
Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.
Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.
Лабораторная работа №4 «Определение остроты слуха» (Приложение VIII)
Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика и ЗОЖ (2 часа)
Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные.
Внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия. Способности – память, внимание, мышление и т.д.
Лабораторная работа №5 «Определение типа темперамента учащихся» (Приложение IX)
Раздел 8. Привычки (1 час)
Привычки вредные и полезные. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Анкета «Моё отношение к вредным привычкам» (Приложение X)
Раздел 9. Человек и природа (1 часа)Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.
Лабораторная работа №6 «Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения» (Приложение XI)
Заключение (1 час)
Итоговое занятие «Круглый стол»
Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.
Тематический план
№ |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Раздел 1. Факторы здоровья |
1 |
3. |
Раздел 2. Опорно – двигательная система и ЗОЖ |
2 |
4. |
Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ |
2 |
5. |
Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ |
2 |
6. |
Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ. |
2 |
7. |
Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ |
2 |
8. |
Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение Психика и ЗОЖ |
2 |
9. |
Раздел 8. Привычки |
1 |
10. |
Раздел 9. Человек и природа |
1 |
11. |
Заключение |
1 |
ИТОГО |
17 часов |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-
основные приемы по определению уровня здоровья;
основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
основные способы сохранения и укрепления здоровья;
методы преодоления психологического дискомфорта.
Учащиеся должны уметь:
-
применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
объяснять действия факторов среды на человека;
обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;
уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.
Литература
Для учителя:
Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар.
Астана, 1996. – 144 с
Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва, 1992г.,- с.112.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.:
Издательский центр «Академия», . – 320 с.
Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы. – М., 1988.
Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».
Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002
Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002
Для обучающихся:
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992
Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Интернет - ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/- Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://eorhelp.ru/ - Электронные образовательные ресурсы
http://www.youtube.com/
Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Основы здорового образа жизни»
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание |
Знания, умения, навыки |
ЦОР и ЭОР |
Лабораторная работа |
|||||
Введение (1 час) |
|||||||||||
1. |
Цели и задачи курса |
1 |
Цели и задачи курса. Что изучает валеология. Проблема здорового образа жизни. Понятие здоровья и его критерии. Понятие о здоровом образе жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Бережное отношение к пожилым людям. Мой образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль. Тест «Мой образ жизни». |
Знать: задачи и цели курса, основные понятия |
Теоретический модуль «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни» |
|
|||||
Раздел 1. Факторы здоровья (1 час) |
|||||||||||
2. |
Факторы здоровья |
1 |
Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, выделение факторов и их воздействия на организм человека. Образ жизни. Генетика, биология человека. Тест - анкета «Ориентация учащихся на здоровый образ жизни» |
Знать: определение и характеристику факторов, влияющих на здоровье человека. |
Видеофильм «Какие факторы влияют на здоровье человека?» http://www.youtube.com/watch?v=VgTWgN2B56E |
|
|||||
Раздел 2. Опорно- двигательная система и ЗОЖ (2 часа) |
|||||||||||
3. |
Значение физических упражнений для формирования организма человека |
1 |
Опорно – двигательная система. Физические упражнения и их значение для организма. |
Знать: значение физических упражнений для организма человека. |
Информационный модуль «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения» |
|
|||||
4. |
В здоровом теле – здоровый дух. |
1 |
Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня. |
Знать: причины нарушения осанки и плоскостопия и профилактику Уметь: определять нарушения осанки и плоскостопия. |
Теоретический модуль «Нарушение осанки и плоскостопия» |
Лабораторная работа № 1 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» |
|||||
Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ (2 часа) |
|||||||||||
5. |
Еда - мой друг или враг? |
1 |
Значение пищи и пищеварения. Экологически чистые продукты. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу». Культура питания. |
Знать: значение пищи, пищевых продуктов, зависимость питания и пищевых нагрузок. |
Теоретический модуль «Питательные вещества и пищевые продукты. Культура питания» |
|
|||||
6. |
Диеты. |
1 |
Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки Анкета «Правильно ли вы питаетесь?» |
Знать: режим питания, вред и пользу диет. Уметь: определять режим питания |
Практический модуль «Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B%5D=2 |
|
|||||
Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ (2 часа) |
|||||||||||
7. |
Витамины в нашей жизни. |
1 |
Витамины в нашей жизни. Витамины А, В, С, Д. Переизбыток и недостаток витаминов в организме человека. |
Знать: какие витамины существуют и в каких продуктах они содержатся Уметь: находить витамины в разных продуктах питания |
Практический модуль «Обмен веществ и витамины» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=2&page=2 |
Лабораторная работа №2. «Обнаружение витаминов» |
|||||
8. |
Правильное питание - залог здоровья |
1 |
Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи. |
Знать: нормы и режим питания, состав пищевых продуктов и их калорийность Уметь: уметь подсчитывать калорийность продуктов |
Теоретический модуль «Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=13 |
Лабораторная работа № 3. «Расчёт калорийности пищи» |
|||||
Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ (2 часа) |
|||||||||||
9. |
Встречают по одёжке |
1 |
Экология одежды - что надевать, как выбрать ткань, форму одежды |
Знать: гигиенические требования к одежде и обуви Уметь: анализировать свою повседневную одежду |
|||||||
10. |
Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться. |
1 |
Закаливание. Типы закаливания. Принципы закаливания. Способы закаливания |
Знать: типы закаливания, принципы закаливания, способы закаливания |
Презентация «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» http://eorhelp.ru/uchenicheskaya-prizentaciya-solnce-vozdux-i-voda-nashi-luchshie-druzya/ |
||||||
Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ (2 часа) |
|||||||||||
11. |
Наши органы чувств. |
1 |
Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма. |
Знать: органы чувств и зависимость здоровья от состояния органов чувств |
Онлайн - тестирование «Проверка остроты зрения» http://very2.ru/1345418128p/okulist/ |
||||||
12. |
Шум – медленный убийца. |
1 |
Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. |
Знать: влияние шума на организм Уметь: определять остроту слуха |
Лабораторная работа №4. «Определение остроты слуха» |
||||||
Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика и ЗОЖ (2 часа) |
|||||||||||
13. |
Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней. |
1 |
Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицатель ные. |
Знать: понятие «стресс», его последствия |
|||||||
14. |
Познание самого себя
|
1 |
Внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия. Способности – память, внимание, мышление и т.д. |
Знать: понятия память, внимание, мышление, типы темперамента Уметь: определять типы темперамента, виды памяти, внимания, мышления |
Практический модуль «Особенности психики человека» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=6 Лабораторная работа http://mirbiologii.ru/opredelenie-tipa-temperamenta-laboratornaya-rabota-po-biologii-8-klassa.html |
Лабораторная работа №5 «Определение типа темперамента учащихся» |
|||||
Раздел 8. Привычки (1 час) |
|||||||||||
15. |
Что такое хорошо и что такое плохо |
1 |
Привычки вредные и полезные. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека. Анкета «Моё отношение к вредным привычкам» |
Знать: всё про вредные и полезные привычки и их влияние на организм |
|||||||
Раздел 9. Человек и природа (1 часа) | |||||||||||
16. |
Природа и человек |
1 |
Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем. |
Знать: экологические факторы и их влияние на наш организм Уметь: определять экологические проблемы своей местности и находить пути решения этих проблем |
Презентация «Медицинская экология. Экологические факторы окружающей среды» http://ppt4web.ru/ehkologija/medicinskaja-ehkologija-ehkologicheskie-faktory-okruzhajushhejj-sredy.html |
Лабораторная работа № 6. «Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения» |
|||||
Заключение (1 час) |
|||||||||||
17. |
Круглый стол «Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты» |
1 |
Выводы учащихся о здоровом образе жизни и о данном курсе |
|