Программа факультатива «Основы здорового образа жизни» (8 класс)

3
0
Материал опубликован 12 November 2017 в группе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Костромской области


 


 

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений

Костромской области


 


 


 

Программа факультатива

«Основы здорового образа жизни»

8 класс


 


 


 


 

Автор программы: Смирнова Татьяна Валерьевна,

учитель биологии и географии

1 квалификационной категории

 


 

п. Октябрьский

2015

Пояснительная записка

Согласно действующему учебному плану, программа факультатива для 8 класса предусматривает обучение в объёме 0,5 час в неделю (общее количество часов – 17 ч.)

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Актуальность и практическая значимость. Необходимость введения факультативного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становятся потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Увеличивается число подростков, вовлекаемых в потребление наркотических веществ.

Вследствие истощения душевных и физических сил подростков повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, проблемах «отцов и детей», росту взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать рост агрессивности и жестокости. Это убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения и т.д.

Крайние проявления кризисного состояния личности можно увидеть в росте количества самоубийств.

Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу. Тем более, что становление личности у подрастающего поколения происходит в рамках деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.

Главная цель: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

- формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;

- развитие знаний о гигиене;

- воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;

Программой курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.

Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.

Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,

При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы и методы учебной деятельности учащихся.

Ведущие методы:

словесный (лекция, беседа, дискуссия);

наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц);

частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

практический (выполнение практических работ, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

коллективные (лекция, беседа, дискуссия и т.п.);

групповые (обсуждение проблемы в группах и т.п.);

индивидуальные (тестирование, анкетирование и др.)

Основные средства обучения:

электронные учебные пособия;

теоретические материалы в электронном и печатном формате;

презентации;

видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

 


 

Содержание программы

Программа курса предусматривает теоретическое и практическое обучение по следующим разделам:

 

Введение (1 час) 

Что изучает валеология. Проблема здорового образа жизни. Понятие здоровья и его критерии. Понятие о здоровом образе жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.

Тест «Мой образ жизни». (Приложение I).

Раздел 1.Факторы здоровья (1 час)

Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, выделение факторов и их воздействия на организм человека. Образ жизни. Генетика, биология человека. Внешняя среда, природно – климатические условия. Здравоохранение.

Тест - анкета «Ориентация учащихся на здоровый образ жизни» (Приложение II)

Раздел 2. Опорно- двигательная система и ЗОЖ (2 часа)

Значение физических упражнений для формирования организма человека. (Приложение III). Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление и предупреждение.

Лабораторная работа № 1  «Выявление нарушений осанки  и плоскостопия» (Приложение IV)

Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ (2 часа)

Значение пищи и пищеварения. Экологически чистые продукты. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».

Культура питания.   Рациональное питание. Вред и польза диет.   Голодание. Христианский пост. Биодобавки.

Анкета «Правильно ли вы питаетесь?» (Приложение V)

Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ (2 часа)

Витамины в нашей жизни. Витамины А, В, С, Д. Переизбыток и недостаток витаминов в организме человека. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторная работа №2 «Обнаружение витаминов» (Приложение VI)

Лабораторная работа № 3 «Расчёт  калорийности пищи» (Приложение VII)

Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ (2 часа)

Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.

Стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации. Из какого материала выбирать одежду? Виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды. Одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Закаливание.

Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ (2 часа)

Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

Лабораторная работа №4 «Определение остроты слуха» (Приложение VIII)

Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика и ЗОЖ (2 часа)

Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых  состояний. Эмоции положительные  и  отрицательные.

Внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия. Способности – память, внимание, мышление и т.д.

Лабораторная работа №5 «Определение типа темперамента учащихся» (Приложение IX)

Раздел 8. Привычки (1 час)

Привычки вредные и полезные. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми.  Влияние вредных привычек  на внешний вид и самочувствие человека.

Анкета «Моё отношение к вредным привычкам» (Приложение X)

Раздел 9. Человек и природа (1 часа)

Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.

Лабораторная работа №6 «Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения» (Приложение XI)

Заключение (1 час)

Итоговое занятие «Круглый стол»

Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.


 

Тематический план

Раздел

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Раздел 1. Факторы здоровья

1

3.

Раздел 2. Опорно – двигательная система и ЗОЖ

2

4.

Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ

2

5.

Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ

2

6.

Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ.

2

7.

Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ

2

8.

Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение Психика и ЗОЖ

2

9.

Раздел 8. Привычки

1

10.

Раздел 9. Человек и природа

1

11.

Заключение

1

ИТОГО

17 часов

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные приемы по определению уровня здоровья;

    основные факторы, влияющие на состояние здоровья;

    основные способы сохранения и укрепления здоровья;

    методы преодоления психологического дискомфорта.

 

Учащиеся должны уметь:

  • применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;

    объяснять действия факторов среды на человека;

    обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;

    уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;

    уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.


 

Литература

Для учителя:

Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар.

Астана, 1996. – 144 с

Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва, 1992г.,- с.112.

Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.:

Издательский центр «Академия», . – 320 с.

Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.

Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы. – М., 1988.

Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002

 Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002


 

Для обучающихся:

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992

Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.

Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.


 

Интернет - ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/- Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов.

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

http://eorhelp.ru/ - Электронные образовательные ресурсы

http://www.youtube.com/


 


 


 


 


 


 


 


 

Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Основы здорового образа жизни»


 

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Содержание

Знания, умения, навыки

ЦОР и ЭОР

Лабораторная работа

 

Введение (1 час)

 

1.

Цели и задачи курса

1

Цели и задачи курса. Что изучает валеология. Проблема здорового образа жизни. Понятие здоровья и его критерии. Понятие о здоровом образе жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Бережное отношение к пожилым людям. Мой образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль. Тест «Мой образ жизни».

Знать: задачи и цели курса, основные понятия

Теоретический модуль «Понятие о здоровье и здоровом образе жизни»

http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=8


 

 

Раздел 1. Факторы здоровья (1 час)

 

2.

Факторы здоровья

1

Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, выделение факторов и их воздействия на организм человека. Образ жизни. Генетика, биология человека.

Тест - анкета «Ориентация учащихся на здоровый образ жизни»

Знать: определение и характеристику факторов, влияющих на здоровье человека.

Видеофильм «Какие факторы влияют на здоровье человека?» http://www.youtube.com/watch?v=VgTWgN2B56E


 

 

Раздел 2. Опорно- двигательная система и ЗОЖ (2 часа)

 

3.

Значение физических упражнений для формирования организма человека

1

Опорно – двигательная система. Физические упражнения и их значение для организма.

Знать: значение физических упражнений для организма человека.

Информационный модуль «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»

http://fcior.edu.ru/search.page?hps=10&hp=2&phrase=%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BD%D0%B0+%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE-+%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E+%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83

 

 

4.

В здоровом теле – здоровый дух.

1

Зарядка как фактор здоровья. Нарушение  осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.

Знать: причины нарушения осанки и плоскостопия и профилактику

Уметь: определять нарушения осанки и плоскостопия.

Теоретический модуль «Нарушение осанки и плоскостопия»

http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=4

Лабораторная работа № 1  «Выявление нарушений осанки  и плоскостопия»

   

Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ (2 часа)

 

5.

Еда - мой друг или враг?

1

Значение пищи и пищеварения. Экологически чистые продукты. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».

Культура питания.

Знать: значение пищи, пищевых продуктов, зависимость питания и пищевых нагрузок.

Теоретический модуль «Питательные вещества и пищевые продукты. Культура питания»

http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=7


 


 

 

6.

Диеты. 

1

Рациональное питание. Вред и польза диет.   Голодание. Христианский пост. Биодобавки

Анкета «Правильно ли вы питаетесь?»

Знать: режим питания, вред и пользу диет.

Уметь: определять режим питания

Практический модуль «Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B%5D=2


 

 

Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ (2 часа)

 

7.

Витамины в нашей жизни.

1

Витамины в нашей жизни. Витамины А, В, С, Д. Переизбыток и недостаток витаминов в организме человека.

Знать: какие витамины существуют и в каких продуктах они содержатся

Уметь: находить витамины в разных продуктах питания

Практический модуль «Обмен веществ и витамины» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=2&page=2

Лабораторная работа №2. «Обнаружение витаминов»

 

8.

Правильное питание - залог здоровья

1

Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Знать: нормы и режим питания, состав пищевых продуктов и их калорийность

Уметь: уметь подсчитывать калорийность продуктов

Теоретический модуль «Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=13

Лабораторная работа № 3. «Расчёт  калорийности пищи»

 

Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ (2 часа)

 

9.

Встречают по одёжке

1

Экология одежды - что надевать, как выбрать ткань, форму одежды

Знать: гигиенические требования к одежде и обуви

Уметь: анализировать свою повседневную одежду

     

10.

Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться.

1

Закаливание. Типы закаливания. Принципы закаливания. Способы закаливания

Знать: типы закаливания, принципы закаливания, способы закаливания

Презентация «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» http://eorhelp.ru/uchenicheskaya-prizentaciya-solnce-vozdux-i-voda-nashi-luchshie-druzya/

   

Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ (2 часа)

 

11.

Наши органы чувств.

1

Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

Знать: органы чувств и зависимость здоровья от состояния органов чувств

Онлайн - тестирование «Проверка остроты зрения» http://very2.ru/1345418128p/okulist/

   

12.

 Шум – медленный убийца.

1

Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму.

Знать: влияние шума на организм

Уметь: определять остроту слуха

 

Лабораторная работа №4. «Определение остроты слуха»

 

Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика и ЗОЖ (2 часа)

 

13.

Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней

1

Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых  состояний. Эмоции положительные  и  отрицатель

ные.

Знать: понятие «стресс», его последствия

     

14.

Познание самого себя


 

1

Внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия. Способности – память, внимание, мышление и т.д.

Знать: понятия память, внимание, мышление, типы темперамента

Уметь: определять типы темперамента, виды памяти, внимания, мышления

Практический модуль «Особенности психики человека» http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=19&class=8&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&moduletypes%5B1%5D=2&page=6

Лабораторная работа

http://mirbiologii.ru/opredelenie-tipa-temperamenta-laboratornaya-rabota-po-biologii-8-klassa.html

Лабораторная работа №5 «Определение типа темперамента учащихся»

 

Раздел 8. Привычки (1 час)

 

15.

Что такое хорошо и что такое плохо

1

Привычки вредные и полезные. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми.  Влияние вредных привычек  на внешний вид и самочувствие человека.

Анкета «Моё отношение к вредным привычкам»

Знать: всё про вредные и полезные привычки и их влияние на организм

Видеофильм «Вредные привычки» http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B8&fr=ws_p&gp=inet2amigo#s=%D0%9C%D0%BE%D0%B9%20%D0%9C%D0%B8%D1%80&sig=e6e2ce7934&d=1109256043

   
Раздел 9. Человек и природа (1 часа)  

16.

Природа и человек

1

Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.

Знать: экологические факторы и их влияние на наш организм

Уметь: определять экологические проблемы своей местности и находить пути решения этих проблем

Презентация «Медицинская экология. Экологические факторы окружающей среды» http://ppt4web.ru/ehkologija/medicinskaja-ehkologija-ehkologicheskie-faktory-okruzhajushhejj-sredy.html

Лабораторная работа № 6. «Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения»

 

Заключение (1 час)

 

17.

Круглый стол

«Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты»

1

Выводы учащихся о здоровом образе жизни и о данном курсе

         


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.