12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Двуличанская Анна Александровна54
Работаю учителем 32 года.
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
2

Программа факультативного курса по географии Каменского района "Природа родного края".

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 города Каменск-Шахтинский













ПРОГРАММА


факультативного курса по географии Каменского района

«Природа родного края»










Автор: Двуличанская Анна Александровна

учитель географии высшей

квалификационной категории













г. Каменск-Шахтинский

2021

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Природа родного края» разработана на основе авторской программы Эртель А.Б. «Краеведение с основами экологии», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №9 г. Каменск-Шахтинский.

Программа рассчитана на учащихся 8 класса.


Сроки реализации программы

Количество часов в год – 35

Количество часов в неделю – 1


Актуальность: в стандартах второго поколения особое внимание уделяется формированию нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Краеведение способно решить задачи по воспитанию патриотизма, гражданственности, любви к малой родине, экологического сознания.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.


Обоснование создания программы: необходимость создания программы обусловлено тем, что на изучение природы родного края в рамках регионального компонента отводится мало часов. Выполнение практических работ на местности, проведение наблюдений и экскурсий позволяют учащимся накапливать, расширять и углублять краеведческие знания. Опираясь на эти знания, учащиеся лучше усваивают общегеографические понятия, законы и закономерности. Экологические исследования позволяют заинтересовать школьников и дать возможность почувствовать сопричастность к большому серьезному делу по решению экологических проблем.


Отличительная особенность программы: программа направлена на формирование исследовательских умений и навыков


Цель программы: формирование знаний о природе родного края, воспитание патриотизма и любви к малой родине через исследовательскую деятельность.

Задачи:

сформировать знания о природных особенностях своей местности;

научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;

углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;

вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы своего края, её преобразованию и охране;

развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные

воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своего края;

развитие интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание человека данной территории, духовно связанного с ней, знающего и понимающего её проблемы, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своём регионе.

Метапредметные

формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, работать в коллективе;

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные

формирование целостного представления об особенностях природы и экологических проблемах Каменского района.


Характеристика ожидаемых результатов

Учащиеся должны

Знать:

- геологическое строение территории Каменского района;

- характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа Каменского района;

охраняемые территории родного края;

типы почв;

внутренние воды и климат своей местности;

виды растительных сообществ и животных своей местности;

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;

меры, необходимые для сохранения и защиты природы.

Уметь:

применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины;

находить и анализировать необходимую информацию о своем крае;

проводить наблюдения, эксперименты;

работать в группах;

решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности;

осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

готовить рефераты, мини-сочинения.


Описание используемых форм, методов, приемов обучения

комплексное исследование территории;

географическое описание;

наблюдение;

анкетирование;

проектирование;

составление компьютерных презентаций;

практические работы на местности.


Форма проверки результатов освоения программы

по каждому году обучения

Выставки, презентации, фотоальбомы, участие в конкурсах исследовательских работ


Содержание курса

Геологическая история и рельеф. Полезные ископаемые (7 часов)

Геологическое прошлое Каменского района. Геологическое строение территории района. Характерные черты рельефа. Природные и антропогенные формы рельефа. Современные рельефообразующие процессы на территории района. Полезные ископаемые Каменского района.

Практические работы:

1. Описание форм рельефа.

2.Сбор и составление коллекции горных пород своей местности.

3. Описание геологического обнажения.

Климат Каменского района (6 часов)

Характеристика основных метеорологических элементов Каменского района. Сезоны года. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края.

Практические работы:

1. Экскурсия на метеорологическую станцию города.

2. Организация наблюдений за погодой.

3. Построение графиков изменения температуры, осадков, розы ветров своей местности на основе личных наблюдений.

Воды Каменского района (4 часа)

Особенности подземных вод, реки Северский Донец и ее притоков, озер своей местности.

Практические работы:

1. Описание водных объектов по плану.

2. Оформление фотоальбома «Северский Донец»

Почвы Каменского района (2 часа)

Основные типы почв на территории района, условия их образования. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования.

Практические работы:

1.Определение механического состава почвы.

Растительный мир Каменского района (3 часа)

Зональная и интрозональная растительность нашей местности. Леса на территории Каменского района. Приспособление растений к климату нашей местности. Ядовитые растения.

Практические работы:

1.Составление гербария типичных для нашей местности растений.

Животный мир (3 часа)

Типичные животные Каменского района. Ядовитые животные.

Практические работы:

1.Составление презентации «Животные крупным планом».

Экологические проблемы (9 часов)

Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, ее последствия. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов нашей местности, их охрана.

Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу. Сохранение растительного и животного мира.

Растение и животные Каменского района, занесенные в Красную книгу.

Практические работы:

1. Оценка экологического состояния реки Северский Донец.

2. Оценка экологического состояния озера.

3. Благоустройство родников.

4. Оценка экологического состояния степи.

5. Оценка экологического состояния леса.

Памятники природы (1 час)

Уникальные природные объекты Каменского района.

Практические работы:

1. Составление презентации «Памятники природы Каменского района».



Учебно-тематический план

Всего – 35 часов

Наименование темы

Количество часов

Всего

Практических работ

Геологическая история и рельеф. Полезные ископаемые

7

3

Климат Каменского района


6

3

Воды Каменского района


4

2

Почвы Каменского района


2

1

Растительный мир Каменского района

3

1

Животный мир


3

1

Экологические проблемы


9

9

Памятники природы


1

1


Методическое обеспечение программы

Географические и геологические словари, электронный атлас ископаемых Каменского района Ростовской области под редакцией М.Н. Пуриковой, электронные тесты для закрепления, топографические карты.


Описание материально-технического оснащения

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации учителя, атласы Ростовской области, нивелир, рулетки, компасы, геологический молоток, гербарий, коллекция минералов, школьная метеостанция.

Литература

1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2010

2. Атлас Ростовской области.

3. Егоров А.И. Миллионы лет назад. Ростов-на-Дону, 1992

4. Нагорный Б.А. Твой край родной. Ростов-на-Дону, 1988

5. Попова Т.А. Мониторинг природной среды. Москва, 2005

6. Приваленко В.В. Геоэкологические и эколого-геохимические исследования в школьных кружках. Ростов-на-Дону, 1995




6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.