Программа факультативного курса в 6 классе «Мир живой природы. Мой Пермский край»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №111» г. Перми
Согласовано
Руководитель ШМО
Протокол №
от « » ________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс
Мой Пермский край
мир живой природы
6 класс
35 часов (1 часа в неделю)
Составитель:
Новикова Татьяна Анатольевна
учитель МАОУ «СОШ №111»
г. Пермь
2016 - 2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом концепции школьного биологического образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта. В программе учитывались современные подходы к школьному биологическому образованию.
Региональный курс «Мой родной Пермский край» мир живой природы, рекомендованный для изучения в 6 классе, связан с содержанием федерального курса школьной биологии, однако имеет оригинальный подход изучения материала в виде виртуальных экскурсий. Курс подробно знакомит учащихся с терминами и понятиями каждой экскурсии. Каждая экскурсия проходит в каком – нибудь биотопе Пермского края или на какой – то его территории. Сначала учащиеся узнают, что растёт в этом биотопе, а затем – кто здесь живёт. Таким образом, курс расширяет и дополняет знания, полученные на уроке биологии. Одновременно с этим биология – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае.
В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных компетенций. Региональный компонент биологического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя природных ценностей Пермского края. Курс является комплексным интегрированным, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включённость в жизнь своего города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.
Курс состоит из 10 экскурсий, рассчитан на 35 занятий.
Программа курса составлен для учащихся 6 класса МАОУ «СОШ № 111» города Перми, учитывает особенности географического положения школы. Реализуется в рамках муниципальной модели основного образования «Основная школа – пространство выбора».
Курс построен в виде ИКТ - презентаций по содержанию каждой экскурсии. Презентации являются обучающими, практиконаправленными. Содержат информацию не только представленную в учебном пособии, но и дополнительную по изучаемой теме. Материал в презентациях межпредметный, что расширяет знания учащихся по географии, литературе, истории. Помимо этого планируется проведение трёх экскурсий с выходом на место: экскурсия №1 в сосновый бор микрорайона «Пролетарский» Дзержинского района города Перми, экскурсия №2 в смешанный лес микрорайона Акуловский Дзержинского района города Перми, экскурсия №3 на заливные луга реки Гайва города Перми. В теме №5 экскурсия «Лиственный лес» заменена на экскурсию «Смешанный лес», т.к. смешанный лес микрорайона Акуловский Дзержинского района города Перми прилегает к территории школы, что даёт возможность её практического воплощения. Маршрут данной экскурсии приходится на зиму. В это время года в условиях города учебные экскурсии, как правило, не организуются, поэтому данная экскурсия будет по – своему интригующей и захватывающей.
Главной целью курса является формирование у школьников системы знаний о видовом разнообразии организмов в Пермском крае, видах, нуждающихся в защите и охране;
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её компонентами;
выяснить зависимость распространения видов от среды обитания;
оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал;
систематизировать знания о редких и исчезающих видах;
Развивающие:
развивать пространственное мышление учащихся;
научить применять биологические знания для объяснения и оценки различных процессов в природе Пермского края;
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к биологии;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы;
Воспитательные:
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе Пермского края и своего города;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке мини-проектов, сборе сведений, при подготовке материалов для исследовательских работ;
Общая характеристика учебного курса.
Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного курса.
Курс подробно знакомит учащихся с видовым составом живых организмов региона, их местами проживания, опираясь на новые и ранее изученные биологические понятия. Таким образом, он расширяет и дополняет знания, полученные на уроках биологии, и тесно с ней связан.
В настоящее время изучение краеведческого материала все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение курса Мой Пермский край мир живой природы. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные пособия курсов должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.
Мой Пермский край – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача данного курса заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь, каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, курс Мой Пермский край становится своеобразным дополнением курса биологии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным курсом дополнительного образования.
Изучение данного курса предполагает активное участие учащихся в исследовательской работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
В данном курсе предполагается изучение среды обитания, флоры, фауны, Пермского края в виде виртуальных и реальных экскурсий. Широко используются возможности местных биотопов на территории города Перми.
Изучение курса «Мой родной Пермский край» мир живой природы предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся. Данный курс рекомендуется в 6 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся биологии об особенностях природных компонентов.
Место курса «Мой родной Пермский край» мир живой природы в учебном плане.
Курс «Мой родной Пермский край» мир живой природы рассчитан на 35 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 6 классе из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения данного курса в 6 классе, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения биологическому краеведению Пермского края:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как части живой природы. Представление о Пермском крае как неотделимой части России. Осознание значимости и общности природных проблем готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать биологические знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Мой родной Пермский край» мир живой природы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли биологии в познании окружающего мира;
– освоение системы биологических знаний о видовом составе биотопов Пермского края, на основе которых формируется биологическое мышление учащихся;
– использование биологических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных природных проблем;
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Мой родной Пермский край» мир живой природы в 6 классе является следующие умения:
– понимать роль различных источников информации;
– знать особенности природы Пермского края и города Перми:
– формулировать причины изменений видового состава, происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки видов живых организмов;
– определять процессы, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– определять причинно-следственные связи при анализе экологических проблем;
– находить в различных источниках и анализировать информацию;
– составлять описания различных видов на основе анализа разнообразных источников информации;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать эколого – биологические знания для осуществления мер по охране природы;
Методические рекомендации и технологические подходы:
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, статистический.
А также используются различные формы обучения: практические работы, ИКТ-презентация, тест, кроссворды, экскурсии.
Содержание программы
Тема 1 (2 часа) Экскурсия 1. В горах
Урок 1. Что растёт в горах (1 час);
Урок 2. Кто в горах живёт (1 час) ;
Творческие работы:
1.Составление презентаций по видовому разнообразию растений Предуралья;
3.Составление виртуального маршрута путешествия по заповеднику «Вишерский»;
5.Составление теста «Узнай этих животных»;
Тема II (2 часа) Экскурсия 2. На болоте
Урок 1. Многообразие болот Пермского края. Способы выживания на болоте. (1 час);
Урок 2. Что на болотах растёт, и кто на болотах живёт (1 час);
Творческие работы:
1.Составление презентаций по видовому разнообразию растений и животных болот;
2. Составление виртуального маршрута путешествия по верховому болоту;
3. Составление карты рисунков целебных растений болот;
Практические работы:
Отработка приёмов спасения человека, тонущего в болоте.
Тема III (5 часов) Экскурсия 3. В сосновом лесу
Урок 1. Готовимся к экскурсии «В сосновом лесу» (1 час);
Урок 2. Экскурсия в сосновый бор микрорайона Пролетарский Дзержинского района г. Перми (3 часа);
Урок 3. Видовой состава экологической тропы соснового леса;(1 час)
Практические работы:
Составление маршрута экскурсии в сосновый бор микрорайона «Пролетарский».
Описание видового состава экологической тропы соснового леса.
Тема IY (3 часа) Экскурсия 4. В темнохвойном лесу
Урок 1. Что в лесу растёт, и кто в лесу живёт (1час)
Урок 2. Лес в творчестве русских писателей и художников (1час)
Творческие работы:
1. Лес в творчестве русских писателей и художников». Презентация работ художников и произведений поэтов и писателей;
Практическая работа:
1.Описание видового состава растений темнохвойного леса;
2.Составление карты ярусов темнохвойного леса животных и растений в рисунках;
Тема Y (5 часов) Экскурсия 5. В смешанном лесу
Урок 1. Составление маршрута экскурсии в смешанный лес микрорайона Акуловский(1 час)
Урок 2. Экскурсия по зимнему лесу микрорайона Акуловский г. Перми (2 часа)
Урок 3. Что в смешанном лесу растёт зимой(1 час)
Урок 4. Урок 5 .Кто в зимнем лесу живёт (1 час)
Творческие работы:
1.Составление презентаций по видовому разнообразию грибов;
2.Составление презентаций по видовому разнообразию животных лиственного леса;
3.Составление маршрута экскурсии в смешанный лес микрорайона «Акуловский»;
Практическая работа:
1.Зарисовка и определение следов на снегу;
2.Составление таблицы редких и исчезающих видов растений и животных лесов Пермского края ,c использованием Internt ресурсов;
Тема YI (2 часа) Экскурсия 6. На вырубках
Урок 1.Что на вырубках растёт, и кто на вырубках живёт (1 час)
Урок 2.Видовое разнообразие грибов(1 час)
Творческие работы:
1.Составление презентаций по видовому разнообразию грибов;
2.Составление презентаций по видовому разнообразию животных вырубок;
1.Составление таблицы «Морфологические признаки разных видов опят»;
Тема YII (5часов) Экскурсия 7. На лугу
Урок 1. Луга весной (5 часов)
Урок 2.Кто живёт на заливных лугах (1 час)
Практическая работа:
1.Экскурсия на реку Гайва г.Перми
Тема YIII (2часа) Экскурсия 8. В лесостепи
Урок 1.Что в лесостепи растёт (1 час)
Урок 2.Кто в лесостепи живёт (1 час)
Творческие работы:
1.Составление презентаций по видовому разнообразию грибов;
2.Составление презентаций по видовому разнообразию животных и растений;
3.Составление кроссвордов;
Практическая работа:
1.Составление таблицы «Представители хордовых лесостепи» ;
Тема IX (2 часа) Экскурсия 9. В реках и озёрах
Урок 1.Что растёт в воде, и кто в воде живёт (1 час)
Урок 2. Редкие виды живых организмов - водных обитателей (1 час)
Урок 3. Изучение особенностей строения костных рыб (1 час)
Творческие работы:
1.Составление презентаций по видовому разнообразию водных растений;
2. Составление презентаций по видовому разнообразию животных рек и озёр;
3. Составление кроссвордов;
Практическая работа:
1.Изучение особенностей строения костных рыб;
Тема X (1 час) Экскурсия 10. В городе
Урок 1.Что в городе растёт, и кто в городе живёт (1 час)
Творческие работы:
1.Составление презентаций по видовому разнообразию растений города Перми;
2.Составление презентаций по видовому разнообразию животных города Перми;
3 Составление кроссвордов;
Практическая работа:
1.Выявление влияния антропогенного фактора на жизнедеятельность организмов города Перми;
Тема XI (2 часа)
Урок 1. Защита проектов «Моя экскурсия по Пермскому краю» маршрут по выбору учащихся (1 час)
Урок 2. Защита проектов «Моя экскурсия по Пермскому краю » маршрут по выбору учащихся (1 час)
Тематический план курса «Мой Пермский край» мир живой природы
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Тема 1. Экскурсия 1. В горах (2 часа) |
||||
1 |
. Что растёт в горах |
1 |
1 |
|
2 |
Кто в горах живёт |
1 |
1 |
|
Тема 2. Экскурсия 2. На болоте (2 часа) |
||||
3 |
Многообразие болот Пермского края. Способы выживания на болоте. |
1 |
1 |
|
4 |
Что на болотах растёт, и кто на болотах живёт |
1 |
1 |
|
Тема 3 Экскурсия 3. В сосновом лесу (5 часов) |
||||
5 |
Готовимся к экскурсии «В сосновом лесу» |
1 |
1 |
|
6-8 |
Экскурсия в сосновый бор микрорайона Пролетарский Дзержинского района г. Перми (3 часа); |
3 |
3 |
|
9 |
Видовой состава экологической тропы соснового леса |
1 |
1 |
|
Тема 4 Экскурсия 4. В темнохвойном лесу (2 часа) |
||||
10 |
Что в лесу растёт, и кто в лесу живёт
|
1 |
1 |
|
11 |
Лес в творчестве русских писателей и художников . |
1 |
1 |
|
Тема 5 Экскурсия 5. В смешанном лесу (5 часов) |
||||
12 |
Составление маршрута экскурсии в смешанный лес микрорайона «Акуловский» г. Перми |
1 |
1 |
|
13,14 |
Экскурсия по зимнему лесу микрорайона «Акуловский» г. Перми |
2 |
2 |
|
15 |
Что в смешанном лесу растёт зимой |
1 |
1 |
|
16 |
Кто в зимнем лесу живёт |
1 |
1 |
|
Тема 6 Экскурсия 6. На вырубках (2часа) |
||||
17 |
Что на вырубках растёт, и кто на вырубках живёт |
1 |
1 |
|
18 |
Видовое разнообразие грибов |
1 |
1 |
|
Тема 7 Экскурсия 7. На лугу (5 часов) |
||||
19-22 |
Луга весной. Экскурсия на заливные луга реки Гайва г.Перми |
4 |
4 |
|
23 |
Кто живёт на заливных лугах |
1 |
1 |
|
Тема 8 Экскурсия 8. В степи (2 часа) |
||||
24 |
Что в лесостепи растёт |
1 |
1 |
|
25 |
Кто в лесостепи живёт |
1 |
1 |
|
Тема 9 Экскурсия 9. В реках и озёрах (3 часа) |
||||
26 |
Что растёт в воде, и кто в воде живёт |
1 |
1 |
|
27 |
Редкие виды живых организмов - водных обитателей |
1 |
1 |
|
28 |
Изучение особенностей строения костных рыб |
1 |
1 |
|
Тема10 Экскурсия 10. В городе (3 часа) |
||||
29 |
Что в городе растёт, и кто в городе живёт |
1 |
1 |
|
30 -31 |
Экскурсия по улицам микрорайонов «Комсомольский» и «Железнодорожный» |
2 |
2 |
|
Тема 11 Защита проектов «Моя экскурсия по Пермскому краю (3 часа) |
||||
32-34 |
Защита проектов «Моя экскурсия по Пермскому краю» маршрут по выбору учащихся |
3 |
3 |
|
35 |
Резерв (1 час) |
|||
Итого |
35 |
13 |
22 |
Учебно-методическое обеспечение.
Рабочая программа
Т.А. Новикова Авторская программа Мой Пермский край мир живой природы2016 г, г. Пермь
Учебно-методические пособия для учащихся
1.Е.Г.Ефимик,А.И.Шепель,Л.Г.Переведенцева,С.Л.Есюнин,В.В.Жук,…Учебное пособие для 6 класса Мой Пермский край мир живой природы, Екатеринбург «Уральский рабочий»2016 г
Литература
Березина В.А. Дополнительное образование детей в России – М., 2007 г.
Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу 1999г.
Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу, 2001г – М, 2001 г.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «Требования к содержанию
и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
5. «Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.
Учебно-методическая поддержка курса.
Интернет сайт: http://www. .perm1.ru