Рабочая программа факультативного курса по географии «Знай свой край» (8 класс)
Пояснительная записка
Особенностью курса «Знай свой край» для учащихся 8 класса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, учащиеся должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.
Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения географии Ростовской области, создания неповторимого образа территории.
Курс основан на содержании региональной программы «География Ростовской области», рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 35 часа).
Данный курс способствует развитию навыков картографического, математического, статистического методов обработки географической информации. В процессе реализации программы курса используются элементы развивающих, адаптивных технологий, словесные, наглядные, практические методы обучения, групповая работа, беседа, рассказ учителя, работа с компьютером.
Цели курса:
формирование у учащихся информационной компетенции;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), формирование коммуникативной компетенции;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
формирование у обучаемых творческого мышления;
воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности;
Задачи курса:
развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать и получать необходимую информацию;
формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
овладение практическими навыками работы в прикладных программах;
закрепление и расширение знаний по теме «География Ростовской области»;
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
формирование критического мышления, навыков работы в группе.
Задачи решаются посредством:
выбора заданий различного уровня сложности для самостоятельной работы;
использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);
Содержание программы направлено на приобретения умений в использовании информационных технологий для работы в сети интернет и получения навыков обработки информации при изучении курса Географии Ростовской области.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Участие в проектной деятельности. Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из сети - интернет, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география Ростовской области»;
традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов;
численность и динамику населения муниципальных образований Ростовской области, их этнографическую специфику;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства региона;
особенности современного геополитического положения Ростовской области.
Учащиеся должны уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов;
применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных;
составлять комплексную географическую характеристику региона.
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
История формирования Ростовской области |
3 |
3 |
Географическое положение Ростовской области |
4 |
4 |
Население |
4 |
5 |
Промышленность |
12 |
6 |
ЮФО Итого: |
11 35 |
Календарно – тематическое планирование 8 классы ( факультативный курс)
№ |
Дата По По плану факту |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обуч-ся |
Измерители Вид контроля |
д/з |
|
1. |
6.09 |
Введение |
1 |
Вводный урок |
География как наука. Источники географических знаний для изучения Ростовской области. |
Вводная беседа |
||||
2-3-4. |
13.09 20.09 27.09 |
История формирования Ростовской области |
История формирования территории Ростовской области |
3 |
Урок изучения нового материала |
Ростовская область– формирование территориив Российском государстве. Специфика природы и ресурсный потенциал. . Основные историко-географические этапы формирования района |
Знать: географические и экономические районы, где располагается Ростовская область, периоды изменения территории. Уметь; показывать территорию области |
Фронтальный устный опрос |
презентации |
|
5-6. |
4.10 11.10 |
Географическое положение Ростовской области |
Географическое положение Ростовской области |
2 |
Урок актуализации знаний и умений |
Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Южное положение района, |
Знать: структуру хозяйства страны изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; причины изменений; условия и факторы размещения предприятий; географические и экономические районы. |
Индивидуально устный опрос |
презентации |
|
7. |
18.10 |
Соседи первого и второго порядка Ростовской области |
1 |
Урок актуализации знаний и умений |
Административно-политическое устройство. Субъект. конституция |
Знать: структуру Административно-политическое устройства области. |
Фронтальный устный опрос |
|||
8. |
25.10 |
Соседи и границы: в чем выгода Ростовской области? |
1 |
Урок изучения нового материала |
Административно-политическое устройство, экономические отношения. |
Знать: структуру Административно-политическое устройства области. Уметь: работать с картой и дополнительными источниками(сетью Интернет) |
Индивидуально устный опрос |
|||
9. |
8.11 |
Население |
Особенности территории и населения региона |
1 |
Урок актуализации знаний и умений |
Ростовская область– район древнего заселения. города, качество жизни населения. |
Знать: Особенности территории и населения региона Уметь: работать с демографической картой. |
Индивидуально устный опрос |
||
10-11 |
15.11 22.11 |
Этнический состав населения Ростовской области |
2 |
Урок актуализации знаний и умений |
Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, межнациональные проблемы. Качество жизни населения. |
Знать Структура населения, традиции, культура Этнический состав населения Ростовской области |
Фронтальный устный опрос |
презентации |
||
12 |
29.11 |
Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области |
1 |
Урок актуализации знаний и умений |
Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. |
Знать Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области, Специфика расселения |
Фронтальный устный опрос |
|||
13-14-15 |
6.12 13.12 20.12 |
Промышленность |
Промышленность районов Ростовской области |
3 |
Урок актуализации знаний и умений |
Структура промышленности |
Знать: периоды развития отраслей промышленности Ростовской области. |
Фронтальный устный опрос |
||
16-17 |
27.12 10.01 |
Взаимосвязь межотраслевых комплексов в региона |
2 |
Урок актуализации знаний и умений |
Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами |
Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. |
Фронтальный устный опрос |
|||
18 |
17.01 |
Отраслевой состав предприятий Ростовской области |
1 |
Урок-практикум |
Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. |
Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. |
Фронтальный устный опрос |
презентации |
||
19-20 |
24.01 31.01 |
Инфраструктура Ростовской области: проблемы и перспективы |
2 |
Урок-практикум |
Состав инфраструктурного комплекса, особенности отраслей, в него входящих. Роль третичного сектора в экономике Ростовской области и проблемы его развития. |
Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. |
Фронтальный устный опрос |
|||
21 |
7.02 |
Влияние природно-климатических условий на транспорт. |
1 |
Урок актуализации знаний и умений |
Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Важнейшие транспортные магистрали и узлы Транспорт и окружающая среда |
Знать. Важнейшие транспортные магистрали и узлы Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.. |
Фронтальный устный опрос |
|||
22 |
14.02 |
Перспективы развития транспорта в Ростовской области |
1 |
Урок актуализации знаний и умений |
Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Перспективы развития отрасли. |
Знать Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Перспективы развития отрасли. значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. |
Фронтальный устный опрос |
|||
23 |
21.02 |
Городской транспорт. Транспортная схема города Азова |
1 |
Урок-практикум |
Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Важнейшие транспортные магистрали и узлы |
Знать значение, состав отрасли,. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. |
Фронтальный устный опрос |
|||
24-25 |
28.02 7.03 |
Презентация «Межотраслевой комплекс» |
2 |
Урок актуализации знаний и умений |
Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами |
Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. |
Фронтальный устный опрос |
презентации |
||
26-27 |
14.03 21.03 |
Презентация ««Визитная карточка рекреационного хозяйства региона» |
2 |
Урок изучения нового материала |
География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в Ростовской области.рекреационные ресурсы. |
Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.. |
Фронтальный устный опрос |
презентации |
||
28 |
4.04 |
юфо |
Площадь территории субъектов Южного Федерального округа |
1 |
Урок актуализации знаний и умений |
Области, республики, края. |
Знать: названия субъктов ЮФО, расположение на карте Росси, площадь территории. Уметь: работать с картой. |
Фронтальный устный опрос |
||
29-30 |
11.04 18.04 |
Мультимедийная презентация «Визитная карточка региона» |
2 |
Урок актуализации знаний и умений |
Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Место Ростовской области на экономической карте России. |
Уметь : определять отрасли специализации региона по статистической таблице. |
Фронтальный устный опрос |
презентации |
||
31-32-33 |
25.04 2.05 16.05 |
Крупнейшие города региона |
3 |
Урок обобщающего повторения |
Ростов-на-Дону, Шахты. Волгодонск. Таганрог, Азов, Батайск, Старочеркасск, Новочеркасск и др |
Знать : наиболее крупные и зкономически выделяющиеся города области. Уметь: составлять мультимедийные презентации по заданной теме, применять полученные знания, умения и навыки для решения проблемных задач разной степени сложности (в зависимости от уровня обучения). |
Фронтальный устный опрос |
презентации |
||
34-35 |
23.05 30.05 |
Рекламный буклет городов региона |
2 |
Урок обобщающего повторения |
Ростов-на-Дону, Шахты. Волгодонск. Таганрог, Азов, Батайск, Старочеркасск, Новочеркасск и др. рекреационное хозяйство, достопримечательности. Шолохов. |
Знать : наиболее крупные и зкономически выделяющиеся города области. Уметь используя карты атласа и дополнительные материалы составлять рекламные буклеты. |
Фронтальный устный опрос |
презентации |