Рабочая программа факультативного курса по географии «Знай свой край» (8 класс)

17
0
Материал опубликован 11 November 2016 в группе

Пояснительная записка

Особенностью курса «Знай свой край» для учащихся 8 класса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, учащиеся должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения географии Ростовской области, создания неповторимого образа территории.

Курс основан на содержании региональной программы «География Ростовской области»,  рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 35 часа).

Данный курс способствует развитию навыков картографического, математического, статистического методов обработки географической информации. В процессе реализации программы курса используются элементы развивающих, адаптивных технологий, словесные, наглядные, практические методы обучения, групповая работа, беседа, рассказ учителя, работа с компьютером.

Цели курса:

формирование у учащихся информационной компетенции;

приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), формирование коммуникативной компетенции;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;

формирование у обучаемых творческого мышления;

воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности;

Задачи курса:

развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать и получать необходимую информацию;

формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;

овладение практическими навыками работы в прикладных программах;

закрепление и расширение знаний по теме «География Ростовской области»;

формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

формирование критического мышления, навыков работы в группе.


Задачи решаются посредством:

выбора заданий различного уровня сложности для самостоятельной работы;

использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);

Содержание программы направлено на приобретения умений в использовании информационных технологий для работы в сети интернет и получения навыков обработки информации при изучении курса Географии Ростовской области.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность  совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Участие в проектной деятельности. Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из сети - интернет, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Учащиеся должны знать:

основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география Ростовской области»;

традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов;

численность и динамику населения муниципальных образований Ростовской области, их этнографическую специфику;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства региона;

особенности современного геополитического положения Ростовской области.

Учащиеся должны уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов;

применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных;

составлять комплексную географическую характеристику региона.


 


 

 

 

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

История формирования Ростовской области

3

3

Географическое положение Ростовской области

4

4

Население

4

5

Промышленность

12

6

ЮФО

Итого:

11

35

 

 

 

 

 


 


 


 

 


 


 


 


 

Календарно – тематическое планирование 8 классы ( факультативный курс)

Дата

По По

плану факту

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обуч-ся

Измерители

Вид контроля

д/з

1.

6.09

 

Введение

 

1

Вводный урок

География как наука. Источники географических знаний для изучения Ростовской области.

 

Вводная беседа

 

2-3-4.

13.09

20.09

27.09

 

История формирования Ростовской области

История формирования территории Ростовской области

3

Урок изучения нового материала

Ростовская область– формирование территориив Российском государстве. Специфика природы и ресурсный потенциал. . Основные историко-географические этапы формирования района

Знать: географические и экономические районы, где располагается Ростовская область, периоды изменения территории.

Уметь; показывать территорию области

Фронтальный устный опрос

презентации

5-6.

4.10

11.10

 

Географическое положение Ростовской области

Географическое положение Ростовской области

2

Урок актуализации знаний и умений

Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Южное положение района,

Знать: структуру хозяйства страны изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; причины изменений; условия и факторы размещения предприятий; географические и экономические районы.

Индивидуально устный опрос

презентации

7.

18.10

   

Соседи первого и второго порядка Ростовской области

1

Урок актуализации знаний и умений

Административно-политическое устройство. Субъект. конституция

Знать: структуру Административно-политическое устройства области.

Фронтальный устный опрос

 

8.

25.10

   

Соседи и границы: в чем выгода Ростовской области?

1

Урок изучения нового материала

Административно-политическое устройство, экономические отношения.

Знать: структуру Административно-политическое устройства области.

Уметь: работать с картой и дополнительными источниками(сетью Интернет)

Индивидуально устный опрос

 

9.

8.11

 

Население

Особенности территории и населения региона

1

Урок актуализации знаний и умений

Ростовская область– район древнего заселения. города, качество жизни населения.

Знать: Особенности территории и населения региона

Уметь: работать с демографической картой.

Индивидуально устный опрос

 

10-11

15.11

22.11

   

Этнический состав населения Ростовской области

2

Урок актуализации знаний и умений

Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, межнациональные проблемы. Качество жизни населения.

Знать Структура населения, традиции, культура Этнический состав населения Ростовской области

Фронтальный устный опрос

презентации

12

29.11

   

Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области

1

Урок актуализации знаний и умений

Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни.

Знать Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области, Специфика расселения

Фронтальный устный опрос

 

13-14-15

6.12

13.12

20.12

 

Промышленность

Промышленность районов Ростовской области

3

Урок актуализации знаний и умений

Структура промышленности

Знать: периоды развития отраслей промышленности Ростовской области.

Фронтальный устный опрос

 

16-17

27.12

10.01

   

Взаимосвязь межотраслевых комплексов в региона

2

Урок актуализации знаний и умений

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами

Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.

Фронтальный устный опрос

 

18

17.01

   

Отраслевой состав предприятий Ростовской области

1

Урок-практикум

Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения.

Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.

Фронтальный устный опрос

презентации

19-20

24.01

31.01

   

Инфраструктура Ростовской области: проблемы и перспективы

2

Урок-практикум

Состав инфраструктурного комплекса, особенности отраслей, в него входящих. Роль третичного сектора в экономике Ростовской области и проблемы его развития.

Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли.

Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.

Фронтальный устный опрос

 

21

7.02

   

Влияние природно-климатических условий на транспорт.

1

Урок актуализации знаний и умений

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Важнейшие транспортные магистрали и узлы Транспорт и окружающая среда

Знать. Важнейшие транспортные магистрали и узлы

Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли..

Фронтальный устный опрос

 

22

14.02

   

Перспективы развития транспорта в Ростовской области

1

Урок актуализации знаний и умений

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Перспективы развития отрасли.

Знать Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Перспективы развития отрасли. значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли

Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.

Фронтальный устный опрос

 

23

21.02

   

Городской транспорт. Транспортная схема города Азова

1

Урок-практикум

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Важнейшие транспортные магистрали и узлы

Знать значение, состав отрасли,.

Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.

Фронтальный устный опрос

 

24-25

28.02

7.03

   

Презентация «Межотраслевой комплекс»

2

Урок актуализации знаний и умений

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами

Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли.

Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.

Фронтальный устный опрос

презентации

26-27

14.03

21.03

   

Презентация ««Визитная карточка рекреационного хозяйства региона»

2

Урок изучения нового материала

География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в Ростовской области.рекреационные ресурсы.

Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли.

Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли..

Фронтальный устный опрос

презентации

28

4.04

 

юфо

Площадь территории субъектов Южного Федерального округа

1

Урок актуализации знаний и умений

Области, республики, края.

Знать: названия субъктов ЮФО, расположение на карте Росси, площадь территории.

Уметь: работать с картой.

Фронтальный устный опрос

 

29-30

11.04

18.04

   

Мультимедийная презентация «Визитная карточка региона»

2

Урок актуализации знаний и умений

Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Место Ростовской области на экономической карте России.

Уметь : определять отрасли специализации региона по статистической таблице.

Фронтальный устный опрос

презентации

31-32-33

25.04

2.05

16.05

   

Крупнейшие города региона

3

Урок обобщающего повторения

Ростов-на-Дону, Шахты. Волгодонск. Таганрог, Азов, Батайск, Старочеркасск, Новочеркасск и др

Знать : наиболее крупные и зкономически выделяющиеся города области.

Уметь: составлять мультимедийные презентации по заданной теме, применять полученные знания, умения и навыки для решения проблемных задач разной степени сложности (в зависимости от уровня обучения).

Фронтальный устный опрос

презентации

34-35

23.05

30.05

   

Рекламный буклет городов региона

2

Урок обобщающего повторения

Ростов-на-Дону, Шахты. Волгодонск. Таганрог, Азов, Батайск, Старочеркасск, Новочеркасск и др. рекреационное хозяйство, достопримечательности. Шолохов.

Знать : наиболее крупные и зкономически выделяющиеся города области.

Уметь используя карты атласа и дополнительные материалы составлять рекламные буклеты.

Фронтальный устный опрос

презентации

 

Комментарии
Комментариев пока нет.