12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кушнарева Татьяна Николаевна59887 Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки» |
Рабочая программа факультативного курса по географии «Знай свой край»
Пояснительная записка
Особенностью курса «Знай свой край» для учащихся 8 класса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, учащиеся должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.
Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения географии Ростовской области, создания неповторимого образа территории.
Курс основан на содержании региональной программы «География Ростовской области», рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 35 часа).
Данный курс способствует развитию навыков картографического, математического, статистического методов обработки географической информации. В процессе реализации программы курса используются элементы развивающих, адаптивных технологий, словесные, наглядные, практические методы обучения, групповая работа, беседа, рассказ учителя, работа с компьютером.
Цели курса:
формирование у учащихся информационной компетенции;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), формирование коммуникативной компетенции;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
формирование у обучаемых творческого мышления;
воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности;
Задачи курса:
развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать и получать необходимую информацию;
формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
овладение практическими навыками работы в прикладных программах;
закрепление и расширение знаний по теме «География Ростовской области»;
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
формирование критического мышления, навыков работы в группе.
Задачи решаются посредством:
выбора заданий различного уровня сложности для самостоятельной работы;
использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);
Содержание программы направлено на приобретения умений в использовании информационных технологий для работы в сети интернет и получения навыков обработки информации при изучении курса Географии Ростовской области.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Участие в проектной деятельности. Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из сети - интернет, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география Ростовской области»;
традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов;
численность и динамику населения муниципальных образований Ростовской области, их этнографическую специфику;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства региона;
особенности современного геополитического положения Ростовской области.
Учащиеся должны уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов;
применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных;
составлять комплексную географическую характеристику региона.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | История формирования Ростовской области | 3 |
3 | Географическое положение Ростовской области | 4 |
4 | Население | 4 |
5 | Промышленность | 12 |
6 | ЮФО Итого: | 11 35 |
Календарно – тематическое планирование 8 классы ( факультативный курс)
№ | Дата По По плану факту | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обуч-ся | Измерители Вид контроля | д/з | |
1. | 6.09 | Введение | 1 | Вводный урок | География как наука. Источники географических знаний для изучения Ростовской области. | Вводная беседа | ||||
2-3-4. | 13.09 20.09 27.09 | История формирования Ростовской области | История формирования территории Ростовской области | 3 | Урок изучения нового материала | Ростовская область– формирование территориив Российском государстве. Специфика природы и ресурсный потенциал. . Основные историко-географические этапы формирования района | Знать: географические и экономические районы, где располагается Ростовская область, периоды изменения территории. Уметь; показывать территорию области | Фронтальный устный опрос | презентации | |
5-6. | 4.10 11.10 | Географическое положение Ростовской области | Географическое положение Ростовской области | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Южное положение района, | Знать: структуру хозяйства страны изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; причины изменений; условия и факторы размещения предприятий; географические и экономические районы. | Индивидуально устный опрос | презентации | |
7. | 18.10 | Соседи первого и второго порядка Ростовской области | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Административно-политическое устройство. Субъект. конституция | Знать: структуру Административно-политическое устройства области. | Фронтальный устный опрос | |||
8. | 25.10 | Соседи и границы: в чем выгода Ростовской области? | 1 | Урок изучения нового материала | Административно-политическое устройство, экономические отношения. | Знать: структуру Административно-политическое устройства области. Уметь: работать с картой и дополнительными источниками(сетью Интернет) | Индивидуально устный опрос | |||
9. | 8.11 | Население | Особенности территории и населения региона | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Ростовская область– район древнего заселения. города, качество жизни населения. | Знать: Особенности территории и населения региона Уметь: работать с демографической картой. | Индивидуально устный опрос | ||
10-11 | 15.11 22.11 | Этнический состав населения Ростовской области | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, межнациональные проблемы. Качество жизни населения. | Знать Структура населения, традиции, культура Этнический состав населения Ростовской области | Фронтальный устный опрос | презентации | ||
12 | 29.11 | Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. | Знать Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области, Специфика расселения | Фронтальный устный опрос | |||
13-14-15 | 6.12 13.12 20.12 | Промышленность | Промышленность районов Ростовской области | 3 | Урок актуализации знаний и умений | Структура промышленности | Знать: периоды развития отраслей промышленности Ростовской области. | Фронтальный устный опрос | ||
16-17 | 27.12 10.01 | Взаимосвязь межотраслевых комплексов в региона | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами | Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. | Фронтальный устный опрос | |||
18 | 17.01 | Отраслевой состав предприятий Ростовской области | 1 | Урок-практикум | Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. | Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. | Фронтальный устный опрос | презентации | ||
19-20 | 24.01 31.01 | Инфраструктура Ростовской области: проблемы и перспективы | 2 | Урок-практикум | Состав инфраструктурного комплекса, особенности отраслей, в него входящих. Роль третичного сектора в экономике Ростовской области и проблемы его развития. | Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. | Фронтальный устный опрос | |||
21 | 7.02 | Влияние природно-климатических условий на транспорт. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Важнейшие транспортные магистрали и узлы Транспорт и окружающая среда | Знать. Важнейшие транспортные магистрали и узлы Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.. | Фронтальный устный опрос | |||
22 | 14.02 | Перспективы развития транспорта в Ростовской области | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Перспективы развития отрасли. | Знать Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Перспективы развития отрасли. значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. | Фронтальный устный опрос | |||
23 | 21.02 | Городской транспорт. Транспортная схема города Азова | 1 | Урок-практикум | Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Важнейшие транспортные магистрали и узлы | Знать значение, состав отрасли,. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. | Фронтальный устный опрос | |||
24-25 | 28.02 7.03 | Презентация «Межотраслевой комплекс» | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами | Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли. | Фронтальный устный опрос | презентации | ||
26-27 | 14.03 21.03 | Презентация ««Визитная карточка рекреационного хозяйства региона» | 2 | Урок изучения нового материала | География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в Ростовской области.рекреационные ресурсы. | Знать значение, состав отрасли, факторы размещения и особенности размещения производства, проблемы и перспективы развития отрасли. Уметь использовать карту для иллюстрации особенностей отрасли.. | Фронтальный устный опрос | презентации | ||
28 | 4.04 | юфо | Площадь территории субъектов Южного Федерального округа | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Области, республики, края. | Знать: названия субъктов ЮФО, расположение на карте Росси, площадь территории. Уметь: работать с картой. | Фронтальный устный опрос | ||
29-30 | 11.04 18.04 | Мультимедийная презентация «Визитная карточка региона» | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Место Ростовской области на экономической карте России. | Уметь : определять отрасли специализации региона по статистической таблице. | Фронтальный устный опрос | презентации | ||
31-32-33 | 25.04 2.05 16.05 | Крупнейшие города региона | 3 | Урок обобщающего повторения | Ростов-на-Дону, Шахты. Волгодонск. Таганрог, Азов, Батайск, Старочеркасск, Новочеркасск и др | Знать : наиболее крупные и зкономически выделяющиеся города области. Уметь: составлять мультимедийные презентации по заданной теме, применять полученные знания, умения и навыки для решения проблемных задач разной степени сложности (в зависимости от уровня обучения). | Фронтальный устный опрос | презентации | ||
34-35 | 23.05 30.05 | Рекламный буклет городов региона | 2 | Урок обобщающего повторения | Ростов-на-Дону, Шахты. Волгодонск. Таганрог, Азов, Батайск, Старочеркасск, Новочеркасск и др. рекреационное хозяйство, достопримечательности. Шолохов. | Знать : наиболее крупные и зкономически выделяющиеся города области. Уметь используя карты атласа и дополнительные материалы составлять рекламные буклеты. | Фронтальный устный опрос | презентации |