Материал на проверке

Программа "Финансовая грамотность"

1
0
Материал опубликован 4 March

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Филиал «Лесная средняя общеобразовательная школа»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьянская средняя общеобразовательная школа»





РАССМОТРЕНА «

педагогическим советом Директор

(протокол № _ от )


УТВЕРЖДЕНА

Директор_______Куприенко Н.М. Приказ №____от «___»______2021 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

на 2021 – 2022 учебный год

(5-9 кл.)







Составитель: учитель истории и обществознания

Фендель Ирина Евгеньевна

















с. Лесное – 2021



Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

НАЯ Содержание курса

5 класс (34 часа)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность


6 класс (34 часа)

Раздел 1. Основная проблема экономики

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

Познавательная беседа «Частная собственность».

Раздел 3. Формы организации бизнеса

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».

Раздел 11. Проектная деятельность

Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».


7 класс (34 часа)

Раздел 1. Личное финансовое планирование

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?».

Раздел 2. Финансы и кредит

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Инвестиции

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды».

Раздел 5. Страхование

Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Раздел 6. Пенсии

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»


8 класс (34 часа)

Раздел 1. Потребительская культура

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Раздел 2. Потребитель и закон

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3. Потребитель – король на рынке

Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Раздел 4. Куда уходят деньги?

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 5. Информация для потребителя

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает».

Раздел 6. Искусство покупать

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Раздел 10. Защита проектов


9 класс (34 часа)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?».

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»

Раздел 3. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?».

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?».

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»


Календарно-тематическое планирование

5 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

2



3-4

Семья как потребитель.

2



5-6

Хозяйственная деятельность семьи.

2



7-8

Потребности человека и семьи.

2



9-10

Элементы семейного хозяйства.

2



11-12

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

2



13-14

Что такое бюджет семьи.

2



15-16

Что кладут в потребительскую корзину.

2



17-18

Доходы и расходы семьи.

2



19-20

Бюджет семьи.

2



21-22

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

2



23-24

Банковская карта Виды банковских карт.

2



25-26

Как умно управлять своими деньгами.

2



27-28

Как сделать сбережения.

2



29-30

Кредиты. Виды кредитов.

2



31-32

Налоги.

2



33-34

Социальные пособия.

2




Календарно-тематическое планирование

6 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

1-2

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

2



3-4

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

2



5-6

Финансовое благополучие семьи.

2



7-8

Бюджет семьи.

2



9-10

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

2



11-12

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

2



13-14

Купля – продажа. Товары и услуги.

2



15-16

Виды торговли. Типы магазинов.

2



17-18

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

2



19-20

Виды торговли.

2



21-22

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги.

2



23-24

Пластиковые карты. Правила пользования.

2



25-26

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

2



27-28

Что такое пенсия.

2



29-30

Услуги службы занятости населению.

2



31-32

Налоговая система РФ

2



33-34

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

2




Календарно-тематическое планирование

7 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

1-2

Роль денег в нашей жизни.

2



3-4

Структура доходов семьи.

2



5-6

Зарплата как источник дохода.

2



7-8

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

2



9-12

Составление, анализ семейного бюджета.

4



13-14

Что такое финансовое мошенничество.

2



15-16

Фальшивые деньги. Тест.

2



17-18

Кредиты. Виды кредитов.

2



19-20

Микрофинансовые кооперативы.

2



21-22

Банковская карта.

2



23-24

Кредитная карта.

2



25-26

Возможности банковской карты.

2



27-28

Социальные службы.

2



29-30

Пенсионная система РФ.

2



31-32

Налоговая система РФ.

2



33-34

Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест.

2




Календарно-тематическое планирование

8 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

1-2

Деньги. Виды денег.

2



3-4

Банки. История развития банков.

2



5-6

Денежные переводы, счета и вклады. Тест.

2



7-8

Кредитные продукты.

2



9-10

Виды кредитов и их свойства.

2



11-12

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

2



13-14

Что такое кредитная история.

2



15-16

Микрофинансовые организации.

2



17-18

Инфляция. Причины и последствия.

2



19-20

Что такое страхование, как оно работает.

2



21-22

Мошенничество на финансовых рынках.

2



23-24

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

2



25-26

Личный и семейный бюджет

2



27-28

Цели планирования составление плана.

2



29-30

Информационное общество. Портал государственных услуг.

2



31-32

Подоходный налог. Налог на имущество.

2



33-34

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?

2




Календарно-тематическое планирование

9 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

1

Современные деньги России и других стран.

1



2-3

Практическая работа. Деньги. Тест.

2



4

Структура доходов семьи.

1



5

Зарплата как источник дохода.

1



6

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России.

1



7

Структура семейных расходов.

1



8

Контроль семейных расходов.

1



9

Практическая работа. Контроль семейных расходов.

1



10

Что такое семейный бюджет.

1



11

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1



12

Составление, семейного бюджета.

1



13-14

Практическая работа. Составление, семейного бюджета.

2



15

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1



16

Что такое финансовое мошенничество.

1



17

Фальшивые деньги. Тест.

1



18

Что такое пенсия.

1



19

Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии.

1



20

Банки и их функции.

1



21-22

Договор банковского вклада и банковского счёта.

2



23

Банковский кредит и условия его предоставления.

1



24

Банковские карты. Виды банковских карт.

1



25-26

Практическая работа. Банковские карты.

2



27

Практическая работа. Банковские карты. Зачет.

1



28

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1



29

Практическая работа. Налог. Тест.

1



30

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1



31

Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин.

1



32

Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.

1



33

Что нужно знать при оформлении на работу.

1



34

Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт.

1






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.