Программа внеурочной деятельности для 3 класса «Финансовая грамотность»
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Эрудит»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № 210 от 30.08 2017г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Финансовая грамотность» для 3 «Б» класса
начального общего образования по УМК «Школа России»
на 2017-2018 учебный год
Ташкиновой Елены Анатольевны,
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании МО учителей начальных классов
протокол № 4
« 28»августа 2017 г.
руководитель МО ____________В. Ф. Убогова
Принята
на заседании методического совета
протокол № 4
от « 29 » августа 2017 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2017
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2,3, классов составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
2. Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3, классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)
3. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4
Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4
*проводить элементарные финансовые расчеты.
4. Содержание учебного предмета.
2.3 классы.
Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которойребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Следующая темапрограммы«Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
5. Календарно – тематическое планирование 2,3 класс
№ п/п |
Дата прове дения |
Тема, количество часов |
Базовые понятия |
Базовые знания |
Личностные характеристики и установки |
Умения |
Компетенции |
Формы учебной деятельности, осуществляемые на занятиях. |
Обмен и деньги (8 часов) |
||||||||
1-2 |
Что такое деньги и откуда они взялись 2 часа |
Товар. Деньги. Виды денег.Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. |
Виды денег: наличные, безналичные. |
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. |
Различать виды денег |
Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. |
Общее обсуждение. Игровая деятельность. |
|
3-4 |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. 2 часа |
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. |
Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. |
Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. |
Отличать деньги от фальшивых денег. |
Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. |
|
5-6 |
Какие деньги были раньше в России. 2 часа |
« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. |
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. |
Понимание происхождения денег. |
Называть старинные деньги. |
Называть и описывать старинные деньги. |
Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. |
|
7-8 |
Современные деньги России и других стран. 2 часа |
Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. |
Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты. |
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. |
Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. |
Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет. |
Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. |
|
Семейный бюджет (8 часов) |
||||||||
9-10 |
Откуда в семье деньги 2 часа |
Доходы. Заработная плата. Пенсия. |
Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия |
Понимание того, от чего зависят доходы семьи. |
Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. |
Различать виды доходов семьи. |
Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. |
|
11-12 |
На что тратятся деньги. 2 часа |
Расходы. Сбережения. Долги. |
Расходы. Непредвиденные расходы. |
Понимание происхождения расходов. |
Считать общую сумму расходов. |
Различать планируемые и непредвиденные расходы. |
Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. |
|
13-14 |
Как умно управлять своими деньгами. 2 часа |
Расходы и доходы. Семейный бюджет. |
Бюджет: доходы и расходы. |
Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. |
Умение составлять бюджет семьи. |
Составлять семейный бюджет на условных примерах. |
Общее обсуждение, Творческая работа. |
|
15-16 |
Как делать сбережения. 2 часа |
Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. |
Виды сбережений. |
Понимание того, из чего складываются сбережения. |
Сравнивать разные виды сбережений. |
Различать виды сбережений. |
Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность. |
6. Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.