Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 12 March 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

 

ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(1-4 КЛАСС)

 

 

 

1. Пояснительная записка

Общие положения.

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.

На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Конституция РФ от 12.12.1998 г;

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Приказ Минздрава от 29.12.2010г с изменениями от 24.11.2015 г.);

СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

СанПиН 2.4.3259-15 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.

С целью воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни учащиеся:

получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности);

участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения;

участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу;

составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды;

учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;

получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьным психологом, медицинским работникам, родителями(законными представителями));

приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.);

разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: физическая культура, валеология и др.

Задачи программы:

дать представление о факторах, влияющих на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

научить детей делать осознанный выбор сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;

Принципы, которые легли в основу создания программы:

 принцип природосообразности, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;

 принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

 принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;

 принцип культуросообразности ( включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);

 принцип здоровьетворческой активности ( опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни);

 принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребёнка;

 принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребёнка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях;

 принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей-сирот, детей-инвалидов, детей-мигрантов, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

Программа включает управленческие мероприятия:

информационно-аналитические;

мотивационно-целевые;

планово-прогностические;

организационно-исполнительские;

контрольно-диагностические;

регулятивно-коррекционные.

Управление по сохранению развития и здоровья в учебно-воспитательном процессе предусматривает:

осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса;

поэтапный анализ реализации направлений деятельности, создание организационных условий для реализации мер.

Целостность системы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся включает:

- системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражены в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся);

- взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся;

- преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;

- комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико- социальной поддержки различных групп обучающихся;

- непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Участники Программы:

-обучающиеся;

-классные руководители;

-учителя-предметники (преподаватель ОБЖ, учителя биологии, физической культуры и др);

- другие специалисты (психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог);

-родители (законные представители).

Сроки реализации программы: 2017 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

Главные результаты:

Сохранение и развитие здоровья учащихся.

Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.

Социальная адаптация.

Этапы организации работы школы по реализации Программы

Работа школы по реализации Программы будет проходить в три этапа.

Первый этап − подготовительный.

Анализ состояния и планирование работы школы по данному направлению, в том числе по:

организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

организации проводимой и необходимой для реализации Программы просветительской работы школы с обучающимися и родителями (законными представителями);

выделению приоритетов в работе школы с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на второй ступени образования.

Второй этап – основной.

Организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы школы по данному направлению.

1.Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:

внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;

проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных пропаганду здорового образа жизни;

создание в школе Совета здоровья по реализации Программы, включающего представителей администрации школы, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей) и др. специалистов.

2.Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;

приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

привлечение педагогов, медицинских работников и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Третий этап- заключительный.

Сбор и анализ результатов выполнения программы.

Коррекция деятельности.

2. Содержание программы

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде шести взаимосвязанных разделов.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

1

2

3

4

5

6

Здоровьес-берегаю-щая инфраст-руктура

Рациональ-ная организация учебной и внеучебной деятельнос-ти обучающих-ся

Эффектив-ная организа-ция физкуль-турно-оздорови-тельной работы

Реализация дополни-тельной образова-тельной программы

Просвети-тельская работа с родителя-ми (законны-ми предс-тавителя-ми)

Управление реализацией программы формиро-вания здорового и безопасного образа жизни.

Планируемые результаты

Соответст-вие состояния и содержа-ния классной комнаты санитар-ным гигиеничес-ким нормам, нормам пожарной безопаснос-ти, требова-ниям охраны здоровья и охраны труда обучаю-щихся.

Соблюдение гигиеничес-ких норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятий в кружках и спортивных секциях) обучающих-ся на всех этапах обучения. Обучающие-ся знают о возможном негативном влиянии компьютер-ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. У обучающих-ся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружаю-щих людей.

Полноцен-ная и эффектив-ная работа с обучающимися всех групп здоровья; рациональ-ная и соответствующая организа-ция уроков физической культуры и занятий активно – двигатель-ного характера. Обучаю-щиеся имеют первона-чальные представле-ния о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образо-вания, труда и отдыха.

Эффектив-ное внедрение в систему работы программы, направлен-ной на формирова-ние ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образова-тельных модулей или компонен-тов, включён-ных в учебный процесс.

Эффективная совмест-ная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведе-нию спортив-ных соревнований, дней здоровья, занятий по профилак-тике вредных привычек.

Эффектив-ная работа по выявлениюимеющихся отклонений в реализации программы формирова-ния культуры здорового и безопасного образа жизни.

Раздел 1.

Здоровьесберегающая инфраструктура

Цель раздела:

Совершенствование здоровьесберегающей инфраструктуры как объективного условия для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.

Задачи раздела программы

Совершенствование организационных (материально-технических, санитарно-гигиенических и других) условий для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.

Безопасная инфраструктура школы включает:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений школы экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

- организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

- наличие помещений для медицинского персонала;

- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопед, дефектолог, учителя физической культуры, психолог, медицинский работник).

В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

В школе работают оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка со специальным покрытием, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, раздевалки.

Таким образом, в школе созданы условия для проведения уроков физкультуры, для реализации спортивных и физкультурных программ во внеурочное время.

В школе работает два медицинских кабинета (процедурный и смотровой), оснащенных в соответствии с требованиями СанПиН, кабинеты оснащены дополнительным оборудованием для повышения качества и эффективности медицинской помощи и профилактического осмотра (комплекс «АРМИС»).

Медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется работником, закрепленным за школой, находящимся в штате ЦРБ. Школа обеспечивает условия для работы данного специалиста. На базе школы медицинский работник осуществляет первичный прием всех участников образовательного процесса, осмотр учащихся с целью допуска к различным соревнованиям, проводит работу по гигиеническому воспитанию учащихся. Участвует в проведении летней оздоровительной компании. Медицинский работник осуществляет проведение профилактических прививок, плановые медосмотры учащихся проводятся специалистами ЦРБ. Уровень здоровья школьников определяется по итогам возрастных медицинских осмотров.

Отслеживание состояния здоровья ведут классные руководители, медицинский работник, администрация школы. В основе педагогического воздействия лежит воспитание у школьников бережного отношения к своему здоровью, привитие навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Иммунопрофилактика обучающихся, регламентированная Национальным календарем прививок, проводится на базе школы. Все прививки проводятся бесплатно и только с письменного согласия родителей (законных представителей). Данные мероприятия проводятся достаточно эффективно.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Сегодня школьное питание является одним из приоритетов в решении проблем охраны здоровья детей на государственном уровне.

Горячим питанием охвачено более 80 % учащихся школы. Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:

обеспечить всем учащимся полноценное горячее питание;

следить за калорийностью и сбалансированностью питания;

прививать учащимся навыки здорового образа жизни;

формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

Для организации питания имеется столовая на 66 мест. Утвержден график работы столовой.

Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания ежедневно контролируется.

Мытье посуды производится с соблюдением санитарно-гигиенических норм, с использованием средств дезинфекции.

Рацион соответствует возрастным потребностям школьников в пищевых веществах и энергии.

Организован питьевой режим.

Учебные кабинеты.

Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

социальный педагог и психолог;

- учитель-логопед и учитель-дефектолог;

учителя физической культуры;

медицинский работник;

учителя школы.

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию школы.

Раздел 2.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Цель раздела:

Совершенствование организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся как педагогическое условие для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.

Задачи раздела программы

Создание педагогических условий для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников путем снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления, создания условий для снятия перегрузки.

Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные коррекционные классы под строгим контролем медицинских работников.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Расписание уроков составлено на основе учебного плана, утвержденного директором школы, требованиями СанПиН, с учетом баллов ежедневной и недельной нагрузки обучающихся, исходя из имеющихся возможностей школы.

Максимальное количество часов в неделю выдержано.

Педагоги используют приём самооценки достижений учащихся на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В школе есть 1 компьютерный класс, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности школьников, различные учебные возможности детей.

Наиболее эффективный путь формирования культуры, ценности здоровья, здорового образа жизни — самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, взрослыми в семье. Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации школьника, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья, мини-проекты, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого педагога.

Раздел 3.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы обучающихся

Цель раздела:

Создание педагогических условий для эффективной организация физкультурно-оздоровительной работы обучающихся.

Задачи раздела программы

Совершенствование организации физкультурно-оздоровительной работы обучающихся, включая обеспечение рациональной организации режима обучающихся, нормального физического развития, повышения адаптивных возможностей организма как педагогическое условие для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья;

рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера на ступени начального общего образования;

организацию занятий по лечебной физкультуре;

организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинского работника, психолога, а также всех педагогов.

Раздел 4.

Реализация дополнительных образовательных программ

Цель раздела:

Создание педагогических условий для эффективной реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Задачи раздела программы:

Оптимизация внедрения в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ (образовательных модулей, компонентов), направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как ресурс для совершенствования здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);

проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

работа центра «Здоровый образ жизни».

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

проведение часов здоровья;

факультативные занятия;

занятия в кружках и секциях;

проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

организацию дней здоровья.

Реализация этого направления зависит от администрации школы, учителей физической культуры, медицинского работника, а также всех педагогов.

Раздел 5.

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Цель раздела:

Создание педагогических условий для построения и реализации эффективной системы просветительской работа с родителями (законными представителями).

Задачи раздела программы:

Построение и реализация эффективной системы просветительской работа с родителями (законными представителями) как педагогическое условие совершенствования системы охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Реализация этого направления зависит от классных, родителей, а также всех учителей физической культуры.

Раздел 6.

Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни.

Цель:

Выявление имеющихся отклонений в реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задача раздела программы: контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами.

Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни включает следующие компоненты:

Изучение и контроль за реализацией программы в учебно - воспитательном процессе, что включает в себя:

1. Утверждение планов работы в рамках программы (План ПМПк, план мероприятий по технике безопасности, правилам дорожного движения , план внеклассных мероприятий);

2. Создание материально-технической базы для реализации программы. Обеспечение специалистов нормативно-правовой методической литературой;

3. Контроль за эффективностью использования оборудованных площадок, залов в целях сохранения здоровья обучающихся;

4. Контроль за режимом работы специалистов;

5. Организация проведение семинаров в рамках программы формирования здорового и безопасного образа жизни;

6. Контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм в обеспечении образовательного процесса;

7. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных занятий;

8. Контроль за качеством горячего питания обучающихся;

9. Контроль за повышением квалификации специалистов.

Изучение и контроль взаимодействия с родителями:

1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы (управляющий совет, родительские собрания, сайт школы);

2. Знакомство с нормативно-правовой базой;

3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов ЦГБ;

4. Совместное родительское собрание с администрацией школы по проблеме здоровьесбережения;

5. Контроль за проведением классных родительских соб­раний, консультаций.

Управление повышением профессионального мастерства:

Заседание методического совета о согласовании программы;

Теоретический семинар «Реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения»;

Семинар-практикум «Внедрение новых технологий и активных форм обучения как средства повышения качества обучения»;

Педагогический консилиум «Проблемы школьной дезадаптации»;

Педагогический совет «Психологическая атмосфера на уроке».

Заседание МО классных руководителей «Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни».

Диагностика эффективности реализации программы:

1. Сформированность физического потенциала:

состояние здоровья обучающихся по итогам углубленного медицинского осмотра;

развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре).

2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника:

осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования).

3. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью:

уровень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью;

уровни эмоционально – психологического климата в классных коллективах.

4. Осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению;

уровень осмысления учащимися содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования).

Реализация этого направления зависит от администрации школы.

Критерии и показатели эффективности деятельности школы

Важнейшим показателем эффективности реализации Программы является:

- высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;

- отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;

- повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;

- снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;

- автоматизм навыков личной гигиены;

- результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;

- положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).

В целях получения объективных данных о результатах реализации Программы и необходимости её коррекции проводится систематический мониторинг реализации Программы, который включает в себя:

- аналитические данные об уровне представлений обучающихся о своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте;

- отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;

- отслеживание динамики травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;

- отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;

- включение в доступный широкой общественности ежегодный отчёт школы обобщённых данных о сформированности у обучающихся представлений о культуре здорового и безопасного образа жизни.

 

Приложение 1

Примерное содержание

работы в начальных класса по формированию культуры

здорового и безопасного образа жизни

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья

Технология – правила техники безопасности.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы

осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.

образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):

спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

занятия в спортивных секциях;

туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

классные часы, беседы,

коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;

экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;

встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.

Приложение 2

Модель здоровья школьника

I.Здоровье физическое

II.Здоровье социальное

III.Здоровье психическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «Я», самоопределение.

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию.

I. Основы культуры здоровья (здоровьесберегающие компетентности) – устойчивая потребность в ЗОЖ:

умение применять средства оздоровления;

поддержка собственного физического уровня;

овладение различными видами двигательной активности;

сформированность культуры питания.

II. Коммуникативные компетентности – умение выстраивать позитивное межличностное общение:

умение решать конфликты ненасильственным путем;

адекватное поведение в стрессовых ситуациях;

сформированность нравственных норм.

III. Интеллектуальные компетентности – оптимальное использование медиатехнологий без ущерба для здоровья:

владение приемами научной организации учебной (интеллектуальной) деятельности;

знания о навыках профилактики и сохранения здоровья;

знание о приоритете здоровья в системе жизненных ценностей.

Приложение 3

Тематика родительского всеобуча

п/п

Название темы

Ответственный

Время проведения

1

Адаптационные возможности учащихся 1-х классов. «Правильная организация домашнего учебного труда».

Педагог-психолог

Сентябрь

3

«Младший школьник. Своеобразие возраста. Особенности общения». Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Педагог-психолог

Декабрь

5

Пагубное влияние вредных привычек

Классные руководители

Февраль

6

Правильное питание – залог здоровья.

Зам.директора по ВР

Апрель

Приложение 4

Использование учителями школы критериев здоровьесбережения на уроке, их крат­кая характеристика:

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе.

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

Количество видов учебной деятельности.

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

 7-10 минут.

Количество видов преподавания.

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, фронтальная, индивидуальная и др.

Чередование видов преподавания.

 Смена видов учебной деятельности и видов преподавания.

Наличие и место методов, способствующих активизации учащихся

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО.

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы.

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации