Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1
0
Материал опубликован 28 February 2018
Программа внеурочной деятельности

для 2 класса

Пояснительная записка.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих обучающихся быть здоровыми, незнание ими элементарных законо жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе.

Профилактика в формировании здорового образа жизни начинается с начальных классов. Особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Дети с нарушением слуха младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому и безопасному образу жизни. Таким образом, проблема формирования здорового и безопасного образа жизни у слабослышащих и позднооглохших детей является в настоящее время одной из самых острых.

Наиболее эффективным путем формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ОВЗ по слуху является направляемая и организуемая внеурочная деятельность, способствующая освоению знаний основ здорового образа жизни, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Данная Рабочая программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает у слабослышащих обучающихся формирование основ здорового образа жизни, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Новизна данной программы  определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся — комплексная программа формирования у обучающихся с нарушением слуха знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Рабочая программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с нарушением слуха действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные экологические условия;

факторы риска собственной жизнедеятельности слабослышащих, позднооглохших обучающихся, связанные с нарушением слуха;

особенности отношения слабослышащих, позднооглохших и к своему здоровью, отличного от такового у детей с сохранным слухом.

Основная цель рабочей программы – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель конкретизирована следующими задачами:

формировать установку на использование здорового питания;

развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом,
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

пробуждать в детях с нарушением слуха желания заботиться о своем здоровье;

формировать потребность слабослышащих обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Программа внеурочной деятельности состоит из 5 блоков.

«Гигиена человека»: личная гигиена и ее влияние на здоровье человека.

«Быть здоровыми хотим»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

«Правила здорового питания»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого.

«Спорт и здоровье»: знакомство с подвижными играми, правилами игры во время спортивных игр.

«Предупреждение и умение предотвратить опасности встречаемые в жизни».

Рабочая программа по формирования здорового и безопасного образа жизни предназначена для обучающихся 2А класса для детей в возрасте от 8-9лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 33 часа в год. Содержание программы внеурочной деятельности отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья детей с ОВЗ по слуху. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с нарушением слуха.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися данной рабочей программы. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся с нарушением слуха формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни является формирование умения определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые и общие для всех людей правила поведения.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по безопасному и оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, уметь работать по предложенному плану.

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

социальная адаптация детей с нарушениями слуха, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации Рабочей программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

В ходе реализации программы внеурочной деятельности, по оздоровительному и безопасному образу жизни, обучающиеся должны знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

способы сохранения и укрепление здоровья;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВ;


 

заботиться о своем здоровье;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы.

Программа внеурочной деятельности по формированию зкологической культуры, здорового и безопасного образа жизни предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Кружок «Формирование экологической культуры и безопасного образа жизни» представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Он предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды

обитания и различных видов деятельности человека, определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни.

Кружок имеет две содержательные линии:

безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, его поведение в специфических условиях деятельности;

основы здорового образа жизни.

Главной формой обучения младших школьников является беседа. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил, строить беседа строится на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть).

Для закрепления материала используются другие формы обучения:

практические занятия;

викторины;

экскурсии;

игры;

беседы;

конкурсы;

тесты.

На занятиях учащиеся приобретают знания и навыки:

поведения на улице;

усваивают правила движения по дороге;

Переход дороги. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;

знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части;

дороги;

о мерах профилактики травм, правила безопасного поведения дома, на улице, в школе, при занятиях; физической культурой, спортом.

Примерное распределение материала:

Разделы и темы

 

1 четверть

1

Инструктаж по правилам поведения в школе.

Беседа, презентация, экскурсия по школе,

2

Почему на улице опасно.

Конкурс загадок по ПДД Подвижные игры по ПДД.

3

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Газон».

Игра - опросник, презентация.

4

Безопасные маршруты в парк, на стадион.

\Экскурсия – практикум.

5

Взаимодействие человека с окружающей средой.

Выбор одежды для осени.

Игра – практикум.

Работа с учебником «Оденься по погоде», презентация.

6

Сигналы 01, 02, 03, 04

Игра – викторина.

7

Виды опасных и вредных факторов современной жизни.

Беседа о полезной и здоровой пище, презентация (Ведущий медицинская сестра)

8

Опасности дома.

Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой. Презентация, тесты.

9

Вредные привычки.

Как избавиться от вредных привычек?

Презентация, тесты.

2 четверть

1

От чего может, возникнут пожар (в помещении, в транспорте, в природной среде)?

Презентации.

2

Один дома.

Правила общения с нежданным, незнакомым гостем, когда один дома (беседа).

3

Места для игр и катания на санках, коньках, велосипеде.

Правила поведения на прогулке во время игр и развлечений (презентация).

4

Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу.

Практические действия при предупреждении пожара.

5

Беда на льду.

Правила катания на лыжах и коньках на льду. Учебный фильм.

6

Как избежать предновогодних неприятностей.

Правильное украшение ёлки, сервировка стола, использование бенгальских свечей, выбор костюмов и продуктов, (открытое занятие). Инсценировка праздника.

7

Взаимодействие человека с окружающей средой.

Выбор одежды для зимних прогулок.

Игра – практикум.

Работа с учебником «Оденься по погоде». Презентация, беседа.

3 четверть

1

Мы пассажиры.

Правила поведения в автобусе, поезде, посадка - высадка (беседа).

2

Опасные места дома.

Предупреждения опасностей на подоконнике, балконе, в аптечке, на лестничной площадке (перила), в лифте,… Презентации.

3

Тест «Дорожная азбука».

Проверка знания правил пешехода по тротуару; перехода через дорогу имеющую светофор, без светофора; дополнение слов в рассказе о маршруте ученика. Тест.

4

Экскурия в пожарную часть.

Беседа, экскурсия по пожарной части.

5

Проблемы грязных рук.

Беседа с медсестрой. Презентация.

6

Встреча с добрым незнакомцем.

Предупреждении о недоверии незнакомцам. Беседа .

7

Здоровье в порядке спасибо спорту и зарядке.

О пользе физкультуры и спорта.

Беседа, презентация.

8

Терроризм – его особенности.

Правила поведения при обнаружении бесхозных предметов, подозрительных людей. Беседа, презентация.

9

Правила поведения с животными.

Предупреждения об опасности при общении с чужими и бездомными животными. Беседа, презентация.

10

«Наш помощник светофор».

Викторина – игра по правилам дорожного движения. Викторина.

4 четверть

1

Взаимодействие человека с окружающей средой.

Выбор одежды для весны.

Игра – практикум.

Работа с учебником «Оденься по погоде», презентация.

2

Поговорим о домашней аптечке.

Беседа с медсестрой.

Беседа – практикум.

3

«Спички детям не игрушки».

Предупреждения об опасности игры со спичками, лупой, осколком стекла. Презентация.

4

Если хочешь быть здоров - закаляйся!

Правила закаливания летом.

Беседа. Презентация.

5

Правила поведения в лесу, лесопарке.

Предупреждения об опасности в лесу. Правила прогулок по лесу. Беседа, презентация.

6

Клещ – это опасно.

Предупреждения об опасности при укусе клеща. Беседа с медсестрой.

7

Правила поведения при купании в открытых водоёмах.

Предупреждения об опасности при купании в открытых водоёмах. Беседа. Презентация.

Всего: 33 часа

Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса дети научатся:

быстро ориентироваться в опасной ситуации на дороге, в быту - предупреждению бытового травматизма, знаниям при возникновении пожара, будут сформированы основные гигиенические навыки.

 

Список литературы:

Ковалько В. И.  «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу» — М. Вако 2004

Гостюшин А. В.  «Основы безопасности жизнедеятельности» — М. Просвещение 1999

Логинова Л.  «365 уроков безопасности» — М. Айрис-пресс 2000

Форштат М. Л.  «Учись быть пешеходом» — С-П. 1998

Переход дороги. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

Окружающая среда — что это?

Взаимодействие человека с окружающей средой (одежда по сезону). Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

Сигналы: 01 — вызов пожарной охраны; 02 — вызов милиции; 03 — вызов «скорой помощи», 04 — вызов

аварийной газовой службы.

Современное жилище

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных

факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой. Какие ещё

опасные ситуации могут возникнуть дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайной ситуации

(бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним на у

лице, в лифте, подъезде и др.)

Огонь — друг и враг человека

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, транспорте, на природе). Чем он опасен. Какие противопожарные

меры мы должны знать и как действовать при пожаре.

Природа

Экстремальная ситуация для человека в природной среде — что это? (Жара, холод, ветер, снег, дождь, голод,

жажда, переутомление, физическая боль, отравление и др.) Съедобные и несъедобные ягоды, грибы, плоды.

Водоёмы

Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Предосторожности при движении по

льду, катание на лыжах и коньках. Беда на льду. Водная переправа.

Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие.

Основные подручные спасательные средства.

Домашние животные

Меры безопасности при обращении и уходе за ними (в городе и сельской местности).

Практические занятия

Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!». Закрепление знаний и умений:

Мы учимся соблюдать ПДД, настольные игры, модели, макеты;

Экскурсии по городу;

Экскурсии на природу.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия на стадион, в парк.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации