Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!»

1
0
Материал опубликован 8 December 2018 в группе

МБОУ "Первомайская СОШ"филиал в с.Староклёское

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!»

Составитель: Учитель физической культуры

Дегтярёва О.А.

Тамбов 2016

Содержание

Пояснительная записка ………………………………….3 стр.

Цели и задачи …………………………………………….6 стр.

Основные направления деятельности ………………….8 стр.

Ожидаемые результаты реализации программы и механизмы реализации ………………………………………………11 стр.

План деятельности по реализации …………………….13 стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список литературы…………………………….........…..44 стр.

  1. Приложение 1……………………………………..19 стр.

    Приложение 2……………………………………..39 стр.

Пояснительная записка

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

Обучение воспитанников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, созда­ние условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физиче­ского, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев­ной жизни.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Результаты медицинской статистики и научных наблюдений показывают резкое ухудшение в последние годы состояния здоровья у всей популяции детей школьного возраста и особенно обучающихся в новых видах образовательных учреждений (2, 3, 4, 6, 7, 8. 9). И способствует этому сочетание больших объемов учебной нагрузки и постоянного психоэмоционального дискомфорта на занятиях учителей, создающих невротизирующую среду обитания для обучающихся в школе.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);

Стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% обучающихся;

Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;

Увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

Настоящая Программа определяет стратегию и основные направления деятельности МОУ школы-интерната № 8 на 2011-2012 учебный год по оздоровлению всех участников образовательного процесса. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоро­вья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке мероприятий с целью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Разработка данной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится в школе на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Цели программы

Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Задачи программы

·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Организация работы школы-интерната по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе:

·организация режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

·организации просветительской работы с обучающимися и родителями (законными представителями);

·выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

Участники программы

Обучающиеся;

педагогическое сообщество;

родители;

социальные партнеры (МУЗ «Детская поликлиника №2», ВОКБ №1, ГУ СО «Семья», фонд «Спасение», ПДН ОМ-2, КДН и ЗП Краснооктябрьского района, специалисты СПС МОУ ЦПК, Волгоградская региональная общественная организация содействия детям-инвалидам (ВРООСДИ) при поддержке московского детского фонда «Виктория», МУ «Центр по работе с подростками и молодежью «Ровесник», МУ «Центр «Шанс», ГУ «Исток»).

Основные направления деятельности программы

Медицинское направление предполагает:

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

планомерная организация питания обучающихся;

реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.

Просветительское  направление предполагает:

организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции);

совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

Психолого-педагогическое направление предполагает:

использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилак­тики психологического и физиологического состояния обучающихся и совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;

широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

проведение  мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

  • общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

    текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

    режим дня, бытовые условия;

    внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Ожидаемые конечные результаты программы

повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала воспитанников;

рост   уровня   физического   развития   и   физической   подготовленности воспитанников;

повышение приоритета здорового образа жизни;

повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья обучающихся, так и своего здоровья.


 

Механизм осуществления программы

Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.

Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.

Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

План деятельности по реализации программы

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Медицинское направление

1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:

анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе;

выявление учащихся специальной медицинской  группы;

ведение строгого учета детей по группам здоровья;

формирование групп здоровья по показателям.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8

 

 

В течение года

Медицинские карты, листы здоровья в классных

журналах

1.2.

Проведение диспансеризации воспитанников школы.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8

 

2 раза в год

 

1.3.

Медосмотр воспитанников,  определение уровня физического здоровья.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 

 

План

мед.осмотров

1.4.

Обеспечение и организация профилактических прививок  обучающихся.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 

По плану

План прививок

1.5.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 

 

В течение года

Классные

журналы

1.6.

Анализ случаев травматизма в школе.

 

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР

В течение года

Материалы

отчетов

1.7.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

Социальный педагог

 

 

Каждый триместр

Материалы

отчетов

1.8.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР

Ежедневно в течение года

 

1.9.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим

требованиям:

проветривание;

освещение;

отопление;

вентиляция;

уборка

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, учителя

Ежедневно в течение года

 

1.10.

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

Справка по оценке расписания

1.11.

Постоянный контроль за школьной столовой.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР

Ежедневно в течение года

 

2.

Просветительское направление

 

2.1.

Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

В течение года

График проведения лектория

2.2.

Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.

Заместитель директора по ВР

В течение года

Тематика лектория

2.3.

Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

Заместитель директора по ВР

В течение года

План работы

2.4.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

Заместитель директора по ВР

В течение года

План работы

2.5.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»

Заместитель директора по ВР

В течение года

Протокол пед. совета

2.6.

Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы, интерактивные занятия).

Социальный педагог

В течение года

План работы

2.7.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

В течение года

План работы

2.8.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

Учителя-предметники

 

Планы

уроков

2.9.

Месячник по профилактике правонарушений

Заместитель директора по ВР

Октябрь, апрель

План месячника

2.10.

Декада «Против ВИЧ-СПИД»

Заместитель директора по ВР

Декабрь

План декады

3.

Психолого-педагогическое направление.

 

 

3.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

 Администрация МОУ школы-интерната № 8

В течение года

 План работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей воспитанников:

определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

изучение умственного развития воспитанников начальной школы с целью возможности прохождения ПМПК;

изучение психологических

возможностей воспитанников 1 класса и готовности детей   к школе;

выявление профессиональных интересов воспитанников 9 классов и способностей с целью профессионального самоопределения;

разработка и внедрение системы медико-физиологического   контроля за адаптацией

обучающихся к различным формам  обучения.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, педагог-психолог

В течение

Диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам.  

Педагог-психолог школы

В течение года

План работы педагога-психолога

3.4.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

Учителя-предметники

 

Планы

уроков

4.

Спортивно-оздоровительное направление. 

4.1.

Организацию спортивных мероприятий.

 

Учитель физической культуры

В течение года

План работы

4.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Заместитель директора по ВР

В течение года

План работы кружков и секций

4.3.

Привлечение воспитанников, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Заместитель директора по ВР

В течение года

План работы

4.4.

День здоровья

Учитель физической культуры

Октябрь, апрель

План дня здоровья

5.

Диагностическое направление 

5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей.

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8

Ежегодно

Результаты мониторинга

5.2.

Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».

Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, педагог-психолог

В течение года

Материалы семинара

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


 

Перечень основных мероприятий по реализации

программы «Будь здоров!» на 2011-2012 учебный год.


 

1 класс

«Быть здоровым - здорово!»

(план работы)

Твой завтрашний успех

начинается сегодня

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспитатель

Конкурс рисунков о здоровье;
Классный час «Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи»;

Классный час «Правила здорового образа жизни».

Кл. час «Что такое хорошо, и что такое плохо?»;

Парад овощей «Овощи очень полезны»;

Классный час: «Дружи с водой»;

Викторина «Советы доктора Воды»

2

Социальный педагог и педагог-психолог

Сопровождение адаптационного процесса

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»;

Психологическое занятие «Дружеский десерт»;

Сказка «Репка» о вредных привычках

Игра «Здоровье и мы»

Интерактивная беседа «Как быть здоровым».

3

Медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

Мониторинг санитарно-гигиенических условий;

Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья».

4

Работа с родительским коллективом

Психологическая беседа «Особенности адаптационного периода первоклассника» (психолог);

Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины»

Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?».

5

Старшая вожатая

Конкурсная программа «Посвящение в первоклассники».

 

6

Учитель физической культуры

«Путешествие в страну «Витаминию»;

День здоровья.

День здоровья.

День здоровой семьи.


 


 


 

2 класс

«Растем здоровыми!»

(план работы)

Твой завтрашний успех

начинается сегодня

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспитатель

Беседа «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»;

Классный час: «Час здоровья»;

Беседа «Надёжная защита организма».

Классный час: «Дружи с водой»

Осенний поход в лес «В гости к осени»

Интерактивная игра «Правила общения с животными»

2

Социальный педагог и педагог-психолог

Тренинг здорового образа жизни;

Интерактивная беседа «Вредные привычки»

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»;

Сказка «Репка» о вредных привычках;

Интерактивная беседа «Безопасный дом».

3

Медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

 

Мониторинг санитарно-гигиенических условий;

Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья».

4

Работа с родительским коллективом

Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»;

Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»;

Родительское собрание «Каникулярное время».

5

Учитель физической культуры

«Путешествие в страну «Витаминию»;

День здоровья.

День здоровья.

День здоровой семьи.

 


 

3 класс

«Здоровая семья – здоровый ребенок!»

(план работы)

Твой завтрашний успех

начинается сегодня

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспитатель

Кл. час «Полезные привычки и я»;

Беседа «Все ли желания выполнимы»

Кл. час «Мы - пешеходы»

Кл. час «Огонь – друг, огонь - враг»;

Воспитательный час «Как не стать жертвой преступления»;

Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

2

Социальный педагог и педагог-психолог

Тренинг здорового образа жизни;

Интерактивная беседа «Вредные привычки»;

Беседа: «Умей сказать «Нет»»

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»;

Сказка «Репка» о вредных привычках;

Интерактивная беседа «Безопасный дом»;

Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении»;

Интерактивная беседа «Злой волшебник Никотин»

3

Медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

Мониторинг санитарно-гигиенических условий;

Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья».

4

Работа с родительским коллективом

Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»;

Родительское собрание «Я хочу вырасти здоровым»

Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»;

Родительское собрание «Каникулярное время».

5

Учитель физической культуры

«Путешествие в страну «Витаминию»;

День здоровья.

День здоровья.

День здоровой семьи.


 

4 класс

«Здоровая семья – здоровый ребенок!»

(план работы)

Твой завтрашний успех

начинается сегодня

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспитатель

Классный час: «Как сохранить здоровье»;

Классный час: «Наше здоровье»

Кл. час «Здоровая пища для всей семьи»;

Классный час: «Как сделать сон полезным»;

Классный час: «Домашняя аптечка».

2

Социальный педагог и педагог-психолог

Тренинг здорового образа жизни;

Интерактивная беседа «Вредные привычки»;

Беседа: «Умей сказать «Нет»»

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»;

Интерактивная беседа «Безопасный дом»;

Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении»;

Интерактивная беседа «Злой волшебник Никотин»

3

Медицинские работники

Мониторинг санитарно-гигиенических условий;

Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья».

4

Работа с родительским коллективом

Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»;

Родительское собрание «Я хочу вырасти здоровым»

Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»;

Родительское собрание «Каникулярное время».

5

Учитель физической культуры

«Путешествие в страну «Витаминию»;

День здоровья.

День здоровья.

День здоровой семьи.

 

5 класс

«Здоровье – это здорово!»

(план работы)

Твой завтрашний успех

начинается сегодня

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспитатель

Сочинение-рассуждение «Что такое здоровье?»

Кл. час «Как живешь, пятиклассник?»;

Конкурс рисунков о здоровье

ПДД. Дорожные «ловушки»

2

Социальный педагог и педагог-психолог

Сопровождение адаптационного процесса

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»;

Психологическое занятие «Дружеский десерт»;

Беседа «Чума XX века – СПИД»;

Сказка «Репка» о вредных привычках

Адаптационная игра «Правила трех С – сотрудничество, сочувствие, самоконтроль»;

Беседа «Остановись у преступной черты»

3

Учителя-предметники

Природоведение. Урок «Закаливание организма»;

Природоведение. Урок «Питание и здоровье человека».

Природоведение. Урок «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека»;

ОБЖ. Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов;

Литература. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного).

4

Медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

Мониторинг санитарно-гигиенических условий;

Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников;

Мини-исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся;

Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья».

5

Работа с родительским коллективом

Психологическая беседа «Особенности адаптационного периода» (педагог-психолог);

Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» (педагог-психолог)

Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»;

Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» (психолог)

6

Старшая вожатая

Конкурсная программа «Посвящение в пятиклассники».

Игра «Наши учителя»;

7

Учитель физической культуры

Неделя туризма.

«Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья.

День здоровья.

«Богатырские игрища»;

День здоровья.

День здоровой семьи.

6 класс

«Здоровье – это спорт!»

(план работы)

Не тешься успехом долго,

намечай новую цель,

снова добивайся, снова побеждай.

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспитатель

Беседа «Определение здорового образа жизни»;

Кл. час «Курение – медленная смерть».

Беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»;

Викторина «В плену вредных привычек»

2

Социальный педагог, педагог-психолог

Анкетирование «Это сладкое слово «успех»;

Анкетирование «Хорошие и плохие привычки».

Тренинг «Привычки и воля»;

Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл».

3

Учителя-предметники

Биология. Урок «Особенности высшей нервной деятельности» (физиология труда, нагрузки, профилактика переутомления);

ОБЖ. Урок-фантазия «Витамины и наш организм».

Литература. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного)

Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов.

4

Медицинский работники

Проведение профилактических прививок.

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов;

Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья».

5

Работа с родителями

Круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста» (психолог)

Собрание «Компьютер в жизни школьника»

Родительское собрание «Физическое развитие школьников»

Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни»

6

Социальные партнеры

Беседа инспектора ОДН «Разрешение конфликтов без насилия»

Беседа инспектора ОДН «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

7

Учитель физической культуры

День здоровья.

Праздник пяти олимпийских колец.

День здоровья.

Праздник мяча.

День здоровья.

«Зимние забавы»

День здоровья.

«Папа, мама, я – здоровая семья»


 


 


 


 

7 класс

«Здоровье – это победа над собой!»

(план работы)

Не стремись победить других,

все победы начинаются

с победы над самим собой

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1

Воспитатель

Классный час «Мои жизненные ценности»

Кл. час «Если хочешь быть здоров

Практикум «Как бороться с конфликтами»

Беседа «Что для меня ценно?»

2

Социальный педагог, педагог-психолог

Беседа с элементами анкетирования «Как я отношусь к себе и как ко мне относятся другие»;

Психологическая игра «На пути к образованному человеку»;

Беседа «Алкоголь и его влияние на организм подростка»;

Беседа «Злонамеренный проступок. Вандализм»

Классный час «Конфликты и пути их разрешения»;

Беседа «Токсикомания».

История о вредных привычках

3

Учителя-предметники

ОБЖ. Урок «Наше питание. Что и как мы едим»;

ОБЖ. Урок-игра «Как перехитрить грипп»

Биология. Урок «Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотики. Алкоголизм»;

Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов.

4

Классный руководитель и медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся;

Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов;

Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 – 9 кл.

5

Работа с родителями

Дискуссия «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности ребенка»;

Собрание «Экология души ребенка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей»

Лекторий «Подготовка к взрослости»;

Беседа «Навыки сохранения зрения и его коррекция»

Собрание «Положительные эмоции в жизни человека» (психолог).

6

Социальные партнеры

Беседа инспектора ПДН «Шалость»

 

7

Учитель физической культуры

День здоровья

Школьные олимпийские игры

День здоровья

День бегуна

День здоровья

«Ледовые забавы»

День здоровья

День спортивной семьи.


 


 


 

8 класс

«Здоровье – это умение общаться!»

(план работы)

Для успеха в жизни

умение общаться с людьми

не менее важно, чем обладание талантом.

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

 

2 полугодие

 

1

Воспитатель

Игра «Суд над сигаретой»;

Беседа «Мои проблемы»

Кл. час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!»;

2

Социальный педагог, педагог-психолог

   

Урок толерантности «Толерантность к проявлению чувств другими людьми»;

Тренинг «В гармонии с собой и окружающими»;

Дискуссия «Алкоголю скажем «Нет!»

Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека»;

Анкета «Насколько ты эмоционален»;

«Наркотики – мой яд!»

Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков.

3

Учителя-предметники

ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов;

Биология. Урок «Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье».

Литература. Урок. Н.В.Гоголь «Ревизор» (опьянение Хлестакова);

Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов.

4

Медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся;

Беседа мед. работника «Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины»;

Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ»;

Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов;

Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья»

5

Работа с родителями

Собрание «Не дай нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы»;

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух!»

Психологическая беседа «Агрессия: ее причины и последствия»;

Родительское собрание «Ребенок становится трудным» (социальный педагог).

6

Социальные партнеры

«Алкоголю скажем «Нет!» (организация «За народную трезвость»);

Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ»

 

7

Учитель физической культуры

День здоровья.

«Сильные, ловкие, дружные, смелые»

День здоровья.

«От спорта к здоровью»

День здоровья.

Клуб веселых спортсменов

День здоровья.


 

 

9 класс

«Здоровье – это жизнь!»

(план работы)

Успешный человек тот,

кто научился учиться и знает,

как изменить себя

п/п

Сотрудничество

Учебные полугодия

1 полугодие

 

2 полугодие

 

1

Воспитатель

   

Беседа «Законы жизни»;

Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа

Беседа для девочек «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины»;

Игра «Степень риска»

2

Социальный педагог, педагог-психолог

Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена»;

Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения);

Беседа «Причины пристрастий»

Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость»;

Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки);

Беседа «Свобода выбора – это уход от зависимости»

3

Учителя-предметники

ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов;

ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни»

Обществознание. Урок «Семья и наркотики»;

Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов.

4

Медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся;

Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ».

Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов;

Беседа «История контрацепции, виды контрацепции»;

Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»;

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся;

Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья».

5

Работа с родителями

«Твое свободное время и твое здоровье»;

«Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма»

Собрание «Жизненный ценности подростков» (психолог)

Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»

6

Социальные партнеры

 

Беседа инспектора ОДН «Как не стать жертвой преступления»

7

Учитель физической культуры

День здоровья.

Научно-спортивная экспедиция «В мире здоровья»

Игровая программа «Все дело в спорте»

День здоровья.

Школа выживания.

День спортивной семьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


 

Цикл бесед по здоровому образу жизни


 

Тема

Месяц

1 класс

1.

Личная гигиена.

Хорошие зубы – залог здоровья.

Сентябрь

2.

Распорядок дня и биоритмы.

Пора ужинать.

Октябрь

3.

Гигиена тела, одежды и обуви.

Ноябрь

4.

Если хочешь быть здоров.

Профилактика зимнего травматизма.

Декабрь

5.

Самые полезные продукты.

Плох обед, если хлеба нет.

Январь

6.

Как правильно есть. Удивительное превращение пирожка. Время есть булочки.

Февраль

7.

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Март

8.

Вредные привычки.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Закаливание и физическое воспитание.

Май

Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 1-2 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании»,

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.

2 класс:

1.

Здоровье школьника.

Как утолить жажду.

Сентябрь

2.

Значение режима дня.

Октябрь

3.

Гигиена сна и отдыха.

Ноябрь

4.

На вкус и цвет товарищей нет.

Профилактика зимнего травматизма.

Декабрь

5.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Январь

6.

Общественная гигиена.

Февраль

7.

Где найти витамины весной?

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Март

8.

Вредные привычки.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Всякому овощу – своё время.

Май

Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 1-2 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании»,

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.

3 класс:

1.

Основы здорового образа жизни.

Сентябрь

2.

Из чего состоит наша пища.

Октябрь

3.

Что нужно есть в разное время года.

Ноябрь

4.

Профилактика зимнего травматизма.

Декабрь

5.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Январь

6.

Где и как готовят пищу.

Февраль

7.

Как правильно накрыть на стол?

Март

8.

Вредные привычки.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Молоко и молочные продукты.

Май

Используется учебно-методический комплект II части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 3-4 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья».

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.

4 класс:

1.

Естественно-научные основы здорового образа жизни.

Сентябрь

2.

Вредные привычки.

Октябрь

3.

Блюда из зерна.

Какую пищу можно найти в лесу.

Ноябрь

4.

Профилактика зимнего травматизма.

Декабрь

5.

Что и как можно приготовить из рыбы.

Дары моря.

Январь

6.

Где и как готовят пищу.

Февраль

7.

«Кулинарное путешествие» по России.

Как правильно вести себя за столом.

Март

8.

Вредные привычки.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен?

Май

Используется учебно-методический комплект II части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 3-4 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья».

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.

5 класс:

1.

Вопросы личной гигиены.

Сентябрь

2.

Вредные привычки.

Октябрь

3.

Биологические ритмы и работоспособность человека.

Ноябрь

4.

Профилактика зимнего травматизма.

Декабрь

5.

Физкультура и спорт в жизни человека.

Январь

6.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Февраль

7.

Понятие о рациональном питании.

Март

8.

О вреде вредных привычек.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

В здоровом теле – здоровый дух.

Май

6 класс:

1.

Вопросы личной гигиены. Значение внешнего вида.

Сентябрь

2.

Вредные привычки.

Наркомания среди подростков.

Октябрь

3.

Профилактика простудных заболеваний.

Ноябрь

4.

Профилактика зимнего травматизма.

Декабрь

5.

Если ты заболел? Что делать?

Январь

6.

Профилактика кожных заболеваний.

Февраль

7.

Влияние окружающей среды на формирование личности.

Март

8.

Курение или здоровье – выбирай сам.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Физические упражнения и здоровый образ жизни.

Май

7 класс:

1.

Вопросы личной гигиены. Психологические основы работоспособности человека.

Сентябрь

2.

Вредные привычки.

Наркомания среди подростков.

Октябрь

3.

Спортивное и диетическое питание.

Ноябрь

4.

Профилактика зимнего травматизма.

Если ты заболел? Что делать?

Декабрь

5.

Двигательная активность и физическая культура как основы здорового образа жизни.

Январь

6.

Закаливание организма. Массаж и самомассаж.

Февраль

7.

Физкультура в режиме дня.

Март

8.

Профилактика вредных привычек.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Психогигиена и здоровый образ жизни.

Май

8 класс:

1.

Вопросы личной гигиены.

Сентябрь

2.

Ещё раз о вредных привычках и влияние их на успеваемость.

Октябрь

3.

Анатомо-физиологические особенности юношей и девушек.

Ноябрь

4.

Профилактика зимнего травматизма.

Если ты заболел? Что делать?

Декабрь

5.

Психологические особенности подростков.

Январь

6.

Оптимизм и здоровье.

Февраль

7.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Март

8.

Наркомания в подростковом возрасте.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Май

9 класс:

1.

Вопросы личной гигиены.

Сентябрь

2.

Венерические заболевания. СПИД.

Октябрь

3.

Половое воспитание.

Ноябрь

4.

Профилактика зимнего травматизма.

Если ты заболел? Что делать?

Декабрь

5.

История физической культуры и здорового образа жизни.

Январь

6.

Гиподинамия и образ жизни.

Февраль

7.

Врачебный контроль и самоконтроль.

Март

8.

Профилактика вредных привычек.

Апрель

9.

Профилактика летнего травматизма.

Я на пороге взрослой жизни.

Май

 

 

Список использованной литературы

ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.

DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.

«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации