Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!»
МБОУ "Первомайская СОШ"филиал в с.Староклёское
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!»
Составитель: Учитель физической культуры
Дегтярёва О.А.
Тамбов 2016
Содержание
Пояснительная записка ………………………………….3 стр.
Цели и задачи …………………………………………….6 стр.
Основные направления деятельности ………………….8 стр.
Ожидаемые результаты реализации программы и механизмы реализации ………………………………………………11 стр.
План деятельности по реализации …………………….13 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы…………………………….........…..44 стр.
-
Приложение 1……………………………………..19 стр.
Приложение 2……………………………………..39 стр.
Пояснительная записка
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение воспитанников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Результаты медицинской статистики и научных наблюдений показывают резкое ухудшение в последние годы состояния здоровья у всей популяции детей школьного возраста и особенно обучающихся в новых видах образовательных учреждений (2, 3, 4, 6, 7, 8. 9). И способствует этому сочетание больших объемов учебной нагрузки и постоянного психоэмоционального дискомфорта на занятиях учителей, создающих невротизирующую среду обитания для обучающихся в школе.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
Стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% обучающихся;
Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
Увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Настоящая Программа определяет стратегию и основные направления деятельности МОУ школы-интерната № 8 на 2011-2012 учебный год по оздоровлению всех участников образовательного процесса. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке мероприятий с целью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Разработка данной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится в школе на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Цели программы
Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи программы
·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
·сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Организация работы школы-интерната по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе:
·организация режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
·организации просветительской работы с обучающимися и родителями (законными представителями);
·выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
Участники программы
Обучающиеся;
педагогическое сообщество;
родители;
социальные партнеры (МУЗ «Детская поликлиника №2», ВОКБ №1, ГУ СО «Семья», фонд «Спасение», ПДН ОМ-2, КДН и ЗП Краснооктябрьского района, специалисты СПС МОУ ЦПК, Волгоградская региональная общественная организация содействия детям-инвалидам (ВРООСДИ) при поддержке московского детского фонда «Виктория», МУ «Центр по работе с подростками и молодежью «Ровесник», МУ «Центр «Шанс», ГУ «Исток»).
Основные направления деятельности программы
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания обучающихся;
реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции);
совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся и совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;
широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
-
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия;
внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Ожидаемые конечные результаты программы
повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала воспитанников;
рост уровня физического развития и физической подготовленности воспитанников;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья обучающихся, так и своего здоровья.
Механизм осуществления программы
Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.
Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
План деятельности по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки |
Планируемый результат и выполнение |
1. |
Медицинское направление |
|||
1.1. |
Медико-педагогическая экспертиза: анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; выявление учащихся специальной медицинской группы; ведение строгого учета детей по группам здоровья; формирование групп здоровья по показателям. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8
|
В течение года |
Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. |
Проведение диспансеризации воспитанников школы. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8
|
2 раза в год |
|
1.3. |
Медосмотр воспитанников, определение уровня физического здоровья. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 |
План мед.осмотров |
|
1.4. |
Обеспечение и организация профилактических прививок обучающихся. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 |
По плану |
План прививок |
1.5. |
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8
|
В течение года |
Классные журналы |
1.6. |
Анализ случаев травматизма в школе.
|
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР |
В течение года |
Материалы отчетов |
1.7. |
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. |
Социальный педагог
|
Каждый триместр |
Материалы отчетов |
1.8. |
Контроль за качеством питания и питьевым режимом. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР |
Ежедневно в течение года |
|
1.9. |
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, учителя |
Ежедневно в течение года |
|
1.10. |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) |
Заместитель директора по УВР |
Сентябрь |
Справка по оценке расписания |
1.11. |
Постоянный контроль за школьной столовой. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР |
Ежедневно в течение года |
|
2. |
Просветительское направление
|
|||
2.1. |
Организация просветительской работы с родителями (лекторий). |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
В течение года |
График проведения лектория |
2.2. |
Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. |
Заместитель директора по ВР |
В течение года |
Тематика лектория |
2.3. |
Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. |
Заместитель директора по ВР |
В течение года |
План работы |
2.4. |
Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. |
Заместитель директора по ВР |
В течение года |
План работы |
2.5. |
Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» |
Заместитель директора по ВР |
В течение года |
Протокол пед. совета |
2.6. |
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы, интерактивные занятия). |
Социальный педагог |
В течение года |
План работы |
2.7. |
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
В течение года |
План работы |
2.8. |
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры. |
Учителя-предметники |
Планы уроков |
|
2.9. |
Месячник по профилактике правонарушений |
Заместитель директора по ВР |
Октябрь, апрель |
План месячника |
2.10. |
Декада «Против ВИЧ-СПИД» |
Заместитель директора по ВР |
Декабрь |
План декады |
3. |
Психолого-педагогическое направление.
|
|||
3.1. |
Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. |
Администрация МОУ школы-интерната № 8 |
В течение года |
План работы |
3.2. |
Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей воспитанников: определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; изучение умственного развития воспитанников начальной школы с целью возможности прохождения ПМПК; изучение психологических возможностей воспитанников 1 класса и готовности детей к школе; выявление профессиональных интересов воспитанников 9 классов и способностей с целью профессионального самоопределения; разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией обучающихся к различным формам обучения. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, педагог-психолог |
В течение |
Диагностические исследования |
3.3. |
Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам. |
Педагог-психолог школы |
В течение года |
План работы педагога-психолога |
3.4. |
Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. |
Учителя-предметники |
Планы уроков |
|
4. |
Спортивно-оздоровительное направление. |
|||
4.1. |
Организацию спортивных мероприятий.
|
Учитель физической культуры |
В течение года |
План работы |
4.2. |
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. |
Заместитель директора по ВР |
В течение года |
План работы кружков и секций |
4.3. |
Привлечение воспитанников, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. |
Заместитель директора по ВР |
В течение года |
План работы |
4.4. |
День здоровья |
Учитель физической культуры |
Октябрь, апрель |
План дня здоровья |
5. |
Диагностическое направление |
|||
5.1. |
Мониторинг состояния здоровья детей. |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 |
Ежегодно |
Результаты мониторинга |
5.2. |
Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития». |
Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, педагог-психолог |
В течение года |
Материалы семинара |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Перечень основных мероприятий по реализации
программы «Будь здоров!» на 2011-2012 учебный год.
1 класс
«Быть здоровым - здорово!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||
1 |
Воспитатель |
Конкурс рисунков о здоровье; Классный час «Правила здорового образа жизни». |
Кл. час «Что такое хорошо, и что такое плохо?»; Парад овощей «Овощи очень полезны»; Классный час: «Дружи с водой»; Викторина «Советы доктора Воды» |
2 |
Социальный педагог и педагог-психолог |
Сопровождение адаптационного процесса |
Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Психологическое занятие «Дружеский десерт»; Сказка «Репка» о вредных привычках |
Игра «Здоровье и мы» Интерактивная беседа «Как быть здоровым». |
|||
3 |
Медицинские работники |
Проведение профилактических прививок. |
|
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
||
4 |
Работа с родительским коллективом |
Психологическая беседа «Особенности адаптационного периода первоклассника» (психолог); Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» |
Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?». |
5 |
Старшая вожатая |
Конкурсная программа «Посвящение в первоклассники». |
|
6 |
Учитель физической культуры |
«Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. |
День здоровья. День здоровой семьи. |
2 класс
«Растем здоровыми!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
||
1 полугодие |
2 полугодие |
|||
1 |
Воспитатель |
Беседа «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»; Классный час: «Час здоровья»; Беседа «Надёжная защита организма». |
Классный час: «Дружи с водой» Осенний поход в лес «В гости к осени» Интерактивная игра «Правила общения с животными» |
|
2 |
Социальный педагог и педагог-психолог |
Тренинг здорового образа жизни; Интерактивная беседа «Вредные привычки» |
Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Сказка «Репка» о вредных привычках; Интерактивная беседа «Безопасный дом». |
|
3 |
Медицинские работники |
Проведение профилактических прививок. |
||
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
|||
4 |
Работа с родительским коллективом |
Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»; |
Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Каникулярное время». |
|
5 |
Учитель физической культуры |
«Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. |
День здоровья. День здоровой семьи. |
3 класс
«Здоровая семья – здоровый ребенок!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||
1 |
Воспитатель |
Кл. час «Полезные привычки и я»; Беседа «Все ли желания выполнимы» Кл. час «Мы - пешеходы» |
Кл. час «Огонь – друг, огонь - враг»; Воспитательный час «Как не стать жертвой преступления»; Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». |
2 |
Социальный педагог и педагог-психолог |
Тренинг здорового образа жизни; Интерактивная беседа «Вредные привычки»; Беседа: «Умей сказать «Нет»» |
Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Сказка «Репка» о вредных привычках; Интерактивная беседа «Безопасный дом»; Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении»; Интерактивная беседа «Злой волшебник Никотин» |
3 |
Медицинские работники |
Проведение профилактических прививок. |
|
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
||
4 |
Работа с родительским коллективом |
Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»; Родительское собрание «Я хочу вырасти здоровым» |
Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Каникулярное время». |
5 |
Учитель физической культуры |
«Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. |
День здоровья. День здоровой семьи. |
4 класс
«Здоровая семья – здоровый ребенок!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||
1 |
Воспитатель |
Классный час: «Как сохранить здоровье»; Классный час: «Наше здоровье» |
Кл. час «Здоровая пища для всей семьи»; Классный час: «Как сделать сон полезным»; Классный час: «Домашняя аптечка». |
2 |
Социальный педагог и педагог-психолог |
Тренинг здорового образа жизни; Интерактивная беседа «Вредные привычки»; Беседа: «Умей сказать «Нет»» |
Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Интерактивная беседа «Безопасный дом»; Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении»; Интерактивная беседа «Злой волшебник Никотин» |
3 |
Медицинские работники |
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
4 |
Работа с родительским коллективом |
Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»; Родительское собрание «Я хочу вырасти здоровым» |
Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Каникулярное время». |
5 |
Учитель физической культуры |
«Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. |
День здоровья. День здоровой семьи. |
5 класс
«Здоровье – это здорово!»
(план работы)
Твой завтрашний успех
начинается сегодня
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||
1 |
Воспитатель |
Сочинение-рассуждение «Что такое здоровье?» Кл. час «Как живешь, пятиклассник?»; Конкурс рисунков о здоровье |
ПДД. Дорожные «ловушки» |
2 |
Социальный педагог и педагог-психолог |
Сопровождение адаптационного процесса |
Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Психологическое занятие «Дружеский десерт»; Беседа «Чума XX века – СПИД»; Сказка «Репка» о вредных привычках |
Адаптационная игра «Правила трех С – сотрудничество, сочувствие, самоконтроль»; Беседа «Остановись у преступной черты» |
|||
3 |
Учителя-предметники |
Природоведение. Урок «Закаливание организма»; Природоведение. Урок «Питание и здоровье человека». |
Природоведение. Урок «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека»; ОБЖ. Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов; Литература. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного). |
4 |
Медицинские работники |
Проведение профилактических прививок. |
|
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Мини-исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
||
5 |
Работа с родительским коллективом |
Психологическая беседа «Особенности адаптационного периода» (педагог-психолог); Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» (педагог-психолог) |
Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» (психолог) |
6 |
Старшая вожатая |
Конкурсная программа «Посвящение в пятиклассники». |
Игра «Наши учителя»; |
7 |
Учитель физической культуры |
Неделя туризма. «Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. |
День здоровья. «Богатырские игрища»; День здоровья. День здоровой семьи. |
6 класс
«Здоровье – это спорт!»
(план работы)
Не тешься успехом долго,
намечай новую цель,
снова добивайся, снова побеждай.
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||
1 |
Воспитатель |
Беседа «Определение здорового образа жизни»; Кл. час «Курение – медленная смерть». |
Беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»; Викторина «В плену вредных привычек» |
2 |
Социальный педагог, педагог-психолог |
Анкетирование «Это сладкое слово «успех»; Анкетирование «Хорошие и плохие привычки». |
Тренинг «Привычки и воля»; Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл». |
3 |
Учителя-предметники |
Биология. Урок «Особенности высшей нервной деятельности» (физиология труда, нагрузки, профилактика переутомления); ОБЖ. Урок-фантазия «Витамины и наш организм». |
Литература. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного) Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. |
4 |
Медицинский работники |
Проведение профилактических прививок. |
|
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
||
5 |
Работа с родителями |
Круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста» (психолог) Собрание «Компьютер в жизни школьника» |
Родительское собрание «Физическое развитие школьников» Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни» |
6 |
Социальные партнеры |
Беседа инспектора ОДН «Разрешение конфликтов без насилия» |
Беседа инспектора ОДН «Уголовная ответственность несовершеннолетних» |
7 |
Учитель физической культуры |
День здоровья. Праздник пяти олимпийских колец. День здоровья. Праздник мяча. |
День здоровья. «Зимние забавы» День здоровья. «Папа, мама, я – здоровая семья» |
7 класс
«Здоровье – это победа над собой!»
(план работы)
Не стремись победить других,
все победы начинаются
с победы над самим собой
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
||
1 |
Воспитатель |
Классный час «Мои жизненные ценности» Кл. час «Если хочешь быть здоров |
Практикум «Как бороться с конфликтами» Беседа «Что для меня ценно?» |
2 |
Социальный педагог, педагог-психолог |
Беседа с элементами анкетирования «Как я отношусь к себе и как ко мне относятся другие»; Психологическая игра «На пути к образованному человеку»; Беседа «Алкоголь и его влияние на организм подростка»; Беседа «Злонамеренный проступок. Вандализм» |
Классный час «Конфликты и пути их разрешения»; Беседа «Токсикомания». История о вредных привычках |
3 |
Учителя-предметники |
ОБЖ. Урок «Наше питание. Что и как мы едим»; ОБЖ. Урок-игра «Как перехитрить грипп» |
Биология. Урок «Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотики. Алкоголизм»; Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. |
4 |
Классный руководитель и медицинские работники |
Проведение профилактических прививок. |
|
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся; Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 – 9 кл. |
||
5 |
Работа с родителями |
Дискуссия «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности ребенка»; Собрание «Экология души ребенка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей» |
Лекторий «Подготовка к взрослости»; Беседа «Навыки сохранения зрения и его коррекция» Собрание «Положительные эмоции в жизни человека» (психолог). |
6 |
Социальные партнеры |
Беседа инспектора ПДН «Шалость» |
|
7 |
Учитель физической культуры |
День здоровья Школьные олимпийские игры День здоровья День бегуна |
День здоровья «Ледовые забавы» День здоровья День спортивной семьи. |
8 класс
«Здоровье – это умение общаться!»
(план работы)
Для успеха в жизниумение общаться с людьми
не менее важно, чем обладание талантом.
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
||||
1 полугодие |
2 полугодие |
|||||
1 |
Воспитатель |
Игра «Суд над сигаретой»; Беседа «Мои проблемы» |
Кл. час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!»; |
|||
2 |
Социальный педагог, педагог-психолог |
|||||
Урок толерантности «Толерантность к проявлению чувств другими людьми»; Тренинг «В гармонии с собой и окружающими»; Дискуссия «Алкоголю скажем «Нет!» |
Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека»; Анкета «Насколько ты эмоционален»; «Наркотики – мой яд!» Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. |
|||||
3 |
Учителя-предметники |
ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов; Биология. Урок «Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье». |
Литература. Урок. Н.В.Гоголь «Ревизор» (опьянение Хлестакова); Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. |
|||
4 |
Медицинские работники |
Проведение профилактических прививок. |
||||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся; Беседа мед. работника «Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины»; Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. |
Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ»; Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья» |
|||||
5 |
Работа с родителями |
Собрание «Не дай нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы»; Беседа «В здоровом теле – здоровый дух!» |
Психологическая беседа «Агрессия: ее причины и последствия»; Родительское собрание «Ребенок становится трудным» (социальный педагог). |
|||
6 |
Социальные партнеры |
«Алкоголю скажем «Нет!» (организация «За народную трезвость»); Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» |
||||
7 |
Учитель физической культуры |
День здоровья. «Сильные, ловкие, дружные, смелые» День здоровья. «От спорта к здоровью» |
День здоровья. Клуб веселых спортсменов День здоровья. |
9 класс
«Здоровье – это жизнь!»
(план работы)
Успешный человек тот,
кто научился учиться и знает,
как изменить себя
№ п/п |
Сотрудничество |
Учебные полугодия |
||||
1 полугодие |
2 полугодие |
|||||
1 |
Воспитатель |
|||||
Беседа «Законы жизни»; Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа |
Беседа для девочек «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины»; Игра «Степень риска» |
|||||
2 |
Социальный педагог, педагог-психолог |
Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена»; Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения); Беседа «Причины пристрастий» |
Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость»; Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки); Беседа «Свобода выбора – это уход от зависимости» |
|||
3 |
Учителя-предметники |
ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов; ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни» |
Обществознание. Урок «Семья и наркотики»; Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. |
|||
4 |
Медицинские работники |
Проведение профилактических прививок. |
||||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся; Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». |
Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Беседа «История контрацепции, виды контрацепции»; Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
|||||
5 |
Работа с родителями |
«Твое свободное время и твое здоровье»; «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма» |
Собрание «Жизненный ценности подростков» (психолог) Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» |
|||
6 |
Социальные партнеры |
Беседа инспектора ОДН «Как не стать жертвой преступления» |
||||
7 |
Учитель физической культуры |
День здоровья. Научно-спортивная экспедиция «В мире здоровья» Игровая программа «Все дело в спорте» |
День здоровья. Школа выживания. День спортивной семьи. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Цикл бесед по здоровому образу жизни
№ |
Тема |
Месяц |
|||||||||
1 класс |
|||||||||||
1. |
Личная гигиена. Хорошие зубы – залог здоровья. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Распорядок дня и биоритмы. Пора ужинать. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Гигиена тела, одежды и обуви. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Если хочешь быть здоров. Профилактика зимнего травматизма. |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Самые полезные продукты. Плох обед, если хлеба нет. |
Январь |
|||||||||
6. |
Как правильно есть. Удивительное превращение пирожка. Время есть булочки. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? |
Март |
|||||||||
8. |
Вредные привычки. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Закаливание и физическое воспитание. |
Май |
|||||||||
Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 1-2 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. |
|||||||||||
2 класс: |
|||||||||||
1. |
Здоровье школьника. Как утолить жажду. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Значение режима дня. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Гигиена сна и отдыха. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
На вкус и цвет товарищей нет. Профилактика зимнего травматизма. |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
Январь |
|||||||||
6. |
Общественная гигиена. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Где найти витамины весной? Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. |
Март |
|||||||||
8. |
Вредные привычки. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Всякому овощу – своё время. |
Май |
|||||||||
Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 1-2 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. |
|||||||||||
3 класс: |
|||||||||||
1. |
Основы здорового образа жизни. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Из чего состоит наша пища. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Что нужно есть в разное время года. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Профилактика зимнего травматизма. |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. |
Январь |
|||||||||
6. |
Где и как готовят пищу. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Как правильно накрыть на стол? |
Март |
|||||||||
8. |
Вредные привычки. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Молоко и молочные продукты. |
Май |
|||||||||
Используется учебно-методический комплект II части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 3-4 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. |
|||||||||||
4 класс: |
|||||||||||
1. |
Естественно-научные основы здорового образа жизни. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Вредные привычки. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Профилактика зимнего травматизма. |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. |
Январь |
|||||||||
6. |
Где и как готовят пищу. |
Февраль |
|||||||||
7. |
«Кулинарное путешествие» по России. Как правильно вести себя за столом. |
Март |
|||||||||
8. |
Вредные привычки. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен? |
Май |
|||||||||
Используется учебно-методический комплект II части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 3-4 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. |
|||||||||||
5 класс: |
|||||||||||
1. |
Вопросы личной гигиены. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Вредные привычки. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Биологические ритмы и работоспособность человека. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Профилактика зимнего травматизма. |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Физкультура и спорт в жизни человека. |
Январь |
|||||||||
6. |
Профилактика инфекционных заболеваний. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Понятие о рациональном питании. |
Март |
|||||||||
8. |
О вреде вредных привычек. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. В здоровом теле – здоровый дух. |
Май |
|||||||||
6 класс: |
|||||||||||
1. |
Вопросы личной гигиены. Значение внешнего вида. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Вредные привычки. Наркомания среди подростков. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Профилактика простудных заболеваний. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Профилактика зимнего травматизма. |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Если ты заболел? Что делать? |
Январь |
|||||||||
6. |
Профилактика кожных заболеваний. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Влияние окружающей среды на формирование личности. |
Март |
|||||||||
8. |
Курение или здоровье – выбирай сам. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Физические упражнения и здоровый образ жизни. |
Май |
|||||||||
7 класс: |
|||||||||||
1. |
Вопросы личной гигиены. Психологические основы работоспособности человека. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Вредные привычки. Наркомания среди подростков. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Спортивное и диетическое питание. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Профилактика зимнего травматизма. Если ты заболел? Что делать? |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Двигательная активность и физическая культура как основы здорового образа жизни. |
Январь |
|||||||||
6. |
Закаливание организма. Массаж и самомассаж. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Физкультура в режиме дня. |
Март |
|||||||||
8. |
Профилактика вредных привычек. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Психогигиена и здоровый образ жизни. |
Май |
|||||||||
8 класс: |
|||||||||||
1. |
Вопросы личной гигиены. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Ещё раз о вредных привычках и влияние их на успеваемость. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Анатомо-физиологические особенности юношей и девушек. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Профилактика зимнего травматизма. Если ты заболел? Что делать? |
Декабрь |
|||||||||
5. |
Психологические особенности подростков. |
Январь |
|||||||||
6. |
Оптимизм и здоровье. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Профилактика инфекционных заболеваний. |
Март |
|||||||||
8. |
Наркомания в подростковом возрасте. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. |
Май |
|||||||||
9 класс: |
|||||||||||
1. |
Вопросы личной гигиены. |
Сентябрь |
|||||||||
2. |
Венерические заболевания. СПИД. |
Октябрь |
|||||||||
3. |
Половое воспитание. |
Ноябрь |
|||||||||
4. |
Профилактика зимнего травматизма. Если ты заболел? Что делать? |
Декабрь |
|||||||||
5. |
История физической культуры и здорового образа жизни. |
Январь |
|||||||||
6. |
Гиподинамия и образ жизни. |
Февраль |
|||||||||
7. |
Врачебный контроль и самоконтроль. |
Март |
|||||||||
8. |
Профилактика вредных привычек. |
Апрель |
|||||||||
9. |
Профилактика летнего травматизма. Я на пороге взрослой жизни. |
Май |
Список использованной литературы
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.