12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дегтярёва Ольга Алексеевна41 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!»
МБОУ "Первомайская СОШ"филиал в с.Староклёское
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!»
Составитель: Учитель физической культуры
Дегтярёва О.А.
Тамбов 2016
Содержание
Пояснительная записка ………………………………….3 стр.
Цели и задачи …………………………………………….6 стр.
Основные направления деятельности ………………….8 стр.
Ожидаемые результаты реализации программы и механизмы реализации ………………………………………………11 стр.
План деятельности по реализации …………………….13 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы…………………………….........…..44 стр.
-
Приложение 1……………………………………..19 стр.
Приложение 2……………………………………..39 стр.
Пояснительная записка
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение воспитанников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Результаты медицинской статистики и научных наблюдений показывают резкое ухудшение в последние годы состояния здоровья у всей популяции детей школьного возраста и особенно обучающихся в новых видах образовательных учреждений (2, 3, 4, 6, 7, 8. 9). И способствует этому сочетание больших объемов учебной нагрузки и постоянного психоэмоционального дискомфорта на занятиях учителей, создающих невротизирующую среду обитания для обучающихся в школе.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
Стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% обучающихся;
Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
Увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Настоящая Программа определяет стратегию и основные направления деятельности МОУ школы-интерната № 8 на 2011-2012 учебный год по оздоровлению всех участников образовательного процесса. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке мероприятий с целью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Разработка данной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится в школе на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Цели программы
Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи программы
·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
·сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Организация работы школы-интерната по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе:
·организация режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
·организации просветительской работы с обучающимися и родителями (законными представителями);
·выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
Участники программы
Обучающиеся;
педагогическое сообщество;
родители;
социальные партнеры (МУЗ «Детская поликлиника №2», ВОКБ №1, ГУ СО «Семья», фонд «Спасение», ПДН ОМ-2, КДН и ЗП Краснооктябрьского района, специалисты СПС МОУ ЦПК, Волгоградская региональная общественная организация содействия детям-инвалидам (ВРООСДИ) при поддержке московского детского фонда «Виктория», МУ «Центр по работе с подростками и молодежью «Ровесник», МУ «Центр «Шанс», ГУ «Исток»).
Основные направления деятельности программы
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания обучающихся;
реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции);
совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся и совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;
широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
-
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия;
внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Ожидаемые конечные результаты программы
повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала воспитанников;
рост уровня физического развития и физической подготовленности воспитанников;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья обучающихся, так и своего здоровья.
Механизм осуществления программы
Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.
Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
План деятельности по реализации программы
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1. | Медицинское направление | |||
1.1. | Медико-педагогическая экспертиза: анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; выявление учащихся специальной медицинской группы; ведение строгого учета детей по группам здоровья; формирование групп здоровья по показателям. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8
| В течение года | Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. | Проведение диспансеризации воспитанников школы. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8
| 2 раза в год |
|
1.3. | Медосмотр воспитанников, определение уровня физического здоровья. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 | План мед.осмотров | |
1.4. | Обеспечение и организация профилактических прививок обучающихся. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 | По плану | План прививок |
1.5. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8
| В течение года | Классные журналы |
1.6. | Анализ случаев травматизма в школе.
| Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР | В течение года | Материалы отчетов |
1.7. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | Социальный педагог
| Каждый триместр | Материалы отчетов |
1.8. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР | Ежедневно в течение года | |
1.9. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, учителя | Ежедневно в течение года |
|
1.10. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | Заместитель директора по УВР | Сентябрь | Справка по оценке расписания |
1.11. | Постоянный контроль за школьной столовой. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, заместитель директора по ВР | Ежедневно в течение года | |
2. | Просветительское направление
| |||
2.1. | Организация просветительской работы с родителями (лекторий). | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | В течение года | График проведения лектория |
2.2. | Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. | Заместитель директора по ВР | В течение года | Тематика лектория |
2.3. | Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. | Заместитель директора по ВР | В течение года | План работы |
2.4. | Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. | Заместитель директора по ВР | В течение года | План работы |
2.5. | Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» | Заместитель директора по ВР | В течение года | Протокол пед. совета |
2.6. | Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы, интерактивные занятия). | Социальный педагог | В течение года | План работы |
2.7. | Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | В течение года | План работы |
2.8. | Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры. | Учителя-предметники | Планы уроков | |
2.9. | Месячник по профилактике правонарушений | Заместитель директора по ВР | Октябрь, апрель | План месячника |
2.10. | Декада «Против ВИЧ-СПИД» | Заместитель директора по ВР | Декабрь | План декады |
3. | Психолого-педагогическое направление.
| |||
3.1. | Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. | Администрация МОУ школы-интерната № 8 | В течение года | План работы |
3.2. | Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей воспитанников: определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; изучение умственного развития воспитанников начальной школы с целью возможности прохождения ПМПК; изучение психологических возможностей воспитанников 1 класса и готовности детей к школе; выявление профессиональных интересов воспитанников 9 классов и способностей с целью профессионального самоопределения; разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией обучающихся к различным формам обучения. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, педагог-психолог | В течение | Диагностические исследования |
3.3. | Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам. | Педагог-психолог школы | В течение года | План работы педагога-психолога |
3.4. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | Учителя-предметники | Планы уроков | |
4. | Спортивно-оздоровительное направление. | |||
4.1. | Организацию спортивных мероприятий.
| Учитель физической культуры | В течение года | План работы |
4.2. | Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. | Заместитель директора по ВР | В течение года | План работы кружков и секций |
4.3. | Привлечение воспитанников, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. | Заместитель директора по ВР | В течение года | План работы |
4.4. | День здоровья | Учитель физической культуры | Октябрь, апрель | План дня здоровья |
5. | Диагностическое направление | |||
5.1. | Мониторинг состояния здоровья детей. | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8 | Ежегодно | Результаты мониторинга |
5.2. | Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития». | Медицинский персонал МОУ школы-интерната № 8, педагог-психолог | В течение года | Материалы семинара |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Перечень основных мероприятий по реализации
программы «Будь здоров!» на 2011-2012 учебный год.
1 класс
«Быть здоровым - здорово!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Воспитатель | Конкурс рисунков о здоровье; Классный час «Правила здорового образа жизни». | Кл. час «Что такое хорошо, и что такое плохо?»; Парад овощей «Овощи очень полезны»; Классный час: «Дружи с водой»; Викторина «Советы доктора Воды» |
2 | Социальный педагог и педагог-психолог | Сопровождение адаптационного процесса | Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Психологическое занятие «Дружеский десерт»; Сказка «Репка» о вредных привычках |
Игра «Здоровье и мы» Интерактивная беседа «Как быть здоровым». | |||
3 | Медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». | ||
4 | Работа с родительским коллективом | Психологическая беседа «Особенности адаптационного периода первоклассника» (психолог); Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» | Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?». |
5 | Старшая вожатая | Конкурсная программа «Посвящение в первоклассники». | |
6 | Учитель физической культуры | «Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. | День здоровья. День здоровой семьи. |
2 класс
«Растем здоровыми!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | ||
1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | Воспитатель | Беседа «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»; Классный час: «Час здоровья»; Беседа «Надёжная защита организма». | Классный час: «Дружи с водой» Осенний поход в лес «В гости к осени» Интерактивная игра «Правила общения с животными» | |
2 | Социальный педагог и педагог-психолог | Тренинг здорового образа жизни; Интерактивная беседа «Вредные привычки» | Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Сказка «Репка» о вредных привычках; Интерактивная беседа «Безопасный дом». | |
3 | Медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | ||
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». | |||
4 | Работа с родительским коллективом | Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»; | Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Каникулярное время». | |
5 | Учитель физической культуры | «Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. | День здоровья. День здоровой семьи. |
3 класс
«Здоровая семья – здоровый ребенок!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Воспитатель | Кл. час «Полезные привычки и я»; Беседа «Все ли желания выполнимы» Кл. час «Мы - пешеходы» | Кл. час «Огонь – друг, огонь - враг»; Воспитательный час «Как не стать жертвой преступления»; Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». |
2 | Социальный педагог и педагог-психолог | Тренинг здорового образа жизни; Интерактивная беседа «Вредные привычки»; Беседа: «Умей сказать «Нет»» | Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Сказка «Репка» о вредных привычках; Интерактивная беседа «Безопасный дом»; Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении»; Интерактивная беседа «Злой волшебник Никотин» |
3 | Медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». | ||
4 | Работа с родительским коллективом | Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»; Родительское собрание «Я хочу вырасти здоровым» | Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Каникулярное время». |
5 | Учитель физической культуры | «Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. | День здоровья. День здоровой семьи. |
4 класс
«Здоровая семья – здоровый ребенок!»
(план работы)
Твой завтрашний успехначинается сегодня
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Воспитатель | Классный час: «Как сохранить здоровье»; Классный час: «Наше здоровье» | Кл. час «Здоровая пища для всей семьи»; Классный час: «Как сделать сон полезным»; Классный час: «Домашняя аптечка». |
2 | Социальный педагог и педагог-психолог | Тренинг здорового образа жизни; Интерактивная беседа «Вредные привычки»; Беседа: «Умей сказать «Нет»» | Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Интерактивная беседа «Безопасный дом»; Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении»; Интерактивная беседа «Злой волшебник Никотин» |
3 | Медицинские работники | Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». |
4 | Работа с родительским коллективом | Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»; Родительское собрание «Я хочу вырасти здоровым» | Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Каникулярное время». |
5 | Учитель физической культуры | «Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. | День здоровья. День здоровой семьи. |
5 класс
«Здоровье – это здорово!»
(план работы)
Твой завтрашний успех
начинается сегодня
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Воспитатель | Сочинение-рассуждение «Что такое здоровье?» Кл. час «Как живешь, пятиклассник?»; Конкурс рисунков о здоровье | ПДД. Дорожные «ловушки» |
2 | Социальный педагог и педагог-психолог | Сопровождение адаптационного процесса | Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»; Психологическое занятие «Дружеский десерт»; Беседа «Чума XX века – СПИД»; Сказка «Репка» о вредных привычках |
Адаптационная игра «Правила трех С – сотрудничество, сочувствие, самоконтроль»; Беседа «Остановись у преступной черты» | |||
3 | Учителя-предметники | Природоведение. Урок «Закаливание организма»; Природоведение. Урок «Питание и здоровье человека». | Природоведение. Урок «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека»; ОБЖ. Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов; Литература. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного). |
4 | Медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |
Мониторинг санитарно-гигиенических условий; Сбор данных о состоянии здоровья воспитанников; Мини-исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся; Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». | ||
5 | Работа с родительским коллективом | Психологическая беседа «Особенности адаптационного периода» (педагог-психолог); Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» (педагог-психолог) | Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»; Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» (психолог) |
6 | Старшая вожатая | Конкурсная программа «Посвящение в пятиклассники». | Игра «Наши учителя»; |
7 | Учитель физической культуры | Неделя туризма. «Путешествие в страну «Витаминию»; День здоровья. | День здоровья. «Богатырские игрища»; День здоровья. День здоровой семьи. |
6 класс
«Здоровье – это спорт!»
(план работы)
Не тешься успехом долго,
намечай новую цель,
снова добивайся, снова побеждай.
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Воспитатель | Беседа «Определение здорового образа жизни»; Кл. час «Курение – медленная смерть». | Беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»; Викторина «В плену вредных привычек» |
2 | Социальный педагог, педагог-психолог | Анкетирование «Это сладкое слово «успех»; Анкетирование «Хорошие и плохие привычки». | Тренинг «Привычки и воля»; Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл». |
3 | Учителя-предметники | Биология. Урок «Особенности высшей нервной деятельности» (физиология труда, нагрузки, профилактика переутомления); ОБЖ. Урок-фантазия «Витамины и наш организм». | Литература. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного) Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. |
4 | Медицинский работники | Проведение профилактических прививок. | |
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». | ||
5 | Работа с родителями | Круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста» (психолог) Собрание «Компьютер в жизни школьника» | Родительское собрание «Физическое развитие школьников» Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни» |
6 | Социальные партнеры | Беседа инспектора ОДН «Разрешение конфликтов без насилия» | Беседа инспектора ОДН «Уголовная ответственность несовершеннолетних» |
7 | Учитель физической культуры | День здоровья. Праздник пяти олимпийских колец. День здоровья. Праздник мяча. | День здоровья. «Зимние забавы» День здоровья. «Папа, мама, я – здоровая семья» |
7 класс
«Здоровье – это победа над собой!»
(план работы)
Не стремись победить других,
все победы начинаются
с победы над самим собой
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | Воспитатель | Классный час «Мои жизненные ценности» Кл. час «Если хочешь быть здоров | Практикум «Как бороться с конфликтами» Беседа «Что для меня ценно?» |
2 | Социальный педагог, педагог-психолог | Беседа с элементами анкетирования «Как я отношусь к себе и как ко мне относятся другие»; Психологическая игра «На пути к образованному человеку»; Беседа «Алкоголь и его влияние на организм подростка»; Беседа «Злонамеренный проступок. Вандализм» | Классный час «Конфликты и пути их разрешения»; Беседа «Токсикомания». История о вредных привычках |
3 | Учителя-предметники | ОБЖ. Урок «Наше питание. Что и как мы едим»; ОБЖ. Урок-игра «Как перехитрить грипп» | Биология. Урок «Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотики. Алкоголизм»; Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. |
4 | Классный руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | |
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся; Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 – 9 кл. | ||
5 | Работа с родителями | Дискуссия «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности ребенка»; Собрание «Экология души ребенка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей» | Лекторий «Подготовка к взрослости»; Беседа «Навыки сохранения зрения и его коррекция» Собрание «Положительные эмоции в жизни человека» (психолог). |
6 | Социальные партнеры | Беседа инспектора ПДН «Шалость» | |
7 | Учитель физической культуры | День здоровья Школьные олимпийские игры День здоровья День бегуна | День здоровья «Ледовые забавы» День здоровья День спортивной семьи. |
8 класс
«Здоровье – это умение общаться!»
(план работы)
Для успеха в жизниумение общаться с людьми
не менее важно, чем обладание талантом.
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | |||||
1 | Воспитатель | Игра «Суд над сигаретой»; Беседа «Мои проблемы» | Кл. час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!»; | |||
2 | Социальный педагог, педагог-психолог | |||||
Урок толерантности «Толерантность к проявлению чувств другими людьми»; Тренинг «В гармонии с собой и окружающими»; Дискуссия «Алкоголю скажем «Нет!» | Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека»; Анкета «Насколько ты эмоционален»; «Наркотики – мой яд!» Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. | |||||
3 | Учителя-предметники | ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов; Биология. Урок «Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье». | Литература. Урок. Н.В.Гоголь «Ревизор» (опьянение Хлестакова); Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. | |||
4 | Медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | ||||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся; Беседа мед. работника «Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины»; Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. | Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ»; Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья» | |||||
5 | Работа с родителями | Собрание «Не дай нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы»; Беседа «В здоровом теле – здоровый дух!» | Психологическая беседа «Агрессия: ее причины и последствия»; Родительское собрание «Ребенок становится трудным» (социальный педагог). | |||
6 | Социальные партнеры | «Алкоголю скажем «Нет!» (организация «За народную трезвость»); Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» | ||||
7 | Учитель физической культуры | День здоровья. «Сильные, ловкие, дружные, смелые» День здоровья. «От спорта к здоровью» | День здоровья. Клуб веселых спортсменов День здоровья. |
9 класс
«Здоровье – это жизнь!»
(план работы)
Успешный человек тот,
кто научился учиться и знает,
как изменить себя
№ п/п | Сотрудничество | Учебные полугодия | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | |||||
1 | Воспитатель | |||||
Беседа «Законы жизни»; Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа | Беседа для девочек «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины»; Игра «Степень риска» | |||||
2 | Социальный педагог, педагог-психолог | Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена»; Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения); Беседа «Причины пристрастий» | Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость»; Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки); Беседа «Свобода выбора – это уход от зависимости» | |||
3 | Учителя-предметники | ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов; ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни» | Обществознание. Урок «Семья и наркотики»; Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов. | |||
4 | Медицинские работники | Проведение профилактических прививок. | ||||
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся; Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 9 классов; Беседа «История контрацепции, виды контрацепции»; Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»; Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся; Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья». | |||||
5 | Работа с родителями | «Твое свободное время и твое здоровье»; «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма» | Собрание «Жизненный ценности подростков» (психолог) Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» | |||
6 | Социальные партнеры | Беседа инспектора ОДН «Как не стать жертвой преступления» | ||||
7 | Учитель физической культуры | День здоровья. Научно-спортивная экспедиция «В мире здоровья» Игровая программа «Все дело в спорте» | День здоровья. Школа выживания. День спортивной семьи. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Цикл бесед по здоровому образу жизни
№ | Тема | Месяц | |||||||||
1 класс | |||||||||||
1. | Личная гигиена. Хорошие зубы – залог здоровья. | Сентябрь | |||||||||
2. | Распорядок дня и биоритмы. Пора ужинать. | Октябрь | |||||||||
3. | Гигиена тела, одежды и обуви. | Ноябрь | |||||||||
4. | Если хочешь быть здоров. Профилактика зимнего травматизма. | Декабрь | |||||||||
5. | Самые полезные продукты. Плох обед, если хлеба нет. | Январь | |||||||||
6. | Как правильно есть. Удивительное превращение пирожка. Время есть булочки. | Февраль | |||||||||
7. | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | Март | |||||||||
8. | Вредные привычки. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Закаливание и физическое воспитание. | Май | |||||||||
Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 1-2 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. | |||||||||||
2 класс: | |||||||||||
1. | Здоровье школьника. Как утолить жажду. | Сентябрь | |||||||||
2. | Значение режима дня. | Октябрь | |||||||||
3. | Гигиена сна и отдыха. | Ноябрь | |||||||||
4. | На вкус и цвет товарищей нет. Профилактика зимнего травматизма. | Декабрь | |||||||||
5. | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | Январь | |||||||||
6. | Общественная гигиена. | Февраль | |||||||||
7. | Где найти витамины весной? Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | Март | |||||||||
8. | Вредные привычки. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Всякому овощу – своё время. | Май | |||||||||
Используется учебно-методический комплект I части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 1-2 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Разговор о правильном питании», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. | |||||||||||
3 класс: | |||||||||||
1. | Основы здорового образа жизни. | Сентябрь | |||||||||
2. | Из чего состоит наша пища. | Октябрь | |||||||||
3. | Что нужно есть в разное время года. | Ноябрь | |||||||||
4. | Профилактика зимнего травматизма. | Декабрь | |||||||||
5. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | Январь | |||||||||
6. | Где и как готовят пищу. | Февраль | |||||||||
7. | Как правильно накрыть на стол? | Март | |||||||||
8. | Вредные привычки. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Молоко и молочные продукты. | Май | |||||||||
Используется учебно-методический комплект II части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 3-4 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. | |||||||||||
4 класс: | |||||||||||
1. | Естественно-научные основы здорового образа жизни. | Сентябрь | |||||||||
2. | Вредные привычки. | Октябрь | |||||||||
3. | Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. | Ноябрь | |||||||||
4. | Профилактика зимнего травматизма. | Декабрь | |||||||||
5. | Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. | Январь | |||||||||
6. | Где и как готовят пищу. | Февраль | |||||||||
7. | «Кулинарное путешествие» по России. Как правильно вести себя за столом. | Март | |||||||||
8. | Вредные привычки. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен? | Май | |||||||||
Используется учебно-методический комплект II части программы «Разговор о правильном питании», предназначенный для обучающихся 3-4 классов, рабочая тетрадь М.М. Безруких и др. «Две недели в лагере здоровья». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г. | |||||||||||
5 класс: | |||||||||||
1. | Вопросы личной гигиены. | Сентябрь | |||||||||
2. | Вредные привычки. | Октябрь | |||||||||
3. | Биологические ритмы и работоспособность человека. | Ноябрь | |||||||||
4. | Профилактика зимнего травматизма. | Декабрь | |||||||||
5. | Физкультура и спорт в жизни человека. | Январь | |||||||||
6. | Профилактика инфекционных заболеваний. | Февраль | |||||||||
7. | Понятие о рациональном питании. | Март | |||||||||
8. | О вреде вредных привычек. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. В здоровом теле – здоровый дух. | Май | |||||||||
6 класс: | |||||||||||
1. | Вопросы личной гигиены. Значение внешнего вида. | Сентябрь | |||||||||
2. | Вредные привычки. Наркомания среди подростков. | Октябрь | |||||||||
3. | Профилактика простудных заболеваний. | Ноябрь | |||||||||
4. | Профилактика зимнего травматизма. | Декабрь | |||||||||
5. | Если ты заболел? Что делать? | Январь | |||||||||
6. | Профилактика кожных заболеваний. | Февраль | |||||||||
7. | Влияние окружающей среды на формирование личности. | Март | |||||||||
8. | Курение или здоровье – выбирай сам. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Физические упражнения и здоровый образ жизни. | Май | |||||||||
7 класс: | |||||||||||
1. | Вопросы личной гигиены. Психологические основы работоспособности человека. | Сентябрь | |||||||||
2. | Вредные привычки. Наркомания среди подростков. | Октябрь | |||||||||
3. | Спортивное и диетическое питание. | Ноябрь | |||||||||
4. | Профилактика зимнего травматизма. Если ты заболел? Что делать? | Декабрь | |||||||||
5. | Двигательная активность и физическая культура как основы здорового образа жизни. | Январь | |||||||||
6. | Закаливание организма. Массаж и самомассаж. | Февраль | |||||||||
7. | Физкультура в режиме дня. | Март | |||||||||
8. | Профилактика вредных привычек. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Психогигиена и здоровый образ жизни. | Май | |||||||||
8 класс: | |||||||||||
1. | Вопросы личной гигиены. | Сентябрь | |||||||||
2. | Ещё раз о вредных привычках и влияние их на успеваемость. | Октябрь | |||||||||
3. | Анатомо-физиологические особенности юношей и девушек. | Ноябрь | |||||||||
4. | Профилактика зимнего травматизма. Если ты заболел? Что делать? | Декабрь | |||||||||
5. | Психологические особенности подростков. | Январь | |||||||||
6. | Оптимизм и здоровье. | Февраль | |||||||||
7. | Профилактика инфекционных заболеваний. | Март | |||||||||
8. | Наркомания в подростковом возрасте. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. | Май | |||||||||
9 класс: | |||||||||||
1. | Вопросы личной гигиены. | Сентябрь | |||||||||
2. | Венерические заболевания. СПИД. | Октябрь | |||||||||
3. | Половое воспитание. | Ноябрь | |||||||||
4. | Профилактика зимнего травматизма. Если ты заболел? Что делать? | Декабрь | |||||||||
5. | История физической культуры и здорового образа жизни. | Январь | |||||||||
6. | Гиподинамия и образ жизни. | Февраль | |||||||||
7. | Врачебный контроль и самоконтроль. | Март | |||||||||
8. | Профилактика вредных привычек. | Апрель | |||||||||
9. | Профилактика летнего травматизма. Я на пороге взрослой жизни. | Май |
Список использованной литературы
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.