Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Школа Неболейки»

1
0
Материал опубликован 17 June 2019 в группе

Дошкольное Образовательное Учреждение № 97

 

«Согласовано»

 

_____________________

 

Приказ _____ от ___________

«Утверждено»

 

________________________________

 

 

 

 

 

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста

«Школа Неболейки»
 

Автор: Ермакова Анна Геннадиевна

 

Рыбинск, 2019
 

Содержание

 

Стр.

Пояснительная записка ……….……………………..……………..

3-4

Глава 1

Характеристика программы

 

 

1.1Актуальность программы «Школа Неболейки»

4

 

1.2 Цель и планируемые результаты

5-6

 

1.3Методы реализации программы………………………

6

Глава 2

Структура и содержание программы…………………………………………………..

 

 

2.1 Учебный план………………………………………..

6-7

 

2.2 Содержание работы…………………………………..

6-9

 

2.3 Перспективное планирование занятий………………………………………………………

9-13

Глава 3

Контроль и оценка результатов освоения программы

 

3.1.Диагностика валеологического воспитания………………………

13-18

3.2. Список литературы……………………………………………

19-20

Пояснительная записка

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.

Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

В Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование представлений о здоровом образе жизни.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: доступности и научности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшей группы составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г

- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).

 

Глава 1

  1. Актуальность программы «Школа Неболейки»

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.

Многие специалисты в определении культуры здоровья на первый план выдвигают его физическую составляющую. При этом забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих понятия. Достаточным считалось определение уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии психического и социального здоровья изучались недостаточно. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья ребенка, которая охватывала бы все его составляющие. Информация о здоровье, которую ребенок получает на различных этапах возрастного развития в семье, в дошкольном учреждении, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого – и физически, и духовно – человека, ведущего здоровый и безопасный образ жизни.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни, воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развития мотивационных установок по профилактике болезней, совершенствования практических навыков здорового образа жизни.

В результате работы по формированию здорового и безопасного образа жизни, полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья, приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

1.2. Цель и планируемые результаты

Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Задачи:

- культивировать и воспитывать у детей осмысленное к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;

- формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития творческого воображения;

-воспитывать у ребенка способности к самосозиданию - «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;

-помочь детям овладеть доступными навыками самоврачевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

-способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.

Планируемые результаты реализации программы.

К концу года ребенок должен знать и иметь представление:

- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;

- о пользе закаливания;

- о ценности своего здоровья;

- об основных функциях организма;

- об основных витаминах в продуктах питания;

- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

- о первой помощи при травме;

- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;

- о правилах ухода за зубами;

Ребенок должен уметь:

- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;

- проводить закаливающие процедуры;

- правильно пользоваться личными вещами;

- вовремя и правильно мыть руки;

- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;

- оказывать первую медицинскую помощь

1.3. Методы реализации программы

 

Практические

Словесные

Наглядные

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельнорсть.

Закаливание по схеме.

 

Беседы;

чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, развлечения, моделирование ситуаций, консультации, наблюдения.

Организация выставок, конкурсов;

Сбор фотоматериалов;

Рассматривание ситуаций;

Аудиовизуальная техника;

Информационно-агитационные стенды; театрализованная деятельность

Личный пример взрослых.

 

Глава 2

Структура и содержание программы

 

2.1. Учебный план

 

Реализация образовательной области

Образовательная нагрузка

Старшая группа.

Количество занятий

 

в неделю

в год

 

Физическая культура

 

2

72

 

Физическая культура на воздухе

1

36

 

Познавательное развитие на тему валеологии

1

36

 

 

2.2. Содержание занятий

Я и мое тело

- Строение тела человека

- Силачи и тягачи в организме

- Упражнения на формирование правильной осанки

- Кто всем командует

- Мозг и его помощники (органы чувств)

- Как путешествует воздух

- Кухня внутри человека

- Полезные и вредные продукты для человека

- Живые реки организма

Я и другие

- Какой я, какие другие?

- Мои роли в семье, детском саду, магазине и т.д.

- Над чем можно смеяться, а над чем нельзя

- Поручения дома и в детском саду

- Что делать если у тебя плохое настроение?

- Вежливость на каждый день

- Мои чувства. Мое настроение

- Вместе готовимся к празднику

- Поссорились – помирились

- Мой цветок волшебства

- Учимся мыслить и фантазировать

- Мои любимые сказки, мультфильмы, сказочные герои

- Для чего люди придумывают и рассказывают сказки

- Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок

- Правильно задаем вопросы

Секреты здоровья.

- Что такое здоровье?

- Мой режим дня

Учимся строить свой день по расписанию

- Уши, носик и глаза помогают нам всегда

- Сон и его значение

- Сказка о микробах

- Правила ухода за руками и ногами

- Польза закаливания

- Обтирание влажным полотенцем и водой

- Вредные привычки, в чем состоит их вред для организма

Общение с природой.

- Мы туристы

- Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

- Предупреждение солнечного ожога.

- Правила поведения в водоеме

- Лесные опасности: съедобные и ядовитые грибы.

В мире опасных предметов.

- Один дома

- Домашние опасности

- Очень подозрительный тип

- Сигналы тревоги: «01»- пожарная служба, «04» - служба газа, «02»- вызов милиции, «03» - скорая помощь.

- Правила поведения на улицах города

 

«Я - человек».

Цели: расширять знания ребенка о себе, своем имени фамилии, возрасте, наследственных особенностей организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной и коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме.

«Я осваиваю гигиену и этикет».

Цели: формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этики, поведения, питания, общения за столом.

«Я учусь правильно организовывать свою жизнь».

Цели: беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой.

«Я учусь охранять свою жизнь и здоровье».

Цели: продолжать рассказывать об охране здоровья. Строении и функционировании важнейших органов и систем (сердце, сердечно-сосудистая система, легкие, дыхательная система, желудок, пищеварительная система). Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Ребенок должен знать свою фамилию, возраст, адрес, телефон. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны- 01. На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных. Нужно остерегаться бездомных собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).

«Навыки здоровья»

Цели: выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль. Игрушки, сушить одежду и обувь. Садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом. Убирать свое место после еды. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

«Отношение ребенка к себе, своему здоровью»

Цели: представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка(дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения). Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила.

2.3. Перспективное планирование занятий.

Сентябрь

Тема

«Будь осторожен»

Цели

Рассказать о правилах поведения в быту

Оборудование

Игрушка зайка; предметные картинки 1-й группы «категорически запрещается» (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); предметные картинки 2-й группы «нужно научить правильно, обращаться» (иголка, ножницы, нож) иллюстрации «опасные ситуации дома».

Методические приемы

Игровая ситуация, беседа, отгадывать загадки (опасные предметы), игровые упражнения «На свои места», игра –драматизация «Кошкин дом».

Литература

«Безопасность» Н.Н. Авдеева, «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая

Рекомендации родителям

Поместить в родительском уголке картинки с предметами («Внимание – опасно»), которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режущие, колющие предметы.

Октябрь

Тема

«Дары леса»

Цели

Знать ядовитые грибы и ягоды

Оборудование

Звуки леса (запись); игрушки: белочка, лесенок, ежик, мяч; настольно- печатная игра «Сбор грибов и ягод»; муляжи (грибы, ягоды); предметные, сюжетные картинки с изображением грибов и ягод; варенье из лесных ягод;

Методические приемы

Игровая ситуация; рассматривание предметных и сюжетных картинок; беседа; игра «Съедобные и несъедобные грибы» (с мячом); составь загадку описание о ягодах; игра « Узнай по вкусу», чаепитие с вареньем.

Литература

«Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая, «Окно в мир» М. Лазурь

Рекомендации родителям

В летний, осенний сезон совершать прогулки в лес на природу с соблюдением следующих правил:

- будьте в лесу заботливыми хозяевами;

- никогда не собирайте незнакомые грибы;

- мухоморы оставьте лосям, они ими лечатся

Ноябрь

Тема

«Опасный петушок» , «Мир электричества»

Цели

Рассказать о пожарной безопасности. Познакомить детей с бытовыми электроприборами, правилами обращения с ними

Оборудование

Предметные, сюжетные картинки; красный шар; телефон. Картинки с изображением электроприборов (телевизор, утюг, пылесос, телефон); картинки с изображением правил обращения с электричеством.

Методические приемы

Читать стихотворение «Ростом спичка-невеличка»; рассматривание предметных и сюжетных картинок; беседа; игра-тренинг «Если в доме что-то загорелось», сюжетная игра «Пожарные». Игра «Отгадай загадку по картинке»; дидактическая игра «Магазин»; рассмотреть иллюстрации на тему «Как обращаться с электрическим током и электроприборами» и обсудить ситуации. Правила:

- не стой под деревом во время грозы

-не прикасайся руками к электрическим приборам и проводам

-не хватайся за провод, когда вытаскиваешь вилку из розетки

-не прикасайся к человеку, который работает с электрическим током

-не трогай руками висящий или торчащий провод, не наступай на него

Литература

«Пожар», «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житков, «Безопасность» Н.Н.Авдеева; Популярная энциклопедия «Детям обо всем на свете»;

Рекомендации родителям

Провести беседу с ребенком на тему «Как обращаться с огнем». Правила:

- не играй со спичками и зажигалкой;

-не бросай в костер взрывчатые вещества;

- не лей в костер воспламеняющуюся жидкость;

- не оставляй в лесу непотушенный костер;

Назвать и показать электроприборы, находящиеся в квартире, и обсудить правила пользования.

Декабрь

Тема

«Я узнаю себя»

Цели

Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые ощущения. Учимся понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, головы, туловища, внутренних органов.

Оборудование

Иллюстрации и картинки по теме.

Методические приемы

Разгадывание кроссворда; беседа о строении внутренних органов; гимнастика для глаз; Д/И «Полезно-вредно»;

Рисунки в подарок Железному Дровосеку «Доброе сердечко».

Беседа-рассуждение «Сколько у человека костей?»

Д/И «Выбери прилагательные для описания здорового и нездорового человека»; Беседа о строении дыхательной системы;

Дыхательная гимнастика; Д\И «Воздушный футбол»;

Д/И «Что относится к органам дыхания»; Беседа-рассуждение «Почему уши такие смешные?»; Массаж волшебных точек ушек; Д/И «Угадай по звуку»; П/И «Угадай, чей голосок?»

Литература

Л.М.Щипицина и др. Азбука общения; Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»;

Рекомендации родителям

Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела.

Январь

Тема

«Если хочешь быть здоров»

Цели

Рассказать об устройстве и функционировании человеческого организма, важности бережного отношения к своему здоровью

Оборудование

Куклы Таня и Ваня; медицинские карты для каждого ребенка, таблица для проверки зрения, фонендоскоп; цветные иллюстрации; атрибуты к игре «Больница»

Методические приемы

Игровая ситуация «Куклы Ваня и Таня собрались в путешествие», игра «Больница». Кабинеты:

- отоларинголога

-стоматолога

-окулиста

-рентгенолога

-терапевта

-дерматолога

Тест - опросник по теме.

Литература

«Расти здоровым» Р. Ротенберг, «Букварь здоровья» Л.В.Баль

Рекомендации родителям

Провести беседу и обсудить вопросы:

-откуда берутся болезни?

- какие ситуации могут быть опасными для здоровья?

- как помогают нам прививки?

- как вести себя во время болезни?

Февраль

Тема

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

Цели

Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня

Оборудование

Иллюстрации и картинки по теме

Методические приемы

Игровая ситуация «Узнай по действию». Игра «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций.

- Что надо делать, чтобы быть здоровым»: трудиться, соблюдать чистоту, закаляться, делать зарядку, смеяться, гулять, заниматься спортом, мыть руки.

-«Что не нужно делать, чтобы быть здоровым»: лениться, мало двигаться, ходить без шапки, есть много сладкого, есть снег, сосульки.

Релаксационная пауза. Под музыку дети танцуют, отражают свое настроение.

Составить рассказ «Мой режим дня»

Литература

«Уроки Айболита» К.Т. Зайцев, «Мое тело» А. Пиль

Рекомендации родителям

Личный пример. Консультация «В здоровом теле здоровый дух»

Март

Тема

«Если случилась беда»

Цели

Рассказать о номере телефона «03», научить вызывать скорую помощь.

Оборудование

Картинки «опасные предметы», игрушечный телефон

Методические приемы

Беседовать с детьми по картинкам «Опасные предметы»; учить стихотворение «Если мама заболеет» Л.Зилберга; игра-тренинг. Учить детей правильно набирать номер телефона, по которому нужно звонить в экстренном случае – «)№», громко и ясно называть свое имя, фамилию, домашний адрес.

Литература

«Безопасность» Н.Н.Авдеев, «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая

Рекомендации родителям

Отработать ситуации, при которых нужно набирать номера телефонов «01», «02», «03», используя отключенный настоящий аппарат. Провести беседу о недопустимости ложных вызовов, объяснить детям их последствия для жизни и здоровья других людей.

Апрель

Тема

«Красный, желтый, зеленый», «Где мы играем»

Цели

Закрепить знание правил поведения на улице. Предвидеть последствия своих действий в разных ситуациях (не дразнить животных, не собирать незнакомые растения).

Оборудование

Игрушка или картинка «автоинспектор»; автогородок; картинка правил дорожного движения. Иллюстрации; атрибуты к сюжетно-ролевой игре: билеты, руль, модули, салон автобуса, троллейбуса

Методические приемы

Игровая ситуация «приход автоинспектора»; игра «О чем загадка»; кукольный театр «Незнайка на дороге» - закрепить правилв для пешеходов; отвечать на вопросы автоинспектора; игра-тренинг «Светофор»; читать инспектору стихотворения о ПДД. Игровая ситуация «Зайку укусила собака»; беседа по ситуации; рассматривание иллюстраций и обсуждение последствий неправильных действий; игра-тренинг «Где мне можно гулять»; сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе»

Литература

«Безопасность» Н.Н.Авдеев, «Основы безопасности жизнедеятельности» И.К.Топоров; «Букварь здоровья» Л.В. Баль, Популярная энциклопедия «Детям обо всем на свете»

Рекомендации родителям

Вместе с ребенком из строительного материала сделать дороги, переезд, перекресток и разыграть разные варианты, например движение поездов, машин и пешеходов. Беседа «Опасные ситуации на дороге». Обсудить опасные участки двора и определить место для игры. Научить ребенка называть свой адрес, указывать ориентиры места жительства (где находится и как выглядит его дом, что расположено поблизости)

Май

Тема

«Витаминный калейдоскоп»

Цели

Познакомить с понятием «витамины»; закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

Оборудование

Мяч; картинки-иллюстрации; овощи и фрукты.

Методические приемы

Беседа «Для чего нужны витамины?»; Д/И «Где живут витамины?»; Д/И «Вкусное-полезное»; «Мое меню» (составление меню на день); «Съедобное – несъедобное»; беседа о здоровой пище; рисование «в нашем саду растут витамины»

Литература

«Букварь здоровья» Л.В. Баль; Л. Зильберг «Полезные продукты»

Рекомендации родителям

Вместе с ребенком дома приготовить овощной салат. Рассказать о пользе здорового питания.

 

Глава 3

Критерии диагностики по валеологическому образованию

 

3.1. Диагностика валеологической культуры ребенка

Показатели

 

Ф.И. ребенка

Ира М.

Катя Ш.

Саша Б.

Дима У.

Маша Ж.

Даня К.

Имеет устойчивые представления о человеке, половых различиях и особенностях внешнего вида.

 

 

 

 

 

 

Знает о строении тела человека, наличие и функционирование  основных органов и систем.

 

 

 

 

 

 

Знает о необходимых  факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье)

 

 

 

 

 

 

Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений.

 

 

 

 

 

 

Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих.

 

 

 

 

 

 

Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.

 

 

 

 

 

 

 

Знает и выполняет основные правила ухода за зубами

 

 

 

 

 

 

Знает основные причины болезни зубов.

 

 

 

 

 

 

Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.

 

 

 

 

 

 

Знает основные принципы и виды закаливания организма.

 

 

 

 

 

 

С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома.

 

 

 

 

 

 

Умеет одеваться в соответствии с погодой.

 

 

 

 

 

 

Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж  и самомассаж.

 

 

 

 

 

 

Без напоминания, по мере необходимости моет руки ( перед едой, после прогулки, после посещения туалета…)

 

 

 

 

 

 

 

Знает правила поведения в природе.

 

 

 

 

 

 

Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы.

 

 

 

 

 

 

Знает некоторые лекарственные растения и их свойства.

 

 

 

 

 

 

Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении.

 

 

 

 

 

 

Знает о влиянии загрязнения  окружающей среды на жизнь и здоровье людей.

 

 

 

 

 

 

Имеет представление  о Красной книге.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы.

 

 

 

 

 

 

Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе.

 

 

 

 

 

 

Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты.

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Результаты оформляются в таблицу. По характеру ответов делается вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

Критерии оценки:

- наличие детских суждений, направленных на отношение к здоровью, к своему здоровью, к болезни, к опасным для здоровья ситуациям, а также направленности у детей желаний о здоровье;

- адекватность детских суждений о здоровье;

- полнота и глубина детских суждений, здоровьесберегающая эрудированность ребенка;

- эмоциональность, активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

 

Уровни проявления ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень проявления ценностного отношения к здоровью отличается наличием осознанного детьми объема знаний и представлений о здоровье, здоровом образе жизни; высокий уровень активности дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду…., чтобы быть…».

Средний уровень проявления ценностного отношения к здоровью связан с определенным по объему запасом знаний и представлений у детей о здоровье, здоровом образе жизни, который, однако, недостаточно ими осознается; средний уровень активности дошкольника в ходе беседы, недостаточно проявляется интерес к ее содержанию. Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем.

Низкий уровень характеризуется ограниченным объемом знаний и представлений у детей о здоровье, здоровом образе жизни, функциях своего организма; низкий уровень активности дошкольника в ходе беседы, практически отсутствует интерес к ее содержанию. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.

 

Игры для осуществления мониторинга по валеологии.

1. Составление модели «Как уберечься от простуды и вести себя во время болезни».

Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний

Материал: Большие карты - 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.

Ход игры: Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача - составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.

2. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»

Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров».

Ход игры: Ребенку необходимо по мнемотаблице, рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья.

3. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

4. Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»

Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья

Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.

Ход игры: Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)

5. «Полезно – вредно»

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов.

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры: На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

6. Дидактическая игра по валеологии «Мы закаляемся»

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).

Ход игры: Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

7. «Свари борщ»

Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.

Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Ход игры: Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.

8.  «Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый - сладкий, горький - солёный, овощи - фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

Ход игры: Что будет, если съешь много (картинка)?

Много яблок съешь - это хорошо...

Много яблок съешь - это плохо.

Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».

9. Дидактическая игра «Витаминное лето»

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры: Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

10. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля»

Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.

Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.

Ход игры: Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.

11.Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

12. Дидактическая игра «Одень спортсмена»

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов.

Ход игры: Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

13. Дидактическая игра: «Полезная и вредная еда».

Цель: Формировать знания детей о полезной и не полезной пище, систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта,

развивать здоровые принципы питания.

14. Дидактическая игра: «Моё тело»

Цель: Формировать представление о строении тела и мышечной системы,

формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью.

15. Дидактическая игра: «Почему это произошло? »

Цель: Формировать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении, познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости.

 

3.2. Программно-методическое обеспечение

1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С.10-13.

2.Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель, 2006.

3. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника текст: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.

4. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.-(Библиотека воспитателя)

5. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)

6. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).

7. Голицина Н.С.; Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. –М.2007. ООО Издательство «Скрипторий 2003» -120с.

8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - М, ТЦ Сфера, 2007. - 160с (Здоровый малыш)

9. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологическикультурным?: текстВ.Деркунская, Н.Поведенок Дошкольное воспитание. – 2004.- №11.- С.12-15.

10. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми текст: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.

11. Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования текст: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002. – 172 с.

12. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н.; Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М., ТЦ Сфера, 2006. -112с.- (программа развития)

13. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002.-110с.

14.Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).

15.Никанорова Т. С., Сергиенко Е.М. – Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

16.Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

17. Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации