Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Школа Неболейки»
Дошкольное Образовательное Учреждение № 97
«Согласовано»
_____________________
Приказ _____ от ___________ |
«Утверждено»
________________________________
|
|
|
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста
«Школа Неболейки»
Автор: Ермакова Анна Геннадиевна
Рыбинск, 2019
Содержание
|
Стр. |
|
Пояснительная записка ……….……………………..…………….. |
3-4 |
|
Глава 1 |
Характеристика программы |
|
|
1.1Актуальность программы «Школа Неболейки» |
4 |
|
1.2 Цель и планируемые результаты |
5-6 |
|
1.3Методы реализации программы……………………… |
6 |
Глава 2 |
Структура и содержание программы………………………………………………….. |
|
|
2.1 Учебный план……………………………………….. |
6-7 |
|
2.2 Содержание работы………………………………….. |
6-9 |
|
2.3 Перспективное планирование занятий……………………………………………………… |
9-13 |
Глава 3 |
Контроль и оценка результатов освоения программы |
|
3.1.Диагностика валеологического воспитания……………………… |
13-18 |
|
3.2. Список литературы…………………………………………… |
19-20 |
Пояснительная записка
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
В Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: доступности и научности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшей группы составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).
Глава 1
-
Актуальность программы «Школа Неболейки»
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
Многие специалисты в определении культуры здоровья на первый план выдвигают его физическую составляющую. При этом забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих понятия. Достаточным считалось определение уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии психического и социального здоровья изучались недостаточно. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья ребенка, которая охватывала бы все его составляющие. Информация о здоровье, которую ребенок получает на различных этапах возрастного развития в семье, в дошкольном учреждении, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого – и физически, и духовно – человека, ведущего здоровый и безопасный образ жизни.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни, воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развития мотивационных установок по профилактике болезней, совершенствования практических навыков здорового образа жизни.
В результате работы по формированию здорового и безопасного образа жизни, полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья, приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
1.2. Цель и планируемые результаты
Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Задачи:
- культивировать и воспитывать у детей осмысленное к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
- формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
-воспитывать у ребенка способности к самосозиданию - «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
-помочь детям овладеть доступными навыками самоврачевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
-способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.
Планируемые результаты реализации программы.
К концу года ребенок должен знать и иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
- оказывать первую медицинскую помощь
1.3. Методы реализации программы
Практические |
Словесные |
Наглядные |
Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельнорсть. Закаливание по схеме.
|
Беседы; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, развлечения, моделирование ситуаций, консультации, наблюдения. |
Организация выставок, конкурсов; Сбор фотоматериалов; Рассматривание ситуаций; Аудиовизуальная техника; Информационно-агитационные стенды; театрализованная деятельность Личный пример взрослых. |
Глава 2
Структура и содержание программы
2.1. Учебный план
Реализация образовательной области |
Образовательная нагрузка |
||
Старшая группа. |
|||
Количество занятий |
|||
|
в неделю |
в год |
|
Физическая культура
|
2 |
72 |
|
Физическая культура на воздухе |
1 |
36 |
|
Познавательное развитие на тему валеологии |
1 |
36 |
|
2.2. Содержание занятий
Я и мое тело
- Строение тела человека
- Силачи и тягачи в организме
- Упражнения на формирование правильной осанки
- Кто всем командует
- Мозг и его помощники (органы чувств)
- Как путешествует воздух
- Кухня внутри человека
- Полезные и вредные продукты для человека
- Живые реки организма
Я и другие
- Какой я, какие другие?
- Мои роли в семье, детском саду, магазине и т.д.
- Над чем можно смеяться, а над чем нельзя
- Поручения дома и в детском саду
- Что делать если у тебя плохое настроение?
- Вежливость на каждый день
- Мои чувства. Мое настроение
- Вместе готовимся к празднику
- Поссорились – помирились
- Мой цветок волшебства
- Учимся мыслить и фантазировать
- Мои любимые сказки, мультфильмы, сказочные герои
- Для чего люди придумывают и рассказывают сказки
- Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок
- Правильно задаем вопросы
Секреты здоровья.
- Что такое здоровье?
- Мой режим дня
Учимся строить свой день по расписанию
- Уши, носик и глаза помогают нам всегда
- Сон и его значение
- Сказка о микробах
- Правила ухода за руками и ногами
- Польза закаливания
- Обтирание влажным полотенцем и водой
- Вредные привычки, в чем состоит их вред для организма
Общение с природой.
- Мы туристы
- Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
- Предупреждение солнечного ожога.
- Правила поведения в водоеме
- Лесные опасности: съедобные и ядовитые грибы.
В мире опасных предметов.
- Один дома
- Домашние опасности
- Очень подозрительный тип
- Сигналы тревоги: «01»- пожарная служба, «04» - служба газа, «02»- вызов милиции, «03» - скорая помощь.
- Правила поведения на улицах города
«Я - человек».
Цели: расширять знания ребенка о себе, своем имени фамилии, возрасте, наследственных особенностей организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной и коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме.
«Я осваиваю гигиену и этикет».
Цели: формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этики, поведения, питания, общения за столом.
«Я учусь правильно организовывать свою жизнь».
Цели: беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой.
«Я учусь охранять свою жизнь и здоровье».
Цели: продолжать рассказывать об охране здоровья. Строении и функционировании важнейших органов и систем (сердце, сердечно-сосудистая система, легкие, дыхательная система, желудок, пищеварительная система). Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Ребенок должен знать свою фамилию, возраст, адрес, телефон. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны- 01. На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных. Нужно остерегаться бездомных собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
«Навыки здоровья»
Цели: выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль. Игрушки, сушить одежду и обувь. Садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом. Убирать свое место после еды. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
«Отношение ребенка к себе, своему здоровью»
Цели: представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка(дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения). Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила.
2.3. Перспективное планирование занятий.
Сентябрь
Тема |
«Будь осторожен» |
Цели |
Рассказать о правилах поведения в быту |
Оборудование |
Игрушка зайка; предметные картинки 1-й группы «категорически запрещается» (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); предметные картинки 2-й группы «нужно научить правильно, обращаться» (иголка, ножницы, нож) иллюстрации «опасные ситуации дома». |
Методические приемы |
Игровая ситуация, беседа, отгадывать загадки (опасные предметы), игровые упражнения «На свои места», игра –драматизация «Кошкин дом». |
Литература |
«Безопасность» Н.Н. Авдеева, «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая |
Рекомендации родителям |
Поместить в родительском уголке картинки с предметами («Внимание – опасно»), которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режущие, колющие предметы. |
Октябрь
Тема |
«Дары леса» |
Цели |
Знать ядовитые грибы и ягоды |
Оборудование |
Звуки леса (запись); игрушки: белочка, лесенок, ежик, мяч; настольно- печатная игра «Сбор грибов и ягод»; муляжи (грибы, ягоды); предметные, сюжетные картинки с изображением грибов и ягод; варенье из лесных ягод; |
Методические приемы |
Игровая ситуация; рассматривание предметных и сюжетных картинок; беседа; игра «Съедобные и несъедобные грибы» (с мячом); составь загадку описание о ягодах; игра « Узнай по вкусу», чаепитие с вареньем. |
Литература |
«Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая, «Окно в мир» М. Лазурь |
Рекомендации родителям |
В летний, осенний сезон совершать прогулки в лес на природу с соблюдением следующих правил: - будьте в лесу заботливыми хозяевами; - никогда не собирайте незнакомые грибы; - мухоморы оставьте лосям, они ими лечатся |
Ноябрь
Тема |
«Опасный петушок» , «Мир электричества» |
Цели |
Рассказать о пожарной безопасности. Познакомить детей с бытовыми электроприборами, правилами обращения с ними |
Оборудование |
Предметные, сюжетные картинки; красный шар; телефон. Картинки с изображением электроприборов (телевизор, утюг, пылесос, телефон); картинки с изображением правил обращения с электричеством. |
Методические приемы |
Читать стихотворение «Ростом спичка-невеличка»; рассматривание предметных и сюжетных картинок; беседа; игра-тренинг «Если в доме что-то загорелось», сюжетная игра «Пожарные». Игра «Отгадай загадку по картинке»; дидактическая игра «Магазин»; рассмотреть иллюстрации на тему «Как обращаться с электрическим током и электроприборами» и обсудить ситуации. Правила: - не стой под деревом во время грозы -не прикасайся руками к электрическим приборам и проводам -не хватайся за провод, когда вытаскиваешь вилку из розетки -не прикасайся к человеку, который работает с электрическим током -не трогай руками висящий или торчащий провод, не наступай на него |
Литература |
«Пожар», «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житков, «Безопасность» Н.Н.Авдеева; Популярная энциклопедия «Детям обо всем на свете»; |
Рекомендации родителям |
Провести беседу с ребенком на тему «Как обращаться с огнем». Правила: - не играй со спичками и зажигалкой; -не бросай в костер взрывчатые вещества; - не лей в костер воспламеняющуюся жидкость; - не оставляй в лесу непотушенный костер; Назвать и показать электроприборы, находящиеся в квартире, и обсудить правила пользования. |
Декабрь
Тема |
«Я узнаю себя» |
Цели |
Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые ощущения. Учимся понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, головы, туловища, внутренних органов. |
Оборудование |
Иллюстрации и картинки по теме. |
Методические приемы |
Разгадывание кроссворда; беседа о строении внутренних органов; гимнастика для глаз; Д/И «Полезно-вредно»; Рисунки в подарок Железному Дровосеку «Доброе сердечко». Беседа-рассуждение «Сколько у человека костей?» Д/И «Выбери прилагательные для описания здорового и нездорового человека»; Беседа о строении дыхательной системы; Дыхательная гимнастика; Д\И «Воздушный футбол»; Д/И «Что относится к органам дыхания»; Беседа-рассуждение «Почему уши такие смешные?»; Массаж волшебных точек ушек; Д/И «Угадай по звуку»; П/И «Угадай, чей голосок?» |
Литература |
Л.М.Щипицина и др. Азбука общения; Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»; |
Рекомендации родителям |
Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела. |
Январь
Тема |
«Если хочешь быть здоров» |
Цели |
Рассказать об устройстве и функционировании человеческого организма, важности бережного отношения к своему здоровью |
Оборудование |
Куклы Таня и Ваня; медицинские карты для каждого ребенка, таблица для проверки зрения, фонендоскоп; цветные иллюстрации; атрибуты к игре «Больница» |
Методические приемы |
Игровая ситуация «Куклы Ваня и Таня собрались в путешествие», игра «Больница». Кабинеты: - отоларинголога -стоматолога -окулиста -рентгенолога -терапевта -дерматолога Тест - опросник по теме. |
Литература |
«Расти здоровым» Р. Ротенберг, «Букварь здоровья» Л.В.Баль |
Рекомендации родителям |
Провести беседу и обсудить вопросы: -откуда берутся болезни? - какие ситуации могут быть опасными для здоровья? - как помогают нам прививки? - как вести себя во время болезни? |
Февраль
Тема |
«Что нужно делать, чтобы быть здоровым» |
Цели |
Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня |
Оборудование |
Иллюстрации и картинки по теме |
Методические приемы |
Игровая ситуация «Узнай по действию». Игра «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций. - Что надо делать, чтобы быть здоровым»: трудиться, соблюдать чистоту, закаляться, делать зарядку, смеяться, гулять, заниматься спортом, мыть руки. -«Что не нужно делать, чтобы быть здоровым»: лениться, мало двигаться, ходить без шапки, есть много сладкого, есть снег, сосульки. Релаксационная пауза. Под музыку дети танцуют, отражают свое настроение. Составить рассказ «Мой режим дня» |
Литература |
«Уроки Айболита» К.Т. Зайцев, «Мое тело» А. Пиль |
Рекомендации родителям |
Личный пример. Консультация «В здоровом теле здоровый дух» |
Март
Тема |
«Если случилась беда» |
Цели |
Рассказать о номере телефона «03», научить вызывать скорую помощь. |
Оборудование |
Картинки «опасные предметы», игрушечный телефон |
Методические приемы |
Беседовать с детьми по картинкам «Опасные предметы»; учить стихотворение «Если мама заболеет» Л.Зилберга; игра-тренинг. Учить детей правильно набирать номер телефона, по которому нужно звонить в экстренном случае – «)№», громко и ясно называть свое имя, фамилию, домашний адрес. |
Литература |
«Безопасность» Н.Н.Авдеев, «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая |
Рекомендации родителям |
Отработать ситуации, при которых нужно набирать номера телефонов «01», «02», «03», используя отключенный настоящий аппарат. Провести беседу о недопустимости ложных вызовов, объяснить детям их последствия для жизни и здоровья других людей. |
Апрель
Тема |
«Красный, желтый, зеленый», «Где мы играем» |
Цели |
Закрепить знание правил поведения на улице. Предвидеть последствия своих действий в разных ситуациях (не дразнить животных, не собирать незнакомые растения). |
Оборудование |
Игрушка или картинка «автоинспектор»; автогородок; картинка правил дорожного движения. Иллюстрации; атрибуты к сюжетно-ролевой игре: билеты, руль, модули, салон автобуса, троллейбуса |
Методические приемы |
Игровая ситуация «приход автоинспектора»; игра «О чем загадка»; кукольный театр «Незнайка на дороге» - закрепить правилв для пешеходов; отвечать на вопросы автоинспектора; игра-тренинг «Светофор»; читать инспектору стихотворения о ПДД. Игровая ситуация «Зайку укусила собака»; беседа по ситуации; рассматривание иллюстраций и обсуждение последствий неправильных действий; игра-тренинг «Где мне можно гулять»; сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе» |
Литература |
«Безопасность» Н.Н.Авдеев, «Основы безопасности жизнедеятельности» И.К.Топоров; «Букварь здоровья» Л.В. Баль, Популярная энциклопедия «Детям обо всем на свете» |
Рекомендации родителям |
Вместе с ребенком из строительного материала сделать дороги, переезд, перекресток и разыграть разные варианты, например движение поездов, машин и пешеходов. Беседа «Опасные ситуации на дороге». Обсудить опасные участки двора и определить место для игры. Научить ребенка называть свой адрес, указывать ориентиры места жительства (где находится и как выглядит его дом, что расположено поблизости) |
Май
Тема |
«Витаминный калейдоскоп» |
Цели |
Познакомить с понятием «витамины»; закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. |
Оборудование |
Мяч; картинки-иллюстрации; овощи и фрукты. |
Методические приемы |
Беседа «Для чего нужны витамины?»; Д/И «Где живут витамины?»; Д/И «Вкусное-полезное»; «Мое меню» (составление меню на день); «Съедобное – несъедобное»; беседа о здоровой пище; рисование «в нашем саду растут витамины» |
Литература |
«Букварь здоровья» Л.В. Баль; Л. Зильберг «Полезные продукты» |
Рекомендации родителям |
Вместе с ребенком дома приготовить овощной салат. Рассказать о пользе здорового питания. |
Глава 3
Критерии диагностики по валеологическому образованию
3.1. Диагностика валеологической культуры ребенка
Показатели
|
Ф.И. ребенка |
|||||
Ира М. |
Катя Ш. |
Саша Б. |
Дима У. |
Маша Ж. |
Даня К. |
|
Имеет устойчивые представления о человеке, половых различиях и особенностях внешнего вида. |
|
|
|
|
|
|
Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем. |
|
|
|
|
|
|
Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье) |
|
|
|
|
|
|
Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений. |
|
|
|
|
|
|
Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих. |
|
|
|
|
|
|
Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность. |
|
|
|
|
|
|
Знает и выполняет основные правила ухода за зубами |
|
|
|
|
|
|
Знает основные причины болезни зубов. |
|
|
|
|
|
|
Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. |
|
|
|
|
|
|
Знает основные принципы и виды закаливания организма. |
|
|
|
|
|
|
С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома. |
|
|
|
|
|
|
Умеет одеваться в соответствии с погодой. |
|
|
|
|
|
|
Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. |
|
|
|
|
|
|
Без напоминания, по мере необходимости моет руки ( перед едой, после прогулки, после посещения туалета…) |
|
|
|
|
|
|
Знает правила поведения в природе. |
|
|
|
|
|
|
Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы. |
|
|
|
|
|
|
Знает некоторые лекарственные растения и их свойства. |
|
|
|
|
|
|
Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении. |
|
|
|
|
|
|
Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей. |
|
|
|
|
|
|
Имеет представление о Красной книге. |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы. |
|
|
|
|
|
|
Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе. |
|
|
|
|
|
|
Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты. |
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
Результаты оформляются в таблицу. По характеру ответов делается вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.
Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.
Критерии оценки:
- наличие детских суждений, направленных на отношение к здоровью, к своему здоровью, к болезни, к опасным для здоровья ситуациям, а также направленности у детей желаний о здоровье;
- адекватность детских суждений о здоровье;
- полнота и глубина детских суждений, здоровьесберегающая эрудированность ребенка;
- эмоциональность, активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.
Уровни проявления ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень проявления ценностного отношения к здоровью отличается наличием осознанного детьми объема знаний и представлений о здоровье, здоровом образе жизни; высокий уровень активности дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду…., чтобы быть…».
Средний уровень проявления ценностного отношения к здоровью связан с определенным по объему запасом знаний и представлений у детей о здоровье, здоровом образе жизни, который, однако, недостаточно ими осознается; средний уровень активности дошкольника в ходе беседы, недостаточно проявляется интерес к ее содержанию. Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем.
Низкий уровень характеризуется ограниченным объемом знаний и представлений у детей о здоровье, здоровом образе жизни, функциях своего организма; низкий уровень активности дошкольника в ходе беседы, практически отсутствует интерес к ее содержанию. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.
Игры для осуществления мониторинга по валеологии.
1. Составление модели «Как уберечься от простуды и вести себя во время болезни».
Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний
Материал: Большие карты - 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.
Ход игры: Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача - составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.
2. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»
Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров».
Ход игры: Ребенку необходимо по мнемотаблице, рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья.
3. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»
Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.
Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.
4. Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»
Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья
Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.
Ход игры: Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)
5. «Полезно – вредно»
Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов.
Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.
Ход игры: На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.
6. Дидактическая игра по валеологии «Мы закаляемся»
Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.
Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).
Ход игры: Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.
7. «Свари борщ»
Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.
Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.
Ход игры: Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.
8. «Много – мало»
Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый - сладкий, горький - солёный, овощи - фрукты.
Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:
Ход игры: Что будет, если съешь много (картинка)?
Много яблок съешь - это хорошо...
Много яблок съешь - это плохо.
Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».
9. Дидактическая игра «Витаминное лето»
Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.
Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.
10. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля»
Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.
Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.
Ход игры: Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.
11.Дидактическая игра «Угадай вид спорта»
Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.
Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.
Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.
12. Дидактическая игра «Одень спортсмена»
Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов
Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов.
Ход игры: Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.
13. Дидактическая игра: «Полезная и вредная еда».
Цель: Формировать знания детей о полезной и не полезной пище, систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта,
развивать здоровые принципы питания.
14. Дидактическая игра: «Моё тело»
Цель: Формировать представление о строении тела и мышечной системы,
формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью.
15. Дидактическая игра: «Почему это произошло? »
Цель: Формировать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении, познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости.
3.2. Программно-методическое обеспечение
1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С.10-13.
2.Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель, 2006.
3. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника текст: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
4. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.-(Библиотека воспитателя)
5. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
6. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
7. Голицина Н.С.; Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. –М.2007. ООО Издательство «Скрипторий 2003» -120с.
8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - М, ТЦ Сфера, 2007. - 160с (Здоровый малыш)
9. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологическикультурным?: текстВ.Деркунская, Н.Поведенок Дошкольное воспитание. – 2004.- №11.- С.12-15.
10. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми текст: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.
11. Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования текст: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002. – 172 с.
12. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н.; Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М., ТЦ Сфера, 2006. -112с.- (программа развития)
13. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002.-110с.
14.Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
15.Никанорова Т. С., Сергиенко Е.М. – Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
16.Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
17. Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.