Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!» (1—5 класс)

4
0
Материал опубликован 29 November 2016

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!»

1-5 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни воспитанников с ОВЗ - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

−      неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

−      активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

Цель программы:

Содействие всестороннему гармоничному развитию личности, слагаемыми которой является: здоровье (психологическое и физическое), хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей знания и навыки в области здоровья, умение осуществлять полученные знания в жизни.

Задачи:

профилактика  заболеваний, укрепление здоровья;

формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;

формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

формирование  заинтересованного отношения к собственному здоровью;

формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания);

использование  оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе; 34 часа в год – во 2-5 классах, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Требования к результатам освоения программы «Будь здоров!»

В ходе освоения программы внеурочной деятельности «Будь здоров!» у слабослышащих и позднооглохших младших школьников должны быть сформированы следующие компетенции:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы);

овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение достаточным запасом фраз и определений для включения в повседневные школьные и бытовые дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности и др);

4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком (умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации, проявляя гибкость в вариативности высказываний; умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и др);

5) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации (расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы; умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе; владение достаточным запасом фраз и определений для передачи личных впечатлений, их взаимосвязи с явлениями окружающего мира, впечатлений, наблюдений, действий, коммуникации и взаимодействия с другими людьми в пределах расширяющегося личного пространства и др);

6) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе; незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); иметь достаточный запас фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; адекватно применять те речевые средства, которые соответствуют коммуникативной ситуации и др.);

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Программа «Будь здоров!» содержит в себе элементы содержания разделов АООП НОО обучающихся с ОВЗ (слабослышащих и позднооглохших) «Обществознание и естествознание» и «Физическая культура», органично сочетающихся и взаимно дополняющих друг друга.

Обществознание и естествознание. Окружающий мир (Человек, природа, общество):

1) овладение представлением об окружающем мире; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

2) установление природоведческих обобщений, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов; установление и выявление причинно-следственные связи в окружающем мире;

накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь (диалогическую и монологическую);

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей;

  • формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика;

    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Физическая культура:

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности;

овладение умениями правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия и т.д.)

формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;

формирование умения следить за осанкой и регулировать её в учебной деятельности,

ходьбе, беге;

владение навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений; знание и соблюдение правил техники безопасности при выполнении физических упражнений;

выражение эмоциональной отзывчивости на удовлетворение двигательной активности; проявление интереса к занятиям физической культурой и интерес к спорту;

контролирование своего самочувствия во время выполнения физических упражнений (рассказ о самоощущениях, измерение частоты сердечных сокращений);

понимание инструкции в ходе участия в играх и при выполнении физических упражнений; рассказывание о правилах организации игр и овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности.

В процессе освоения программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;

2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

3. измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Распределение тем в пределах курса «Будь здоров»

Раздел курса

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

«Вот мы и в школе»

2

2

2

2

2

«Дорожная безопасность»

5

5

5

5

5

«Питание»

3

3

3

3

4

«Здоровье»

13

13

11

13

12

«Психологическое здоровье»

3

3

3

3

3

«Пожарная безопасность»

5

6

4

4

4

«Личная безопасность»

2

2

6

4

4

Итого

33

34

34

34

34

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации