12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Касаткина Светлана Алексеевна199
Россия, Ханты-Мансийский АО, посёлок Сосьва

МБОУ «Сосьвинская СОШ»

 

Программа

интегрированного

межпредметного курса

«Моя малая родина»

6 класс

 

Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

 

Здравствуй, край мансийский милый –

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой…

Юван Шесталов

 

Настоящий курс «Моя малая родина» предлагается для учащихся 6 класса - интеграция уроков русского языка и краеведения. На уроках работают с учебником русского языка, под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и другие. В этом учебном издании много упражнений, которые посвящены теме «Отечество моё Россия», описанию многих уголков нашей Родины.

Поэтому разработала программу для изучения нашего района, используя дополнительную литературу, не отходя от школьной программы, так как учащиеся нашей школы должны знать историю и своего уголка.

Основные цели курса – образовательная, развивающая и практическая. Образовательная цель достигается при знакомстве учеников с объектом языкознания. Развивающая цель заключается в повышении интереса к языку, к истории малой родины, глубоком понимании языковых фактов, стимулировании творческой поисковой деятельности. Практическая достигается через выполнение различных заданий.

Язык является органичной частью индивидуальной культуры человека. Каждое новое поколение должно нести в себе идею сохранения и развития родного языка, истории. Именно с помощью родного языка, истории мы познаём мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество.

Слова русского языка – это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них прошлое и настоящее нашего народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, обычаев, исторических этапов развития конкретного народа, развития его искусства, народно-поэтического творчества.

В школьной программе для 6-го класса изучаются вопросы лексики, словообразования, морфологии. Уже с пятого класса необходимо интенсивно развивать речь ребёнка и продолжать эту работу до одиннадцатого класса. Ведь в понятие хорошей речи, кроме правильности, включаются также богатство, точность и выразительность. Огромное влияние на развитие речи ребёнка имеет художественная литература. Именно поэтому, изучая языковые понятия и явления, автор обращается к художественным текстам, к публицистическим статьям. Через такую работу знакомит учащихся с историей своего села, района, с односельчанами, которые занимались исследованием, литературой.

Программа построена на дополнении и углублении в истории своей малой родины.

Учитывая важность этих вопросов, разработала программу по повторению, изученного в пятом классе, словообразованию, лексике и морфологии. На этих уроках работают не только с учебником по русскому языку, но и с дополнительным материалом, который напечатан каждому ученику, используются презентации, мультимедийные приложения.

 

Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:

историю основания уездного городка Берёзов;

историю основания Сосьвинской культбазы;

основные виды деятельности народа манси;

историю медвежьего праздника;

талантливых людей нашего села (Николай Николаевич Садомин, Петр Шешкин, Светлана Динисламова, Анастасия Ильинична Сайнахова).

 

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

работать с дополнительной литературой;

работать с лексическим значением слов;

составлять словарные статьи по определённой теме;

выполнять различные виды разбора слова в русском языке.

 

Задачи программы:

Знакомить учащихся с материалами общего краеведения; показать, что посёлок Берёзово имеет древнейшую историю и богатейшие культурные традиции.

Составить словарь, выявить особенности жизни, быта, поведения народа манси, живущих на территории Берёзовского района.

Изучая русский язык, использовать общекраеведческие, лингвокраеведческие материалы.

Совершать экскурсии в сосьвинский этнографический парк- музей «Найотыр Маа», знакомиться с замечательными земляками.

 

Данный курс необходим учащимся, занимающихся исследовательской деятельностью, участвующих в различных конкурсах на разном уровне, выполняющих различные письменные творческие работы. Также и для учащихся, которые хотят расширить свои знания об истории своей малой родины.

Данный курс обеспечен:

вспомогательными материалами:

тексты произведений наших земляков;

иллюстрации к определённым темам;

публицистические статьи о Берёзовском районе;

использование интерактивных технологий;

Обеспечение данного курса техническими средствами:

персональный компьютер;

принтер;

сканер;

проектор,

экран.

Виды деятельности учащихся:

выполнение различных упражнений;

анализ текстов;

составление словарных статей;

самостоятельные работы;

творческие работы;

устные сообщения учащихся;

различные разборы слов – фонетический, морфологический, морфемный, словообразовательный.

 

Формы и методы обучения:

 

Словесный метод обучения - рассказ, беседы, фронтальный опрос, объяснение.

Наглядный метод обучения, который позволяет разбор схем, рисунков, иллюстраций, презентаций.

Практические методы обучения – выполнение упражнений, составление словарной статьи.

Проектный метод и проблемно – поисковый метод используются не только при разработке проектов, но и при изучении нового материала. Он позволяет изучать тему самостоятельно, используя умение собирать материал по теме из различных источников информации от журналов до Интернета.

 

Формы контроля и система оценивания:

контрольные работы по темам;

устные сообщения по темам;

проекты;

творческие работы, также с использованием Power Point;

устный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, здесь дети выступают в качестве рецензентов, ставят вопросы, выступают с замечаниями и дополнениями.

 

Тематический план

интегрированного межпредметного курса

«Моя малая родина»

темы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на тему

 

Введение. Моя малая родина.

1

1

Моя малая родина.

1

 

Повторение изученного в 5 классе.

5

2

Фонетический разбор слова. Орфография.

Исторические сведения о Берёзове, уездного городка Тобольской губернии

1

3

Морфемный разбор слова.

История Берёзова в лицах и событиях.

1

4

5

Развитие речи. Сочинение по картине В. Сурикова «А. Меньшиков в Берёзове».

Сочинение по картине В. Сурикова «А. Меньшиков в Берёзове».

2

6

Стили речи.

Приказ № 72 по строительству Мансийско-Сосьвинской культбазы от 20 июня 1934 г.

1

 

Лексика. Культура речи

4

7

Профессионализмы.

В мансийском пауле (селении). Как выглядело жилище манси.

1

8

Атрибутика медвежьего праздника обских угров.

1

9

Рыбалка – основной вид деятельности в нашем районе.

1

10

Охота.

1

 

Словообразование и орфография.

4

11

Этимология слов.

Этимология слова Сосьва.

1

12

13

Соединительные О и Е в сложных словах.

Николай Николаевич Садомин – местный писатель, «Воспоминание о школе». Прочитать текст, выписать слова с соединительными гласными и сделать словообразовательный разбор.

2

14

Сложносокращённые слова.

Сосьвинская культбаза – живой очаг культуры. В тексте найти сложносокращённые слова и записать в тетрадь.

1

 

Морфология и орфография.

14

 

Имя существительное.

 

15

Повторение в 5 классе.

Населённые пункты.

1

16

Имя существительное.

Петр Шешкин – поэт, музыкант, собиратель фольклора, резчик по дереву.

1

17

Анастасия Ильинична Сайнахова – кандидат филологических наук, профессор, преподаватель ЮГУ.

1

 

Имя прилагательное.

 

18

19

Развитие речи. Описание природы.

Природа Берёзовского района.

2

20

21

Закрепление изученного материала.

История развития посёлка Сосьва.

2

 

Имя числительное.

 

22

23

Имя числительное.

Сосьве – 85 лет.

2

 

Местоимения.

 

24

Местоимения.

Наши односельчане. Светлана Динисламова – поэт.

1

25

26

Закрепление.

Народное творчество.

2

27

28

Развитие речи. Связный рассказ по картинкам.

Медвежье игрище – тулыглап.

2

 

Подведение итогов.

4

29

30

Проект

«Талантливые люди нашего района, села».

2

31

32

Защита проектов.

2

33

34

Резерв.

2

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Повторение изученного в 5 классе.

 

2.Фонетический разбор слова. Орфография.

Исторические сведения о Берёзове, уездного городка Тобольской губернии.

1. Записать текст, вставить пропущенные орфограммы. Сделать фонетический разбор 4-х слов. Найти слова, где звуков больше, чем букв.

Домашнее задание: найти в словарях лексическое значение выделенных слов.

 

Берёзо_, уез_ный1 городок Тобольской губернии, основан в 1593 году воеводой Никифором Васильевичем Траханиотовым. Первые жители его1 были ратные люди, к которым вскоре присовокупились вятчане, пермичи, вымичи и усольцы.

В Березо_е с осн_вания его и до настоящего времени были следующие церкви:

1.Воскресенская церковь. Это первая берёзовская церковь. Она деревя(н,нн)ая, п_строена первоначально в 1603 г_ду и нах_дилась в деревя(н,нн)ой крепости, или остроге. По пришествии её в ветхость, неизвестно когда построена1 деревя(н,нн)ая же, сгоревшая в б_льшой пожар1719 года, от которого, кроме 21 д_ма и Воскресенского монастыря, сг_рел весь горо_. На месте сг_ревшей Воскресенской церкви п_строена деревя(н,нн) ая же Спасская. Когда она пришла в ветхость, то в 1787 году на место её зал_жена и в 1792 году осв_щена каме(н,нн)ая во имя Воскресения Христова с приделами Казанской Божией1 Матери и Св. Николая Чудотворца.

 

 

 

 

3. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках.

История Берёзова в лицах и событиях.

2t1603948366aa.png .Какова основная мысль текста? Спишите. Вставить пропущенные орфограммы. Сделать морфемный разбор 10 слов.

Замысел картины «Меншиков на Сосьве» во_ходит2 к 1991 году, и случайным (не)был. Историко-психологический портрет князя – это дань признательности, прежде всего христианским д_бродетелям. Известно, что за свою деятельную и многообразную2 жизнь Александр Данилович построил2 множество православных храмов. Некоторые2 дошли и до нашего времени и продолжают во_хищать совреме(н,нн)иков2 вел_колепием архитектуры. И в и_гнании Меншиков остался верен православным традициям, как и самому себе. Радением своим и на сре_ства арестан_ские2 п_строил он в Берёзове церковь во имя Рождества Пресв_той2 Богородицы. Факт исторический2, достопамятный.

Лицо в_левое, хотя ощущается некоторое внутреннее напряжение. Это не сломленный ни физически, ни духовно человек, готовый к иным испытаниям судьбы. Выразительно написаны руки князя – сильные, умеющие держать любой инструмент, но жест их благ_роден. В левой части к_ртины изображена церковь. Та самая, что построена им в 1728 году. Пейзаж выполнен в серовато-зелёной2 гамме красок скупой северной осени. Это последняя осень в жизни героя. О чём ра_думывает2 он, стоя на берегу Сосьвы?

 

(Владимир Елфимов)

 

 

4-5. Развитие речи.

Почему Меньшиков не решился на государственный переворот?

3t1603948366ab.jpg . Напишите сочинение по картине В. Сурикова «А. Меньшиков в Берёзове», используя материал из текста. Какой текст у вас получился – описание, повествование, рассуждение?

Александр Данилович Меншиков - первый губернатор, хозяин Санкт-Петербурга. Обладал полководческими талантами, государственным умом.

Сделавшись опекуном несовершеннолетнего царя Петра II Алексеевича и регентом при нём, Александр Данилович Меншиков стал готовить срочную реформу, чтобы исправить положение. Ни Пётр, ни потом Екатерина его не слушали, а Екатерина и вовсе боялась.

Кроме того, от Данилыча был без ума простой народ. Не из-за «простого происхождения» Меншикова, как может показаться, а потому, что во многих походах он бок о бок с народом не только сражался с врагом, но и терпел лишения. И при этом оставался балагуром и «своим парнем». Некоторые черты Меншикова перймёт или просто повторит великий Александр Васильевич Суворов. Слава о подвигах того и другого не только шла впереди, но и задерживалась в сознании на десятилетия. Кавалькада подвод с малым караулом сопровождения двигалась через полстраны, когда Меншиков ехал в ссылку.

Незадолго перед опалой Меншиков серьёзно захворал. Болезнь продолжится и потом – в Оренбурге, в Берёзове …Он в буквальном смысле готовился помирать. Он переписал завещание, попрощался с детьми и Дарьей Михайловной … Надавал распоряжений относительно будущего России!

В Берёзов Меншиков уехал не только без наград и регалий, но и без копейки в кармане. Распотрошили даже перины - якобы ради обнаружения подметных писем. Чем-чем, а подметными письмами старик Меншиков не занимался.

Василий Суриков очень точно показал генералиссимуса в картине «Меншиков в Берёзове»: человек посажен в клетку. Хозяин огромной страны и не может даже распрямиться, поскольку потолок ниже его роста. Это после самых богатых и шикарных дворцов!

Но светел лик светлейшего князя …

(Александр Варакин)

 

6. Стили речи.

Приказ № 72 по строительству Мансийско-Сосьвинской культбазы от 20 июня 1934 г.

Повесть Ю.Шесталова «Когда качало меня солнце».

4. Прочитать отрывки, определить стиль речи, доказать.

Где чаще всего встречается каждый из стилей?

Приказ № 72 по строительству Мансийско-Сосьвинской культбазы

от 20 июня 1934 г.

С 20 июня зачисляются в штат строительства нижеследующие рабочие:

1.Чупров И.А. в качестве плотника 3 разряда.

2. Копытов в качестве плотника 3 разряда.

3.Оходов П.А. в качестве плотника 1 разряда.

4.Оходова Е. в качестве чернораб 1 разряда.

5.Пакин В.П. в качестве плотника 3 разряда.

6.Пакин К.С. в качестве плотника 4 разряда …

 

Национальный посёлок Сосьва – это исторически молодое поселение коренных жителей Северной Сосьвы, построенное в 30-е годы ХХ века. В нём, как в зеркале, отразилась преобразовательная деятельность советского государства с положительными и отрицательными последствиями.

 

«Стучали копыта. Вихрился снег. В белой мгле плясали рога. Свистел ветер. Звенели колокольчики. Бубном гудело небо. Летели олени. Бешеные олени куда-то меня мчали. Снег слепил лицо, глаза, уши. Бубном гудело небо. Звенели колокольчики …» (Ю.Шесталов «Когда качало меня солнце»)

 

7. Лексика. Культура речи.

В мансийском пауле (селении). Как выглядело жилище манси.

5. Прочитайте. Определите стиль текста. В каком лексическом значении употреблены выделенные слова. Составить словарь. Назовите орфограммы на месте пропусков.

 

Во время экспедиции по северной Сосьве и Ляпину один тип срубного ж_лища с оригинальном устройством сеней. Ни_кий массивный сру_ из листве(н,нн)ицы, построенный в 1917 году, (не)выглядит ветхим. У него нет фундамента, однако он как бы врос в землю. Крыша (у)него двускатная, покрыта берестой и жердями. Внутренние планировка и интер(?)ер традиционные: нары углом напротив и слева от входа, кухо(н,нн)ая полка слева, у двери, полки над нарами, железная печка в правом от входа углу, окна напротив и справа от входа.

Набор хозяйстве(н,нн)ых сооружений - это амбары, вешала и норомы (навесы и помосты для сушки сетей, вяления рыбы, хранения утвари), а также уличные печи для приготовления пищи летом и выпечки хлеба.

Характерная особенность мансийских с_лений – дымокуры около жил(?)я весной и летом.

Если случается, что спать приходится в лесу, то на землю кидают ветки, а если есть с собой оленья шкура, её стелют.4 Её так и называют – «п_стель».

 

Литература.

 

Абрамов Н.А. Описание Берёзовского края. Шадринск: Исеть, 1993. 84с.

Газета «Литературная Россия», 29.05.98 № 22;

Газета «Жизнь Югры», № 26, от 03 апреля, 1996 года.

Газета «Жизнь Югры», № 45, от 10 июня 2003 года;

Газета «Жизнь Югры», № 80, от 14 октября, 2003 года;

Газета «Жизнь Югры», № 47, от 17 июня 2008 года;

Иллюстрированный вестник финно-угорских народов, № 1, 1991 год

Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000г.;

Под ред.Т.А. Молдановой, А.Д. Каксина. Материалы V Югорских чтений «Медведь в культуре обско-угорских народов»: Сборник научных статей / Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002 год;

Соколова З.П. «Путешествие в Югру». – М.: Мысль. 1982;

Соколова Зоя «На просторах Сибири»;

Соколова З.П. Народы Западной Сибири: Этнографический альбом. – М.: Наука, 2007. – 342с.

Хромова А.М., Хромов В.В. Живой очаг культуры: Очерки из истории Сосьвинской культбазы.-Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000.-130с.

Шесталов Ю. Избранные произведения: Пер. с манси / Вступ.ст. В.Лаврова. – Л.: Худож.лит., 1987;

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.