Программа интеллектуального курса «Интеллект» для обучающихся 1-4 классов
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе:
- ФГОСНОО (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г.);
- Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 9 (утверждена директором школы 01.09.2011г.);
- Положения об организации внеурочной деятельности учащихся в классах, работающих в условиях ФГОС (утверждена директором школы 01.09.2011 г.);
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». - М.: Москка РОСТ, 2012).
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Курс «Интеллект» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Система учебных заданий и задач, направлена на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6- 10 лет.
Все задания можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; -вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определенном порядке;
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объема материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа данного курса рассчитана на четыре год обучения : I класс - 33 часа, II - IV классы - 34 часа. Продолжительность занятия для 1 класса - не менее 30 минут, для 2 - 4 классов – не менее 40 минут.
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Всего часов за учебный год |
1 класс |
1 |
33 |
33 |
2 класс |
1 |
34 |
34 |
3 класс |
1 |
34 |
34 |
4 класс |
1 |
34 |
34 |
Итого: |
135 |
Формы и методы деятельности
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- поручение.
Формы организации занятий:
- открытое занятие;
- экскурсии;
- праздники;
- участие в конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности
проговаривать последовательность действий
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
учиться отличать верно выполненное задание от неверного
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других
читать и пересказывать текст
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
выделять существенные признаки предметов
сравнивать между собой предметы, явления
обобщать, делать выводы
классифицировать явления, предметы
определять последовательность событий
судить о противоположных явлениях
— давать определения тем или иным понятиям
выявлять функциональные отношения между понятиями
выявлять закономерности и проводить аналогии
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
диагностика на начало года и на конец года по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А.;
участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, викторинах, играх различного уровня;
Динамика развития познавательных способностей (по методике Холодовой О., Криволаповой Н.А.) оценивается с помощью таблиц, в которые заносятся результаты, полученные после выполнения детьми заданий.
Сопоставляя данные на начало года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста познавательных способностей учащихся.
Содержание курса
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса. Эта задача достигается специально построенной системой заданий, которая помогает преодолеть и неустойчивое внимание, и непроизвольность зрительного и слухового запоминания, и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В первом классе предлагаются задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах можно допускать угадывание ответа (решения), но при этом стараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей, давая точное и лаконичное разъяснение. Важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались одновременным повышение доли участия детей в поиске решения предлагаемой задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или в группах. Ведущая роль учителя – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решений. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения в этом виде деятельности всё большее число учащихся вовлекалось в неё. Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
Предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса. Эта задача достигается специально построенной системой заданий, которая помогает преодолеть и неустойчивое внимание, и непроизвольность зрительного и слухового запоминания, и ведут к развитию мыслительной деятельности.
Ведущая роль учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решений. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения в этом виде деятельности всё большее число учащихся вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональных, оригинальных и красивых способах решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития, которые в силу своих физиологических особенностей усваивают всё новое с большим трудом и более длительное время не могут выполнять задание самостоятельно.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:
Мозговая гимнастика (1-2 мин)
Разминка (3-5 мин)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10-15 мин)
Весёлая переменка (3-5 мин)
Логически-поисковые задания (10-12 мин)
Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)
Графический диктант, штриховка (10 мин), чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами
Рекомендуемая модель занятий во 2- 4-х классах:
Мозговая гимнастика (2-3 мин)
Разминка (3-5 мин)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)
Весёлая переменка (3-5 мин)
Логически-поисковые задания (10-15 мин)
Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п |
Тема занятия. Развивающие способности |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Диагностика уровня развития познавательных процессов Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант |
1 |
1 |
|
2 |
Развитие концентрации внимания Тренировка памяти Графический диктант |
1 |
1 |
|
3 |
Тренировка внимания Развитие мышления Викторина по окружающему миру |
1 |
1 |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Викторина "Краски осени" |
1 |
1 |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический рисунок по образцу |
1 |
1 |
|
6 |
Поиск закономерностей Совершенствование воображения Развитие мышления КВН «Мульти-пульти» |
1 |
1 |
|
7 |
Совершенствование воображения Развитие логического мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
8 |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Викторина по русским народным сказкам |
1 |
1 |
|
9 |
Развитие концентрации внимания Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
10 |
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций «Своя игра» |
1 |
1 |
|
13 |
Поиск закономерностей. Совершенствование воображения Развитие мыслительных операций Графический рисунок по образцу |
1 |
1 |
|
14 |
Совершенствование воображения Совершенствование мыслительных операций «Своя игра» |
1 |
1 |
|
15 |
Развитие логического мышления . Развитие мышления Разгадывание ребусов "Новогодняя пора" Графический диктант |
1 |
1 |
|
16 |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
17 |
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти, внимания Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
18 |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Конкурс рисунков "Цветок здоровья" |
1 |
1 |
|
19 |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
20 |
Поиск закономерностей. Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
1 |
1 |
|
21 |
Совершенствование воображения Развитие мышления Графический диктант Турнир джентльменов |
1 |
1 |
|
22 |
Развитие логического мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
23 |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант Отметила ? |
1 |
1 |
|
24 |
Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
25 |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Конкурс «Мисс 1А» |
1 |
1 |
|
26 |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
27 |
Поиск закономерностей. Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант |
1 |
1 |
|
28 |
Совершенствование воображения Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
29 |
Развитие логического мышления Графический диктант Игра «Лабиринт» |
1 |
1 |
|
30 |
Развитие концентрации внимания Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктат |
1 |
1 |
|
31 |
Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант |
1 |
1 |
|
32 |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций |
1 |
1 |
|
33 |
Игра «Помоги соседу» Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. |
1 |
1 |
|
Итого: |
33 |
4 |
29 |
2 класс
№ п/п |
Тема занятия. Развивающие способности |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. |
1 |
1 |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. "Мой зеленоглазый друг" |
1 |
1 |
|
3 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
6 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
7 |
Развитие пространственного воображения. «Доброта спасет мир. Мой друг» |
1 |
1 |
|
8 |
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
10 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» |
1 |
1 |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. |
1 |
1 |
|
13 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
14 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Что такое Новый год? |
1 |
1 |
|
15 |
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. |
1 |
1 |
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
17 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Я здоровье берегу, сам себе я помогу! |
1 |
1 |
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
20 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
21 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
22 |
Развитие логического мышления. «О героях былых времён» |
1 |
1 |
|
23 |
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
24 |
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. «Весенние деньки» |
1 |
1 |
|
27 |
Поиск закономерностей. |
1 |
1 |
|
28 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
29 |
Развитие логического мышления. "Обычаи и традиции моей семьи" |
1 |
1 |
|
30 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. |
1 |
1 |
|
31 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. |
1 |
1 |
|
32 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
1 |
1 |
|
33 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. День славянской письменности |
1 |
1 |
|
34 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов) Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года (Выявление уровня развития познавательных процессов) |
1 |
1 |
|
Итого: |
34 |
2 |
32 |
3 класс
№ п/п |
Тема занятия. Развивающие способности |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. |
1 |
1 |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. |
1 |
1 |
|
3 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
6 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
7 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
8 |
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
10 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. |
1 |
1 |
|
13 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
14 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
15 |
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. |
1 |
1 |
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
17 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
20 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
21 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
22 |
Развитие логического мышления. |
1 |
1 |
|
23 |
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
24 |
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
27 |
Поиск закономерностей. |
1 |
1 |
|
28 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
29 |
Развитие логического мышления. |
1 |
1 |
|
30 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. |
1 |
1 |
|
31 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. |
1 |
1 |
|
32 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
1 |
1 |
|
33 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. |
1 |
1 |
|
34 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов) Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года (Выявление уровня развития познавательных процессов) |
1 |
1 |
|
Итого: |
34 |
2 |
32 |
4 класс
№ п/п |
Тема занятия. Развивающие способности |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. |
1 |
1 |
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. |
1 |
1 |
|
3 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Литературно - творческая композиция "Помнить сердце велит" |
1 |
1 |
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
6 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
7 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
8 |
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Письмо водителю"День памяти жертвам ДТП" |
1 |
1 |
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
10 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
12 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. Разучивание игр, участие в школьном празднике "Мама и я со спортом друзья" |
1 |
1 |
|
13 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
14 |
Развитие пространственного воображения. Логические задачи на развитие умения рассуждать |
1 |
1 |
|
15 |
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. |
1 |
1 |
|
16 |
Развитие концентрации внимания средствами технологии оригами. Акция "Просто стань волшебником" |
1 |
1 |
|
17 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
20 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
21 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
22 |
Развитие логического мышления. Викторина "Курс юного бойца" Встреча с участниками военных действий |
1 |
1 |
|
23 |
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
24 |
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
1 |
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
1 |
|
27 |
Тренировка памяти, развитие речи. Выступление с композицией "Деревенские посиделки" в КЦСОН |
1 |
1 |
|
28 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
1 |
|
29 |
Развитие логического мышления. |
1 |
1 |
|
30 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. |
1 |
1 |
|
31 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. VII районный интеллектуальный марафон школьников "Умники и умницы" |
1 |
1 |
|
32 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
1 |
1 |
|
33 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов) |
1 |
1 |
|
34 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие речи. "Дорога в жизнь" (открытое мероприятие - праздник) |
1 |
1 |
|
Итого: |
34 |
2 |
32 |
Описание учебно-методического и материально-технического оборудования
№ п/п |
Учебно-методическое и информационное обеспечение |
Печатные пособия |
|
1 |
Разрезной наглядный материал (Приложение к методическому пособию, 4 класс. Курс «РПС» Холодова О.А. Юным умникам и умницам) |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
2 3 4 |
Наборы счетных палочек, спичек. Демонстрационная оцифрованная линейка. Демонстрационный циркуль. |
Технические средства обучения |
|
5 6 7 8 |
Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. |
Оборудование класса |
|
9 10 11 12 |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
Рекомендуемая литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011
Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов. / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочие тетради: В 2-х частях. /Л.В. Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ, 2012-2013
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: 4 классы. В 2-х частях. /О.А. Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2014
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 4 классы. Курс «РПС». - М.: Издательство РОСТ, 2014
Тихомирова Л.В. Развитие логического мышления для детей. - Ярославль: Изд-во ТОО «Гринго», 2002
Тихомирова Л.В. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Изд-во ТОО
«Гринго», 2002