Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» для обучающихся 1 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 2 Протокол № 1 Приказ
от 29.08.2016г от 31.08.2016г. от 31.08.2016г. № 183
Руководитель ШМС Председатель МС Директор МБОУ«СОШ №5»
С.И. Кибец Т.В. Толмачева Т.А.Лукина
РАБОЧАЯ (АДАПТИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир лекарственных растений»
для обучающихся 1 Г специального (коррекционного) класса
на 2016 – 2017 учебный год
Предметная область: «Естествознание»
Разработала: Е. В. Абраменко
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
Братск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I Статус документа
Рабочая (адаптированная) программа по курсу внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» для первого специального (коррекционного) класса создана на основе:
- Закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 19.12. 2014 № 1598);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5» для обучающихся 1 – 4 классов;
- Учебного плана МБОУ «СОШ№5» на 2016-2017 учебный год;
- Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ №5» на 2016-2017 учебный год;
- Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации: «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4 классы. Автор А.А.Плешаков. – М.: «Просвещение», 2011- с.368
Цель курса
– ознакомление с лекарственными растениями.
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой;
Основными задачами реализации содержания курса в 1 классе являются:
формирование уважительного отношения к природе, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
овладение основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;
приобретение целостного взгляда на мир, разнообразие природы, народов, культур и религий;
развитие опыта эмоционального, личностного отношения к миру природы и культуры;
формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к природе;
воспитание чувства гордости за свою родину, российский народ и его историю и гражданской позиции.
Курс внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» относится к предметам дополнительной части учебного плана, предметной области «Естествознание». Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. Продолжительность изучения курса внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» - 33 учебные недели. Количество часов в год определяется календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №5», расписанием учебных занятий.
II Планируемые результаты изучения литературного чтения и
применение их на практике:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» на базовом уровне выпускник 1 класса научится:
Р а з д е л I. «Дикорастущие лекарственные растения»
Обучающийся научится:
Знать историю использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения, полукустарники, кустарники, лианы.
Обучающийся получит возможность научиться:
рассматривать иллюстрации учебника,
находить и изучать словари и справочники по лекарственным растениям. Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса. Лекарственные растения луга. Рудеральные растения. Характерные признаки растений. Использование растений человеком. Биологически активные вещества этих растений.
Р а з д е л I I. «Культурные лекарственные растения»
Обучающийся научится:
Узнавать культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры, плодовые культуры, полевые культуры, эфиромасличные культуры. Цветочно-декоративные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения, размножаемые семенами, вегетативным способом. Однолетние лекарственные растения, двулетники, многолетники. Общие представления об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков, внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений. Биологические формы лекарственных растений.
Обучающийся получит возможность научиться:
Изучить биологически активные вещества лекарственных растений. Органы растения, содержащие биологически активные вещества.
Лекарственные растения различных экосистем. Культивируемые лекарственные растения.
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства.
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Знать правила сбора лекарственных растений. Обработка лекарственного сырья. Сроки сборов лекарственных растений.
III. Содержание учебного предмета
Введение 2 ч.
Дикорастущие лекарственные растения 6 ч.
Культурные лекарственные растения 6 ч.
Сбор и хранение лекарственного сырья 3 ч.
Использование лекарственного сырья 1 7 ч.
Итоговая конференция и выставка 2 ч.
IV. Оценочные материалы учебных достижений обучающихся
В 1 классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без оценки их в баллах. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений первоклассников предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета и не подразумевают сравнения ученика с другим учеником.
Видами контроля результатов обучения в 1-х классах являются:
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.
В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний, умений и навыков:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- тестовые диагностические задания;
- графические работы: рисунки, диаграммы, схемы и т.д.;
- административные проверочные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы за определенный период времени.
V. Коррекционная работа
Основной принцип организации образовательного процесса в классах для обучающихся с задержкой психического развития – это принцип коррекционной направленности обучения, который предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов.
Основные направления коррекционной работы на уроках :
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5 . Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
На уроках формировать навыки самоконтроля, приучатъ учащегося проверять правильность собственных действий, развивать быструю переключаемость внимания.
Совершенствовать: быстроту, полноту и точность восприятия; правильность формулировок, умения давать краткий ответ.
Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно - следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Тренировать образную память и развивать зрительную память.
Коррекция моторики: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления, пространственное воображение, ориентировка в пространстве, времени, умение планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).
Коррекция личностных качеств: навыков самоконтроля, преодоление неуверенности; развитие коммуникабельности; эстетического вкуса, привитие опрятности, обязательности, приучение к порядку.
Совершенствование коммуникативных умений: умение отвечать на вопрос; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; расширение кругозора; обогащение чувственного опыта.
Коррекция самооценки: формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей, воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
V. Календарно – тематическое планирование
№п/п |
Дата |
Темы |
Количество часов |
Воспитательная работа |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
План |
Факт |
||||||
1 2 |
Введение |
2 |
1.История использования лекарственных растений. 2.Лекарственные растения опасные для здоровья |
.Рассматривание словарей и справочников о лекарственных растениях, набора открыток «Опасные растения»Подготовка сообщений о растениях опасных для жизни. |
Воспитание усидчивости, аккуратности при работе со справочниками Быть внимательным в природе. Не брать руками незнакомые растения. |
||
3 |
Дикорастущие лекарственные растения |
6 |
3.Лекарственные растения, содержащие витамины. |
Развивать умение видеть растения богатые витаминами. |
|||
4 |
4.Лекарственные растения различных экосистем. Растения леса: береза |
Повторить правила поведения на экскурсии. |
|||||
5 |
5.Беседа. «Что мы знаем о черемухе?» Букет из черемухи. Рисунок по памяти |
Техника безопасности на экскурсии. |
|||||
6 |
6.Какими свойствами обладают ягоды: черника, брусника, клюква: |
Заслушивание сообщений Подготовка презентаций о ягодах |
|||||
7 |
7 Лекарства от простуды: зверобой , шалфей, чабрец, душица |
проект |
|||||
8 |
8 Использование лекарственных растений в кулинарии. |
Работа со словарем. Рассматривание открыток лекарственных растений. Сообщение для всех об одном растении. |
|||||
9 |
Культурные лекарственные растения |
6 |
9.Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощи. |
Воспитание понимания, взаимовыручки. |
|||
10 |
10.Лекарственные растения, размножаемые семенами. |
Прививать трудолюбие |
|||||
11 |
11.Лекарственные растения размножаемые вегетативным способом. |
Плодовые культуры.: малина, земляника, смородина крыжовник…., |
|||||
12 |
12.Однолетние лекарственные растения. |
Цветочно-декоративные растения(календула, сирень, боярышник) |
|||||
13 |
13 Знакомство с календарем сбора цветов растений. |
||||||
14 |
14.Загадки о растениях |
Рисуем лекарственные растения. |
|||||
15 |
Сбор и хранение лекарственного сырья |
3 |
15.Сроки и правила сбора лекарственных растений |
Как сушить лекарственные растения. Упаковка лекарственного сырья на хранение. |
|||
16 |
16. Время сбора лекарственного сырья |
Рисуем упаковку для лекарственных трав. |
Развивать усидчивость и взаимовыручку. |
||||
17 |
17. Лекарственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха |
4.Сообщение об одном из растений. |
|||||
18 |
Использование лекарственного сырья |
7 |
18.Как используется лекарственное сырье в химической промышленности |
Использование трав при изготовлении мыла, шампуней. |
|||
19 |
19.Как используется лекарственное сырье в медицине и косметологии |
Оформление коробки для крема, зубной пасты. |
|||||
20 |
20. Череда, девясил, мать – и – мачеха |
Использование трав для защиты зубов. |
|||||
21 |
21 Использование валерьяны и мяты в пищевой промышленности. |
проект |
|||||
22 |
22 Алоэ, свойства алоэ. |
Посадка алоэ. |
Воспитание трудолюбия, аккуратности. |
||||
23 |
23.Черника, брусника, клюква |
Правила приготовления соков и отваров |
|||||
24 |
24. Однолетники, двулетники и многолетники |
||||||
25 |
Подготовка итоговых работ. |
3 |
25 .Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. |
Освоение технологий расфасовки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. |
|||
26 |
26.Правила упаковки и расфасовки лекарственных трав в промышленных условиях. |
||||||
27 |
27. Выделение частей растений, содержащих биологически активные вещества: корни, побег ,почки, соцветия, плоды,семена, кора. |
||||||
28 |
Культурные лекарственные растения |
5 |
28. Овощные культуры |
||||
29 |
29. Плодовые культуры |
||||||
30 |
30. Полевые культуры |
||||||
31 |
31. Комнатные растения |
||||||
32 |
32. Цветочно-декоративные культуры |
||||||
33 |
Итоговая конференция и выставка |
1 |
33..Подготовка материалов по итогам летней работы по сборам и изучению лекарственных растений. |
Выставки образцов, компьютерных презентаций результатов работы. |
|||
Итого |
33 |