Программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин» для 1-4 класса
Программа
курса внеурочной деятельности
«Я гражданин»
для 1-4 класса
Составила: Хузиахметова Татьяна Викторовна учитель начальных классов высшая квалификационная категория |
Верхний Уфалей
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса гимназии. МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени» предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно осуществляется в нескольких направлениях, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственное направление начальное общее образование МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени» реализует через дополнительную образовательную программу «Я – гражданин». Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я – гражданин» на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени»;
Положение о программе курсов по внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени»
Цель курса: воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Задачи курса:
углублять знания об истории и культуре родного края, города, страны;
- формировать гражданскую позицию обучающихся;
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- создать условия для самопознания и самовоспитания учащихся
Основными исполнителями мероприятий программы «Я - гражданин» являются педагоги, учащиеся и их родители
2. Общая характеристика курса «Я – гражданин»
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеств, планете Земля. Эти вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин-государство» и «человек-общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Детский возраст - это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу, к своей земле.
Всё вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы «Я - гражданин».
Модель “Гражданина России”.
.
Программа реализуется в МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени» с 1-го по 4-й классы. В 1-ом классе – 33 учебные недели (33 часа), 2 – 4 класс 34 учебные недели (102 часа). Всего 135 часов. Она включает в себя пять модулей, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника)..
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. В процессе реализации программы используются методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и поисковые, методы познавательных игр, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля.
Для данной программы доступны виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, трудовая природоохранительная, художественное творчество.
В процесс реализации программы «Я – гражданин» осуществляются внешние связи с: семьями обучающихся, городской библиотекой имени И. П. Бажова, городским историко-краеведческим музеем, школьным музеем, МУДОд «ДДТ», МУДОд «Орион», Центром искусств «Искра», ГДК (городским Дворцом культуры).
.Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 4 классы.
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках разного уровня
3. Место курса «Я гражданин» в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа,
3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
4.Описание ценностных ориентиров
Программа курса «Я – гражданин» основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися. Это:
любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству,
гражданское общество, правовое государство, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, нравственный выбор;
жизнь и смысл жизни;
справедливость;
милосердие;
честь;
достоинство;
уважение родителей;
уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство
долга;
забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
свобода совести и вероисповедания;
поликулътурный мир;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Для того чтобы обеспечивать усвоение этих ценностей обучающимися, школьники, педагоги, родители и иные субъекты духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: образовательных дисциплин, произведений литературы и искусства для детей и юношества, периодической литературы, СМИ, традиционных российских религий, фольклора народов России, истории своей семьи, рода, жизненного опыта своих родителей и прародителей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Я - гражданин»
Самоопределение:
«У ученика будут сформированы»:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
«Выпускник получит возможность для формирования»
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» кК гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие- гуманистического сознания;
- социальной компетентности кК готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Нравственно- этическая ориентация:
«У ученика будут сформированы»:
- уважительное отношение к иному мнению;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.
«Выпускник получит возможность для формирования»
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества.
Регулятивные универсальные учебные действия
Планирование:
«У ученика будут сформированы»:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
«Выпускник получит возможность для формирования»
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
«У ученика будут сформированы»:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- ставить и формулировать проблемы
«Выпускник получит возможность для формирования»
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
«У ученика будут сформированы»:
- ставить вопросы: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество
«Выпускник получит возможность для формирования»
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Планирование учебного сотрудничества:
«У ученика будут сформированы»:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
«Выпускник получит возможность для формирования»
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия
Взаимодействие:
«У ученика будут сформированы»:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания.
«Выпускник получит возможность для формирования»
- строить монологическое высказывание;
- вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника
Управление коммуникацией:
«У ученика будут сформированы»:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
«Выпускник получит возможность для формирования»
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты
Знать:
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство. Народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
Уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
- пользоваться картой (определение границ России, крупных её городов);
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны;
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
Уровни воспитательных результатов
Результаты первого уровня - Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
Результаты второго уровня Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Результаты третьего уровня – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия; осознание уникальности и ценности каждого ребенка, осознание принадлежности к школьному коллективу, уважительное отношение к другим людям; школьник может приобрести опыт организации совместной деятельности с другими школьниками; опыт создания атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; опыт отстаивания своей точки зрения, способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.
6.Содержание программы
В программе пять взаимосвязанных, взаимодополняющих модулей, которые характеризуются через основные педагогические задачи и возможные педагогические средства, и приемы для их разрешения.
Модули: «Я - личность», «Моя семья», «Моя школа», «Волшебный мир предков», «Моё Отечество»
Первый модуль: «Я – личность»
Содержание модуля:
Ознакомление с понятиями: «личность», «индивидуальность» «добро» и «зло», «права» и «обязанности», «вежливость» и «тактичность», «этикет», «внешний вид» и «внутренний мир», «культура речи» и «культура поведения» и т.д. Что такое человек. Назначение человека в жизни и его роли. Я – мой характер, мои знания. Моё поведение зависит от меня самого. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. Права и обязанности, зачем они нужны. Роль дружбы в жизни человека. Верность слову как черта характера. Речевой этикет и манера поведения. Правила этикета в общении со взрослыми. Основные правила вежливости в общении. Что значит быть добрым человеком? Правила поведения на отдыхе, в походе. Отношение к животным.
Второй модуль: «Моя семья».
Содержание модуля
Ознакомление с понятиями: «семья», «забота», «чуткость», «родословная», «родители», «род», «родственники» «имя», «фамилия», «отчество», кличка», «прозвище», «поколение», «потомки», «предок», «генеалогия». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. История возникновения имён и фамилий. Имя и отношение к человеку. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с наибольшим количеством родственников. Профессии предков. Семейные традиции, праздники, увлечения. Радость в доме – дети. Работа с устными и письменными источниками. Природа – это тоже твой дом.
Третий модуль: «Моя школа»
Содержание модуля
Ознакомление с понятиями: «класс», «коллектив класса», «общение», «уважение», «дружба», «закон», «государство», «общество», «Устав», «Устав школы», «мода», «одежда», «форма». Обязанности в школе. Обязанности по отношению к учителям, к школе, классу Права и обязанности ученика. Правила поведения на уроке, необходимость этих правил для организации урока. Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему. Вежливое общение и взаимопомощь в классе. Правила этикета в общении со сверстниками, учителями. Национальные традиции в общении учителя и ученика. Школьный этикет. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Модная одежда и отношения ребят в классе. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Красота русской природы.
Четвёртый модуль: «Волшебный мир предков»
Содержание модуля
Ознакомление с понятиями: «фольклор», «славяне», «богатырь», «предание», «былина», «племя», «старейшина», «бортничество», «починки», «венец», «сруб», «прялка», «лучина», «ухват», «сарафан», «кокошник» «косоворотка», «зипун», «лапти», «плуг», соха»,
«серп», «коса», «молот», «каравай», «калач», «полба», и т.д. Люблю твою, Россия старину…». Наши предки – славяне. Дом держат крепкие венцы. Без хозяйки изба плачет. Из истории русской крестьянской одежды. Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор. Русская баня. Нескоро ели наши предки. Русский самовар и чаепитие на Руси. Колыбель, зыбка. Русская народная игрушка.. Славянские боги. Город чудный, город древний. Как писали в старину. Богатыри-защитники земли русской. Языческие и библейские мифы. Древние цивилизации. Библейская история происхождения Земли и народов. Библия – Книга книг. Мир Христов. Славянская мифология. Устное народное творчество. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит
Пятый модуль: «Моё Отечество»
Содержание модуля
Ознакомление с понятиями: «Отечество», «Отчизна», «Родина»,«Россия»,«россияне», «праздник», «природа», «экология», «праздник», «герб», «флаг», гимн», «героизм». Россия – родина моя. Вечные символы России. Патриотические игры. Наша армия родная. О тех, кто прославил Россию. Когда музы не молчали. Я - житель планеты Земля».
Тематическое планирование курса «Я – Гражданин»
1 класс
(33 часа)
Содержание раздела |
Количество часов |
Содержание деятельности |
Характеристика деятельности учащихся |
Модуль «Я – личность» |
10 ч. |
Вот я какой! |
Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Объяснять основные правила об ращения с газом, электричеством, водой. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране. Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации |
Чем богат человек |
|||
Как я выгляжу. Мой внешний вид |
|||
Этикет вежливого общения. Зачем быть вежливым? |
|||
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт |
|||
Чего себе не хочешь, того и другим не делай |
|||
Добро не лихо – ходит тихо |
|||
Всякий человек в деле познаётся |
|||
Я и моё имя |
|||
Знакомство с декларацией прав ребёнка |
|||
Модуль «Моя семья» |
6 ч |
Основа основ – родительский дом |
|
Дети и взрослые. Твои поступки и твои родители |
|||
Нет такого дружка, как родимая матушка |
|||
Мои обязанности дома |
|||
Профессии моих родителей |
|||
День рождения. Праздничный этикет. |
|||
Модуль «Моя школа» |
6 ч |
Первый раз в первый класс |
|
Ты - ученик. Обязанности ученика в школе |
|||
Наш класс. Учимся общаться |
|||
Школьный этикет |
|||
Нет друга, так ищи, а нашёл - береги |
|||
Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен |
|||
Модуль «Волшебный мир предков» |
3 ч |
«То он царь, то из крестьян, а зовут его Иван…» |
|
Каравай заводит дружбу с тем, кто с детства любит труд |
|||
Добро и зло в сказках. Добро побеждает зло |
|||
Модуль «Моё Отечество» |
9 ч |
Россия - родина моя |
|
Малышам о звёздах и планетах 12 апреля – День космонавтики |
|||
Они сражались за Родину |
|||
Зелёный наряд нашей планеты. Лесные уроки вежливости |
|||
День птиц КВН |
|||
Цветы приносят радость |
|||
Родной язык наш русский |
|||
Богатырские забавы |
Тематическое планирование курса «Я – Гражданин»
2 класс
(34 часа)
Содержание раздела |
№ п/п |
Содержание деятельности |
Характеристика деятельности учащихся |
Модуль «Я – личность» 8 ч. |
|
Я среди людей |
Соблюдать с правила поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях одноклассниками, друзьями, взрослыми. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села).. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации Проявлять интерес к изучению культуры как социально-значимого фактора жизни Рассказывать о культурных традициях предков |
|
Дружба и умение быть другом |
||
|
Искренность, честность, прямота |
||
|
Грубость и жестокость |
||
|
Доброжелательность и дружелюбие |
||
|
Богатство человеческого сердца |
||
|
С кем поведёшься того и наберёшься |
||
|
О милосердии и сострадании |
||
Модуль «Моя семья» 7 ч. |
|
Основа основ – родительский дом |
|
8 |
Сила материнской любви |
||
|
Без хозяина дом - сирота |
||
|
Слово «Дед» и «Баба» |
||
|
Брат и сестра |
||
|
Забота о других, чувство долга и ответственности |
||
|
Любовь – самое прекрасное чувство человека |
||
Модуль «Моя школа» 4 ч |
|
Ученье свет, а неученье тьма |
|
|
Уважение к свободе мнения и выбору других |
||
|
Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе |
||
|
Совесть – учитель человека |
||
Модуль «Волшебный мир предков» 14 ч. Модуль «Моё Отечество» |
|
Наши предки славяне |
|
|
«Начинается с зачина сказка, песня и любовь» |
||
|
Русская изба «Мой дом – моя крепость» |
||
|
|||
|
«Без хозяйки изба плачет» Русская печь. Красный угол |
||
|
|||
|
Без хозяйки изба плачет, без хозяина двор» |
||
|
Из истории русской крестьянской одежды |
||
|
Русская баня |
||
|
«Не скоро ели наши предки» Русский самовар и чаепитие на Руси |
||
|
|||
|
Русская народная игрушка |
||
|
Все дороги ведут к дому Русский народ |
||
|
|||
|
Радость в доме - дети В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя |
||
|
Тематическое планирование курса «Я – Гражданин»
3 класс
(34 часа)
Содержание раздела |
Количество часов |
Содержание деятельности |
Характеристика деятельности учащихся |
Модуль «Я – личность» 6 ч. |
1 |
Я личность. Мои роли |
Понимать назначение человека в жизни Определять особенности развития мальчика и девочки |
2 |
Я мои друзья |
Оценивать роль дружбы в жизни человека |
|
3 |
Я познаю себя и других |
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением |
|
4 |
Как я выгляжу |
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. |
|
5 |
Верность слову |
Моделировать понятия |
|
6 |
Культура поведения |
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома |
|
Модуль «Моя семья» 2 ч. |
7 |
Человек и его имя |
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными |
8 |
Отзывчивость и доброта |
||
Модуль «Моя школа» 4 ч |
9 |
Устав – основной закон школы |
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах |
10 |
Формы моральной оценки и самооценки |
Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. |
|
11 |
Умение общаться |
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, |
|
12 |
Речевой этикет |
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил речевого этикета и манеры поведения |
|
Модуль «Волшебный мир предков» 11 ч. |
13 |
Самое необычное на Земле |
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государств |
14 |
Как настоящее связано с прошлым |
Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов |
|
15 |
Наука о происхождении и становлении человека |
||
16 |
Религиозно-мифологические представления о происхождении и становлении мира и человека |
Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст |
|
17 |
Библейские представления о происхождении и становлении мира и человека |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|
18 |
Библия. Всемирный потоп. |
Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию |
|
19 |
Как воскресить прошлое. Археология. Зерно свидетель |
Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. |
|
20 |
Как воскресить прошлое. Этнография. Как Илья из Мурома богатырём стал |
||
21 |
Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии |
||
22 |
Письменность. Как было написано первое письмо |
Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию |
|
23 |
Время и пространство в истории. Календарь |
Готовить небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества. |
|
Модуль «Моё Отечество 14 ч |
24 |
Я живу в России. От Москвы и до окраин. Москва – столица России |
Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России. |
25 |
Россия – многонациональное государство. |
Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. |
|
26 |
Народы России. Из истории народов России. |
Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о праздниках народов, населяющих край. |
|
27 |
Общее и особенное народов России. Праздники России |
||
28 |
Гражданин России |
||
29 |
Мы все разные |
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. |
|
30 |
Чудеса света |
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом |
|
31 |
Сохранить прекрасное, вечное. |
||
32 |
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир |
||
33 |
Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа |
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. |
|
34 |
Международное сотрудничество. Долг и голод. Россия – Родина моя |
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника |
Тематическое планирование курса «Я – Гражданин»
4 класс
(34 часа)
Содержание раздела |
Количество часов |
Содержание деятельности |
Характеристика деятельности учащихся |
Модуль «Я – личность» 5 ч. |
1 |
Ценности нашей жизни. Саморазвитие |
Понимать назначение человека в жизни Определять особенности развития мальчика и девочки |
2 |
Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности |
Оценивать роль дружбы в жизни человека |
|
3 |
Наше право и наш интерес. Правила счастливого человека. |
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением |
|
4 |
Мир моих интересов |
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. |
|
5 |
«Можно» и «нельзя» в жизни |
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома |
|
Модуль «Моя семья» 3 ч. |
6 |
Забота о родителях - дело совести каждого» |
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными |
7 |
Наша домашняя коллекция. |
||
8 |
Мои семейные обязанности |
||
Модуль «Моя школа» 3 ч |
9 |
Учимся дружно. |
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах |
10 |
Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим |
Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. |
|
11 |
Мои сильные стороны как ученика |
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, |
|
Модуль «Волшебный мир предков» 11 ч. |
12 |
От прошлого к будущему. Зачем мне история. |
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государств |
13 |
Древние славяне – наши предки. Расселение, занятия, обычаи |
Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов |
|
14 |
Киевская Русь. Первые князья Киевские |
Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий |
|
15 |
Крещение Руси. Владимиро- суздальская Русь. |
Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст |
|
16 |
Монголо – татарское иго. Легенда об озере Светлояр |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|
17 |
Новгородская Русь и Александр Невский |
Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию |
|
18 |
Московская Русь Конец монголо-татарского ига |
Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. |
|
19 |
Иван Грозный – царь всея Руси |
Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед |
|
20 |
Книгопечатание на Руси. «Домострой» |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|
21 |
Смутное время. Восстание Ивана Болотникова. Минин и Пожарский |
Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию |
|
22 |
Смутное время. Петр Великий. Рассказы о Петре I. |
Готовить небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества. |
|
23 |
Послепетровская Россия Российская империя при Екатерине II. |
Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед |
|
24 |
Памятный 1812 год Герои Отечественной войны 1812 года |
Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране |
|
25 |
Декабристы |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|
26 |
Эпоха великих реформ Сокровища России |
изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов |
|
Модуль «Моё Отечество 14 ч |
27 |
Начало 20века: Войны и революции. |
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств |
28 |
За пределы атмосферы |
описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества. |
|
29 |
Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества |
обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. |
|
30 |
Наука, культура, искусство Советской России |
Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране |
|
31 |
Современная Россия. Оттепель, перестройка |
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний |
|
32 |
Государственная символика. |
Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. |
|
33 |
На рубеже веков. |
Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране |
|
34 |
Я - житель планеты Земля |
. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. |
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей согласно уровню развития и проявления патриотизма личности (определяется применением методов анкетирования, анализа результатов деятельности, наблюдения), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия.
Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников школы к выполнению своего гражданского и гражданско-патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях воспитанников.
Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания (определяется применением методов сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, наблюдения.)
Высокий уровень |
У учащихся сформирована устойчивость внутренней позиции школьника. Опираясь на свой собственный опыт умение оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие. Проявление толерантности по отношению к окружающим людям и событиям Умение адаптироваться и быстро ориентировать в незнакомой ситуации. Высокая познавательная активность, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. |
Средний уровень |
Относительная устойчивость внутренней позиции школьника. Опираясь на свой собственный опыт школьник затрудняется оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие. Частичная сформированность терпимости и гуманистического отношения к окружающим людям и событиям. Трудности в адаптации к новым условиям. Мотивация внешняя, школа привлекает больше внеучебными сторонами, низкая познавательная активность. |
Низкий уровень |
Неустойчивость внутренней позиции школьника. Опираясь на свой собственный опыт, не умеет оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие. Субъект –субъектные взаимосвязи не стабильны; интересы детей и педагогов совпадают лишь частично, взаимоотношения детей в коллективе неустойчивые, не имеют существенных основ для укрепления. Низкая учебная мотивация, не желание получать знания. |
Учебно-методическое обеспечение
Учебники (автор, название ,год издания, кем рекомендован или допущен, издательство |
Методические материалы |
Учебник «Я – гражданин России» 3 класс, автор Н.Я.Чутко,- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 160 с. Учебник «Я – гражданин России» 4 класс, автор Н.Я.Чутко,- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 160 с. |
Методические пояснения к курсу «Я – гражданин России» (Я – моя страна – мой мир) 3 класс. Автор Н.Я.Чутко, Н.Г.Авдейчук |
Литература
Александрова А. Деревянное зодчество Руси. Белый город, М, 2009
Александрова Л. Народный календарь – М.: «белый город», 2005
Арапович Б., Маттелмяки В. Детская библия (детские рассказы в картинках). М.: Изд-во «Российское Библейское общество», 1995.
Бахревский В. «Жемчужина охотная», М., 1991
Бескоровайная Л. С. Перекатьева О. В. Настольная книга учителя начальных классов – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001
Богуславская Н.Е. , Кулина Н.А. Веселый - Екатеринбург, АРДЛТ, 1989
Брудная Л.И. Гуревич З.М. Дмитриева О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.: Респекс, 1996.
Бутромеев В.П. Иллюстрированная русская история для всех. М.: Деконт+, 1996.
Волина В. Моя Москва. Прогулки по Кремлю. Спб.: Дидактика Плюс, 1998
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. сост. Шепелева Т. В - Волгоград: Учитель, 2007
Грушко Е., Медведев Ю. Энциклопедия славянской мифологии. Респ. Ингушетия, Астрель, 1996
Гуревич З., Шестопалова Н. Библейские предания.Спб.: Респекс, 1996.
День работой весел. Пословицы и поговорки о труде – М.: Детская литература
Диана Апостолоч «Словарь христианского искусства», «Издательство Урал LTO», 2000
Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Составил протоирей Серафим Слободской . Спб.: Сатисъ, 1998.
Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки
Классные часы: 1 класс/Авт.-сост. Т. Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008
Лазарев А.Ч. Народовение. Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – Челябинск Южно-уральское книжное издательство, 1997
Ляховская Л.П. Календарь славянской жизни и трапеза. М.: НСП, 1996.
Медведев Ю. Истории России. Сказки, предания, легенды. –М.: «Астрель АСТ», 2001
Методическая газета « Начальная школа» 2005 №13
Научно-практический журнал «Завуч» №1, 2008, №3, 2006, №3, 2002, №4, 2004, №5, 2004, №6, 2004, №3, 2007
Новицкая М.Ю. Введение в народовение. Русская земля. 1-2 кн: Учебник-тетрадь. – М.: Дрофа, 1997
Павловский А. Популярный библейный словарь. Изд-во «Панорамма», 1994.
Петрухин В. Я., Агапкина Т.А., Виноградова Л.Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис Пак, 1995.
Пикулева Н. В. «Слово на ладошке»- М.: Новая школа, 1994.
Семёнова М. Мы – славяне! (Популярная энциклопедия). Спб.: Азбука , 1998
Смолицкий В. Г. Русь избяная. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993