Программа курса «Моё Оренбуржье» (1–4 класс)

3
1
Материал опубликован 11 September 2017 в группе

МБОУ Яснополянская СОШ

Ташлинского района Оренбургской области

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

"МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ"

п. Ясная Поляна

2017г

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

3

 

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Цель и задачи программы

3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей

5

1.5

Планируемые результаты освоения детьми школьного возраста

6

1.6

Обоснование выбора содержания программы

10

1.7

Формы подведения итогов реализации программы

11

II.

Содержательный раздел

12

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

12

2.2

Содержание программы

16

III.

Организационный раздел

17

3.1

Кадровое обеспечение программы

17

3.2

Материально-техническое обеспечение программы

17

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

18

3.4

Время и сроки реализации программы

18

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

19

IV.

Литература

21

V.

Приложение

22

     

Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Закон «Об образовании»

Типовое положение об образовательном учреждении.

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 11 февраля 2013 года № 26993).

Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от06 октября 2009г. №373».

Письмо Минобрнауки РФ от12.05.2011 № 03 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №408/13 13 от 20.04.2001г.).

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 13 от 20.02.1999г.)

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14 15 от 19.11.1998г)

Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06. 2003г.)

Устав МБОУ Яснополянская СОШ.

Программа развития МБОУ Яснополянская СОШ.

  1. Актуальность программы

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является обесценивание нравственных норм, отсутствие патриотизма у растущего поколения.

Актуальность программы «Моё Оренбуржье» характеризуется тем, что одним из ведущих факторов социально-коммуникативного развития детей является их ознакомление с историей родного края. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям (отцу, матери, бабушке, дедушке, сестре, брату) и к родному краю. Представления о Родине начинают формироваться у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Помочь школьникам познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной парциальной образовательной программы «Моё Оренбуржье». Малая родина – это и природа, и памятные места села и района, и люди, которые в нем проживают. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, символике родного города тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родному краю.

Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе приобщения к традициям семьи и родного села, района и области, ознакомления с историей, культурой и природой родного края.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, ее традициям и истории; формировать представления детей о семейной иерархии, участии членов семьи в развитии родного села и района.
  • Формировать первичные представления школьников об Оренбургском крае как о родной земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории, достопримечательностей села и района, природных ресурсов родного края.
  • Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры посёлка.
  • Воспитывать чувство сопричастности к наследию родного села и края, гордости за него.
  • Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе культурных традиций родного края.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

В основу программы положены следующие подходы:

 

  • Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка.
  • Культурологический подход подчеркивает ценность уникальность пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимосвязи, взаимовлияния.
  • Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее, будущее.
  • Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.

 

Приоритетные принципы программы:

  • Учет психологических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
  • Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
  • Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог-ребенок-семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала.
  • Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна).
  • Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного школьного возраста.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Идеи, способствующие успешной реализации программы:

 

  • Принимаю ребенка таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причину, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реализации.
  • Труднейшее в мире начинается с легкого, величайшее в мире начинается с малого.
  • Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
  • Обучая дитя, идти от жизни к знаниям или от знаний в жизни: связь «знания – жизнь» необходима.

 

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа «Моё Оренбуржье», ориентирована на детей 6-11 лет. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его чувств, мышления, эмоций, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной.

6 – 7 лет

8 – 9 лет

10 – 11 лет

Особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения, речи.

Внимание: начинает развиваться произвольное внимание.

Память: начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления: начинает развиваться логическое мышление.

Развитие воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации….

В сфере развития речи расширяется словарный запас и развивается способность использовать в речи различные сложно грамматические конструкции.

Осознание своего «я» ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника».

Готовность к школе: физическая готовность определяется состоянием здоровья, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие на участке. Называет домашний адрес, название города в котором он живет.

Физические: ребенок этого возраста очень активен. Предлагаем: использовать прогулки, поездки, экскурсии.

Интеллектуальные: нравится исследовать все, имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния, нравится делать коллекции, сможет найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.

Социальные: начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола.

Духовные: ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
Владеет навыками уральской росписи, имеет представление о производстве пуховых платков, называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. Называет объекты, находящиеся в микрорайоне школы; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до школы на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников.

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля. Существует потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми.

Знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до школы имеют общие представления об истории своего села, символике, традициях родного края, об уральских мастерах, овладели первоначальными навыками изготовления пуховых изделий, использования Уральской росписи, знают и называют национальности проживающие в посёлке, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Называют лекарственные растения, произрастающие в окрестностях; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.

Называют растения и животных Оренбургской области.

Называют основные музеи области и района, наиболее значимые города области (чем знамениты, что производят и т.д.), знают имена знаменитых людей посёлка, основные исторические факты.

Имеет представления о климатических особенностях родного края, особенностях мира природы Оренбургской области.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми младшего школьного возраста образовательной программы

Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения детьми программы формирования основ краеведения «Моё Оренбуржье»

Планируемые итоговые результаты освоения программы должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, в том числе и через использование народных игр (русских, казахских, башкирских). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и безопасного поведения в природе родного края;
  • любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, в познании истории родного города, региона. Интересуется новым, неизвестным в познании деятельности взрослых на промышленных предприятиях города. Интересуется особенностями архитектуры родного города. Интересуется народными промыслами. Задает вопросы взрослому о развитии города, региона, национальных и культурных ценностях малой родины. Любит экспериментировать.
  • эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родного края;     
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками не зависимо от национальной и религиозной принадлежности; 
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Способен самостоятельно принимать решения адекватные возрасту по охране окружающей среды Оренбургской области. Способен самостоятельно преобразовывать микросреду в соответствии с полученными умениями и навыками;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; малой родине, природе родного края, культурных ценностях малой родины; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Имеет представления и уважает культурные традиции народов малой родины (русские, казахи, башкиры, татары, армяне…). Толерантен;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Моё Оренбуржье»» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Моё Оренбуржье»» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Оренбуржья, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Оренбургской области, Ташлинского района;
  • описывать достопримечательности городов Оренбургской области, Ташлинского района, п. Ясная Поляна;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, интернет-сайты и т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Оренбургской области, картой Ташлинского района;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Моё Оренбуржье» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Моё Оренбуржье».

Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разра­ботки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а прин­цип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга.

В данном разделе представлена модель мониторинга качества освоения программы по формированию основ краеведения «Моё Оренбуржье».

Организация и содержание мониторинга

Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итого­вых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Моё Оренбуржье» на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных ка­честв, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 11 годам.

Содержание мониторинга определяют мониторинговые индикаторы, в качестве которых выступают планируемые результаты формиро­вания интегративного качества «Социализация» (расширенное содержание раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу») в каждой возрастной группе и имеют преем­ственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образова­тельный процесс.

Мониторинговые индикаторы по освоению содержания образовательной области «Социализация»: расширенного содержания раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»), демонстрирующие планируемые результаты формирова­ния интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», отражают перспективные линии развития ре­бенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, ко­торые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 11 годам.

Форма и процедура мониторинга. Организация мониторинговой процедуры предполагает участие специалистов: учителя, социальный педагог, педагог-психолог.

Периодичность мониторинга – два раза в год (сентябрь, май).

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо­вательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низ­кому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потреб­ностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Показатели оценки, критерии, характеристика уровней освоения программным материалом, карта мониторинга планируемых и итоговых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Моё Оренбуржье» представлена в приложении.

Бальная система оценки и характеристика уровней интегративного качества «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»:

3 балла (Высокий). Имеет четкие, информативные, осознанные представления; аргументирует свое мнение, рассуждает, в представлениях отражает собственный опыт.

2 балла (Средний). Имеет четкие, но недостаточно обобщенные и информативные представления, кратко аргументирует свое мнение, собственный опыт представлен недостаточно подробно.

1 балл (Низкий). Представления недостаточно дифференцированные и информативные, свое мнение затрудняется аргументировать, собственный опыт отражен в конкретных эпизодах. Представления искаженные или малоинформативные, неаргументированные, отрывочно отражает свой опыт или не отражает.

1.6. Обоснование выбора содержания программы

Социокультурные особенности п. Ясная Поляна также не могут не сказаться на содержании деятельности МБОУ Яснополянская СОШ. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых. Учтены и природные особенности, организация жизнедеятельности народов Оренбургской области. В современном обществе назрела потребность в людях, которые будут охранять, беречь, заботится о родном крае и необходимость перехода от знаний к делу. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Оренбургская область относится к территориям, в которых различие социально-экономических, социокультурных, духовно-нравственных и иных укладов и типов отношений не просто резко выражено, но, и недостаточно подкреплено соответствующей производственно-технической, социальной и культурной базой. Кроме того, по данным ряда общероссийских социологических исследований, Оренбуржье относится к субъектам федерации с достаточно выраженной аномией (состояние общества или личное отношение к обществу, в котором имеются недостаток в ценности, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих жизнь общества) и отставанием в развитии научно технической сферы. Научно – технический потенциал представлен преимущественно аграрными, техническими и медицинскими ресурсами, в то время как сфера социальных исследований в области практически не развита. А отсутствие потребности в социальных исследованиях дополняется практически полным отсутствием профессиональных кадров в этой области. В то же время с конца ХХ столетия именно уровень развития научно-технической сферы (науки, образования, наукоемких отраслей, рынка технологий) определяет границу между богатыми и бедными регионами, является основным фактором динамичного экономического роста. Поэтому не случайно Оренбургская область не одно десятилетие демонстрирует разрыв между наличием значительных природных и человеческих ресурсов и качеством жизни населения.

Учет этих тенденций и проблем обуславливает подход к национально-региональному компоненту образования как к механизму решения основных задач патриотического воспитания школьников.

Воспитание любви к родному городу, родному краю, людям труда – важная составляющая образовательной деятельности школы, гражданско-патриотического воспитания школьников. Поэтому на базе школы разработана и активно внедряется программа «Моё Оренбуржье».

Программа направлена на развитие личности детей младшего школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физических особенностей.

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Приобщая школьников к родному Оренбуржью, мы тем самым воспитываем у него любовь и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, посёлку. Ребёнок, осознает себя живущим в определенный временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

У детей происходит развитие интереса к традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символами родного края (герб, гимн), развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного Оренбургского края: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своего Оренбургского края.

1.7. Формы подведения итогов реализации программы

Итоговым мероприятием по программе является защита проектов на тему: «Я – Оренбуржец, и этим горжусь!»

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Как мало знают наши дети, а порой и сами взрослые об оренбургских степях. Человеку, мало знакомому с Оренбуржьем, его пейзаж представляется, прежде всего, в виде однообразных и унылых волнистых степей да пшеничных полей с редкими лесными полосами. Но для тех, кто пересек область с севера на юг и с запада на восток, кто любовался степными просторами с вершины шихана и каменистыми ущельями «Оренбургской Швейцарии», кто пробирался сквозь чащи уремных лесов и нагорных дубрав, кто не раз ночевал на берегу степной речки, вдыхал аромат чабреца, полыни, шалфея и слушал «ночной концерт» в исполнении кузнечиков, варакушки и сеноставки, Оренбуржье – край редкой красоты, исключительно многообразия пейзажей, неповторимого колорита местной природы.

Наше Оренбуржье – это не только пуховые платки, газ, но и бескрайние хлебные поля. И как мало наши дети знают об этом, а ведь хлеб – хорошо знакомое и привычное для детей понятие, являющееся повседневным элементом их жизни. Детей интересует, как его делают, откуда он берётся, сколько сортов хлеба бывает. На эти вопросы ответит наша программа. Изучая хлеб, дети осваивают такие понятия, как «рост» и «развитие», узнают интересные факты из области истории, географии, социального развития, определяют составные части хлеба, узнают о процессе его выращивания и производства, знакомятся с профессиями людей, участвующих в производстве хлеба.

Школьники знакомятся с истоками русской культуры, с народными традициями, связанными с хлебом. Воспитанники могут принести в группу рецепты приготовления домашней выпечки и рассказать о том, как проходят в их семьях торжества. Во многих культурах есть народные сказки и литературные произведения о хлебе, которые можно прочесть детям. Программа включает в себя также слушание музыки, рисование, подвижные игры – в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.

2.1 Тематическое планирование

1 класс

 

Тема

Развернутое содержание работы

Количество часов

 

«Моя семья»

познакомить с понятием «семья»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Коллективный проект

3

 

«Моя школа»

познакомить со школой и её сотрудниками, некоторыми профессиями тех, кто работает в школе (повар, учитель, библиотекарь, делопроизводитель, водитель, младший обслуживающий персонал). Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении школы. Коллективный проект

2

 

«Моя малая Родина»

познакомить детей с историй, названием посёлка, (начальные сведения)

2

 

«Дом, улица, где я живу»

познакомить детей с названиями улиц, родной улицей; развивать коммуникативные умения. Коллективный проект

2

 

«Природа родного края»

познакомить детей с сезонными изменениями в природе, природой родного края, Красной книгой Оренбургской области

5

 

Защита проектов по темам

3

ИТОГО

 

17

 

 

 

2 класс

 

Тема

Развернутое содержание работы

Количество часов

 

«Моя малая Родина»

познакомить детей с историй, первой улицей, первопоселенцами, социальными объектами… Групповой проект

3

 

«Мой край Оренбургский»

Познакомить детей с историей области и района, символикой. Виртуальное путешествие «Районный центр». Краеведческий музей Ташлинского района

2

 

Неофициальные символы Оренбуржья

Познакомить с неофициальными символами Оренбургской области, которые известны всей стране и миру: Оренбургский пуховый платок, Газ – наше достояние, Хлеб – всему голова

2

 

«Течет река, речка…»

Познакомить с крупными реками, озёрами области и района (реки: Урал, Сакмара, Губерля, Илек, Орь, Большой Ик, Янгиз; озера: Развал, Светлинские, Косколь; водохранилища: Ириклинское, Кумакское, Сорочинское; Каргалинские рудники). Групповой проект

2

 

«Природа родного края»

познакомить детей с природой родного края, Красной книгой Оренбургской области,

2

 

«Природное наследие любимого края»

познакомить с природным наследием Оренбуржья: Бузулукский бор, хребет Малый Накас, Саракташское холмогорье, Групповой проект

3

 

Защита проектов по темам

3

ИТОГО

 

17

 

 

 

3 – 4 классы

(количество часов по данным темам определяют педагоги, опираясь на заинтересованность детей и программный материл предмета «Окружающий мир». В каждом классе проводится по 17 часов в год)

 №

Тема

Способы реализации

Виды деятельности

Модуль 1. Природное наследие Оренбуржья

1.1

«Люби и знай свой край родной»

Групповой или индивидуальный проект: «Край орденоносный мой!», «Герои целинники», «Герои Великой Отечественной войны» …

Сбор фотоматериалов о поселке; совместная деятельность по классификации и интерпретации фотоматериалов.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально художественная.

Коммуникативная беседа о достопримечательностях нашего поселка.

Музыкально-художественная – стихотворение И. Гавриловой «Оренбуржье». Песня «Оренбуржье мое».

Экскурсии на социальные объекты посёлка.

Выпуск альбомов, виртуальных экскурсий и т.д.

1.2.

«Фауна оренбургских

степей»

Групповая деятельность: виртуальные экскурсии на основе наглядных материалов (мультимедиа)

Познавательно-исследовательская – знакомство с исчезающими животными области и наиболее яркими представителями фауны.

Коммуникативная – беседа об озерах и их обитателях с опорой на личный опыт детей.

Чтение художественной литературы –И. Малова «Я слышу степь».

1.3.

«Флора Оренбургских

степей!»

Групповая деятельность: создание альбома с иллюстрациями (книги, мультимедийной презентации…) Красная книга Оренбургской области», «Оренбургский заповедник», «Заповедные места»

Коммуникативная – беседа о заповедниках.

Познавательно-исследовательская – знакомство с исчезающими растениями области

Художественно-творческая деятельность – составление коллажа «Заповедник».

1.4.

«Мое Оренбуржье»

Групповая – просмотр видеороликов, виртуальных экскурсий «Многонациональное Оренбуржье»:

«Отражение национальных традиций»

«Народный костюм – летопись жизни наших предков»

Комплекс «Национальная деревня» - гордость Оренбурга

Коммуникативная – Беседа о крае. Просмотр видеороликов, иллюстраций виртуальных экскурсий по музеям области и областного центра.

Познавательно-исследовательская- знакомство с людьми разных национальностей, живущих на его территории.

Чтение художественной литературы- чтение литературы об особенностях климата и природных зонах Оренбуржья. Его многонациональности, достижениях

1.5

«Люди Оренбуржья»

Групповая – просмотр видеороликов, виртуальных экскурсий «Музей А.С. Пушкина», «Ю.А. Гагарин – гордость Оренбурга», «Знакомство с творчеством Оренбургских художников» …

Коммуникативная – Беседа о знаменитых людях области. Просмотр видеороликов, иллюстраций виртуальных экскурсий по музеям области и областного центра.

Познавательно-исследовательская- знакомство со знаменитыми людьми (сбор информации, выпуск альбомов, газет, выставок…)

1.6

«Города Оренбуржья»

Групповая – просмотр видеороликов, фотографий, виртуальных экскурсий. Индивидуальные или групповые проекты «Самый интересный город Оренбуржья»

Познавательно-исследовательская – знакомство с городами Оренбургской области, что производят, чем знамениты, какие музеи есть…

Модуль 2 «Шумят пшеничные поля…».

2.1

«Что за зернышко

такое, не простое –

золотое»

Групповая - Рассматривание иллюстраций, мультимедиа: процесс выращивания хлеба, профессия «хлебороб».

Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

Работа в малых группах: проект «Хлеб – всему голова»

Коммуникативная- Внешний вид зерна. Беседа «Как растет хлеб, уход за ним». Вопросы о профессиях людей, связанных с выращиванием и производством хлеба.

Эмоциональное восприятие литературного текста – обсуждение «Что нужно для изготовления печенья?»

Познавательно-исследовательская- Рассматривание зерен в колосьях. Сравнение сухих и ранее замоченных зерен. Опыт «посадка зерна».

Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

Чтение стихотворения П. Качанова «Хлеб».

2.2.

«К то любит

трудиться, тому на месте

не сидится»

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: посадка зерна, рост колосьев, уборка урожая, выпечка хлебных изделий.) Чаепитие.

Коллективное взаимодействие: хоровод.

Мини-групповая: инсценировка посадки и уборки зерна, выпечка хлеба.

Индивидуальная: изготовление калача из теста.

Коммуникативная-беседа о посадке зерна, росте колосков, уборке урожая, выпечке хлебных изделий.

Чтение стихов о хлебе.

Художественно-творческая - Хоровод. Инсценировки: посадка, рост, уборка зерна,

выпечка хлеба. Общий танец. Исполнение хороводной песни.

Продуктивная- изготовление калачиков из соленого теста.

2.3.

«Народные

традиции.

Хлеб в русской кухне»

Групповая: Рассматривание иллюстраций

Работа в детско-взрослых сообществах по сбору, классификации информации, составление информационных справок о домашних традициях: что пекут дома.

Коммуникативная- Отгадывание загадки о хлебе. Беседа о сортах хлеба в разные временные отрезки жизни России.

Познавательно-исследовательская- Загадки о хлебе. Сорта хлеба: раньше и сейчас. Русские традиции, связанные с хлебом. Коммуникативная деятельность в семье - Что пекут дома.

Модуль 3. «Поселок, в котором мы живем».

3.1

История области в истории страны «Здравствуй,

Аллея Победы!»

Групповая: экскурсия к обелиску павшим землякам

Мини-групповая: работа с иллюстрациями достопримечательностей района, области

Виртуальные экскурсии «Салют Победы»

Коммуникативная знакомство с историей постановки обелиска «Павшему солдату». История ее создания, местоположение, характерные особенности

Познавательно-исследовательская- Экскурсия к обелиску. Чтение художественной литературы – В. Степанов «Что мы Родиной зовем»

Продуктивная - Возложение цветов.

3.2.

Наши любимые места отдыха с семьей.

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов

Индивидуальная: изготовление открытки «Букет для ветеранов»

Работа в детско-взрослых сообществах: составление информационных справок к иллюстративному материалу (фотографиям). Представление любимого места отдыха в поселке.

Игровая-назвать место отдыха по фотографии.

Коммуникативная- Беседа с опорой на знания детей о любимых местах отдыха семьи. Беседа о правилах безопасного поведения в общественных местах.

Продуктивная- букет для ветеранов

Художественное творчество -Слушание музыки

Альбомы, которые будут выполнены учащимися 3 – 4 классов в результате изучения курса: коллекция изделий из дерева; коллекция лекарственных трав и растений Оренбуржья, Красная книга Оренбуржья, альбом «Промыслы Оренбуржья», «Земля целинная», картотека народных подвижных игр, развивающие игры: «От козочки до платка», «Города Оренбуржья», «Уральские мастера»; «Назови место на карте», «Достопримечательности района, области», «Кем и чем славно моё Оренбуржье?», «От зернышка до булочки», «Обитатели степей и водоемов района», «Мое  Оренбуржье»; «Заповедные места Оренбуржья», «Парки», «Музеи», «Знаменитые люди посёлка, района ,области», «Как хлеб на стол пришел»

2.2 Формы организации детей

Форму организации детей для решения образовательных задач данного раздела педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.

Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Познавательно-исследовательская деятельность

Проектная деятельность: краткосрочные, долгосрочные.

Продуктивные:

коллаж, фотовыставки, выставки творческих работ, вернисаж.

Наблюдения Игры

Праздники Развлечения

Досуги Забавы

Коллекционирование

Организация тематических выставок

Интегрированная деятельность

Моделирование Просмотр видео

Организация игровой деятельности:

Сюжетно-ролевая игра

Игры-драматизации

Настольно-печатные

Рассматривание альбомов, коллекций

Подвижные игры

Консультации Семинары

Круглый стол Беседы

Семинар -практикум

Родительский клуб

Организация выставки, мини-музея

Совместное посещение музея, театра

Проектная деятельность

Коллекционирование

Совместные праздники и развлечения

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Кадровое обеспечение

    Реализацию программы обеспечивают администрация школы, учителя начальной школы, библиотекарь. Классный руководитель: организовывает образовательную деятельность:

1. В специально организованной образовательной среде (создание условий для формирования у школьников представлений о родном крае)

2. В организованных формах (экскурсии, совместная деятельность учителя с детьми, самостоятельной деятельности детей, направляет совместную деятельность детей и родителей и др.).

3. В проектной деятельности (создание альбомов, виртуальных эксеурсий и презентаций)

4.  Наблюдение за эффективностью реализации программы.

Учителя обеспечивают непрерывную образовательную деятельность с использованием видео- и фотоматериалов, беседы, проведение викторин, конкурсов, театральных представлений по данной теме; организует предметно-развивающую среду. Подбирает соответствующие альбомы, иллюстрации, настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить полученные знания, формируют умения самостоятельно использовать их.

Учитель использует прием действенного соучастия детей, привлекает детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию.

При реализации данной программы каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, экспериментирование).

Педагог – отбирает из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны. Причем факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение. Поэтому осуществляя работу по формированию ценностного отношения к культурному наследию Оренбуржья, учитель прежде всего, сам изучает его. Продумывает, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края.

Данная деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области культурного наследия Оренбуржья. Педагог осваивает художественные средства (исполняет песни, читает произведения художественной литературы, т.д.), тогда он привносит в занятия элементы артистичности, индивидуальности.

3.2 Материально-техническое обеспечение Программы

В школе центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного поселка и Оренбургской области. В центре представлены фотографии родного поселка, памятников города Оренбурга, тематические альбомы, дидактические игры, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов, куклы в национальных костюмах, символика района, области.

Музыка:

Гимн «Живи, Оренбург» (сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова),

«Песня об Оренбурге» Золотарёв П. Ф.

Аудиозапись «Я - Оренбуржец и этим горжусь!» С. Шмелев

Сказки А.С. Пушкина в аудиозаписи «Сказка о золотой рыбке».

Песни Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Музыка П.И. Чайковского «Времена года»

В.Позднеев «Край Оренбургский»

А. Зельцер, Л. Татаренко «Над Уралом зори»

Видеотека, интернет-ресурсы:

Презентации: «Природные достопримечательности Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!».

Виртуальный тур по Оренбургскому областному музею изобразительных искусств http://www.omizo.ru/about/tour.html

Виртуальный тур по галерее «Оренбургский пуховый платок» http://omizo.ru/about/orenpuh.html

Виртуальный тур по музею-заповеднику писателя С.Т. Аксакова http://omizo.ru/about/tour-aksakov.html

Фотоматериалы «Мемориальный комплекс-музей Салют, Победа!»

Фотоматериалы «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей»

Материалы для творческих продуктивных видов деятельности:

Краски, карандаши, фломастеры, мелки, клей, гуашь, ножницы, цветная бумага, салфетки, кисточки, глину, тесто для лепки, образцы, схемы, муляжи...

Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, ПК.

3.3 Научно-методическое обеспечение Программы

Данная программа «Моё Оренбуржье» является целевым разделом ООП НОО в части формируемой участниками образовательного процесса.

Научно-методический ресурс:

Программы и технологии, реализуемые в программе:

1.Наш дом Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / ред.составитель Е.С. Бабунова – Челябинск, 2007

2. «Мы живем в России» Л. Е Осиповой. Программа ставит основную цель — формирование личности ребёнка, воспитание чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре;

3. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Н. В. Алешиной. 2011 г.

4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. Д. Маханевой. 2009 г

5. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. Н. В. Ивановой, Е. Ю. Бардиновой, А. М. Калининой.

6. Игровая деятельность в детском саду. Н. Ф. Губановой

Интернет- ресурсы:

1. Оренбургские писатели – краеведы /сайт История Оренбуржья http://kraeved.opck.org/biblioteka

2. Ермолаев, Д.Е. Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных общеобразовательных учреждениях // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2011 г. – № 5

URL: http://www.orenobl.ru/poem.php

3. www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал».

4. doshkolnik.ru «Дошкольник – сайт для всей семьи»

5. http://allforchildren.ru/friendsongs/friend.php «Всё для детей» — музыка, сказки, родная речь, поделки.

6. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)

3.4 Время и сроки реализации программы

Работа по данной программе охватывает практически все виды деятельности детей. Планируется в образовательной деятельности, в режимных моментах и самостоятельной деятельности. В каждом классе проводится по 17 часов в год. Рассчитана программа на четыре года для детей с 7 до 11 лет.

  Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями НОО ООП.

Знакомство школьников с родным поселком и родной страной – процесс длительный и сложный, Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются:

в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: коммуникативную, трудовую, познавательно- исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;

в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья школьников);

в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);

в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, фотовыставки, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и прогулок по посёлку; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и учителями в социально-значимых событиях и прочее).

В младшем школьном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый школьник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе планируются разнообразные виды деятельности школьника – игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.

3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательная.

Предметно – пространственная среда не ограничивается рамками классной комнаты, она охватывает территорию всей школы. В актовом зале проходят развлечения, досуги, праздники и подготовка к ним. Во время прогулки есть возможность понаблюдать за живой и не живой природой, организовываются опыты, игры детей с природным материалом.

Совместно с родителями создаются маршруты целевых прогулок и проводятся в парк, к памятнику боевой славы, библиотеку, музей...

Предметно-пространственная среда распространяется и на семью ребенка, здесь продолжает идти совместная работа детей и родителей по реализации данной программы: изготовление теста для печенья, разгадывание кроссвордов, рассматривание фото альбомов бабушек и прабабушек для фото выставки "Фото прошлых лет", и т.д.

Учителя проводят виртуальные экскурсии, где дети могут путешествовать по территории всей области «Моё Оренбуржье».

Организационные условия.

Организация образовательной деятельности по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.

Одним из важнейших принципов реализации программы является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона – Оренбуржья. Оренбуржье находится в глубине материка Евразия, ее резко континентальный климат (температура зимой -40*, летом +40*) оказывает существенное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Географическое положение Оренбургской области (граница Европы и Азии), соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения города Орска: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. Поэтому в Учреждении воспитываются дети разных национальностей, состав каждой возрастной группы многонационален. Национальное сознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладывается с самого раннего возраста и является составной частью воспитательно-образовательной работы с детьми. Основной язык, на котором осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного возраста является русский.

В школьном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире, о любви к близким людям, к родному городу.

Любовь маленького школьника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, к ближайшей зеленой зоне; у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Освоение программным материалом осуществляется по принципу концентричности, в ходе которого происходит расширение содержания по принципу от простого к сложному.

Литература, используемая педагогами:

  1. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.

Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.

Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург

Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с

Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151

Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград: Учитель, 2011

Николаева С.Н. Эколог в детском саду: – М.: Мозаика – Синтез, 2009

Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)

Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010

Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.

Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про

Свобов Ю., О. А. Колдина Энциклопедия «Оренбуржье» / и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010

Соломенникова О.А. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СП.б.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.

Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв.-научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.

Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.

Литература для детей:

  1. Разувин В. «К Оренбургу».

    Загадки о лесе, животных и птицах.

    Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе,

    Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».

    Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.

    Некрасов Н.А., Колосья. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

    Приходько В., Дом зерна. – Москва, Издательство «Малыш», 2010

    Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.

    Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001

    Стихотворение «Мой Оренбург»,

    Михалков С. «Улица моя».

    Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000

Приложение

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы (1, 2 класс)

 №

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Сформировано представление о своей семье и своем доме.

В –Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме.

С - частично сформировано представление о своей семье и своем доме.

Н -  не сформировано представление о своей семье и своем доме.

     

2

Может составить небольшой рассказ об Оренбурге и своем поселке

В – Самостоятельно может составить небольшой рассказ

об Оренбурге и своем поселке

С -  По алгоритму может составить небольшой рассказ об Оренбурге и своем поселке

Н – С помощью взрослого может составить небольшой рассказ об Оренбурге и своем поселке

     

3

Может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

В -   Может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

С – Частично может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

Н – Не может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

     

4

Может назвать достопримечательности Оренбурга, городов Оренбуржья, своего поселка, места отдыха.

В – Способен назвать достопримечательности Оренбурга, городов Оренбуржья, своего поселка, места отдыха.

С – Не всегда способен назвать достопримечательности Оренбурга, городов Оренбуржья, своего поселка, места отдыха.

Н – Не может назвать достопримечательности Оренбурга, городов Оренбуржья, своего поселка, места отдыха.

     

5

Имеет небольшие сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте.

В – Имеет разнообразные сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте.

С – Имеет небольшие сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте, с помощью взрослого

Н – Не имеет   сведений о нашей стране, не может назвать столицу, не может показать на карте.

     

6

  Имеет представление об общественных нормах и правилах

В – У ребенка развито чувство терпимости к другим людям

С – Имеет представление об общественных нормах и правилах, и старается выполняет их.

Н – Имеет представление об общественных

нормах и правилах, но не всегда выполняет их.

     

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы (3, 4 класс)

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

В – Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная

С - Частично сформировано представление о своей семье и своем доме.  Частично понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

Н -  Не сформировано представление о своей семье и своем доме.  Не понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

     

2

Имеет сведения об области, городе, районе, поселке и может показать их на карте

В – Имеет разнообразные сведения об области, районе, городе, поселке и может показать их на карте

С - Имеет некоторые сведения и может показать их на карте с помощью взрослого

Н – не имеет сведений и не может показать их на карте

     

3

Может назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

В – Способен назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

С – Не всегда способен назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

Н – Не может назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка, места отдыха.

     

4

Имеет представление и может показать на карте свою страну и столицу

В -   Имеет представление и может самостоятельно показать на карте свою страну и столицу. Может рассказать о географических особенностях своей страны, ориентируясь по карте

С – Имеет представление и может с помощью взрослого показать на карте свою страну и столицу

Н – Не имеет представление о своей стране и столице.

     

5

Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир планировкой, предметами народного быта

В – Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир: планировкой, предметами народного быта. Проявляет интерес к некоторым русским традициям и праздникам

С – Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир: планировкой, предметами народного быта

Н – Не владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир: планировкой, предметами народного быта

     

6

 Имеет представление об общественных нормах и правилах

В – Хорошо развито чувство ответственности (за другого человека, за живое существо, за начатое дело, за данное слово).

С – Развито чувство собственного достоинства по отношению к себе и другим. Готов прийти на помощь.

Н – Имеет представление об общественных нормах и правилах, но не всегда выполняет их.

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

ОТЛИЧНО!!!!!!!!

12 September 2017