12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова Людмила Геннадьевна94
Психолог. Работаю в Центре детского творчества. Профиль- психология творчества, раннее развитие детей.
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Лабытнанги

Сведения об авторе:

Куликова Людмила Геннадьевна

Педагог-психолог, высшая квалификационная категория

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

ЯНАО, г. Лабытнанги

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

Клуб «Семейный досуг»

 

Совместное проведение свободного времени детей и родителей имеет большое развивающее и воспитательное значение и способствует укреплению взаимоотношений в семье, если наполнить это время творчеством, впечатлениями и эмоциями. На протяжении 20 лет Клуб «Семейный досуг» в выходные дни объединяет детей и взрослых. Новые знания и умения, самореализация, общение поколений, социальная адаптация и реабилитация детей с ОВЗ и инвалидностью – основные задачи Клуба.

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Клуб «Семейный досуг» социально-педагогической направленности разработана с учетом:

- Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);

- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41;

- Методических рекомендаций Министерства образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015;

В программе учитывается следующее:

- современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;

- возрастные психолого-физиологические особенности детей;

- потребности детей и социальный заказ общества.

Актуальность. Взрослые часто жалуются, что дети, становясь старше, отдаляются от родителей, у них появляются свои интересы, свои друзья, свои дела. Не так уж редки случаи, когда едва повзрослев, подростки спешат покинуть родительский дом, навсегда теряют связь с теми, кто их вырастил. Психологи выделяют следующие причины этого явления: родители не хотят замечать «взросление» своего сына или дочери и продолжают взаимодействовать с ним как с маленьким; не проявляют должного интереса к увлечениям, взглядам, чувствам, успехам своего ребёнка; сами перестают быть интересными для своих детей. Взрослые в первую очередь стремятся удовлетворить материальную часть потребностей ребёнка, а также, заботясь о его развитии, загружают его занятиями во всевозможных школах и кружках. Мир общения ребёнка – школа, студия или секция, двор – оказывается полностью или почти полностью оторван от мира общения родителей. И, чем старше становится ребёнок, тем дальше друг от друга расходятся эти два мира.

Выходом из этой непростой ситуации могут быть занятия и мероприятия, направленные именно на общение и взаимодействие детей и родителей. Не менее важны эти мероприятия и для подрастающего поколения. Они позволяют ребёнку увидеть маму и папу без привычной родительской роли, а в творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём, чем активней проявляют себя родители, тем большее чувство гордости возникает у ребёнка. Наша задача показать, насколько талантлив и многогранен каждый ребёнок, раскрыть его потенциал, научить родителей ценить и уважать своего ребёнка, а также обогатить опыт общения детей и взрослых, развивать эмоциональную, коммуникативную, творческую сферы.

Клуб «Семейный досуг» помогает решать проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии, с ОВЗ и инвалидностью, приобщая их к творчеству, общению, продуктивным формам проведения досуга. Для некоторых из них клуб «Семейный досуг» это единственная возможность общения вне семьи, а для их родителей возможность пообщаться, получить консультацию психолога или педагога, сменить обстановку. Здоровые дети получают возможность развить и проявить свои лучшие качества: внимательность, чуткость, желание прийти на помощь.

Новизна программы в объединении идей руководителя клуба с инициативой самих детей и родителей. Участники могут предложить тему занятия, поделиться своими умениями, провести свой мастер-класс, подготовить номер к праздничному мероприятию. Разнообразие форм работы клуба предоставляет свободу выбора. В клубе занимаются дети от 4 до 18 лет. При планировании занятий и мероприятий учитываются особенности и интересы всех возрастов. Разновозрастной состав клуба позволяет детям эффективно учиться взаимодействию и взаимопомощи.

Общение поколений бабушек, родителей и детей способствует формированию и укреплению семейных ценностей, передаче жизненного опыта и знаний. Высокий результат работы клуба достигается за счёт взаимодействия следующих факторов:

- большой диапазон выбора деятельности;

- учёт индивидуальных особенностей и потребностей участников клуба при планировании работы;

- преимущественно творческая, созидательная направленность деятельности;

- тёплая эмоциональная атмосфера в клубе.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития эмоциональной, коммуникативной, творческой сфер обучающихся, приобретения практических навыков социального взаимодействия.

Задачи программы:

Личностные:

- формирование потребности во взаимодействии с взрослыми и сверстникам, толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, эстетических представлений, адекватной самооценки;

- развитие эмоционального интеллекта, мотивации к творчеству;

- расширение кругозора.

Метапредметные:

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие познавательных процессов, внимания памяти, мышления, мелкой моторики.

Образовательные (предметные):

- формирование навыков культурного поведения;

- знакомство с народными традициями и ремёслами;

- освоение приемов работы с различными художественными материалами;

Принципы реализации программы:

- личностно-ориентированный подход;

- культуросообразность на основе общечеловеческих ценностей культуры;

- сотрудничество как опыт взаимодействия с окружающими для позитивно-направленного самопознания, эстетического самоопределения;

- природосообразности на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов согласия с общими законами природы и человека;

Дидактическими принципами построения занятий и выбора методов являются принципы:

- ориентации на особенности и творческие способности каждого ребёнка;

- доступности (в соответствие с возрастными и индивидуальным особенностями учащихся);

- психологической комфортности.

По направленности программа социально-педагогическая, уровень освоения знаний общекультурный. Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часов). Возраст обучающихся 4-18 лет. Занятия 4 часа в неделю.

1.3 Содержание программы

Программа состоит из трёх модулей.

1 модуль «Знания» - занятия, направленные на получение новых знаний в различных областях, получение интересующей информации, обучение способам эффективного взаимодействия. В этом модуле представлены следующие блоки:

«Занимательная психология», «Будьте здоровы», «Это интересно!»

2 модуль. «Творчество» - занятия, направленные на знакомство с различными видами ремёсел, художественного творчества, на раскрытие творческого потенциала. В этом модуле представлены следующие блоки: «Школа радости», «Из бабушкиного сундука», «Удивительные вещи», «Сувенир», «Изостудия».

3 модуль. «Досуг» - тематические и праздничные мероприятия, конкурсные и игровые программы. В этом модуле представлены следующие блоки: «Народные традиции», «Растим патриотов», «Любимые мероприятия клуба».

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

Модуль «Знания»

1

«Занимательная психология»

10

5

5

Диагностика

Практическое выполнение задания

2

«Моё здоровье»

10

4

6

Викторина

Кроссворд

Практическое выполнение задания

3

«Это интересно!»

8

4

4

Викторина

Кроссворд

Практическое выполнение задания

 

Итого

28

13

15

 

Модуль «Творчество»

 

1

«Школа радости»

16

4

12

Практическое выполнение задания

2

«Удивительные вещи»

16

4

12

Практическое выполнение задания

3

«Сувенир»

16

4

12

Практическое выполнение задания

4

«Из бабушкиного сундука»

16

4

12

Практическое выполнение задания

5

«Изостудия»

16

4

12

Практическое выполнение задания

 

Итого

80

20

60

 

Модуль «Досуг»

1

«Народные традиции»

16

4

12

Викторины, презентация творческих работ, Выступления Выставки

2

«Растим патриотов»

10

4

6

Викторины, кроссворды, презентации

выступления

3

«Любимые мероприятия клуба»

10

4

6

Викторины, презентация творческих работ

выступления

 

Итого

36

12

24

 

Всего часов

144

40

104

 

 

Содержание учебно-тематического плана

Модуль «Знания»

1.«Занимательная психология». Беседы, игры, тренинги с детьми и родителями направленные на самопознание, формирование коммуникативных навыков, развитие эмоционально-волевой сферы, овладение приёмами саморегуляции, улучшение детско-родительских отношений. 10 часов.

2.«Будьте здоровы!». Беседы, игры, тренинги с детьми и родителями, направленные на пропаганду здорового образа жизни, профилактику курения, алкоголизма, наркомании, других видов химической зависимости. 9 часов.

3.«Это интересно!» Обсуждение интересных событий и новостей культуры, спорта, науки и т.д. Знакомство с интересными историческими фактами, географическими объектами. Выбор тем согласуется с интересами участников клуба. 9 часов.

Модуль «Творчество»

1.«Школа Радости». Занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы, воображения, на раскрытие творческого потенциала, общение. Занятие включает в себя в себя игры, музыку, релаксацию, творческую импровизацию (рисунок, панно, объёмная композиция) на заданную тему. 16 часов.

2.«Из бабушкиного сундука». Знакомство с традиционными старинными обычаями, ремёслами. Изготовление игрушек по старинным технологиям, изготовление тряпичных кукол, игрушек из ваты, кукол из соломы и др. Знакомство с различными видами росписи посуды. Выполнение росписи в стиле гжель, хохлома и др. 16 часов.

3.«Удивительные вещи» - знакомство с приёмами и способами творческого преобразования обычных предметов (бутылок, коробок, старых фломастеров и т.д.) в художественные объекты, предметы интерьера. 16 часов.

4.«Сувенир». Изготовление подарков, открыток, сувениров к праздникам и событиям. (8 марта, День защитника отечества, Пасха и др.). Работа в различных техниках и с разнообразными материалами. 12 часов.

5.«Изостудия». Знакомство с различными видами изобразительного творчества: гуашь, акварель, пастель, и др. Освоение традиционных и нетрадиционных способов рисования. 12 часов.

Модуль «Досуг»

1.«Народные традиции». Праздничные мероприятия, направленные на возрождение народных традиций, знакомство с народными обычаями. Праздник «Покрова», «Рождество», «Масленица», «Пасха».16 часов.

2.«Растим патриотов» Мероприятия, направленные на воспитание чувства гордости за свою страну, знание её истории. День защитника отечества, День Победы, День рождения Комсомола и др.12 часов.

3.«Любимые мероприятия клуба» Праздничные и игровые программы «Лето – это маленькая жизнь», «День Матери», «День рождения клуба», «Новогодний вечер в клубе» и др. 12 часов.

1.4 Планируемые результаты

В результате занятий по программе клуба «Семейный досуг» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные:

- сформированная потребность во взаимодействии с взрослыми и сверстникам;

- толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья;

- способность адекватно оценить свои успехи и достижения;

- проявление выраженной мотивации к творчеству;

- умение дать эстетическую оценку результату своей творческой деятельности.

Метапредметные:

- умение сотрудничать в процессе совместной творческой работы;

- развитие мелкой моторики;

- умение продуктивно общаться в процессе творческой и познавательной деятельности.

Образовательные (предметные):

- знание норм культурного поведения;

- знание народных традиций и ремёсел;

- знание особенностей работы с различными художественными материалами и умение их применять.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- выполнение практических заданий;

- выставки работ обучающихся;

- участие в творческих конкурсах;

- участие в мероприятиях клуба.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

Количество учебных недель: 36 недель. I полугодие - 16 недель, II полугодие - 20 недель Продолжительность каникул:103 дня.

2.2. Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения для занятий по программе:

Обязательным оборудованием кабинета являются:

рабочая зона, оборудованная столами;

зона хранения учебных пособий, материалов, инструментов, работ;

- помещение для проведения праздничных и тематических мероприятий.

Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

индивидуальные рабочие столы, стулья, соответствующие возрасту, стол для учителя, доска;

- ножницы, клеящий пистолет, художественные кисти, расходные материалы;

ноутбук, экранная панель

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог-психолог Куликова Людмила Геннадьевна, стаж работы 29 лет, квалификационная категория высшая.

2.3 Формы аттестации

Основным предметом оценки результатов являются знания, результатов обучения умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся объединений дополнительного образования детей МАОУ ДО ЦДТ» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по программам дополнительного образования МАОУ ДО ЦДТ».

Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

2.5 Методические материалы

Образовательный процесс по программе организован в очной форме.

Формы проведения занятий выбирается в зависимости от цели занятия: творческая мастерская, мастер-класс, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, тренинг, занятие-игра, праздник, презентация, игровая программа, беседа.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, метод контроля, метод игровой ситуации, проблемно-поисковый, ситуационный, творческий.

Дидактический материал:

использование видеоуроков, презентаций, творческие работы, стенды, образцы изделий.

Используемые педагогические технологии:

- технология личностно-ориентированного подхода;

- технология сотрудничества;

- компенсаторно-нейтрализующие здоровьесберегающие технологии;

-социально-игровая технология.

Информационное обеспечение

Цифровые образовательные ресурсы

http://www.psihdocs.ru/muhina-v-s-m92-detskaya-psihologiya-ucheb-dlya-studentov-ped-i.html Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2015

https://search.rsl.ru/ru/record/01003368959 7. Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2012.

http://www.koob.pro/vigodsky_v_l/ Выготский Л.С. Книги –онлайн. Том 4. Детская психология.

https://www.twirpx.com/ps://studfiles.net/preview/4465462/page:4/ Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/11/29/vozrastnye-osobennosti-detey-3-4-let Возрастные особенности детей 3-4 лет

http://www.psyparents.ru/- Детская психология для родителей

http://www.maaam.ru/- Социальный образовательный интернет – проект “Мааам.ру”

http://playroom.com.ru/ Детская игровая комната.

https://solnet.ee/ Портал Солнышко для детей, родителей и педагогов. https://www.litmir.me/br/?b=430015&p=6 Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей - Перевод ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.

https://www.libfox.ru/653883-irina-mlodik-sovremennye-deti-i-ih-nesovremennye-roditeli-ili-o-tom-v-chem-tak-neprosto-priznatsya.html Млодик И. - Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться. - Издательство «Генезис», 2011.

http://1001podelka.ru/ 1001 поделка – прикладное творчество, рукоделие, хобби, креативные идеи для творчества.

https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/10-sajtov-dlya-teh-komu-ne-terpitsya-tvorit-1072510/ 10 сайтов для тех, кому не терпится творить.

Литература

Бьеркволл Ю.Р. «С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни», 2001 г.

Вайнерман С.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», 2001 г.

Веракса Н.Е., «Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга// Мат. Межд. Конф. «Творчество: взгляд с разных сторон», 2005 г.

Выготский Л.С., «Воображение и творчество в детском возрасте», 1991 г.

Греченко Т.Н., «Творчество как результат особого функционального состояния нейронов // Мат. Межд. Конф «Творчество: взгляд с разных сторон», 2005 г.

Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3..

Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002.

Замятина Е.И., «Психология творчества// Художественное творчество и психология», 1991 г.

Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012.

Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений. Практикум / О.Н. Истратова. - М.: Феникс, 2017. Кочетова, Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Соответствует ФГТ и ФГОС / Марина, Лобанова und Катерина Михайлова Детско-родительские отношения в замещающих семьях / Марина Лобанова und Катерина Михайлова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014г.

Назарова Л.Д., «Фольклорная арт-терапия», 2002 г.

Трясорукова Т.П., «Вместе с мамой развиваем творческие способности», 2011 г.

Чижова, С. Ю. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские "почему?": моногр. / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - М.: Академия развития, 2005г.

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 24.11.20 в 15:18 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.