Программа коррекционных занятий педагога-психолога с детьми «группы риска»
МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева
| | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Доволенской СОШ №2 им. С.И. Лазарева ________________________ Давыдова Е.А. Приказ №_______________ от «____» _____________г. |
Программа коррекционных занятий педагога-психолога
с детьми «группы риска»
Автор: педагог-психолог
Попова С.С.
с. Довольное 2024
Пояснительная записка:
Среди великого количества активных и целеустремленных детей встречаются и те, кто относится к категории трудных для воспитания. Это связано с определенными конфликтами в их семьях, оказывающими влияние на детей. Как правило, именно из неблагополучных семей вырастают эгоисты, лицемеры, бездельники и малолетние правонарушители.
Вопрос работы психологов с детьми из группы риска является одним из наиболее значимых и актуальных в современном российском обществе. Сегодня существует множество факторов, способствующих развитию депрессии у детей как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Эти проблемы требуют внимательного подхода и профессиональной поддержки, чтобы помочь детям преодолеть трудности и избежать негативных последствий в будущем. Необходимые меры должны быть направлены на создание безопасной и поддерживающей среды, которая поможет детям более эффективно справляться с возникающими вызовами и развиваться в полноценные личности.
Изменения в социально-экономической обстановке страны и возникающая в обществе социальная несправедливость оказывают негативное воздействие на молодежь. Низкий уровень жизни, проблемы с беспризорностью и отсутствие правовой защиты для несовершеннолетних заставляют детей приспосабливаться к таким условиям. В результате этого "вживания" в окружающую действительность наблюдаются некоторые проблемы: отсутствие желания к учебе и труду, провокационное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, а также проявление агрессии и жестокости. Также возникают случаи бродяжничества, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами.
Формирование устойчивого развития личности как целостного подхода к профилактике антисоциальных проявлений в обществе должно строиться на комплексной основе. Такой подход обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов, родителей, медиков, сотрудников правоохранительных органов.
Профилактика асоциальных явлений включает в себя широкий спектр социально-профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий воспитания в семье и школе, а также на индивидуальную коррекцию психологических и педагогических особенностей «трудного» подростка. Важными аспектами данного процесса являются меры, способствующие восстановлению его социальной репутации в группе сверстников.
Программа рассчитана для работы с учащимися «группы риска» 5-11 классов в течение учебного года.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании";
Семейный кодекс РФ;
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124- Ф(вред. от 03.12.2011).
Основная цель программыДанная программа ориентирована на профилактические и коррекционные меры, направленные на работу с детьми, проявляющими асоциальное поведение. Она направлена на уменьшение негативного влияния, содействие формированию здоровых привычек и оздоровление. Также предполагается улучшение социального окружения и создание условий, способствующих физическому, психическому и социальному благополучию.
Принципы работы: индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт личностных особенностей; «Ненавязчивое» воспитание; доброжелательность; взаимоуважение; доверие, сравнительно-аналитический подход.
Подростки, которых обычно считают «трудными», не способны самостоятельно справиться с текущим этапом своего психосоциального развития и формировать новый механизм адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
К факторам риска относятся: физическая слабость, эмоциональная незрелость, акцентуации характера, неблагоприятная социальная среда и дефицит коммуникативных навыков.
Психологические основы работы с детьми «группы риска»Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.
Появление веры в духовный рост.
Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.
Планируемые результатыСнижение риска дезадаптации и десоциализации обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни.
Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав
Улучшить качество жизни и отношения с окружающими;
Развитие целеустремленности, чувства ответственности, умение устоять перед употреблением вредных веществ и другими асоциальными проявлениями.
Способствовать процессу развития и формирования индивидуальности детей
Критерии опенки эффективности работы в рамках программы:расширение круга общения детей;
повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
повышение социального статуса детей;
расширение вариативности социального поведения;
снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
уменьшение количества конфликтных ситуаций;
уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
повышение успеваемости;
повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.
Прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности программы: • Формирование адекватного самовосприятия учащихся и их уровня самооценки.
• Уменьшение проявлений агрессии и тревожности.
• Развитие способности брать на себя ответственность за свои действия.
• Наличие представлений о профессиональной ориентации.
• Формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающими.
Проведение диагностической работы для выявления асоциальных явлений среди подростков, включая аспекты семейного воспитания, взгляды родителей на детей и общую гармонию внутри семей.
Информационно-просветительская деятельность, направленная на профилактику асоциальных явлений, дисгармонии в семейных отношениях, проблем в воспитании и популяризацию здорового образа жизни.
Реализация комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, а также с их семьями, нацеленная на восстановление позитивных взаимоотношений между членами семьи и коррекцию существующих семейных взаимодействий, формирование правильных ценностей.
Обучение методам поведения в различных жизненных ситуациях, основанное на принципах личной безопасности и культуры.
Стимулирование социальной активности, развитие интереса к себе и окружающим.
Обучить саморегуляции, взаимодействию, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, а также умению правильно выбирать формы поведения.
Воспитание уважения к членам группы, содействие в обретении социального статуса и выполнении конкретной роли в коллективе.
Объект реализации программы:дети в кризисной ситуации;
дети с проблемами в семье;
гиперактивные дети;
дети с проблемами в обучении;
дети с личностными проблемами;
дети, стоящие на учёте (ВШК, КДН, ОДН и др.)
Педагогически запущенные дети представляют собой здоровых и потенциально способных к полному развитию, однако испытывающих недостаток в воспитании, обучении и развитии. Это приводит к существованию различных недостатков, пробелов и отклонений в их поведении, деятельности и взаимодействии. Такие подростки отдаляются от школьной жизни, хотя роль семьи в их жизни остается важной.
Социально запущенные дети испытывают отчуждение не только в учебном заведении, но и в своих семьях. Они усваивают искаженные ценности и нормы, а также вовлекаются в преступный опыт из асоциальных групп и компаний.
Социально уязвимыми называют молодежь, оказавшуюся в сложных или неблагоприятных условиях для жизни. Этот статус возникает под воздействием различных рисковых факторов: экономических (низкий уровень жизни), экологических (плохая окружающая среда), медицинских (заболевания, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликты в отношениях, социальная и педагогическая запущенность, искажение мотивации) и криминогенных (влияние преступных групп) и других.
Девиантное поведение - это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе
Делинквентное поведение - это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация - это несоответствие социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации - школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них.
Основные направления деятельности психолога:диагностическое
коррекционное
профилактическое
просветительское
Психологическое сопровождение детей группы рискаКлассы | «Группа риска» | Психодиагностика | Коррекционно – развивающая работа | Работа с родителями | Работа с педагогами |
5 кл. | Дети, испытывающие трудности адаптационного периода, имеющие высокий уровень тревожности. | Тест тревожности Филлипса; анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе; проективные методики; Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников. | Коррекционно - развивающие занятия по снижению уровня тревожности. «Тропинка к своему Я»». «Программа занятий по снижению школьной тревожности | Консультиров ание. "Психологиче ские особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком”. Общешкольное родительское собрание «Адаптационн ый период пятиклассников». | Выступление на педагогическом консилиуме «Дети группы риска. Адаптация пятиклассников ». Анализ эффективности работы учителей - предметников по преодолению трудностей адаптации у обучающихся» |
6-11 кл. | подростки с явлениями психической неустойчивости. Подростки "группы риска" с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Подростки Характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения; педагогически запущенные дети. | метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов. Тест эмоций Басса - Дарки. Проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Изучение характера отношений с социальным окружением и с самим собой, возрастную динамику" образа - Я", особенности личностной саморегуляции | Группы социальнопсихоло-гического тренинга общения. | Индивидуальное консультирование родителей. | |
Содержание программы Первая четверть Изучение индивидуальных особенностей
Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития.
Вторая четверть Индивидуальная работа с учащимисяЦель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Методы индивидуальной работы с подросткомБеседа
Консультация
Индивидуальное развивающее занятие
Индивидуальное коррекционное занятие
Третья четверть
Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»Форма и объём занятий
Тренинг включает в себя 12 занятий Продолжительность занятия 30-40 минут. Проводятся занятия 1 раз в неделю.
№ | Дата | Тема |
1 | | Познай себя |
2 | | Я в классном коллективе |
3 | | Как поддерживать дружеские отношения? |
4 | | Мои интересы и мои склонности |
5 | | Положительный образ «Я». Моя индивидуальность |
6 | | Как тебя воспринимают другие. Навыки общения |
7 | | Я и конфликт |
8 | | Попробуй преодолеть свои недостатки |
9 | | Уроки толерантности. Твори добро и помогай каждому |
10 | | Ценностные ориентации. |
11 | | Жизнь по собственному выбору. Мы дети с планеты Здоровья |
12 | | Я и мир вокруг меня. Сплочение коллектива |
Психодиагностический мониторинг Программа предполагает проведение психодиагностики, направленной на выявление личностных свойств, эмоциональных и поведенческих изменений. Диагностика проводится в первой и четвёртой четверти.
Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих методов диагностики:
анкетирование
беседа, интервью
наблюдения
проективные методики, тесты.
План работы педагога - психолога с детьми « группы риска»
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Выявление и учет учащихся группы риска | Обучающиеся школы | Сентябрь - октябрь |
2. | Изучение личных дел | Дети «группы риска» | В течение года |
3. | Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска» | Дети «группы риска» | Постоянно |
Психолого - педагогическая диагностика | |||
5 | Оформление индивидуально - диагностических карт на «трудных детей». | Дети «группы риска» | Ежемесячно |
6 | Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения | Дети «группы риска» | В течение года |
7 | Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение | Учащиеся | В течение года |
8 | Социально-психологическое тестирование (СПТ) | Учащиеся 7-11 классов (с 13 лет) | Сентябрь-октябрь |
Консультационная и просветительская работа | |||
9 | Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями. | Педагоги школы | В течение года |
10 | Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам) | Все участники образовательного процесса | В течение года |
11 | Консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст» | Родители детей «группы риска» | 2 четверть |
12 | Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 5,10-х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся - дезадаптантов». | Педагоги дезадаптированных детей | Сентябрь, декабрь |
13 | Беседа «Профилактика злоупотребления наркотических средств, алкогольных напитков и иных психоактивных веществ среди молодежи и подростков.». | Дети «группы риска» | Ноябрь |
14 | Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
15 | Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма) | Дети «группы риска» | Ноябрь апрель |
16 | Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение) | Дети «группы риска» | В течение года |
17 | Информирование ребенка об его правах и обязанностях | Дети «группы риска» | В течение года |
18 | Работа в составе Совета профилактики | Дети «группы риска» | |
19 | Психологическое просвещение: « Опасные игры» Искусство общения «Социально успешная личность» | Обучающиеся | Согласно плану психолога |
Коррекционно – развивающая работа | |||
20 | Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми». (ИКП) | Учащиеся ВШК | Ежемесячно, индивид. |
21 | Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня» | Дети «группы риска» | 3 четверть |
Аналитическая работа | |||
22 | Заключение по результатам диагностики | | |
23 | Заполнение карты личности детей «группы риска» | | |