Программа коррекционных занятий педагога-психолога с детьми «группы риска»

3
0
Материал опубликован 14 December

МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева





УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ Доволенской СОШ №2 им. С.И. Лазарева

________________________

Давыдова Е.А.

Приказ №_______________ от «____» _____________г.



Программа коррекционных занятий педагога-психолога

с детьми «группы риска»





Автор: педагог-психолог

Попова С.С.


с. Довольное‌ 2024‌


Пояснительная записка:

Среди великого количества активных и целеустремленных детей встречаются и те, кто относится к категории трудных для воспитания. Это связано с определенными конфликтами в их семьях, оказывающими влияние на детей. Как правило, именно из неблагополучных семей вырастают эгоисты, лицемеры, бездельники и малолетние правонарушители.

Вопрос работы психологов с детьми из группы риска является одним из наиболее значимых и актуальных в современном российском обществе. Сегодня существует множество факторов, способствующих развитию депрессии у детей как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Эти проблемы требуют внимательного подхода и профессиональной поддержки, чтобы помочь детям преодолеть трудности и избежать негативных последствий в будущем. Необходимые меры должны быть направлены на создание безопасной и поддерживающей среды, которая поможет детям более эффективно справляться с возникающими вызовами и развиваться в полноценные личности.

Изменения в социально-экономической обстановке страны и возникающая в обществе социальная несправедливость оказывают негативное воздействие на молодежь. Низкий уровень жизни, проблемы с беспризорностью и отсутствие правовой защиты для несовершеннолетних заставляют детей приспосабливаться к таким условиям. В результате этого "вживания" в окружающую действительность наблюдаются некоторые проблемы: отсутствие желания к учебе и труду, провокационное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, а также проявление агрессии и жестокости. Также возникают случаи бродяжничества, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами.

Формирование устойчивого развития личности как целостного подхода к профилактике антисоциальных проявлений в обществе должно строиться на комплексной основе. Такой подход обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов, родителей, медиков, сотрудников правоохранительных органов.

Профилактика асоциальных явлений включает в себя широкий спектр социально-профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий воспитания в семье и школе, а также на индивидуальную коррекцию психологических и педагогических особенностей «трудного» подростка. Важными аспектами данного процесса являются меры, способствующие восстановлению его социальной репутации в группе сверстников.

Программа рассчитана для работы с учащимися «группы риска» 5-11 классов в течение учебного года.


ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

Семейный кодекс РФ;

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 124- Ф(вред. от 03.12.2011).

Основная цель программы

Данная программа ориентирована на профилактические и коррекционные меры, направленные на работу с детьми, проявляющими асоциальное поведение. Она направлена на уменьшение негативного влияния, содействие формированию здоровых привычек и оздоровление. Также предполагается улучшение социального окружения и создание условий, способствующих физическому, психическому и социальному благополучию.

Принципы работы: индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт личностных особенностей; «Ненавязчивое» воспитание; доброжелательность; взаимоуважение; доверие, сравнительно-аналитический подход.

Подростки, которых обычно считают «трудными», не способны самостоятельно справиться с текущим этапом своего психосоциального развития и формировать новый механизм адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

К факторам риска относятся: физическая слабость, эмоциональная незрелость, акцентуации характера, неблагоприятная социальная среда и дефицит коммуникативных навыков.

Психологические основы работы с детьми «группы риска»

Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.

Появление веры в духовный рост.

Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.

Планируемые результаты

Снижение риска дезадаптации и десоциализации обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни.

Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав

Улучшить качество жизни и отношения с окружающими;

Развитие целеустремленности, чувства ответственности, умение устоять перед употреблением вредных веществ и другими асоциальными проявлениями.

Способствовать процессу развития и формирования индивидуальности детей

Критерии опенки эффективности работы в рамках программы:

расширение круга общения детей;

повышение уровня адаптации, снижение тревожности;

повышение социального статуса детей;

расширение вариативности социального поведения;

снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;

уменьшение количества конфликтных ситуаций;

уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;

повышение успеваемости;

повышение социальной активности, проявление творческих способностей;

улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.

Прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности программы:

Формирование адекватного самовосприятия учащихся и их уровня самооценки.
• Уменьшение проявлений агрессии и тревожности.
• Развитие способности брать на себя ответственность за свои действия.
• Наличие представлений о профессиональной ориентации.
• Формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающими.

Основные направления работы психолога с детьми, находящимися в зоне риска

Проведение диагностической работы для выявления асоциальных явлений среди подростков, включая аспекты семейного воспитания, взгляды родителей на детей и общую гармонию внутри семей.

Информационно-просветительская деятельность, направленная на профилактику асоциальных явлений, дисгармонии в семейных отношениях, проблем в воспитании и популяризацию здорового образа жизни.

Реализация комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, а также с их семьями, нацеленная на восстановление позитивных взаимоотношений между членами семьи и коррекцию существующих семейных взаимодействий, формирование правильных ценностей.

Обучение методам поведения в различных жизненных ситуациях, основанное на принципах личной безопасности и культуры.

Стимулирование социальной активности, развитие интереса к себе и окружающим.

Обучить саморегуляции, взаимодействию, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, а также умению правильно выбирать формы поведения.

Воспитание уважения к членам группы, содействие в обретении социального статуса и выполнении конкретной роли в коллективе.

Объект реализации программы:

дети в кризисной ситуации;

дети с проблемами в семье;

гиперактивные дети;

дети с проблемами в обучении;

дети с личностными проблемами;

дети, стоящие на учёте (ВШК, КДН, ОДН и др.)

Педагогически запущенные дети представляют собой здоровых и потенциально способных к полному развитию, однако испытывающих недостаток в воспитании, обучении и развитии. Это приводит к существованию различных недостатков, пробелов и отклонений в их поведении, деятельности и взаимодействии. Такие подростки отдаляются от школьной жизни, хотя роль семьи в их жизни остается важной.

Социально запущенные дети испытывают отчуждение не только в учебном заведении, но и в своих семьях. Они усваивают искаженные ценности и нормы, а также вовлекаются в преступный опыт из асоциальных групп и компаний.

Социально уязвимыми называют молодежь, оказавшуюся в сложных или неблагоприятных условиях для жизни. Этот статус возникает под воздействием различных рисковых факторов: экономических (низкий уровень жизни), экологических (плохая окружающая среда), медицинских (заболевания, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликты в отношениях, социальная и педагогическая запущенность, искажение мотивации) и криминогенных (влияние преступных групп) и других.

Девиантное поведение - это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное поведение - это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация - это несоответствие социо-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации - школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них.

Основные направления деятельности психолога:

диагностическое

коррекционное

профилактическое

просветительское

Психологическое сопровождение детей группы риска
Классы «Группа риска» Психодиагностика

Коррекционно – развивающая работа

Работа с родителями

Работа с педагогами

5 кл. Дети, испытывающие трудности адаптационного периода, имеющие высокий уровень тревожности. Тест тревожности Филлипса; анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе; проективные методики; Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников.

Коррекционно - развивающие занятия по снижению уровня тревожности.

«Тропинка к своему Я»».

«Программа занятий по

снижению школьной тревожности

Консультиров ание. "Психологиче ские особенности детей 10-12 лет в переходный период.

Модель общения взрослого с подростком”. Общешкольное родительское собрание

«Адаптационн ый период пятиклассников».

Выступление на педагогическом консилиуме «Дети группы риска.

Адаптация пятиклассников ». Анализ эффективности работы учителей - предметников по преодолению трудностей адаптации у обучающихся»
6-11 кл.

подростки с

явлениями

психической

неустойчивости. Подростки "группы риска" с преобладанием

явлений аффективной

возбудимости.

Подростки

Характеризующихся различными

проявлениями

девиантного

поведения;

педагогически

запущенные дети.

метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов. Тест эмоций Басса -

Дарки. Проективные

методики

«Несуществующее

животное», «Рисунок семьи». Изучение характера отношений с социальным окружением и с

самим собой, возрастную динамику" образа - Я", особенности

личностной

саморегуляции

Группы социально­психоло-гического тренинга общения.

Индивидуальное

консультирование

родителей.



Содержание программы Первая четверть Изучение индивидуальных особенностей

Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития.

Вторая четверть Индивидуальная работа с учащимися

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Методы индивидуальной работы с подростком

Беседа

Консультация

Индивидуальное развивающее занятие

Индивидуальное коррекционное занятие

Третья четверть

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»

Форма и объём занятий

Тренинг включает в себя 12 занятий Продолжительность занятия 30-40 минут. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Дата

Тема

1


Познай себя

2


Я в классном коллективе

3


Как поддерживать дружеские отношения?

4


Мои интересы и мои склонности

5


Положительный образ «Я». Моя индивидуальность

6


Как тебя воспринимают другие. Навыки общения

7


Я и конфликт

8


Попробуй преодолеть свои недостатки

9


Уроки толерантности. Твори добро и помогай каждому

10


Ценностные ориентации.

11


Жизнь по собственному выбору. Мы дети с планеты Здоровья

12


Я и мир вокруг меня. Сплочение коллектива


Четвёртая четверть

Психодиагностический мониторинг Программа предполагает проведение психодиагностики, направленной на выявление личностных свойств, эмоциональных и поведенческих изменений. Диагностика проводится в первой и четвёртой четверти.

Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих методов диагностики:

анкетирование

беседа, интервью

наблюдения

проективные методики, тесты.

План работы педагога - психолога с детьми « группы риска»

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Выявление и учет учащихся группы риска

Обучающиеся школы

Сентябрь - октябрь

2.

Изучение личных дел

Дети «группы риска»

В течение года

3.

Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска»

Дети «группы риска»

Постоянно

Психолого - педагогическая диагностика

5

Оформление индивидуально - диагностических карт на «трудных детей».

Дети «группы риска»

Ежемесячно

6

Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с

признаками отклоняющегося поведения

Дети «группы риска»

В течение года

7

Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение

Учащиеся

В течение года

8

Социально-психологическое тестирование (СПТ)

Учащиеся 7-11 классов (с 13 лет)

Сентябрь-октябрь

Консультационная и просветительская работа

9

Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями.

Педагоги школы

В течение года

10

Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам)

Все участники образовательного процесса

В течение года

11

Консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст»

Родители детей

«группы риска»

2 четверть

12

Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 5,10-х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся - дезадаптантов».

Педагоги дезадаптированных детей

Сентябрь, декабрь

13

Беседа «Профилактика злоупотребления наркотических средств, алкогольных напитков и иных психоактивных веществ среди молодежи и подростков.».

Дети «группы риска»

Ноябрь

14

Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида

Дети «группы риска»

По мере необходимости

15

Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма)

Дети «группы риска»

Ноябрь апрель

16

Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение)

Дети «группы риска»

В течение года

17

Информирование ребенка об его правах и обязанностях

Дети «группы риска»

В течение года

18

Работа в составе Совета профилактики

Дети «группы риска»


19

Психологическое просвещение:

« Опасные игры»

Искусство общения

«Социально успешная личность»

Обучающиеся

Согласно плану психолога

Коррекционно развивающая работа

20

Проведение коррекционных занятий с

«трудными детьми». (ИКП)

Учащиеся ВШК

Ежемесячно, индивид.

21

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»

Дети «группы риска»

3 четверть

Аналитическая работа

22

Заключение по результатам диагностики



23

Заполнение карты личности детей «группы риска»




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации