Механизмы выявления психоэмоциональных проблем и организация коррекционной работы с детьми «Группы Риска»
26.10.2017
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек
В жизни каждого человека возникают те или иные эмоциональные состояния. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения, воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ – ЭТО ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ!
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ – особая форма психических состояний человека,
переживания, связанные с реагированием своего восприятия и отношения к окружающей действительности и к самому себе;
состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой;
относительно устойчивые переживания.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ,
которые происходят с эмоциональным состоянием ребенка (повышенная возбудимость, тревожность, беспричинная вспыльчивость, раздражительность, плохое настроение, замкнутость, неприятие окружающих, агрессия, ощущения одиночества, депрессия),
предупредить формирование устойчивости негативного переживаний, поведенческих проявлений?
Трудности, связанные с данными признаками приводят к нарушениям в действиях, поступках, общении, поведении, что в целом затрудняет развитие адаптивных и социальных качеств ребенка, может привести к проблемам психического и психологического здоровья.
КАКУЮ РАБОТУ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВЫПОЛНЯЕТ НАША ШКОЛА?
В прошлом учебном году
Созданный в образовательном учреждении совет профилактики, в состав которого вошли педагог – организатор, психолог, социальный педагог, классные руководители, разработал программу «Счастье – это жизнь», рассчитанную на 5 лет, целью которой является
профилактика и преодоление социально-психологической дезадаптации детей;
предупреждение суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
В данной программе предложен алгоритм взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения – учащихся, родителей, педагогов. План реализации данной программы содержит комплекс мероприятий для всех участников образовательного процесса и предполагает вариативность их использования при возникновении и выявлении проблемы (сроки не установлены).
Основные этапы и направления реализации программы:
I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
май 2016 – ноябрь 2016
Информационно-аналитическое направление,
Диагностическое направление
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
ноябрь 2016 – июнь 2016
Коррекционно-развивающее направление,
Профилактическое направление,
Консультационное направление,
Просветительское направление,
Социально-диспетчерское направление
Промежуточно-аналитическое направление
III ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКО-ОБОБЩАЮЩИЙ
сентябрь 2021 – ноябрь 2021
Итогово-аналитическое направление
- ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ заключается в
- получении своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин его нарушений в общении, поведении, развитии, а также динамическом изучении адаптационных способностей, межличностного взаимодействия, эмоционального благополучия, выявления детей «Группы риска» по суицидальному поведению.
КАК ПОЛУЧИТЬ ТАКИЕ ДАННЫЕ?
СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
выявления детей «Группы риска», которые нуждаются в коррекции эмоциональных проблем, поведенческих нарушений.
НЕОБХОДИМО ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ:
Наблюдение - целенаправленное отслеживание изменений эмоциональных состояний школьников, которое происходит в процессе различных видов деятельности.
Беседа - диагностический метод, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении, выявления причин тех или иных состояний и поступков
Анкетирование - метод массового сбора материала, которые дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Опросники позволяют изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Тестирование помогает оценить уровень развития у детей требуемых им для той или иной деятельности личностных качеств.
ВНЕШНИЙ МОНИТОРИНГ:
Скриниговые исследования,
Социально-психологическое анкетирорвание
На слайде показан пакет диагностических методик, рассчитанный на разный возраст, предназначенный для выявления степени самочувствия ребенка, эмоциональной неадекватности, депрессий, неврозов, стресса, агрессивности и тревожности.
Поскольку методики достаточно просты в применении и понятны в обработке, с ними работают как психолог и социальный педагог, так и классные руководители.
Данный инструментарий используется
в начале учебного года для выявления детей «Группы риска» и
в конце года для определения динамики психоэмоционального благополучия детей.
Исходя из первичных показателей, совет профилактики вместе с классным руководителем выбирает направления деятельности для работы с проблемами ребенка или группы детей.
Так, например, в этом году в сентябре на этапе адаптации классный руководитель 1 класса, изучая своих детей, обращается в совет профилактики с выявленными проблемами
1 КЛАСС
Классный руководитель: _______________________
ПРОБЛЕМЫ:
- некоторые дети ведут себя замкнуто, другие импульсивные, не сдержанные,
- есть дети, обеспокоенные семейными ссорами, конфликтами, напряженными ситуациями между родителями, членами семьи;
- другие считают, что их родители серьезно наказывают;
- немногие не соблюдают режим дня, высказывают жалобы на здоровье;
- кто-то сомневается, что его любят родители.
Далее совет профилактики, используя базовый документ - программу по профилактике, предлагает классному руководителю план работы в разных направлениях по искомым проблемам.
Так при работе с учениками с целью коррекции тревожности, негативных установок, адаптации к школьной жизни предложены тематические занятия и правовой классный час коррекционно-развивающего направления
Коррекционно-развивающее направлениеТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Коммуникативный мини-тренинг «Сердце». Цель: адаптация детей к школьной жизни |
октябрь |
классный руководитель, педагог-психолог |
Игра «Друзья». Цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству |
ноябрь |
классный руководитель |
АРТ - терапевтическое занятие «Мир цветов и чувств». Цель: коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров |
февраль |
классный руководитель |
ПРАВОВОЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Классный час с элементами игры «Правовая азбука» Цель: создание определенных условий для социализации личности, подготовка учащихся для вхождения в гражданское правовое общество. |
январь |
классный руководитель, социальный педагог |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Занятие – игра «Привычки и здоровье» Цель: способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных. |
март |
классный руководитель, социальный педагог |
ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ
ЦЕЛЬ: формирование личностных нравственных качеств и их значимости в системе человеческих отношений
ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЗАБОТА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ
Классный час «Умеешь ли ты дружить?» |
декабрь |
классный руководитель |
Классный час «Азы безопасности» Цели: учить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми, быстро и правильно принимать решения и действовать в сложных ситуациях |
апрель |
классный руководитель |
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ – «НЕ ЛОМАЙ СЕБЕ ЖИЗНЬ!»
Цель: воспитание здорового образа жизни и активной жизненной позиции учащихся; помочь детям избегать опасные ситуации – научиться оценивать эти ситуации и принимать решение о безопасном поведении
Беседа – игра «Режим дня – основа жизни человека» Цель: формировать осознанное отношение к здоровью, убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время. |
февраль |
классный руководитель, социальный педагог |
САМОПОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА – ПУТЬ К СЕБЕ!
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – МИР ПРОФЕССИЙ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
Цель: понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Классный час «Какие бывают профессии» Цель: обогатить знания о различных профессиях |
март |
классный руководитель |
Деловой разговор «Шалость. Злонамеренный проступок. Вандализм» Цель: донести, что совершение подобных действий отрицательно влияют на все окружение, может караться законом; воспитывать позитивные отношения к окружающим людям |
апрель |
руководитель совета профилактики, инспектора КДН |
Конечно, одновременно составляется план работы с родителями профилактического и просветительского направления
Работа с родителями определилась по следующим направлениям
Профилактическое направлениеТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Проблемный диспут «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки» Цель: ознакомить с особенностями адаптации детей к первому году обучения; предложить практические советы по адаптации ребенка в школе |
октябрь |
классный руководитель, педагог-психолог |
Обмен мнениями «Поощрения и наказания в семье» Цель: обсудить проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения наказания ребенка в семье |
ноябрь |
классный руководитель |
Обучающий семинар «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром» Цель: обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников |
февраль |
классный руководитель, педагог-психолог |
Родительское собрание по здоровьесбережению «Не запрет, а предупреждение» |
декабрь |
классный руководитель |
Такая деятельность по разработке плана профилактики проводится с каждым классным руководителем по каждому классному коллективу.
Работа по профилактике эмоционального состояния выстраивается не только по запросу классного руководителя, но и по результатам психологического обследования детей на этапах адаптации, скрининговых исследований, социально-психологического тестирования, педагогического анкетирования, наблюдений педагогов на уроках, внеурочных мероприятий.
Весной 2016-2017 проведен внешний мониторинг – социально психологическое тестирование, в котором принимали участие дети от 13 лет. По итогам скрининговых исследований из 53 детей выявлены 3-е (7, 9, 11 классы), у которых уровень склонности к суицидальному поведению высок по шкалам тревожности, агрессии, ригидности; требуется коррекционная помощь.
То же самое подтверждает и наше психологическое исследование.
Учитывая полученные результаты, совет профилактики приглашает классных руководителей (в чьем классе выявлены проблемы) и в узком кругу обсуждаются проблемы и предлагаются ее решения.
Определение методов и приемов работы с этими детьми носит индивидуальный характер.
Так в начале текущего учебного года с классным руководителем 7 класса составлен план работы по снижению агрессивности, импульсивности
В сентябре – октябре 2017 года проведены:
групповое занятие «Злость и агрессия»,
классный час «Твое настроение».
Мероприятия дали возможность ребенку снять элементы агрессии, недоверие к окружающим. Ребенок становится более сдержанным, открытым.
Проблемы в поведении ученика 9 класса выражены в меньшей степени, потому с ним проведены следующие мероприятия:
индивидуальное консультирование «Учись владеть собой»,
коррекционно-развивающее занятие «Способы саморегуляции эмоционального состояния».
Индивидуальные беседы показывают положительную динамику, ребенок понимает и принимает установки и предлагаемые рекомендации.
У ученицы 11 класса возникают сложности в выборе правильного поведения в объективно сложившейся ситуации, что затрудняет формирование взаимоотношений с окружающими.
Индивидуальные беседы «Посмотри на себя глазами одноклассников»,
Обыгрывание ролевых ситуаций, направлены на развитие адекватной самооценки девочки.
Наблюдения классного руководителя, учителей показывают позитивные изменения в поведении девочки, что отражается на взаимодействии со сверстниками при общении с ней.
На основе анализа имеющихся диагностических данных
- выявляются проблемы обучающихся на различных ступенях обучения;
- составляется общий план работы совета профилактики на учебный год, который представляет собой комплексную систему воздействия на ребенка, отражает целостность процесса обучения и социализации.
В конце учебного года апрель-май
- используя те же методики, необходимо получить информацию о динамике развития ЭВС, коммуникативных навыков, социальных качеств, поведения,
- далее подводятся итоги профилактической работы, планируется деятельность на следующий год
Результатом реализации программы профилактики суицидального поведения детей и подростков «Счастье – это жизнь» и психолого-педагогического сопровождения является отсутствие в школе суицидальных попыток. Однако, в целях предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия обучающихся, работа по данной программе продолжается в зависимости от выявленных проблем.