12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна2944
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

26.10.2017

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

Эрма Бомбек

В жизни каждого человека возникают те или иные эмоциональные состояния. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения, воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ – ЭТО ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ!

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ особая форма психических состояний человека,

переживания, связанные с реагированием своего восприятия и отношения к окружающей действительности и к самому себе;

состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой;

относительно устойчивые переживания.


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ,

которые происходят с эмоциональным состоянием ребенка (повышенная возбудимость, тревожность, беспричинная вспыльчивость, раздражительность, плохое настроение, замкнутость, неприятие окружающих, агрессия, ощущения одиночества, депрессия),

предупредить формирование устойчивости негативного переживаний, поведенческих проявлений?

Трудности, связанные с данными признаками приводят к нарушениям в действиях, поступках, общении, поведении, что в целом затрудняет развитие адаптивных и социальных качеств ребенка, может привести к проблемам психического и психологического здоровья.

КАКУЮ РАБОТУ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВЫПОЛНЯЕТ НАША ШКОЛА?

В прошлом учебном году

Созданный в образовательном учреждении совет профилактики, в состав которого вошли педагог – организатор, психолог, социальный педагог, классные руководители, разработал программу «Счастье – это жизнь», рассчитанную на 5 лет, целью которой является

профилактика и преодоление социально-психологической дезадаптации детей;

предупреждение суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

В данной программе предложен алгоритм взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения – учащихся, родителей, педагогов. План реализации данной программы содержит комплекс мероприятий для всех участников образовательного процесса и предполагает вариативность их использования при возникновении и выявлении проблемы (сроки не установлены).

Основные этапы и направления реализации программы:

I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

май 2016 – ноябрь 2016

Информационно-аналитическое направление,

Диагностическое направление

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

ноябрь 2016 – июнь 2016

Коррекционно-развивающее направление,

Профилактическое направление,

Консультационное направление,

Просветительское направление,

Социально-диспетчерское направление

Промежуточно-аналитическое направление

III ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКО-ОБОБЩАЮЩИЙ

сентябрь 2021 – ноябрь 2021

Итогово-аналитическое направление

  1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ заключается в
  • получении своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин его нарушений в общении, поведении, развитии, а также динамическом изучении адаптационных способностей, межличностного взаимодействия, эмоционального благополучия, выявления детей «Группы риска» по суицидальному поведению.

КАК ПОЛУЧИТЬ ТАКИЕ ДАННЫЕ?

СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

выявления детей «Группы риска», которые нуждаются в коррекции эмоциональных проблем, поведенческих нарушений.

НЕОБХОДИМО ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ:

Наблюдение - целенаправленное отслеживание изменений эмоциональных состояний школьников, которое происходит в процессе различных видов деятельности.

Беседа - диагностический метод, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении, выявления причин тех или иных состояний и поступков

Анкетирование - метод массового сбора материала, которые дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Опросники позволяют изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Тестирование помогает оценить уровень развития у детей требуемых им для той или иной деятельности личностных качеств.

ВНЕШНИЙ МОНИТОРИНГ:

Скриниговые исследования,

Социально-психологическое анкетирорвание

На слайде показан пакет диагностических методик, рассчитанный на разный возраст, предназначенный для выявления степени самочувствия ребенка, эмоциональной неадекватности, депрессий, неврозов, стресса, агрессивности и тревожности.

Поскольку методики достаточно просты в применении и понятны в обработке, с ними работают как психолог и социальный педагог, так и классные руководители.

Данный инструментарий используется

в начале учебного года для выявления детей «Группы риска» и

в конце года для определения динамики психоэмоционального благополучия детей.

Исходя из первичных показателей, совет профилактики вместе с классным руководителем выбирает направления деятельности для работы с проблемами ребенка или группы детей.

Так, например, в этом году в сентябре на этапе адаптации классный руководитель 1 класса, изучая своих детей, обращается в совет профилактики с выявленными проблемами

1 КЛАСС

Классный руководитель: ­­­­­­­­­­­­­­­_______________________

ПРОБЛЕМЫ:

- некоторые дети ведут себя замкнуто, другие импульсивные, не сдержанные,

- есть дети, обеспокоенные семейными ссорами, конфликтами, напряженными ситуациями между родителями, членами семьи;

- другие считают, что их родители серьезно наказывают;

- немногие не соблюдают режим дня, высказывают жалобы на здоровье;

- кто-то сомневается, что его любят родители.

Далее совет профилактики, используя базовый документ - программу по профилактике, предлагает классному руководителю план работы в разных направлениях по искомым проблемам.

Так при работе с учениками с целью коррекции тревожности, негативных установок, адаптации к школьной жизни предложены тематические занятия и правовой классный час коррекционно-развивающего направления

Коррекционно-развивающее направление

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце».

Цель: адаптация детей к школьной жизни

октябрь

классный руководитель,

педагог-психолог

Игра «Друзья».

Цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству

ноябрь

классный руководитель

АРТ - терапевтическое занятие «Мир цветов и чувств».

Цель: коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров

февраль

классный руководитель

ПРАВОВОЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Классный час с элементами игры «Правовая азбука»

Цель: создание определенных условий для социализации личности, подготовка учащихся для вхождения в гражданское правовое общество.

январь

классный руководитель,

социальный педагог

Выражена необходимость в тематическом мероприятии профилактического направления Профилактическое направление

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Занятие – игра «Привычки и здоровье»

Цель: способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.

март

классный руководитель,

социальный педагог

Конечно, очень важна работа консультативного направления – групповая консультация, с целью заботы о психологическом здоровье, недопущения негативных эмоциональных проявлений Консультативное направление

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ

ЦЕЛЬ: формирование личностных нравственных качеств и их значимости в системе человеческих отношений

ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЗАБОТА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Классный час «Умеешь ли ты дружить?»

декабрь

классный руководитель

Классный час «Азы безопасности»

Цели: учить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми, быстро и правильно принимать решения и действовать в сложных ситуациях

апрель

классный руководитель

Работа в просветительском направлении пройдет через беседу-игру, классный час поможет детям в воспитании здорового образа жизни, соблюдении режима дня, самопознании Просветительское направление

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ – «НЕ ЛОМАЙ СЕБЕ ЖИЗНЬ!»

Цель: воспитание здорового образа жизни и активной жизненной позиции учащихся; помочь детям избегать опасные ситуации – научиться оценивать эти ситуации и принимать решение о безопасном поведении

Беседа – игра «Режим дня – основа жизни человека»

Цель: формировать осознанное отношение к здоровью, убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; прививать умение правильно распределять  время на работу и отдых; учить ценить время.

февраль

классный руководитель,

социальный педагог

САМОПОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА – ПУТЬ К СЕБЕ!

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – МИР ПРОФЕССИЙ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Цель: понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Классный час «Какие бывают профессии» Цель: обогатить знания о различных профессиях

март

классный руководитель

Уже в 1 классе классным руководителем выражена необходимость в проведении социально-диспетчерского направления, с связи с имеющимися фактами правонарушений. Социально-диспетчерское направление

Деловой разговор «Шалость. Злонамеренный проступок. Вандализм»

Цель: донести, что совершение подобных действий отрицательно влияют на все окружение, может караться законом; воспитывать позитивные отношения к окружающим людям

апрель

руководитель совета профилактики,

инспектора КДН

Конечно, одновременно составляется план работы с родителями профилактического и просветительского направления

Работа с родителями определилась по следующим направлениям

Профилактическое направление

ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Проблемный диспут «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»

Цель: ознакомить с особенностями адаптации детей к первому году обучения; предложить практические советы по адаптации ребенка в школе

октябрь

классный руководитель,

педагог-психолог

Обмен мнениями «Поощрения и наказания в семье»

Цель: обсудить проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения наказания ребенка в семье

ноябрь

классный руководитель

Обучающий семинар «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром»

Цель: обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников

февраль

классный руководитель,

педагог-психолог

Просветительское направление

Родительское собрание по здоровьесбережению «Не запрет, а предупреждение»

декабрь

классный руководитель

Такая деятельность по разработке плана профилактики проводится с каждым классным руководителем по каждому классному коллективу.

Работа по профилактике эмоционального состояния выстраивается не только по запросу классного руководителя, но и по результатам психологического обследования детей на этапах адаптации, скрининговых исследований, социально-психологического тестирования, педагогического анкетирования, наблюдений педагогов на уроках, внеурочных мероприятий.

Весной 2016-2017 проведен внешний мониторинг – социально психологическое тестирование, в котором принимали участие дети от 13 лет. По итогам скрининговых исследований из 53 детей выявлены 3-е (7, 9, 11 классы), у которых уровень склонности к суицидальному поведению высок по шкалам тревожности, агрессии, ригидности; требуется коррекционная помощь.

То же самое подтверждает и наше психологическое исследование.

Учитывая полученные результаты, совет профилактики приглашает классных руководителей (в чьем классе выявлены проблемы) и в узком кругу обсуждаются проблемы и предлагаются ее решения.

Определение методов и приемов работы с этими детьми носит индивидуальный характер.

Так в начале текущего учебного года с классным руководителем 7 класса составлен план работы по снижению агрессивности, импульсивности

В сентябре – октябре 2017 года проведены:

групповое занятие «Злость и агрессия»,

классный час «Твое настроение».

Мероприятия дали возможность ребенку снять элементы агрессии, недоверие к окружающим. Ребенок становится более сдержанным, открытым.

Проблемы в поведении ученика 9 класса выражены в меньшей степени, потому с ним проведены следующие мероприятия:

индивидуальное консультирование «Учись владеть собой»,

коррекционно-развивающее занятие «Способы саморегуляции эмоционального состояния».

Индивидуальные беседы показывают положительную динамику, ребенок понимает и принимает установки и предлагаемые рекомендации.

У ученицы 11 класса возникают сложности в выборе правильного поведения в объективно сложившейся ситуации, что затрудняет формирование взаимоотношений с окружающими.

Индивидуальные беседы «Посмотри на себя глазами одноклассников»,

Обыгрывание ролевых ситуаций, направлены на развитие адекватной самооценки девочки.

Наблюдения классного руководителя, учителей показывают позитивные изменения в поведении девочки, что отражается на взаимодействии со сверстниками при общении с ней.

На основе анализа имеющихся диагностических данных

- выявляются проблемы обучающихся на различных ступенях обучения;

- составляется общий план работы совета профилактики на учебный год, который представляет собой комплексную сис­тему воздействия на ребенка, отражает це­лостность процесса обучения и социализации.

В конце учебного года апрель-май

- используя те же методики, необходимо получить информацию о динамике развития ЭВС, коммуникативных навыков, социальных качеств, поведения,

- далее подводятся итоги профилактической работы, планируется деятельность на следующий год

Результатом реализации программы  профилактики суицидального поведения детей и подростков «Счастье – это жизнь» и психолого-педагогического сопровождения является отсутствие  в школе суицидальных попыток. Однако, в целях предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия обучающихся, работа по данной программе продолжается в зависимости от выявленных проблем.

 

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.