Программа коррекционно – развивающих занятий по повышению мотивационной готовности и развитию познавательной сферы дошкольников 6-7 лет
Программа коррекционно – развивающих занятий по повышению мотивационной готовности и развитию познавательной сферы дошкольников 6-7 лет
2021
Пояснительная записка: В психолого – педагогической литературе ведутся споры по поводы того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников , не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших работ концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
Актуальность: Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения. Также в настоящее время необходимо эффективное психолого- педагогическое сопровождение развития познавательной сферы. Так как интенсивное развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Цель программы: реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников 6-7 лет.
Задачи:
- продолжать формировать учебно – познавательные мотивы;
- способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление,
восприятие, воображение) и формировать их произвольность;
- развивать рефлексию, возвращения чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов)
Адресат коррекции: дети подготовительных групп, имеющие низкий и средний, но ближе к низкому уровню готовности к школе
Предмет коррекции: познавательные и мотивационные сферы
Средства коррекции:
- изобразительно – графические;
- вербально – коммуникативные;
Форма коррекции: групповая.
Ожидаемые результаты:
• Повышение познавательной активности познавательного интереса.
• Развитие интеллектуальной сферы.
• Развитие познавательных и психических процессов.
• Развитие произвольного внимания и его свойств.
• Совершенствование общей и мелкой моторики.
• Активизация пассивного и активного словаря, обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными.
• Развитие личностной сферы: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
• Развитие волевой сферы: произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для обучения в школе.
Условия организации занятий: программа состоит из 28 занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Тематическое планирование групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий
Месяц | Недели | Цель и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
Декабрь | 2 недели | Сформировать умение ребенка выполнять два действия одновременно. Сформировать помехоустойчивость, уметь переключать и распределять внимание по словесной инструкции | Внимание (групповые) Упражнение на распределения уровня внимания, направленно на выработку у ребенка выполнять два разных действия одновременно Упражнение « Выполни по образцу», направленно на концентрацию внимания и умению работать без ошибок. |
Январь | 1 неделя | Сформировать умение ребенка выполнять два действия одновременно. Сформировать помехоустойчивость, уметь переключать и распределять внимание по словесной инструкции | Внимание (групповые) Упражнение на распределения уровня внимания, направленно на выработку у ребенка выполнять два разных действия одновременно Упражнение «Выполни по образцу», направленно на концентрацию внимания и умению работать без ошибок. |
Январь | 2 недели | Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать мелкую моторику рук и логическое мышление, развивать произвольную сферу, вербальное мышление | Мотивация (групповые) Упражнение « Дорисуй рисунок» Упражнение « Загадки» Игра « Кто чему хочет научиться в школе?» |
Февраль | 2 недели | Научить правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте | Развитие речи (групповые) Словарный запас: Упражнение «Признак» направленно на умение определять признаки предметов и имел представление какие значения есть у слова. Упражнение «Закончи предложение» направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Рассказ: Упражнение «Рассказ по картинке». Научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. |
Февраль | 2 недели | Развитие мелкой моторики рук, развитие движений кистей рук, формирование представления о форме , положении предметов в пространстве | Сенсомоторное развитие (групповые) Упражнение « Лабиринт»; Упражнение «Скопировать буквы» |
Март | 2 недели | Формирование умения устанавливать логичные ассоциации, побудить детей к ассоциативному мышлению. | Мышление (групповые) Упражнение « Где начало рассказа?» « Нелогичные ассоциации» Упражнение « Ассоциации» |
Март | 2 недели | Привить упорядоченность в организации собственных зрительных ощущений | Память (групповые) Упражнение « Мысленные образы и их эмоциональная раскраска»; Упражнение « Фигуры» |