Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов 4 – 7 лет
Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов с сохраненным интеллектом 4 – 7 лет
Подготовила: психолог отделения дневного пребывания детей с ОВЗ Едунова Л.М.
Цель: развитие познавательной сферы и самостоятельности
Задачи:
- развитие мелкой моторики
- развитие внимания, мышления, воображения, памяти
- развитие самостоятельности
Упражнение 1. «Собери пазл»
Психолог предлагает ребенку выбрать из нескольких вариантов пазлов тот, который ему больше нравится. У меня набор пазлов «Репка». Обычно дети собирают из него тех героев, которые быстрее складываются в пазл. Набор пластмассовый, покупался в сети книжных магазинов «Барс». Сказка «Репка» для наших деток самая лёгкая, поэтому выбор пал именно на эти пазлы.
Такое упражнение я даю в начале занятий ребятам, которые с ним справляются, для разминки. В основном все они выбирают сбор двух и более пазлов. В процессе сборки проговариваем то, какие детали находим и к каким деталям их можно попробовать прикрепить и почему.
Упражнение 2. «Учимся сравнивать»
Очень интересный набор двухсторонних карточек для раннего развития детей. В нашем отделении начала его применять для занятий с детьми от 5 лет, т.к. дети в основном с нарушением развития психологических процессов. Набор состоит из 32 карточек с красочными фотографиями (фото делаю скрином с видео, поэтому детали на них видно плохо, лишь общую картинку).
Сначала психолог предлагает ребенку одну или несколько карточек (по очереди) с изображением двух предметов и животных и выполняет задания, которые напечатаны на другой стороне карточек. Задания направлены на развитие интеллекта, памяти и внимания, а также на развитие речи.
Потом предлагаются карточки с одиночным изображением. Здесь варианты проведения упражнений различны:
- можно сравнивать с детьми два противоположных предмета, изображенных на карточках и искать в них сходство и различие (например, взять большой стакан и черного кота, порассуждать, чем они похожи, а чем – нет и т.д.);
- можно выбирать из всех одиночных карточек предметы и явления, схожие лишь по одному признаку (например, найти все маленькие предметы, или все узкие, все широкие и т.д.)
Упражнение 3. Пальчиковая игра «Покормим птичек»
Психолог предлагает ребенку любую гимнастику, где вовлечены все руки, чтобы малыш отдохнул и размялся.
Мы для птичек корм несём, его в кормушку уберем ("несем корм" - ладошки полностью раскрыты, "в кормушку уберем" - ладошками как бы "опускаем" корм в кормушку)
Кормушка, кормушка стоит у нас в избушке (изображаем руками кормушку в виде коробочки и избушку - ладошками делаем "домик" над головой)
Собрали мы в ладошки всего понемножку (ладошки делаем "лодочкой", как будто там много корма)
Птички прилетали, всё поклевали (показываем ладошки, в которых ничего не осталось)
Упражнение 4. Работа с природным материалом
Психолог предлагает ребенку лотки с природным и сыпучим материалом: в первом бобы, во втором каштаны и зерна кофе, в третьем маленькие белые макароны в виде различных фигурок и большие покрашенные макароны (зеленые, желтые, фиолетовые).
Варианты игр с такими пособиями на данном занятии, с учет предыдущих упражнений, различны. Например:
- сравнение материала (большой, маленький, узкий, широкий и т.д., здесь одновременно идет закрепление этих понятий, так как про них говорилось во втором упражнении),
- сортировка только мелкого или только крупного материала ребенком в стаканчики или в ладошки,
- сортировка материала только по цвету, одновременно по цвету и форме и т.д.
Также можно предложить ребенку придумать варианты игры с предложенным материалом. У меня некоторые дети строили из него человечков или даже целый город на столе, «кормили» кукол и мягких игрушек (макаронами, компотом из каштанов, какао из кофейных зерен, кашей из бобов) – это используем в ролевых играх.
А вообще детям очень нравится играть с сыпучим материалом, главное, чтобы после ваших занятий они дома у мамы не вывернули все мешки с крупами (особенно если имеют доступ к кухне и знают, что и где лежит).
Четвертое упражнение обычно является заключительным. Мы с ребенком общаемся (как получается, так как не все дети у нас говорящие), выясняем, что понравилось, что не очень, прощаемся.
Буду рада, если данный материал кому-то поможет в работе. Всем удачи и спасибо за внимание!
Покутняя Роза Михайловна
Порошина Ольга Анатольевна
Едунова Любовь Михайловна