Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы «Путешествие в волшебную страну знаний» для детей 6-7 лет

6
1
Материал опубликован 13 September 2016

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы

«Путешествие по волшебной стране знаний» для детей 6-7 лет.

 

Составитель: П.В. Кириллова

Пояснительная записка.

Умственное развитие — важнейшее направление в формиро­вании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов (вос­приятие, память, мышление, воображение), познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребенок научится самостоятель­но усваивать знания и использовать их на практике.

Необходимо специально организованное, целенаправлен­ное и систематическое взаимодействие по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Особенно актуальным этот вопрос становится при поступлении детей в школу. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться. В связи с этим в рамках воспитательно - образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

Целью данной программы является коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста которая обеспечит более легкое образование учебных навыков в ходе школьного обучения.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, их произвольность.
  • Активизировать познавательную деятельность и любознательность.
  • Формировать навыки самоконтроля.
  • Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.
  • Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.
  • Формировать предпосылки учебной деятельности .
  • Развивать умение действовать в коллективе.
  • Повышать самооценку и развивать уверенность в своих силах.
  • Способствовать формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе.

Методическая основа программы: пособие О. Холодовой «За три месяца до школы». пособие Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет. Отбор детей в группу и итоговый контроль осуществляются на основании диагностики. Выбор методик осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными перед специалистом задачами. В журнале учета групповых занятий заносятся данные о посещаемости и текущем наблюдении за поведением детей в процессе групповой работы.

Организационные условия проведения занятий.

Программа реализуется в течение 1 учебного года, в количестве 6,5 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность одного занятия – 30-45 минут.

Структура каждого занятия включает:

1. Ритуал приветствия;

2. Основное содержание занятия;

3. Ритуал прощания.

В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление математических понятий. В целях повышения умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.

Тематический план.

Содержание

Время

Общее время по занятиям

Занятие 1.

1.Ритуал приветствия «Назови имя»

2.Игровой массаж «Ежик»

3. Упражнение «Корректурная проба»

4. Упражнение «4 лишний»

5. Физкультминутка «Штанга»

6. Упражнение «Домик»

7. Ритуал прощания «Колокол».


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

35 мин

Занятие 2.

1.Ритуал приветствия «Я рад вас видеть»

2. Игровой массаж «Ежик»

3. Упражнение «Какой фигуры не стало?»

4. Упражнение «Найди такую же».

5.Упражнение «Хлопни в ладоши»

6.Физкультминутка: «Шепталки – кричалки - молчалки».

7. Упражнение «Чего не хватает?»

8. Ритуал прощания «Колокол».


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

40 мин

Занятие 3.

1. Ритуал приветствия «Незнайка»

2. Беседа: «Что такое настроение».

3. Физкультминутка: «Стоп-игра-1»

4. Упражнение «Найди ворон»

5. Упражнение «Черный ящик»

6. Упражнение «Дорисуй лицо»

7. Ритуал прощания «Колокол».

5 мин

10 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

40 мин

Занятие 4.

1.Ритуал приветствия «Здравствуйте»

2.Дыхательная гимнастика: «Ковер-Самолет».

3.Нейропсихологическая гимнастика.

4.Упражнение «Один-много».

5.Упражнение «Скажи наоборот».

6.Упражнение «Точки»

7. Ритуал прощания «Колокол».


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

35 мин

Занятие 5.

1.Ритуал приветствия «Наши помощники»

2. Пальчиковая гимнастика «Якорь»

3. Упражнение «Пароход».

4. Физкультминутка: «Шепталки-кричалки-молчалки».

5. Упражнение: «Нарисуй клубочки котенку».

6. Упражнение «Подбери заплатку к коврику».

7.Упражнение «Запомни предметы».

7. Ритуал прощания «Колокол».

 


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

40 мин

Занятие 6.

1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

2. Упражнение «Узнай по контуру».

3. Упражнение «Сосчитай и напиши».

4. Физкультминутка «Стоп-игра-1»

5. Упражнение «Волшебный ковер»

6. Упражнение «Буквы».

7. Упражнение «Раскрась одинаковые»

8. Ритуал прощания «Колокол».


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

40 мин

Занятие 7.

1. Ритуал приветствия «Делай, как я»

2. Игровой массаж «Лесные звери».

3. Упражнения «Найди отличия».

4. Упражнение «Расставь точки».

5. Психогимнастика «Яблоко».

6. «Соедини точки по образцу»

7. Упражнение «Таблицы Шульте».

8. Ритуал прощания «Колокол».

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

40 мин

Занятие 8.

1.Ритуал приветствия: «Ветерок»

2. Игровой массаж «Лесные звери».

3. Упражнение « Прятки».

4. Упражнение «Помоги белке найти шишку».

5. Нейропсихологическая гимнастика.

6. Упражнение: «Давай с тобой обнимемся».

7. Упражнение «Флажки».

8. Ритуал прощания «Колокол».


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

40 мин

Занятие 9.

1.Ритуал приветствия: «Здравствуйте».

2. Нейропсихологическая гимнастика.

3. Упражнение «Бусы»

4. Упражнение «Дорисуй картинки».

5. Игра «Скажи наоборот».

6. Игра «Запомни ритм»

7. Упражнение «Продолжи узор».

8. Ритуал прощания «Колокол».


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин


 


 

40 мин

Занятие 10.

1.Ритуал приветствия: «Давайте поздороваемся».

2. Упражнение: «Сказка наоборот».

3. Упражнение «Сказка наоборот».

4. Упражнение «Опиши предмет».

5. Упражнение «Земля-воздух-огонь».

6.Физкультминутка: «Запретное движение».

7. Упражнение «4-лишний».

8. Ритуал прощания «Колокол».


 

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5мин


 


 

40 мин


Содержание занятий.

Занятие 1.

Ритуал приветствия: «Назови имя».

Материалы и оборудование: Мяч.

Психолог. Здравствуйте, ребята. Мы собрались здесь сегодня не случайно. С этого дня здесь будут проходить волшебные занятия, которые помогут вам стать умными сообразительными, подготовят вас к настоящей школе.

Наше каждое занятие будет начинаться с небольшого приветствия: каждый раз приветствовать мы будем друг друга разными способами. Сегодня мы поприветствуем и познакомимся друг с другом при помощи вот этого мяча. Сядьте в круг. Я кину мяч одному из вас и назову ваше имя. Тот кто поймал мяч, кинет мяч другому и назовет его имя. «Здравствуй Ваня!». Нам помог поздороваться друг друга этот мячик, а теперь поздороваемся друг друга ладошками. Для этого потрём свои ладошки о ладошки своих соседей.

Основная часть.

2. Игрой массаж «Ежик».

Материалы и оборудование: шарики (массажные), музыка.

Педагог-психолог: Ребята, сегодня на занятии ждет большое и интересное путешествие в страну узоров и фигур. Там ведутся очень важные и засекреченные эксперименты. Вы хотели бы их увидеть? Как вы думаете как туда можно добраться? На чем можно доехать?

Предлагаю вам сесть и изобразить поезд, который отправимся в путь под музыку. Попробуем руками изобразить колеса поезда - кулачками постучите по спинке соседа, представим, как подул сильный - сильный ветер - погладьте руками по спинке соседа сверху вниз и снизу вверх. Мы едем, а по волшебному поезду закапал дождик - кончикам пальцев побарабаньте по спинке соседа. Потом вышло солнышко - круговыми движениями погладьте по спинке соседа.

Вдруг навстречу к нам прикатился колючий ежик, давайте покажем какие у него колючие иголки. Возьмите для этого массажные шарики и погладьте ими по спине соседа.

3.Упражнение «Корректурная проба».

Материалы и оборудование: рабочие листы на каждого ребенка.

Психолог. « Вот мы и оказались с вами в стране узоров и фигур: какие фигуры вы здесь перед собой видите? Фигуры: какие? По сигналу – начали – вы будете просматривать ряды фигур, находить круги, квадраты и треугольники и вычеркивать их так (показ): круги линией сверху вниз, квадраты – наискосок, треугольники – линией слева направо. По сигналу – стоп – надо остановиться и положить карандаш» (образец вычеркивания убирают)».

4. Упражнение «4 лишний»

Материалы и оборудование: картинки(5-6шт.),3 предмета, на которых похожи, один лишний.

Психолог. В нашей стране есть не только не только разные узоры и фигуры, но и различные предметы , которые все потерялись и перепутались. Посмотрите на эти предметы: 3 из которых похожи, а один лишний. Найдите лишний предмет.

5. Физкульминутка: «Штанга»

Педагог-психолог: Давайте немного отдохнем: проверим: насколько вы сильные, давай попробуйте представить и показать как мы поднимаем большую штангу и со всей силы бросаем ее вниз. Посмотри как я это делаю и повторите за мной.

6. Упражнение «Домик (Гуткина)».

Материалы и оборудование: тетради, карандаши.

Психолог. Узоры и фигуры живут вот в этом домике. Посмотрите какой красивый. Когда таких домов было велико множество: но однажды в стране узоров и фигур случился сильный ураган, который разрушил многие дома. Уцелел лишь один единственный домик. Ребята, поможем фигурам и узорам восстановить свои домики? Сейчас вам нужно будет срисовать такой же домик как на этом рисунке.

7. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

Занятие 2.

1.Ритуал приветствия: «Я рад вас видеть».

Психолог. Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом: сейчас повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, и так до тех пор пока каждый не поприветствует соседа».

Основная часть.

2.Игрой массаж «Ежик».

Материалы и оборудование: шарики (массажные), музыка.

Педагог-психолог: В прошлый раз мы путешествовали с вами в страну узоров и фигур: помните? Какие задания мы выполняли? Сегодня мы вновь туда отправимся. Нам предстоит непростая работа, придется выполнить разные задания. Вы готовы? Если вы готовы, тогда сядьте на коврики и изобразите один большой поезд: руками покажите колеса поезда - кулачками постучите по спинке соседа, представим, покажите как подул сильный ветер, закапал дождь, вышло солнышко.

Вдруг навстречу к нам прикатился колючий ежик, давайте покажем какие у него колючие иголки. Возьмите для этого массажные шарики и погладьте ими по спине

3.Упражнение «Какой фигуры не стало?».

Материалы и оборудование: геометрические фигуры

Психолог: Ребята, посмотрите перед лежат геометрические фигуры: какие фигуры вы видите? Какого они цвета? Внимательно запомните каждую фигуру. Теперь закройте глаза (1 фигура убирается). Откройте глаза и скажите, какой фигуры не стало?

4. Упражнение «Найди, такую, же».

Материалы и оборудование: рабочие листы на каждого ребенка.

Психолог. Выполним следующее задание, фигуры просят нас помочь. Найдите слева точно такую же картинку, как и справа.

5. Упражнение «Хлопни в ладоши».

Материалы и оборудование: список слов: стол, кни­га, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, сан­ки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, мас­ло, пальто, белка.

Психолог. А сейчас мы с вами отправимся в страну, которую еще ни разу не посещали. Как вы думаете, что это за страна? Мы посетим страну животных. Дело в том, что там живут разные животные, насекомые и птицы. Наша задача - найти только животных. Сей­час я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши.

6.Физкультминутка: «Шепталки-кричалки-молчалки».

Материалы и оборудование: варежки (красного - синего –желтого цветов)

Педагог-психолог: Посмотрите от животных для вас необычный конверт: как вы думаете что в нем лежит? В нем лежат варежки. Какого цвета варежки? (Красного, синего, желтого). Мы будем с ними играть. Когда я покажу к красную варежку - вы будете бегать, прыгать, громко шуметь. Желтая варежка обозначает, что можно говорить только шепотом и тихонько вернуться на свое место. На сигнал «молчанка» – синяя варежка – замрите на месте, нельзя шевелиться и не разговаривать.

7. Упражнение «Чего не хватает?»

Материалы и оборудование: варежки (красного - синего –желтого цветов)

Педагог-психолог: Выполним последнее задание на сегодня. Посмотрите на эти рисунки, на каждом из них чего –то не хватает: отгадайте что именно здесь не так и дорисуйте недостающие детали.

8. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

Занятие 3.

1.Ритуал приветствия: « Незнайка».

Психолог. Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами. Сегодня я «Незнайка». Я забыла ваши имена. Помогите мне их вспомнить. Я назову имя: если оно верное - хлопните в ладоши. Если нет: вы хором скажите слово «нет» и назовете правильное имя.

Основная часть.

2.Беседа: «Что такое настроение».

Материалы и оборудование: изображение гномов с различным настроением.

Психолог. Сегодня утром у дверей кабинета я обнаружила очень интересное послание. Послушайте его:


 

Помогите мне, милые дети,

Я несчастнее всех на свете.

Это страшное невезение,

У меня пропало настроение.

Я пошел бы искать другое,

Но не знаю, что это такое… ваш Незнайка.

Вы знаете, ребята, мне его очень жаль. Я считаю, что мы с вами должны помочь ему. Вы готовы? Очень хорошо! Тогда мы должны провести настоящее детективное расследование. Вы готовы стать настоящими сыщиками? Спасибо, я не ошиблась в вас. Итак, прежде чем начинать поиск, мы должны определить, что мы ищем.


 

- Что такое настроение? (это то,  как ты себя чувствуешь).

- От чего оно зависит? (от того, что ешь, с кем играешь, от погоды…)

- Каким бывает настроение? (веселым, грустным, даже злым, безразличным, удивленным)

- Может ли быть так, чтобы у человека не было никакого настроения? (нет, все равно ты себя как-то чувствуешь, даже когда спишь)/ответы детей обобщаются и делается вывод /.

- Как мы можем определить настроение человека? Дети. По его лицу, жестам, мимике.

- Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание).

3. Физкультминутка «Стоп-игра-1»

Материалы и оборудование: веселая музыка. обруч

Педагог-психолог: Ну что ж, поможем незнайке отыскать его настроение? Нас ждут непростые задания. Вы готовы их выполнить? Тогда приступаем: итак задание первое. Вы видите эти обручи перед собой. Пока будет звучать музыка вы будете танцевать: как только музыка остановится вы должны успеть встать в обруч.

4. Упражнение «Найди ворон»

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог: А теперь давайте продолжим поиски настроения. Незнайка приглашает нас в сад: может быть настроение спрятано здесь? Давайте спросим об этом у ворон: найди и раскрась всех ворон, которых увидишь.

5. Упражнение: «Черный ящик».

Материал и оборудование: черная коробка.

Психолог: Вороны принесли для нас необычную посылку: быть может настроение спряталось именно здесь? Давайте отгадаем что в ней лежит? Вы будете задавать вопросы: а я буду отвечать только словами да или нет.

6. Упражнение «Дорисуй лицо».

Материалы и оборудование: рабочие листы. Изображение незнайки с веселым настроением.

Психолог: Да, вот же наше настроение у незнайки: вот незнайка с веселым настроением. А здесь его друзья: у которых настроение убежало. Поможем друзьям: нарисуйте для них настроение.

7. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

Занятие 4.

1.Ритуал приветствия: «Здравствуйте».

Психолог: Здравствуйте, ребята, рада встречи с вами. Предлагаю вам поздороваться: встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Все вместе скажем «Здравствуйте!». Сначала хором, затем каждый из вас скажет это слово, а теперь все вместе скажем «здравствуйте « шепотом. Как вам понравилось больше всего приветствовать друг друга?

2. Дыхательная гимнастика: «Ковер-Самолет».

Материалы и оборудование: массажные коврики. музыка Педагог-психолог.  Сегодня мы с вами мы отправимся на таинственный остров. Коврики, на котором вы сидите, не простые, а волшебные. Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. (Звучит музыка.) Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Дышим все легко, ровно, глубоко. Глубокий вдох, долгий выдох. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, ниже.

3. Нейропсихологическая гимнастика.

Материалы и оборудование: изображение цветка, зайца.

Педагог-психолог.  Дорогие путешественники, вот мы с вами и оказались на таинственном острове! Место это незнакомое поэтому нужно идти и слышать каждый звук.

Упражнение «Цветок». Посмотрите здесь растет волшебный цветок (показывает цветок). Ночью цветок спит, а днем расцветает. Давайте представим, что мы с вами цветы. Присев на пол, обхватим руками колени — цветы спят. Просыпаются: встает на ноги. Затем поднимаются на носочки , покачивают руками. Солнце скрылось — цветы опять уснули. Опять проснулись. 

Упражнение «Яблоня». На острове есть яблоня. Встаньте на носочках и покажите как мы достаем руками яблочки: левой-правой.

Упражнение «Кобра». На острове живет кобра. Она не опасная: она волшебная, добрая. Представим, что мы, как и она, греемся на солнце (легли на пол на живот, руки под подбородок). Проснулась кобра — приподнимаемся на руки, потом на колени, смотрим вперед.
Упражнение «Зайчик». А еще тут живут зайчики. Один из них всех боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц. «Я никого не боюсь!» — встаньте и смело скажите это.

4. Упражнение «Один-много».

Материалы и оборудование: мяч. Список слов: Стул-стулья. Стол-столы. Ель-ели. Перо-перья. Море-моря. Лоб-лбы. Котёнок-котята. Пень-пни. Дом-дома.

Психолог. Зайчик хочет проверить насколько вы сообразительные: поиграем с ним в игру, мы с зайчиком назовем вам один предмет, а вы скажите как они называются, когда их много..

5. Упражнение «Скажи наоборот».

Психолог. Зайчику понравилось в вами играть, он хочет пригласить вас к себе в гости. Но прежде нужно выполнить еще одно задание и тогда зайчик пустит вас к себе в дом. Мы будем говорить слова, а вы будете отвечать слова­ми, противоположными по значению моим. Например, большой -маленький, чистый — грязный.

Начинаем игру:

быстро - медленно;

высоко - низко;

далеко - близко;

светлый - темный;

день - ночь;

встать - сесть;

сухо - мокро;

холод - жара;

поздно - рано;

детский - взрослый,
начало - конец;

6.Упражнение «Точки»

Материалы и оборудование: рабочие листы, деревянный домик.

Психолог: А вот и домик, где живет зайка (достает домик). Какой красивый. Давайте вспомним в какой сказке говорить про домик, где жил зайчик. Верно - это сказка называется «Заюшкина избушка». Вспомните, какая избушка была у заюшки? У заюшки избушка лубяная. Правильно, а лубяная сделана из коры берёзы. Давай посмотрим, что находится у зайки в доме. Здесь есть какие то картинки. На них нарисованы точки, зайка просит справа нарисовать такие же точки, как и с лева.

7. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

Занятие 5.

1.Ритуал приветствия: «Наши помощники».

Психолог: «Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошками со Славой — "Доброе утро, Слава! " Слава потрется ладошкой с Петей. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами. Замечательно! »

 

Основная часть.

2. Пальчиковая гимнастика «Якорь». Материалы и оборудование: карта. Психолог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Наш морской путь очень труден, нам необходимо преодолеть различные препятствия. Мы должны стараться быть внимательными, сообразительными. А вы готовы отправиться в путь? Если готовы нам нужно поднять якорь.

(Пальчики перебираем И цепочку получаем). Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

3. Упражнение «Пароход».

Материалы и оборудование: блоки Деьнеша, изображение парохода из блоков.

Психолог. Якорь мы подняли, но как же мы поплывем без парохода. Давайте построим пароход вот из этих деталей. Смотрите на образец и соорудите такой же пароход.

4. Физкультминутка: «Шепталки-кричалки-молчалки».

Материалы и оборудование: варежки (красного - синего –желтого цветов)

Психолог. Ну, что вот мы с вами и приплыли, можно сойти на берег. Встаньте в в кргу. Посмотрите, на береге нас ждет конверт: посмотрим, что в нем лежит: варежки. Какого цвета варежки? (Красного, синего, желтого). Мы будем с ними играть. Когда я покажу к красную варежку - вы будете бегать, прыгать, громко шуметь. Желтая варежка обозначает, что можно говорить только шепотом и тихонько вернуться на свое место. На сигнал «молчанка» – синяя варежка – замрите на месте, нельзя шевелиться и не разговаривать.

5. Упражнение: «Нарисуй клубочки котенку».

Материалы и оборудование: рабочие листы

Психолог. Посмотрите, кто живет на нашем берегу: котенок. Он очень любит играть с клубочками шерсти. Давайте и мы поиграем вместе с ним: нарисуйте разными цветами клубочки для котенка, не выходя за границы круга Рисовать начинай от точки.

6. Упражнение «Подбери заплатку к коврику». Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог. Ну и конечно же у котенка есть хозяка - это его бабушка (показывает рабочий лист). Котенок испортил бабушке все кворики: посмотрите в кориках дырки. Помогите бабушке, ведь она одна не справиться без вас: подберите верную заплатку к каждому коврику.

7. Упражнение: «Запомни предметы».

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог. Выполним еще одно задание: внимательно рассмотрите, назовите и запомните эти предметы (показывает рабочие листы), Закройте листы и назовите не меньше 5 предметов, которые запомнили.

8. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

Занятие 6.

1.Ритуал приветствия: «Давайте поздороваемся»

Психолог. Здравствуйте, ребята, давайте поздороваемся и начнем наше занятие. По моему сигналу вы будете передвигаться по комнате: на 1 хлопок- здороваемся за руку со своими соседями, 2 хлопка — здороваемся плечами; 3 хлопка — здороваемся спинами.

Основная часть.

2. Упражнение «Узнай по контуру».

Материалы и оборудование: рабочие листы

Психолог. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную мастерскую: там мастера изготовляют разные узоры, фигуры и буквы. Путь к мастерской засекречен и добраться туда не так то просто. Но я знаю, что мы справимся. Итак, приступим к первому заданию: перед вами лежат изображения разных видов транспорта: обведите и закрасьте по контуру все изображенные предметы.

3. Упражнение «Сосчитай и напиши».

Материалы и оборудование: рабочие листы

Психолог. Закройте глаза: откройте. Ну что ж вот мы с вами и в мастерской. Вам предстоит выполнить первое самостоятельное задание: сосчитайте сколько фигурок в каждом ряду. Напишите нужную цифру.

4. Физкультминутка «Стоп-игра-1»

Материалы и оборудование: веселая музыка. Обруч

Педагог-психолог: мы потрудились на славу: теперь немного отдохнем: будем танцевать , танцевать будем не просто так, а по правилам. Вы видите эти обручи перед собой. Пока будет звучать музыка вы будете танцевать: как только музыка остановится вы должны успеть встать в обруч.

5. Упражнение «Волшебный ковер»

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Педагог-психолог: В нашей мастерской живут волшебные мастерицы. Их никто не видит: но зато все видят прекрасные работы, которые они делают: они вышивают чудесные ковры из геометрических фигур (показывает рабочие листы). Ваша задача сейчас помочь мастерицам: посчитайте сколько здесь квадратов, кругов. Обведи с каждой фигурой то число, которое у вас получилось при подсчете.

6. Упражнение «Буквы».

Материалы и оборудование: рабочие листы. Карандаши.

Педагог-психолог: Нам доверили еще одно важное задание. В мастерской живут не только фигуры и узоры ,но и буквы, которые потерлись Соедините одинаковые буквы линиями и раскрасьте их в один цвет.

7. Упражнение «Раскрась одинаковые»

Материалы и оборудование: рабочие листы. Карандаши.

Педагог-психолог: Нам доверили еще одно важное задание. В мастерской живут не только фигуры и узоры ,но и буквы, которые потерлись Соедините одинаковые буквы линиями и раскрасьте их в один цвет.

8. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

Занятие 7.

1. Ритуал приветствия «Делай, как я»

Психолог Здравствуйте, рада в вас видеть. Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной. Отлично! Продолжит тот,

 

Основная часть.

2. Игровой массаж «Лесные звери».

Материалы и оборудование: веселая музыка. Пальчиковый театр (медведь, лиса, мышка)

Психолог: Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в гости к одному волшебнику. Он живет один в дремучем лесу: добраться до него можно только все вместе на поезде. Для этого все повернитесь вправо, положите руки на плечи соседа и под музыку двигайтесь за мной.Когда музыка перестанет играть, вы замрете на месте. Внимание: поезд отправиться в путь, только если все вагончики будут крепко держаться друг за другом. Итак, поехали!

А теперь посмотрите, кто встретился нам по дороге? Большой, огромный медведь. Психолог показывает игрушку медведя. Давайте покажем, как ходит медведь (кулачками пройдитесь по спине соседа), у него тяжелые огромные шаги). За медведем пробежала лиса (психолог показывает игрушку лисы), быстро, быстро погладьте спинку соседа ладонями, а за ней -ежик, у него острые, острые иголки ( сейчас кончиками пальцев пройдитесь по спинке соседа), последняя пробежала мышка-подушечками пальцев легко нажимаем на спину соседа.

3. Упражнения «Найди отличия».

Материалы и оборудование: рабочие листы

Психолог: Ну вот мы в гостях у художник: этот художник творит настоящие чудеса. Кажется, что он рисует одинаковые картины, но если внимательно присмотреть на каждой из них есть отличия. Посмотри он нарисовал сам себя на двух одинаковых картинах: найди и отметь 3 отличия.

4. Упражнение «Расставь точки».

Материалы и оборудование: рабочие листы

Психолог. « Художник хочет посмотреть насколько вы внимательны: посмотрите на задание, которое он для вас приготовил. Запомните расположение точек в клеточках на первом рисунке. Закройте верхнюю часть рисунка и поставьте в таком же порядке точки по памяти. Далее то же самое проделайте с остальными рсиунками».

5. Психогимнастика «Яблоко».
Психолог. Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Выполним небольшую гимнастику. Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Задерживаем дыхание. Тянемся вверх, пытаемся достать яблоко, растущее на дереве. Не получилось. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. Задержка дыхания. Сорвали яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох.

6. «Соедини точки по образцу»

Материалы и оборудование: рабочие листы

Психолог. Хотите научиться рисовать так же как делает это великий художник? Тогда начнем тренироваться: приступим к рисованию узоров. Соедините точки по образцу и у вас получатся такие же красивые узоры как на картинке.

7. Упражнение «Таблицы Шульте».

Материалы и оборудование: рабочие листы

Психолог. «Художник хочет посмотреть насколько вы внимательны: Назови по порядку цифры от 1 до 25».

8. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

 

Занятие 8.

1. Ритуал приветствия: «Ветерок»

Психолог. «Представьте, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер. Молодцы! »

 

2. Игровой массаж «Лесные звери».

Материалы и оборудование: веселая музыка. Пальчиковый театр (медведь, лиса, мышка)

Психолог: Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в лес. Добраться туда можно только все вместе на поезде. Для этого все повернитесь вправо, положите руки на плечи соседа и под музыку двигайтесь за мной. Когда музыка перестанет играть, вы замрете на месте. Внимание: поезд отправиться в путь, только если все вагончики будут крепко держаться друг за другом. Итак, поехали!

А теперь посмотрите, кто встретился нам по дороге? Большой, огромный медведь. Психолог показывает игрушку медведя. Давайте покажем, как ходит медведь (кулачками пройдитесь по спине соседа), у него тяжелые огромные шаги). За медведем пробежала лиса (психолог показывает игрушку лисы), быстро, быстро погладьте спинку соседа ладонями, а за ней -ежик, у него острые, острые иголки ( сейчас кончиками пальцев пройдитесь по спинке соседа), последняя пробежала мышка-подушечками пальцев легко нажимаем на спину соседа.

3. Упражнение « Прятки».

Материалы и оборудование: Рабочие листы. Карандаши.

Психолог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес: скажите, а вы были когда-нибудь в лесу? А, какие звери там живут? (белка, медведь, лось). Закройте глаза, а теперь откройте их: посмотрите, что здесь нарисовано? Здесь изображен лес и звери, птицы которые там живут. Звери и птицы решили поиграть с вами в прятки: Постарайтесь найти их всех и раскрась.

4. Упражнение «Помоги белке найти шишку».

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог. Ребята, я сейчас отпишу вам животное, которое живет в лесу: а вы попробуете его отгадать: оно рыжего цвета, у него кисточки на ушах, оно быстро перепрыгивает с ветку на ветку, любит грызть орешки, собирать шишки. Кто это как вы думаете? Верно, это белочка. Посмотрите, она изображена на этом рисунке. Белочка хочет достать шишку, помогите ей найти шишку.

5. Нейропсихологическая гимнастика.

Материалы и оборудование: игрушка змея. Цветок из картона.

Психолог. Ой-ой, ой в нашем лесу появилась ядовитая змея: показывает игрушку змеи. А вы знаете: чем опасны змеи? Они кусаются. Но наша змея, не простая, а волшебная: Змея добрая, хочет поиграть с нами, Представим, что мы, как и она, греемся на солнце Проснулась змея — приподнимаемся на руки, говорим ш-ш-ш, потом на колени, смотрим вперед.

«Цветы». А еще в нашем лесу есть цветы (показывает цветок из картона). Давайте представим, что мы цветы. Присев на пол – обхватите руками колени. Цветы спят. Покачиваются. Просыпаются - медленно встаем на носочки и показываем свои лепесточки. Опять уснули. Вам понравилось лесу?

6. Упражнение: «Давай с тобой обнимемся».

Материалы и оборудование: медленная музыка.

Психолог. Мы побывали в лесу: отправимся в путь дальше. Как вы думаете, куда еще можно отправиться путешествовать? Например, можно посетить разные страны, я вот, например, хочу объехать весь мир. А вы, куда хотели бы отправиться? Сейчас мы из леса перенесемся в мир игрушек. Вставайте в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в мир игрушек (звучит музыка).

Давай с тобой обнимемся

(Встают в круг, обнимая друг друга за плечи)

И над землей поднимемся.

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним.

(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочках)

(Двигаясь по кругу, взявшись за руки)

Скорость света набирая,

По Вселенной мы летим,

На далекую планету

Поскорей попасть хотим.

Играет музыка.

7. Упражнение «Флажки».

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог. Мы оказались в мире игрушек. Что они держат в руках? Раскрась игрушки, которые держат флажок в правой лапе. Кто хозяева у игрушек? Кто играет с игрушками? Мы - дети. Посмотрите, Девочка в правой руке держит шарик, а мальчик флажок. Дорисуй у каждого флажок и шар6ик.

8. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом: прощаться на занятии мы будем так. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

 

Занятие 9.

1.Ритуал приветствия: «Здравствуйте».

Психолог: Здравствуйте, ребята, рада встречи с вами. Предлагаю вам поздороваться: встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Все вместе скажем «Здравствуйте!». Сначала хором, затем каждый из вас скажет это слово, а теперь все вместе скажем «здравствуйте « шепотом. Как вам понравилось больше всего приветствовать друг друга?

2. Нейропсихологическая гимнастика.

Материалы и оборудование: коврики гимнастические. Изображение золушки в рваном платье.

Психолог. Сегодня мы отправимся в гости к Золушке (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус и короны). Ой, а что это с ней случилось? Что произошло? Как ты думаешь? Она расскажет нам свою историю. Золушка плачет.   Как нам помочь ей успокоиться? (ответы ребёнка). Давай вспомним наши упражнения на успокоение и научим Золушку?:

«Ковер –самолет». Давайте вместе с Золушкой полетаем га ковре самолете. Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. (Звучит музыка.) Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Дышим все легко, ровно, глубоко. Глубокий вдох, долгий выдох. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, ниже.

«Струночка-2». Теперь лягте на спину. Выполним новое упражнение: представьте себя

сильно натянутой струночкой, сейчас будем растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе.

3. Упражнение «Бусы»

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог. Прислушайтесь, Золушка успокоилась и решила попросить помощи. А вы хотели  помочь ей? Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Смастерим для золушки волшебные бусы: посмотрите на рисунок: найдите ошибки в том, как нанизаны бусинки. Будьте аккуратны и внимательны.

4. Упражнение «Дорисуй картинки».

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог. Давайте вспомним во сколько заканчивалось действие чар и золушка из принцессы должна была превратиться в обычную девушку? Верно в 12 часов. Вот здесь нарисованы часы: какое время они показывают. Нарисуйте рядом точно такое же время. Посмотрите на другие картинки: дорисуйте справа также как и слева.

5. Игра «Скажи наоборот».

Психолог. Золушка говорит вам спасибо и хочет поиграть вместе с вами в слова, мы с ней будем сейчас говорить слова, а вы будете отвечать слова­ми, противоположными по значению моим. Например, большой -маленький, чистый — грязный.

Начинаем игру: Кошка – котенок – мыло – полотенце - барсук-банан-девочка Маша – мама – рисунок - малыш-кукла-телевизор.

6. Игра «Запомни ритм»

Психолог: А теперь проверим насколько вы внимательные. Послушайте и запомните несложный ритм, а затем повторите его

7. Упражнение «Продолжи узор».

Материалы и оборудование: рабочие листы.

Психолог. Как вы знаете Золушка была знатной мастерицей она умела делать то, чего не умели делать ее сестры. Золушка любит рисовать красивые узоры: хочет она научить этому и вас. Посмотрите на рисунки и продолжите узор.

8. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

 

Занятие 10.

 

1. Ритуал приветствия: «Давайте поздороваемся»

Психолог. Здравствуйте, ребята, давайте поздороваемся и начнем наше занятие. По моему сигналу вы будете передвигаться по комнате: на 1 хлопок- здороваемся за руку со своими соседями, 2 хлопка — здороваемся плечами; 3 хлопка — здороваемся спинами.

 

2. Упражнение: «Сказка наоборот».

Психолог. Хотите узнать кто пришел сегодня к нам в гости. Тогда отгадайте загадку.

Бабушка девочку очень любила, 

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла своё,

А ну, подскажите имя её.

Это Красная Шапочка.

3. Упражнение «Сказка наоборот».

Материалы и оборудование: изображение Красной Шапочки

Психолог Послушайте сказку о Красной Шапочке.

«Жила-была Желтая Шапочка… Психолог делает паузу — ждет, когда дети исправят ошибку: «Не Желтая Шапочка, а Красная Шапочка». «Собралась она и пошла к папе в другую деревню... Идет Жел­тая Шапочка по лесу, а навстречу ей Медведь...

Здравствуй, Желтая Шапочка, куда ты идешь?» — спраши­вает Медведь...

Иду к сестричке, она меня ждет, — отвечает девочка...

А сколько лет твоей сестричке?

Пять лет, — говорит Желтая Шапочка.

А далеко ли живет твоя сестричка? » — спрашивает Медведь...

Она живет в пятиэтажном доме, в квартире 32, — отвечает Желтая Шапочка...»

4. Упражнение «Опиши предмет».

Материалы и оборудование: мяч

Психолог. Красная Шапочка хочет поиграть с вами в игру «Опиши предмет», мы ноазвем предмет и бросим вам мяч, а вы расскажите мне какой этот предмет: по цвету, форме, вкусу, запаху. Например: давайте скажем этот мяч-какой?

5. Упражнение «Земля-воздух-огонь».

Материалы и оборудование: мяч.

Психолог. Поиграем еще в одну в игру «Земля», «воздух», «огонь», «вода». Если я скажу слово «земля» и кину вам мяч вы назовете домашнее или дикое животное, если кину вам мяч и скажу «вода»-вы назовете название рыбы. На слово «воздух»-птицы.

6.Физкультминутка: «Запретное движение».

Педагог-психолог: Сейчас мы поиграем в игру «Запрещенное движение». Я буду показывать разные физические движения, вы должны точно их повторить, но какое-то одно движение – я его позже покажу, – повторять за мной будет запрещено. Например, нельзя будет повторять движение «руки вверх». Будем играть на выбывание: кто ошибается – выбывает из игры. Сейчас давайте попробуем. Станьте удобно, чтобы не мешать друг другу. Нельзя поднимать руки вверх. Все запомнили? Начали.

7.Упражнение «4-лишний».

Психолог. Выполним последнее упражнение: 4 лишний». Я сейчас прочту вам несколько слов, а вы подумайте и скажите, какое слово здесь лишнее.

Слова: пирамидка - матрешка - портфель - кукла;

сосиски - печенье - тарелка - сыр;

чайник - кружка - колбаса - кастрюля;

кепка - шапка - шляпа - тапочки;

перчатки - ботинки - сапоги - туфли;

муха - воробей - стрекоза — кузнечик;

мандарины - бананы - помидоры - лимоны;

машина - троллейбус - самолет - скакалка;

синичка - индюк - гусь - петух;

пенал - тетрадь - карандаш - юла;

сом - щука - жук - окунь;

куртка - полотенце - платье - костюм.

8. Ритуал прощания «Колокол».

Психолог. Что сегодня научились делать? Какое задание больше всего понравилось? Какое не понравилось? Давайте попрощаемся друг с другом. Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Мы сейчас в амии представим, что мы большой колокол, для этого нам нужно поднять руки, на счет 1,2,3 мы опустим руки и громко- громко скажем слово бом (повтор 2 раза).

 

Список используемой литературы:

1. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. В.Л.Шарохина: М.Книголюб, 2005.

2. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Л.И.Катаева: М.Книголюб, 2005.

3. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В.Останкова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. «За три месяца до школы» - рабочая тетрадь для детей 5-7 лет . О.Холодова - М.: Книголюб, 2009

5. Программа развивающих занятий «В лаборатории профессора Ума», автор-составитель М. Р. Григорьева – Волгоград: «Учитель», 2009. 

6. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе . Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.

7. Готовы ли мы к школе? Большая книга тестов. В.Федиенко -Школа Харьков,2010.

Комментарии

Благодарю за разработку!

4 September 2018

Похожие публикации