Психологическая программа групповых коррекционно-развивающих занятий «Развитие личности и формирование жизненных навыков»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Пермский край, г.Березники, ул. Ломоносова, 104
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор СКОШ №3
__________ Назарова Е.В. ___________ Никитина О.Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ»
Составитель:
Педагог-психолог
МБОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»
Старцева Ксения Николаевна
2016-2017 уч.г.
г. Березники
Пояснительная записка
Объективная необходимость создания психологической программы «Развитие личности и формирование жизненных навыков» возникла в связи с совершенствованием модели содержания коррекционного образования для достижения главной цели учреждения – социализации учащихся, воспитанников в максимально возможных для них пределах.
Анализ существующих психологических программ развития и коррекции показал, что большинство из них:
- ориентированы на детей с сохранным интеллектом и могут использоваться лишь при увеличении рекомендованного возрастного диапазона;
- направлены на одну область развития или коррекции нарушений.
Программа «Развития личности и формирования жизненных навыков» является модифицированной по содержанию, разработана с учетом возрастных потребностей и психических особенностей детей с отклонениями в развитии, актуальных социальных проблем и запроса современного общества на выпускника образовательного учреждения.
В ее основе лежат следующие программы:
Год обучения |
Название используемой программы (пособия), автор |
1 |
Программа игровых коррекционных занятий для учащихся 1 класса с проблемами в развитии «Поиграй – ка!». Благодатская Е.В., г. Красноярск, 1999 (Министерство общего и профессионального образования РФ, Президентская программа «Дети России», Федеральная целевая программа «Дети инвалиды»). Пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.». Минаева В.Н., г. Москва, 1999 (серия «Развитие и воспитание дошкольника»). |
2 |
Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации». Шипицына Л.Н., Воронова А.П., г. Санкт – Петербург, 1995 (Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга). Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа», Марина Панфилова. |
3 |
Программа социально – психологической 2оррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ирина Ярушина, г. Сургут. Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Наталья Новикова, г. Череповец. Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа», Марина Панфилова. |
4 |
Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Наталья Новикова, г. Череповец. Методическое пособие для школьных психологов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня « Хочу быть успешным». Ольга Хухлаева. Программы ПОИПКРО «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний» под ред. Н.В. Лядовой (утверждено Департаментом образования Пермско области). Программа ранней профилактики социально обусловленных заболеваний для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Сказка – ложь, да в ней намек». Калугина Т.В., г. Пермь, 2003 (Департамент образования Пермской области, Областная целевая программа по усилению профилактики наркомании и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на 2001 – 2003 года). |
Игры и упражнения, предложенные в используемых программах и пособиях, применяются с учетом уровня развития детей (упрощаются или усложняются).
Программа рассчитана на учащихся 4 классов в возрасте от 10 до 11 лет (8 вида). Она построена по блочно-модульному принципу.
Распределение основных разделов программы по годам обучения
№ |
Наименование раздела |
4кл. |
1. |
Секреты мира эмоций и чувств |
9 |
2. |
Невербальное и вербальное общение |
10 |
3. |
Конструктивное общение |
6 |
4. |
Культура поведения |
8 |
Всего за год: |
33 |
Временная организация занятий
Разработанная программа предполагает 33 часа из расчета, что занятия проходят 1 раз в неделю.
В конце учебного года можно провести 1-2 специальных занятия, используя при этом подобранные диагностические методики.
При необходимости, для расширения темы можно использовать время от сокращения раздела «секреты взаимоотношений» (в который включены в основном психокоррекционные сказки).
В процессе проведения занятий по каждому блоку соответствующего года обучения решаются следующие задачи:
1. Секреты мира эмоций и чувств
Сохранение психологического здоровья через:
- развитие рефлексии, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков
- развитие стрессоустойчивости, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации
Обеспечение эмоциональной стабильности
Развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ
Формирование положительного образа своего тела, принятие себя.
2. Культура поведения
Формирование коммуникативных навыков:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих способностей и возможностей
- принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста и статуса
Проигрывание конфликтных ситуаций в семье
Исследование семейных ситуаций
Обучение выбору наиболее эффективных способов поведения
3. Секреты взаимоотношений
Освобождение от отрицательных эмоций
Формирование способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей
4. Профилактика СОЗ
Повышение уровня информированности об основных СОЗ, представляющих опасность для жизни и здоровья
Обучение умению делать оптимальный выбор в сложной жизненной ситуации
Формирование навыков сопротивления к приобщению употребления ПАВ
Развитие умения устанавливать и поддерживать оптимальные межличностные отношения
5. Навыки жизни
Формирование представления об ответственности и ее видах
Помощь в осознании собственной ответственности за какое-то дело
Общие принципы проведения занятий
Имеет смысл регулярно в начале и в конце логически завершенной части программы (темы) или в конце занятия проводить совместную рефлексию.
Надо уметь гибко реагировать на вопросы детей, быть готовыми беседовать о том, что из изучаемого предмета в настоящий момент их интересует больше всего. В то же время, отвечая на вопросы детей, следует создавать «зону неотчетливости знаний», иногда оставляя вопрос нерешенным, тем самым, побуждая детей к самостоятельной познавательной деятельности, умышленно создавая некоторое интеллектуальное напряжение.
В основу занятий желательно, чтобы был положен принцип Л.С Выготского «от диагностики отбора – к диагностике развития»: обучая ребенка, важно еще и изучать его, уделяя внимание зоне его ближайшего развития, его успехам и возможностям.
Целесообразно включать игру в учение и учение в игру.
В ходе занятий необходимо поддерживать не только даже небольшой успех ребенка, но и его усилия, прилагаемые для получения результата.
Для более успешной формы работы имеет смысл привлекать других педагогов (совместное выполнение домашних заданий, акцентирование внимания ребенка на изучаемой теме в течении недели).
Внимательное и заинтересованное отношение к развитию индивидуальности каждого ребенка, принятию его и заботе о его психическом благополучии обеспечивает положительный психологический климат в группе, создает условия для самораскрытия, саморазвития, свободной познавательной активности детей, при этом акцент ставится не на поддержании дисциплины, а на создании творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы.
На занятиях моделируются такие ситуации, в которых можно пережить какую-либо жизненную коллизию, а затем поделиться своими впечатлениями, переживаниями и найти оптимальный выход.
В структуру занятий вводятся ритуалы встреч и прощаний, упражнения на релаксацию и психотерапевтические сказки по теме.
Важно придерживаться следующих правил оценивания детей:
Оценивать стоит действие, поступок ребенка, а не личность; нельзя давать обобщенных характеристик-ярлыков; надо стараться обходиться без категоричных высказываний типа «всегда», «никогда».
В начале и в конце высказывания следует обязательно сказать о том позитивном, что видите в поступке ребенка, в середине – сформировать замечание.
Необходимо давать ребенку конструктивную оценку, показать ему положительные перспективы его развития.
Каждый ребенок развивается как личность, если видит свой прогресс и результаты своего развития, поэтому сравнивать достижения ребенка можно только с его же предшествующими результатами, но не с результатами других детей.
В ходе работы имеет смысл постепенно все более задействовать взаимооценку и самооценку.
Оборудование и оснащение кабинета
Для того, чтобы проводить занятия, необходимо иметь следующее:
Компьютер с хорошей акустической системой
Ковер на полу
Мягкие игрушки (большие и маленькие)
Карандаши, краски, пластилин – каждому ребенку
Наглядные пособие и раздаточный материал
Проектор (или доступ в мультимедийный зал).
Содержание программы
Материал, предлагаемый для изучения, расположен в порядке усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков. Темы занятий, цели и задачи отражены в тематическом планировании каждого года обучения.
I блок. Секреты мира эмоций и чувств
Радость. Что такое мимика, жесты – учить распознавать эмоцию радости, изображать средствами мимики и выразительных движений.
Радость. Как ее доставить другому – обыграть способы доставления другому человеку радости.
Страх. Его относительность – обсуждение причин возникновения страха; акцент на понимание того, как можно бояться за другого человека.
Как справиться со страхом – знакомство со способами преодоления страха.
Гнев. С каким чувством он дружит – знакомство с эмоцией гнева, выяснение с какими чувствами он возникает параллельно.
Может ли гнев приносить пользу – обсуждение вреда или пользы гнева.
Разные чувства – закрепление знаний об изученных эмоциях, отображение их через художественные изображения.
Заяц – Коська и Родничок – беседа о воде, гимнастика для глаз, отрегулирование чувства страха.
Ежик и море – беседа о голосах природы, отрегулирование чувства печали, самомассаж пальцев рук.
II блок. Культура поведения
Какой «Я» - выявление эмоциональных доминант, привитие дружелюбности.
Какой ты – расширение знаний друг о друге, развитие навыка взятия и дачи интервью.
Качество людей – формирование понятия о качествах людей, расширение знаний друг о друге, подчеркивание важности добрых слов и доброго отношения к окружающим.
Школьные трудности – проигрывание ситуаций возникновения школьных трудностей, поиск путей выхода.
Трудности дома – проигрывание ситуаций возникновения трудностей дома, поиск путей выхода.
Волшебное слово – снять чувство обиды на близких членов семьи; создать атмосферу принятия ребенка в семье.
Друг детства – формировать положительную установку на свое прошлое; снять чувство обиды на прошедшие события; создать доброжелательную атмосферу в группе.
Самый счастливый день – учить чувствовать ответственность за собственные поступки, учить умению ставить себя на место другого члена семьи, понимать его чувства и действия.
III блок. Секреты взаимоотношений
Баба Яга – освободить от отрицательных эмоций, снять агрессивность, формировать положительные принятия детьми друг друга.
Кощей Бессмертный - освободить от отрицательных эмоций, снять конфликтность в группе, развивать способность управлять собственным телом и состоянием.
Иванушка Дурачок – формировать положительный «я - образ» у детей, учить реально воспринимать свои достоинства и недостатки, развивать уверенность в себе.
Медведь - создать в группе атмосферу безопасности, стимулировать межличностные контакты, развивать доброжелательность друг к другу.
Илья Муромец - формировать положительный «я - образ», развивать уверенность и ответственность за принимаемые решения.
Василиса Премудрая – учить адекватно оценивать свое отношение к окружающим и окружающих к тебе, развивать способности видеть собственные недостатки и достоинства.
IV блок. Профилактика СОЗ
Давайте жить дружно! («Три поросенка») – развитие коммуникативных навыков, формирование умения принимать совместные решения.
Скажи «Нет» опасным людям («Цветик – семицветик») – развитие навыков критического восприятия незнакомых взрослых; закрепление в играх позы отказа, уверенности когда нужно отказать.
Доктор Айболит предупреждает…(«Доктор Айболит») – формирование отрицательного отношения к курению, обучение навыкам отказа.
Не пей! – козленочком станешь («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») – расширение представления детей об алкоголе и последствиях его употребления, формирование отрицательного отношения к алкоголю, обучение навыкам отказа.
А лев предупреждал! («Волшебник Изумрудного города») - формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение навыкам отказа.
Давайте жизнь свою любить («Капризка») – информирование детей о преимуществах здорового образа жизни.
V блок. Навыки жизни
Я могу и делаю. Зачем нужна ответственность – дать начальное представление об ответственности и ее видах; возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и тоже; учить принимать на себя разные виды ответственности; показать как осознание ответственности помогает чувствовать себя лучше.
Ответственность: шаг за шагом – снижение тревожности в ситуациях взятия на себя ответственности за какое – то дело; ознакомить детей со способами выполнения сложных поручений.
Ответственность в школе, или поручения – дать возможность почувствовать, как почетно иметь обязательства; помочь осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.
Пойдешь на право…или я в ответе за свой выбор – помочь осознать, что в повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить с понятием ответственности за свой выбор.
Перечень литературы:
г. Красноярск, 1999 (Министерство общего и профессионального образования РФ, Президентская программа «Дети России», Федеральная целевая программа «Дети инвалиды»).
Пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.». Минаева В.Н., г. Москва, 1999 (серия «Развитие и воспитание дошкольника»).
Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации».
Шипицына Л.Н., Воронова А.П., г. Санкт – Петербург, 1995 (Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга).
Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа», Марина Панфилова.
Программа социально – психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ирина Ярушина, г. Сургут.
Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Наталья Новикова, г. Череповец.
Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений поведения детей «Сказкотерапия в школе». Л.Д.Короткова, г. Москва, 2006 (Серия «Воспитание человека»).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Игры и упражнения |
Материалы и оборудование |
I |
Секреты мира эмоций и чувств (развитие психологически здоровой личности) |
|||
1 |
Радость. Что такое мимика, жесты. |
Учить распознавать эмоцию радости, изображать средствами мимики и выразительных движений. |
Зоопарк Рисунок радости Покажи радость Жест учительницы Чтение сказки |
Карточки животных, бумага, карандаши, сказка «Когда молоч-ные зубы сменились постоянными» |
2 |
Радость. Как ее доставить другому человеку. |
Обыграть способы доставления другому человеку радости. |
Собираем добрые слова Скажи мишке добрые слова Котенок Чтение сказки |
Сказка «О муравьишке, который пошел в школу», игрушечный мишка |
3 |
Страх. Его относительность. |
Обсуждение причин возникновения страха; акцент на понимание того, как можно бояться за другого человека. |
Темноты можно бояться, темноты не нужно бояться Рисование Закончи предложение Чтение сказки |
Незаконченные предложения, сказка «Мы просто очень боимся за вас», «Темноландия» |
4 |
Как справиться со страхом. |
Знакомство со способами преодоления страха. |
Страшные персонажи телеэкрана Придумай веселый конец Картинная галерея Чтение сказки |
Бумага, восковые мелки, сказка «Маленькая Луна» |
5 |
Гнев. С каким чувством он дружит. |
Знакомство с эмоцией гнева, выяснение с какими чувствами он возникает параллельно. |
Попугай Покажи дневник чтение сказок |
Сказки «Гнев дружит со страхом» и «Гнев дружит с обидой» |
6 |
Может ли гнев приносить пользу? |
Обсуждение вреда или пользы гнева. |
Черная рука – белая рука Разозлились – одумались Поссорились – помирились Чтение сказки |
Сказка «О путнике и его беде» |
7 |
Разные чувства. |
Закрепление знаний об изученных эмоциях, отображение их через художественные изображения. |
Попугай Шурум-бурум Море волнуется Волны Закончи предложение Ожившее чувство Рисунок чувств |
Голубые атласные ленты, незаконченные предложения, бумага, простые карандаши |
II |
Культура поведения (гармонизация отношений в группе) |
|||
8 |
Какой «Я». |
Выявление эмоциональных доминант, привитие дружелюбности. |
Незаконченные предложения Холодно – горячо Цыганка Чтение сказки |
Незаконченные предложения, небольшая игрушка, яркий платок, сказка про дружбу |
9 |
Какой «Ты». |
Расширение знаний друг о друге, развитие навыка взятия и дачи интервью. |
Незаконченные предложения Зайка – Хвастка Какого цвета твои глаза Интервью |
Незаконченные предложения, диктофон, большое зеркало |
10 |
Качества людей. |
Формирование понятия о качествах людей, расширение знаний друг о друге, подчеркивание важности добрых слов и доброго отношения к окружающим. |
Зеленый крокодил в синей шляпе Угадайка Чтение сказки Мы похожи – мы отличаемся |
Сказка «Туча» |
11 |
Школьные трудности. |
Проигрывание ситуаций возникновения школьных трудностей, поиск путей выхода. |
Дважды два – четыре Покажи ситуацию Помоги Сереже Чтение сказки |
Сказка про лвенка Пашу |
12 |
Трудности дома. |
Проигрывание ситуаций возникновения трудностей дома, поиск путей выхода. |
Разные ладошки Если я улитка Чтение сказки |
Четверостишия, сказка «Верить и стараться» |
III |
Культура поведения (гармонизация внутри семейных отношений) |
|||
13 |
Волшебное слово. |
Снять чувство обиды на близких членов семьи; создать атмосферу принятия ребенка в семье. |
Горячий уголек Чтение рассказа Обсуждение Релаксация |
Рассказ «Волшебное слово», ковер, запись спокойной музыки |
14 |
Друг детства. |
Формировать положительную установку на свое прошлое; снять чувство обиды на прошедшие события; создать доброжелательную атмосферу в группе. |
Ледышка Чтение рассказа Релаксация |
Рассказ «Друг детства», ковер, спокойная музыка |
15 |
Самый счастливый день. |
Учить чувствовать ответственность за собственные поступки, учить, умению ставить себя на место другого члена семьи, понимать его чувства и действия. |
Подарок Чтение рассказа Релаксация |
Рассказ «самый счастливый день», ковер, спокойная музыка |
IV |
Секреты взаимоотношений |
|||
16 |
Баба – Яга. |
Освободить от отрицательных эмоций, снять агрессивность, формировать положительные принятия детьми друг друга. |
Введение в сказку Конкурс Баба-Яга – костяная нога Выпекание пряничной куколки Творческая работа |
Изображение Бабы-Яги, бумага, карандаши |
17 |
Кощей Бессмертный. |
Освободить от отрицательных эмоций, снять конфликтность в группе, развивать способность управлять собственным телом и состоянием. |
Введение в сказку Конкурс Дракон кусает свой хвост Заклинатели змей Факир Творческая работа |
Изображение Змея Горыныча, бумага, карандаши, игрушка-змея |
18 |
Иванушка – дурачок. |
Формировать положительный «я - образ», учить реально воспринимать свои достоинства и недостатки, развивать уверенность в себе. |
Добрый Иванушка Творческая работа Конкурс Битва |
Изображение героя, карандаши, бумага, игрушечные мечи |
19 |
Медведь. |
Создать в группе атмосферу безопасности, стимулировать межличностные контакты, развивать доброжелательность друг к другу. |
Конкурс У медведя во бору Творческая работа хоровод |
Большая игрушка – медведь, карандаши, бумага |
20 |
Илья Муромец. |
Формировать положительный «я - образ», развивать уверенность и ответственность за принимаемые решения. |
Илья Муромец Беседа Конкурс Разведчики |
Карандаши, бумага |
21 |
Василиса Премудрая. |
Учить адекватно, оценивать свое отношение к окружающим и окружающих к тебе, развивать способности видеть собственные недостатки и достоинства. |
Беседа Волшебница Конкурс Смешинка Узнай по голосу |
Волшебная палочка |
V |
Навыки жизни (формирование жизненного навыка «ответственность») |
|||
22 |
Могу и делаю. Зачем нужна ответственность. |
Дать начальное представление об ответственности и ее видах; возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и тоже; учить принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание ответственности помогает чувствовать себя лучше. |
Приветствие Разминка Работа по теме Чтение сказки Обсуждение |
Лист ватмана, маркеры, плакат «Три типа ответственности», сказка «Свет волшебной луны» |
23 |
Ответственность: шаг за шагом. |
Снижение тревожности в ситуациях взятия, на себя ответственности, за какое – то дело; ознакомить детей со способами выполнения сложных поручений. |
Приветствие Разминка Работа по теме Чтение сказки Обсуждение |
Буханка черного хлеба, нож, разделочная ДОС-ка, соль, салфетки, лист бумаги голубого, розо-вого цвета с заголов-ком, по два альбомных листа, голубой и розовый карандаши, рабочая тетрадь |
24 |
Ответственность в школе или поручения. |
Дать возможность почувствовать, как почетно иметь обязательства; помочь осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых. |
Приветствие Разминка Работа по теме Чтение сказки Обсуждение |
Два полиэтиленовых пакета, фотопортреты ребят, плакат, много однородных предметов средней величины, рабочие тетради, лист ватмана с заголовком |
25 |
Пойдешь на право…или я в ответе за свой выбор. |
Помочь осознать, что в повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить с понятием ответственности за свой выбор. |
Приветствие Разминка Работа по теме Чтение истории Обсуждение |
Сказка «история про Таню», фломастеры, бумага, небольшой камень |
VI |
Профилактика СОЗ |
|||
26 |
Давайте жить дружно! («Три поросенка»). |
Развитие коммуникативных навыков, формирование умения принимать совместные решения. |
Дружба Гости Светофор Ритм |
Конверты с рисунками, синие и зеленые карточкимини автобус, рисунок светофора, карандаши, бумага |
27 |
Скажи «нет» опасным людям («Цветик – семицветик»). |
Развитие навыков критического восприятия незнакомых взрослых; закрепление в играх позы отказа, уверенности, когда нужно отказать. |
Нехочуха Скажи НЕТ опасным людям Бычок Опасные ситуации Быть по моему вели |
Искусственный цветок, ватман, маркер, бумажные кирпичики, карточки с ситуациями |
28 |
Доктор Айболит предупреждает… («Доктор Айболит»). |
Формирование отрицательного отношения к курению, обучение навыкам отказа. |
Мини беседа Своя игра Мой режим дня Скажи НЕТ табакопредложению |
Белый халат, ковер, спокойная музыка, ча-сы с циферблатом, кар-точки с ситуациями, бумага, восковые мелки |
29 |
Не пей! – козленочком станешь («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). |
Расширение представления детей об алкоголе и последствиях его упот-ребления, формирование отрицатель-ного отношения к алкоголю, обучение навыкам отказа. |
Сказочная цепочка Мини конкурс Мини диспут Мозговой штурм Телесное упражнение |
Изображения героев, карточки с ситуациями, ковер, бутылки с водой из под газировки |
30 |
А лев предупреждал! («Волшебник Изумрудного города»). |
Формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение навыкам отказа. |
Мини беседа Вредный маяк Мозговой штурм Я летаю Маковое поле |
Трансовая музыка, фланелеграф, карточки с ситуациями |
31 |
Давайте жизнь свою любить! («Капризка»). |
Информирование детей о преимуществах здорового образа жизни. |
Опасный лес Скажи ДА здоровью театрализация |
карточки ДА и НЕТ каждому |
VII |
Секреты мира эмоций и чувств |
|||
32 |
Заяц – Коська и родничок. |
Беседа о воде, гимнастика для глаз, отрегулирование чувства страха. |
Гимнастика для глаз Орешки Прохлада Страх Филин Ручеек Роднички и река Удивление Сугробы и солнышко |
Шнур голубого цвета, синяя ткань, камни, кукла-родничок, грецкие орехи и ленточки на резинке на каждого, тюль белого цвета, половина обруча, изображение горы и лесенка |
33 |
Ежик и море. |
Беседа о голосах природы, отрегулирование чувства печали, самомассаж пальцев рук. |
Колючий человек Печаль ежика Василек Ежик на тропе Утки Голоса природы Бабочки Море Игра с водой |
Аппликаторы Кузнецова, разнообразные бабочки, шарф, кусочки ткани |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС»,
в 2016-2017 учебном году
№ |
Дата прове- дения |
Тема занятия |
Цель раздела |
I |
Секреты мира эмоций и чувств (развитие психологически здоровой личности) |
||
1 |
Радость. Что такое мимика, жесты. |
Сохранение психологического здоровья через:
- развитие рефлексии, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков - развитие стрессоустойчивости, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации |
|
2 |
Радость. Как ее доставить другому человеку. |
||
3 |
Страх. Его относительность. |
||
4 |
Как справиться со страхом |
||
5 |
Гнев. С каким чувством он дружит |
||
6 |
Может ли гнев приносить пользу? |
||
7 |
Разные чувства |
||
II |
Культура поведения (гармонизация отношений в группе) |
||
8 |
Какой «Я» |
Формирование коммуникативных навыков: - принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих способностей и возможностей - принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста и статуса |
|
9 |
Какой «ТЫ» |
||
10 |
Качества людей |
||
11 |
Школьные трудности |
||
12 |
Трудности дома |
||
III |
Культура поведения (гармонизация внутри семейных отношений) |
||
13 |
Волшебное слово |
Проигрывание конфликтных ситуаций в семье Исследование семейных ситуаций Обучение выбору наиболее эффективных способов поведения |
|
14 |
Друг детства |
||
15 |
Самый счастливый день |
||
IV |
Секреты взаимоотношений |
||
16 |
Баба - Яга |
Освобождение от отрицательных эмоций Формирование способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей |
|
17 |
Кощей Бессмертный |
||
18 |
Иванушка - дурачок |
||
19 |
Медведь |
||
20 |
Илья Муромец |
||
21 |
Василиса Премудрая |
||
V |
Навыки жизни (формирование жизненного навыка «ответственность») |
||
22 |
Могу и делаю. Зачем нужна ответственность |
Формирование представления об ответственности и ее видах Помощь в осознании собственной ответственности за какое-то дело |
|
23 |
Ответственность: шаг за шагом |
||
24 |
Ответственность в школе или поручения |
||
25 |
Пойдешь на право… или я в ответе за свой выбор |
||
VI |
Профилактика СОЗ |
||
26 |
Давайте жить дружно! («Три поросенка») |
Повышение уровня информированности об основных СОЗ, представляющих опасность для жизни и здоровья Обучение умению делать оптимальный выбор в сложной жизненной ситуации Формирование навыков сопротивления к приобщению употребления ПАВ Развитие умения устанавливать и поддерживать оптимальные межличностные отношения |
|
27 |
Скажи «НЕТ» опасным людям («Цветик - семицветик») |
||
28 |
Доктор Айболит предупреждает… («Доктор Айболит») |
||
29 |
Не пей! – козленочком станешь («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») |
||
30 |
А лев предупреждал! («Волшебник Изумрудного города») |
||
31 |
Давайте жизнь свою любить! («Капризка») |
||
VII |
Секреты мира эмоций и чувств |
||
32 |
Заяц – Коська и родничок |
Обеспечение эмоциональной стабильности Развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ Формирование положительного образа своего тела, принятие себя. |
|
33 |
Ежик и море |