12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Старцева Ксения Николаевна190
Педагог-психолог 1 квалификационной категории. Работаю в коррекционной школе с детьми первой ступени обучения.
Россия, Пермский край, Березники
3

Психологическая программа групповых коррекционно-развивающих занятий «Развитие личности и формирование жизненных навыков»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Пермский край, г.Березники, ул. Ломоносова, 104

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор СКОШ №3

__________ Назарова Е.В. ___________ Никитина О.Н.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ»

Составитель:

Педагог-психолог

МБОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»

Старцева Ксения Николаевна

2016-2017 уч.г.

г. Березники

Пояснительная записка

Объективная необходимость создания психологической программы «Развитие личности и формирование жизненных навыков» возникла в связи с совершенствованием модели содержания коррекционного образования для достижения главной цели учреждения – социализации учащихся, воспитанников в максимально возможных для них пределах.

Анализ существующих психологических программ развития и коррекции показал, что большинство из них:

- ориентированы на детей с сохранным интеллектом и могут использоваться лишь при увеличении рекомендованного возрастного диапазона;

- направлены на одну область развития или коррекции нарушений.

Программа «Развития личности и формирования жизненных навыков» является модифицированной по содержанию, разработана с учетом возрастных потребностей и психических особенностей детей с отклонениями в развитии, актуальных социальных проблем и запроса современного общества на выпускника образовательного учреждения.

В ее основе лежат следующие программы:

Год обучения

Название используемой программы (пособия), автор

1

Программа игровых коррекционных занятий для учащихся 1 класса с проблемами в развитии «Поиграй – ка!». Благодатская Е.В.,

г. Красноярск, 1999 (Министерство общего и профессионального образования РФ, Президентская программа «Дети России», Федеральная целевая программа «Дети инвалиды»).

Пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.». Минаева В.Н., г. Москва, 1999 (серия «Развитие и воспитание дошкольника»).

2

Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации».

Шипицына Л.Н., Воронова А.П., г. Санкт – Петербург, 1995 (Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга).

Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа», Марина Панфилова.

3

Программа социально – психологической 2оррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ирина Ярушина, г. Сургут.

Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Наталья Новикова, г. Череповец.

Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа», Марина Панфилова.

4

Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Наталья Новикова, г. Череповец.

Методическое пособие для школьных психологов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня « Хочу быть успешным». Ольга Хухлаева.

Программы ПОИПКРО «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний» под ред. Н.В. Лядовой (утверждено Департаментом образования Пермско области).

Программа ранней профилактики социально обусловленных заболеваний для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Сказка – ложь, да в ней намек». Калугина Т.В., г. Пермь, 2003 (Департамент образования Пермской области, Областная целевая программа по усилению профилактики наркомании и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на 2001 – 2003 года).

Игры и упражнения, предложенные в используемых программах и пособиях, применяются с учетом уровня развития детей (упрощаются или усложняются).

Программа рассчитана на учащихся 4 классов в возрасте от 10 до 11 лет (8 вида). Она построена по блочно-модульному принципу.

Распределение основных разделов программы по годам обучения

Наименование раздела

4кл.

1.

Секреты мира эмоций и чувств

9

2.

Невербальное и вербальное общение

10

3.

Конструктивное общение

6

4.

Культура поведения

8

Всего за год:

33

Временная организация занятий

Разработанная программа предполагает 33 часа из расчета, что занятия проходят 1 раз в неделю.

В конце учебного года можно провести 1-2 специальных занятия, используя при этом подобранные диагностические методики.

При необходимости, для расширения темы можно использовать время от сокращения раздела «секреты взаимоотношений» (в который включены в основном психокоррекционные сказки).

В процессе проведения занятий по каждому блоку соответствующего года обучения решаются следующие задачи:

1. Секреты мира эмоций и чувств

Сохранение психологического здоровья через:

- развитие рефлексии, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков

- развитие стрессоустойчивости, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации

Обеспечение эмоциональной стабильности

Развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ

Формирование положительного образа своего тела, принятие себя.

2. Культура поведения

Формирование коммуникативных навыков:

- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих способностей и возможностей

- принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста и статуса

Проигрывание конфликтных ситуаций в семье

Исследование семейных ситуаций

Обучение выбору наиболее эффективных способов поведения

3. Секреты взаимоотношений

Освобождение от отрицательных эмоций

Формирование способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей

4. Профилактика СОЗ

Повышение уровня информированности об основных СОЗ, представляющих опасность для жизни и здоровья

Обучение умению делать оптимальный выбор в сложной жизненной ситуации

Формирование навыков сопротивления к приобщению употребления ПАВ

Развитие умения устанавливать и поддерживать оптимальные межличностные отношения

5. Навыки жизни

Формирование представления об ответственности и ее видах

Помощь в осознании собственной ответственности за какое-то дело

Общие принципы проведения занятий

Имеет смысл регулярно в начале и в конце логически завершенной части программы (темы) или в конце занятия проводить совместную рефлексию.

Надо уметь гибко реагировать на вопросы детей, быть готовыми беседовать о том, что из изучаемого предмета в настоящий момент их интересует больше всего. В то же время, отвечая на вопросы детей, следует создавать «зону неотчетливости знаний», иногда оставляя вопрос нерешенным, тем самым, побуждая детей к самостоятельной познавательной деятельности, умышленно создавая некоторое интеллектуальное напряжение.

В основу занятий желательно, чтобы был положен принцип Л.С Выготского «от диагностики отбора – к диагностике развития»: обучая ребенка, важно еще и изучать его, уделяя внимание зоне его ближайшего развития, его успехам и возможностям.

Целесообразно включать игру в учение и учение в игру.

В ходе занятий необходимо поддерживать не только даже небольшой успех ребенка, но и его усилия, прилагаемые для получения результата.

Для более успешной формы работы имеет смысл привлекать других педагогов (совместное выполнение домашних заданий, акцентирование внимания ребенка на изучаемой теме в течении недели).

Внимательное и заинтересованное отношение к развитию индивидуальности каждого ребенка, принятию его и заботе о его психическом благополучии обеспечивает положительный психологический климат в группе, создает условия для самораскрытия, саморазвития, свободной познавательной активности детей, при этом акцент ставится не на поддержании дисциплины, а на создании творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы.

На занятиях моделируются такие ситуации, в которых можно пережить какую-либо жизненную коллизию, а затем поделиться своими впечатлениями, переживаниями и найти оптимальный выход.

В структуру занятий вводятся ритуалы встреч и прощаний, упражнения на релаксацию и психотерапевтические сказки по теме.

Важно придерживаться следующих правил оценивания детей:

Оценивать стоит действие, поступок ребенка, а не личность; нельзя давать обобщенных характеристик-ярлыков; надо стараться обходиться без категоричных высказываний типа «всегда», «никогда».

В начале и в конце высказывания следует обязательно сказать о том позитивном, что видите в поступке ребенка, в середине – сформировать замечание.

Необходимо давать ребенку конструктивную оценку, показать ему положительные перспективы его развития.

Каждый ребенок развивается как личность, если видит свой прогресс и результаты своего развития, поэтому сравнивать достижения ребенка можно только с его же предшествующими результатами, но не с результатами других детей.

В ходе работы имеет смысл постепенно все более задействовать взаимооценку и самооценку.

Оборудование и оснащение кабинета

Для того, чтобы проводить занятия, необходимо иметь следующее:

Компьютер с хорошей акустической системой

Ковер на полу

Мягкие игрушки (большие и маленькие)

Карандаши, краски, пластилин – каждому ребенку

Наглядные пособие и раздаточный материал

Проектор (или доступ в мультимедийный зал).

Содержание программы

Материал, предлагаемый для изучения, расположен в порядке усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков. Темы занятий, цели и задачи отражены в тематическом планировании каждого года обучения.

I блок. Секреты мира эмоций и чувств

Радость. Что такое мимика, жесты – учить распознавать эмоцию радости, изображать средствами мимики и выразительных движений.

Радость. Как ее доставить другому – обыграть способы доставления другому человеку радости.

Страх. Его относительность – обсуждение причин возникновения страха; акцент на понимание того, как можно бояться за другого человека.

Как справиться со страхом – знакомство со способами преодоления страха.

Гнев. С каким чувством он дружит – знакомство с эмоцией гнева, выяснение с какими чувствами он возникает параллельно.

Может ли гнев приносить пользу – обсуждение вреда или пользы гнева.

Разные чувства – закрепление знаний об изученных эмоциях, отображение их через художественные изображения.

Заяц – Коська и Родничок – беседа о воде, гимнастика для глаз, отрегулирование чувства страха.

Ежик и море – беседа о голосах природы, отрегулирование чувства печали, самомассаж пальцев рук.

II блок. Культура поведения

Какой «Я» - выявление эмоциональных доминант, привитие дружелюбности.

Какой ты – расширение знаний друг о друге, развитие навыка взятия и дачи интервью.

Качество людей – формирование понятия о качествах людей, расширение знаний друг о друге, подчеркивание важности добрых слов и доброго отношения к окружающим.

Школьные трудности – проигрывание ситуаций возникновения школьных трудностей, поиск путей выхода.

Трудности дома – проигрывание ситуаций возникновения трудностей дома, поиск путей выхода.

Волшебное слово – снять чувство обиды на близких членов семьи; создать атмосферу принятия ребенка в семье.

Друг детства – формировать положительную установку на свое прошлое; снять чувство обиды на прошедшие события; создать доброжелательную атмосферу в группе.

Самый счастливый день – учить чувствовать ответственность за собственные поступки, учить умению ставить себя на место другого члена семьи, понимать его чувства и действия.

III блок. Секреты взаимоотношений

Баба Яга – освободить от отрицательных эмоций, снять агрессивность, формировать положительные принятия детьми друг друга.

Кощей Бессмертный - освободить от отрицательных эмоций, снять конфликтность в группе, развивать способность управлять собственным телом и состоянием.

Иванушка Дурачок – формировать положительный «я - образ» у детей, учить реально воспринимать свои достоинства и недостатки, развивать уверенность в себе.

Медведь - создать в группе атмосферу безопасности, стимулировать межличностные контакты, развивать доброжелательность друг к другу.

Илья Муромец - формировать положительный «я - образ», развивать уверенность и ответственность за принимаемые решения.

Василиса Премудрая – учить адекватно оценивать свое отношение к окружающим и окружающих к тебе, развивать способности видеть собственные недостатки и достоинства.

IV блок. Профилактика СОЗ

Давайте жить дружно! («Три поросенка») – развитие коммуникативных навыков, формирование умения принимать совместные решения.

Скажи «Нет» опасным людям («Цветик – семицветик») – развитие навыков критического восприятия незнакомых взрослых; закрепление в играх позы отказа, уверенности когда нужно отказать.

Доктор Айболит предупреждает…(«Доктор Айболит») – формирование отрицательного отношения к курению, обучение навыкам отказа.

Не пей! – козленочком станешь («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») – расширение представления детей об алкоголе и последствиях его употребления, формирование отрицательного отношения к алкоголю, обучение навыкам отказа.

А лев предупреждал! («Волшебник Изумрудного города») - формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение навыкам отказа.

Давайте жизнь свою любить («Капризка») – информирование детей о преимуществах здорового образа жизни.

V блок. Навыки жизни

Я могу и делаю. Зачем нужна ответственность – дать начальное представление об ответственности и ее видах; возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и тоже; учить принимать на себя разные виды ответственности; показать как осознание ответственности помогает чувствовать себя лучше.

Ответственность: шаг за шагом – снижение тревожности в ситуациях взятия на себя ответственности за какое – то дело; ознакомить детей со способами выполнения сложных поручений.

Ответственность в школе, или поручения – дать возможность почувствовать, как почетно иметь обязательства; помочь осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.

Пойдешь на право…или я в ответе за свой выбор – помочь осознать, что в повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить с понятием ответственности за свой выбор.

Перечень литературы:

г. Красноярск, 1999 (Министерство общего и профессионального образования РФ, Президентская программа «Дети России», Федеральная целевая программа «Дети инвалиды»).

Пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.». Минаева В.Н., г. Москва, 1999 (серия «Развитие и воспитание дошкольника»).

Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации».

Шипицына Л.Н., Воронова А.П., г. Санкт – Петербург, 1995 (Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга).

Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа», Марина Панфилова.

Программа социально – психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ирина Ярушина, г. Сургут.

Коррекционно – развивающая программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома. Наталья Новикова, г. Череповец.

Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений поведения детей «Сказкотерапия в школе». Л.Д.Короткова, г. Москва, 2006 (Серия «Воспитание человека»).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Цели и задачи

Игры и упражнения

Материалы и оборудование

I

Секреты мира эмоций и чувств (развитие психологически здоровой личности)

1

Радость.

Что такое мимика, жесты.

Учить распознавать эмоцию радости, изображать средствами мимики и выразительных движений.

Зоопарк

Рисунок радости

Покажи радость

Жест учительницы

Чтение сказки

Карточки животных, бумага, карандаши, сказка «Когда молоч-ные зубы сменились постоянными»

2

Радость. Как ее доставить другому человеку.

Обыграть способы доставления другому человеку радости.

Собираем добрые слова

Скажи мишке добрые слова

Котенок

Чтение сказки

Сказка «О муравьишке, который пошел в школу»,

игрушечный мишка

3

Страх.

Его относительность.

Обсуждение причин возникновения страха; акцент на понимание того, как можно бояться за другого человека.

Темноты можно бояться, темноты не нужно бояться

Рисование

Закончи предложение

Чтение сказки

Незаконченные предложения, сказка «Мы просто очень боимся за вас», «Темноландия»

4

Как справиться со страхом.

Знакомство со способами преодоления страха.

Страшные персонажи телеэкрана

Придумай веселый конец

Картинная галерея

Чтение сказки

Бумага, восковые мелки, сказка «Маленькая Луна»

5

Гнев. С каким чувством он дружит.

Знакомство с эмоцией гнева, выяснение с какими чувствами он возникает параллельно.

Попугай

Покажи дневник чтение сказок

Сказки «Гнев дружит со страхом» и «Гнев дружит с обидой»

6

Может ли гнев приносить пользу?

Обсуждение вреда или пользы гнева.

Черная рука – белая рука

Разозлились – одумались

Поссорились – помирились

Чтение сказки

Сказка «О путнике и его беде»

7

Разные чувства.

Закрепление знаний об изученных эмоциях, отображение их через художественные изображения.

Попугай

Шурум-бурум

Море волнуется

Волны

Закончи предложение

Ожившее чувство

Рисунок чувств

Голубые атласные ленты, незаконченные предложения, бумага, простые карандаши

II

Культура поведения (гармонизация отношений в группе)

8

Какой «Я».

Выявление эмоциональных доминант, привитие дружелюбности.

Незаконченные предложения

Холодно – горячо

Цыганка

Чтение сказки

Незаконченные предложения, небольшая игрушка, яркий платок, сказка про дружбу

9

Какой «Ты».

Расширение знаний друг о друге, развитие навыка взятия и дачи интервью.

Незаконченные предложения

Зайка – Хвастка

Какого цвета твои глаза

Интервью

Незаконченные предложения, диктофон, большое зеркало

10

Качества людей.

Формирование понятия о качествах людей, расширение знаний друг о друге, подчеркивание важности добрых слов и доброго отношения к окружающим.

Зеленый крокодил в синей шляпе

Угадайка

Чтение сказки

Мы похожи – мы отличаемся

Сказка «Туча»

11

Школьные трудности.

Проигрывание ситуаций возникновения школьных трудностей, поиск путей выхода.

Дважды два – четыре

Покажи ситуацию

Помоги Сереже

Чтение сказки

Сказка про лвенка Пашу

12

Трудности дома.

Проигрывание ситуаций возникновения трудностей дома, поиск путей выхода.

Разные ладошки

Если я улитка

Чтение сказки

Четверостишия, сказка «Верить и стараться»

III

Культура поведения (гармонизация внутри семейных отношений)

13

Волшебное слово.

Снять чувство обиды на близких членов семьи; создать атмосферу принятия ребенка в семье.

Горячий уголек

Чтение рассказа

Обсуждение

Релаксация

Рассказ «Волшебное слово», ковер, запись спокойной музыки

14

Друг детства.

Формировать положительную установку на свое прошлое; снять чувство обиды на прошедшие события; создать доброжелательную атмосферу в группе.

Ледышка

Чтение рассказа

Релаксация

Рассказ «Друг детства», ковер, спокойная музыка

15

Самый счастливый день.

Учить чувствовать ответственность за собственные поступки, учить, умению ставить себя на место другого члена семьи, понимать его чувства и действия.

Подарок

Чтение рассказа

Релаксация

Рассказ «самый счастливый день», ковер, спокойная музыка

IV

Секреты взаимоотношений

16

Баба – Яга.

Освободить от отрицательных эмоций, снять агрессивность, формировать положительные принятия детьми друг друга.

Введение в сказку

Конкурс

Баба-Яга – костяная нога

Выпекание пряничной куколки

Творческая работа

Изображение Бабы-Яги, бумага, карандаши

17

Кощей Бессмертный.

Освободить от отрицательных эмоций, снять конфликтность в группе, развивать способность управлять собственным телом и состоянием.

Введение в сказку

Конкурс

Дракон кусает свой хвост

Заклинатели змей

Факир

Творческая работа

Изображение Змея Горыныча, бумага, карандаши, игрушка-змея

18

Иванушка – дурачок.

Формировать положительный «я - образ», учить реально воспринимать свои достоинства и недостатки, развивать уверенность в себе.

Добрый Иванушка

Творческая работа

Конкурс

Битва

Изображение героя, карандаши, бумага, игрушечные мечи

19

Медведь.

Создать в группе атмосферу безопасности, стимулировать межличностные контакты, развивать доброжелательность друг к другу.

Конкурс

У медведя во бору

Творческая работа

хоровод

Большая игрушка – медведь, карандаши, бумага

20

Илья Муромец.

Формировать положительный «я - образ», развивать уверенность и ответственность за принимаемые решения.

Илья Муромец

Беседа

Конкурс

Разведчики

Карандаши, бумага

21

Василиса Премудрая.

Учить адекватно, оценивать свое отношение к окружающим и окружающих к тебе, развивать способности видеть собственные недостатки и достоинства.

Беседа

Волшебница

Конкурс

Смешинка

Узнай по голосу

Волшебная палочка

V

Навыки жизни (формирование жизненного навыка «ответственность»)

22

Могу и делаю. Зачем нужна ответственность.

Дать начальное представление об ответственности и ее видах; возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и тоже; учить принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание ответственности помогает чувствовать себя лучше.

Приветствие

Разминка

Работа по теме

Чтение сказки

Обсуждение

Лист ватмана, маркеры, плакат «Три типа ответственности», сказка «Свет волшебной луны»

23

Ответственность:

шаг за шагом.

Снижение тревожности в ситуациях взятия, на себя ответственности, за какое – то дело; ознакомить детей со способами выполнения сложных поручений.

Приветствие

Разминка

Работа по теме

Чтение сказки

Обсуждение

Буханка черного хлеба, нож, разделочная ДОС-ка, соль, салфетки, лист бумаги голубого, розо-вого цвета с заголов-ком, по два альбомных листа, голубой и розовый карандаши, рабочая тетрадь

24

Ответственность в школе или поручения.

Дать возможность почувствовать, как почетно иметь обязательства; помочь осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.

Приветствие

Разминка

Работа по теме

Чтение сказки

Обсуждение

Два полиэтиленовых пакета, фотопортреты ребят, плакат, много однородных предметов средней величины, рабочие тетради, лист ватмана с заголовком

25

Пойдешь на право…или я в ответе за свой выбор.

Помочь осознать, что в повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить с понятием ответственности за свой выбор.

Приветствие

Разминка

Работа по теме

Чтение истории

Обсуждение

Сказка «история про Таню», фломастеры, бумага, небольшой камень

VI

Профилактика СОЗ

26

Давайте жить дружно! («Три поросенка»).

Развитие коммуникативных навыков, формирование умения принимать совместные решения.

Дружба

Гости

Светофор

Ритм

Конверты с рисунками, синие и зеленые карточкимини автобус, рисунок светофора, карандаши, бумага

27

Скажи «нет» опасным людям

(«Цветик – семицветик»).

Развитие навыков критического восприятия незнакомых взрослых; закрепление в играх позы отказа, уверенности, когда нужно отказать.

Нехочуха

Скажи НЕТ опасным людям

Бычок

Опасные ситуации

Быть по моему вели

Искусственный цветок, ватман, маркер, бумажные кирпичики, карточки с ситуациями

28

Доктор Айболит предупреждает…

(«Доктор Айболит»).

Формирование отрицательного отношения к курению, обучение навыкам отказа.

Мини беседа

Своя игра

Мой режим дня

Скажи НЕТ табакопредложению

Белый халат, ковер, спокойная музыка, ча-сы с циферблатом, кар-точки с ситуациями, бумага, восковые мелки

29

Не пей! – козленочком станешь («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Расширение представления детей об алкоголе и последствиях его упот-ребления, формирование отрицатель-ного отношения к алкоголю, обучение навыкам отказа.

Сказочная цепочка

Мини конкурс

Мини диспут

Мозговой штурм

Телесное упражнение

Изображения героев, карточки с ситуациями, ковер, бутылки с водой из под газировки

30

А лев предупреждал! («Волшебник Изумрудного города»).

Формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение навыкам отказа.

Мини беседа

Вредный маяк

Мозговой штурм

Я летаю

Маковое поле

Трансовая музыка, фланелеграф, карточки с ситуациями

31

Давайте жизнь свою любить! («Капризка»).

Информирование детей о преимуществах здорового образа жизни.

Опасный лес

Скажи ДА здоровью

театрализация

карточки ДА и НЕТ каждому

VII

Секреты мира эмоций и чувств

32

Заяц – Коська и родничок.

Беседа о воде, гимнастика для глаз, отрегулирование чувства страха.

Гимнастика для глаз

Орешки

Прохлада

Страх

Филин

Ручеек

Роднички и река

Удивление

Сугробы и солнышко

Шнур голубого цвета, синяя ткань, камни, кукла-родничок, грецкие орехи и ленточки на резинке на каждого, тюль белого цвета, половина обруча, изображение горы и лесенка

33

Ежик и море.

Беседа о голосах природы, отрегулирование чувства печали, самомассаж пальцев рук.

Колючий человек

Печаль ежика

Василек

Ежик на тропе

Утки

Голоса природы

Бабочки

Море

Игра с водой

Аппликаторы Кузнецова, разнообразные бабочки, шарф, кусочки ткани

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС»,

в 2016-2017 учебном году

Дата прове-

дения

Тема занятия

Цель раздела

I

Секреты мира эмоций и чувств

(развитие психологически здоровой личности)

1

 

Радость. Что такое мимика, жесты.

Сохранение психологического здоровья через:

 

- развитие рефлексии, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков

- развитие стрессоустойчивости, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации

2

 

Радость. Как ее доставить другому человеку.

3

 

Страх. Его относительность.

4

 

Как справиться со страхом

5

 

Гнев. С каким чувством он дружит

6

 

Может ли гнев приносить пользу?

7

 

Разные чувства

II

Культура поведения (гармонизация отношений в группе)

8

 

Какой «Я»

Формирование коммуникативных навыков:

- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих способностей и возможностей

- принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста и статуса

9

 

Какой «ТЫ»

10

 

Качества людей

11

 

Школьные трудности

12

 

Трудности дома

III

Культура поведения

(гармонизация внутри семейных отношений)

13

 

Волшебное слово

Проигрывание конфликтных ситуаций в семье

Исследование семейных ситуаций

Обучение выбору наиболее эффективных способов поведения

14

 

Друг детства

15

 

Самый счастливый день

IV

Секреты взаимоотношений

16

 

Баба - Яга

Освобождение от отрицательных эмоций

Формирование способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей

17

 

Кощей Бессмертный

18

 

Иванушка - дурачок

19

 

Медведь

20

 

Илья Муромец

21

 

Василиса Премудрая

V

Навыки жизни

(формирование жизненного навыка «ответственность»)

22

 

Могу и делаю. Зачем нужна ответственность

Формирование представления об ответственности и ее видах

Помощь в осознании собственной ответственности за какое-то дело

23

 

Ответственность:

шаг за шагом

24

 

Ответственность в школе

или поручения

25

 

Пойдешь на право… или я в ответе за свой выбор

VI

Профилактика СОЗ

26

 

Давайте жить дружно! («Три поросенка»)

Повышение уровня информированности об основных СОЗ, представляющих опасность для жизни и здоровья

Обучение умению делать оптимальный выбор в сложной жизненной ситуации

Формирование навыков сопротивления к приобщению употребления ПАВ

Развитие умения устанавливать и поддерживать оптимальные межличностные отношения

27

 

Скажи «НЕТ» опасным людям

(«Цветик - семицветик»)

28

 

Доктор Айболит предупреждает…

(«Доктор Айболит»)

29

 

Не пей! – козленочком станешь («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

30

 

А лев предупреждал!

(«Волшебник Изумрудного города»)

31

 

Давайте жизнь свою любить! («Капризка»)

VII

Секреты мира эмоций и чувств

32

 

Заяц – Коська и родничок

Обеспечение эмоциональной стабильности

Развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ

Формирование положительного образа своего тела, принятие себя.

33

 

Ежик и море

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.