Программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» 1 класс
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»
Программа коррекционного курса
«Развитие психических процессов и мелкой моторики»
1 класс
Содержание
Программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» разработана М.В. Хейдоровой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивает не только коррекцию нарушений психомоторного и речевого развития, но и способствует успешной социальной адаптации.
Настоящая рабочая программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», ст.28.
Приказа Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Положения о «Разработке адаптированной образовательной программы» № 4 от 29.08.2016г.
Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска.
Учебного плана ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска.
II. Общая характеристика программы коррекционного курса.
Методологической основой программы «Развитие психических процессов и мелкой моторики» для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями (Вариант 1) являются:
1. Концепция Л.С. Выготского об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о зоне ближайшего развития (принцип коррекции первичных нарушений через планомерное развитие ВПФ).
2. Функционально-уровневый подход С.А. Домишкевича.
Программа построена в соответствии с принципами обучения и воспитания умственно-отсталых детей. К ним относятся:
принципы деятельностного подхода, обеспечивающего взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьным материалом;
принципы интегративного характера коррекционных занятий, позволяющего решать несколько разноплановых задач в рамках одного занятия;
принципы преемственности в работе учителя, педагога-психолога, логопеда; решение в объеме одного раздела программы общих и специфических задач позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического влияния на каждого ученика;
принципы индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства, позволяющих определить индивидуальные для каждого ребенка способы и уровни выполнения задания (учитывая его возможности и уровень развития);
принцип воспитывающей и развивающей направленности (формирование стойких нравственных качеств и положительных привычек);
принцип наглядности обучения (обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениям наблюдать; обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия; использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов, предметов, явлений, действий);
принцип системности и систематичности (между составными частями занятий существует логическая связь, последующий материал опирается на предыдущий).
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для успешной адаптации к учебному процессу, усвоению новых форм общения со значимыми социальными взрослыми и формированию школьных умений.
Задачи:
Исправление недостатков мелкой моторики.
Накопление сенсорно-двигательного опыта.
Формирование умения активно взаимодействовать с внешней средой, с коллективом детей, взрослыми.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей, снятие остроневротических реакций, нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний через элементы психогимнастики и упражнений на развитие двигательных умений.
Структура занятий
Организационный момент (разминка: снятие инертности физического и психического самочувствия, активация мышечного тонуса, повышение внимания и интереса детей к занятию).
Содержательная часть может включать:
мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций (выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства чувств, порождаемых социальной средой),
задания на внимание;
тренировка школьно-необходимых умений: удерживание карандаша, ручки, ориентировка на листе, штриховка и т.п.;
психомышечная тренировка (снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и двигательной активности детей; достижение положительного настроения и поведения).
Заключительная часть (подведение итогов, закрепление чувства принадлежности к группе).
Программа состоит из разделов
Развитие восприятия
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие конструктивного праксиса
Развитие мелкой моторики
Развитие речевой коммуникации
Развитие навыков общения
Развитие элементов творчества и воображения
III. Место коррекционного курса в учебном плане.
Программа коррекционного курса «Развитие психических процессов и мелкой моторики» составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана для учеников 1 класса. Осуществляется программа в рамках внеурочной деятельности учебного плана.
Форма занятий: группа, подгруппа, индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия – 1 час в неделю на каждого обучающегося, нуждающегося в индивидуальной коррекционной работе (34 часа в год).
Программа индивидуальных занятий предусматривает увеличение или уменьшение количества часов работы по каждому разделу, в зависимости от особенностей усвоения программы обучающимся.
Количество занятий (для групповой формы работы) по программе в 1 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).
Возможно уменьшение или увеличение количества часов, в зависимости от годового календарного графика работы школы.
IV. Личностные и предметные результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых не только для успешной адаптации к переходу учащихся из младшего в среднее звено школы, но и социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
Личностные результаты отражают:
Владение элементарными навыками коммуникации и социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по коррекционному курсу «Развитие психических процессов и мелкой моторики» на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:
классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать описание объектов и явлений;
понимать временные рамки своей деятельности;
выполнять действия по инструкции;
выполнять задания с опорой на образец;
опосредовать свою деятельность речью.
Достаточный уровень:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
пользоваться элементами расслабления, саморегуляции;
группировать предметы по признакам, обозначать их словом;
конструировать простые формы из 3-4 и более элементов;
классифицировать предметы по одному или нескольким признакам.
V. Содержание коррекционного курса.
Раздел 1. Развитие восприятия (10 часов).
Развитие всех видов восприятия (слухового, тактильного, зрительного), развитие понимания формы и величины предметов в пространстве, развитие цветового восприятия. Коррегирование особенностей понимания детьми положения предметов в пространстве. Развитие целостности восприятия. Развития понимания времени (день, неделя, месяц, год). Развитие способности выделять информацию через наглядные средства обучения. Развитие и коррекция зрительно-пространственного восприятия и моторики.
Раздел 2. Развитие внимания (10 часов).
Развитие показателей устойчивости и продуктивности внимания, умения переключать и распределять внимание.
Раздел 3. Развитие памяти (10 часов). Совершенствование процессов узнавания. Развитие оперативной зрительной памяти на основе предъявления карточек с рисуночным материалом. Развитие оперативной зрительной памяти через предъявление геометрического материала. Развитие объёма слуховой памяти.
Раздел 4. Развитие конструктивного праксиса (10 часов).
Развитие умения зрительно соотносить предмет и его форму. Умение складывать модель геометрической фигуры (квадрат, круг) из простых и сложных разрезных деталей. Построение модели из плоскостного геометрического материала с опорой на модель-образец и самостоятельно.
Раздел 5. Развитие мелкой моторики (10 часов).
Развитие мелких движений пальцев рук через выполнение гимнастики и работу с мелкими предметами. Развитие точных движений рук через выполнение графических заданий в тетради.
Раздел 6. Развитие речевой коммуникации (7 часов).
Развитие умения подражать звукам живой и неживой природы. Формирование связной речи через организацию сюжетно-ролевых игр.
Раздел 7. Развитие навыков общения (6 часов).
Развитие способности к согласованному взаимодействию. Развитие позитивного отношения к одноклассникам, взрослым.
Раздел 8. Развитие элементов творчества и воображения (5 часов).
Складывание мозаики, демонстрация этюдов, дорисовывание фигур.
VI. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Результаты |
1 | Развитие восприятия №1. Развитие восприятия формы предметов в пространстве. №2. Развитие восприятия величины предметов в пространстве №3. Развитие цветового восприятия. №4. Упражнения на развитие целостности восприятия и положения предметов в пространстве. №5-7. Развитие предпосылок понимания времени (игровые упражнения на формирование понятий: день, неделя, месяц, год). №8-9. Игры на дифференцирование цвета, формы и величины предметов (игры на развитие зрительного, слухового восприятия). №10. Развитие и коррекция зрительно-пространственного восприятия и моторики. | 10 | Работа с серией предметных картинок, с геометрическими фигурами (рассматривание, называние, узнавание на ощупь, сопоставление). Работа на листах с заданиями, работа в тетради. Рисование и дорисовывание геометрических фигур. Дорисовывание фигур до конкретного образа. Сопоставление предметов по форме-величине, форме-цвету и т.д. Работа по образцу. Игры типа «4-й лишний». Раскрашивание. Подбор картинок по цвету, форме и величине. Работа с предметами ближайщего окружения («найди похожее» и т.п.). Запоминание и воспроизведение картинок (последовательных, предметных, серии картинок, «Линеек»). Игры с сенсорным песком (рисование фигур). Собирание паззлов, разрезных картинок. Работа с интерактивным столом, программой Едуплей. | Понимание, узнавание, выделение, называние формы, величины и цвета предметов, их пространственного расположения; соотнесение геометрической формы с предметами ближайщего окружения. Понимание элементарных представлений о времени. |
2 | Развитие внимания №1-5. Игры и задания на развитие показателей устойчивости и продуктивности внимания. №6-10. Игровые упражнения на развитие умения переключать и распределять внимание. | 10 | Работа на листах с заданиями, работа в тетради. Устная работа (ответы детей, задания на запоминание предметов и т.д., в т.ч. последовательное), работа с предметными и сюжетными картинками и карточками для запоминания. Запоминание слов. Задания на развитие слухового и т.д. внимания (с использованием интерактивного стола) и программы Едуплей. Выделение лишнего (на слух, по картинкам). | Улучшение концентрации внимания, его переключаемости. Повышение слуховой и зрительной активности. Повышение интереса к обучению. |
3 | Развитие памяти №1-3. Совершенствование процессов узнавания. №4-5. Развитие оперативной зрительной памяти на основе предъявления карточек с рисуночным материалом. №6-7. Развитие оперативной зрительной памяти через предъявление геометрического материала. №8-10. Развитие объёма слуховой памяти. | 10 | Работа на листах с заданиями, работа в тетради (нарисуй по памяти, что запомнил). Работа с карточками и серией картинок, линейками запоминания. Устная работа (запоминание слов, предметов). Игры и задания на развитие памяти («Что изменилось?», «Сравни картинки» и т.п.). Работа с интерактивным логопедическим столом, программой Едуплей. | Улучшение процессов памяти: запоминания, воспроизведения, припоминания. Повышение ориентировки в заданиях (на слух и т.д.). |
4 | Развитие конструктивного праксиса №1-3. Развитие умения зрительно соотносить предмет и его форму. №4-6. Развитие умения складывать модель геометрической фигуры (квадрат, круг) из простых и сложных разрезных деталей. №7. Развитие умения строить модели из плоскостного геометрического материала с опорой на модель-образец. №8-9. Развитие умения самостоятельно выполнять простейшую конструкцию с опорой на план. №10. Развитие умения самостоятельно выполнять простейшие модели (дом, паровоз) из плоскостного геометрического материала. | 10 | Работа на листах с заданиями, работа в тетради: штриховка, рисование по точкам, и т.д.). Работа с конструкторами и мозаиками, разрезными картинками. Работа по образцу, простому плану. Работа с плоскостным геометрическим материалом (самостоятельное выполнение заданий). | Ориентировка на листе бумаги и в тетради. Соотнесение предмета и формы. Самостоятельное складывание простых фигур. Умение работать по инструкции и плану (неосложненный вариант). Выполнение заданий по конструированию в незначительной помощью. Умение обращаться за помощью и предлагать ее другим. Интерес к конструированию. |
5 | Развитие мелкой моторики №1-4. Развитие мелких движений пальцев рук через выполнение гимнастики и работу с мелкими предметами. №5-10. Развитие точных движений рук через выполнение графических заданий в тетради. | 10 | Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики в том числе и с мелкими предметами, мячами (шипованными, и др.) с речевым сопровождением. Работа с сенсорным песком. Штриховка. Шнуровка. Рисование (по клеткам, по точкам и т.п.). Раскрашивание. Лепка. «Танец» пальчиков. Пальчиковый театр, игры. Теневой театр. | Развитие ручной умелости, мелкой моторики, точных движений. Подготовка руки к письму. |
6 | Развитие речевой коммуникации № 1-3. Развитие умения подражать звукам живой и неживой природы. №4-7. Формирование связной речи через организацию сюжетно-ролевых игр. | 7 | Заучивание небольших предложений, речёвок, стихотворений и попевок. Прослушивание и подражание (воспроизведение) звуков живой и неживой природы. Коммуникативные игры: «Список покупок», «Я одеваюсь» и т.д. – с последовательным перечислением предметов и т.п. Игры «Давай познакомимся!». | Развитие связной устной речи, слухового внимания. |
7 | Развитие навыков общения №1-6. Развитие способности к согласованному взаимодействию. Развитие позитивного отношения к одноклассникам, взрослым. | 6 | Игры на общение. Мимические и пантомимические упражнения. Задания на | Формирование элементарных навыков общения с окружающими. Умение общаться с разными людьми (различение: друг, мама, учитель, чужой человек и т.д.). |
8 | Развитие элементов творчества и воображения №1-2. Развитие элементов творчества через дорисовывание геометрических фигур. №3. Развитие элементов воображения через игру «Кляксы». №4-5. Развитие элементов воображения и памяти через игру «Запомни и нарисуй». | 5 | Работа в тетради. Работа на карточках. Рисование. Дорисовывание фигур до определенного образа. Работа с красками. Нетрадиционные формы рисования. Складывание мозаики. Игры на запоминание предметов и изображений (в т.ч. по рисункам детей, подготовка к пониманию схем). | Развитие творчества и воображения. Умение самостоятельно (с незначительной помощью) дорисовывать предметы и элементы фигур до определенного образа. |
68 |
VII. Материально-техническое обеспечение.
Дидактические материалы:
блоки Дьенеша
игра «Запоминайка»
игра «Лабиринты»
игра «Найди по описанию»
игра «Найди различие»
игра «Узнай меня»
игра «Что лишнее?»
игра-лото «Детям о времени»
игрушки-антистресс
картинки предметные
картинки сюжетные
конструктор геометрический «Учись играя»
копировально-множительный экран «Мираж»
ксилофон
куб «Вкладыши»
кубики Кооса
кубики с картинками 4-12 деталей
материалы для конструирования и аппликации (ножницы, клей, кисточки, подставки для кисточек, баночки для воды, листы бумаги разного формата и цвета и т.д.)
мозаика
мячи
паззлы
природные и бросовые материалы (шишки, сухие листья и т.п.)
трафареты
цветные счетные палочки Кюизенера
шнуровка «Бусы»
шнуровка «В лесу»
шнуровка «Животный мир»
волшебный мешочек «Геометрия»
игровой набор «Дары Фребеля»
конструктор «Машина» из дерева (грузовик «Собери сам»)
Оборудование и приборы:
аудиторная доска
игровой мат «Сенсорная полянка»
игровой набор для экспериментов с песком, песок сенсорный
интерактивный стол логопеда KidTouch 32
многофункциональное устройство
моноблок
мягкий модуль «Теремок»
парты по количеству детей
система EduPlay (программно-методические материалы)
стулья по количеству детей
Литература.
Алябьева, Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками [Текст]: практическое пособие / Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, - 2008.-157 с.
Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании [Текст]: монография. Часть 1.: Функционально-уровневый подход в психолого-педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. – Иркутск, 2002.-145 с
Ковалько, В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминутки [Текст]: практическое пособие /В.И. Ковалько. - Москва: ЭКСМО, 2007.-210 с.
Узорова, О.В. Игры с пальчиками [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ Астрель, 2006.-113 с.
Электронные образовательные ресурсы:
http://kssovushka.ru (практические материалы)
http://nsportal.ru (методическая копилка)
http://pochemu4ka.ru (практические материалы, занятия, рекомендации)
http://poskladam.ru (практические рекомендации, занятия, разработки мероприятий, художественное слово)
http://razumniki.ru (мероприятия, занятия, художественное слово, игры)
http://www.fzr.ru (занятия, разработки мероприятий)
http://www.razvitierebenka.com (развитие ребенка)
http://www.uchportal.ru (учительский портал)
https://yandex.ru «Звуки природы», «Звуки леса», подборка классической музыки
www.1-sept.ru (журнал, статьи по образованию и педагогике)