Рабочая программа кружка «Юный лингвист» (8 класс)
Ростовская область Родионово-Несветайский район х. Выдел
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
« Выделянская средняя общеобразовательная школа»
« Утверждаю»
Приказ от _____________№_______
Директор МБОУ « Выделянская СОШ»
____________________С.А. Сухоконь
м.п.
Рабочая программа кружка «Юный лингвист»
Количество часов: 36
Учитель Киянова Людмила Андреевна
2017 год
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью деятельности учителя. Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к предмету сформировать желание обращаться к различным источникам для знакомства с новыми фактами и явлениями, для получения дополнительной информации. Одним из средств вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность является олимпиада, которая является действенной формой внеклассной работы, способствующей развитию у школьников интереса к родному языку и словесности, выявлению одаренных и талантливых учащихся, формированию положительной мотивации учения. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, возможность своего маленького открытия.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
подготовка учащихся к выполнению различного вида олимпиадных заданий по русскому языку, дать рекомендации по работе над ними;
развитие навыков пользования справочной литературой и словарями;
формирование практических умений применения знаний в нетиповой ситуации
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых на уроках русского языка, предусмотрены темы, которые даются более углублённо. Предусмотрены занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Рабочая программа кружка составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189);
Локальный акт о структуре рабочей программы МБОУ «Выделянская СОШ»;
Учебный план МБОУ «Выделянская СОШ» на 2017-2018 уч.г.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
уметь выполнять различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
знать различные виды анализа языковых единиц;
уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
Курс рассчитан на 36 часов, предназначен для учащихся 8-11 классов.
Содержание тем курса
Раздел 1. Из истории русского языка(6ч.) Из история языка. Возникновение славянской письменности. Языки мира. Родственные связи языков. Генеалогическое древо индоевропейских языков. Языки живые и мертвые . Классификация славянских языков. Русские учёные-лингвисты.
Раздел 2.
Культура речи (6ч.) Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. Трудные случаи акцентуации. Лексические нормы русского литературного языка. Грамматические, нормы русского литературного языка.
Раздел 3. Выразительность русской речи (8ч.) Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в зависимости от языковой ситуации. Средства выразительности речи. Фонетические средства выразительности. Словообразовательные средства выразительности. Лексические средства выразительности. Морфологические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности.
Раздел 4. Фонетика и орфография русского языка (3ч.) Фонетическая система русского языка. Фонетический разбор. Связь фонетики и орфографии.
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация русского языка (3ч.) Словосочетание и предложение. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения.
Раздел 6. Морфемика и словообразование русского языка (2ч.) Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов. Работа со словообразовательным словарём.
Раздел 7. Стилистика и культура речи (2ч.) Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго.
Раздел 8. Литературоведение и работа с текстом(6ч.) Тропы. Фигуры речи. Определение художественно-выразительных средств в тексте. Фразеологизмы. История их происхождения. Крылатые слова и выражения. Комплексный анализ художественного текста.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Юный лингвист»
№ |
Наименование тем курса |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Форма контроля |
Дата проведения |
||||||||
План |
Факт |
||||||||||||
Из истории русского языка(6ч.) |
|||||||||||||
1 |
История языка. Возникновение славянской письменности. |
1 |
работа с источником информации: составление тезисов лекции |
творческая работа «Прогулка по славянским местам» |
7.09 |
||||||||
2 |
Языки мира. Родственные связи языков. |
1 |
решение лингвистических задач |
игра «Переводчик» |
14.09 |
||||||||
3 |
Генеалогическое древо индоевропейских языков. Языки живые и мертвые . |
1 |
составление опорного конспекта |
устное выступление |
21.09 |
||||||||
4 |
Классификация славянских языков. |
1 |
выпуск лингвистической газеты |
конкурс газет |
28.09 |
||||||||
5-6 |
Русские учёные-лингвисты. |
1 |
проектная деятельность |
Создание презентации, буклета |
5.10 12.10 |
||||||||
Культура речи (6ч.) |
|||||||||||||
7 |
Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. |
1 |
тестовая работа |
Тест |
19.10 |
||||||||
8 |
Трудные случаи акцентуации. |
1 |
работа со словарем |
защита орфоэпического словаря учащегося |
26.10 |
||||||||
9 |
Лексические нормы русского литературного языка |
1 |
решение лексических задач |
творческая работа |
2.10 |
||||||||
10 |
Лексические нормы русского литературного языка. |
1 |
решение лексических задач |
тест |
9.11 |
||||||||
11 |
Грамматические, нормы русского литературного языка. |
1 |
решение грамматических, синтаксических задач |
тест |
16.11 |
||||||||
12 |
Творческая работа «Я работаю корректором». |
1 |
редактирование текста |
статья в школьную газету |
23.11 |
||||||||
Выразительность русской речи (8ч.) |
|||||||||||||
13 |
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в зависимости от языковой ситуации. |
1 |
анализ текста |
практическая работа |
30.11 |
||||||||
14 |
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в зависимости от языковой ситуации. |
1 |
анализ текста |
практическая работа |
7.12 |
||||||||
15 |
Средства выразительности речи. |
1 |
анализ текста |
практическая работа |
14.12 |
||||||||
16 |
Фонетические средства выразительности. |
1 |
анализ текста |
практическая работа |
21.12 |
||||||||
17 |
Словообразовательные средства выразительности. |
1 |
анализ текста |
практическая работа |
28.12 |
||||||||
18 |
Лексические средства выразительности. |
1 |
анализ текста |
практическая работа |
11.01 |
||||||||
19 |
Морфологические средства выразительности. |
1 |
анализ текста |
практическая работа |
18.01 |
||||||||
20 |
Синтаксические средства выразительности. |
1 |
анализ текста |
взаимозачет |
25.01 |
||||||||
Фонетика и орфография русского языка (3ч.) |
|||||||||||||
21 |
Фонетическая система русского языка. |
1 |
решение фонетических задач |
тест |
1.02 |
||||||||
22 |
Фонетический разбор |
1 |
решение фонетических задач |
тест |
8.02 |
||||||||
23 |
Связь фонетики и орфографии. |
1 |
решение задач повышенной сложности |
словарный диктант |
15.02 |
||||||||
Синтаксис и пунктуация русского языка (3ч.) |
|||||||||||||
24 |
Словосочетание и предложение. |
1 |
тренировочные упражнения. |
практическая работа |
22.02 |
||||||||
25 |
Синтаксические синонимы. |
1 |
конструирование предложений и словосочетаний |
практическая работа |
29.02 |
||||||||
26 |
Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. |
1 |
решение задач повышенной сложности |
самостоятельная работа |
7.03 |
||||||||
Морфемика и словообразование русского языка (2ч.) |
|||||||||||||
27 |
Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов. |
1 |
тренировочные упражнения. |
тест |
14.03 |
||||||||
28 |
Работа со словообразовательным словарём. |
1 |
исследовательская работа |
взаимозачёт |
21.03 |
||||||||
Стилистика и культура речи (2ч.) |
|||||||||||||
29 |
Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. |
1 |
тренировочные упражнения |
самостоятельная работа |
28.03 |
||||||||
30 |
Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго. |
1 |
тренировочные упражнения |
практическая работа |
4.04 |
||||||||
Литературоведение и работа с текстом(6ч.) |
|||||||||||||
31 |
Тропы. Фигуры речи. |
1 |
работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий |
взаимозачёт |
11.04 |
||||||||
32 |
Определение художественно-выразительных средств в тексте |
1 |
работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий |
взаимозачёт |
18.04 |
||||||||
33 |
Крылатые слова и выражения. |
1 |
исследовательская работа |
публичное выступление |
25.04 |
||||||||
34 |
Фразеологизмы. История их происхождения |
1 |
исследовательская работа |
устное сообщение |
16.05 |
||||||||
35 |
Комплексный анализ художественного текста. |
1 |
составление тезисов лекции |
работа по плану |
23.05 |
||||||||
36 |
Комплексный анализ художественного текста. Практическая работа. |
1 |
работа с текстом |
Практическая работа. |
30.05 |
Литература для учителя.
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку /авторы-составители: Г.М.Вялкова, Н.Н.Некляева.-М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
Литература для учащихся.
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку /авторы-составители: Г.М.Вялкова, Н.Н.Некляева.-М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
Различные справочники и словари.