Программа кружка «Юный журналист» (8–9 классы)

6
0
Материал опубликован 30 July 2017 в группе

Авторы

Легоцкая Вера Сергеевна,

Радькова Юлия Николаевна,

Щербакова Екатерина Александровна,

учителя русского языка и литературы 

МБОУ "Гимназия №5" г.Брянска

Программа включает четыре раздела:

«Пояснительная записка», где представлена общая характеристика работы кружка; сформулированы цели изучения журналистики во внеурочной деятельности; дано описание ценностных ориентиров содержания учебного материала; принципы и подходы к формированию программы; результаты изучения журналистики на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

«Содержание изучаемого курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в тематические блоки.

«Учебно-тематический план», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, с учетом разделения на изучение теории и практические занятия, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где обосновывается обращение к современным педагогическим технологиям, дается характеристика целесообразных методов и форм обучения, необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность работы кружка «Юный журналист», приведена примерная структура учебного занятия, указан список литературы для учителей и учащихся.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закон РФ «Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Планируемые результаты основного общего образования.

Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Филология 5 – 9 классы; Литература 5 – 9 классы.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва).

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189).

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» от 27.04.2007 № 03-898;

Устав МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает интеллект. Именно внеурочная деятельности создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, раскрытия творческого потенциала. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. Сейчас творческий процесс по-настоящему не изучен. Известный писатель и журналист К.Паустовский писал следующее: «Главное – это попасть на творческую волну. Бывает, что не можешь написать ни одной живой строчки, мучаешься, злишься на себя. И вдруг возникает момент, когда материал организуется сам собой, и память вместе с воображением подает вам все нужное для того, чтобы получилась законченная статья или рассказ. Поэтому никогда не нужно отчаиваться, а надо пробовать и пробовать, чтобы войти в творческий строй». Вот именно для того, чтобы помочь ребенку попробовать свои силы в словесном выражении мыслей и чувств, «попасть на творческую волну», почувствовать себя успешным и востребованным, и разработана программа кружка «Юный журналист».

С другой стороны, актуальность программы обусловлена тем, что в школе обучающиеся получают недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Между тем в современной  жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им  люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.  СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания. Значит, работа кружка по изучению журналистики будет востребована в средней школе.

В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о журналистике, ее истории, истории печатного дела, особенностях различных жанров журналистики. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.

Новизна программы

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. В этом программа близка существующей программе по русскому языку и опирается на нее. (Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Филология 5 – 9 классы.)

Однако программа «Юный журналист» расширяет границы изучения языка в школьном курсе и предусматривает знакомство и практическое освоение многих разделов лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в «Программу» включены вопросы «Культура речи», причем акцент сделан на практическое освоение понятий лингвистики. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету. В этом новизна данной прораммы и ее отличие от программ, реализуемых в ОУ.

Отличительной особенностью содержания данной программы является и то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлечённых людях, усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формированию у них навыков алгоритмического мышления, пониманию компьютера как современного средства обработки информации; получению практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнение практических работ.

Педагогическая целесообразность

программы «Юный журналист» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки смогут проявить свои творческие спрособности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень. Ни один другой вид человеческой деятельности не предоставляет подростку таких возможностей для самореализации, удовлетворения естественного любопытства, потребности в познании мира и человека, как журналистика. Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Положительный эффект работы кружка усилится благодаря тому, что на занятиях учащиеся смогут презентовать созданные ими работы, критически их осмысливать, строить критические суждения, формировать навыки оценки и самооценки.

Цель реализации программы:

создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению основ журналистики и освоения практических навыков; для раскрытия творческого потенциала обучающихся, для успешной адаптации в современных жизненных условиях и самоопределения в выборе жизненного пути.

В основе содержания и структуры образовательной программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа рассчитана на дополнительное образование учащихся 8-9 классов, срок её реализации – 1год.

Задачи реализации программы:

Развивающие:

- развитие образного, логического и критического мышления;

- развитие навыков устного и письменного выступления;

-формирование у ребят практических навыков журналистской работы, умения собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

-развитие интереса к общественной жизни, чтению и словесному творчеству;

-развитие способности к конструктивному и содержательному общению с людьми разных возрастов;

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического и художественно-публицистического стилей;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

- овладение основными навыками компьютерных программ.

Воспитывающие:

- воспитание нравственных основ личности будущего журналиста,

-воспитание культуры поведения, культуры чтения периодической печати.

Принципы и подходы к формированию программы

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии и желание овладеть навыками журналистской работы; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах. Именно поэтому особенностью методики проведения занятий в кружке является тесная связь теоретической и практической частей.

При организации работы кружка основное внимание уделяется творческой индивидуальной работе по созданию произведений различных жанров журналистики, а также работе по совершенствованию навыков публичного выступления, пополнению словарного запаса, формированию умений согласованно действовать при коллективных формах работы. На этих занятиях ребята учатся писать сочинения различных жанров, в которых рассуждают на различные актуальные темы дискуссионного характера, опираясь на жизненный и читательский опыт. В начале учебного года составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юных журналистов является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).

Планируемые результаты освоения программы

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника. Изучение материалов, связанных с историей журналистики, элементами мировой художественной культуры, историей родного края, повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в квартал. Газета может быть тематической, содержать приложения, например, «Мой выбор», «Спортивная жизнь подростка», «Питание во время испытания» и другие. Тематика определяется общим планом работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

Программа предполагает формирование представления о профессии журналиста как о человеке особенном, который, как ученый-исследователь, анализирует картину мира, вычленяя необходимые для аргументации фрагменты из мно­жества фактов. При таком понимании его творческой деятельности на пер­вый план выходят следующие принципиальные функции: обобщение, регуляция познания, конкретизация требований к познанию. Типология методов сбора информации четко делится на два раздела: традиционные и нетрадиционные методы получения информации. В числе нетрадиционных все большее место занимают методы пограничных наук, позволяющих журналисту с большей на­учной достоверностью отражать картину мира. Идеологизация творческой деятельности в такой ситуации сводится к представлению наибольшего ди­апазона системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Плюрализм подачи ин­формации ведет и к плюрализму в отборе техники и технологии журналист­ского творчества, принципов и методов познания картины мира. Такое понимание проофессии журналиста нацеливает на формирование следующих умений:

1.Умение работать с научной, публицистической и художественной литературой.

2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.

3. Умение вести беседу, брать и давать интервью, комментировать, составлять рецензию, писать различные виды статей.

4. Умение выделять наиболее важные события, явления, связанные с наиболее актуальными вопросами, а также умение способствовать формированию у читателя макси­мально точной картины окружающей его реальности.

5. Умение собирать материал, проводить конкретные социологические опросы и анкетирование.

6. Умение определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста; определять стиль и тип речи; давать характеристику текста с точки зрения типологии и стилевой принадлежности.

7. Умение составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях.

8. Умение создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания.

9. Умение пользоваться разнообразными языковыми средствами при составлении текстов различных жанров; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Необходимо с первых формировать в сознании школьников понятие о главных задачах журналиста:

а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышле­ний, – то есть необходима достоверность;

б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объек­тивность;

в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность;

г) держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, – показ динамики и среза общест­венных мнений. (Дмитрий Туманов. Жанры периодической печати. Учебное пособие и хрестоматия. с.9)

Учащиеся должны знать:

три главных способа отображения действительности — фактографический, аналитический и наглядно-образный;

необходимые сведения из истории журналистики;

компьютерные программы, предназначенные для создания публикаций;

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения программы

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

собеседование по изученным темам (текущие и тематические);

защита практических работ;

комплексный анализ текста;

защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио;

тестирование (мини-тесты и обобщающие тесты).

Оценивать достижения учащихся можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т. д., так с помощью рейтинговой системы, учитывая сложность и уровень выполненной работы.

Формы контроля разнообразны:

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения: семинар-практикум и самостоятельная работа (выпуск собственной газеты). Итогом работы кружка станет творческий альманах, в который войдут лучшие творческие работы учащихся.

Критерии оценки индивидуальных творческих работ учащихся

Формы текущего контроля – оценки за выполнение практических работ, публикаций, работ на творческие конкурсы, за сообщения на семинарах 10- балльная дифференцированная система оценки, которая является достаточно гибкой и дает возможность понять, что у подростка получается лучше, а над чем еще следует поработать.

1. Для практических работ: (1 до 10 баллов)

- самостоятельность идеи,

- наличие четкого, явного образа, жанра,

- использование дополнительного материала,

-речевая культура, грамотность.

Для устных сообщений (докладов) на семинарах, конференциях и т.п.: (от 1 до 10 баллов)

- соответствие заявлений теме (жанру),

- наличие плана, его логичность,

- наличие письменного текста, его оформление,

- использование иллюстративного материала,

- культура речи.

2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1. Журналистика и общество.

Основные теоретические сведения. Введение. Что такое журналистика. Возникновение журналистики. История брянской журналистики. Социальные роли журналистики (производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, духовно-идеологическая, регулирующая).

Журналист: профессиональные качества, права и обязанности, принципы поведения. Известные журналисты Брянщины. Журналист и законодательство. Закон РФ о СМИ.

СМИ, их виды, функции, роль и влияние. Печатная пресса, аудиовизуальные СМИ, информационные службы. СМИ на Брянщине: история и современность. Особенности освещения информации разными СМИ. Свобода СМИ.

Детская пресса. Современные детские и подростковые СМИ. Специфика детских и подростковых периодических изданий. Беседа «Мой любимый журнал».

Практическая работа. Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами, изучение справочной литературы, работа с энциклопедиями, исследование фактов, подбор иллюстративного материала,

Анализ ситуаций, тест, изучение нормативных материалов. Обсуждение этических конфликтов в журналистской среде. Составление, утверждение и принятие «Кодекса юного журналиста».

Работа в библиотеке с подшивками брянских газет и журналов.

Психологическая игра: «Здравствуйте, я – журналист».

Упражнения (определение вида СМИ по особенностям предоставления информации), тренинг (адаптирование информации для освещения её разными видами СМИ), составление картины жизни в соответствии с информацией СМИ.

Работа с детскими и подростковыми печатными изданиями в библиотеке. Деловая игра «Идеальный журнал для подростков».

Тема 2. Журналистика как средство информации

Основные теоретические сведения. Понятие информации. Источники информации для журналиста (человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама) и способы фиксирования информации. Как находить нужную информацию.

Практическая работа. Упражнения «Внимателен ли ты?», «Ты – детектив», «Сказка». Классификация источников информации. Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами (поиск информации о брянских журналистах, погибших в годы ВОВ).

Тема 3. Жанры журналистики

Основные теоретические сведения. Принципы деления на жанры. Общая характеристика жанров. Газетно-журнальные жанры. Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие журналистских материалов. Формы подачи материалов.

Информация и заметка: сходства и различия. Превращение информации в заметку путём сбора дополнительных фактов. Корреспонденция. Трансформация заметки в корреспонденцию.

Репортаж. Особенности жанра. Виды репортажа. Тема для репортажа.

Интервью. Особенности жанра, структура. Виды интервью (информационные, проблемные, портретные, интервью-факт, интервью-мнение и др.). Правила и нормы интервью. Подготовка к интервью, составление списка вопросов.

Очерк, зарисовка, эссе: сходства и различия, характерные черты, особенности повествования. Лирическое повествование эссе. Очерк . Общая характеристика. Виды очерков. Брянские мастера очерка.

Рецензия. Структура рецензии, её типология и место в печати. Критика и рецензия. Авторское «Я».

Фельетон, его особенности и характерные черты. Разновидности фельетона. Мастера жанра.

Практическая работа. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Жанры аналитической журналистики». Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Художественно-публицистические жанры».

Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами, анализ статей брянских СМИ с целью определения жанра материала.

Семинар «Как писать статьи: советы от великих писателей».

Написание информации на заданную тему.

Практическое занятие в библиотеке: сбор дополнительных фактов к ранее написанной информации и превращение её в заметку. Написание заметки.

Исследование фактов, подбор иллюстративного материала с целью трансформации написанной заметки в корреспонденцию.

Практическое занятие в библиотеке «Как писать статьи. Применяйте активные глаголы и избегайте наречий!»

Экскурсия «в поиске темы». Подготовка и написание репортажа на найденную тему.

Сюжетно – ролевая игра: «Задай вопрос – получишь ли ответ?». Упражнение «Живая речь». Проведение интервью на заданную тему.

Написание рецензий, эссе.

Поиск очерков брянских журналистов (Н.И.Родичева, С.Г.Шермана, Я.Д.Соколова и др.) и их представление в группе.

Деловая игра по теме «Очерк».

Проба своих сил в жанре фельетона.

Упражнение «Главная улица».

Тема 4. Речь как инструмент деятельности журналиста

Основные теоретические сведения. Культура устной речи. Признаки правильной речи. Орфоэпия. Благозвучие речи.

Оформление письменной речи. Типы речи (повествование, описание, рассуждение), их языковые особенности и характерные черты. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Стили (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный) и подстили речи, их языковые особенности и характерные черты. Стилистическая окраска слов. Поиск нужного слова.

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Виды тропов, их отличительные особенности и характерные черты. Роль тропов в создании текстов различных жанров.

Фигуры речи, их виды, отличительные особенности и характерные черты. Роль стилистических фигур в создании текстов различных жанров.

Практическая работа. Упражнения «Фраза-картинка», «Вкусные слова».

Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами. Подбор иллюстративного материала (текстов разных типов и стилей речи) из брянских газет и журналов.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Стили и типы речи».

Семинар «Тропы и фигуры речи в статьях известных брянских журналистов (С.П.Кузькина, А.Г.Мехедова, Я.Д.Соколова и др.)».

«Своя игра» по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». Деловая игра «Редакция».

Совершенствование рукописи

Основные теоретические сведения. Основные приёмы редактирования текста. Правка. Виды ошибок. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

Практическая работа. Брейн-ринг по теме «Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок».

Упражнение «Лови ошибку» (по материалам брянской прессы).

Деловая игра «Корректор».

 Защита творческих работ.
Приложение 5
DOCX / 118.78 Кб


Приложение 4
DOCX / 25.75 Кб

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.