Программа кружка «Друзья ЗОЖ» для 12-15 лет
Программа кружка
«Друзья ЗОЖ»
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 – 15 лет
Срок реализации - 2 года
Пояснительная записка
Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать, что здоровье необходимо беречь и приумножать.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить основы здорового образа жизни. Необходимо научить ребят более полно раскрыть и использовать свой биологический потенциал в повседневной жизни. Именно такую цель я ставила перед собой, создавая программу кружка.
Занятия помогут ребятам сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, повысить интерес к предмету, расширить знания в сфере биолого-экологических наук, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологии человека, оценки состояния здоровья, иммунитета, основных закономерностей функционирования организма. Отдельные темы используются в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях.
На занятиях кружка ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Здоровья, спортивных соревнований, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.
Цель: сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья
Задачи:
1 год обучения
Расширить знания учащихся по экологии человека;
Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, опорно-двигательной системы;
Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
Обучить конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности, анкетирования, социологического опроса.
2 год обучения:
Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики некоторых видов заболеваний;
Обучить способам выхода из стрессовых ситуаций;
Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
Вооружить ребят знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оказания первой медицинской помощи;
Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Девиз работы: «Узнал сам – научи других!»
Программа кружка «Друзья ЗОЖ» рассчитана на 2 года обучения и включает в себя 68 часов учебного времени (по 34 часа каждый год) из них: 15 часов лекций, 37 ч- практикумов и 16 ч – семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях кабинетов-лабораторий.
Учебно – тематический план
1 год обучения
Раздел, тема |
Теория |
Практика |
Итого |
1.Иммунитет на страже здоровья |
4 |
5 |
9 |
2.Вредные привычки |
3 |
3 |
6 |
3.Движение - жизнь |
4 |
6 |
10 |
4.Пища наша |
4 |
5 |
9 |
Итого |
15 |
19 |
34 |
2 год обучения
Раздел, тема |
Теория |
Практика |
Итого |
Экология города |
3 |
6 |
9 |
Береги зрение с молоду |
3 |
3 |
6 |
До приезда скорой помощи |
6 |
4 |
10 |
Жизнь без стресса |
4 |
5 |
9 |
Итого |
16 |
18 |
34 |
Содержание программы
1 год обучения
«Иммунитет на страже здоровья»
Работа по этой теме проводится в течение 1 четверти (9 часов)
Теоретические знания: иммунитет, виды иммунитета, значение и механизм иммунитета, онкологические заболевания, профилактика онкологических заболеваний, аллергия, аллергены, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний.
Практикум: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, оформление стенда «Осторожно – грипп!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций
Практическая работа:
«Оценка состояние противоинфекционного иммунитета»
Темы работ:
Исследовательские:
Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма
Влияние времени года на заболеваемость вирусными болезнями
Прививка: «за» и «против» (опрос учащихся школы)
Реферативные:
Грипп.
Профилактика вирусных болезней
Лекарственные растения на страже иммунитета
Творческие:
Создание сценария классного часа по теме
«Вредные привычки»
Работа проводится во 2 четверти (6 часов)
Теоретические знания: вредные привычки человека, пагубные пристрастия, эйфория, наркогенные вещества. Табакокурение, алкоголизм, наркомания. Влияние вредных веществ на организм подростка. Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Я выбираю здоровье!», создание презентаций, проведение акции «Листовка в подъезд».
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся школы «Я и вредные привычки»
Соцопрос «Почему я начинал курить?»
Реферативные:
История табакокурения
Влияние никотина (алкоголя, наркотиков) на организм
Как бросить курить?
Творческие:
Создание сценария классного часа
Листовка «Брось курить!»
«Движение – жизнь»
Работа проводится в 3 четверти (10 часов)
Теоретические знания: опорно-двигательная система человека, условия ее формирования, болезни ОДС, меры профилактики искривления позвоночника и плоскостопия, анаболики, стероиды, гормоны. Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия. Практикумы: анкетирование, опросы, исследования, оформление стенда «Движение – жизнь!», проведение конкурса фотографий «Спорт и моя семья», подготовка и проведение общешкольного Дня Здоровья, создание презентаций.
Практические работы:
Действие нагрузки на работу сердца
Рефлекторный приток крови к мышцам
Определение правильности осанки, наличия плоскостопия
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование «Спорт в моей жизни и жизни моей семьи»
Оценка состояния физического здоровья.
Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.
Оценка общего состояния здоровья с помощью теста МПК
Определение состояния сердечно - сосудистой системы с помощью пробы Марина
Реферативные:
Польза движений в судьбах великих людей
Влияние двигательной активности на организм
Гиподинамия – болезнь века
Правила тренировки
Творческие:
Разработка комплекса упражнений для различных групп учащихся.
«Пища наша»
Работа проводится в 4 четверти (9 часов)
Теоретические знания: питательные вещества, вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты и вредные вещества пищи. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами. Рациональное питание. Культура питания. Диета.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение общешкольного конкурса «Пир горой», оформление стенда «Есть, чтобы жить», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практическая работа «О чем расскажет упаковка»
Темы работ:
Исследовательские:
Определение интенсивности обмена веществ в состоянии покоя и дозированной нагрузки
Определение энергозатрат
Соцопрос «Диета: «за» и «против»
Анализ самонаблюдения «Мой режим питания»
Реферативные:
Блюда национальной кухни
Диета и здоровье
Режим питания моей семьи
Вкусовые и пищевые добавки
Творческие:
Общешкольный конкурс «Пир горой»
2 год обучения
«Экология города»
1 четверть (9 часов)
Теоретические знания: Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв. Компоненты и общие физические свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм.
Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы», оформление стенда «Город, в котором мы живем». Проведение фотоконкурса «Боль природы», создание презентаций. Написание статьи в газету.
Практические работы:
Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;
Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;
Определение наличия соединений свинца в воде в микрорайоне школы.
Определение наличия соединений свинца в почве в микрорайоне школы
Темы работ:
Исследовательские:
Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
Учебно – исследовательские проекты (долгосрочные)
Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
Экологическая характеристика родников
Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.
Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.
Определение состояния древесных растений в разных зонах города
Реферативные:
Экологический мониторинг. Методы исследования
Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека
Творческие:
Написание заметки о проведенных исследованиях в газету «Приволжская новь»
«Береги зрение с молоду»
2 четверть (6 часов)
Теоретические знания: значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, проникающее ранение глаза, катаракта, глаукома. Первая помощь при повреждении глаз. Фотоэпилепсия. Профилактика болезней органа зрения
Практикумы: анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Береги зрение с молоду», оформление стенда. Подготовка и проведение классных часов.
Практические работы:
Сужение и расширение зрачка
Принцип работы хрусталика
Обнаружение «слепого пятна»
Мигательный рефлекс
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся
Исследование «Уровень зрения учащихся нашей школы»
Реферативные:
Гигиена органов зрения
Фотоэпилепсия. Что это такое?
Режим работы на компьютере.
Гимнастика для глаз на каждый день.
Не верь своим глазам – иллюзия
«До приезда скорой помощи»
3 четверть (10 часов)
Теоретические знания: Травмы. Вывих, растяжение, перелом, шина. Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка. Грипп, туберкулез, рак, отек, электротравма, обморок, реанимация. Ожог, обморожение. Терморегуляция, тепловой и солнечный удар. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, отравлении, кровотечении. Оформление стенда в кабинете биологии «Уголок безопасности». Конференция «Это должен знать каждый», игра «До приезда скорой помощи»
Темы работ:
Исследовательские:
Анкетирование учащихся школы «Умею ли я оказать первую помощь»
Реферативные:
Профессия – врач.
МЧС на службе человека.
Это должен знать каждый.
Творческие:
Оформление стенда «Уголок безопасности»
«Жизнь без стресса»
4 четверть (9 часов)
Теоретические знания: Стресс, поведение человека. Закономерности работы головного мозга, работоспособность, режим дня, учение о стрессе, устойчивость к факторам среды, эмоции. Конфликты, перенапряжение, нейтрализация эмоционального стресса, релаксация.
Практикумы: опросы, анкетирование, подготовка и проведение классных часов, оформление стенда «Осторожно – стресс!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций. Организация и проведение общешкольного Дня здоровья.
Темы работ:
Исследовательские:
Определение стрессоустойчивости организма;
Анкетирование учащихся «Стресс и я»
Реферативные:
Стресс – проблема 21 века
Пути выхода из стресса
Жизнь без стресса
Творческие:
Участие в организации и проведении общешкольного Дня Здоровья
Методические рекомендации
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы занятий даются приблизительные, так как всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения,
защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Каждая теме рассчитана на одну учебную четверть. Работа учащихся происходит на занятиях и во внеурочное время.
Примерное планирование тем рассмотрено в Приложение 1.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Прогнозируемые результаты.
Должны знать:
1 год обучения:
Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
Методики проведения исследований по темам;
Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем,
Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
Особенности строения, соединения костей, состав, их рост, отделы скелета, строение и виды мышц.
Особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
Распространенные болезни пищеварительной системы и правила оказания помощи
при отравлениях;
Основы рационального питания.
2 год обучения:
Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
Правила оказания первой помощи, их физиологическое обоснование;
Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Методику проведения исследований загрязнения окружающей среды;
Способы сохранения зрения, их физиологическое обоснование.
Должны уметь:
1 год обучения:
Принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
Применять коммуникативные и презентационные навыки;
Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
Проводить анкетирования, социологические опросы.
Работать с различными источниками информации.
2 год обучения:
Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
Находить выход из стрессовых ситуаций;
Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
Общения со взрослыми людьми по поводу исследований;
Использовать навыки учебно – исследовательской деятельности.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Формы контроля представлены в Приложении 2
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговые выставки творческих работ;
Участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ;
Организация и участие в общешкольных мероприятиях;
Папка подборок сценариев классных часов по темам курса;
Презентация итогов работы на заседании городского научного общества.
Список литературы смотри в Приложении 3
Приложение 1
1 год обучения
Иммунитет на страже здоровья
Время |
Деятельность |
Результат |
|
1 неделя |
Выбор темы. Введение, цели, задачи, актуализация знаний учащихся по теме. Планирование работы, формирование творческих групп, распределение заданий по группам. Поиск и подготовка анкет, методик исследования. |
Выбор темы, формирование творческих групп |
|
2 неделя |
Проведение социологических опросов, исследований. Анализ результатов этой работы. Дальнейшее планирование работы творческих групп. |
Результаты опросов. Анкетирования |
|
3 неделя |
Теория |
Практика |
Информация по темам; Оформление результатов работы творческих групп |
Иммунитет. Виды иммунитета, механизм иммунитета |
Сбор информации по выбранным темам, проведение исследований, создание отчетов творческих групп и презентаций. Подготовка к конференции. |
||
4 неделя |
Вирусные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем: ОРЗ, ОРВИ, грипп |
||
5 неделя |
Аллергия, аллергены. |
||
6 неделя |
Конференция «Иммунитет на страже здоровья». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы |
Сообщения, выступления. Презентации |
|
7 неделя |
Выбор темы классного часа, форм его проведения, сбор необходимой информации, создание сценария классного часа. |
Сценарий классного часа |
|
8 неделя |
Проведение классных часов. Оформление стенда в коридоре школы «Осторожно – грипп!» |
Стенд с информацией для всех школьников |
|
9 неделя |
Подведение итогов работы над темой. Круглый стол. |
При создании сценария классного часа руководитель кружка является консультантом. Он вместе с ребятами выбирает форму его проведения (беседа, викторина, конференция, игра, театрализованное представление для младших школьников и т.д.) Также руководитель обучает ребят технологии создания сценария классного часа с применением активных форм деятельности, чаще используется технология превентивного обучения. Таким образом, вся информация, полученная на занятиях кружка, не пропадает даром. Она выносится на школьный уровень, ребята школы знакомятся с результатами анкетирования, опросов, исследований и конкурсов. Присутствуя на круглых столах и конференциях, знакомясь с информацией на стендах, получают новую для себя информацию о здоровье, ЗОЖ.
Вредные привычки
Время |
Деятельность |
Результат |
|
1 неделя |
Выбор темы. Актуализации знаний по теме (беседа). Подготовка анкет для опросов учащихся, формирование творческих групп. Объявление о конкурсе рисунков, плакатов, листовок «Я выбираю здоровье» |
Выбор темы, формирование творческих групп |
|
2 неделя |
Теория |
Практика |
Информация по темам; Оформление результатов работы творческих групп |
Проведение опроса и анкетирования. Обработка и анализ результатов. |
Сбор информации по выбранным темам, проведение исследований, создание отчетов творческих групп и презентаций. Подготовка к конференции |
||
3 неделя |
Беседа о влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм подростка |
||
4 неделя |
Конференция «Нет вредным привычкам!» Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы |
Сообщения, выступления. Презентации |
|
5 неделя |
Оформление стенда «Я выбираю здоровье», подведение итогов конкурса. Подготовка и проведение классных часов по темам творческих групп |
Стенд. Сценарии классных часов. |
|
6 неделя |
Создание листовки «Брось курить!» Проведение акции «Листовка в подъезд» |
Листовка. Акция. |
Движение – жизнь
Время |
Деятельность |
Результат |
||
1 неделя |
Выбор темы. Актуализации знаний по теме (беседа). Подготовка анкет и методик для опросов и исследований среди учащихся, формирование творческих групп. Планирование деятельности групп. |
Выбор темы, формирование творческих групп |
||
2 неделя |
Проведение соцопросов, анкетирования. Обработка и анализ результатов. Объявление о конкурсе рисунков «Спорт – это жизнь», конкурсе фотографий и сочинений «Спорт в моей семье» |
Результаты опросов |
||
неделя |
Практическая работа «Определение правильности осанки, наличия плоскостопия». Влияние неправильной осанки на здоровье. |
Сбор информации по теме, проведение исследований, подготовка к конференции, оформление результатов работы творческих групп создание отчетов и презентаций. |
Информация по темам; Оформление результатов работы творческих групп |
|
4 неделя |
Практическая работа «Действие нагрузки на работу сердца». Беседа о гигиене ССС. |
|||
5 неделя |
Практическая работа «Рефлекторный приток крови к мышцам». Тренировочный эффект. |
|||
6 неделя |
Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека. Правила проведения. |
|||
7 неделя |
Конференция «Движение – это жизнь». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы. |
Сообщения, выступления. Презентации |
||
8 неделя |
Подготовка к Дню здоровья. Написание сценариев классных часов. Оформление выставки работ учащихся: рисунков, фотографий и сочинений. |
Сценарии классного часа. Выставка работ |
||
9 неделя |
Общешкольный День здоровья (классные часы и спортивные соревнования). Подведение итогов конкурса и спортивных соревнований |
Спортивные соревнования |
||
10 неделя |
Подведение итогов. Анализ и самоанализ деятельности. |
Пища наша
Время |
Деятельность |
Результат |
||
1 неделя |
Введение в тему, актуализация знаний, подбор анкет и методик для исследования, формирование творческих групп, планирование деятельности |
Анкеты, методики, творческие группы |
||
2 неделя |
Проведение соцопросов, анкетирования. Обработка и анализ их результатов. |
Результаты опросов |
||
3 неделя |
Практическая работа «О чем расскажет упаковка» Беседа «Питательные вещества, чужеродные примеси пищи» |
Сбор информации по теме, проведение исследований, подготовка к конференции, оформление результатов работы творческих групп создание отчетов и презентаций. |
Информация по темам; Оформление результатов работы творческих групп |
|
4 неделя |
Рациональное питание и культура здоровья. |
|||
5 неделя |
Конференция «Пища наша» Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы. |
Сообщения, выступления. Презентации |
||
6 неделя |
Оформление стенда по результатам опроса и работы творческих групп. Подготовка кулинарного конкурса. |
Стенд. Сценарий конкурса |
||
7 неделя |
Проведение кулинарного конкурса «Пир горой». |
Результаты конкурса |
||
8 неделя |
Подведение итогов. Анализ и самоанализ деятельности. |
2 год обучения
Экология города
Время |
Деятельность |
Результат |
||
1 неделя |
Введение в тему, актуализация знаний, подбор анкет и методик для исследования, формирование творческих групп, планирование деятельности |
Анкеты, методики, творческие группы |
||
2 неделя |
Проведение соцопросов, анкетирования. Обработка и анализ их результатов. |
Результаты опросов |
||
3 неделя |
Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. |
Сбор информации по теме, проведение исследований, подготовка к конференции, оформление результатов работы творческих групп создание отчетов и презентаций. Консультации по поводу оформления учебно – исследовательских проектов |
Информация по темам; Оформление результатов работы творческих групп |
|
4 неделя |
Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. |
|||
5 неделя |
Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды, методы отбора проб воды. |
|||
6 неделя |
Почва. Нарушения почв. Деградация почв, свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм. |
|||
7 неделя |
Конференция «Экологическое состояние в микрорайоне школы». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы. |
Сообщения, выступления. Презентации |
||
8 неделя |
Создание статьи о результатах исследования в микрорайоне школы в газету «Приволжская новь» Оформление выставки «Боль природы» |
Статья в газету. выставка |
||
9 неделя |
Подведение итогов. Анализ и самоанализ деятельности. |
Береги зрение с молоду
Время |
Деятельность |
Результат |
||
1 неделя |
Введение в тему, актуализация знаний, подбор анкет и методик для исследования, формирование творческих групп, планирование деятельности |
Анкеты, методики, творческие группы |
||
2 неделя |
Значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Практические работы |
Сбор информации по выбранным темам, проведение исследований, создание отчетов творческих групп и презентаций. Подготовка к конференции |
Информация по темам; результаты исследований. Оформление результатов работы творческих групп |
|
3 неделя |
Гигиена зрения. Первая помощь. Просмотр видеофильма «Методика восстановления зрения» |
|||
4 неделя |
Конференция «береги зрение с молоду» Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы |
Сообщения, выступления. Презентации |
||
5 неделя |
Оформление стенда. Подготовка и проведение классных часов по темам творческих групп. |
Стенд. Сценарии классных часов. |
||
6 неделя |
Подведение итогов работы над темой. Круглый стол. |
До приезда скорой помощи
Время |
Деятельность |
Результат |
||
1 неделя |
Выбор темы. Актуализации знаний по теме (беседа). Подготовка анкет и методик для опросов среди учащихся, формирование творческих групп. Планирование деятельности групп. |
Выбор темы, формирование творческих групп |
||
2 неделя |
Проведение соцопросов, анкетирования, исследований. Обработка и анализ результатов. Планирование деятельности. |
Результаты анкетирования и исследования. |
||
3 неделя |
Вывих, растяжение, перелом. Практикум «Первая помощь при травмах» |
Сбор информации по теме, подготовка к конференции, оформление результатов работы творческих групп, создание отчетов и презентаций. Консультации по поводу оформления учебно – исследовательских проектов |
Информация по темам. Оформление результатов работы творческих групп |
|
4 неделя |
Виды кровотечение. Практикум «Распознавание и остановка кровотечения» |
|||
5 неделя |
Первая помощь при поражении органов дыхания. Практикум «Непрямой массаж сердца» |
|||
6 неделя |
Ожог, обморожение. Практикум «Первая помощь при ожогах и обморожениях» |
|||
7 неделя |
Терморегуляция, тепловой и солнечный удар. Практикум «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе» |
|||
8 неделя |
Конференция «Это должен знать каждый». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы |
Сообщения, выступления. Презентации |
||
9 неделя |
Оформление стенда в кабинете биологии «Уголок безопасности». Игра – соревнование «До приезда скорой помощи» |
Стенд Результаты игры |
||
10 неделя |
Подведение итогов. Анализ и самоанализ деятельности. |
Жизнь без стресса
Время |
Деятельность |
Результат |
||
1 неделя |
Выбор темы. Актуализации знаний по теме. Подготовка анкет и методик для опросов среди учащихся, формирование творческих групп. Планирование деятельности групп. |
Выбор темы, формирование творческих групп |
||
2 неделя |
Проведение социологических опросов, исследований. Анализ результатов этой работы. Дальнейшее планирование работы творческих групп. |
Результаты опросов. Анкетирования |
||
3 неделя |
Стресс. Закономерности работы головного мозга, явление доминанты, работоспособность, режим дня. |
Сбор информации по выбранным темам, проведение исследований, создание отчетов творческих групп и презентаций. Подготовка к конференции |
Информация по темам. Оформление результатов работы творческих групп |
|
4 неделя |
Учение о стрессе, устойчивость к факторам среды, эмоции. |
|||
5 неделя |
Конфликты, методы выхода из конфликтов. |
|||
6 неделя |
Конференция «Жизнь без стресса». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы |
Сообщения, выступления. Презентации |
||
7 неделя |
Оформление стенда «Осторожно – стресс!». Подготовка к Дню здоровья. Подготовка и проведение классных часов по темам творческих групп. |
Стенд. Сценарии классных часов |
||
8 неделя |
Общешкольный День здоровья |
Результаты спортивных соревнований |
||
9 неделя |
Подведение итогов. Анализ и самоанализ деятельности. |
Приложение 2
Формы контроля
1 год обучения
Тема |
Форма контроля |
Иммунитет на страже здоровья |
Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования. Подборка классных часов по теме, оформление стенда «Осторожно – грипп!» |
Вредные привычки |
Беседа, результаты опроса, презентация работ творческих групп по выбранным темам, конференция «Нет вредным привычкам!», проведение конкурса рисунков, листовок, плакатов по теме «Я выбираю здоровье!», подборка сценариев классных часов. Создание листовки «Брось курить!» Проведение акции «Листовка в подъезд». |
Движение - жизнь |
Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования. Подборка классных часов по теме, оформление стенда «Движение–жизнь», конкурс фотографий «Спорт и моя семья», сценарии классных часов, общешкольный День Здоровья. |
Пища наша |
Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования. Оформление стенда «Есть – чтобы жить», проведение конкурса «Пир – горой» |
2 год обучения
Экология города |
Беседа. Тестирование. Презентация работ творческих групп, результаты практических и исследовательских работ. Оформление стенда «Город, в котором мы живем». Проведение фотоконкурса «Боль природы». Участие в конференции. Статья в газету. |
Береги зрение с молоду |
Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования. Оформление стенда, проведение классных часов. |
До приезда скорой помощи |
Беседа, результаты анкетирования, опросов и практических работ. Участие в конференции «Это должен знать каждый», оформление стенда «Уголок безопасности». Подготовка и проведение игры «До приезда скорой помощи». |
Жизнь без стресса |
Беседа, результаты опросов, анкетирования. Подготовка и проведение классных часов, оформление стенда «Осторожно – стресс!», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций. |
Приложение 3
Список литературы
Для учащихся
«Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
«Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
«Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
«Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
«Биология. Человек. 8 класс» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш,Москва, Вентана – Граф, 2005
«Экология человека. 8 класс», М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина, Москва, Вентана – Граф, 2003
«Размышления о наркомании» М.И. Буянов, Москва, Просвещение, 1990
«Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
«Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
Для преподавателя
«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
«Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
«Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
«Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
«Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
«Профилактика вредных привычек» Н.И. Еременко, издательство «Панорама», Москва 2007.
«Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
«Формирование здорового образа жизни подростков», В.С. Кучменко, Л.П. Анастасова, Москва, Вентана – Граф, 2004
«Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
«Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008
«Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
«Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005