12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хайдаршина Алина Радиковна53
 

Содержание

 

Пояснительная записка________________________________________________________ 2-4

Планируемые результаты освоения программы____________________________________4

Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности

детей_______________________________________________________________________5-13

Система работы с родителями __________________________________________________13

Система мониторинга ________________________________________________________13-15

Целевые ориентиры на этапе завершения программы_______________________________16

Учебно-методическое сопровождение ___________________________________________17

Список литературы____________________________________________________________18

Пояснительная записка

Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 5-6 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика артикуляционного аппарата, умение выделять, вычленять отдельные звуки в слове, определять количество слов в предложении и др.

Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они так же проявляют интерес к другим языкам, легко и непринужденно могут запомнить небольшой по объему языковой материал на неродном языке.

Актуальность.

Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении

вторым языком. Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем.

Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на

автоматизацию речевой активности детей. Содержание обучения составляет в

первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети.

Это, прежде всего словарь, куда входят наиболее частотные слова башкирского языка,

необходимые для элементарного общения.

Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и в детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми.

Рабочая программа по развитию детей младшей группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № 11», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. 

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

5. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года);

6. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №11»;

7. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» - общеразвивающего вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа или других народов, пользующихся этим языком.

Задачи программы:

Обучающие:

- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;

-учить отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения (аудирование);

-учить правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);

Развивающие:

- развитие интереса к башкирскому языку;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. Происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.  

Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

Принцип  индивидуального  подхода.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. 

 Принцип  доступности.

Дети должны, прежде всего, изучать те  предметы и явления окружающего мира, которые им понятны и доступны.

Принцип  систематичности  и  последовательности.

Программный материал распределен таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим.

Принцип  прочности  усвоения  знаний.

В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу.

Принцип  наглядности.

Данный  принцип играет важную  роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. 

 Используются разные формы проведения занятий:

занятие – игра;

занятие – сказка;

занятие – загадка;

Методы работы:

Объяснительно -  иллюстративный (беседа, художественное слово)

Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

Исследовательский  (оценка, самооценка);

Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);

Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности);

Приёмы используемые на занятии:

Проводится 1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут в средней группе, в подготовительной группе – 30 минут. Проводятся в форме игры, что дает ребенку возможность усваивать материал в непринужденной атмосфере. На занятиях используются сюрпризные моменты, народные, хороводные , музыкальные дидактические игры, работа с демонстрационным, раздаточным материалом, слушание аудио записи, просмотр мультфильмов на башкирском языке, ознакомление детей с творчеством башкирских детских поэтов и писателей, культурой, бытом, традициями и обычаями, праздниками башкирского народа, чтение художественной литературы. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.

Планируемые результаты освоения программы

- дети научатся отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения (аудирование);

-дети научатся правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);

Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей

Старшая группа (для детей 5-6 лет)

№ занятия

Тема

Цели

Количество часов

Октябрь

     

1-2

Танышайыҡ

(Знакомство)

Дать первоначальное представление детям о башкирском языке.

Словарная работа: был, мин, һин, кем, һаумы(-һызыҙ), һау бул.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, т.

Развивать внимание и память.

50 мин.

3-4

Балалар баҡсаһы

(Детский сад)

Формировать знания детей о детском саде.

Словарная работа: балалар баҡсаһы, ҡайҙа, беҙ, өҫтәл, ултырғыс, карауат.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением һ, у, и, а, ы, о.

Воспитывать любовь и уважение башкирскому языку.

50 мин.

Ноябрь

     

5

Уйын бүлмәһе

(Игровая)

Познакомить детей с названиями игрушек- туп, шар, ҡуян, айыу, уйынсыктар.

Развивать память, внимание, мышление, расширять знания об окружающем, обогащать словарный запас.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением и, а, ы, о.

25 мин.

6

Минең әсәйем, атайым

(Моя мама, папа)

Формировать знания детей по теме «Семья», учить называть людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим.

Словарная работа: әсәй, атай, минең атайым, әсәйем.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, к, р.

Повторить и закрепить ранее изученные слова и грамматические конструкции: Һаумы, Айгөл! Һаумыһығыҙ, Алина Радиковна! Был-кем? (нимә?) Был ҡурсаҡ-Айгөл.

25 мин.

7

Минең туғандарым

(Мои родственники)

Формировать знания детей по теме «Семья», учить называть людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим.

Словарная работа: ҡусты, ағай, апай, һеңле.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением х,ң.

25 мин.

8

Өләсәйҙә ҡунаҡта

(У бабушки в гостях)

Учить называть людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим.

Учить последовательному рассказу.

Словарная работа: өләсәй, олатай

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ә, ө, ү.

25 мин.

9

Минең менән кемдәр йәшәй?

(Кто со мной живет?)

Закрепить названия людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим.

Словарная работа: күтәр(-ә), итә, кит(-ә)

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением х, ң.

Учить новую грамматическую конструкцию: Минең өйҙә әсәйем (атайым, олатайым, ағайым, апайым, ҡустым, һеңлем) бар. Һинең өйҙә кемдәрең бар?

Выучить четверостишие.

25 мин.

Декабрь

     

10

Йәшелсә-емештәр

(Овощи и фрукты)

Познакомить детей с названиями игрушек-овощей и фруктов.

Словарная работа: кишер, һуған, ҡыяр.

Повторить ранее изученные слова, словосочетания и граммотические конструкции.

Побудить в детях желание общаться на башкирском языке.

25 мин.

11

Ағастар үҫә

(Растут деревья)

Познакомить детей с названиями деревьев.

Словарная работа: ағас(-тар), ҡайын, шыршы, энә(-ләр), япраҡтар.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ш.

Повторить ранее изученные слова, словосочетания и граммотические конструкции.

Побудить в детях желание общаться на башкирском языке.

25 мин.

12-13

Шыршы байрамы

(Праздник ёлки)

Формировать знания детей о новом годе.

Словарная работа: шыршы байрамы, Яңы йыл, Ҡыш бабай, бүләк, йыр, йырлай.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ш.

Учить предложения: шыршы байрамы булды, шыршы матур, Ҡыш бабай бүләк бирә, һаумы Яңы йыл.

Развивать связную речь, интерес к языку.

50 мин.

Январь

     

14

Ҡар яуа

(Снег идет)

Словарная работа: ҡар, һыуыҡ, ҡыш, килде.

Учить предложения: ҡар яуа, ҡар һыуыҡ, Айгөл сана шыуа, ҡыш килде.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением к, ҡ.

Развивать связную речь, интерес к языку.

25 мин.

15

Ҡышҡы уйындар

(Зимние забавы)

Формировать знания детей, о зимних играх.

Словарная работа: сана, шыуа(-лар), шатлана.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ғ, һ, ә, ө.

Учить предложения: Айгөл сана шыуа, Азат шатлана.

Развивать связную речь, интерес к языку.

25 мин.

16

Минең этем Аҡбай

(Моя собака Акбай)

Словарная работа: эт(-ем), өрә, шаян, йомшаҡ, Аҡбай. Повторить ранее пройденные слова.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением р, һ.

Учить отвечать на вопросы.

Побудить у детей желание общаться на башкирском языке.

25 мин.

Февраль

     

17

Бесәй-бесәй-бес

(Киса-кисонька)

Словарная работа: бесәй, кескәй, мыр-мыр. Повторить ранее пройденные слова.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением б,ә,э.

Развивать связную речь.

Побудить у детей желание общаться на башкирском языке.

25 мин.

18

Тауыҡ менән әтәскә ем бирәбеҙ

(Кормим курицу и петушка)

Формировать знания о домашних животных учить называть их на картинках, учить понимать почему их называют «домашние».

Словарная работа: тауыҡ, әтәс, ем, бирә(-беҙ)

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ҡ.

Развивать связную речь, внимание. Научить инсценировать небольшой текст.

Воспитывать любовь, стремление и интерес башкирскому языку.

25 мин.

19

Балык йөҙә

(Рыба плавает)

Словарная работа: өрә(-беҙ), өрҙөк, балыҡтар. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ө, ҙ.

Учить отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь, стремление и интерес башкирскому языку.

25 мин.

20

Ҡурсаҡтар байрамға килгән

(Куклы пришли на праздник)

Познакомить детей национальной одеждой башкир.

Словарная работа: камзул(-дар), ҡашмау, түбәтәй.. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением р, ы, и.

Побудить стремление общаться между собой на бшкирском языке.

25 мин.

Март

     

21

Әсәйҙәр байрамы

(Мамин праздник )

Словарная работа: байрам, бергә, ҡотлай(-ым, -быҙ). Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ә,ҙ.

Разучивание стихотворения для мамы к празднику.

Воспитывать любовь и уважение мамам и бабушкам.

Продолжать развивать речь,

25 мин.

22

Яҙ килә

(Весна идет)

Словарная работа: ҡояш апай, һыуыҡ ағай, ирей, яҙ килде. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, ү, ҡ, к.

Познакомить детей со свойствами снега и воды.

Развивать внимание,память и мышление.

25 мин.

23

Кем һанашмаҡ белә?

(Кто знает считалочки?)

Словарная работа: һана(-йыҡ), һанашмаҡ, сыпсыҡ, сыҡ, еләк. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением һ, ы, ҡ, р.

Познакомить со считалочкой.

Развивать внимание,память и мышление.

25 мин.

24

Бесәй-сысҡан уйнайыҡ

(Поиграем в кошки-мышки)

Словарная работа: сысҡан,шаян, ҡас(-а, -ты), баҫтыр(-а, -быҙ). Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением с.

Развивать внимание,память и мышление.

25 мин.

Апрель

     

25-26

Әкиәт яратабыҙ

(Любим сказки)

Познакомить со сказкой «Сыбар тауыҡ».

Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ж, ҙ.

Развивать внимание,память и мышление

50 мин.

27-28

Ҡурай тыңлайбыҙ

(Слушаем курай)

Познакомить детей с музыкальным инструментом – курай.

Словарная работа: көй, курай, тын алыу, һауа сығарыу. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, ө, ҡ..

Развивать внимание,память и мышление.

50 мин.

Май

     

29-30

«Эт үҙенэ нисек хужа тапҡан?»

(“Как собака нашла себе хозяина?”)

Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Эт үҙенэ нисек хужа тапҡан?»

Словарная работа: бүре, айыу, арыҫлан, ҡурҡаҡ, хужа. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ғ, р, ы, у, и, ә, ң.

Развивать внимание,память и мышление

50 мин.

31

Бәпесте һыу индерәбеҙ

(Купаем малыша)

Словарная работа: һабын, йыуа(-быҙ), таҫтамал, һөртә(-беҙ). Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением т,д,ҫ.

Развивать внимание, память и мышление

25 мин.

32

Диагностика үткәреү

(Диагностика)

Выполнение заданий

25 мин.

Подготовительная группа (для детей 6-7 лет)

№ занятия

Тема

Цели

Количество часов

октябрь

     

1-2

Танышайыҡ

(Знакомство)

Дать первоначальное представление детям о башкирском языке.

Словарная работа: был, мин, һин, кем, һаумы(-һызыҙ), һау бул.

Развивать внимание и память.

60 мин

3-4

Көҙгө уңыш

(Дары осени)

Познакомить детей с названиями игрушек-овощей и фруктов.

Словарная работа: кишер, һуған, ҡыяр.

Повторить ранее изученные слова, словосочетания и граммотические конструкции.

Побудить в детях желание общаться на башкирском языке.

60 мин

ноябрь

     

5

Минең ғаиләм

(Моя семья)

Формировать знания детей по теме «Семья», учить называть людей близкого окружения, воспитывать уважение к старшим, и любовь и бережное отношение к младшим.

Словарная работа: әсәй, атай, минең атайым, әсәйем.

30 мин

6-7

Ҡала урамдары буйлап

(По улицам города)

Познакомить детей с названиями улиц города, воспитывать любовь и уважение родному городу.

Словарная работа: ҡала, урам.

60 мин

8

Ҡурай моңо

(Мелодия курая)

Продолжить знакомить детей с музыкальным инструментом – курай.

Словарная работа: көй, курай, тын алыу, һауа сығарыу. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Развивать внимание, память и мышление

30 мин

декабрь

     

9

Ҡыш килде

(Пришла зима)

Знакомить детей спризнаками зимы. Словарная работа: ҡыш, ҡар яуа. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Развивать внимание, память и мышление

30 мин

10

Ҡыш бабай

(Дед Мороз)

Формировать знания детей о новом годе.

Словарная работа: шыршы байрамы, Яңы йыл, Ҡыш бабай, бүләк, йыр, йырлай.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ш.

Учить предложения: шыршы байрамы булды, шыршы матур, Ҡыш бабай бүләк бирә, һаумы Яңы йыл.

Развивать связную речь, интерес к языку.

30 мин

11-12

Диагностика үткәреү

(Диагностика)

Выполнение заданий

60 мин

январь

     

13-14

Әкиәт яратабыҙ

(Любим сказки)

Познакомить детей башкирской народной сказкой «Сыбар тауыҡ». Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Развивать внимание, память и мышление

60 мин

15

Ҡышҡы уйындар

(Зимние забавы)

Формировать знания детей, о зимних играх.

Словарная работа: сана, шыуа(-лар), шатлана.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ғ, һ, ә, ө.

Учить предложения: Айгөл сана шыуа, Азат шатлана.

Развивать связную речь, интерес к языку.

30 мин

16

Беҙҙең Аҡбай

(Наш Акбай)

Словарная работа: эт(-ем), өрә, шаян, йомшаҡ, Аҡбай. Повторить ранее пройденные слова.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением р, һ.

Учить отвечать на вопросы.

Побудить у детей желание общаться на башкирском языке.

30 мин

февраль

     

17-18

«Эт үҙенэ нисек хужа тапҡан?»

(“Как собака нашла себе хозяина?”)

Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Эт үҙенэ нисек хужа тапҡан?».

Словарная работа: бүре, айыу, арыҫлан, ҡурҡаҡ, хужа. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ғ, р, ы, у, и, ә, ң.

Развивать внимание,память и мышление

60 мин

19-20

Беҙ ил һаҡсылары

(Мы защитники Отечества)

Словарная работа: ил, һаҡсы, һалдат. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Воспитывать любовь и уважение родине.

60 мин

март

     

21

Әсәйҙәр байрамы

(Мамин праздник)

Словарная работа: байрам, бергә, ҡотлай(-ым, -быҙ). Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением ә,ҙ.

Разучивание стихотворения для мамы к празднику.

Воспитывать любовь и уважение мамам и бабушкам.

30 мин

22

Яҙ килә

(Весна идет)

Словарная работа: ҡояш апай, һыуыҡ ағай, ирей, яҙ килде. Повторить ранее пройденные слова и предложения.

Звуковая культура речи: работа над звукопроизношением у, ү, ҡ, к.

Познакомить детей со свойствами снега и воды.

Развивать внимание,память и мышление

30 мин

23-24

Башҡортостан-беҙҙең ил

(Башкортостан моя Родина)

Словарная работа: ил, баш ҡала, Өфө. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Воспитывать любовь и уважение родине.

60 мин

апрель

     

25-26

«Тирмәкәй» әкиәтен сәхнәләштереү

Словарная работа: ил,тирмә, сәхнә. Повторить ранее пройденные слова и предложения. Воспитывать любовь и уважение родине.

60 мин

27

Кем йыр ярата?

(Кто любит песни?)

Познакомить детей с башкирскими народными песнями. Воспитывать любовь к музыке. Словарная работа: йыр, йырлай, уйнай. Развивать связную речь, интерес к языку.

30 мин

28

Думбырала уйнайым

(Играю на думбыре)

Познакомить детей башкирским музыкальным инструментом-думбыра. Воспитывать любовь к музыке. Словарная работа: думбыра, уйнайым, моң.

30 мин

май

     

29-30

Дарыу үләндәре

(Лекарственные растения)

Познакомить детей с лекарственными растениями. Воспитывать бережное отношение к природе. Словарная работа : үлән, дарыу, мәтрүшкә.

60 мин

31-32

Диагностика үткәреү

(Диагностика)

Выполнение заданий

60 мин

Система работы с родителями

Организация работы с родителями – включение родителей в образовательный процесс работы кружка, консультирование по задачам программы.

- Анкетирование для родителей;

- Информационно – наглядная агитация «Учим родной (башкирский) язык»;

- Индивидуальные беседы и консультации о пройденном материале с родителями ,его усвоении детьми.

- Презентации кружковой работы;

- Организация «дней открытых дверей» (по желанию педагога и запросу родителей).

Система мониторинга

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг достижения детьми результатов деятельности) проводится два раза в год: вводный (ноябрь), итоговый (май).

Согласно содержанию программы умения и знания детей выявляются по 4 блокам:

Определение словарного запаса детей;

Определение степени усвоения детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

Определение сформированности у детей умений различать башкирские звуки и правильно их произносить;

Выявление уровня развития связной речи на башкирском языке.

Критерии оцениваются по 2 бальной системе отдельно по каждому блоку. Диагностику желательно проводить в начале и в конце учебного года. Однако по усмотрению педагога возможно проведение промежуточных срезов для определения умений и навыков детей. Причем необязательно проведение диагностических заданий сразу по всем направлениям речевого развития детей на башкирском языке. Скажем, в течении недели проведено наблюдение за уровнем развития словарного запаса детей, второй недели – за звукопроизношением и т.п.

Критерии для старшей группы (для детей 5-6лет)

1. Критерии для определения словарного запаса детей.

- понимает и умеет отвечать на вопросы «Был нимә ?» «Был кем?» «Нимә эшләй?» «Ҡайҙа?» «Кемдә?» «Исеме нисек?»;

- правильно называет слова, обозначающие предметы, их действия, цвет, величину;

- понимает и называет значение обобщающих слов.

2. Критерии для определения сформированности правильного звукопроизношения на башкирском языке.

- сформированность навыков правильного речевого дыхания;

-способность к переключению артикуляционных движений с одного слога на другой;

- умение выделять и изолированно произносить специфические звуки башкирского языка по их символам;

- умение находить и произносить специфические звуки башкирского языка в словах и предложениях;

- умение определить темп речи;

- умение выделять своим голосом свои эмоции.

3. Критерии для определения усвоения детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний.

- осознанное восприятие и умение отвечать на вопросы;

- усвоение простых типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

- правильное название и использование форм принадлежности;

- правильное использование категории отрицания и вопросительных частиц;

- усвоение и использование образования множественного числа существительных и глаголов.

4. Критерии для определения степени развития связной речи детей на башкирском языке.

- понимание и выполнение просьбы или указания, высказанные с помощью простых предложений;

- составление диалогов, состоящих из 2-3 предложений по конкретной предложенной ситуации;

- исполнение в ролях или с помощью кукол отрывки из сказок;

- понимание содержания и рассказывание 2-3 стихотворений наизусть;

- умение составлять рассказ о себе и о членах семьи, состоящих из 3-4 предложений.

Критерии для подготовительной группы (для детей 6-7 лет)

1.Критерии для определения словарного запаса детей.

а) правильно называет и применяет в речи слова, обозначающие:

- виды автомашин и их запчастей;

- растения;

- овощи;

- домашних животных, птиц и их детенышей;

- диких животных и птиц;

- профессии членов семьи;

- труд работников детского сада;

- действия предметов, их цвет, величину, форму;

- настроение;

- понимает и называет слова и словосочетания, обозначающие состояние погоды;

б) умеет подбирать однокоренные слова;

в) название республики и ее столицы, а также города или деревни, где сам живет;

г) названия одежды башкир, народных праздников, музыкальных инструментов.

2.Критерии для определения правильного звукопроизношения детей на башкирском языке.

- сформированность навыков правильного речевого дыхания и выполнения артикуляционных упражнений самостоятельно;

- умение выделять и изолированно произносить специфические звуки башкирского языка по их символам;

- умение находить, произносить и различать по твердости-мягкости специфические звуки башкирского языка в словах, словосочетаниях и предложениях;

- умение определять темп речи;

- умение выделять голосом свои эмоции.

3.Критерии для определения усвоения детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний.

- осознанное восприятие и умение отвечать на вопросы: «Был нимә? – Это что?», «Был кем? – Это кто?»;

- умение ребенка задавать эти вопросы своему собеседнику;

- усвоение простых типичных грамматических конструкций и словосочетаний типа: Был-мин (ул, атай, апай);

- правильное называние и использование форм принадлежности: Минең әсәйем (ҡулым, ҡурсағым);

- умение подбирать к предметам слова, обозначающие их свойства: «Ҡыҙыл туп, ҙур туп. Бәләкәй ҡурсаҡ»;

- умение использовать в своей речи наречия, числительные: аяҡтар икәү, бөгөн килде;

- умение использовать в своей речи местоимения: мин, һин, ул, беҙ, һеҙ, улар, был;

- правильное использование категории отрицания и вопросительных частиц: ал-ма, бара-мы;

-умение использовать формы множественного числа существительных и глаголов: китап-китап-тар, бара- бара-лар.

4. Критерии для определения степени развития связной речи детей на башкирском языке.

- понимание и выполнение просьбы или указания, высказанные с помощью простых предложений;

- составление диалогов, состоящих из 2-3 предложений по конкретной предложенной ситуации;

- исполнение в ролях или с помощью кукол отрывки из сказок;

- понимание содержания и рассказывание 2-3 стихотворения наизусть;

- умение составлять рассказ о себе и членах семьи, состоящих из 3-4 предложений.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы

К концу обучения по программе «Башкирский язык» основным результатом должно стать формирования интереса к башкирскому языку, культуре, познанию, развития у детей внимания, памяти, речи. При этом у детей формируется следующие основные умения.

Старшая группа (для детей 5-6 лет)

Ожидаемые результаты:

Уровень А (планируемый минимум образования)

Должны уметь:

- выделять и изолированно произносить специфические звуки башкирского языка по их символам;

- придумывать, называть слова, которые начинаются на одинаковые буквы.

- составлять предложения из 5 и более слов;

- определить темп речи;

- Понимать содержания и рассказывание 2-3 стихотворений наизусть;

Уровень Б (желаемый уровень)

Должны уметь:

- находить и произносить специфические звуки башкирского языка в словах и предложениях;.

- выделять и изолированно произносить специфические звуки башкирского языка по их символам;

- правильно называть и использовать формы принадлежности;

- соотносить запись башкирских букв с предметами которые начинаются на эти буквы.

- придумывать, называть слова, которые начинаются на одинаковые буквы. Находить предметы из окружающей обстановке, которые начинаются на одинаковые буквы.

 

Подготовительная группа (для детей 6-7 лет)

Ожидаемые результаты:

Уровень А (планируемый минимум образования)

Должны уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- назвать республику и ее столицу, а также города или деревни, где сам живет;

- назвать одежды башкир, народных праздников, музыкальных инструментов;

-определять типичные грамматические конструкции и словосочетания;

- понимать и выполнять просьбы или указания, высказанные с помощью простых предложений;

- составлять диалоги, состоящих из 2-3 предложений по конкретной предложенной ситуации;

- исполнять в ролях или с помощью кукол отрывки из сказок;

- понимать содержания и рассказывание 2-3 стихотворения наизусть;

Уровень Б (желаемый уровень)

Должны уметь:

- назвать республику и ее столицу, а также города или деревни, где сам живет;

- назвать одежды башкир, народных праздников, музыкальных инструментов;

- понимать и выполнять просьбы или указания, высказанные с помощью простых предложений;

- понимать содержания и рассказывание 2-3 стихотворения наизусть;

Учебно – методическое сопровождение

С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:

1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для

релаксации и отдыха.

2.Инструменты и приспособления

-магнитно-маркерная доска;

-ноутбук;

-кукла;

-игрушечная посуда;

-альбом;

-карандаши;

-книги.

 

3. Наглядный материал:

- иллюстрации.

Литература:

1.Азнабаева Ф.Г., Елкебаева Г.Р. «Гульбостан». Методическое пособие по развитию речи для детских учреждений. Уфа. 2010 г.

2. Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г. «Оскон». Программа по обучению башкирскому языку . Уфа. 2003 г.

3. Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г Волшебные звуки. Методическое пособие. Уфа. 2004 г.

4. Нафикова З.Г. Говорим на башкирском. Методическая разработка. Уфа. 2004 г.

5. Нафикова З.Г.Изучаем башкирский язык. Методическая е пособие. Уфа. 2005 г.

6.Башкирский алфавит

18

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.